Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
9 кл
16.11.2018
Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.
Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс. Курс «География Вологодской области» изучается в 9 классах ( по 17 часов) образовательной школы в объеме 34 часа и является региональным продолжением и логическим завершением курса «География России». Количество учебников на обучающегося-1. В учебный предмет«География Вологодской области» входят два самостоятельных раздела «Природа Вологодской области» и «Население и хозяйство Вологодской области». Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит расширению информационной базы при решении воспитательных и профориентационных задач обучения.
ГЕОГРАФИЯ Прогр. Вол.обл. Баранова Г.В.doc
Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс. 2018­2019 учебный год Пояснительная записка.            Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География  Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География Вологодской области» федеральных стандартов и программы  по географии,  которые раскрывает и конкретизирует.      Курс «География Вологодской области» изучается в  9 классах ( по 17 часов) образовательной школы в объеме 34 часа и является региональным  продолжением и логическим завершением курса «География России». Количество учебников на обучающегося­1. В учебный предмет«География  Вологодской области» входят два самостоятельных раздела «Природа Вологодской области» и  «Население и хозяйство Вологодской области».  Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных  знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит  расширению информационной базы при решении воспитательных и профориентационных задач обучения. Основные цели и задачи курса:  Обобщение и конкретизация учебного материала базового курса на уровне конкретного региона;  Расширение знаний учащихся о своей области, поднятие престижа области в глазах учащихся, повышение интереса к ней;  Выполнение задач профессиональной ориентации учащихся через знакомство с основными отраслями хозяйства области;  Развитие основ самообразования учащихся и подготовка их к будущему профессиональному образованию через формирование  общеобразовательных умений и навыков.  Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.  Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.  Индивидуальные   формы:   работа   с   литературой   или   электронными   источниками   информации,   письменные   упражнения,   выполнение  индивидуальных заданий.   Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, работа с источниками информации, защита презентаций.      Формы промежуточного контроля: фронтальный и индивидуальный устный опрос, тестовый контроль, проверочные работы, словарные, географические диктанты, работа с контурными картами, практические работы, творческие задания, зачеты. 1. Атлас Вологодской области. – СПб.: Аэрогеодезия; Череповец: Порт­Апрель, 2007. 2. Галкина Л.Б., Золотова О.А. Геологичесие определители: Учебное пособие/ под ред. Е.А. Скупиновой.­ Вологда: Учебная литература, 2006. Учебно­методический комплект: 3. География Вологодской области: Учебник для учащихся 8­9 классов общеобразовательной школы / под ред. Е.А. Скупиновой.­ Вологда: Учебная  литература, 2005.  (Каждый ученик имеет учебник) 4. Программа и тематическое планирование «География Вологодской области»:­ О.А. Золотова, Е.А. Скупинова, Н.К. Максутова, В.В. Спирин, Л.Г.  Шестакова, под редакцией Е.А. Скупиновой. – Вологда, 2007.      Требования к уровню подготовки 8 класс:  Наблюдать:  ­ сезонные изменения в поведении организмов, сезонную ритмику природных комплексов; ­ за изменениями метеорологических параметров в течение дня, сезона, года; ­ разнообразие процессов и явлений в природе края; ­ разнообразие процессов взаимодействия общества и природы; ­ за изменениями среды обитания животных и растений под влиянием хозяйственной деятельности людей.  Описывать:  ­ географическое положение области; ­ компоненты природы родного края, природные комплексы окрестностей школы; ­ взаимосвязь  компонентов и комплексов в  природе; ­ типы погод Вологодской области; ­ основные типы местных агроценозов, антропогенные изменения компонентов и комплексов   природы.  Знать:  ­ основные горные породы и месторождения полезных ископаемых своей местности; ­ типы рельефа края, почвы, типичные, редкие и исчезающие виды растений и животных области; ­ природное районирование области; ­ необычные и уникальные природные процессы и явления в крае; ­ основные виды природных ресурсов края, их рациональное использование, районы экологического неблагополучия.  Объяснять:  ­ различия природных особенностей северной и южной, западной и восточной частей области; ­ разнообразие природных систем края; ­ влияние географического положения и истории развития природы на разнообразие природных комплексов области; ­ влияние местных источников загрязнения на растительный и животный мир и на здоровье человека; ­роль особо охраняемых природных территорий в сохранении разнообразия природы области; ­ причины появления зон экологического неблагополучия.  Прогнозировать:  ­ направления изменения экологической обстановки в регионе, изменение природных объектов под влиянием хозяйственной деятельности людей.  Требования к уровню подготовки 9класс:  Наблюдать:  ­ за проявлениями пространственной структуры производства промышленной и сельскохозяйственной продукции; ­ за реализацией продукции отраслей хозяйства; ­ за осуществлением природоохранных мероприятий; ­ виды и фрагменты инфраструктуры.  Описывать: ­ географическое и экономическое положение объектов; ­ экономические различия районов области; ­ направления и виды внешних связей области; ­ географическую и экономическую специфику муниципальных районов; ­ отраслевую структуру хозяйства; ­ факторы возникновения отраслей производства и специализации сельского хозяйства; ­ местное промышленное и сельскохозяйственное производство; ­ производственные процессы отраслей специализации; ­ примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов; ­ последствия хозяйственной деятельности; ­ историю формирования хозяйственных систем.  Знать: ­ муниципальные районы области. Экономические центры. Соседние субъекты Федерации. ­ территориальную структуру хозяйства; ­ крупнейшие транспортные магистрали области; ­ главные месторождения ПИ области; ­ города, ПГТ и крупные сельские населенные пункты области; ­ отраслевую структуру промышленности, инфраструктуру; ­ состав АПК области; ­ факторы возникновения отраслей специализации; ­ основные этапы формирования хозяйства области; ­ влияние хозяйства на природу; ­ экологические проблемы области; ­ особенности народных промыслов; ­ влияние человека на природу на разных этапах хозяйственного освоения области.  Объяснять: ­ причины различий в уровне развития отдельных районов области; ­ территориальное размещение населения и хозяйства; ­ неравномерность в размещении городского и сельского населения в разных районах области; ­ условия и факторы размещения производств; ­ производственные связи предприятий и экономических узлов; ­ связь между природными условиями и специализацией сельского хозяйства; ­ особенности специализации отдельных территорий;  ­ зависимость размещения производств от численности населения и природных ресурсов; ­ влияние природных условий на размещение населенных пунктов; ­ особенности экологической ситуации отдельных территорий; ­ зависимость специализации производства от природно­ресурсного потенциала и социально­экономической обстановки; ­ связь между уровнем развития инфраструктуры и развитием экономики.  Прогнозировать: ­ тенденции развития экономики своего района; ­ темпы и уровень изменения численности населения России; ­ развитие хозяйственных комплексов; ­ развитее отраслей экономики; ­ изменения экологической обстановки в районах области; ­ последствия антропогенного воздействия на природу промышленных зон и узлов. Учебно­тематический план № Раздел. Тема. 8 класс. Физическая география Вологодской области 1. 2. 3. Введение Территория Природно­ресурсный анализ территории.  Геологическое строение, рельеф и ПИ Климат и климатические ресурсы Вологодской  области  Авторская программа.  Количество часов. 1 1 3 2 2 1 3 3 1 часов. 1 1 3 2 2 1 3 3 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области Почвы и почвенные ресурсы Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Вологодской области. Природные комплексы  Вологодской области. Природопользование Природа своего района 9 класс. Экономическая и социальная география Вологодской области. Население и хозяйство. Территория Население и трудовые ресурсы. Хозяйство Вологодской области Промышленность Агропромышленный комплекс Инфраструктура Экономические связи Вологодской области Города Вологодской области Всего 1 2 1 3 4 3 1 3 34 Содержание раздела  «Природа Вологодской области» ­ 8 класс. 1 2 1 3 4 3 1 3 34 Раздел «Природа Вологодской области», изучаемый в 8 классе, не имеет аналогов в федеральных стандартах и базируется на комплексе знаний,  закладываемых в ряде учебных курсов: «Окружающий мир», «Биология», «География» и др..      Структура и содержание стандарта «Природа Вологодской области» подчинены идее формирования представления о качественном своеобразии  региона, которое проявляется в его природной и историко­культурной целостности. Дидактическая цель достигается параллельным изучением  многообразия объектов природы, а также характера и результатов взаимодействия общества и природы в регионе.     Ведущая воспитательная идея – формирование географической культуры как основной части общечеловеческой культуры. Ее усвоение позволит  сформировать новое поколение природопользователей, ориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение  способов ведения хозяйства. Введение. Территория – 2 часа    Вологодская область в системе административно­ политического устройства РФ. Географическое положение, размеры, конфигурация, различия  местного времени на территории области. Изученность природных ресурсов. Природно­ресурсный анализ территории Геологическое строение, рельеф и ПИ ­3 часа     Структуры 2 порядка Русской плиты: склон Балтийского щита, Московская впадина. Специфика строения земной коры, основные этапы развития  территории. Полезные ископаемые в связи с геологическим строением.      Четвертичный этап формирования территории Вологодской области. Неотектоника. Различия рельефа областей московского и валдайского  оледенений. Карст. Крупные возвышенные и низменные равнины. Хозяйственная оценка. Климат и климатические ресурсы Вологодской области – 2 часа.     Климатообразующие факторы и процессы на территории области. Анализ пространственной дифференциации и годовой изменчивости элементов  климата. Местные климаты. Агроклиматические ресурсы и агроклиматические районы области. Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области– 2 часа.      Влияние истории развития природы на характер размещения внутренних вод. Положение области в трех бассейнах стока: Северного Ледовитого,  Атлантического океанов и внутреннего стока (Арало­Каспийского). Главный водораздел. Реки и озера области. Искусственные водные пути, подземные и минеральные воды. Почвы и почвенные ресурсы – 1 час.    Основные почвообразовательные ресурсы. Зональные и азональные типы почв. Почвенные ресурсы и мелиорация. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Вологодской области – 3 часа    Биологические ресурсы. Характеристика таежного типа растительности, различия средне­ и южнотаежных геосистем. Лесные ресурсы. Луговой и  болотный типы растительности. Пойменные луга, их ресурсная оценка. Животный мир области, охотничье­промысловые ресурсы. Редкие и исчезающие  виды растений и животных. Лекарственные растения. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Природные комплексы Вологодской области – 2 часа.     Природное районирование области. Ландшафтные типы расселения. Изменения природных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности. Природопользование – 2 часа.     Природные ресурсы: оценка обеспеченности, территориальные сочетания, природно­ресурсный потенциал территории. использование природных  ресурсов в хозяйственном комплексе области. Рациональное природопользование. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ. Содержание раздела  «Население и хозяйство  Вологодской области» ­ 9 класс. Территория – 1 час Вологодская область как субъект Российской Федерации. Положение области в системе административного устройства и экономического деления  территории. Оценка ЭГП области. Население и трудовые ресурсы – 2 часа Структура населения: количественные параметры, качественные группы. Естественное и  механическое движение населения. Городское и сельское  расселение. Структура трудовых ресурсов, обеспеченность ими трудовых ресурсов. Хозяйство Вологодской области­ 1 час Структура хозяйства Вологодской области и история её формирования.    Промышленность – 3 часа.  Факторы формирования отраслей  промышленности. Межотраслевые комплексы и принципы их размещения.    Металлургический комплекс. Состав, ресурсные связи и продукция. Предприятия. Экономические связи.    Комплекс производств  химической промышленности. Состав, структура, виды сырья и продукции. Предприятия. Машиностроительный комплекс. Структура, факторы размещения, предприятия.    Лесопромышленный комплекс.  Сырьевая база, структура, факторы размещения, центры.    Комплекс по производству строительных материалов. Сырьевая база, факторы размещения, центры.   Агропромышленный комплекс – 4 часа. Общая характеристика сельского хозяйства, его  специализация. Связи, проблемы и  перспективы АПК Вологодской области.      Животноводство. Структура, размещение, кормовая база.     Земледелие. Структура, размещение основных отраслей.     Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство.     Отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства.     Легкая и текстильная промышленность. Инфраструктура – 2 часа.  Общая характеристика.    Сфера услуг.    Транспорт. Структура и география основных видов транспорта.    Связь.    Социальная инфраструктура. Экономические связи Вологодской области – 1 час.  Вологодская область в общероссийском разделении труда. Экспортно­импортные связи области. Города Вологодской области – 3 часа.  Города областного подчинения. Областной центр – Вологда: функции, застройка, планировка, инфраструктура, окрестности. Город Череповец – главный промышленный центр области: функции, история, планировка и застройка. Череповец как промышленный узел. Архитектурные памятники. Город Великий Устюг: история, архитектура, народные промыслы. Город Сокол – молодой промышленный центр области. Деревообработка – градообразующая область, экологические проблемы.   Города районного подчинения. Кириллов – история, архитектура, окрестности. Белозерск – старейший город области: его история и архитектура. Вытегра – порт на Волго­Балтийском водном пути. Устюжна – центр древней металлургии. Тотьма – центр солеварения: история, архитектура. Другие города области: Бабаево, Грязовец, Кадников, Красавино, Никольск, Харовск. Поселки городского типа. Села Вологодской области 1. Вычисление разницы местного времени между населенными пунктами. 2. Построение и анализ климатической диаграммы для своего населенного пункта. ­Природные комплексы Вологодской области. Оценочные практические работы . Оценка экономико­географического положения Вологодской области. 3. Природные комплексы Вологодской области. 4. 5. Характеристика АПК своего района по картам и статистическим данным. 6.  Сравнительная характеристика городов Вологды и Череповца. Номенклатура – 8 класс. Рельеф. Возвышенности: Авнига, Андогская гряда, Андомская, Белозерская гряда, Вепсовская, Верхневажская, Вологодская, Галичская, Кирилловская гряда,  Северные Увалы, Харовская гряда. Горы: Исакова гора, Матигора, Маура, Сандырева, Цыпина. Низменности: Белозерская, Воже­Лачская, Молого­Шекснинская, Прионежская, Присухонская. Внутренние воды. Реки: Андога, Вага, Вожега, Вологда, Вытегра, Кичменьга, Ковжа, Кокшеньга, Кубена, Кулой, Лежа, Луза, Малая Северная Двина, Молога, Суда,  Сухона, Чагода, Шексна, Юг. Озера: Азатское, Андозеро, Белое, Бородаевское, Воже, Дружинное, Иткольское, Катромское, Кубенское, Куштозеро, Никольское, Сиверское,  Сондугское, Шимозеро, Шигенгское. Водохранилища: Рыбинское, Шекснинское. Водные пути: Волго­Балтийский, Северо­Двинский. Особо охраняемые природные территории. Заповедник: «Дарвинский государственный природный заповедник». Национальный парк: «Русский Север». Заказники: « Атлека»,  «Бобришный Угор»,  «Верхнеандомский»,  «Ежозерский», «Ключи», «Лухтозерский», «Орловская роща», «Сондугский»,  «Шимозерский». Памятники природы: «Андомская гора», « Аристово», «Дружининские ямы», «Контакт», «Линзы», «Лось»,» мыс Бык», «Старинный парк в селе  Даниловское», « Старинный парк в селе Никольское», «Утюг». ООПТ своего района. Номенклатура – 9 класс. Населенные пункты. Города: Бабаево, Белозерск, Великий Устюг, Вологда, Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, Красавино, Никольск, Тотьма, Устюжна, Харовск,  Череповец. ПГТ: Вожега, Кадуй, Чагода, Шексна. Села: им. Бабушкина, Верховажье, Кичменгский Городок, Устье, Шуйское. Отраслевые центры и предприятия. Лесная и деревообрабатывающая: Вологда, Вохтога (Монзенский ДОК), Новатор (лесоперерабатывающий комбинат), Сокол (ЦБК Сокольский и  Сухонский), Харовск, Череповец (фанерно­мебельный комбинат). Машиностроение: Вологда (Вагоноремонтный завод, Вологодский механический завод, Волгодский машиностроительный завод, Оптико­механический  завод, подшипниковый завод), Великий Устюг, Череповец. Металлургия: Череповец (Северсталь. Сталепрокатный завод). ТЭК: Вологда, Кадуй, Череповец, Шексна. Химическая промышленность: Череповец (Азот, Аммофос). Текстильная промышленность: Вологда, Череповец, Великий Устюг, Красавино. Транспортные пути. Железнодорожные: Москва – Архангельск, Санкт­Петербург – Екатеринбург. Нефтепровод: Ухта – Ярославль. Газопроводы: «Сияние Севера», «Северо­Европейский». Водные пути: Волго­Балтийский, Северо­Двинский. Автодороги: Вологда ­ Новая Ладога, Москва – Архангельск, Вологда – Медвежьегорск, Вологда – Великий Устюг, Белгород – Котлас. Объекты культурного наследия. Вологодский Кремль, Кирилло – Белозерский монастырь, Спасо – Прилуцкий монастырь, Спасо – Суморин монастырь, Троице­Гледенский монастырь,  Ферапонтов монастырь.                                                          8класс                                                                                            9класс Контрольно­измерительные материалы. 1четверть 2четверть 3четверть 4четверть 1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Формы + + + + контроля Практические работы                                                                               Тематическое планирование по курсу                                            Учебник – География Вологодской области 8­9 классы, «География Вологодской области» – 8 класс. под редакцией Е. А. Скупиновой, О. А. Золотовой. Вологда 2005. Программа  по географии Вологодской области под редакцией Е. А. Скупиновой, Вологда 2007. №  урока дата Тема урока Основное содеожание Возможные самостоятельные и практические работы. Введение, территория – 2 часа. 1.1 2.2 Вологодская  область в системе  административно­ территориального  устройства  России. История заселения  и освоения  территории. Физико­ географическое  положение  Вологодской  области. Этапы заселения и освоения территории Знакомство с картой области,  краеведческой литературой и  источниками статистических  данных. Местное время. Различие местного времени на  территории области как показатель размеров  территории. Характеристика ФГП Вологодской  области. Пр.р. № 1. Вычисление разницы  местного времени между  населенными пунктами. Характеристика  основных видов  учебной деятельности учащихся Оценивают положение  области в системе  административно –  территориального  устройства России. Объясняют влияние  географического  положения и истории  развития природы на  разнообразие  природных комплексов области Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые­ 3 часа. 3.1 Геологическая история и  геологическое строение  Вологодской области. 4.2 Минералы и горные  породы Вологодской  области. Полезные  ископаемые. Основные этапы геологического  развития территории. Фундамент  платформы в пределах  Вологодской области. Особенности строения осадочного чехла  платформы. Четвертичный этап  формирования территории.  Оледенения. Минералы и горные породы  Вологодской области. Полезные  ископаемые области и перспективы  их использования. Анализ тектонической и  геологической карт для выявления  особенностей строения и истории  формирования территории. Анализ  геологического  профиля. Анализ  геологических событий на  территории Вологодской области. Изучают основные  этапы развития  природы края; области Московского и Валдайского  оледенения на  территории области. Физические признаки минералов.  Горные породы и их определение,  Определение минералов. Анализ  карты полезных ископаемых.  Составление таблицы  «Распространение полезных  ископаемых». Изучают  основные  горные породы и  месторождения  полезных ископаемых  своей местности 5.3 Рельеф Вологодской  области. Характеристика крупных форм  рельефа. Связь рельефа с  геологическим строением.  Ледниковые формы рельефа. Климат и климатические ресурсы Вологодской области­2 часа. 6.1 Общая характеристика  климата Вологодской  области. Оценка климатообразующих  факторов. Температурный и  ветровой режим территории. 7.2 Климат и  агроклиматические  ресурсы.  Агроклиматические  районы Вологодской  области. Различия в климате отдельных  территорий. Оценка  обеспеченности культур  агроклиматическими ресурсами. Внутренние воды и водные ресурсы Вологодской области – 2 часа. 8.1 Общая характеристика  внутренних вод. Крупные реки. 9.2 Озера. Болота. Водные  Бассейны стока и основные  водоразделы. Основные водные  объекты и их положение на карте.  Характер течения рек, зависимость  от рельефа и геологического  строения. Питание и режим рек и  озер, зависимость от климата. Характеристика крупнейших озер.  Сопоставление тектонической и  физической карт для установления  взаимосвязи между тектоническими структурами  и рельефом.  Нанесение на контурную карту  форм рельефа Вологодской  области. Характеристика  леднковых и водно­ледниковых  форм рельефа. Анализ климатообразующих  факторов. Анализ воздушных масс,  проходящих на территории  Вологодской области. Пр. р. № 2. Построение и анализ  климатической диаграммы для  своего (ближайшего) населенного пункта. Определение коэффициента  континентальности климата  Вологодской области. Сравнительная характеристика  климата отдельных территорий по  типовому плану. Оценка ресурсов  климата по картам атласа и  учебника. Анализ сети рек по картам атласа.  Водоразделы и бассейны рек  Вологодской области. Характеристика рек Вологодской  области по картам. Определение  речных систем по фрагментам  контурной карты. Составление характеристики  Определяют и  показывают на карте  основные объекты  рельефа Вологодской  области Наблюдают  за  изменениями  метеорологических  параметров в течение  дня, сезона, года Оценивают  агроклиматические  ресурсы с точки зрения выращивания  сельскохозяйственных  культур Объясняют режим рек  Вологодской области; зависимость течения от рельефа и  геологического  строения Объясняют ресурсы области. Болота. Водохранилища одного из озер. Нанесение на  контурную карту  гидрографических объектов. Почвы и почвенные ресурсы ­1 час. 10.1 Почвы Вологодской  области. Почвообразующие факторы в  Вологодской области. Основные  типы почв области, плодородие  почв, необходимые  агротехнические мероприятия. Составление таблицы «Типы почв  Вологодской области». Анализ  почвенной карты. Леса ­ основные  сообщества Вологодской  области. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Вологодской области – 3 часа. 11.1 Зональные и провинциальные  особенности зоны тайги в пределах  Вологодской области. Сообщества  лесов. Сообщества лугов, болот,  водоемов. Растительные ресурсы.  Промысловые животные и  охотничьи ресурсы. Сезонные изменения в природе.  Характеристика сезонов. Красная  книга. Сезонная ритмика  природы. Охрана  животных и растений. Сообщества открытых  пространств. 12.12 13.3 Лесистость Вологодской области и  ее анализ. Анализ охотничьих ресурсов  Вологодской области. Редкие растения Вологодской  области. Анализ фенологических  карт. Природные комплексы Вологодской области. Природопользование – 4 часа. 14.1 Природные комплексы  Вологодской области. Положение области в системе  природного районирования России.  Зональные и провинциальные типы  природных комплексов  Вологодской области.  Характеристика природных  областей. 15.2 Природные комплексы и  природные ресурсы  Вологодской области. Виды природных ресурсов. Ресурсы области и возможности их  хозяйственного использования. Пр.р. № 3. Природные  комплексы Вологодской области. распространение   болот на территории  области; оценивают водные  ресурсы. Называют типы и  свойства зональных  почв области; приводят примеры  мелиорации земель в  регионе Называют особенности  зоны тайги в пределах  Вологодской области. Называют типичные,  редкие и исчезающие  виды растений и  животных области. Знают виды растений и  животных, занесенных  в Красную книгу. Знают и называют  физико­ географические  области; Описывают  взаимосвязь  компонентов и  комплексов в природе. Приводят примеры  рационального и  нерационального 16.3 17.4 Система особо  охраняемых природных  территорий (ООПТ). Воздействие человека на  природную среду. Охрана природы Нанесение на контурную карту  особо охраняемых территорий  своего района. Природа своего района.  Обобщающее повторение. Проверка знаний. ФГП района и его оценка.  Характеристика природы и  природных ресурсов района. Характеристика природы своего  района. природопользования Объясняют роль особо  охраняемых  территорий в  сохранении  разнообразия природы  области. знают основные районы экологического  неблагополучия. Объясняют влияние  местных источников  загрязнения на  растительный и  животный мир и на  здоровье человека.                                                           Тематическое планирование по курсу «География Вологодской области» – 9 класс. Учебник – География Вологодской области 8­9 классы, под редакцией Е. А. Скупиновой, О. А. Золотовой. Вологда 2005. Программа  по географии Вологодской области под редакцией Е. А. Скупиновой, Вологда 2007. дата Тема урока Основное содержание №  урока Возможные самостоятельные и   практические работы. Территория – 1 час 1.1 Экономико –  географическое  положение Вологодской  области Население и трудовые ресурсы – 2 часа. 2.1 Население Вологодской  области. Трудовые  ресурсы. № 4. Оценка экономико­ географического положения  Вологодской области. Общая характеристика населения,  плотность, размещение, естественное  движение населения, возрастные  группы, трудовые ресурсы. Возрастная структура населения  Вологодской области. Анализ естественного движения  населения Вологодской области. 3.1 Расселение населения Городское и сельское население,  этапы формирования, типы городских и сельских поселений Хозяйство Вологодской области – 1 час. 4.1 Общая характеристика  хозяйства Вологодской  области Промышленность  – 3 часа 5.1 Химико­ металлургический  комплекс История формирования хозяйства  области, отраслевая и  территориальная структура хозяйства Вологодской области. История формирования  металлургического комплекса в г.  Череповце, ресурсные базы, основные  производства, виды продукции,  экономические связи, экологические  проблемы. Анализ соотношения городского и  сельского населения. Анализ размещения в Вологодской  области пустующих сельских  населенных пунктов. Нанесение на контурную карту  городов и поселков городского типа. Анализ технологической схемы  производства для характеристики  основных стадий и комбинирования в  черной металлургии. 6.2 Комплекс лесной и  деревообрабатывающей  промышленности Ресурсная база лесной  промышленности, отраслевая  структура комплекса, география  Анализ карты атласа для  характеристики ресурсной базы  отрасли.  Характеристика  Характеристика  основных видов  учебной деятельности Умеют составлять  характеристику и  оценивать  ЭГП по  типовому плану Дают общую  характеристику  населения, плотность, размещение,  естественное  движение населения,  возрастные группы,  трудовые ресурсы. Описывают городское и сельское население, выделяют  этапы  формирования и типы городских  и сельских поселений Описывают  отраслевую и  территориальную  структуру хозяйства  Вологодской области. Называют ресурсные  базы, основные  производства, виды  продукции,  экономические связи, экологические  проблемы. Определяют  ресурсную базу  лесной

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.

Рабочая программа по предмету: «География Вологодской области» 9 класс.

Рабочая программа  по предмету: «География Вологодской области»  9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018