Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
26.02.2017
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ориентирована на учебно-методический комплект:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2015.
- Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева.Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (автор А.Я.Данилюк — М.: Просвещение, 2011), авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», (автор Кураев А.В. – М.: «Просвещение», 2012г).
ОРКСЭ опк.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрена»
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №1 от 30.08.2016г.
Руководитель МО
______ Кавалерист Н.А.
«Принята»
педагогическим советом
МБОУ Алексеевской сош
Протокол №1от 30.08.2016г.
«Утверждаю»
Директор
М МБОУ Алексеевской сош
_________Щербина А.В.
Прик Приказ №200 от 31. 08.2016 г.
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Основы православной культура»
на 20162017учебный год
4 класс
Уровень общего образования начальное общее
Количество часов 34 (1 час в неделю)
Учитель Кавалерист Нина Алексеевна
с. Алексеевка 2016 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль
«Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России (автор А.Я.Данилюк — М.:
Просвещение, 2011), авторской программы «Основы духовно нравственной культуры народов
России. Основы православной культуры», (автор Кураев А.В. – М.: «Просвещение», 2012г).
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей
(законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной
культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» и ориентирована на учебнометодический комплект:
Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва:
«Просвещение», 2015.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева.
В 4 классе на изучение курса «Основы православной культуры» отводится 1 час в неделю,
всего 34 часа в год.
Раздел 2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и
результаты по модулю «Основы православной культуры»с учетом содержания примерных рабочих
программ.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе
нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному
совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной
на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебному модулю «Основы православной культуры» Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать моральнонравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского
общества, народов России духовнонравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовнонравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Раздел 3. Содержание программы
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (1 ч.)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности.
Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и
человечества. Родословная. Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие
духовные ценности народов,
населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования.
Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство,
ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды,
религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных
религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный
закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру ( 28 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары
получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества. Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы
просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих.
Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение
Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и
Новый Завет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к
мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что
является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение.
События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической
деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение.
Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе
Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста.
Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда.
Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое
«внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает
о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое
совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение
заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об
отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех
заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен
относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие
Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать
милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений.
Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурноисторическое наследие. Значение храма в жизни православных
верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и
искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме.
Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной
архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее
строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок.
Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение
верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное
достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали
изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные
свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении
мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие
как традиционная религия России.
Подвиг.
Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки ВойноЯсенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем,
здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны
Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема.
Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе.
Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений.
Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом
Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое
христианские добродетели и в чём они проявляются.Почему христиане верят в бессмертие.
Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство
крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в
православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство
покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака.
Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря.
Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как
духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни,
монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры
культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.
Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы.
Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное
отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в
церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник.
Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как
христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает
справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие
поступки недопустимы даже на войне. Монахивоины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с
Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое
первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать
человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы
национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как
основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (5 часов).
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная
деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут
носить индивидуальный или коллективный характер. Раздел 4. Календарнотематическое планирование курса «ОРКСЭ. Основы православной культуры»
Колво
часов
№
урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
предметные результаты
метапредметные
личностные
Формы
контроля.
Измерите
ли 1
6.09
Россия – наша
Родина.
1
Знать основные понятия:
Отечество,
Родина,
духовный мир, культурные
традиции.
Уметь:
Объяснить,что
такое
духовный мир человека.
Рассказать о традициях
своей семьи. Рассказать,
какие ценности лежат в
основе
семьи.
Рассказать о празднике
День народного единства (4
ноября).
своей
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою
Родину
Регулятивные:
учиться работать по
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
выполнение
действий
алгоритму.
Коммуникативны
е:
выражение своих
мыслей.
по
Текущий.
Творческая
работа.
Сочинение
«С
чего
начинается
Родина?»
в тексте
пособия
Находить
учебного
ответы на вопросы.
Рассказывать о том,
что изображено на
иллюстрациях
в
учебном пособии.
Отвечать на вопросы
учителя (с опорой на
текст учебного пособия
и иллюстрации).
Сопоставлять
наименования
и
признаки священных
событий и предметов.
Проявлять
почтительное
отношение
Государственным
символам, священным
именам и историческим
событиям России.
к 2
13.09 Культура и
1
религия.
Знать: Что такое культура,
и как она создаётся. Что
такое религия. Что такое
православие.
Уметь: Выразить слова
благодарности
в
разнообразных
формах.
Понимать
взаимосвязь
русской культуры и
православия. Рассказать о
традициях
русской
православной культуры
XVII века
Регулятивные:
саморегуляция
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:овладение
навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров,
осознанного
построения речевых
в
высказываний
соответствии
с
задачами
коммуникации;
формирование
образа мира как
единого
и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей
,
религий,
воспитание до
и
верия
уважения
к
истории
и
культуре всех
народов;
Текущий.
Находить в тексте
учебного
пособия
ответы на вопросы.
Рассказывать о том, что
изображено
на
иллюстрациях
в
учебном пособии.
Отвечают на вопросы
учителя (с опорой на
текст учебного пособия
и иллюстрации).
Сопоставлять
наименования
и
признаки священных
событий и предметов. 3
20.09 Человек и
в
Бог
православии.
1
Знать: Кого православная
культура
называет
Творцом.
Какие дары
получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера
влияет
поступки
человека, и рассказать об
этом.
на
и
ценить
принимать
ценности.
Текущий.
Участие в беседе,
работа с текстом,
работа
с
изобразительным
рядом,
составление
словаря терминов, эссе
«Что значит быть
православным
человеком»,
Регулятивные:ов
ладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
а
также находить
средства
её
осуществления
Познавательные:
адекватное
использование
речевых средств и
средств
ин
формационно
коммуникационны
х технологий для
решения различных
коммуникативных
и познавательных
задач;
Коммуникативн
ые:уметь
договариваться,
вести дискуссию 4
27.09 Православная
1
молитва.
Что
Рассказать,
Знать: Что такое молитва,
и чем она отличается от
магии. Какие бывают виды
молитв.
значит
Кто такие
«благодать».
святые.
Уметь:
что
значит «молиться», и чем
отличается молитва от
магии. Объяснить слово
«искушение»,
и зачем
посылаются
людям
жизни.
испытания
в
Объяснить
выражение
«Знать, как «Отче наш».
и
ценить
принимать
ценности.
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
для
Познавательные:
умение
осуществлять
информационный
поиск
выполнения
учебных заданий
Коммуникативн
ые:умение
слышать, слушать и
понимать партнера
Текущий.
Участие в беседе,
работа с текстом,
работа
с
изобразительным
рядом,
словаря терминов
интервью,
драматизация
(театрализация),
диалог,
задания
составление
,
творческие и
ценить
принимать
ценности.
Текущий.
Составление словарика
по теме, принимать
участие в беседе,
работа с текстом
драматизация
(театрализация),
диалог,.
5
4.10
Библия
Евангелие.
и
1
Объяснить,
Знать:
Кто
такой
христианин.
Кто такие
пророки и апостолы. Что
такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение
Божие.
Уметь:
что
такое Священное Писание,
и из каких частей оно
состоит. Объяснить связь
слов
–
христианство – христианин.
Объяснить,
как
переводится
слово
«Евангелие», и почему оно
так называется. Рассказать
об апостолах Христовых.
Христос
и
её
Регулятивные:
формирование
умений
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
в
действия
соответствии
с
поставленной
задачей
условиями
реализации;
Познавательные:
овладение
логическими
действиями
анализа,
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
причинно
следственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения
известным
понятиям
Коммуникативн
ые:уметь
вести
синтеза,
и
к Текущий.
Участие в беседе,
работа с текстом,
работа
с
изобразительным
рядом,
составление
словаря терминов Эссе
«О чем я хочу спросить
Иисуса Христа»,
6
11.10 Проповедь
1
Христа.
Что
Знать:
такое
проповедь
(Нагорная
проповедь). Как христиане
относятся к мести,
и
почему.
Уметь:
Объяснить, чему
учил Христос. Объяснить,
что является духовными
сокровищами.
Рассказать,
какое богатство христиане
считают истинным и
вечным.
нравственно
эстетическое
оценивание.
Регулятивные:
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение
на
основе оценки и с
учётом характера
ошибок; понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности;
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:уметь
вести
дискуссию 7
18.10 Христос и
1
Его крест.
Что
такое
Знать:
«воплощение»
(«Боговоплоще
ние»), Голгофа. Кто такой
Богочеловек.
В чём состояла жертва
Иисуса Христа.
Уметь:
Рождестве
Объяснить,
Боговоплощение.
Объяснить, почему Христос
не уклонился от распятия.
Объяснить, почему крест
символом
стал
христианства,
и какой
смысл
христиане
вкладывают в этот символ.
Рассказать о
Христове.
что такое
Текущий.
Составление словарика
по теме.
Беседа, работа в паре,
составление
группе,
рассказа,
работа с
текстом.
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях,
умений
создавать
конфликтов
и
находить выходы
из
спорных
ситуаций;
не
Регулятивные:
овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
а
также находить
средства
её
осуществления
Познавательные:
умение
осуществлять
информационный
поиск
выполнения
учебных заданий
Коммуникативн
ые:уметь
вести
дискуссию
для 8
25.10 Пасха.
1
нравственно
эстетическое
оценивание.
Текущий.
Составление словарика
по теме. Участие в
работа с
беседе,
текстом,
работа с
изобразительным
рядом,
драматизация
(театрализация), диалог
Знать: Что такое Пасха
(Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное
приветствие. Как звучит
пасхальный гимн. Что такое
христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему
Иисуса Христа называют
Спасителем.
Объяснить,
как христиане связывают
свою судьбу с воскресением
Христа. Рассказать, в чём
состоит смысл пасхального
гимна. Рассказать, в чём
состоит
смысл
христианского поста.
Регулятивные:
адекватно
оценивать
поведение свое и
окружающихПозн
авательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:
уважать в
общении
и
сотрудничества
партнера и самого
себя 9
8.11
1
Православное
учение
о
человеке.
Знать:
Чем человек
отличается от животного.
Что такое «внутренний
мир» человека. В чём
заключается свобода для
христианина. Как Библия
рассказывает
о
происхождении
души.христианина.
Уметь:
Объяснить
выражение
«внутренний
мир» человека. Составить
рассказ на тему «Как Бог
подарил человеку душу».
выражение
Объяснить
души».
«болезни
Объяснить,
чём
заключается свобода для
христианина.
в
синтеза,
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
овладение
логическими
действиями
анализа,
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий и при
чинно
следственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения
известным
понятиям
Коммуникативн
ые:
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную;
излагать
своё
мнение и аргумен
к
Составление словарика
по теме, составление
рассказа,
работа с
текстом.
Текущий.
Творческая
работа.
Мини
сочинение
«Когда на
душе светло
и
радостно».
развитие
самостоятельност
и и личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе;
ценить
принимать
ценности.
и
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях,
умений
создавать
и
конфликтов
находить выходы
из
спорных
ситуаций;
не 10
15.11 Совесть
и
1
Раскаяние.
Знать:
Что христиане
считают
добром, злом,
грехом, что такое совесть,
раскаяние, покаяние
Уметь:
Рассказать,
как
совесть
подсказывает
человеку правильный выбор
в поступках.
Объяснить
выражение
«Человек – это животное,
умеющее
краснеть».
Объяснить связь между
выражениями
«бессовестный человек» и
душа».
«мёртвая
почему
Рассказать,
покаяние
называют
«лекарством души».
Текущий.
развитие
начальных форм
регуляции своих
эмоциональных
состояний
паре,
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в
группе,
составление рассказа,
работа с текстом,
драматизация
(театрализация),
диалог,
и
свои
Регулятивные:
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативн
ые:
овладение
навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров,
осознанного
построения
речевых
высказываний в
соответствии
с
задачами
коммуникации; 11
22.11
Заповеди.
1
Рассказать,
Знать:
Что
такое
«заповедь»,
«скрижали».
Какие заповеди были даны
людям через
пророка
Моисея.
Уметь:
что
такое «Десять заповедей»
или «Закон Моисея».
Рассказать, что общего у
воровства и убийства.
Рассказать,
как зависть
гасит радость. Отличать 10
заповедей Моисея от
заповедей
блаженств
Иисуса Христа.
и
её
Регулятивные:
формирование
умений
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
в
действия
соответствии
с
поставленной
задачей
условиями
реализации;
Познавательные:
анализировать
жизненные
ситуации
выбирать
нравственные
формы поведения.
Коммуникативн
ые:
умение
согласованно
выполнять
совместную
деятельность
и
Текущий.
Составление словарика
по теме, Беседа, работа
в паре, группе, работа с
текстом.
развитие
самостоятельност
и и личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе;
ценить
принимать
ценности.
и
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях,
умений
создавать
конфликтов
и
находить выходы
из
спорных
ситуаций.
не 12
29.11 Милосердие
1
и
сострадание.
Регулятивные:
оценканравственны
х норм
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации.
Коммуникативн
ые:сотрудничать в
совместном
решении проблемы.
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей;
и
Беседа, работа в паре,
группе,
работа с
текстом,
составление
загадкипритчи.
Текущий.
Творческая
работа.
Мини
сочинение
«Ближний
для меня –
это…».
Знать:
Кого христиане
называют «ближним». Как
христианин
должен
относиться к людям. Что
такое
«милосердие»,
«милостыня».
Уметь: Объяснить, можно
ли за милосердную помощь
брать плату, и почему.
что нужно
Рассказать,
делать человеку,
чтобы
милосердным.
стать
какие
Рассказать,
существуют
дела
милосердия 6.12
13
1
Золотое
правило
этики.
Что
Знать:
такое
«этика».Главное правило
человеческих отношений.
Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему
главное правило этики
называется
«золотое».
Сформулировать
своё
мнение: как уберечься от
осуждения других людей.
Рассказать по картине
В.Поленова «Грешница»,
как Христос
защитил
женщину.
Текущий.
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в паре, группе, работа с
текстом., проблемная
прессконференция
и
ценить
принимать
ценности;
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости
Регулятивные:са
морегуляция;
оценканравственны
х норм
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу. 14
13.12 Храм.
1
Текущий.
Беседа, работа в паре,
группе,
работа с
текстом учебника и
справочников,
словарей.
и
ценить
принимать
ценности;
развитие личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:уважать
в
общении
и
сотрудничестве
партнера и самого
себя
Рассказать,
Знать:
Для чего людям
нужен храм, что они там
делают.
Как устроен
православный храм.
Что такое «алтарь»,
«Царские врата», «икона»,
«иконостас»,
«канун»,
«поминание»,
«благословение». Что такое
«церковнославянский
язык».
Уметь:
как
устроен
православный
храм. Рассказать, что такое
иконостас, и какие иконы в
нём
присутствуют
обязательно.
Рассказать,
может ли православный
христианин молиться без
иконы. Отличать на иконе
изображение
Иисуса
Христа и Божьей Матери
Объяснить
значение
выражения
«Казанская
Богоматерь».
Рассказать
правила
поведения в храме, и для
чего они нужны. Беседа, работа в паре,
группе,
работа с
текстом.
Текущий.
и
ценить
принимать
ценности;
бережно
относится
к
материальным и
духовным
ценностям
15
20.12 Икона.
1
Объяснить,
Знать: В чём состоит
отличие иконы от обычной
живописной картины,
и
почему. Зачем христианам
нужны иконы, и как на
иконах
изображается
невидимый мир.
Уметь:
как
понятие света связано с
пониманием Бога
в
христианстве.
Объяснить,
почему христиане считают
изображать
возможным
невидимого
Бога.
Рассказать, кому молятся
христиане,
стоя перед
иконой. Объяснить слова
«нимб» и «лик»
Регулятивные:
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
и
свои
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации;постр
оение логической
цепи рассуждений.
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей. 16
27.12 Творческие
1
работы
учащихся.
оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
Презентация
самостоятельной
работы.
Текущий.
Творческая
работа.
Регулятивные:са
морегуляция
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые: умение
слышать, слушать и
понимать партнера;
оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
Знать:
Как готовится
творческая работа, какие
виды
существуют
творческих работ.
Как
пользоваться литературой и
другими
источниками
информации, как правильно
отобрать
нужную
информацию и сделать
выводы.выступление.
Уметь:
Искать
требующуюся литературу.
Работать с книгой, со
статьей
другой
информацией. Свести всю
найденную информацию в
последовательный общий
текст. Оформить работу в
соответствии
с
требованиями. Подготовить
устное выступление.
и Презентация
самостоятельной
работы.
Текущий.
Взаимоконт
роль.
оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи;
навыки
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях
17
10.01 Подведение
1
итогов.
Уметь: Представить свою
творческую работу для
Отстаивать
обсуждения.
зрения.
свою
точку
Аргументировать
свой
ответ.
Регулятивные:
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
и
свои
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативн
ые:умение
слышать, слушать и
понимать партнера;
готовность
слушать
собеседника, вести
диалог, признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную;
излагать
своё
мнение и аргумен
тировать
свою
точку зрения и
оценку событий. 18
17.01 Как
1
христианство
пришло на
Русь.
Русь
стала
Уметь:
Знать:
Что
такоеЕвангелие,
Пасха,
храм и икона. Кто такой
Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь
и крещение.
Как
христианской страной.
.
Отличать
православный храм от
других,
узнавать
изображение
Иисуса
Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать
проникновения
христианства
в
древнерусские земли и
крещения Руси.
историю
нравственно
эстетическое
оценивание
Текущий.
паре,
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в
группе,
разговор с замещённым
собеседником , работа
с текстом.
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану;
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
и
свои
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:умение
слышать, слушать и
понимать партнера 19
24.01 Подвиг.
1
Объяснить слово
Знать: Что такое подвиг,
что такое жертвенность.
Пример подвижнической
жизни архиепископа Луки
ВойноЯсенецкого.
Уметь:
«подвижник»,
«жертвенность»
и
употреблять их в речи.
Различать ценности, ради
которых люди жертвуют
своим временем, здоровьем,
даже жизнью Рассказать о
герое
Регулятивные:са
морегуляция;
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов
и
свои
Познавательные:
анализировать
жизненные
ситуации
выбирать
нравственные
формы поведения
и
личностное
переживание;
развитие личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в паре, группе, работа с
текстом.
Текущий.
Творческая
работа.
Написать
эссе. «Чем
мне
приходится
жертвовать
ради…
(близких,
друзей…).
Коммуникативн
ые:
выражение
своих
мыслей;
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную;
излагать
своё
мнение и аргумен
тировать
свою
точку зрения и
оценку событий; 20
31.01
Заповеди
блаженств.
1
Что
Знать:
такое
«заповедь», «блаженство»,
что делает христианина
счастливым.
Уметь: Объяснить, почему
благодарны
христиане
Иисусу Христу.
Читать
текст
Заповедей
Блаженства с полным
пониманием.
Приводить
примеры исполнения этих
заповедей христианами.
Текущий.
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в паре, группе, работа с
текстом.
и
ценить
принимать
ценности;
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей
и
Регулятивные:са
морегуляция;
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
и
свои
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу. 21
7.02
1
Зачем
творить
добро?
Знать: В чём, как и почему
христиане
подражают
Христу,
чему радуются
святые
Уметь: Нарисовать кресты
Иисуса Христа, апостолов
Петра и Андрея.
Правильно употреблять в
речи слово «смирение».
Объяснить
выражение
«Даром приняли – даром
давайте».
Регулятивные:по
нимать значение
добра и зла.
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации.
Коммуникативн
ые:
умение и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу.
эмоциональное
переживание;
развитие
самостоятельност
и и личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе;
ценить
принимать
ценности.
и
Текущий.
паре,
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в
группе,
составление рассказа,
работа с текстом,
разговор с замещённым
собеседником. 22
14.02
Чудо в жизни
христианина.
1
Знать:
В чём состоит
христианское учение о
Святой Троице. Что такое
христианские добродетели
и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе
изображение
Святой
Троицы. Объяснить связь
слов «вера» и «верность».
Рассказать,
какие
добродетели
видит
учащийся в самом себе и
своих одноклассниках
Составление словарика
по теме
Беседа, работа в паре,
составление
группе,
рассказа,
работа с
текстом.
Текущий.
Творческая
работа.
Какие
добродетел
и вы видите
в себе.
личностное
пережива
ние;
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей
и
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
анализировать
жизненные
ситуации
выбирать
нравственные
формы поведения
и
Коммуникативн
ые:
выражение
своих
мыслей;
уважать в общении
и сотрудничестве
партнера и самого
себя 23
21.02
1
Православие
о Божием
суде.
Знать: В чём состоит
представление христиан о
Почему
Божием суде.
христиане
верят
в
бессмертие.творению
добра.
Уметь:
как
вера в Божий суд влияет на
христиан.
поступки
Перечислить
мотивы,
поощряющие христиан к
творению добра.
Рассказать,
Текущий.
Беседа, работа в паре,
группе,
составление
рассказа,
работа с
текстом.
личностное
пережива
ние;
развитие личной
ответственности
за свои поступки
на
основе
представлений о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и
свободе
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу. 24
28.02
Таинство
причастия.
1
Что
такое
что такое
Знать:
Причастие,
церковное Таинство.
Что происходит в храме во
время Литургии.
Рассказать, чем
Уметь:
отличается
история
Ветхого Завета от истории
Нового. Объяснить, как
главная надежда христиан
связана с Литургией.
Рассказать, в чём главное
назначение Церкви.
и
ценить
принимать
ценности.
Беседа, работа в паре,
группе,
составление
рассказа,
работа с
текстом.
Текущий.
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации.
Коммуникативн
ые:
выражение своих
мыслей. развитие
этических чувств
как регуляторов
морального по
ведения;
Текущий.
Беседа, работа в паре,
группе,
составление
рассказа,
работа с
текстом.
25
7.03 Монастырь. 1
Знать: Кто такой монах, и
почему люди идут в
монахи. Что представляет
собой монастырь. Какие
монастыри и лавры
существуют на территории
России.
Уметь:
что
приобретает человек, став
монахом, и от чего он
отказывается.
Рассказать,
какие крупные и известные
монастыри действуют на
территории России.
Объяснить,
Регулятивные:
овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
а
также находить
средства
её
осуществления.
Познавательные:
адекватное
использование
речевых средств и
средств
ин
формационно
коммуникационны
х технологий для
решения различных
коммуникативных
и познавательных
задач.
Коммуникативн
ые:
умение слышать,
слушать
и
понимать партнера 26
14.03 Отношение
христианина
к природе.
1
В
Знать:
Какие качества
делают человека «выше»
Какую
природы.
ответственность
несёт
человек за сохранение
природы.
чём
проявляется милосердное
отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на
тему «Почему человек стал
оказывать
губительное
воздействие на природу?».
Рассказать
своём
домашнем питомце и о том,
как ребёнок заботится о
нём.
о
Составление словарика
по теме, разговор с
замещённым
собеседником. Беседа,
работа в паре, группе,
составление рассказа,
работа с текстом.
Текущий.
Творческая
работа.
«Экологиче
ский
кризис».
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей;
и
Регулятивные:
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение
на
основе оценки и с
учётом характера
ошибок; понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности;
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей. 27
21.03 Христианская
1
семья.
28
4.04
Защита
Отечества.
1
Знать: Почему заключение
брака в церкви называется
«венчание». Что означает
венец над молодожёнами.
Что означает обручальное
кольцо.
Уметь: Рассказать, какие
традиции есть в семье
обучающегося. Объяснить,
какое поведение называется
хамским. Обсудить вопрос:
«Позволяет ли совесть
бросать постаревшего или
заболевшего супруга?»
война
Знать:
Имена и подвиг
святых защитников Родины.
бывает
Когда
справедливой.
Когда
против общих недругов
России вместе сражались
разные народы.
Уметь: Объяснить, какие
поступки
недопустимы
даже на войне. Рассказать,
какие слова вдохновили
Пересвета и Ослябю на
участие в Куликовской
битве.
Регулятивные:са
морегуляция
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу.
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей.
Составление словарика
по теме. Беседа, работа
в
группе,
составление рассказа,
работа с текстом.
паре,
формирование
образа мира как
единого
и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий,
воспитание до
верия и уважения
к истории и
культуре
всех
народов;
формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за свою Родину;
Беседа, работа в паре,
группе,
работа с
текстом, разговор с
замещённым
собеседником.
Текущий.
Текущий.
Творческая
работа.
Подготовит
ь
сообщения
об
Александре
Невском,
Дмитрии
Донском. 29
11.04 Христианин в
1
труде.
30
18.04
1
Любовь
и
уважение к
Отечеству.
Что
Знать:
Какие заповеди
получили первые люди от
такое
Творца.
первородный грех.
Что
такое пост, и для чего он
нужен христианину.
Уметь:
Объяснить
выражение
«жизнь
положить за други своя».
Рассказать,
какие дела
может совершать человек
(даже ребёнок) на благо
других людей, на благо
своей Родины
Знать: Главные ценности
для человека, к какой бы
национальности
или
религиозной культуре он
себя ни относил, – Родина,
семья, жизнь, культура.
Уметь:
Объяснить
выражение
«жизнь
положить за други своя».
Рассказать,
какие дела
может совершать человек
(даже ребёнок) на благо
других людей, на благо
своей Родины
Регулятивные:
оценканравственны
х норм.
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации.
Коммуникативн
ые:умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения, оказывать
поддержку друг
другу.
Регулятивные:са
морегуляция
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей.
и
ценить
принимать
ценности;
бережно
относится
к
материальным и
духовным
ценностям
формирование
образа мира как
единого
и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий,
воспитание до
верия и уважения
к истории и
культуре
всех
народов;
Текущий.
Беседа, работа в паре,
группе,
составление
рассказа,
работа с
текстом.
Составление словарика
по теме, драматизация
(театрализация),
диалог, беседа, работа
в
группе,
составление рассказа,
работа с текстом.
паре,
Текущий.
Творческая
работа.
Мини
сочинение
по вопросу:
«Я люблю
свою
Родину, что
это значит
для меня?» 31
25.04
1
Подготовка
творческих
проектов
учащихся.
Виды
творческих
проектов.
Искать нужную
Знать:
Как готовится
творческий проект. Какие
виды творческих проектов
существуют.
Уметь:
информацию,
систематизировать
сделать
проведённого
исследования, разработать
творческий проект.
выводы
её,
из
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
Регулятивные:
учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Познавательные:
Осуществляют
поиск
необходимой
информации для
выполнения
заданий
Коммуникативн
ые:уважать
в
общении
и
сотрудничестве
партнера и самого
себя .
Текущий.
Творческая
работа.
паре,
диалог, беседа, работа
в
группе,
составление рассказа,
работа с текстом.
Подготовка
к
презентации
самостоятельной
работы. 32
2.05
1
Итоговая
презентация
творческих
проектов.
33
16.05 Итоговая
1
презентация
творческих
проектов.
Знать: всестороннетему, по
которой
готовит
выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой,
грамотной речью, уметь
отвечать на поставленные
по теме выступления
вопросы, аргументировать и
отстаивать свою точку
зрения.
Знать: всестороннетему, по
которой
готовит
выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой,
грамотной речью, уметь
отвечать на поставленные
по теме выступления
вопросы, аргументировать и
отстаивать свою точку
зрения.
Регулятивные:
саморегуляция.
Умение излагать
свое мнение
Презентация
самостоятельной
работы
Текущий.
Творческая
работа.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:
Участвуют
в
диспутах и учатся
слушать
собеседника
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативн
ые:
в
Участвуют
диспутах и учатся
слушать
собеседника
Презентация
самостоятельной
работы
Текущий.
Творческая
работа.
воспитание
доброжелательнос
ти
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей;
и 34
23.05 Подведение
1
итогов курса.
Уметь:
Отстаивать свою точку
зрения.
Аргументировать
свой ответ.
Текущий.
Взаимоконт
роль.
оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи;
навыки
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками в
различных
социальных
ситуациях
Регулятивные:
способность
понимать
проявлять
чувства
посредством слов.
и
свои
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативн
ые:умение
слышать, слушать и
понимать партнера,
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
иметь
свою
собственную;
излагать
своё
мнение и аргумен
тировать
свою
точку зрения и
оценку событий. Учебнотематический план
№
п /п
Наименование
разделов
программы
Раздел 1. «Россия – наша Родина»
Раздел 2. «Основы православной культуры»
Раздел 3. «Подведение итогов курса»
1.
2.
3.
Итого часов
Всего часов
1
28
5
34
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.