Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Оценка 4.7
Документация
docx
религиоведение
4 кл
16.02.2018
рабочая программа по предмету основы светской этики для 4 классов на 2017-2018 учебный год. программа составлена на основе учебника Студеникиной. в программе прилагается календарно - тематический план. программа рассчитана на 1 час в неделю. в год 34 часа. все даты поставлены с учетом выходных дней.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭТИКЕ 4 КЛАСС-17-18 (Автосохраненный).docx
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы светской этики» для 4 класса составлена на основе программы
«Основы светской этики» для 4 класса под ред. М.Т. Студеникина, Москва «Русское слово»
2015 г.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная
предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России». Изучение основ
духовнонравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся;
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа;
формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных тра
дициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность,
честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, му
жество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При
изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть
у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много
полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном
транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной
курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль
взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его
особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе
ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит
младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в
детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о
социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб ряемых формах поведения в
обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно
усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их
позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное,
доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным
ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила
поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и
самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между
теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания
курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности —
воспроизводящем, преобразующем и творческопоисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются
словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные
умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою
точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать
о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На
уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных
отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья»,
«Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и
настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным
учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому
собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться
к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в
классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и
физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по
сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это
его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной
национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у
детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура
каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также
вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной
идентичности.
Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость,
консолидацию, целостность нашего общества и государства, необходимо воспитывать патриотизм,
любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению
священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя»,
«Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника
Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков.
При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка,
происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство
гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским
языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и
заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих
людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, рас
пространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о
религиозных праздниках и традициях верующих.
Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовнонравственной
культуры народов России» 34 часа. В связи с выходными днями эти уроки будут автоматически
проведены на следующий рабочий день.
Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно нравственной культуры и призван
ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с
опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности
предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Особенности модуля
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно воспитательного процесса, обобщая
знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно
значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно
оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь,
добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого,
что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это
сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это
нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци
онального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих
произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования,
применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не
сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву
и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика
может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом
случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее,
если ученик сначала выполнит какое либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или
вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с
текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для
учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения;
в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим
формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых
фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание
показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в
ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать
собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них,
структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками
информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты
труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности,
последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения,
получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные
умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать
свою точку зрения.
Модуль «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции,
рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам,
старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре
семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа»,
«Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей
прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее
подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к
родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться
к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и
физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по
сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это
его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной
национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у
детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура
каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также
вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной
идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость,
консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год – 34 часа. В связи с выходными праздниками
уроки будут проведены (совмещены) на следующий урок: 9.05.2018г(ср)16.05.2018г(ср.
Итого в год33часа.
Планируемые результаты изучения курса «Основы светской этики»
Личностные результаты
российский народ и историю России;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре
истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Программа предполагает соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для
эмпирического и творческого освоения содержания курса. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы
православной культуры» относятся:
взаимные вопросы и задания групп,
взаимообъяснение,
беседа,
интервью,
драматизация (театрализация).
Типология уроков: комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно
обобщающие уроки, уроки организации самостоятельной работы учащихся, позволяющей им
приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в
рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
составление словаря терминов и понятий,
составление галереи образов,
использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный
характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе
изученного материала.
Рабочая программа выполняет функции:
информационнометодическая функция позволяет получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса
«Основы светской этики»;
организационнопланирующая функция предусматривает структурирование учебного
материала, определение его количественных и качественных характеристик.
«Основы светской этики»
Учебнотематический план
Класс
Объем
учебного
времени
IV
33 ч.
Тема программы
Количество
учебного времени
Введение в предмет
Россия – Родина моя
Этика и этикет
Вежливость
Добро и зло
Дружба и порядочность
Честность и искренность
Гордость и гордыня
Обычаи и обряды русского народа
Терпение и труд
Семья
Семейные традиции
Сердце матери
Правила твоей жизни
Праздники народов России
Защитники Отечества
Итоговое повторение
Итого:
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
33ч Календарнотематическое планирование №
п/п
Тема урока
Введение в предмет
Кол –
во
часов
1
Россия – Родина моя
2
Этика и этикет
2
Вежливость
2
Добро и зло
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Элементы содержания
образования (основные
вопросы)
Народы России, их духовно
нравственная культура. Учебник
«Основы светской этики», его
структура. Истоки вежливых
слов. Значение вежливости.
Понятие Родины. Древняя Русь.
Происхождение названий Русь,
русские. Наша родина – Россия,
ее географическое положение,
природа, население. Радушие и
доброжелательность россиян.
Россия – многонациональное
государство.
Национальность и раса.
Древние города России, их
памятники культуры
Понятия этика, мораль
(нравственность). Назначение
этики, ее категории. Понятие
этикет, его происхождение и
назначение. Нормы этикета, их
развитие и совершенствование.
Современные правила
поведения, манеры поведения
человека, их характеристика.
Понятие вежливость,
уважение. Происхождение слов
здравствуйте, спасибо,
пожалуйста, их значения.
Обычай рукопожатия, обычай
снимать головной убор. Этикет
приветствия дома и в школе, на
улице. Отношение к недостаткам
и слабостям людей. Обида
словом, извинение. Этикет
разговорной речи. Умение
слушать друг друга.
Понятия добро и зло. Слова с
корнем добро. Тема добра и зла
в русских народных сказках,
былинах. Правила разговорной
речи: громкость голоса,
интонация, мимика, жесты. Язык
жестов. Значение слов. Влияние
слова на взаимоотношения
Требования к уровню подготовки
учащихся
Характеристика
деятельности учащихся
Дата проведения
План
Факт
Иметь представление о понятиях:
этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие,
культуру своего поведения,
формулировать вопросы к тексту и
отвечать на них.
Иметь представление о понятиях:
Родина, Россия, национальность, раса,
кто такие славяне.
Уметь: показывать границы
Российской Федерации на карте,
объяснять значение однокоренных
слов, происхождение названия Русь;
пересказывать прочитанное,
составлять рассказ с введением в него
новых фактов.
Иметь представление о понятиях:
этика, этикет, манеры, нравственность
(мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего
тона; объяснять практические
ситуации проявления этики и этикета
в повседневной жизни; проявлять
стремление к добрым делам и
поступкам.
Иметь представление о понятиях :
вежливость, уважение, тактичность,
скромность.
Уметь: осознанно использовать
слова вежливости в разных жизненных
ситуациях; соблюдать правила
вежливости и этикета на улице, в
школе и дома; уметь подобрать к
термину новое значение; говорить и
слушать, участвовать в беседе,
дискутировать, аргументированно
обосновывать свою точку зрения.
Иметь представление о понятиях:
добро, доброта, забота, щедрость,
жадность, зло, тактичность,
сдержанность, благожелательность,
бездушие.
Уметь: выявлять элементы
общечеловеческих ценностей,;
объяснять смысл пословиц и
Объяснять значение
Родины в жизни
человека
6.09
13.09
20.09
Характеристика практических
ситуаций
проявления этикета в
обыденной жизни.
27.09
4.10
Характеризовать правила
вежливости и этикеты
11.10
18.10
Формирование
представлений о
нравственной ответственности
человека за содеянное.
25.10
8.11 Учебно – методическое обеспечение:
1. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс. Москва, Русское слово, 2012год
2. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина Основы светской этики. 4 класс/ авт.сост. М.Т.
Студеникин. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 год, 2е издание, исправленное и
дополненное ( http
3. М.Т.Студеникин. Тетрадь на печатной основе Основы светской этики. 4 класс. Москва, Русское
слово, 2012год
://russkoeslovo.ru/nev/metodika/mat/Pr_Etika_04_08.pdf)
Лист внесения изменений и дополнений №
п/п
Дата внесения
изменений
Характеристика
изменения
Реквизиты документа,
которым
закреплено
изменение
Подпись сотрудника,
внесшего изменение
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.