Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
5 кл
16.05.2018
Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс
Рабочая программа для 5 класса общеобразовательной школы по предмету Культура народов Республики Саха (Якутия). В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»: • уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур; • культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;Рабочая программа для 5 класса общеобразовательной школы по предмету Культура народов Республики Саха (Якутия). В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»: • уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур; • культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;
РП КНРС(Я) 5 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дельгейская средняя общеобразовательная школа» Олекминского района Республики Саха (Якутия) 678126 Республика Саха (Якутия), Олекминский район, с. Дельгей, ул. Набережная, д. 2 Телефон/факс 8(41138)33135, e­mail:delgeysosh    @   mail  .  ru   «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО:                              /  Кузьмина Л.А. /   Заместитель директора по УВР  МКОУ «Дельгейская СОШ»  Протокол №____   от «___» ___________2017 г.                    /Суровова Г.В./ «___»___________2017г. Вр.и.о.директора МКОУ  «Дельгейская СОШ»                        /Чернова Л.Т./ «___»___________2017г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кузьминой Ирины Петровны по  предмету       КНРС(Я) 5 класс на 2017­2018 учебный год Планируемые результаты освоения учебного курса  «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в 5 классе В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:  уважительного   отношения   к   культурной   самобытности   народов,   населяющих республику, как важнейшего условия развития культур; культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;   Выпускник получит возможность научиться:  Знать названия коренных народов и их расселение на территории республики,   местоположение РС (Я) на карте России,  назначение и историю создания флага, герба, гимна республики,  название и историю возникновения столицы республики и основных крупных городов,  основное назначение государственной и исполнительной власти;   культурные объекты столицы республики и крупных городов;  способы охоты на животных, устройства для охоты, приёмы охоты; национальные блюда;  разновидности обрядов, летние и осенние календарные праздники и обряды, их специфику  и отличительные признаки;  внутренний смысл национального праздника Ысыах  как символа якутской культуры;  разновидности национальных спортивных игр народов РС(Я), их сходство и отличие;  общие и отличительные черты фольклора народов республики;  5­6 загадок, пословиц, поговорок разных народов республики; сказки и сказания о древних  богатырях, легенды, мифы и предания северных народов, обрядовые песни, заклинания,  песни круговых танцев.  О многонациональном составе коренных народов РС (Я),  о местах расселения коренных народов РС (Я),  о формах государственной и исполнительной власти;  о культурных объектах столицы республики и крупных городов;  о видах хозяйственной деятельности народов РС(Я);  о традициях, обычаях, обрядах, праздников северных народов;  о строении Вселенной в древней религии; внутренний смысл шаманизма как одной из форм первобытных религий народов РС(Я);  о сказках, сказаниях, легендах, героическом эпосе – олонхо народов РС(Я);  о детских писателях республики;  о периодической печати для детей;  о современной музыке народов республики. Содержание учебного курса Вводная тема. Культура народа как его материальное и духовное наследие. Понятие народ, коренные народы Республики Саха (Якутия). Происхождение якутского  народа. Места проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчи, русских и  других народов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, белорусы, татары,  башкиры, буряты, азербайджанцы, армяне и другие). Национальная культура коренных народов Якутии – своеобразное отражение истории и  быта, ведущих своеобразный образ жизни.  Летние и осенние календарные праздники и обряды коренных народов севера.  Раздел I. Материальная культура народа­саха. Традиционные занятия.  Тема 1. Скотоводство. Домашний скот – богатство и благополучие моего народа. Разведение крупного рогатого  скота и лошадей – основная отрасль традиционного хозяйства якутов. Угодья и пастбища.  Традиционные орудия сельского хозяйства (косьба и уборка сена). Пища. Одежда коренных  народов. Традиционная одежда народов Якутии (отличии и  сходства). Выделка меха. Уход за меховой обувью, одеждой, их хранение.  Продукция  скотоводства. Основное транспортное средство (верховая лошадь). Подготовить  презентацию с использованием средств ИКТ. Тема 2. Охотничий промысел. Роль и место охоты в быту якутов. Разновидности зимней и летней охоты на «мясных»,  хищных, пушных зверей, боровую, водоплавающую дичь. Способы и средства охоты.  Технология выделки шкур, меха и хранение. Меховая одежда (шубы, унты). Практическая работа: рисунки , поделки, презентация( изготовление унтов). Тема 3. Рыболовство. Традиционное хозяйство народов. Ловля речной и озерной рыбы, зимний и летний лов. Способы и средства рыбной ловли:  атара (острога), туу (верша), куйуур (сачок), илим (сеть), мунха (невод) и т.д.  Национальные блюда моего народа (строганина – нельма, муксун, чир, сиг, омуль). Выработанная веками уникальная технология ведения хозяйства в условиях сурового  севера, традиции безотходной технологии – свидетельство высокой культуры древнего  народа. Практическая работа: ознакомить с блюдом своего народа с демонстрацией рецепта его  изготовления. Раздел II. Духовная культура народа­саха. Представления народа­саха о вселенной. Тема 1. Представление древних якутов о трех мирах: верхнем, среднем, нижнем. Особенности восприятия социального мира в якутских верованиях.  Девять небес верхнего мира и их обитатели – бессмертные высшие духи, покровители  земной жизни. Деление Вселенной по вертикали. Обряд почитания высших духов. Разновидности  национального праздника – ысыах. Благодарственная молитва, мольба о ниспослании  благополучия, плодородия. Бескровная жертва духам – кубок, наполненный кумысом.  Сэрге( коновязь).Виды сэргэ – расписные столбы­коновязи, символа признания жителям  среднего мира власти высших духов. Изготовление коновязи. Коновязи для шаманов. Практическая работа: Подготовить  рассказ о верхнем мире и сделать рисунок. Тема 2. Средний мир. Бессмертные духи­иччи среднего мира. Дух земли, огня, воды, лесов, предметов   домашнего обихода дорог и т.д. Духи аббасы среднего мира. Почитание земных духов – жизнь в гармонии с природой, основа благополучия народа­ саха. Жизненная необходимость для древнего человека бережного отношения к  окружающей природе, ее хозяевам­иччи. Алгыс – песнь­благословенье, свидетельство  глубокого понимания человеком его неразрывной связи с природой. Ритуал исполнения  песни­алгыс. Практическая работа:  приготовить сообщение. Тема 3. Нижний мир( широкая преисподняя). Особенности нижнего мира, его обитатели. Абааhы – духи враждебного мира, приносящие  людям беды и несчастья. Практическая основа представлений народа о злых духах – трудности повседневной жизни, стихийные бедствия, неудачи, болезни, попытка объяснить негативные стороны  существования человека. Посещение людьми нижнего мира. Практическая работа: Нарисовать мифологическое древо. Тема 4. Священные места, осененные высшими духами. Облагораживающее, стимулирующее воздействие на человека того места, где он родился.  Понятие о Родине, родном крае, родном народе. Беседа о долге, обязанностях человека.  Святой долг перед родной землей, сородичами, грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время. Сэт – понятие о неминуемой расплате за  содеянное. Практическая работа:  устное сообщение. Раздел III. Якутский фольклор.  Тема 1. Различные  жанры якутского фольклора. Понятие о мифах. Основные жанры фольклора саха:олонхо – героический эпос, сказки, исторические  предания и рассказы , песни , загадки , пословицы и поговорки . Обрядовая поэзия. Возникновение якутского фольклора. Практическая работа: подготовить  эпос. Тема 2. Предания и рассказы о первопредках народа­саха. Омолой Баай – прародитель народа. ЭллэйБоотур – культурный герой, создатель  материальных благ и основатель культурных ценностей. Тема 3. Сказки о животных. Сказки, объясняющие происхождение и особенности тех или  иных животных, птиц, рыб: Гагара и Ворон. Цука и Тетерев. Нравоучительные сказки:  Медведь, Росомаха и Человек. Мышь и Лось. Сказки о животных, отражающие  общественную жизнь людей: Чирок и Беркут. Практическая работа: приготовить рисунок и сказку . Тема 4. Народные песни. Импровизационная природа песен саха. Народные певцы. Два типа песен: дьиэрэтии и  дэгэрэн. Песен ь природе. Описательный характер песен о природе: Изначальная страна  (АанИйэ дойду), Лето (Сайын). Практическая работа: найти якутские песни. Тема 5. Понятие о скороговорке­чабырлах. Детские чабырлах – считалки. Жанровые особенности якутских пословиц, поговорок и  загадок: созвучие гласных и согласных, рифмованные строки. Загадки об окружающей  природе. Обычай оберега. Содержание загадок. Практическая работа:  приготовить загадки и скороговорки. Раздел IV. Якутская литература.  Тема 1. Общее понятие о якутской литературе. Жанры и основная тематика произведений якутской литературы (краткая характеристика). Известные якутские писатели. Народные писатели. Якутские поэты, прозаики,  драматургию Молодые поэты. Русскоязычные писатели республики (краткий обзор). Практическая работа:  сообщение (писатели, поэты) Тема 2. Элляй. «Чурумчуку». Элляй (Серафим Романович Кулачиков) (1904­1976) – народный поэт Якутии. Участник  Великой Отечественной войны. Автор широко известных лирических стихотворений,  песен: «Кытыйа», «Олень», «Капитан Гастелло»; поэм «В годы бури и пуль», «Арастал»,  «Прометей» и др. «Чурумчуку» (1939) – литературная сказка. Главные герои охотник Чурумчуку и богач  Чупчуруйдан. Традиционный сказочный сюжет произведения, оригинальный стих.  Описание внешности героев, их жилища. Характеристика героев через их действия, речь.  Символическое значение волшебного камня, найденного Чурумчуку в тайге. Практическая работа: подготовить  стихотворение. Тема 3.СуорунОмоллон. «Дедушкины сказки», «якутские сказки». СуорунОмоллон (Дмитрий Конович Сивцев) (род. 1906) – народный писатель Якутии,  Герой Социалистического труда. Основатель Музея политической ссылки (с.  ЧеркехТаттинского района), Музея дружбы народов (с. СоттинцыУсть­Алданского  района). Автор рассказов для детей «Чоочо», «Свет во тьме», социально­психологических  и юмористических рассказов «Аанчык», «Ачаа», широко известных драматических  произведений «Кузнец Кюкюр», «Сайсары», «Айаал» и др. «Дедушкины сказки», «Якутские сказки». Своеобразие якутских народных сказок о  животных и птицах. Социально­бытовые сказки. Связь с сюжетами мифов о явления  природы. Межпредметная связь: Русские народные сказки, сказки народов мира. Практическая работа: подготовить любой рассказ. Тема 4.ЭриликЭристин. «Хачыгыр». ЭриликЭристин (Семен Степанович Яковлев) (1892­1920 – один из классиков якутской  литературы.  Автор широко известных реалистических рассказов, повестей, романа «Марыкчанские  ребята» (1941). Жизненный подвиг писателя. «Хачыгыр» (1938) – рассказ о судьбе мальчика из бедной семьи. Реалистическое описание  жизни до революции. История прихода Хачыгыра в семью Константина­Скряги. Воспоминания мальчика о  родных. Вся жизнь Хачыгыр и другие образы в рассказе. Портретная характеристика  персонажей. Сравнительное сопоставление двух мальчиков. Гибель Хачыгыра. Образ  хамначчытаАйгылла. Финал рассказа. Межпредметная связь: Русская литература – Короленко В. «Дети подземелья», Куприн А.  «Гуттаперчевый мальчик». Практическая работа: подготовить  рассказ. Тема 5. Анастасия Сыромятникова. «Хопто». Анастасия СаввичнаСыромятникова (род. 1915) – известный якутский писатель. Автор  романа «Кыыс­Хотун». Начало литературного творчества – рассказы для детей. «Хопто» («Чайка») – рассказ о дружбе мальчика Мити с олененком. Родился в стаде  слабый тугут. Решение родителей Мити. Первая встреча с олененком. Доброе дело,  совершенное мальчиком. Проблема бережного отношения к «Братьям нашим меньшим». Практическая работа: посетить выставку в школе. Тема 6. Семен Данилов. Моисей Ефимов. Стихотворения для детей. Семен Петрович Данилов (1917­1978) – народный поэт Якутии, Лауреат Гос. Премии  РСФСР им. М. Горького. Автора широко известных лирических стихотворений, поэм  «Разговор с Ойунским», «Счастье орла». Основная тема лирики – тема родной земли. Моисей Дмитриевич Ефимов (род. 1927) – известный якутский поэт. Автор поэтических  сказок, легенд, лирических стихотворений, поэм, юмористической, сатирической прозы  малой формы. Предлагается сборники «Заяц с ружьем» и «Песни снегов и трав». Поэтическое описание северной природы. Нравоучительные стихотворения­сказки.  Основная тема сборников – тема дружбы, любви к природе, к ее обитателям, быт и нравы  людей севера: охотников, оленеводов. Обращение авторов к сюжетам якутских  мифологических преданий. Практическая работа: подготовить характеристику писателя и провести конкурс  стихов. Раздел V. Современная якутская культура и искусство. Якутский театр.  Тема 1. Гордость якутского народа. 17 октября 1925 г. – дата рождения Якутского государственного драматического театра. 3  этапа в развитии театра: 20­40, 50­70, 80­90 г.г. Творчество режиссера А. С. Борисова. Спектакли «Голубой желанный берег мой»,  «УлууКуданса», «Добрый человек из Сычуани». Сценография Г. Сотникова. Лауреаты государственной премии Е. Степанов, Г. Васильев, С. Федотов. Гастроли театра по стране (Киргизия, Грузия) и за рубежом (Мексика,  Финляндия, Германия, Норвегия и др.). Постановка А. Борисовым спектакля «Прощание с  Матерой» В. Распутина в Малом Художественном Академическом театре (1989 г.). Тема 2. Якутская классика на сцене драматического театра. Режиссеры театра Ф. Ф. Потапов, С. А. Григорьев, В. В. Местников, художники Г. М.  Туралысов, В. Д. Иванов. Произведения А. И. Сафронова, Н. Д. Неустроева, П. А. Ойунского, С. Ефремова, И.  Гоголева и др. на сцене драмтеатра. Реалистический показ разных сторон жизни народа. Самобытность и народность Якутского тетра. Тема 3. Обращение театра к народному творчеству. Успешная постановка в разные годы произведений «НьургунБоотур»,  «ЛоокуутуоннаНьургуhун», «Красный шаман», « Наарасуох», «Айаал», «Куорэгэй»,  «СуоhалдьыйаТолобонноох», «Кыталыктаркырдаллара» и др. Пропаганда прогрессивных  традиций и нравственных идеалов народа. Выдающиеся артисты Якутского театра: Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, Д. Д. Слепцова, М. В. Слепцова, И. М. Максимова, А. П. Петров и др. Роль театрального училища им. М.  Щепкина в подготовке национальных кадров театрального искусства. 3 поколения  выпускников училища. Тема 4. Русская и мировая классика на сцене Якутского театра. Постановка произведений Д. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. М. Горького и т.д. Исполнительское мастерство артистов. Пьесы других народов нашей страны: Ч. Айматова «Материнское поле», МустаяКарима «В ночь лунного затмения» и др. на сцене театра. Мировая классика на якутском языке: «Отелло», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира,  «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера, «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта и др. Тема 5.Нюрбинский передвижной театр. Новые начинания молодого коллектива  этнического театра. Театр эстрадных миниатюр «Дьиибэлэр… Дьээбэлэр… Дьаабылар…». Талантливый артист Алексей Павлов. Роль национального театра в духовном развитии якутского народа. Посещение театра, обсуждение спектаклей. Сбор материала из газет, выступление с  рефератами. Встреча с артистами театра. Раздел VI. Культура народов Севера. Устное народное творчество.  Тема 1.Долганские загадки и приметы. Повторение фольклорных жанров. Краткие сведения об устном народном творчестве  малочисленных народов Севера Якутии (эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган). Загадки и приметы долган. Отображение в них окружающих долганина с детских лет  природы, быта, среды. Практическая  работа: подготовить выставку в классе. Тема 2. Чукотские мифы. Миф о девушке, моржом ставшей. Миф о человеке и орле. Миф о большой гагаре. Миф о  человеке и белых медведях. Миф о четырех братьях. Миф о вороне и человеке. Миф о  женщине и тюлене. Мифы чукчей как «истинные рассказы», т.е. повествования, в которые они верят. Значение  мифов – показ опасности и секретов добычи зверя, необходимости взаимопомощи,  человеческой доброты, осуждение жестокости и коварства. Художественные средства  мифов: метафоры, сравнения. Практическая работа:  подготовить сообщение. Тема 3. Юкагирские сказки. Луна. Травяная нога. Жадный старик. Зуб­помощник. Девочка. Одинокий Адил. Почему  спина росомахи черная? (по выбору учителя) Отражение в сказках веры народа в победу добра над злом. Защита обездоленных,  высмеивание человеческих пороков, прославление трудолюбия, мастерства.  Художественное своеобразие сказок. Практическая работа: подготовить сказки. Тема 4. Эвенские легенды и фольклор. Женский ключик. Медведь. Связь легенд сдревним представлениями о происхождении одного из эвенских родов.  Художественное своеобразие произведений: фантастика и реальность. Практическая работа: приготовить сообщение. Тема 5. Эвенкийские предания. Ганальчи. Женщина и чангит (по выбору учителя). Связь преданий с историей народа в победе над силами природы и враждебными соседями.  Простота и ясность образов идеальных людей­охотников. Традиционное поселение и  жилища. Практическая работа:  Знакомство с преданиями. Календарно ­ тематический план по КНРС (Я) 5­ го  класса Тема урока Кол – во Многонациональный народ республики Саха.  Коренные народы Якутии. Национальная культура коренных народов Якутии. Скотоводство.   Основная   отрасль   традиционного     хозяйства   якутов.   Источник существования народа. Охотничий промысел. Роль и место охоты в быту якутов. Разновидности зимней и летней охоты. Рыболовство. Ловля речной и озерной рыбы, зимний и летний лов.  Обобщающий урок. Повторение пройденных тем. Представление древних якутов о трех мирах. Девять небес и их обитатели. Обряд почитания высших духов. Средний мир. Бессмертные духи – иччи среднего мира. Благодарная молитва, мольба о ниспослании благополучия,плодородия. Нижний мир. Особенности нижнего мира, его обитатели. Священные места, осененные высшими духами. Облагораживание, стимулирующее воздействие   на   человека   того  места,   где   он  родился.   Понятие   о   Родине,   родном крае,родном народе. Жанры якутского фольклора. Понятия о мифах. Основные жанры фольклора Саха. Мифы народа ­Саха о мироздания. Предания   и   рассказы   о   первопредках   народа   Саха.   Омо5ой   Баай­   прародитель народа.   ЭллэйБоотур­   создатель   материальных   благ   и   основатель   культурных ценностей. Сказки о животных. Сказки объясняющие   происхождение и особенности тех или иных животных, птиц, рыб. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35   Семен   Степанович   Яковлев­   один   из   классиков   якутской Народные песни. Импровизационная природа песен Саха. Народные певцы. Понятие   о   скороворке   –   чабыр5ах.   Детские   чабыр5ахи.жанровые   особенности якутских пословиц. поговорок, и загадок. Обобщающий урок. Проверка пройденных тем. Общее понятие о якутской литературе. Жанры и основная тематика произведений якутской литературы. Известные якутские писатели. Эллэй.   «Чурумчуку»   .   Серафим   Романович   Кулачиков   –   народный   поэт   Якутии. «Чурумчуку»­ литературная сказки. СуорунОмоллоон.   «Дедушкини   сказки».   Дмитрий   Кононович   Сивцев.­   народный писатель Якутии.   ЭриликЭристиин.   литературы. Анастасия Сыромятникова.»Хопто» известный якутский писатель. Семен Данилов. Народный поэт Якутии. Обобщающий урок «Якутская литература» Повторение пройденных тем. Гордость якутского народа. О развитии театра. Якутская   классика   на   сцене   драматического   театра.   О   режиссерах   театра. Самобытность и народность Якутского театра. Обращение театра к народному творчеству. Успешные постановки в разные годы. Выдающие артисты Якутского театра. Русская и мировая классика на сцене Якутского театра. Исполнительское мастерство артистов. Мировая классика на якутском языке. Нюрбинский   передвижной   театр.   Новые   начинание   молодого   коллектива этнического   театра.   Роль   национального   театра   в   духовном   развитии   якутского народа. Обобщающий урок. Повторение пройденных материалов. Долганские загадки и приметы. Краткие сведения об устном народном творчестве малочисленных народов Севера Якутии. Юкагирские сказки. Отражение в сказках веры народа в победу добра над злом. Чукотские   мифы.   Показ   опасности   и   секретов   добычи   зверя,   необходимости взаимопомощи, человеческой добраты, осуждение жестокости и коварства. Эвенские   легенды.   Связь   легенд   с   древними   представлениями   о   происхождении одного из эвенских родов. Эвенкийские  предания.  Связь   преданий  с  историей  народа,  передаче   через   них опыта   прошлых   поколений.   Уверенность   в   победе   над   силами   природы   и враждебными соседями.   Обобщающий урок. Повторение пройденных тем. Простота и ясность образов идеальных людей – охотников. Традиционное поселение и жилища.

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я) 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018