Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
5 кл
04.03.2018
Изучение предмета «История» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
• Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
• Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
• Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.Рабочая программа учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория) по истории в 5 классе
Рабочая программа история 5класс.doc
Рабочая программа
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
по истории в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от августа 201 года Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена для учащихся 5 класса на основе компонента государственного стандарта общего образования по
предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психологопедагогическими принципами развивающей Образовательной системы
«Школа 2100».В соответствии с учебным планом учебного образовательного учреждения программа рассчитана на 68 часов и проводится 2 часа в
неделю.
Изучение предмета «История» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную
картину
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и
прогнозировать следствия).
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему
нравственных ценностей.
Гражданскопатриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую,
гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Аналитикосинтетические, хронологические, картографические, речевые и текстологические умения по работе с текстом
Учебно – тематический план №
урока
Наименование темы
5 класс
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводная тема
Первобытный мир
Цивилизации Древнего Египта
Древние цивилизации Азии
Зарождение Древней Греции
Расцвет древнегреческой цивилизации
Эллинизм – встреча запада и Востока
Цивилизация Древнего Рима
Античная Греко – Римская цивилизация
Всего 68 часов
2 час
10 час
5час
13 час
7 час
9 час
4 час
7 час
11 час
Содержание программы
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (2 ч.) Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема
датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление
всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты,
научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (10 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к современному
виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас).
Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата
в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение
религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к
земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов
и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, городагосударства, свободные граждане и рабы, царская
власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества,
различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о
загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь.
Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (13ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, городагосударства, свободные граждане и рабы, царская
власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи.
Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и
проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних
религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные
идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии
(варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм
(основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль
орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке,
его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 3. Первая цивилизация Запада Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (7 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов –
городовгосударств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и
аристократической Спарты. Формирование народа грековэллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные
идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9 ч.)
Грекоперсидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.),
качества проявленные грекамиэллинами, итоги войн. Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни
классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла. Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого
искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4 ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его
завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание
эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на
республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия,
Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит,
римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря,
падение республики.
Тема 8. Античная грекоримская цивилизация (11ч.) Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи
Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры,
латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о
божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение
христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви
и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи
(410 и 476 годы).
Требования к уровню подготовки учащихся в 5м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы первобытной и древне истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных
древних государств и цивилизаций.
Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
• Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившихся в эпоху Древнего мира.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной
России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни –
орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин,
аристократы; в государственной жизни – государство,царство, городгосударство, демократия, республика, империя; в культуре – язычество,
религия, наука, искусство, философия.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху
Древнего мира.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и
представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
Нравственное самоопределение. • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды,
Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданскопатриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, (Греко персидские
войны, войны Рима),установлению тех или иных порядков(Законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и
Римской империи).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники,
рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.) Предлагать варианты терпимого, уважительного
отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках
Образовательной системы «Школа 2100»
Окружающий мир, 3–4й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 6й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в
том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
УМК
по истории 5 класс Учебник «Всеобщая история. История древнего мира» для 5 кл., авторы Д.Д. Данилов и др., Москва: «Баласс»,2010
(Образовательная система «Школа 2100»)
Атлас к учебнику «Всеобщая история. История древнего мира» для 5 кл., (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История древнего мира» для 5 кл., (Образовательная система «Школа
2100»)
Методические рекомендации к курсу «История Первобытного и Древнего мира» 5й класс. Данилов Д.Д., Монченко Л.Н.
М: «Баласс»,2012
Календарнотематическое планирование
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Путешествие в страну История
Как заглянуть в прошлое
Наименование темы
5 класс
Вводная тема
Первобытный мир
Первые люди
Первые шаги разума
Первые художники и «волшебники»
Первые пастухи и хлеборобы
Первые мастера и воины
Первые цари и грамотеи
Общий взгляд на первобытную историю
Проверочная работа по разделу «Первая историческая эпоха»
Работа над ошибками по проверочной работе
Защита проектов, сообщений по теме «Первобытный мир»
Цивилизации Древнего Египта
Царство Древнего Египта
Боги Древнего Египта
Искусство строителей пирамид
Дата проведения урока
план
факт
Количество
часов
2 час
1 час
1 час
10 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
5 час
1 час
1 час
1 час 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25,26
27
28
29,30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45,46
47
48
49, 50
Древние цивилизации Азии
Ступени «общественной пирамиды»
Расцвет египетского царства
Цивилизация в Междуречье
Законы Вавилонского царства
«Железное царство Ассирии»
Библия древних евреев
Мировая держава персов
«Просветление» Древней Индии
Мудрость Древнего Китая
Общий взгляд на Древний Восток
Проверочная работа по разделу «Цивилизации Древнего Востока»
Работа над ошибками по проверочной работе
Защита проектов, сообщений по теме «Цивилизации Древнего Египта и Азии»
Зарождение Древней Греции
Истоки греческой культуры
Поэмы о людях и богах
Новые города Эллады
Космос олимпийских богов
Порядки Афин и Спарты
Воспитание граждан Эллады
Великая коллонзация
Расцвет древнегреческой цивилизации
Эллины против «царя царей»
Свобода рабовладельцев
Столица искусств Эллады
Мудрецы Древней Греции
Общий взгляд на Древнюю Грецию
Проверочная работа по разделу «Первая цивилизация Запада»
Работа над ошибками по проверочной работе
Защита проектов, сообщений по теме «Древнегреческие цивилизации»
Эллинизм – встреча запада и Востока
Покорители свободных греков
Завоевания Александра Македонского
Эллинистическая цивилизация
1 час
1 час
13 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 час
1 час
1 час
2 час
7 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
9 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
4 час
1 час
1 час
2 час Цивилизация Древнего Рима
От царей к республике
Объединитель Италии
Победитель Карфагена
Властелин Средиземноморья
Перемена «Римских нравов»
Войны граждан и рабов
От республики к «цезарям»
7 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
11 час
1 час
2 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 час
1 час
1 час
1 час
Всего 68 час
Первые римские императоры
Расцвет античной культуры
«Золотой век» Римской империи
«Добрая весть» христианства
Заря христианского мира
Закат античного мира
Общий взгляд на первобытность и древность
Проверочная работа по разделу «Империи эллионов и римлян»
Работа над ошибками по проверочной работе
Защита проектов, сообщений по теме «ГрекоРимская цивилизация»
Античная Греко – Римская цивилизация
51
52
53
54
55
56
57
58
61
62
63
64
65
66
67
68
59,60
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Рабочая программа по предмету «История» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.