Администрация городского округа г. Воронеж Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 2» города Воронежа
394005, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 65-Б
Тел/факс: (4732) 273-30-10; e-mail: progimn2@icmail.ru; www.progimn.narod.ru
«Рекомендована к утверждению» решением педагогического совета Протокол № 1 от «__» августа 2016 Секретарь педагогического совета МБОУ Прогимназия № 2 ________________ /Калинина И. В./ |
|
«Утверждаю» Приказ № ___-о от «___» августа 2016 г. Директор МБОУ «Прогимназия № 2» ______________________/Н.Н.Булгакова/
М.П. |
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
для 2- В класса
на 2016-2017 годы
Составитель:
Мерзлютина Ирина Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Прогимназия № 2»
города Воронежа
Воронежской области, 2016 г.
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
1. Нормативная база программы.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ № 93/1б-о от 29.08.2014 г.- «Об организации учебного процесса в 1-4 классах» (утверждение рабочих программ по учебным предметам)
- Приказ № 93/1 в-о от 29.08.2014 г. – «Об утверждении годового календарного учебного графика»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерные программы по литературному чтению, автор: Климанова Л. Ф. Предметная линия учебников системы «Перспектива. – М.: Просвещение, 2011.. Начальная школа.
- Учебный план МБОУ «Прогимназия № 2» на 2016 – 2017 учебный год.
2. Цели курса:
- Развитие навыков сознательного правильного беглого и выразительного чтения, формирование навыка чтения про себя, формирование способности работать с разными видами информации;
- Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова, развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- Формирование читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
- Углублять читательский опыт детей.
- Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения;
- выработка плавного чтения целыми словами;
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин;
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца;
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя;
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, произносить скороговорки и чистоговорки;
- обучение орфоэпическому чтению;
- обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами;
- коллективно сочинять различные истории;
- составлять рассказы на свободные темы.
3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками;
- словесными описаниями;
- рассказ по собственному рисунку;
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии;
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение);
- жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение);
- знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).
3. Основная концептуальная идея курса.
В основе программы лежат Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Литературное чтение – один из основных предметов начальной школы, который объединяет два основных направления в обучении, отражённых в его названии: изучение литературно-художественных произведений и овладение коммуникативно-речевым навыком общения. Чтение – это общеучебный навык, который является основой для всех остальных речевых умений. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.
Во втором классе литературное чтение продолжает систематичный курс, начатый в первом классе. Теперь основной составляющей, определяющей содержание курса, являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ).
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной связи с музыкальным и изобразительным искусством, на восприятие книги как культурно-исторической ценности, формирует чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России, как государства объединяющего разные национальности и конфессии.
Программа способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Реализация данной программы строится на необходимости целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации. Основная направленность процесса обучения в начальной школе – формирование основных мыслительных операций младших школьников, их познавательных и созидательных возможностей.
Реализацию регионального компонента на уроках данного предмета планируется проводить через включение дидактических единиц и модулей краеведческой направленности. Это позволит формировать у младших школьников представления о своеобразии и многообразии родного края, любви к малой Родине, ощущения причастности к её настоящему и будущему.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
5. Отличительные особенности рабочей программы.
По сравнению с примерной программой по курсу «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной данная рабочая программа коренных изменений не содержит и придерживается основных направлений и рекомендаций. Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой разработчиков и авторов примерной программы по русскому языку Л.Ф.Климановой и М. В. Бойкиной является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ «Прогимназия №2».
Само чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как диалог ученика с автором произведения и его героями. Содержание курса включает формирование умения слушать речь, основой которого является внимание к речи собеседника, способность анализировать, выделять главное, и развитие умения говорить, т. е. высказывать своё мнение, вести диалог, строить монолог, создавать собственные тексты на основе прочитанных.
Распределение содержания курса литературное чтение по темам:
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1. |
Любите книгу |
9 |
10 |
2. |
Краски осени |
13 |
13 |
3. |
Мир народной сказки |
17 |
16 |
4. |
Веселый хоровод |
10 |
10 |
5. |
Мы - друзья |
10 |
10 |
6. |
Здравствуй, матушка-зима! |
11 |
11 |
7. |
Чудеса случаются |
17 |
16 |
8. |
Весна, весна! И вес ей радо! |
11 |
11 |
9. |
Мои самые близкие и дорогие |
8 |
8 |
10. |
Люблю все живое |
16 |
16 |
11. |
Жизнь дана на добрые дела |
14 |
13 |
Итого |
136 |
134 |
Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку».
6. Срок реализации рабочей учебной программы.
Нормативный срок освоения данной программы составляет один учебный год. На программу отводится 134 часа на учебный год (4 часа в неделю).
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
- умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
- умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну;
- умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
- умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- стремление к успешной учебной деятельности;
- умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
- умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
- умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- умения работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя;
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- сравнивать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг;
- классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- характеризовать представленную на выставке книгу;
- умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- самостоятельно составлять аннотацию;
- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
- характеризовать героя произведения;
- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- отличать произведения живописи и произведения литературы;
- отличать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
- находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявить особенности юмористического произведения;
- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- умения писать отзыв на книгу.
8. Содержание учебного предмета
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно – речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).
- Виды работы с текстом. Коммуникативно – познавательная деятельность.
(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).
- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)
Содержание учебного предмета
2 класс (134 часа из них 32 часа уроки внеклассного чтения)
Раздел №1 «Любите книгу» - (9 ч): включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.
Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты). Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор.
Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.
Раздел №2 «Краски осени» - (13 ч): включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения русских поэтов, писателей.
Основные понятия раздела: средства художественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).
Основной методической задачей этого раздела является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.
Раздел №3. «Мир народной сказки» - (17 ч): включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.
Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.
Основной методической задачей этого раздела является: знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.
Раздел №4. «Весёлый хоровод» - (10 ч): включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.
Основные понятия раздела: Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).
Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.
Раздел №5. «Мы – друзья» - (10 ч): включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.
Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни.
Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.
Раздел №6. «Здравствуй, матушка Зима!» - (11 ч): включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.
Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.
Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).
Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя - показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.
Раздел №7: «Чудеса случаются» - (17 ч): включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения русских и зарубежных писателей: А. С.Пушкина, Д. Н. Мамина -Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе.
Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки.
Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.
Раздел №7 «Весна, весна! И всё ей радо!» - (11 ч): включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание) учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение определять главную мысль, делить текст на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.
Раздел №8. «Мои самые близкие и дорогие» - (8 ч): включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений формируется система нравственно – этических ценностей.
Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.
Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.
Раздел №9. «Люблю всё живое» - (16 ч): включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно – познавательными текстами о животных, сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.
Раздел №10. «Жизнь дана на добрые дела» - (14 ч): включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.
Тематическое планирование
№ |
Название модуля |
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
Измерители |
1. |
Любите книгу! |
10 |
|
Самостоятельная работа - 2 Наизусть – 1 Внеклассное чтение - 1 |
2. |
Краски осени. |
13 |
|
Самостоятельная работа - 2 Наизусть - 2 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного -1 Внеклассное чтение - 1 |
3. |
Мир народной сказки. |
16 |
|
Самостоятельная работа - 3 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного - 1 Пересказ – 2 Внеклассное чтение - 1 |
4. |
Весёлый хоровод. |
10 |
|
Самостоятельная работа - 3 Наизусть - 1 Обобщение изученного - 1 Пересказ – 1 Внеклассное чтение-1 |
5. |
Мы – друзья. |
10 |
|
Самостоятельная работа - 2 Наизусть - 2 Обобщение изученного - 1 Пересказ – 1 Внеклассное чтение - 1 |
6. |
Здравствуй, матушка-зима! |
11 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 2 Контрольная работа – 1 |
7. |
Чудеса случаются. |
16 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 1 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного – 1 Внеклассное чтение-2 Пересказ-1 |
8. |
Весна, весна! И всё ей радо! |
11 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 1 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного – 1 Внеклассное чтение -1 Пересказ-1 |
9. |
Мои самые близкие и дорогие. |
8 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 2 Проверочная работа - 1 Обобщение изученного – 1 Внеклассное чтение -1 |
10. |
Люблю всё живое. |
16 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 2 Пересказ - 4 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного – 1 Внеклассное чтение-1 |
11. |
Жизнь дана на добрые дела. |
13 |
|
Самостоятельная работа - 1 Наизусть - 1 Пересказ - 3 Контрольная работа - 1 Обобщение изученного – 1 Внеклассное чтение-1 |
|
Итого |
134 |
|
Самостоятельная работа -18 Наизусть - 15 Пересказ - 13 Контрольная работа - 7 Обобщение изученного – 9 Внеклассное чтение-11 |
Описание материально – технического обеспечения
1. Учебно-методическая литература
a) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012 год.
b) Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс, Москва «Просвещение» 2016 год.
c) Бойкина М.В. Уроки чтения. 2 класс, Москва «Просвещение» 2012 год.
d) Портреты детских писателей.
e) Приложение на электронном носителе к учебнику: Русский язык. 2 класс. Л.Ф.Климанова.
2. Технические средства обучения.
a) Компьютер
b) Мультимедийный проектор
c) Интерактивная доска
Поурочное планирование
№ урока |
Название темы |
Основные виды учебной деятельности уч-ся |
Кол-во ча- сов |
Дата |
|
I четверть (33 часа) Раздел № 1 «Любите книгу» (10 часов). Часть 1. |
|||||
|
День знаний |
|
1 |
01.09 |
|
|
Вводный урок. Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков «Книга – учитель». Стр. 4-6. |
Наблюдение, сравнение, выводы. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. |
|
05.09 |
|
|
Пословицы о книге. Г. Ладонщиков «Лучший друг», наизусть. М. Горький о книгах. Стр. 6-7. |
Исследование. Работа в паре. Ответы на вопросы. |
1 |
06.09 |
|
|
Книги из далёкого прошлого и рукописные книги древней Руси. Стр. 8-11. |
Исследование. Определение ключевых слов в тексте учебника. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
1
|
07.09 |
|
|
Н. Кончаловская «В монастырской келье». Стр. 13-14. |
1
|
08.09 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Энциклопедия. Справочная литература для детей. Стр. 15-16. Самостоятельная работа. |
Практическая работа, тестирование, самостоятельная работа. |
1
|
12.09 |
|
|
Мои любимые художники-иллюстраторы. Стр. 17-19. |
1
|
13.09 |
||
|
Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Стр. 20-21. |
1
|
14.09 |
||
|
Стартовая проверка техники чтения. |
1
|
15.09 |
||
|
Семейное чтение. Сокровища духовной мудрости. Пословицы и поговорки о добре и зле. Стр. 22-23. |
1 |
19.09 |
||
Раздел № 2 «Краски осени» (13 часов). |
|||||
|
А.С. Пушкин «Унылая пора…», А. Аксаков «Осень», наизусть. Стр. 24 - 26. |
Наблюдение, чтение статей учебника, ответы на вопросы, сравнение, беседа по картинам, творческая работа. Выразительное чтение. Беседа. Дискуссия
|
1 |
20.09 |
|
|
Осень в произведениях живописи В. Поленова «Осень в Абрамцеве» и А. Куинджи «Осень». Стр. 27. |
1
|
21.09 |
||
|
А.Майков «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая». Стр. 28-29. |
1 |
22.09 |
||
|
И.Токмакова «Опустел скворечник», А.Плещеев «Осень наступила». Наизусть. Стр. 30-31. |
1
|
26.09 |
||
|
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Стр. 32. |
Дидактическая игра Анализ смысла |
1
|
27.09 |
|
|
Народные приметы. Осенние загадки. Стр. 32-33. |
1
|
28.09 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. С. Маршак «Октябрь». Стр. 34 - 35. |
Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. Творческая работа (создание иллюстраций, исследовательская работа).
|
1
|
29.09 |
|
|
Самостоятельное чтение. Л.Яхнин «Осень в лесу», Н.Сладков «Сентябрь». Стр. 35-36. |
1
|
03.10 |
||
|
Самостоятельная работа. Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд». Стр. 37-39. |
1
|
04.10 |
||
|
Наш театр. Н.Сладкова «Осень». Стр. 40-42. |
1
|
05.10 |
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы. Стр. 43-44 |
Работа по вопросам учебника. |
1
|
06.10 |
|
|
Н. Никитин «Встреча зимы», И. Бунин «Листопад» Обобщение по разделу. |
1 |
10.10 |
||
|
Проверочная работа по разделу: «Краски осени». |
Тестирование. |
1 |
11.10 |
|
Раздел № 3 «Мир народной сказки» (16 часов). |
|||||
|
Мир народной сказки. Собиратели русских народных сказок. Стр. 46-47. |
Наблюдение. Анализ. Выводы. Анализ текста. Произведения. Решение проблемы. Анализ ситуации. Выводы. Создание иллюстраций к сказке. Выразительное чтение по ролям. |
1
|
12.10 |
|
|
Рассказывание сказки по серии иллюстраций. Самостоятельная работа. Стр. 47-49. |
1
|
13.10 |
||
|
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана. Пересказ. Стр. 50-56. |
1 |
17.10 |
||
|
Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок. Стр. 56-59. |
1 |
18.10 |
||
|
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки по ролям. Стр. 60-63. |
1 |
19.10 |
||
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. Стр. 64-67. |
Выразительное чтение по ролям, пересказ, сравнение сказок, выявление сходства и различия. |
1 |
20.10 |
|
|
Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. Стр. 68-69. |
1 |
24.10 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Работа с каталогом. |
Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. |
1 |
25.10 |
|
|
Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Стр. 71-73. |
Самостоятельное чтение сказки. |
1 |
26.10 |
|
|
Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Стр. 74-78. |
Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Чтение по ролям, создание иллюстраций, пересказ. Анализ сказки по вопросам учебника. |
1 |
27.10 |
|
II четверть (30 часов) |
|||||
|
Нанайская сказка «Айога». Стр. 79-81. |
Чтение и анализ по вопросам. |
1 |
07.11 |
|
|
Ненецкая сказка «Кукушка». Стр. 82-83. |
1 |
08.11 |
||
|
Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Стр. 84-85. |
Творческая работа
|
1
|
09.11 |
|
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 86-87. |
Тестирование |
1 |
10.11 |
|
|
Устное сочинение-описание лисы на основе опорных слов. Самостоятельная работа. Пересказ. Стр. 88-89. |
Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради. |
1
|
14.11 |
|
|
Проверочная работа по разделу: «Мир народной сказки». |
Самостоятельная работа. |
1 |
15.11 |
|
Раздел № 4 «Весёлый хоровод» (10 часов). |
|||||
|
Закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Стр. 90. |
Наблюдение
|
1
|
16.11 |
|
|
Устное сочинение по картине. Б.Кустодиев «Масленица». Пересказ. Стр. 91. |
Работа с репродукцией картины
|
1
|
17.11 |
|
|
Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии. Самостоятельная работа. Стр. 92-93. |
Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспозицией музея. |
1
|
21.11 |
|
|
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Наизусть по выбору. Стр. 94-97. |
Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Творческая работа (сочинение приговорок и потешек). |
1 |
22.11 |
|
|
Э. Успенский «Память»,. Ю. Мориц «Хохотальная путаница». Стр. 98-99. |
Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами. |
1 |
23.11 |
|
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Стр. 100-101. |
1 |
24.11 |
||
|
Самостоятельное чтение. Д.Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина». Стр. 102-103. |
Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными. |
1 |
28.11 |
|
|
Семейное чтение. К.Чуковский «Путаница», «Небылица». Стр. 104-107. |
Выразительное чтение, сравнение. |
1 |
29.11 |
|
|
Обобщение по разделу. К. Чуковский «Храбрецы», С. Маршак «Храбрецы». Стр. 112-113. |
Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. |
1 |
30.11 |
|
|
Обобщение по разделу: «Весёлый хоровод». Самостоятельная работа. |
Творческая самостоятельная работа. |
1 |
01.12 |
|
Раздел №5. «Мы – друзья» (10 часов) |
|||||
|
Вводный урок. Пословицы о дружбе. Стр. 114-115. |
Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру. Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. |
1
|
05.12 |
|
|
Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг» наизусть, В.Орлов «Я и мы». Стр.116-117. |
Тестирование. Анализ. Выводы. Творческая работа.
|
1
|
06.12 |
|
|
Устное сочинение по серии рисунков на тему: «Дружба – это не работа» (пересказ) Стр. 118. |
1
|
07.12 |
||
|
Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя. Самостоятельная работа. Стр. 119-122. |
Чтение рассказа. Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. |
1
|
08.12 |
|
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Стр. 123. |
Творческая работа
|
1 |
12.12 |
|
|
Административная проверка техники чтения. Самостоятельное чтение. С.Михалков «Как друзья познаются». Стр. 124-125. |
Постановка проблемы, анализ произведения, практическая работа, обсуждение. |
1
|
13.12 |
|
|
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Стр. 126-127. |
1
|
14.12 |
||
|
Семейное чтение. А.Гайдар «Чук и Гек». Стр.128-131. |
1
|
15.12 |
||
|
Наш театр. И. Крылов «Стрекоза и муравей», наизусть. Мораль басни. Стр. 132-133. |
1 |
19.12 |
||
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 134-137. |
1 |
20.12 |
||
Раздел №6 «Здравствуй, матушка Зима!» (11 часов) |
|||||
|
Готовимся к празднику. Стр. 138 - 139. |
Практическая работа, творческая работа. |
1
|
21.12 |
|
|
Лирические стихотворения о зиме. А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Стр. 140. |
1
|
22.12 |
||
|
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Стр. 141. |
Выразительное чтение, ответы на вопросы, разметка стихотворения, работа над лексическим значением слов. |
1
|
26.12 |
|
|
С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза». Стр.142 – 143. |
1 |
27.12 |
||
III четверть (41 час) |
|||||
|
С.Чёрный «Рождественское», К.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли» Самостоятельная работа. Стр. 144-145. |
Анализ текста, ответы на вопросы учебника, сравнение, выводы.
|
1
|
10.01 |
|
|
К. Бальмонт «К зиме». Стр. 146. |
Выразительное чтение. |
1 |
11.01 |
|
|
Олицетворение – средство художественной выразительности. С.Маршак «Декабрь» наизусть. Стр. 147. |
Найти в стихотворении олицетворение. Самостоятельная работа. Творческая работа. |
1
|
12.01 |
|
|
А.Барто «Дело было в январе». С.Дрожжин «Улицей гуляет». Стр. 148. |
1
|
16.01 |
||
|
Соотнесение отгадки и загадки. Загадки зимы. Стр. 150. |
1
|
17.01 |
||
|
Проект по теме: «Праздник начинается, конкурс предлагается». Стр. 151-152. |
Разработка заданий для проведения праздника. |
1
|
18.01 |
|
|
Проверочная работа по разделу «Здравствуй, матушка Зима!». |
Самостоятельная работа. |
1 |
19.01 |
|
Раздел №7 «Чудеса случаются» (16 часов). Часть II. |
|||||
|
Вводный урок. Литературная сказка. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Стр. 4 - 17. |
Исследование. Практическая работа, анализ, сравнение. Выразительное чтение.
|
1
|
23.01 |
|
|
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Стр. 5-17. |
1 |
24.01 |
||
|
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Основная мысль сказки. Стр. 5-17. |
1 |
25.01 |
||
|
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Стр. 18. |
1 |
26.01 |
||
|
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Стр. 19-23. |
1
|
30.01 |
||
|
Особенности литературной сказки. Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Стр. 24-27. |
Самостоятельная, творческая работа.
|
1
|
31.01 |
|
|
Д. Мамин - Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. |
1 |
01.02 |
||
|
Э.Распэ. «Чудесный олень». Стр. 28-29. |
|
1
|
02.02 |
|
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Пересказ. Стр. 30. |
1
|
06.02 |
||
|
Сказки К.Чуковского. К Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Стр. 31-34. |
Анализ произведения, выводы. |
1
|
07.02 |
|
|
К Чуковский «Бибигон и пчела». Стр. 35 – 38. |
1 |
08.02 |
||
|
Семейное чтение. Л.Толстой «Два брата». Стр. 39-41. |
Диалог, обсуждение, |
1 |
09.02 |
|
|
Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце». Стр. 42-47. |
Анализ произведения. Тестирование. |
1 |
13.02 |
|
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 48-49. |
1 |
14.02 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Учимся составлять план произведения. |
1 |
15.02 |
||
|
Проверочная работа по разделу «Чудеса случаются». |
1 |
16.02 |
||
Раздел № 8 «Весна, весна! И всё ей радо!» (11 часов) |
|||||
|
Ф.Тютчев «Зима недаром злится» наизусть. Стр. 50-51. |
Самостоятельная, творческая работа. |
1
|
20.02 |
|
|
Весна в лирических произведениях. И. Никитин «Весна», А. Плещеев «Весна», Т. Белозёров «Подснежники». Стр. 52-53. |
Наблюдение, анализ, обсуждение, выводы. Выразительное чтение.
|
1
|
21.02 |
|
|
Весна в произведениях А.Чехова, А.Барто, А.Фета. Вопросы к прочитанным произведениям. Стр. 54-56. |
1
|
22.02 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. С. Маршак «Март». Стр. 56-57. |
Самостоятельная работа, обсуждение, диалог. Наблюдение, обсуждение. |
1
|
27.02 |
|
|
И Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». Стр. 58-59. |
1
|
28.02 |
||
|
Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна. |
Создание небольшого текста по картине И.Левитана. |
1 |
01.03 |
|
|
А.Майков «Христос воскрес! К.Крыжицкий «Ранняя весна». Стр. 60. |
Самостоятельная работа, обсуждение, диалог. |
1 |
02.03 |
|
|
Наш театр. Инсценирование «Двенадцать месяцев». Стр. 61-65. |
Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. |
1 |
06.03 |
|
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 66-67. |
Самостоятельная, творческая работа. |
1 |
07.03 |
|
|
Создание текста о весне. |
1 |
09.03 |
||
|
Проверочная работа по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!». |
Тестирование. |
1 |
13.03 |
|
Раздел №9 «Самые близкие и дорогие». (8 часов) |
|||||
|
Стихи о папе и маме. Наизусть по выбору. Стр. 68-73. |
Самостоятельная, творческая работа. |
1
|
14.03 |
|
|
Дж.Родари «Кто командует?» |
1 |
15.03 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога. Стр. 75. |
Составление каталога на тему «Книги о маме». |
1 |
16.03 |
|
|
Самостоятельное чтение. Э.Успенский «Если бы я был девчонкой» наизусть, Б.Заходер «Никто». Стр. 76-78. |
Наблюдение, анализ произведения, выводы.
|
1 |
20.03 |
|
|
Семейное чтение. Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Стр. 79 -80. |
1 |
21.03 |
||
|
Проверочная работа по разделу «Самые близкие и дорогие». |
Тестирование. |
1 |
22.03 |
|
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. |
Ответы на вопросы рубрики. |
1 |
23.03 |
|
IV четверть (30 часов) |
|||||
|
Наш театр. Инсценирование. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Стр. 81-83 |
Рефлексия на сыгранную роль. |
1 |
04.04 |
|
Раздел №10 «Люблю всё живое» (16 часов) |
|||||
|
С.Чёрный «Жеребёнок». Стр. 86-87. |
Наблюдение, диалог. Самостоятельная творческая работа. Выразительное чтение. |
1
|
05.04 |
|
|
Дополнение содержания текста. С.Михалков «Мой щенок» наизусть. Стр. 88-91. |
1
|
06.04 |
||
|
Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Стр. 92-93. |
Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). |
1 |
10.04 |
|
|
Составление плана рассказа. М.Пришвин «Ребята и утята». Пересказ. Стр. 94-96. |
Составление плана и пересказ по плану. |
1
|
11.04 |
|
|
Составление плана на основе опорных слов. Е.Чарушин «Страшный рассказ» Пересказ. Стр. 97-99. |
Анализ произведения, сравнение, дискуссия.
|
1
|
12.04 |
|
|
Административная проверка техники чтения. Н.Рубцов «Про зайца». «Заяц» (энциклопедия). Сравнение. Стр. 100-101. |
1 |
13.04 |
||
|
Проект по теме: «Создание фотоальбома о природе» В.Берестов «С фотоаппаратом». Стр. 102-103. |
1
|
17.04 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки. Проза наизусть по выбору. Стр. 104 - 105. |
Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. |
1
|
18.04 |
|
|
В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» (краткий пересказ). Стр. 105-107. |
Практическая работа. Творческая работа, диалог, сравнение, самостоятельное чтение. Драматизация рассказа.
|
1
|
19.04 |
|
|
Самостоятельное чтение. Н. Сладков «Маленькие рассказы». Составление рассказа по серии картинок. Стр. 108-109. |
1
|
20.04 |
||
|
Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Стр. 110-111. |
1
|
24.04 |
||
|
Постановка вопросов к тексту. Г.Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?» Самостоятельная работа. Стр. 112-113. |
1
|
25.04 |
||
|
Наш театр. Инсценирование. В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Стр. 114-116. |
1
|
26.04 |
||
|
В.Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза». Стр. 117. |
1 |
27.04 |
||
|
Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 118-121. |
Творческая работа. |
1 |
02.05 |
|
|
Проверочная работа по разделу «Люблю всё живое. |
Тестирование. |
1 |
03.05 |
|
Раздел № 11 «Жизнь дана на добрые дела» (13 ч) |
|||||
|
С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Л.Яхнин «Пятое время года». Стр. 122-124. |
Знакомство с произведением. Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов. |
1
|
04.05 |
|
|
Заголовок. Л.Яхнин «Силачи». Стр.125-126. |
Чтение рассказа, определение главной мысли, чтение пословиц и поговорок. |
1 |
10.05 |
|
|
Смысл заголовка. В.Осеева «Просто старушка». Пересказ. Стр. 127. |
Чтение, анализ, сравнение, коллективная работа. |
1
|
11.05 |
|
|
Э.Шим «Не смей!» Стр. 128- 129. |
Анализ произведения, сравнение, дискуссия. |
1 |
15.05 |
|
|
А.Гайдар «Совесть» Пересказ. Стр. 130-131. |
1
|
16.05 |
||
|
Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса». В.Осеева «Три товарища». Стр. 132, 134. |
1
|
17.05 |
||
|
Работа со словом. Дискуссия на тему: «Что значит поступать по совести?» Стр. 133. |
Чтение про себя, пересказ. Творческая работа. |
1
|
18.05 |
|
|
И.Пивоварова «Сочинение». Стр. 135-137. Сочинение «Как я помогал маме» (устное сочинение - пересказ). |
1 |
22.05 |
||
|
Вн/чт. Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носова. Стр. 138 - 139. |
Самостоятельное чтение, знакомство с творчеством писателя. Чтение в лицах. |
1 |
23.05 |
|
|
Н.Носов «Затейники». Побор заголовка к тексту. Самостоятельная работа. Стр. 139-142 |
1
|
24.05 |
||
|
Чтение по ролям. Н.Носов «Фантазёры». Стр. 143-149. |
1
|
25.05 |
||
|
Контрольная работа. Обобщение по разделу. Секреты страны Литературии. Стр. 152-153. |
Ответы на вопросы рубрики. Самостоятельная работа. |
1 |
29.05 |
|
|
Смысл басни. И.Крылов «Лебедь, щука и рак» наизусть. С.Михалков «Не стоит благодарности». Стр. 150-151. |
Самостоятельная работа, обсуждение, диалог. |
1 |
30.05 |
|
|
Итого: |
|
134 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.