рабочая программа по ПНШ начальная школа

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала изо.docx
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования В   результате   изучения  изобразительного   искусства  на   уровне   начального   общего образования у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного   искусства,   потребность   в   художественном   творчестве   и   в   общении   с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут   развиваться   образное   мышление,   наблюдательность   и   воображение,   учебно­ творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;   будут   проявляться   эмоционально­ценностное   отношение   к   миру,   явлениям действительности и художественный вкус; сформируются   основы   духовно­нравственных   ценностей   личности   –   способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных   в   искусстве,   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу,   государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится   готовность   и   способность   к   реализации   своего   творческого   потенциала   в духовной и художественно­продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится   осознанное   уважение   и   принятие   традиций,   самобытных   культурных ценностей,   форм   культурно­исторической,   социальной   и   духовной   жизни   родного   края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут   заложены   основы   российской   гражданской   идентичности,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   ответственности   за   общее благополучие. Обучающиеся: овладеют   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии   произведений пластических   искусств   и   в   различных   видах   художественной   деятельности:   графике (рисунке),   архитектуре,   художественном   конструировании, декоративно­прикладном искусстве;   скульптуре,   живописи, смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать   художественные   образы   в   различных   формах   художественно­творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно­практических задач, познакомятся свозможностями использования в творчестве различных ИКТ­средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления   об   изобразительном   искусстве   для   выполнения   учебных   и   художественно­ практических   задач,   действовать   самостоятельно   при   разрешении   проблемно­творческих ситуаций в повседневной жизни. Предметные результаты освоения  учебного предмета «Изобразительное искусство» 1)   сформированность   первоначальных   представлений   о   роли   изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно­нравственном развитии человека; 2)   сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на   материале художественной   культуры   родного   края,   эстетического   отношения   к   миру;   понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной   деятельности   (рисунке,   художественном конструировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной   деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)   скульптуре,   живописи, Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: – различать основные виды художественной деятельности  (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику; – эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального,   российского   и   мирового   искусства,   изображающие   природу,   человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных     музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;  участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;– высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных   эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: – – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать   выразительные   средства   изобразительного   искусства: композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объем,  фактуру;   различные   художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать   основные   и   составные,   теплые   и   холодные  цвета;   изменять   их эмоциональную   напряженность   с   помощью   смешивания   с   белой   и   черной   красками; использовать  их для передачи художественного замысла в собственной  учебнотворческой деятельности; – создавать   средствами   живописи,   графики,   скульптуры,  декоративно­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;   изображать   предметы   различной   формы;   использовать   простые   формы   для создания  выразительных   образов   в   живописи,   скульптуре,   графике,  художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения   своих   изделий   и   предметов   быта;   использовать   ритм   и   стилизацию   форм   для создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественнотворческой   деятельности специфику   стилистики   произведений   народных   художественных   промыслов   в   России   (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться   средствами   выразительности   языка   живописи,   графики, скульптуры,   декоративноприкладного  искусства,   художественного   конструирования   в собственной  художественнотворческой   деятельности;   передавать   разнообразные эмоциональные   состояния,   используя   различные   оттенки   цвета,   при   создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать   новые   формы,   различные   ситуации   путем   трансформации известного,   создавать   новые   образы   природы,   человека,   фантастического   существа   и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: – осознавать   значимые   темы   искусства   и   отражать   их   в   собственной художественнотворческой деятельности; – выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной выразительности   для   создания   образов   природы,   человека,   явлений   и   передачи   своего отношения   к   ним;   решать   художественные   задачи   (передавать   характер   и   намерения      — в живописи, объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: – видеть,   чувствовать   и   изображать   красоту   и   разнообразие   природы, человека, зданий, предметов;– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; к ним; – – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие   произведений   искусства.  Особенности   художественного   творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача   общего   через   единичное.   Отражение   в   произведениях   пластических   искусств общечеловеческих   идей   о   нравственности   и   эстетике:   отношение   к   природе,   человеку   и обществу. Фотография  и произведение  изобразительного  искусства: сходство и различия. Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образ   человека,   природы   в   искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов  России). Выдающиеся  представители изобразительного искусства народов России (по   выбору).   Ведущие   художественные   музеи   России   (ГТГ,   Русский   музей,   Эрмитаж)   и региональные   музеи.   Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   национального, российского  и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и    т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные   средствами   рисунка.   Изображение   деревьев,   птиц,   животных:  общие   и характерные черты. Живопись.  Живописные   материалы.   Красота   и   разнообразие   природы,   человека, зданий, предметов, выраженные  средствами живописи. Цвет основа языка живописи.  Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.  Материалы   скульптуры   и   их   роль   в   создании   выразительного   образа. Элементарные приемы работы  с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного   образа   (пластилин,   глина —   раскатывание,  набор   объема,   вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное   конструирование   и   дизайн.  Разнообразие   материалов   для художественного   конструирования   и   моделирования   (пластилин,   бумага,   картон   и др.). Элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания  выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор  объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание,  навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.   Представление   о   возможностях   использования    вырезание). Декоративноприкладное  искусство.  Истоки   декоративноприкладного   искусства   и   его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища,   предметов   быта,   орудий   труда,   костюма;   музыка,  песни,   хороводы;   былины, сказания,   сказки).   Образ   человека   в   традиционной   культуре.   Представления   народа   о мужской  и   женской   красоте,   отраженные   в   изобразительном   искусстве,   сказках,   песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраскабабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).     Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция.  Элементарные   приемы   композиции   на   плоскости   и   в   пространстве. Понятия:   горизонталь,   вертикаль  и   диагональ   в   построении   композиции.   Пропорции   и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.     Цвет.  Основные и составные цвета. Теплые и холодные  цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия.  Многообразие  линий   (тонкие,   толстые,   прямые,  волнистые, плавные, острые, закругленные   спиралью,   летящие)   и   их   знаковый   характер.   Линия,   штрих,   пятно   и художественный   образ.   Передача   с   помощью   линии   эмоционального   состояния   природы, человека, животного. Форма.  Разнообразие   форм   предметного   мира   и   передача   их   на   плоскости   и   в пространстве.   Сходство   и   контраст   форм.   Простые   геометрические   формы.   Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем.  Объем   в   пространстве   и   объем   на   плоскости.  Способы   передачи   объема. Выразительность объемных композиций.     Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача   движения   в   композиции   с   помощью   ритма   элементов.   Особая   роль   ритма   в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом.  Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток,   в   различную   погоду.   Жанр   пейзажа.   Пейзажи   разных   географических   широт. Использование   различных  художественных   материалов   и   средств   для   создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.       и   Восприятие эмоциональная русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность  тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран   (например,   А. К. Саврасов,   И. И. Левитан,   И. И. Шишкин,   Н. К. Рерих,   К. Моне,   П.  Сезанн, В. Ван Гог и др.). шедевров   оценка     Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,  Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия.  Роль природных условий в характере традиционной культуры народов   России.   Пейзажи  родной   природы.   Единство   декоративного   строя   в   украшении жилища,   предметов   быта,   орудий   труда,   костюма.   Связь   изобразительного   искусства   с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ   современника.   Жанр   портрета.   Темы   любви,   дружбы,   семьи   в   искусстве.Эмоциональная   и   художественная   выразительность   образов   персонажей,   пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.     Искусство   дарит   людям   красоту.  Искусство   вокруг   нас   сегодня.   Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств  в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.   Отражение   в   пластических   искусствах  природных,   географических   условий, традиций,   религиозных  верований   разных   народов   (на   примере   изобразительного  и декоративноприкладного   искусства   народов   России).   Жанр  натюрморта.   Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественно­ конструкторской деятельности. Освоение   основ   рисунка,   живописи,   скульптуры,   декоративноприкладного  искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.  Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор  и применение  выразительных  средств  для  реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача   настроения   в   творческой   работе   с   помощью   цвета, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.  тона,   композиции, Использование   в   индивидуальной   и   коллективной   деятельности   различных художественных   техник   и   материалов:  коллажа,  граттажа,   аппликации,   компьютерной анимации,   натурной   мультипликации,   фотографии,   видеосъемки,   бумажной   пластики, гуаши,   акварели,  пастели,  восковых  мелков,  туши,   карандаша,   фломастеров,  пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие   в   обсуждении   содержания   и   выразительных   средств  произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1 2 3 4 5 Формы контроля уровня обученности 1 2 3 4 Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ Тестирование Этапы оценивания детского рисунка: 1.  Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; 2.     Характер   формы   предметов:   степень   сходства     изображения   с   предметами   реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; 3.  Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; 4.   Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; 5.     Общее   впечатление   от   работы.   Возможности   ученика,   его   успехи,   его   вкус. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Критерии оценивания знаний и умений Оценка   «5»   ­   поставленные   задачи   выполнены   быстро   и   хорошо,   без   ошибок;   работа выразительна интересна. Оценка «4»­ поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»­ поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»­ поставленные задачи не выполненыУроки ­ Начальная школа ­ Каталог файлов ­ Учительский портал www.uchportal.ru/load Интернет­ресурсы: zakaz@akademkniga.ru http://cd.animashky.ru Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary http://p1.minedu.unibel.by/ru/main. Начальная школа :: Архив учебных программ ­ презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/ http://www.ppoisk.com/ http://www.lenagold.ru Детские электронные презентации  viki.rdf.ru/cd_lena/ Фестиваль  педагогических идей « Открытый урок»http://festival.1september.ru