Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
окружающий мир
4 кл
20.01.2017
Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века») На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов в год, по 2 часа в неделю (34 учебные недели). В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:  человек как биологическое существо;  человек и другие люди;  человек и мир природы;  человек и общество;  история одной страны.Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»).docx
Пояснительная записка Рабочая     программа по предмету «Окружающий мир» для   обучающихся 4 класса       разработана   на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования,     Концепции   духовно­нравственного   развития     и   воспитания   личности     гражданина   России,     авторской   программы   Н.Ф.Виноградовой   «Окружающий   мир», планируемых результатов начального общего образования.       Основная цель изучения курса «Окружающий мир» ­  представить в обобщенном  виде культурный    опыт  человечества, систему его отношений  с природой и обществом   и на этой основе  формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих   ценностей    и конкретный социальный  опыт, умение применять  правила взаимодействия  во всех сферах окружающего мира.  К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет  и духовное богатство человека современного общества4 исторический аспект «складывания»  общерусской культуры, развитие национальных традиций. взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Основными задачами реализации содержания курса являются:   формирование уважительного отношения  к семье, населённому пункту,  региону, в котором проживают  дети,  к России,  её природе  и культуре,  истории   и современной  осознание ребёнком ценности, целостности   и многообразии окружающего мира, своего места в нём;  формирование модели  безопасного поведения   в условиях повседневной жизни   и в различных  опасных и чрезвычайных  ситуациях;  формирование  психологической культуры  и компетенции  для обеспечения   эффективного и безопасного взаимодействия   в социуме.           Предмет   «Окружающий   мир»  способствует   осмыслению   личностных   универсальных   действий,   в  результате   которых   у   выпускника  начальной   школы   должны   быть жизни; сформированы:      мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; ценностно­смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья); базовые историко­культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); — любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; базовые нравственно­этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям, учет нравственных позиций других людей); учебно­познавательный   интерес   к   учебному   предмету,   информационным   источникам,   способам   постановки   опытов,   наблюдений;   устойчивый   учебно­ познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки успешности учения. Общая характеристика курса В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:   человек как биологическое существо;  человек и другие люди;  человек и мир природы;  человек и общество;  история одной страны. В средствах обучения представлены две  технологические позиции: 1) организация целенаправленной  деятельности восприятия (наблюдения,  опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской  деятельности учащихся. Исходя из этого обучение требует различных организационных форм, часть которых  проходит вне классной комнаты. Данный курс носит интегрированный характер. суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными  общими. присущими   им   закономерностями.   интегрированный   характер   курса   обеспечивает   синтез   знаний,   полученных   при   изучении     других   учебных     предметов   (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет   реализовать   их   в интеллектуально­практической деятельности. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной  выразительности  для расширения духовно­культурного пространства ребенка,  для наполнения   окружающего мира  высшими образцами искусства. Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных   типов учебных текстов   в процессе анализа   заданий     и   обсуждения     результатов   деятельности   (описание,   повествование   на   заданную   тему;     построение   логически     связанных   высказываний   в   рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета  или явления. Основы безопасности жизнедеятельности способствуют  формированию личности  гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, которое рассматривается  и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование  человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В основе  методики преподавания  курса «Окружающий мир»  лежит проблемно­поисковый  подход,  обеспечивающий  «открытие»  детьми   нового знания  и активное освоение  различных способов  познания окружающего. При этом используются разнообразные методы  и формы обучения  с применением системы  средств,  составляющих  единую информационно­образовательную  среду.  Учащиеся  ведут наблюдения      явлений природы    и общественной  жизни,  выполняют    практические    работы и опыты, в том  числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые  игры,  учебные диалоги,  моделирование объектов и  явлений окружающего мира.   Для успешного   решения задач курса   важны экскурсии   и учебные прогулки, встречи     с  людьми     различных профессий, организация   посильной практической деятельности  по охране  среды и другие формы  работы, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие  ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и  на улице, в лесу   парке, музее и т.п. Большое   значение  для достижения   планируемых   результатов  имеет организация  проектной  деятельности  учащихся, которая  предусмотрена  в каждом разделе программы. Программа обеспечена  следующим  учебно­методическим  комплектом: 1. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана­Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века). (Начальная школа XXI века). 2. Окружающий мир: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана­Граф, 2013. – 3. Окружающий мир 3­4 классы: методическое пособие для учителя / Н. Ф. Виноградова.– М.: Вентана­Граф, 2012.­ (Начальная школа ХХI века). Рекомендуемые  для использования учебно­методические пособия: 1.  CD. Окружающий мир в произведениях живописи. Дидактические материалы для начальной школы. 1­4 классы. Электронный образовательный ресурс для работы в классе – М.: Вентана­Граф, 2012. 2.  Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения). 3.   Окружающий мир. 4 класс. Контрольно­измерительные материалы. Тетрадь­тренажер с электронным приложением / Авт.­сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения). 4.     Окружающий   мир.   4   класс.   Интерактивные   контрольные   тренировочные   работы.   Дидактическое   пособие   с   электронным   интерактивным   приложением   /   Авт.­сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения). 5.   Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.­сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения). 6.  Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3­4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа). 7. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения). 8. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).       На изучение курса «Окружающий мир» в  4 классе   отводится 68   часов в  год,    по 2 часа  в неделю  (34 учебные недели).   Места   курса  в учебном плане Ценностные ориентиры В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  обретут   чувство   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   его   историю,   осознают   свою   этническую   и   национальную   принадлежность   в   контексте   ценностей многонационального   российского   общества,   а   также   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентаций,   способствующих   формированию   российской   гражданской идентичности;  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;  получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ­средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио­ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;  примут   и   освоят   социальную   роль   обучающегося,   для   которой   характерно   развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   формирование   личностного   смысла   учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения   в мире  природы  и  людей,  правила  здорового  образа  жизни,  освоят  элементарные   нормы   адекватного  природо­  и культуросообразного  поведения   в окружающей природной и социальной среде. Специфика курса «Окружающий  мир»     состоит в том, что он имеет    ярко выраженный интегрированный  характер,    соединяет в равной мере   природоведческие, обществоведческие,  исторические знания   и дает обучающемуся  материал естественных  и социально­гуманитарных наук, необходимых   для целостного   и системного видения мира   в его важнейших взаимосвязях.   В ходе изучения предмета  окружающий мир  происходит  интеграция:  курс «Окружающий мир»,  курс «Мы – дети природы». Основным является курс «Окружающий мир»,  на изучение  остальных курсов отводится 10­15 минут  от общего времени урока. Если темы уроков курсов совпадают, то  они изучаются  в единстве  на протяжении всего урока.  Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»  является неотъемлемой составляющей образовательного  компонента «Окружающий мир».  Его изучение в начальной школе является особенно актуальным, т.к. это важнейший период  для выработки  правильного миропонимания и высоконравственного отношения  к истории  родного края,  своего народа.  Курс «Мы – дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных  богатств края, их приумножения. Цель курса – формирование у обучающихся   целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного  края  и месте человека в ней,  воспитание любви к родной природе  на основе познания её ценности, формирование у школьников  личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. В соответствии с  поставленной целью определяются задачи курса:  дать знания о природных богатствах  края, быте, традициях  коренных заводов, их культуре, хозяйственной  деятельности, рассматривая их  в неразрывном  органическом единстве;  развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников,  экологическую культуру, обогащать нравственно­эстетический и познавательный опыт ребёнка;  формировать образное представление  о прошлом и и настоящем  Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине. Содержание курса   в   4   классе составляют темы: «Введение»,   «Любовь к Отчизне окрыляет   сердца», «Природа Югры», «Коренные     народы Югры,   их занятия и традиции». Особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, которое рассматривается  и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование  человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В основе  методики преподавания  курса «Окружающий мир»  лежит проблемно­поисковый  подход,  обеспечивающий  «открытие»  детьми   нового знания  и активное освоение  различных способов  познания окружающего. При этом используются разнообразные методы  и формы обучения  с применением системы  средств,  составляющих  единую информационно­образовательную  среду.  Учащиеся  ведут наблюдения      явлений природы    и общественной  жизни,  выполняют    практические    работы и опыты, в том  числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые  игры,  учебные диалоги,  моделирование объектов и  явлений окружающего мира.   Для успешного   решения задач курса   важны экскурсии   и учебные прогулки, встречи     с  людьми     различных профессий, организация   посильной практической деятельности  по охране  среды и другие формы  работы, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие  ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и  на улице, в лесу   парке, музее и т.п. Большое   значение  для достижения   планируемых   результатов  имеет организация  проектной  деятельности  учащихся, которая  предусмотрена  в каждом разделе программы. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения программы предмета  «Окружающего мира»      Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные результаты представлены двумя группами целей.  Первая группа целей: освоение  ребёнком нового статуса как ученика и школьника.  Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.  Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.  Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.  Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.      Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его  ценностного взгляда на окружающий мир.  Формирование основ российской гражданской  идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,  осознание своей этнической  и национальной принадлежности.  Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  Понимание особой роли России в мировой истории.  Воспитание чувства гордости за национальные достижения.  Воспитание уважительного отношения к своей стране.  Воспитание уважительного отношения к истории стране.  Воспитание  любви к родному краю.  Воспитание  любви к своей семье.  Воспитание  гуманного отношения  к людям.  Воспитание  толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.  Понимание роли человека  в обществе.  Принятие  норм нравственного поведения в природе.  Принятие  норм нравственного поведения в  обществе.  Принятие  норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Формирование основ экологической культуры.  Понимание ценности любой жизни.  Освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.  Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.  Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.   Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:  Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;  Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.  Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.  Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Содержание программы предмета «Окружающий мир» Универсальные учебные действия  (регулятивные, познавательные,  коммуникативные, личностные) «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Характеризовать  человека   как   живое   существо,   организм. Раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять роль нервной системы в организме. № 1 Название раздела Человек   –   живое существо. Кол­во часов 16 Содержание Человек   –   живой   организм.   Признаки   живого   организма. Органы   и   системы   органов   человека.     Нервная   система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). роль нервной системы в организме. Опорно­двигательная   система:   скелет     мышцы   (общие сведения).   Её   значение   в   организме.   Осанка.   Развитие   и укрепление     опорно­двигательной   системы.   Движения   и физкультура. Пищеварительная   система.   Её   органы   (общие   сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними.  Правильное питание как  условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной   системы.   Защита   органов     дыхания   (   от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функция. Сердце – главный   орган   кровеносной   системы   (общие   сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы   выделения.   Их   роль   в   организме.   Главный   орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи  и правила ухода за ней. Закаливание. 2   Твое здоровье 12 3 Человек   –   часть природы 4  Человек   среди людей 2 5 5 Родная   страна:   от   края до края 10   благополучия   Как человек воспринимает окружающий  мир.  Органы чувств, их значение  в жизни  человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач,   гнев.   Зависимость     и   хорошего настроения  людей от умения  управлять   своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условие их развития.    Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья   и   эмоционального   благополучия.   Режим   дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ:   когда   дом   становится   опасным.   Улица   и   дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных дней. Подсчет пульса   в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).   Чем   человек   отличается   от   животных.   Мышление   и   речь. Развитие   человека   от   рождения   до   старости.   Детство. Отрочество. Взрослость. старость. Условия роста и развития ребёнка:   значение   чистого   воздуха,   питания,   общения   с другими   людьми   и   игровой   деятельности     ребёнка. Уважительное отношение к старости  и забота о престарелых и больных.   Доброта,   справедливость,   забота   о   больных   и   стариках   – качества   культурного   человека.   Правила   культурного общения.  ОБЖ:   почему   нужно   избегать   общения   с   незнакомыми людьми. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные   леса,   степь,   пустыня,   влажные   субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).  Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф   России.     Восточно­Европейская   равнина,   Восточно­ Сибирская равнина (особенности, положение на карте).   строились   города.   Особенности Как   развивались   и   расположения   древних   городов.   «Кремлёвские»   города.  Раскрывать принципы  здорового образа жизни; Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя; Различать ядовитые грибы и растения; Конструировать  в   учебных   и   игровых   ситуациям   правила безопасного поведения в среде обитания.   качества Характеризовать  человека   как   часть   природы:   выделять общее и отличительное от организма животного. Устанавливать  последовательность   возрастных   этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребенка.     Различать  положительные   и   отрицательные   человека.  Приводить    житейские   примеры   проявления   отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать   правила   безопасности   при   общении     с чужими людьми.         Описывать  картины природных зон,  узнавать  на рисунках (фото, схемам) особенности разных природных зон.   Моделировать  схему   строения     почвы,   характеризовать особенности  разных почв. Находить  на равнины   и горы России (своего края). Выделять  особенности  кремлёвских городов,  узнавать  по рисункам (достопримечательности). Обобщать  информацию   о   странах   –   соседях   России, 6 Человек   –   творец культурных ценностей. 12 Улицы, история и происхождение названий. Россия   и   её   соседи.   Япония,     Китай,   Финляндия,   Дания (особенности географического  положения,   природы,  труда и культуры народов). Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи.   Первые   школы   на   Руси.   Первые   печатные   книги. Иван Федоров.  Просвещение в России при  Петре I, во второй половине   ХVIII   века.   Первые   университеты     в   России. М.В.Ломоносов. Искусство России   в разные  времена  (исторические эпохи). Памятники   архитектуры   (зодчества)   Древней   Руси. Древнерусская   икона.   Андрей   Рублев.   Художественные ремёсла   в   Древней   Руси.   Музыка   в   Древней   Руси. Древнерусский театр. Искусство   России   ХVIII   века.   Памятники   архитектуры. Творения В. П. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века.  Возникновение публичных театров. полученную  из разных  источников.  Описывать  особенности природ, культуры, труда и быта людей разных стран – соседей России.   Ориентироваться    в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами. Составлять  рассказы­повествования   об   исторических событиях,   связанных     с   развитием   культуры   Российского государства. Называть основные события в культурной жизни России и их даты ( в разные исторические времена). Обобщать  информацию, полученную в разных исторических средствах.   МГУ, Искусство       России     ХIХ   века.   «Золотой   век»     русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни   и   творчества».   Творчество   поэтов,   писателей, композиторов, художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А.А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И. Левитан и др.). Искусство   России   ХХ   века.   Творчество   архитекторов, художников,   поэтов,   писателей.   Известные   сооружения советского   периода   (Мавзолей,   Останкинская телебашня   и   др.).   произведения   художников   России   (А.   А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. Малевич и др.).  Поэты ХХ века (М. И. Цветаева, С. А. Есенин, В.В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Борьба  славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими   и   немецкими   рыцарями.     Монгольское   иго   и борьба русских людей за  независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения   советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней   Руси.   новгородские   берестяные   грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории   7   Человек   –   защитник своего Отечества 5 Составлять   рассказ­ повествование об основных событиях, связанных   с   освободительными     войнами   Руси     и   России, называть их даты. России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII  веке. Минии и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война   1812   года.   Василиса   Кожина.   Отражение   борьбы русского   народа     за   свободу     родины     в   произведениях изобразительного   и   музыкального   искусства.   Боги   войны. Ордена и медали. Военные костюмы разных лет. Экскурсии. В   биологический   (краеведческий).   художественный   музей, музей художника, писателя, композитора ( с учетом местных условий). Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради). Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности   гражданин России.   Символы государства. 8 Гражданин государство   и 3 Характеризовать  права   и   обязанности   гражданина   России. Обобщать  информацию,   в   разных информационных средствах.   полученную     Календарно­тематическое планирование  по предмету «Окружающий мир»  №  п\п   1 2 3 Тема урока Общее строение  организма человека. Нервная система.  Головной и спинной  мозг. Двигательная  система организма  человека. Тип урока УОНМ  УОПУЗ П КУ Характеристика деятельности детей По плану По факту Обсуждать содержание: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь.  Вести  учебный диалог :«Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?». Характеризовать функции разных систем органов. Читать  рисунок­схему, обсуждать  тексты   «Голов   ной   мозг»,   «Спинной   мозг».  Составлять   план   пересказа   на   тему   «Нервная   система человека». Характеризовать функции разных систем органов. Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах:  готовить  ответ  на вопрос «Можно  ли выполнять  сложные  движения,  не думая  о том,  как  это  делать?» Характеризовать  функции  разных  систем  органов.  Работать  в группах:   составлять  презентацию «Какие занятия полезны для мышц?» 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Пищеварительная  система. УОНМ Выполнять   задание   на   обобщение  пройденного   материала:   «Почему   чело   век   должен   питаться?»  Работать   с рисунком­схемой  «Пищеварительная   система».   Составлять   рассказ­рассуждение:   «Как   пища   переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов. Пищеварительная  система. Дыхательная  система. Кровеносная  система. Кровь и ее  значение. Сердце –  главный орган  кровеносной  системы.  Практическая  работа с  микроскопом.  Опыт «Измерение  пульса». Как организм   удаляет   ненужные ему жидкие   вещества. Кожа. Как человек  воспринимает  окружающий мир. Зрение. Гигиена  зрения. Опыт «Рассмотрим  предметы». Слух. Гигиена  слуха.   Обоняние, вкус, осязание,   их роль  в жизни человека. Опыты  «Проверим УПЗиУ УОНМ КУ УОНМ УОНМ КУ  КУ Пересказывать  текст рубрики «Этот удивительный мир».  Работать в парах:  готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов. Читать и обсуждать текст «Как работает дыхательная система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком ­схемой. Составлять рас сказ­рассуждение.  Работать в парах:  подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный мате­ риал). Характеризовать функции разных систем органов. Участвовать в учебном диалоге:  «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Проводить опыт «Измерение пульса». Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). Выполнять задание на само контроль и самооценку: «Моё участие в диалоге». Работать с рисунком­схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текс та (на основе рисунка­схемы) с текстом учебника. Решать логическую зада чу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов. Читать текст, формулировать вывод.  Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов. Обсуждать   гипотезы   по   вопросу   «Почему   поэт   связывает   слова   „Я   живу"   с   органами   чувств   человека?» Характеризовать функции разных систем. Проводить опыт, наблюдения. Участвовать в дидактической игре, читать текст. Читать информацию, представленную на рисунках­схемах. Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в   парах:  подготовка   памятки   «Береги   глаза».   Характеризовать   функции   разных   систем   органов.   Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия. УПЗиУ Урок   – проект  Участвовать в дидактической игре: «Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему   нужно   выполнять     правила   охраны   слуха.   Характеризовать   функции   разных   систем   органов.   Читать информацию, представ ленную на рисунках­схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Принимать участие в   беседе  «Что такое обоняние» (на основе имеющихся  представлений). Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус».  Работать с рисунком­схемой  «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание». Характеризовать функции разных систем органов. своё «Проверим   вкус». обоняние»; свой   14 Мир   чувств.  Опыт «Измерение   пульса при спокойной работе   в   классе   и при   ответе   на трудный вопрос». Внимание. 15 Память.   Режим дня.  Р  /к  Труд  –   основа жизни северян. Режим дня . КУ Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины­робота?» Выделять главную   мысль   текста.   Работать   в   группах:   разыгрывать   житейские   ситуации   (по   выбору   детей).  Составлять   рассказ­ повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов. Урок­ исследов а ние УПиКЗ Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять  задание  на   развитие   внимания   (по   рисункам   учебника).  Работать   в   парах:  обсуждать  альтернативные   суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?» Обсуждать высказанные пред положения «Зачем человеку память?».  Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в групп пах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.  УОНМ Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать  ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?»  Составлять текст  по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек — здоровый сон». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна. Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление   памятки   «Правила   рационального   питания»   (на   основе   иллюстративного   материала   учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир».  КУ  Правила закаливания. КУ Можно   ли   снять усталость? Поговорим о вредных привычках.   Урок­ исследов ание УОНМ Вести   учебный   диалог:  обсуждать   правила   закаливания   (на   основе   текста   учебника).   Работать   с   листом самооценивания   «Активность   во   время   учебного   диалога».  Составлять   текст  по   иллюстрациям   учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Составлять рассказ­описание «Дискобол» (по фото скульптуры Мирона «Дискобол»). Вести   учебный   диалог:  «Поговорим   о   вредных   привычках».   Читать   и   обсуждать   тексты   «Курение   опасно   для здоровья», «Осторожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25       Поговорим о вредных привычках. Когда дом становится опасным. Когда становится опасным. Улица неожиданностей. полна дом   УОПУЗ П УОНМ УПЗиУ УОиСЗ Составлять  план  ответа «Вредные привычки».  Работать  с рисунками­схемами:   составление  текста­рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки? Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ­рассуждение. Работать в парах. Выполнять   игровое   упражнение  «Как   пользоваться   газовой   плитой». предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?».  Вести   учебный   диалог:  обсуждать Обсуждать   правила   поведения   на   улице,   важность   знаков   дорожного   движения. предполжения о причинах дорожных происшествий  с детьми.  Обсуждать   высказанные 28,11 11,11 14,11 18,11 21,11 25,11 УОНМ   КУ полна Улица неожиданностей. Если случится беда. Практическая работа  «Правила   оказания первой медицинской помощи». Если случится беда. КУ УОПУЗ П КУ Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения». Принимать участие в игре­упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль.  2,12 5,12 Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представ ленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье. Анализировать: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждение высказанных   предположений   по   вопросу   «Чем   человек   отличается   от   животных?»   (на   основе   иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Чело век умеет думать и говорить».  Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать  проблему.  Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь».  Работать   с   рубрикой  «Картинная   галерея»:   рассказ­описание   по   картине.   Составлять   рассказ   из   личного   опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. 9,12 12,12 16,12 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37     человек от Чем отличается животных. От   рождения   до старости   (развитие человека).  Опыт  «Измерение роста веса младшего школьника». Поговорим доброте.   и   о   Что справедливость.   такое О смелости. Умеешь   ли   ты общаться. Умеешь   ли   ты общаться. Природные России.   арктических пустынь и тундра. зоны Зона     Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. УОНМ Анализировать. Вести учебный диалог:  обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод. 19,12 КУ  Вести учебный диалог:  обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.  Работать в группах:  оценивать жизненные   ситуации   (кого   из   героев   можно   назвать   справедливым).  Оформлять   вывод  «Кого   называют   справедливым». Выполнять  задание  на само  оценку  участия в совместной деятельности (справедливо  ли я  вёл себя  в процессе совместной деятельности).  Читать и обсуждать текст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог: обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт». Урок­ путешес твие  УОНМ Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации и события, изображённых в художественных произведениях. Составлять памятку   «Культура   общения».  Работать   в   группах:  сравнивать   диалоги   сказки   «По   щучьему   велению».   Оформлять   вывод. Работать в группах: сравнивать и анализировать  письменную речь, представ­ ленную в разных письмах. Работать в парах:  составлять памятку «Если в дверь позвонили».  Анализировать шмуцтитул:  о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой   покров.   Составлять   тезисы   по   тексту   рубрики   «Знакомься:   наша   Родина».  Вести   учебный   диалог:   обсуждать предположение, почему полярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы). Читать и обсуждать  текст «Тайга».  Работать в группах:  составлять план­пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. УПЗиУ УОНМ УОНМ 23,12 26,12 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Природные России. пустыни.   зоны   Степи   и Почвы России. Опыт почвы».  «Состав УОНМ УОНМ Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Оценивать участие в совместной деятельности.  Упражняться   в   классификации:  заполнять   таблицу.   Самостоятельно   подготовить   рассказ   о   субтропиках   (по желанию — с презентацией). Проводить опыт:  состав  почвы.  Вести учебный диалог:  что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»).  Рельеф России. УОНМ Рельеф России. КУ Как   возникали   и строились города. УОНМ Россия и ее соседи. Япония. КУ  Россия и ее соседи. Китай. КУ Россия и ее соседи. Королевство Дания. КУ Что такое культура. КУ   Из письменности. истории УОНМ О первых школах и книгах. УОПУЗ П   О первых школах и книгах. КУ Чему и как учились в России при Петре УОиСЗ Вести  учебный диалог:  обсуждение истинности  высказывания  «Правомерны  ли слова:   Россия  –  страна великих равнин?»  Работать   с   картой:  описывать   местонахождение   Восточно­Европейской   и   Западно­Сибирской   равнин. Анализировать текст «Восточно­Европейская равнина». Читать и обсуждать текст «Урал — Каменный пояс». Работать с картой  «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». Работать с рубрикой «Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать   города   как   населённые   пункты.  Обсуждать   проблемы:  «Каковы   причины   выбора   места   для основания   города».  Обсуждать   сообщения  учащихся   (подготовленные   дома):   «Кремлёвские   города»   (с презентацией).  Слушать рассказ учителя:  «Япония — Страна восходящего солнца».  Смотреть и анализировать   видеоматериалы. Читать   и   пере   сказывать  текст   «Япония   –   Страна   восходящего   солнца».   Выполнять   творческое   задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты  деятельности в парах (удачи, трудности, их причины).  Читать текст «Китай — страна природных   контрастов»,   смотреть   видеоматериалы.  Составлять   план  рассказа­рассуждения.   Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. Составлять рассказ  на одну из предложенных тем («Дания — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать  шмуцтитул: что мы узнали, чему научились. Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ  «Чем я люблю заниматься?». Читать   информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде. Сравнивать  собственные   высказывания   с   текстом   учебника   «Летопись­рукописная   книга».  Работать   в   группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать сов местную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».  Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ­описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». Обсуждать   вывод:  «Особенности   образования   в   эпоху   Петра   I».  Анализировать   и   сравнивать  учебные   планы: современный   и   XVIII   века.  Обсуждать   предположения:  «Почему   Пётр   I   уделял   особое   внимание   подготовке моряков». Читать текст «Как развивалось образование после Петра I?» Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов». 23,01 27 30 3,02 6,02 10,02 13,02 17,02 20 27,02 27,02 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 I. Русское   искусство до XVIII века. Русское   искусство до XVIII века. Искусство   России XVIII века. Искусство   России XVIII века.     «Золотой век» русской   культуры (XIX  век). век» «Золотой русской   культуры (XIX  век). Искусство   России ХХ века.   Как Русь боролась с половцами. Битва   на   Чудском озере.   Куликовская битва. Отечественная война 1812 года.  Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Р/к Наши земляки – участники   Великой Отечественной войны. Гражданин государство.  и   УОНМ  УОиСЗ КУ КУ УОНМ КУ Интегри рованны й урок УОНМ УОПУЗ П УОиСЗ УПЗиУ Работать   с   иллюстрация   ми.   Пересказывать  текст   рубрики   «Жил   на   свете   человек».  Вести   учебный   диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?» Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пере сказывать текст «Скоморохи (потешники) — пер вые артисты на Руси». Составлять рассказ­описание «Гусляры» (на основе кар тины В. Васнецова «Гусляры»). Читать   и   обсуждать  текст   «Архитектура»   (с   опорой   на   иллюстративные   материалы   учебника).  Вести   учебный диалог: обсуждать предположение, справедливы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке?  Составлять  рассказ­описание на тему «Какое про изведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика).  Пере сказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Составлять  описание парадного портрета Жемчуговой. Вести учебный диалог: обсуждать предположение,  почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать  текста «Поэты и писатели XIX века».  Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ­рассуждение, рассказ­описание. Слушать   рассказ   учителя  «Композиторы   XIX   века»,   слушание   музыки   М.   Глинки,   П. Чайковского.  Составлять рассказ­   рассуждение:  «Почему   я   люблю   музыку   композитора   ...».  Читать   и   обсуждать  текст   «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».  Вести учебный диалог:  обсуждать   предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов   и   иллюстраций   учебника).  Играть   в   игру    «Архитектурные   памятники   столицы»   (на   основе видеоматериалов и иллюстраций учебника).  Обсуждать проблему «По чему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России».  Анализировать  текст «Как Русь боролась с половцами». Работать   с   картой:  описание   схемы   боя   А.   Невского   со   шведскими   захватчиками.  Пересказывать   текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). Готовить   рассказ­повествование  «Основные   сражения   Отечественной   войны   1812   года».   Пересказывать   текст рубрики «Жил на свете человек» (учеб ник, ч. 2, с. 128). Составлять рассказ­описание «Василиса Кожина» (по кар­ тине А. Смирнова). Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). 18,03 20,03 УПЗиУ Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. УОНМ Принимать участие в беседе  «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе). Народы, Р/к населяющие Орловскую область. Права и обязанности граждан. Символика России.  Р/к   Герб   и   флаг Орловской области 66 67 68 КУ КУ Слушать рассказ учителя: «Права граждан России». Строить рассказ­рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание. Обсуждать     проблемы:  «Кого   называют   патриотом».  Работать   с   иллюстративным   материалом:  сравнивать   и описывать символы России. Слушать гимн России. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Книгопечатная продукция     Виноградова Н.Ф,.  Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы.  — М.: Просвещение, 2014. Примечание           В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально­техническое обеспечение. Учебники 1. В 2 ч.   — М.: Просвещение, 2014­2015гг.  Виноградова Н,В,. Окружающий мир. Учебник  4 класс.  Рабочие тетради: Окружающий   мир:4класс:   рабочие   тетради     для   учащихся   образовательных учреждений:   в   2   ч.   /   Н.   Ф.   Виноградова.   3   изд.   Испр.   –   М.:   Вентана­Граф,   2015.­ (Начальная школа ХХI века).   Печатные пособия  Таблицы  (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.). плакаты (природные сообщества;  ландшафтные  картины  природных зон;  репродукции картин художников, отражающих  общественные явления, исторические события и др.); портреты   выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); географические и исторические настенные карты, адаптированную карту звёздного неба; рельефные модели равнины, холма, оврага; модели дорожных знаков, транспортных   средств, часов; муляжи грибов, фруктов, овощей; макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений ( по возможности);  разрезные плоскостные модели строения  цветковых  цветкового растения, цветка, реки; плоскостные  или объемные  модели молекул; коллекции минералов, горных пород,  полезных  ископаемы, почв; гербарии  дикорастущих  и культурных растений,   наборы  семян, плодов; предметы  старинного  быта, одежды, элементы  национальных  узоров (народов родного края); живые  объекты (комнатные  растения,   животные  живого уголка).                В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.         С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1—4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания,   предусматривающие   определение   этапов   проведения   опытов,   способов моделирования.   Рабочие   тетради     сориентированы     главным   образом   на   вычленение   и     тщательную отработку   наиболее   существенных   элементов   содержания   учебников,   обеспечивают фиксацию  результатов  наблюдений, а также  творческую деятельность детей.    Комплект   учебных   таблиц   включает   16   таблиц   большого   формата,       Таблицы представляют  собой   важный   компонент   УМК,   призванный   обеспечить   на   уроке разнообразную, прежде всего коллективную, деятельность школьников под руководством учителя по освоению всех разделов курса. Таблицы позволяют выстроить эффектный зрительный ряд, который поможет решению целого ряда задач: развитию у школьников интереса к познанию окружающего мира, формированию современных представлений о природе   и   мире   людей,   развитию   эмоционально­ценностного   отношения   к действительности,   осмыслению   личного   опыта   общения   с   природным   и   социальным окружением,   освоению   школьниками   предметных   и   метапредметных   универсальных учебных действий 1. Мультимедийный проектор 2. Экспозиционный экран 3. Компьютер 4. Сканер 5. Принтер лазерный Технические средства обучения 6. Фотокамера цифровая  (по возможности) 7. Документкамера (по возможности) 8. Ксерокс Компьютерные и информационно­коммуникативные средства   Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.    Видеофильмы   (в   том   числе   в   цифровой   форме)   по   природоведению,   истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)   В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   общею   образования отмечено,   что   современная   ИОС   представляет   собой   систему   разнообразных образовательных   ресурсов   и   инструментов,   обеспечивающих   высокую   эффективность учебно­воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно­образовательной среды, — учебные электронные издания. Электронные   приложения   дополняют   и   обогащают   материал   учебников мультимедийными   объектами,   видеоматериалами,   справочной   информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности Например,   могут   быть   использованы   фрагменты   музыкальных   произведений,   записи голосов птиц и др. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (по возможности цифровой). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы  разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и  т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами».  Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.  Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. (в том числе — традиционного жилища народов России) Коллекции полезных ископаемых. Коллекции  плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты  (комнатные растения, животные) Натуральные объекты   Игры и игрушки Настольные развивающие игры по тематике   предмета «Окружающий мир» Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов  Наборы кукол в традиционных костюмах народов России  Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (УМК «Школа 21 века»)

Рабочая   программа по предмету «Окружающий мир» для  4 класса  (УМК «Школа 21 века»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.