РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
30.04.2018
РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», планируемых результатов начального общего образования. Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
окружающий.docx
Краснодарский  край Муниципального образования  Крымский район муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 25 Утверждено: решение  педсовета протокол № ____ от _____2014 г Председатель  педсовета ___________И.Д.___  Милицкая  по  предмету  «Окружающий мир» РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА Ступень обучения (класс):    начальное  общее (1­4 классы) Количество  часов  33 ч          Учитель   Щавелькова Светлана Юрьевна Программа разработана на основе примерной   программы по окружающему миру     федерального государственного  стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ  № 373 от 6 октября 2009г. ) ,УМК « Школа  России»  автор: А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г., с 368 1 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей   программы   по окружающему миру     учебно– методического комплекса  «Школа России» . Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: —формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­ научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; —духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3)формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в   различных   опасных   и чрезвычайных ситуациях; 4)формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и   безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных   и   социально­гуманитарных   наук,   необходимый   для   целостного   и   системного   видения   мира   в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в 2 гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов  единого мира. В основной школе этот  материал  будет изучаться дифференцированно  на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.   В   рамках   же   данного   предмета   благодаря   интеграции   естественно­научных   и   социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического   образования   и   воспитания,   формирования   системы   позитивных   национальных   ценностей,   идеалов взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное   единство российского   общества   как   важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким   образом,   курс   создаёт   прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя   для   осмысления   личного   опыта   ребёнка   знания,   накопленные   естественными   и   социально­ гуманитарными   науками,   курс   вводит   в   процесс   постижения   мира   ценностную   шкалу,   без   которой   невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение   курса   состоит   также   в   том,   что   в   ходе   его   изучения   школьники   овладевают   основами   практико­ ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале   природы   и   культуры   родного   края.   Курс   обладает широкими   возможностями   для   формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся   освоить   основы   адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. 3 Существенная   особенность   курса   состоит   в   том,   что   в   нём   заложена   содержательная   основа   для   широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,   технологии   и   физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­научному   и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. 2. Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1)идея многообразия мира; 2)идея целостности мира; 3)идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная   идея   целостности   мира   также   последовательно   реализуется   в   курсе;   её   реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений  из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. 4 Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании са­ моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­ котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В   основе   методики   преподавания   курса   «Окружающий   мир»   лежит   проблемно­поисковый   подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация   посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы,   обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на   улице,   в   лесу,   парке,   музее   и   т.   д.   Очень   большое   значение   для   достижения   планируемых   результатов   имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей   с   помощью   графических   и   динамических   схем   (моделей);   3)   эколого­этическая   деятельность,  включающая анализ  собственного  отношения  к   миру   природы   и  поведения   в  нём,  оценку  поступков   других   людей,  выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. •Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. 5 •Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к   познанию   закономерностей окружающего мира природы и социума. •Человечество   как   многообразие   народов,   культур,   религий.   вМеждународноесотрудничествокакосновамирана Земле. •Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. •Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. •Здоровыйобразжизнивединствесоставляющих:здоровье   физическое,   психическое,   духовно­   и   социально­нрав­ ственное. •Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. 3. Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе согласно программы УМК « Школа России»   отводится 2ч,  но  в  соответствии  с новым  учебным  планом  на  окружающий  мир    даётся  только  один  час,  поэтому  учебный материал переносится во внеурочную деятельность. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Рабочая программа предусматривает сокращение часов до 135 часов .  Роль курса  в    достижении обучающимися планируемых результатов: Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители 6 учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Роль учебного предмета в достижении обучающимися поставленных результатов освоения ООП школы Роль     курса   состоит   также   в   том,   что   в   ходе   его   изучения   школьники   овладевают   основами   практико­ ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале   природы   и   культуры   родного   края.   Курс   обладает широкими   возможностями   для   формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся   освоить   основы   адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная   особенность   курса   состоит   в   том,   что   в   нём   заложена   содержательная   основа   для   широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,   технологии   и   физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­научному   и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. 4. Результаты изучения курса начального образования, а именно: Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение  личностных   результатов 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 7 2)формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   органичном   единстве   и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том   числе   в   информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; 9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)формирование   установки   на   безопасный,  здоровый   образ   жизни,  наличие   мотивации   к   творческому   труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении  метапредметных   результатов начального образования, таких как: 1)овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности,   поиска   средств   её осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование   уменияпланировать,контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 8 6)использование  знаково­символических  средств  представления  информации   для  создания  моделей   изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,установленияаналогийипричинно­следственных   связей,построениярассуждений,отнесенияк   известным понятиям; 10)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек  зрения и права  каждого  иметь свою;  излагать  своё мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку событий; 11)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений действительности   (природных,социальных,культурных,техническихи   др.)   в   соответствии   с   содержанием   учебного предмета «Окружающий мир»; 13)овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и отношения между объектами и процессами; 14)умение  работать  в  материальной и информационной  среде  начального общего образования (в том числе  с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 9 1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основэкологическойграмотности,элементарныхправил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация   и   др.   с   получением   информации   из   семейных   архивов,   от   окружающих   людей,   в   открытом информационном пространстве); 5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Система оценки планирумых результатов Используется следующие формы оценки:  Безоценочное обучение 1­2 класс;  5­ти бальная система  Накопительная система оценки ­ «Портфель достижений»;   По итогам 1 и 2­го полугодия  в 1­м классе осуществляется мониторинг сформированности УУД;  Для контроля и учета достижений обучающихся по русскому языку используются следующие формы: устный опрос, письменная самостоятельная работа, тесты, диктант, контрольное списывание, изложение, сочинение, графическая работа, доклад, творческая работа, диагностическая работа (текущая аттестация), контрольная работа, контрольный диктант, контрольное изложение 5. Содержание курса Человек и природа 10 Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.   Свойства   воды.   Состояния   воды,   её   распространение   в   природе,   значение   для   живых   организмов   и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. 11 Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,   птицы,   звери,   их   отличия.   Особенности   питания   разных   животных   (хищные,   растительноядные,   всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   животным.   Животные   родного   края,   названия,   краткая характеристика на основе наблюдений. Лес,   луг,   водоём   —   единство   живой   и   неживой   природы   (солнечный   свет,   воздух,   вода,   почва,   растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей  местности). Экологические  проблемы  и  способы  их  решения. Правила   поведения  в природе.  Охрана природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и   животного   мира.   Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и   животных   Красной   книги.   Посильное   участие   в   охране   природы.   Личная   ответственность   каждого   человека   за сохранность природы. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов   (опорно­двигательная,   пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. 12 Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью   во   имя   общей   цели.   Духовно­нравственные   и   культурные   ценности   —   основа   жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура   общества   и   каждого   её   члена.   Общее   представление   о   вкладе   в   культуру   человечества   традиций   и религиозных   воззрений   разных   народов.   Взаимоотношения   человека   с   другими   людьми.   Культура   общения   с представителями   разных   национальностей,   социальных   групп:   проявление   уважения,   взаимопомощи,   умения прислушиваться   к   чужому   мнению.   Внутренний   мир   человека:   общее   представление   о   человеческих   свойствах   и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­ нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­ мьи. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший   школьник.   Правила   поведения   в   школе,   на   уроке.   Обращение   к   учителю.   Классный,   школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам,   плохо   владеющим   русским   языком,   помощь   им   в   ориентации   в   учебной   среде   и   окружающей обстановке. Экономика,   её   составные   части:   промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство,   транспорт,   торговля. Товары   и   услуги.   Роль   денег   в   экономике.   Государственный   и   семейный   бюджет.   Экологические   последствия 13 хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные   богатства   и   труд   людей   —   основа   экономики.   Значение   труда   в   жизни   человека   и   общества. Трудолюбие   как   общественно   значимая   ценность   в   культуре   народов   России   и   мира.   Профессии   людей.   Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный   транспорт.   Транспорт   города   или   села.   Наземный,   воздушный   и   водный   транспорт.   Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.   Государственная   символика   России:   Государственный   герб   России,   Государственный   флаг   России, Государственный   гимн   России;   правила   поведения   при   прослушивании   гимна.   Конституция   —   Основной   закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент   Российской   Федерации   —   глава   государства.   Ответственность   главы   государства   за   социальное   и духовно­нравственное благополучие граждан. Праздник   в   жизни   общества   как   средство   укрепления   общественной   солидарности   и   упрочения   духовно­ нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны   и   труда,   День   Победы,   День   России,   День   защиты   детей,   День   народного   единства,   День   Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва   —   столица   России.   Святыни   Москвы   —   святыни   России.   Достопримечательности   Москвы:   Кремль, Красная   площадь,   Большой   театр   и   др.   Характеристика   отдельных   исторических   событий,   связанных   с   Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему 14 и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;   музеи,   театры,   спортивные   комплексы   и   пр.   Особенности   труда   людей   родного   края,   их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны   в   разные   исторические   периоды:   Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР, Российская   Федерация.   Картины   быта,   труда,   духовно­нравственных   и   культурных   традиций   людей   в   разные исторические   времена.   Выдающиеся   люди   разных   эпох   как   носители   базовых   национальных   ценностей.   Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими   странами:   название,   расположение   на   политической   карте,   столица,   главные   достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим   дня   школьника,   чередование   труда   и   отдыха   в   режиме   дня;   личная   гигиена.   Физическая   культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранение   и   укрепление   своего   физического   и   нравственного здоровья.   Номера   телефонов   экстренной   помощи.   Первая   помощь   при   лёгких   травмах   (ушиб,   порез,   ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места 15 в   квартире,   доме   и   его   окрестностях   (балкон,   подоконник,   лифт,   стройплощадка,   пустырь   и   т.   д.).   Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей— нравственный долг каждого человека.  Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий: В основе методики лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающийоткрытие детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения  явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, участвуют в экскурсиях и учебных прогулках. Рабочая программа предполагает следующие практические работы: « Определение образцов камней», « Нахождение частей растения», «Определение комнатных растений», « Определение деревьев по листьям», « Определение деревьев с помощью атласа­определителя», « Исследование пера птицы», « Исследование шерсти зверя», « Опыты по загрязнению воды и её очистки», « Сбор простейшей электрической цепи», « Изготовление морской воды», « Исследование снега и льда»  ,  «   Уход   за   комнатными   растениями»,  «   Изготовление   простейшей   кормушки»,  «   Исследование   снежков   и снеговой воды», « Работа с глобусом», « Распространение звука», « Приемы чистки зубов и мытья рук», «   Состав гранита», « О  соблюдении   ПДД», «  Знакомство   с компасом», « Обнаружение  крахмала   в продуктах  питания», « Свойства воздуха», « Свойства воды», « Состав почвы», « Измерение роста и массы тела человека», « Знакомство с работой бытового фильтра», « Исследование сельскохозяйственного растения», « Сравнение монет», « Моделирование движения Земли», « Определение полезных ископаемых», «Определение полевых культур в гербарии». Направления проектной деятельности учащихся Большое значение для достижения планируемых результатов   имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Рабочая программа предполагает следующие проектные работы: « Моя малая Родина», « Моя семья», « Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Родной город», « Красная книга», « Профессия», «Родословная», «  Города России», « Страны мира»,  « Богатства отданные людям», « Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», « Экономика родного края», «Музей путешествий».  16 Экскурсии: « В гости к осени», « В гости к зиме», « В гости к весне»,  « В природное сообщество родного края».   Использование резервного времени.  Тематическое распределение часов  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА.  № п\ п Название раздела 1 класс (кол­во часов) 2 класс (кол­во часов) 3 класс (кол­во часов) 4 класс (кол­во часов) 1­4 класс (кол­во часов) а м м а р г о р п я а ч о б а Р   а м м а р г о р п я а к с р о т в А   а м м а р г о р п я а к с р о т в А   а м м а р г о р п я а ч о б а Р   а м м а р г о р п я а к с р о т в А   а м м а р г о р п я а ч о б а Р   а м м а р г о р п я а к с р о т в А   а м м а р г о р п я а ч о б а Р   а м м а р г о р п я а к с р о т в А   а м м а р г о р п я а ч о б а Р   17 « Что и кто?» « Как, откуда и куда» « Где и когда?» « Почему и зачем?» Где мы живём « Природа» «Жизнь города и села» «Здоровье и безопасность» 1  Давайте задавать вопросы 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обобщение 11 Путешествие 12 Как устроен мир 13 Эта удивительная природа 14 Мы и наше здоровье 15 Наша безопасность 16 Чему учитэкономика 17 Путешествие   по   городам   и странам 18. Земля и человечество 19. Природа России 20. Родной край – часть родной  страны 21. Страницы Всемирной истории 1 20 12 11 22 4 20 10 9 7 18 1 20 12 11 22 4 20 10 9 7 18 6 18 10 7 12 15 9 10 15 5 18 6 18 10 7 12 15 9 10 15 5 22. Страницы истории России 23. Современная Россия 66 33 68 34 68 34 20 9 68 34 20 9 270 135 Тематическое распределение количества часов по 1 классу. № п/п РАЗДЕЛЫ  Авторская программа Количество часов ( рабочая программа) 1. 2. 3. 4. 5. Введение. Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? Итого: 1 20 12 11 22 66 « Окружающий мир» « Я и мир вокруг» 1 9 6 5 12 33 66 1 9 8 5 10 33 19 6.Тематическое планирование и содержание курса окружающего мира 1 класса А.А. Плешакова. № Раз д. 1. Тема (содержание) Задавайте  вопросы!  (Знакомство  с учебником  и учебными  пособиями  (рабочей  тетрадью,  Ко л­ во час ов Практически Экскурсии Деятельность е и лабораторны е работы учащихся Основные виды учебной деятельности (УУД) 1Ч Знакомство  с учебником  и учебными  пособиями Учащиеся осваивают  первоначальные  умения:   ­пользоваться  условными  обозначениями  учебника;   ­  различатьспособы и  Личностные ууд.  ценностно­смысловая  ориентация учащихся,  действие смыслообразования, Коммуникативные ууд  познакомиться с  20 сборником  тестов,  атласом­ определителе м «От земли  до неба).  Знакомство с постоянными персонажами учебника –  Муравьем  Вопросиком  и Мудрой  Черепахой) 2. РАЗДЕЛ  «Что и  кто?» (Родина ­  эта наша страна  Россия и  наша «малая  родина».  9 ч. Практическа я работа №1: «Образцы  камней» (по  фотография м, рисункам  атласа­ определител Целевая  прогулка  №1:«Дорога  от дома до  школы» Экскурсия №  2:  «Пришкольны средства познания  окружающего мира;  Моделироватьи  оценивать различные  ситуации поведения в  общественных местах. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Выбирать  оптимальные формы  поведения и  взаимоотношениях с  одноклассниками и  взрослыми. Рассматриватьиллюст рации учебника,  извлекать из них  нужную информацию  Рассказывать о  «малой родине» и  Москве как столице  одноклассниками и учителем,   познакомиться с правилами  поведения в школе и обсудить их.  задавать вопросы;   вступать в учебный диалог; Регулятивные ууд ­ оценивать  результаты  своей   работы на уроке. Личностные ууд.  ценностно­смысловая  ориентация учащихся,  действие смыслообразования,  нравственно­этическое  оценивание Коммуникативные ууд  отвечать на вопросы, 21 Многонацион альный  характер  населения  России.  Москва –  столица  России.  Солнце и его  форма.  Звезды и  созвездия.  Камни. Части растения.  Растения и  животные.  Предметы  домашнего  обихода.  Компьютер.  Потенциальн о опасные  окружающие  предметы и  й участок  осенью» Экскурсия  №3:  «Домашние  животные» Экскурсия  №4:  «Посёлок, в  котором я  живу.» Экскурсия  №5:  «Соблюдение  ПДД» я)  Практическа я работа №2: «Части  растений» Практическа я работа №3: «Комнатные  растения»  (АО) Практическа я работа №4: «Растения  цветника»  (АО)   Практическа я работа №5: «Определени е деревьев  по листьям» государства. Подготовка к  выполнению проекта  «Моя малая Родина»:  знакомство с  материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Различать растения и  животных, используя  информацию,  полученную в ходе  обсуждения, чтения,  наблюдения, работы с  иллюстрациями. Характеризовать  особенности  дикорастущих и  культурных растений,  диких и домашних   работать в паре:  формулировать правила  перехода улицы;  разрешение конфликтов,  постановка вопросов;  обсуждать выступления  учащихся;  управление поведением  партнера: контроль,  коррекция. Регулятивные ууд  понимать учебную задачу  урока и стремиться её  выполнить;    выдвигать предположения и  доказывать их,   осуществлять самопроверку  по образцу;  оценивать свое обращение с  предметами домашнего  обихода и поведение на  дороге;  оценка качества и уровня  усвоения.  22 транспорт.  Элементарны е правила  дорожного  движения.  Форма  Земли) Практическа я работа №6: «Определени е хвойных  деревьев»  (АО) Практическа я работа №7: «Исследоват ь строение  пера птицы» Практическа я работа №8: «Исследован ие строения  шерсти  зверей» Практическа я работа №9  «Моделируе м форму  Земли» животных. Определять части  цветкового растения. Различать лиственные  и хвойные растения. Характеризовать  назначение бытовых  предметов. Выявлять  потенциально опасные  предметы домашнего  обихода;   характеризовать  опасность бытовых  предметов;     моделироватьустройс тво светофора. Определять составные части компьютера;   характеризовать  назначение частей  компьютера;  Познавательные универсальные  действия: Общеучебные:  смысловое чтение,  знаково – символическое  моделирование,  фотографировать наиболее  значимые  достопримечательности   находить в семейном  фотоархиве соответствующий материал;  интервьюировать членов  своей семьи об истории и  достопримечательностях  своей «малой родины»;  составлять устный рассказ;  выступать с подготовленным  сообщением, опираясь на  фотографии (слайды);  наблюдать, различать  и  сравнивать объекты  23 обсуждать  значение  компьютера в нашей  жизни;  моделировать  устройство  компьютера; ­  соблюдать правила  безопасного обращения с компьютером. Использовать глобус  для знакомства с  формой нашей  планеты;  рассматривать  рисунки­схемы и  объяснять особенности  движения Земли.  3. РАЗДЕЛ  «Как,  откуда и  куда?» 6ч. Лабораторна я работа№1:  «Состояние  воды в  Экскурсия  №6: «Мир  вокруг нас:  Подготовка к  выполнению проекта  «Моя семья»:  знакомство с  окружающего мира;  сочинять и рассказывать  сказочную историю по  рисунку;  выполнять   тестовые   задания учебника;  выступать   с   сообщениями, их иллюстрировать наглядными материалами.   Логические:  сравнивать, различать и  описывать герб и флаг  России;  сравнивать и группировать  растения, животных  и их  части по заданному признаку;  сравнивать стационарный  компьютер и ноутбук. Личностные ууд.  ценностно­смысловая  ориентация учащихся,  действие смыслообразования, 24 (Семья. Вода  в доме.  Очистка  загрязненной  воды.  Бытовые  электроприб оры. Почта.  Современные средства  коммуникаци и. Реки и  моря.   Пресная  и  морская  вода. Снег и  лед. Растение как живой  организм.  Животные  как живые  организмы.  Зимующие  птицы.  природе.  Свойства  воды» Практическа я работа  №10:  «Простейши е способы  очистки  воды» Практическа я работа  №11:  «Сборка  простейшей электричес кой цепи» Практическа я работа  №12:  «"Изготовле ние"  почта» материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы  Прослеживатьпо  рисунку­схеме путь  воды; обсуждать  необходимость  экономии воды; выяснять опасность  употребления  загрязненной воды. Характеризовать   свойства воды,  движение воды. Отличать  электроприборы от  других бытовых  предметов, не  использующих  электричество. Запомнитьправила  безопасности при  обращении с   нравственно­этическое  оценивание Коммуникативные ууд  работать в паре: строить из  разрезных деталей схему  доставки почтовых  отправлений;  работать в  группе:высказывать  предположения о содержании  иллюстраций;  умение выражать свои мысли,  разрешение конфликтов,  постановка вопросов.  управление поведением  партнера: контроль,  коррекция;  обсуждать выступления  учащихся. Регулятивные ууд  понимать учебную задачу  урока и стремиться ее  выполнить   волевая саморегуляция,  25 Правила  подкормки  птиц.  Источники  мусора в  быту.  Источники  загрязнения  нашей  планеты и  способы  защиты ее от  загрязнений.  ). морской  воды» Практическа я работа  №13: «Уход  за  комнатными  растениями» Практическа я работа  №14:  «Изготовлен ие  кормушек» Практическа я работа  №15 в  группе:  «Сортироват ь мусор по  характеру  материала» электричеством и  электроприборами. Обсуждать  необходимость  экономии  электроэнергии. Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. Рассказывать по  схеме о путешествии  письма. Различать почтовые  отправления: письма,  бандероли, посылки,  открытки. Наблюдать форму  снежинок и отображать ее в рисунках. Наблюдать за ростом  и развитием растений,  рассказывать о своих  наблюдениях.  оценивать значение семейных  альбомов для укрепления  семейных отношений;  оценивать значение семьи для  человека и общества;  осуществлять самопроверку,  проводить взаимопроверку;  коррекция;  оценивать свои достижения и  достижения других учащихся;  оценка качества и уровня  усвоения. Познавательные универсальные  действия: Общеучебные:  рассказывать   о   жизни   семьи   по рисункам учебника;  называть   по  именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;  рассказывать   об   интересных событиях в жизни своей семьи. В   ходе   выполнения   проекта   детис 26 Практическа я работа  №16 в паре:  «Исследован ие снежок и  снеговой  воды на  наличие  загрязнений» Прослеживатьпо  рисунку­схеме этапы  жизни растения. Формулировать  выводы об условиях,  необходимых для  жизни растений. помощью взрослых учатся:  отбирать из семейного архива  фотографии членов семьи и  их изображения во время  значимых для семьи событий;  интервьюировать   членов семьи;  составлять выставки;   экспозицию  сочинять и рассказывать  сказочную историю по  рисунку;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их  наглядными материалами.  Логические:  анализировать схему  выработки электричества и  способа его доставки  потребителям;  анализировать влияние  человека на природу,  27 4. РАЗДЕЛ  «Где и  когда?» 5  Ч. (Условия  интересной и  успешной  учебы.  Время: дни  недели,   смена времен года и  месяцев.  Холодные и  жаркие  районы  Земли. Места зимовок  перелетных  птиц.  История  появления  Экскурсия  №7: «Наша  школа»   Экскурсия  №8:«Ты и  вещи» (в  швейный цех,  столярные  мастерские  школы) Подготовка к  выполнению проекта  «Мой класс и моя  школа»: знакомство с  материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.  Называть любимый  день недели и  объяснять, почему  именно он является  любимым. Называть времена  года в правильной  последовательности,  соотносить времена  года и месяцы;  использоватьцветные  фишки для выполнения заданий;  характеризовать  природные явления в  разные времена года. ситуации об оказании помощи окружающим. Личностные ууд.  ценностно­смысловая  ориентация учащихся,  действие смыслообразования,  нравственно­этическое  оценивание Коммуникативные ууд  работать в паре:                      ­ отображать  с помощью  карточек последовательность  дней недели;                               ­ находить несоответствия в  природных явлениях на  рисунках учебника;                   ­ находить на глобусе  Северный Ледовитый океан и  Антарктиду,                               ­ находить на глобусе  экватор и жаркие районы  Земли,                                         ­ характеризовать их,  выдвигать предположения о  местах зимовок птиц и  доказывать их;                           28 одежды и  развития  моды.  История  появления и  усовершенст вования  велосипеда.  Правила  дорожного  движения и  безопасности при езде на  велосипеде.  Жизнь  взрослого  человека и  ребенка.). Называть любимое  время года и  объяснять, почему  именно оно является  любимым. Наблюдатьсезонные  изменения  в природе и  фиксировать их в  рабочей тетради. Рассматривать и  сравнивать  иллюстрации учебника, извлекать из них  информацию о  животном мире   холодных районов;   приводить примеры  животных холодных  районов. Приводить примеры  животных жарких  районов. Объяснять  причины отлета   птиц   в   теплые ­ различать типы одежды в  зависимости от ее назначения, ­ подбирать одежду для  разных случаев;                      ­  извлекатьиз учебника  информацию об устройстве  велосипеда;  работать в группе:  анализировать рисунок  учебника, рассказывать по  плану о полученной  информации;  работать со взрослыми:  изготавливать маскарадный  костюм.  отвечать на итоговые  вопросы,  обсуждать выступления  учащихся;  разрешение конфликтов,  постановка вопросов.  управление поведением  партнера: контроль,  коррекция. Регулятивные ууд 29 края. Приводить примеры  зимующих и  перелетных птиц. Прослеживать с  помощью иллюстраций  учебника историю  появления одежды и  развития моды;  описыватьодежду  людей по рисунку. Отличать  национальную одежду  своего народа от  одежды других  народов. Обсуждать  роль велосипеда   в   нашей жизни. Запомнить правила  безопасной езды на  велосипеде. Определятьпо   понимать учебную задачу  урока и стремиться ее  выполнить   осуществлять самоконтроль,   коррекция,  оценивать результаты  собственного труда и труда  товарищей… Познавательные универсальные  действия: Общеучебные:  фотографировать наиболее  интересные события в классе,  здание школы, классную  комнату и т.д.  коллективно составлять  рассказ о школе и классе;  презентовать итоги  коллективного проекта,  сопровождая рассказ  фотографиями (слайдами).  оформлять фотовыставку;  анализировать иллюстрации  30 фотографиям в  учебнике профессии  людей,рассказывать о  профессиях родителей  и старших членов  семьи,обсуждать,  какие профессии будут востребованы в  будущем. Рассуждать о том, что  в окружающем мире  зависит от наших  поступков.  учебника, различать прошлое,  настоящее и будущее;  сочинять и рассказывать  сказочную историю по  рисунку;  выполнять   тестовые   задания учебника;  ­ выступать с  подготовленными  сообщениями,  иллюстрировать их  наглядными материалами. Логические: ­ анализировать схему смены времен года и месяцев;             ­  устанавливать связь между  строением, образом жизни  животных и природными условиями ;                                          ­  группировать (классифицировать)  птиц с использованием цветных  фишек;                                                  ­ сравнивать старинные и  современные велосипеды;                  31 12  Ч. Экскурсия  №8:  «Прогулка в  берёзовую  рощу» Экскурсия№9  «Звуки  природы». Экскурсия  №10  «Сезонные  изменения в  природе». Практическа я работа  №17 в паре:  «Исследован ие  возникновен ия и  распростран ения звуков» Практическа я работа №  18 в паре:  «Приемы  чистки зубов и мытья  рук» 5. РАЗДЕЛ  «Почему и  зачем?» (Солнце –  ближайшая к  Земле звезда. Форма, цвет,  сравнительны е размеры  звезд. Луна –  спутник  Земли.  Дождь и  ветер. Звуки  в  окружающем  мире. Радуга. Взаимоотнош ения  человека и  его  Сопоставлять  видимые и реальные  размеры звезд, в том  числе и Солнца. Использовать  атлас­ определитель для  получения нужной  информации;  моделировать  созвездие Льва  Формулировать  выводы о причинах  изменения внешнего  вида Луны;  моделировать из  пластилина форму  Луны;  рассказывать с помощью рисунков в  учебнике об изучении  Луны учеными. Наблюдать за  ­ сравнивать жизнь взрослого и  ребенка.  Личностные ууд.  ценностно­смысловая  ориентация учащихся,  действие смыслообразования,  нравственно­этическое  оценивание Коммуникативные ууд  работать в паре:                       ­ моделировать форму, цвет,  сравнительные размеры  некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус),           ­ отображать  последовательность цветов  радуги с помощью цветных   полосок;                           ­  познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и  их назначением;                         ­ определять цветы и бабочек с помощью атласа­ определителя;                            ­ рассказывать о правилах  32 домашних  питомцев  (кошек и  собак).  Цветы и  бабочки.  Необходимос ть  соблюдения  тишины в  лесу. Сон в  жизни  человека.  Овощи и  фрукты.  Витамины.  Правила  гигиены.  Почта,  телеграф,  телефон ­  средства  связи. Радио,  телевидение,  дождями и ветром. Обсуждать, почему и  как следует беречь  уши; высказывать  предположения о  причине возникновения эха. Описывать чувства,  возникающие при виде  радуги; называть  цвета радуги по своим  наблюдениям и  рисунку учебника;  запомнить   последовательность  цветов радуги с  помощью  мнемонического  приема; высказывать  предположения о  причинах  возникновения радуги. Описывать по плану  своего домашнего  питомца (кошку,  подготовки ко сну;            ­  сравнивать старинные и  современные предметы  (телефоны, телевизоры,  радиоприемники);                     ­ по рисунку­ схемезнакомитьсяс  устройством автомобиля,  железной дороги,  корабля,  самолета;  работать в группе:                   ­ рассказывать по рисунку  учебника о видах дождя  (ливень, косохлёст, ситничек); ­ отбирать из списка слов те, которые подходят для  описания ветра; объяснять  причины возникновения  дождя и ветра;                           ­ находить в учебнике  информацию о витаминах в  соответствии с заданием;         ­ знакомитьсяс правилами  безопасности в автомобиле,  поезде и на железной дороге;   ­ рассказывать о правилах  безопасности в автобусе,  33 пресса  (газеты и  журналы) ­  средства  массовой  информации.  Интернет.  Виды  транспорта.  Правила  безопасности в  автомобиле,  в поезде и на  железной  дороге, а  также в  других  средствах  транспорта  (автобусе,  троллейбусе,  трамвае).  Космос.  собаку);  обсуждать  наше отношение к  домашним питомцам;   рассказывать по  рисункам учебника об  уходе за кошкой и  собакой. Подготовка к  выполнению проекта  «Мои домашние  питомцы»: знакомство с материалами  учебника,  распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Объяснять (с опорой  на рисунок учебника),  почему в лесу нужно  соблюдать тишину. Рассказывать (на  основе наблюдений) о  сне животных;  обсуждать  информацию о  троллейбусе, трамвае;              ­ знакомитьсяс правилами  безопасности и  спасательными средствами на  корабле и в самолете;  работать со взрослыми:         ­ наблюдать картину  звездного неба, находить на  нем созвездие Льва;                   ­ наблюдать за изменениями  внешнего вида Луны,  фиксировать  результаты  наблюдений в рабочей  тетради;  участвовать в ролевой игре,  моделирующей:           ­  правила безопасности в  транспорте и действия в  опасной ситуации;                     ­ взаимоотношения хозяина и  домашнего любимца;                 ­ в ролевой игре «Полет в  космос»;  разрешение конфликтов,  постановка вопросов; 34 Экология.  Взаимосвязи  между  человеком и  природой). животных, которые  ночью не спят,  содержащуюся в книге  «Зелёные страницы».   управление поведением  партнера: контроль,  коррекция. Регулятивные ууд Определять по  рисункам профессии  людей и рассказывать  об их работе  Различать овощи и  фрукты; группировать (классифицировать)  их с использованием  цветных фишек. Запомнить правила  гигиены при  употреблении овощей и фруктов. Обосновывать  необходимость чистки  зубов и мытья рук,  отбирать из  предложенных нужные  предметы гигиены,  объяснять  ихназначение;   понимать учебную задачу  урока и стремиться ее  выполнить,   оценивать поступки других  людей и свои собственные по  отношению к природе,  формулировать правила  поведения в природе,  сопоставлять их с эталоном;  оценивать свое поведение в  лесу и поведение других  людей на основании чтения  (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;  формулировать   правила поведения в природе;  оцениватьправильность своей  подготовки ко сну;  проводить взаимопроверку,   осуществлять самопроверку;  отвечать на итоговые вопросы 35 рассказывать по  рисункам, в каких  случаях следует мыть  руки. Запомнить, что зубная щетка и полотенце у  каждого человека  должны быть личные;  формулировать  основные правила  гигиены Различать средства  связи и средства  массовой информации;  рассказывать (с  опорой на фотографии  в учебнике) о видах  телефонов; объяснять  назначение  радиоприемника,  телевизора, газет и  журналов. Обсуждать назначение Интернета;  моделировать  и оценивать свои достижения  на уроке и достижения других учащихся;  обсуждать выступления  учащихся. Познавательные универсальные  действия: Общеучебные:  сочинять и рассказывать  сказку по рисунк  наблюдать   за   домашним любимцем   и   фиксировать результаты наблюдений;  фотографировать свою кошку наиболее (собаку) интересных ситуациях; в      составлятьрассказо своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх.    презентовать   свой   проект   с демонстрацией   фотографий (слайдов); 36 ситуации вызова  экстренной помощи по  телефону. Обобщать сведения о  транспорте,  полученные на  предыдущих уроках;   обсуждать  необходимость  соблюдения правил  безопасности в  транспорте. Рассказывать об  освоении человеком  космоса, опираясь на  иллюстрации учебника. Моделировать  экипировку  космонавта. Приводить примеры  взаимосвязей между  человеком и природой;  участвовать в  конкурсе рисунков на  тему «Чудесный мир   оформлять фотовыставку;  устанавливать взаимосвязь  цветов и бабочек на основе  информации учебника.;  определятьлесных обитателей по звукам, которые они  издают;передавать голосом  звуки леса;  использоватьпредставленную  в учебнике информацию для  выполнения задания;  находить в тексте учебника  ответы на вопросы;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их  наглядными материалами. Логические:  анализировать схемы  движения Луны вокруг Земли  и освещения её поверхности  Солнцем ; 37 природы».  анализировать рисунок  учебника и передавать  голосом звуки окружающего  мира;  сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна  в жизни человека;  устанавливать причинно­ следственные связи (на основе информации учебника);  сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности  организма;  классифицировать  автомобили, поезда, корабли,  самолеты   и объяснять их  назначение;  сравнивать старинные и  современные поезда 38 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  _______________И Д     Гернец             _____________ 20__  года Краснодарский край Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Крымска муниципального образования Крымский район КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по                 окружающему миру Класс    1­б Учитель  Смирнова Т.А.. Количество часов: всего     33 часа  ; в неделю  1  час; Планирование составлено на основе рабочей программы Смирновой Т.А. ,  утверждённой решением педагогического совета МБОУ СОШ №25 города Крымска     августа 2014года протокол  №1 Календарно – тематическое  планирование 39 учебного материала для 1 класса « Окружающий мир» 1 класс (33 ч) № урока Тема урока 1 Вводное  занятие  1 час Задавайте вопросы.  Вводный     урок 2.1 Что и кто?    9 часов Наша школа.  Экскурсия № 1:  Знакомство со  школой. 3.2 4.3. Что и кто? Что у нас  над головой? Что у нас под  ногами? 40 Практическая  работа № 1  Знакомство с  разнообразием  камней. Что растёт на  клумбе? Что такое хвоинки?  Практическая  работа № 4   Сравнительное  исследование сосны  и ели  (по общему  виду хвоинкам и  шишкам). Экскурсия в тундру. Кто такие рыбы? Кто такие звери? Что нас окружает  дома? Обобщение по  5.4 6.5 7.6. 8.7 9.8 10.9 41 11.1 12.2 13.3 14.4 теме. « Как, откуда и  куда?» 6 часов Что  вокруг нас может  быть опасным? На что похожа наша  планета? Практическая  работа № 2  Знакомство с  глобусом. Откуда в наш дом  приходит вода и куда  она уходит? Откуда берутся снег и лёд? Практическая  работа № 4 Изучение свойств снега и льда. 42 15.5 16.6 17.1 18.2 19.3 20.4 21.5 22.1 23.2 24.3 Как помочь птицам зимой? Как живут животные? Практическая работа № 6 Изготовление простейшей  кормушки для птиц. Обобщение по теме. Проверочная работа по теме: Как,  откуда и куда? « Где и когда?» 5 часовОткуда берётся и куда девается  мусор? Когда придёт суббота? Где живут белые медведи? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда станешь взрослым? « Почему и зачем» 12 часовПочему идёт дождь и дует  ветер? Почему радуга разноцветная? Обобщение и повторение по теме: Почему и зачем? 43 25.4 26.5 27.6 28.7 29.8 30.9 31.10 32.11 33.12 .Проверочная работа по теме: Почему и зачем? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Практическая работа. Простейшие правила гигиены. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?  Зачем строят корабли? Почему поезда такие длинные? Зачем летают в космос? Как мы находили ответы на свои вопросы? Повторение по теме: Что и кто? 7.  Учебно­методическое обеспечение. 44 УМК  А.А. Плешакова:  1. Сборник рабочих программ « Школа России» М: Просвещение, 2011 г. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Тематическое планирование: 1­4 классы. http  3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебники для 1­4 классов начальной школы. Каждый  в 2­х частях.– М.:   ://   prosv  .  ru   Просвещение, 2011 г… 4. А.А. Плешаков. Рабочие тетради по окружающему миру для 1­4  классов начальной школы. В 1 и  2­х частях.– М.:  Просвещение, 2011 г… 5. А.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас­определитель.  М: Просвещение, 20… г. 6. Электронные приложения к учебникам окружающего мира. 7.  Образовательная программа «Школа России».  8.  Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  http  9. УМК «Школа России» и новый стандарт. http   ://   prosv  .  ru    ://   prosv  .  ru   Материально­техническое обеспечение. 1. Кабинет начальных классов. 2. Компьютеры школы. 3. Проектор, принтер, сканер. 4. Магнитная доска. 5. Таблицы по предмету «Окружающий мир» Экранно­звуковые пособия: Видеофильмы, видеофайлы, мультимедийные презентациии по природоведению, истории. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Термометры для измерения температуры воды и воздуха. Термометр медицинский Лупа 45 Компас Микроскоп Весы, набор разновесов. Муляжи овощей, фруктов Натуральные объекты Коллекция полезных ископаемых Коллекция семян растений Гербарии куьтурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) Игры и игрушки Настольные развивающие игры Наборы карандашей, красок, альбомов. Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения пособий Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг Держатели для карт и плакатов. 8. Планируемые результаты: В   результате   изучения   курса   «Окружающий   мир»   обучающиеся   на   ступени   начального   общего   образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных   объектах   и   явлениях   как   компонентах   единого   мира,   овладеть   основами   практико­ ориентированных   знаний   о   природе,   человеке   и   обществе,   приобрести   целостный   взгляд   на   мир   в   его 46 органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. В   результате   изучения   курса   выпускники   заложат   фундамент   своей   экологической   и   культурологической грамотности,   получат   возможность   научиться   соблюдать   правила   поведения   в   мире   природы   и   людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Человек и природа Выпускник научится: • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование  и  измерительные  приборы; следовать инструкциям   и  правилам техники  безопасности при проведении наблюдений и опытов; •   использовать   естественно­научные   тексты   (на   бумажных   и   электронных   носителях,   в   том   числе   в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе   иллюстраций,   атлас   карт,   в   том   числе   и   компьютерные   издания)   для   поиска   необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; •   обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой   природой,   взаимосвязи   в   живой   природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; •  определять характер  взаимоотношений   человека  и  природы,  находить  примеры  влияния  этих отношений   на природные объекты, здоровье и безопасность человека; •   понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного   поведения;   использовать 47 знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото­ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; •  осознавать  ценность   природы  и  необходимость   нести   ответственность   за   её  сохранение,  соблюдать   правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; •   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   процессе   познания   окружающего   мира   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Человек и общество Выпускник научится: •   узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего   региона;   описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; •   используя   дополнительные   источники   информации   (на   бумажных   и   электронных   носителях,   в   том   числе   в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; •   оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных   группах   (семья,   группа   сверстников, этнос),   в   том   числе   с   позиции   развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ 48 нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; •   использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии)   и   детскую   литературу   о   человеке   и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций   и   ролей;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности;   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих. СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                        СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания    МО                                                                                                                     Зам. директора по УВР учителей начальных классов                                                                                                              ______________________  от ____________ № _______                                                                                                               «______»  августа 201_г. ______________  49

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету  «Окружающий мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018