Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
религиоведение
4 кл
16.02.2018
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
рабочая программа по предмету основы светской этики для 4 классов на 2017-2018 учебный год. программа составлена на основе учебника Студеникиной. в программе прилагается календарно - тематический план. программа рассчитана на 1 час в неделю. в год 34 часа. все даты поставлены с учетом выходных дней.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭТИКЕ 4 КЛАСС-17-18 (Автосохраненный).docx
Пояснительная записка Рабочая     программа   «Основы   светской   этики»   для   4   класса   составлена   на   основе   программы «Основы светской этики» для 4 класса под ред.  М.Т. Студеникина, Москва «Русское слово» 2015 г. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная   область   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России».  Изучение   основ духовно­нравственной   культуры   народов   России   предполагает   дальнейшее   развитие   учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее   многонационального   народа;   формирование   готовности   к   нравственному самосовершенствованию,   духовному   саморазвитию;   ознакомление   с   основными   нормами   светской   и религиозной морали,  понимание  их  значения   в выстраивании   конструктивных  отношений в  семье  и обществе;  понимание   значения   нравственности,   веры   и   религии   в   жизни   человека   и   общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных тра­ дициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, му­ жество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Изучая   основы   светской   этики   учащиеся   знакомятся   с   основами   этикета.   Они   узнают   много полезного   о   правилах   поведения   за   столом   и   общении   с   гостями,   о   поведении   в   общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс,   а   делает   его   более   интересным   и   полезным   для   учащихся,   особенно   если   сложится   стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам   интересно   будет   познакомиться   с   историей   возникновения   и   развития   этикета,   его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе­ ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском   возрасте,   когда   происходит   активная   социализация   ребенка.   Учащиеся   получают   знания   о социальных   нормах   поведения,   о   социально   одобряемых   и  неодоб­  ряемых  формах   поведения   в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить   ценные   знания   поведенческого   характера,   которые   могут   и   должны   стать   стержнем   их позитивного   поведения   в   последующей   жизни.   У   учеников   формируется   положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В   связи   с   этим   важен  деятельностный  подход   в   обучении,   проявление   активности   и самостоятельности   учащихся   в   получении   новых   знаний.   Необходимо   соблюсти   баланс   между теоретическим   материалом   и   материалом   для   эмпирического   и   творческого   освоения   содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо­поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках   этики   происходит   формирование   у   детей   первичных   представлений   о   культуре   семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные   традиции»,   «Сердце   матери».   Ученики   знакомятся   с  образом   жизни   людей   прошлого   и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­ сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад   в   формирование   у   детей   коммуникативной   и   социальной   компетентности,   социокультурной идентичности. Чтобы   воспитать   будущее   поколение   россиян,   которые   должны   обеспечить   устойчивость, консолидацию,   целостность   нашего   общества   и   государства,   необходимо   воспитывать   патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники   Отечества».   В   теме   «Защитники   Отечества»   следует   остановиться   на   Дне   защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При   изучении   этих   тем   продолжается   формирование   гражданских   качеств   личности   подростка, происходит   усвоение   опыта   положительного   общественного   действия.   У   детей   возникает   чувство гордости за свою Родину и свой народ. На   уроках   светской  этики   учитель   устанавливает   и   реализует  межпредметные  связи  с  русским языком,   литературой,   историей,   изобразительным   искусством,   предметом   «Окружающий   мир». Межпредметные  связи  присутствуют   как   в   основных   и   дополнительных   текстах,   так  в   вопросах   и заданиях к ним. Курс   этики   считается   светским,   однако   он   небезразличен   к   религиозным   ценностям   верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, рас­ пространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно­нравственной культуры   народов   России»   34   часа.   В   связи   с   выходными   днями   эти   уроки   будут   автоматически проведены на следующий рабочий день.  Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики» Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно ­ нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой   на   представления   о   положительных   поступках   людей.   В   процессе   учебной   деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.  Особенности модуля Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно ­  воспитательного процесса, обобщая знания   об  этике   и   этикете,   полученные   в   начальной   школе.   Курс   призван   обеспечить   общественно значимую   мотивацию   поведения   детей,   их   поступков.   Школьникам   следует   научиться  адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение   произведений   художественной   литературы,   сказок,   их   инсценировка   —   все   это нацелено   на   воспитание   первоначальных   этических   представлений   обучаемых,   развитие   их   эмоци­ онального восприятия. Как   правило,   ученики   способны   самостоятельно   проанализировать   те   или   иные   ситуации   этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. При   изучении   основ   светской   этики   следует   выполнять  общедидактические  требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое­ либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод. Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом   учебника   (учебного   пособия).   В   процессе   чтения   осуществляется   восприятие   нового   для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их. У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Ученики   получают   право   выбора   содержания   и   форм   учебной   деятельности,   вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения:   говорить  и   слушать,   участвовать   в   беседе,   дискутировать,   аргументированно   обосновывать свою точку зрения. Модуль   «Основы   светской   этики»   призван   формировать   семейные   ценности   и   традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья»,   «Семейные   традиции»,   «Сердце   матери».   Ученики   знакомятся   с   образом   жизни   людей прошлого   и   настоящего,   узнают   об   обычаях   и   традициях,   семейных   ценностях   россиян.   Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­ сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад   в   формирование   у   детей   коммуникативной   и   социальной   компетентности,   социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Место предмета в базисном учебном плане  Программа рассчитана   на 1   час   в неделю, в год – 34 часа.  В связи с выходными праздниками уроки будут проведены (совмещены) на следующий урок: 9.05.2018г(ср)­16.05.2018г(ср.  Итого в год­33часа.  Планируемые результаты изучения курса «Основы светской этики» Личностные результаты российский народ и историю России;   •     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, •     формирование семейных ценностей; •     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; •       формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; •      развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные результаты •      Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; •     понимание значения нравственности в жизни человека и общества; •       формирование   первоначальных   представлений   о   народных   традициях,   их   роли   в   культуре истории и современности России; •    первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре; •      становление   внутренней   установки   личности   поступать   согласно   своей   совести,   воспитание нравственности,   основанной   на   свободе   совести   и   вероисповедания,   духовных   традициях   народов России; •     осознание ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты •      Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; •      готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения на оценку событий; •      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Программа   предполагает   соблюсти   баланс   между   теоретическим     материалом   и   материалом   для эмпирического и творческого освоения содержания курса. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:  взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение,  беседа,  интервью,  драматизация (театрализация).       Типология уроков: комбинированный урок,   урок изучения нового материала, повторительно­ обобщающие   уроки,   уроки   организации   самостоятельной   работы   учащихся,   позволяющей   им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.  Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:     составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов,  использование информационных технологий.                  Задания на дом  в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер.   Предусмотрена   подготовка   и   презентация   итоговых   творческих   проектов   на   основе изученного материала.  Рабочая программа выполняет  функции: ­   информационно­методическая   функция  позволяет   получить   представление   о   целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса «Основы светской этики»; ­   организационно­планирующая   функция  предусматривает   структурирование   учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.                                                      «Основы светской этики» Учебно­тематический план Класс Объем учебного времени IV 33 ч. Тема программы Количество учебного времени Введение в предмет Россия – Родина моя Этика и этикет Вежливость Добро и зло Дружба и порядочность Честность и искренность Гордость и гордыня Обычаи и обряды русского народа Терпение и труд Семья  Семейные традиции Сердце матери Правила твоей жизни Праздники народов России Защитники Отечества Итоговое повторение Итого:  1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 33ч Календарно­тематическое планирование №  п/п Тема урока Введение в предмет Кол – во часов 1 Россия – Родина моя 2 Этика и этикет 2 Вежливость 2 Добро и зло 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Элементы содержания образования (основные вопросы) Народы России, их духовно­ нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его  структура. Истоки вежливых  слов. Значение вежливости. Понятие Родины. Древняя Русь.  Происхождение названий Русь,  русские. Наша родина – Россия,  ее географическое положение,  природа, население. Радушие и  доброжелательность россиян.  Россия – многонациональное  государство.  Национальность и раса.  Древние города России, их  памятники культуры Понятия этика, мораль  (нравственность). Назначение  этики, ее категории. Понятие  этикет, его происхождение и  назначение. Нормы этикета, их  развитие и совершенствование.  Современные правила  поведения, манеры поведения  человека, их характеристика. Понятие вежливость,  уважение. Происхождение слов  здравствуйте, спасибо,  пожалуйста, их значения.  Обычай рукопожатия, обычай  снимать головной убор. Этикет  приветствия дома и в школе, на  улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида  словом, извинение. Этикет  разговорной речи. Умение  слушать друг друга. Понятия добро и зло. Слова с  корнем добро. Тема добра и зла  в русских народных сказках,  былинах. Правила разговорной  речи: громкость голоса,  интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние  слова на взаимоотношения  Требования к уровню подготовки учащихся Характеристика деятельности учащихся Дата проведения План Факт Иметь представление  о понятиях:  этика, этикет, светский.  Уметь: проявлять дружелюбие,  культуру своего поведения,  формулировать вопросы к тексту и   отвечать на них. Иметь представление о понятиях:  Родина, Россия, национальность, раса,  кто такие славяне. Уметь: показывать границы  Российской Федерации на карте,  объяснять значение однокоренных  слов, происхождение названия Русь;  пересказывать прочитанное,  составлять рассказ с введением в него  новых фактов. Иметь представление о понятиях:  этика, этикет, манеры, нравственность  (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего  тона; объяснять практические  ситуации проявления этики и этикета  в повседневной жизни; проявлять  стремление к добрым делам и  поступкам. Иметь представление о понятиях :  вежливость, уважение, тактичность,  скромность. Уметь: осознанно использовать      слова вежливости в разных жизненных  ситуациях; соблюдать правила  вежливости и этикета на улице, в  школе и дома; уметь подобрать к  термину новое значение; говорить и  слушать, участвовать в беседе,  дискутировать, аргументированно  обосновывать свою точку зрения. Иметь представление о понятиях:  добро, доброта, забота, щедрость,  жадность, зло, тактичность,  сдержанность, благожелательность,  бездушие. Уметь: выявлять элементы  общечеловеческих ценностей,;  объяснять смысл пословиц и  Объяснять значение Родины в жизни человека 6.09 13.09 20.09 Характеристика практических ситуаций проявления этикета в  обыденной жизни. 27.09 4.10 Характеризовать правила  вежливости и этикеты 11.10 18.10 Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. 25.10 8.11 Учебно – методическое обеспечение: 1. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс.  Москва, Русское слово, 2012год 2. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина Основы светской этики. 4 класс/ авт.­сост. М.Т. Студеникин.   М.:   ООО   «Русское   слово   –   учебник»,   2012   год,   2­е   издание,   исправленное   и дополненное ( http  3. М.Т.Студеникин. Тетрадь на печатной основе Основы светской этики. 4 класс.  Москва, Русское слово, 2012год   ://russkoe­slovo.ru/nev/metodika/mat/Pr_Etika_04_08.pdf)                                                                                             Лист внесения изменений и дополнений № п/п Дата   внесения изменений Характеристика изменения Реквизиты   документа, которым закреплено изменение   Подпись   сотрудника, внесшего изменение

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018