Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
дефектология
3 кл
19.12.2018
1.Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Нормативная база
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
• Основная образовательная программа начального общего образования;
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
• Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год, принятый педагогическим советом.
Рабочая программа Мир природы и человека. 3 кл. Пронкина Л.В..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «УРЕНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА
ИНТЕРНАТ» УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
_______/ О.П.Соловьёва
Протокол № 1 от
«31» августа 2017 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
___________/ Т.В.Коротина
«31» августа 2017 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Уренская
коррекционная
школа
интернат»
_____________/ Н.В.Шагина
Приказ № 57 от «31»августа
2017 г.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»
для 3 класса (ФГОС)
Авторсоставитель:
учитель начальных классов
Пронкина Людмила Владимировна Урень, 2018
2 1.Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и
человека» составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35
учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы для
3 класса "Живой мир"
Н.Б.Матвеева,
Москва
Т.О.Куртова,
Попова,
"Просвещение" 2018г.
И.А.Ярочкина,
М.А.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся
младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой
природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении
сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи
между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание»
и «География», создание преемственной системы знаний между названными
предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе,
дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной
деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к
природе. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и
экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать
следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в
основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с
последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы,
предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для более точного их восприятия.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
(интеллектуальными
обучающихся с умственной отсталостью
нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования
и
наукиРФ от
19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
4 Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год,
принятый педагогическим советом.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования
введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и
человека в 3 классе
включают индивидуальноличностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки:
―
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России.
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение социальнобытовыми умениями,
используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
5 13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня
по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования
по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов,
то по рекомендации медикопсихологопедагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательная организация может
перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной
программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир
природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова домашнее
животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
дикое животное, зверь
оснований для классификации (волк
(млекопитающее), животное, санитар леса);
―
знать правила гигиены органов чувств;
6 проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с
объектами окружающего мира;
2. Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим
образом:
№ Тема
1
Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
Неживая природа.
2
3 Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Всего
Количество
часов
12
3
3
3
3
6
17
5
7
5
35
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление
солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:
облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель,
ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
7 Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы
зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр
(элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер.
Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,
травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3
названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ
жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши.
Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья,
заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка,
дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных
продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых
отравлений.
8 9 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Количество часов
теоретические
Практические
(лабораторные,
контрольные работы,
тест, диктант,
изложение, сочинение)
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Сезонные изменения в природе
12
1 четверть9ч
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 четверть7ч 1
2
3
2
4
5
6
7
1
2
3
3
4
5
6
7
8
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха.
Термометр.
Ветер. Направления ветра.
Живая природа
Растения. Сравнение растений. Части
растений.
Растения сада.
Плоды и семена.
Грибы.
Травы.
Животные. Дикие животные.
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 четверть10ч
11 4 четверть9ч.
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Домашние животные.
Птицы.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных
заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.
Окружающая среда и здоровье
человека.
Питание человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
36
20
14
Календарнотематическое планирование уроков «Мир природы и человека»
Календарнотематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс
№ Тема раздела
Дата
Тема урока
1 четверть
Сезонные изменения в
природе
1
Колво
часов
9
12
Планируемые
Предметные
результаты
Личностные
Деятельность
учащихся
Мониторинг
12 1
2
3
4
5
6
7
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
1
1
1
1
1
1
1
Называть признаки
осени.
Знать названия
осенних месяцев.
Знать как следить
за своим
здоровьем; знать
какую одежду
выбирать осенью;
знать, что "осень"
пора сбора и
урожая.
знать названия
зимних месяцев,
признаки зимы.
Связно
высказываться по
плану, употребляя
простые
распространённые
предложения.
знать какую одежду
выбирать зимой;
какие игры можно
играть.
Знать названия
весенних месяцев.
13
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
ценностное отношение
к природе;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями
формирование
положительного
отношения к мнению
учителя, сверстников;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Наблюдения в
природе.
Работа с
учебником.
Работа с
раздаточным
материалом;
составление
предложений о
опорным
картинкам.
Работа с
учебником.
составление
предложений о
опорным
картинкам
умение обращаться за
помощью, принимать
помощь
Работа с
сюжетными
картинками.
овладение социально
бытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
Самостоятель
ная работа 8
9
1
2
3
2
4
5
6
Животные весной.
Занятия людей весной.
2 четверть
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена
года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
1
1
7
1
1
1
6
1
1
1
отвечать на
вопросы.
Работа с
учебником.
Работа с
раздаточным
материалом
Работа в рабочих
тетрадях.
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
сюжетными
картинками.
Беседа о солнце
как планете
солнечной
системы
Наблюдение в
природе.
Зачет
Зачет
умение
организовать
рабочее место;
своё
ценностное отношение
к природе;
умение обращаться за
помощью, принимать
помощь
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями
формирование
положительного
отношения к мнению
учителя, сверстников;
овладение социально
бытовыми навыками,
используемыми в
знать названия
диких животных
знать какие работы
проводятся в
огороде весной.
Назвать признаки
лета.
Знать названия
летних месяцев.
Знать какие работы
проводятся летом в
огороде.
Знать различия
солнца в разные
времена года.
Знать сторону
восхода и заката
солнца
Уметь пользоваться
календарем.
14 7
1
2
Воздух. Значение воздуха.
3 четверть
Термометр.
Ветер. Направления ветра.
3 Живая природа
3
Растения. Сравнение
растений. Части растений.
4
5
Растения сада.
Плоды и семена.
6
Грибы.
1
10
1
1
1
1
1
1
Знать значения
воздуха для
человека.
повседневной жизни
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Составление
рассказа о
значении воздуха
в жизни человека.
Уметь пользоваться
термометром.
Уметь определять
направления ветра.
ценностное отношение
к природе;
формирование
положительного
отношения к мнению
учителя, сверстников;
Уметь сравнивать
растения. Знать
части растений.
Знать названия
растений сада.
Различать плоды и
семена растений.
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
умение обращаться за
помощью, принимать
помощь
овладение социально
бытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни
Знать названия
съедобных и
Осознание себя как
ученика,
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Составлять
предложения по
15
Самостоятель
ная работа
Зачет 7
8
9
Травы.
Животные. Дикие
животные.
Домашние животные.
10
Птицы.
4 четверть.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Певчие птицы.
1
2
3
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
несъедобных
грибов.
Знать названия
трав.
Знать названия
диких животных.
Знать названия
домашних
животных.
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями
опорным
картинкам;
работать с
учебником.
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Самостоятель
ная работа
Знать названия
птиц.
умение
организовать
рабочее место;
своё
Целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его природой
и социальной частей.
ценностное отношение
к природе;
умение обращаться за
помощью, принимать
помощь
овладение социально
бытовыми навыками,
Знать названия
перелетных птиц.
Знать названия
зимующих птиц.
Знать названия
хищных птиц.
Знать названия
певчих птиц.
16
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
Работа с
учебником,
Зачет 5
6
7
8
9
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных
заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.
Окружающая среда и
здоровье человека.
Питание человека.
1
1
1
1
1
используемыми в
повседневной жизни
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями
формирование
положительного
отношения к мнению
учителя, сверстников;
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе;
умение
организовать
рабочее место;
своё
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Составлять
предложения по
опорным
картинкам;
работать с
учебником.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Работа с
сюжетными
картинками.
названия
Знать
органов человека.
Называть
тела
человека.
части
организма
причины
Знать
простудных
заболеваний.
Называть
расположение
органов на теле
человека.
Знать полезные
свойства продуктов
17 18 Учебнометодические средства обучения
1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина,
М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной
школы». 14й классы. «Легион». Ростовна Дону, 2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия. №
Тема уроков
Дата
Количество
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
2
4
5
6
7
1
2
3
3
4
5
6
7
8
9
10
1 четверть
Сезонные изменения в природе
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
2 четверть
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха.
3 четверть
Термометр.
Ветер. Направления ветра.
Живая природа
Растения. Сравнение растений. Части
растений.
Растения сада.
Плоды и семена.
Грибы.
Травы.
Животные. Дикие животные.
Домашние животные.
Птицы.
4 четверть.
20
часов
9
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
6
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9 1
2
3
4
5
6
7
8
9
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса (ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.