Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Оценка 5
Научные работы
docx
окружающий мир
4 кл
21.12.2018
Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс
Пояснительная записка Рабочая программа для учащихся 4 «б» класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива», требованиями основной образовательной программы начального общего образования и ориентирована на следующие нормативные документы и методические рекомендации: • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (Утверждён приказом Минобрнауки Р.Ф. от 06 октября 2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования) • СТАНДАРТЫ второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Москва «Просвещение»,2010) • «Перспектива» Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011) • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 119, реализующей программы общего образования. • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/ 2019 учебный год • Учебный план образовательного учреждения на 2018/ 2019 учебный год • Основная образовательная программа Начального общего образования (Приказ №107 от 27.08.14)
рабочая программа окруж.мир 4 юкласс.docx 2018-2019.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №119 Калининского района Санкт­Петербурга РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА Педагогический совет  Образовательной организации ГБОУ СОШ №119  Калининского района  Санкт­Петербурга  Протокол № ___  от «__»_________2018 г.  Рабочая программа предмета Окружающий мир для 4 б класса УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Санкт­Петербурга __________   Г.А.Грицова Приказ № __ от «__»_________2018 г. .                                                      Составитель: Якубович В.Ю.                                                                                                                               учитель начальных классов,                                                                                                                                                                                                                                квалификационная категория: соответствие должности Санкт­Петербург 2018­2019                                                                              Пояснительная записка Рабочая программа для учащихся 4 «б» класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно­методической системы  «Перспектива», требованиями основной образовательной программы начального общего образования и ориентирована на следующие  нормативные документы и методические рекомендации:  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.  (Утверждён приказом Минобрнауки Р.Ф. от 06 октября 2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального  Государственного образовательного стандарта начального общего образования)  СТАНДАРТЫ второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Москва «Просвещение»,2010)  «Перспектива» Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы (Пособие для учителей  общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011)  Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 119, реализующей программы общего образования.   Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в  образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/ 2019 учебный год  Учебный план образовательного учреждения на 2018/ 2019 учебный год 2  Основная образовательная программа Начального общего образования (Приказ №107 от 27.08.14) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере  природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомиться с  естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;  развитие у младшего школьника опыта общение с людьми, обществом и природой.  Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: ­уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,  истории; ­понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; ­модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, из  расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недель). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых  установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. 3 Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в  окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники  овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в  окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями  для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих  компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и  людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо­ и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями  духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках  чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей  способность рационально­научного и эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Знакомство с основами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт,  делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и  общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться  дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря  интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными  особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных  национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное  единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4 Результатами освоения программы «Окружающий мир» (человек, природа, общество) являются личностные, метапредметные и предметные  результаты. Личностные результаты: ­формирование основ российской гражданской эдентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и  демократических ориентаций; ­формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий;  ­формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ­овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; ­принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотива учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ­развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей; ­развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выход из спорных ситуаций; ­формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: ­овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ­освоение способа решения проблем творческого и поискового характера; ­формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач; 5 ­активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения  коммуникативных и познавательных задач; ­овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; ­овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; ­овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и  процессами; ­умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: ­понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия, победы;  ­уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; ­осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. ­освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с  получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); ­развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире. Человек и природа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в  традиционной культуре народов России и мира. 6 Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,  снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России  и мира. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,  жидкостями, газами.  Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее  представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,  расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение  Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в  традиционном календаре народов России и мира.  Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его  значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности  поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая  характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ  воздуха в традиционной народной культуре. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.  Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре. 7 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного  края (2—3 примера).  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной  культуре. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль  растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на  основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.  Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.  Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их  отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы,  звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного  края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).  Идея единства мира в традиционной народной культуре. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта  людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение  человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы,  поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.  8 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила  поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в  традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и  животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.  Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.  Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное  отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей  цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ.  Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.  Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с  представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому  мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и  культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому  мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира.  Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.  Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре  народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о  9 детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в  семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа,  истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь  семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору). Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство  классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с  окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,  культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком,  помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии  людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.  Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный  транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи.  Телефоны экстренной помощи.  10 Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники  информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники  информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная  символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при  прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное  благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских  граждан за своё Отечество. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между  соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России,  День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.  Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву  и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии  народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.  Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.  11 Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи,  театры, спортивные комплексы и пр.  Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные  особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические  периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре  России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда,  духовно­нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия,  орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.  Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.  Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище  всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической  карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как  условие сохранения и укрепления здоровья.  12 Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов  экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной  безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.        Программа   предусматривает   проведение   традиционных   уроков,   обобщающих   уроков,   урок­зачѐт.   Используется   фронтальная,   групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Итоговый контроль Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестовых заданий или контрольных работ, которые включают задания по каждому изученному основному разделу программы. Текущий контроль по изучению каждого раздела проводится в форме самостоятельных и проверочных работ. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Количество проектов:            4                          Количество проверочных работ:  3                              Количество контрольных работ :       1                                                                                        ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1.Учебно­методический комплект: 1.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1­4 классы/ Л.Ф. Климанова,  М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.  2.Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ сост. Л.Ф. Климанова (и др.); под ред. Л.Ф.  Климановой.– М.: Просвещение, 2014  13 2. Интернет­ресурсы. 1. Официальный сайт УМК «Перспектива». ­ Режим доступа: http://www.prosw.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). ­ Режим доступа: http:// festival.1september.ru  3. Мультипортал. ­ Режим доступа: www.km.ru/education 3. Технические средства обучения. 1. Компьютер. 2. Интерактивная доска. 3. Проектор. 4.Учебно­практическое оборудование.  Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и природа Выпускник научится:     узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные  признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить  простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и  измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; 14       использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью  поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,  атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для  объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,  здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото­ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и  обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов,  собранных из конструктора;  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного  поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; 15    пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня,  правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных  несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации. Человек и общество Выпускник научится:     узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного  края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить  место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),  находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные  исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и  сопереживания им; 16  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска  информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Календарно­тематическое планирование  № п/п 1 а к о р у а м е Т   —   о в т с е щ б О ! ы м о т э   Основные элементы  содержания Общество —  совокупность людей,  которые объединены  общей культурой и  связаны друг с  другом совместной  а к и т к а р П ь л о р т н о К й и щ у к е т Планируемые результаты обучения предметные метапредметные личностные дата проведения план факт Научиться  рассказывать о  причинах  вхождения людей в различные  общества /  Познавательные: определять вид общества, обосновывать  условия принадлежности человека к определенному  обществу/сообществу. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога; формулировать  высказывание, используя термины. Формирование умения  выражать  положительное  отношение к процессу  познания: проявлять  интерес к изучению  17 2 3 4 5 6 7 8 Россия —  многонациональная  страна.   Конституция —  Основной закон  Российской  Федерации. Права ребенка.  Конвенция о правах  ребенка. й и к с й и с с о Р я и ц у т и т с н о К . д о р а н . и и с с о Р а в а р П . а к н е б е р в т с й о р т с у   е о о Президент  Российской  Федерации — глава  государства.  Ответственность  главы государства за  . Народы, населяющие  х ы Россию, их обычаи,  н в характерные  а р особенности быта (по  выбору). Основные  религии народов  Россия на карте,  государственная  граница России.  Добрососедство  разных стран в мире  — культурная  Конференция   з ю о с я а н н е в т с р а д у с о Г й и к с й и с с о Р н н е в т с р а д у с о Г е и в т с е ш е т у П и и с с о Р у ц и н а р г   а з й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться  составлять рассказ  об общности  народов России Научиться рас­ сказывать о правах  и обязанностях  граждан России Научиться  рассказывать о  расширении прав и  обязанностей  ребенка по мере  взросления Научиться  рассказывать об  особенностях  государственного  устройства России. Научиться  рассказывать о  субъектах РФ Научиться  определять по  карте  государственную  границу России Научиться  составлять  памятку о  правилах  пересечения  государственной  Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, отмечать показатели всенародного единства и  обосновывать свое чтение. Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: формулировать собственные мысли, высказывать  и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: определять права и обязанности  гражданина России и обосновывать свое мнение, находить  соответствие статей Конституции РФ старинным  нравственным правилам отечественной культуры. Коммуникативные: формулировать понятные  высказывания в рамках учебного диалога, используя  Познавательные: находить соответствие принципа о  правах ребенка со статьей Конституции РФ и обосновывать  свое мнение; делать обобщения, выводы.  Коммуникативные: формулировать собственные мысли,  высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно  взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Познавательные: самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель; раскрывать значение  понятий «государство», «федерация», «республика».  Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои Познавательные: определять особенности  государственного устройства РФ и обосновывать свое  мнение; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою  точку зрения. Познавательные: определять государственную границу на  суше, на море, в воздушном пространстве и обосновывать  свое мнение; извлекать информацию, представленную в  разных формах. Коммуникативные: формировать навыки  речевых действий: участвовать в общей беседе,  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Познавательные: определять условия пересечения  государственной границы России и обосновывать свое  мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать  с партнером в рамках учебного диалога, высказывать и  обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: действовать по плану, контролировать  Воспитание  уважительного  отношения к  государственной  символике, к  историческому  Формирование умения  выражать  положительное  отношение к процессу  познания; воспитание  уважительного  Воспитание  уважительного  отношения к правам и  обязанностям,  установленным  Конституцией РФ;  Воспитание  уважительного  отношения к правам и  обязанностям,  установленным  Конституцией РФ;  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию мира,  воспитание  уважительного  отношения к  Воспитание добро­ соседского и  уважительного  отношения к  многообразию культуры  соседних государств Воспитание добро­ соседского и  уважительного  отношения к  многообразию культуры  соседних государств 18 9 10 11 12 13 14 15 а щ и в о р к о С     х и и и и с с о Р и л е т и н а р х й и к с е ч р о в Т з ю о с о п   е и н е щ б о б О е н а д ж а З а « р г   ­ ы М « у л е д з а р и о м г о а н ц и и д н е а р т с » . а к и н б е ч у е н а д ж а р г . ­   ы М « Объекты Всемирного  наследия —  сокровище всех  народов Земли. Начальные  представления о  культуре Обобщение  полученных знаний Проекты Человек — член  общества, носитель и  создатель культуры. о г о н ш и д а е н   —   а т р а К   и м а н и н в а р   о П » а в т с е ч о е в т о О с р у к с к э д Россия на карте,  государственная  граница России.  Добрососедство  разных стран в мире  — культурная  Формы земной  поверхности:  равнины, горы,  холмы, овраги (общее представление,  условное обозначение м а р о г й и щ у к е т й и щ у к е т н ч о т у ж е м о р п й ы й и щ у к е т н ч о т у ж е м о р п й ы й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться  рассказывать о  происхождении  названий  природных  объектов Научиться  рассказывать о  выдающихся  деятелях культуры, уроженцах родного края Научиться  проектировать  индивидуальный  маршрут  восполнения  проблемных зон в  Научиться  проектировать  индивидуальный  маршрут  восполнения  проблемных зон в  Научиться читать,  понимать и  выполнять  предложенные  задания Научиться  определять и  показывать  природные объекты на физической  карте России Научиться  рассказывать по  карте о  поверхности  России Познавательные: понимать учебные задачи урока и  стремиться их выполнить, определять объекты всемирного  природного наследия и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать при  выполнении учебного задания и приходить к общему  решению. Регулятивные: Познавательные: осознавать познавательную задачу;  находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре  (группе) и приходить к общему решению, сохранять  доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли,  аргументировать; сотрудничать с товарищами в рамках  учебного диалога. Регулятивные: соотносить поставленную цель и  Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; применять полученные знания в измененных условиях;  делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать;  сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.  вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения  Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос,  аргументировать. Познавательные: определять умения, которые будут  сформированы на основе изучения данного раздела;  высказывать предположения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном  обсуждении проблем; доносить свою позицию до других,  приводя аргументы; слушать других. Познавательные: определять особенности изображения  природных объектов на физической карте России, различия  физической и контурной карт, особенности форм земной  поверхности России; обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога, приходить к общему  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание  уважительного  отношения к культуре и  Формирование желания  проявлять интерес к  знаниям и способам их  приобретения, умения  выбирать оптимальные  формы поведения во  Формирование пони­ мания собственных  достижений при  освоении темы; осо­ знание смысла при­ обретаемых умений,  Формирование умения  понимать собственные  достижения при  освоении темы,  осознавать смысл  приобретаемых умений,  Формирование умения  оценивать собственную  учебную деятельность:  свои достижения,  самостоятельность, при­ чины неудач;  Формирование  положительного от­ ношения к учению, к  познавательной  деятельности, желания  приобретать новые  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению формы земной поверхности родной  страны, осознание  значимости средств  19 16 17 18 19 20 21 22 х а к с и о п В   х ы в о д и а л к к е р и ш а Н   а с а р к   ­   а р е з О и и с с о Р . х ы н м е з д о п Полезные  ископаемые, их  значение в хозяйстве  человека, бережное  отношение людей к  полезным  Водоёмы, их  разнообразие (океан,  море, река, озеро,  пруд); использование  человеком. Водоёмы  родного края  Водоёмы, их  разнообразие (океан,  море, река, озеро,  пруд); использование  человеком. Водоёмы  родного края  . Водоёмы, их  м разнообразие (океан,  а р море, река, озеро,  о т с пруд); использование  о р человеком. Водоёмы  п родного края  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  е н ы т с у п е р д н у т м и к с р о м о П   г ю   а н   а р е в е с   С й о н я д е л   В й о н д о л о х В   Научиться  рассказывать о  значении при­ родных богатств в  жизни людей Научиться  определять  протяженность  реки и показывать  ее на физической  карте России Научиться  показывать озера  на карте Научиться рас­ сказывать о водных пространствах  России и их  значении в жизни  людей Научиться  определять  местоположение  природных зон на  карте Научиться  находить и  показывать на  карте зону  арктических  пустынь Научиться на­ ходить и  показывать на  карте зону тундры й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т н ч о т у ж е м о р п й ы й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Познавательные: раскрывать значение понятий «полезные  ископаемые», «минералы», «горные породы»; определять  полезные ископаемые по их описанию и обосновывать свое  мнение. Коммуникативные: осуществлять совместную  деятельность в парах и рабочих группах с учетом  конкретных учебно­познавательных задач. Познавательные: определять водное пространство, значение водоема в жизни людей, части реки, классифицировать реки по протяженности и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Познавательные: определять значение водоема в жизни  людей, сравнивать глубину озер и обосновывать свое  мнение. Коммуникативные: учитывать разные мнения и  стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учителем и  Познавательные: определять связь моря с океаном и  обосновывать свое мнение; делать выводы, обобщения.  Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­ познавательных задач. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку  Познавательные: раскрывать значение понятий «природная  зона», «климат», «погода», определять природные зоны  России и обосновывать свое мнение. Коммуникативные:  адекватно взаимодействовать с партнером в рамках  учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины. Познавательные: определять особенности природных зон  Арктики и обосновывать свое мнение, делать выводы.  Коммуникативные: строить понятные для партнера  высказывания в рамках учебного диалога, используя  термины. Регулятивные: принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности; выполнять  Познавательные: находить и выделять необходимую  информацию из текстов, иллюстраций; определять  экологические проблемы природной зоны и обосновывать  свое мнение. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации, адекватно  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, к изучению  полезных ископаемых  разных регионов России, Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, воспитание  бережного отношения к  окружающей природе,  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению водных  ресурсов России,  воспитание бережного  отношения к водным  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  познавать мир;  воспитание бережного  отношения к водным  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы, к  многообразию  природных зон России:  воспитание бережного  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание бережного  отношения к при­ родным богатствам Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, воспитание  бережного отношения к  при­родным богатствам 20 23 24 25 26 27 28 29 в о с е л   и д е р С и п е т с Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  Природные зоны  России: общее  представление,  основные природные  зоны (климат,  растительный и  и Человек — член  л общества, носитель и  м е з создатель культуры.   й о н д о р е н ы т с у п я р о м Человек — часть  природы.  Зависимость жизни  человека от природы. Положительное и  отрицательное  влияние деятельности человека на природу  (в том числе на  примере окружающей й о к о р и ш В   й о к р а ж В   о г о л п е т   У и т е д   ­   ы М В с   е в т с е ж у р д о с ь ч е р е б с   й о д о р и р п у д о р и р п к а К и и с с о Р й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться на­ ходить и  показывать на  карте лесную зону Научиться на­ ходить и  показывать на  карте зону степей Научиться  находить и  показывать на  карте пустыню Научиться  рассказывать о  растительном и  животном мире  субтропиков  России, сравнивать  Научиться  рассказывать о  самобытной  культуре народов  России Научиться рас­ сказывать об  основных занятиях  и обычаях кочевого и оседлого образа  жизни Научиться  рассказывать об  экологических  проблемах в разных природных зонах  России Познавательные: раскрывать значение понятий лес».  ''Лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный  лес», «широколиственный лес» и использовать их в  активном словаре; выполнять учебно­познавательные  действия. Коммуникативные: учитывать разные мнения в  рамках учебного диалога; договариваться. находить общее  Познавательные: определять климатические особенности  природных зон степей, приспособленность растений и  животных к природным условиям зоны степей и  обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно  взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему  решению, строить понятные для партнера высказывания в  Познавательные: понимать информацию, представленную в  изобразительной, схематичной форме; определять  зависимость природы зоны пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать свое мнение. Коммуникативные:  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в  Познавательные: определять зависимость природных  условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: доносить  свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и  пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать  других. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и  Познавательные: определять зависимость хозяйственной  деятельности народа от особенностей природной зоны  обитания и обосновывать свое мнение. Коммуникативные:  формировать навыки речевых действий: осуществлять  совместную деятельность в парах и рабочих группах с  учетом конкретных учебно­познавательных задач. Познавательные: определять зависимость хозяйственной  деятельности народа от особенностей природной зоны  обитания, определять главное занятие народов Сибири и  обосновывать свое мнение; делать обобщения, выводы.  Коммуникативные: формулировать собственное  высказывание, используя термины; адекватно  Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепь  рассуждений. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­ познавательных задач. Формирование желания  проявлять интерес к  природному  многообразию России,  воспитание бережного  отношения к  Формирование желания  проявлять интерес к  природным зонам  России, воспитание  бережного отношения к  природе Формирование желания  познавать мир,  осознание значимости  средств познания  окружающего мира,  воспитание бережного  Формирование желания  проявлять интерес к  природным зонам  России, воспитание  бережного отношения к  природе Формирование желания  познавать мир,  интересоваться  хозяйственной жизнью  народов России,  воспитание бережного  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание бережного  отношения к  окружающей природе Формирование желания  больше узнавать об  окружающем мире,  воспитание бережного  отношения к природе,  формирование чувства  21 30 31 32 33 34 35 36 м а ц и н а р т с   о П й о н с а р К м а к и н д е в о п а з м ы н ь а л т а о н б о а и р ц а н . и г и н к о П я а н ч о и р е в о р П и ш а Н и м а ц и е н к а е р р т   с о   п а З   ь т у п В    Красная книга  России, её значение,  отдельные  представители  растений и животных  Красной книги.  Заповедники,  национальные парки,  их роль в охране  природы. Проверочная работа Проекты История Отечества.  Счёт лет в истории. . ы т к е о р п . а к и н б е . и ч н у е м е р в м е у в т с е ш е т у П . и м и а с г и о п л о о т е е х л р а м а ц и н с а р т с   о П Начальные  представления о  культуре России в  разные исторические  времена (образование, научные знания,  Начальные  представления о  культуре России в  разные исторические  времена (образование, научные знания,  й и щ у к е т й и щ у к е т н ч о т у ж е м о р п й ы й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться рас­ сказывать о  растениях и  животных из  Красной книги  России, обитающих Научиться  рассказывать о  заповедниках и  природных  национальных  парках России Научиться читать,  понимать и  выполнять  предложенные  задания Научиться  проектировать  индивидуальный  маршрут  восполнения  проблемных зон в  Научиться  определять на  схеме «Река  времени» даты жизни людей  и некоторые  Научиться рас­ сказывать о роли  российских  археологов в  мировой и  отечественной  Научиться пока­ зывать на исто­ рической карте  места обитания  разных племен Познавательные: высказывать предположения, обсуждать  проблемные вопросы; раскрывать значение понятий  «Красная книга России», «заказник», «промысел» и  использовать их в активном словаре. Коммуникативные:  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку  зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы,  Познавательные: раскрывать значение понятий  «заповедник», «природный национальный парк» и  использовать их в активном словаре; определять отличие  природного национального парка от заповедника и  обосновывать свое мнение. Коммуникативные: с точностью  выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с  Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос,  аргументировать. Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, применять полученные знания в измененных  условиях; делать выводы, обобщения. Коммуникативные: с  точностью выражать свои мысли, аргументировать;  сотрудничать с товарищами при выполнении заданий:  устанавливать и соблюдать очередность действий,  Познавательные: определять умения, которые будут  сформированы на основе изучения данного раздела;  высказывать предположения; обсуждать проблемные  вопросы, добывать новые знания. Коммуникативные:  участвовать в коллективном обсуждении проблем;  доносить свою позицию до других, приводя аргументы;  Познавательные: раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном  словаре; выполнять учебно­познавательные действия. Коммуникативные: аргументировать свое предложение,  убеждать и уступать Познавательные: осознавать познавательную задачу;  находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: участвовать в коллективном  обсуждении проблем; доносить свою позицию до других,  приводя аргументы; слушать других. Формирование желания  проявлять интерес к  природоохранной  деятельности,  воспитание бережного  отношения к природе,  Формирование желания  познавать мир,  воспитание бережного  отношения к  окружающей природе,  уважительного  Формирование умения  оценивать собственную  учебную деятельность:  свои достижения,  самостоятельность,  причины неудач;  Формирование  целостного взгляда на  мир, чувства  прекрасного и  эстетических чувств;  осознание смысла при­ Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы, Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, воспитание  уважительного  отношения к  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, строить свои  взаимоотношения с  учетом эмоционального  22 37 38 39 40 41 42 43 и  Наиболее важные и  яркие события  общественной и  культурной жизни  страны в разные  исторические   Наиболее важные и  яркие события  общественной и  культурной жизни  страны в разные  исторические  Наиболее важные и  яркие события  общественной и  культурной жизни  страны в разные  исторические  Характеристика  отдельных  исторических  событий, связанных с  Москвой Характеристика  отдельных  исторических  событий, связанных с  Москвой Основание сибирских городов Смутное время в  жизни страны и к о т с И   с у Р й е н в е р Д й ы р д у М р о б ы в й о к с в е и К а ц и н д е л с а Н и с у Р —   а в к с о М о л а ч а Н а р и м и д а л В а в т с р а ц а ц и н м е е р о п г о к с в о к с о М ­ е л м е з   и и с у Р   и к и н ж и в д о П ы ц д о х о р п   к и т у п   а Н у в т с н и д е й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться рас­ сказывать о роли  Великого Нов­ города в истории  Древней Руси Научиться обо­ значать дату (век)  Крещения Руси на  схеме «Река  времени» Научиться объ­ яснять важность  преемственности в  государственных  поступках  древнерусских  Научиться рас­ сказывать о Ку­ ликовской битве Научиться со­ ставлять схему  родственных  отношений пра­ вителей Москов­ ской Руси Научиться рас­ сказывать об ос­ новании сибирских  городов Научиться рас­ сказывать о со­ бытиях смутного  времени в жизни  страны Познавательные: самостоятельно находить нужную  информацию в материалах учебника, рабочей тетради;  определять причины явлений, событий.  Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога; формулировать  высказывание, используя термины. Познавательные: определять причины явлений, событий;  понимать информацию. представленную в изобразительной,  схематичной форме, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: доносить свою позицию до других:  высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать,  приводя аргументы, слушать других. Регулятивные:  Познавательные: осознавать познавательную задачу;  находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила  речевого поведения. Познавательные: выявлять известное и неизвестное,  осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать  свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные:  Познавательные: осознавать познавательную задачу,  высказывать предположения, обсуждать проблемные  вопросы. Коммуникативные: формулировать собственное  высказывание в рамках учебного диалога, используя  термины. Регулятивные: планировать свою деятельность,  действовать по плану, выполнять задание в соответствии с  Познавательные: перерабатывать полученную  информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога, высказывать свою  точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии  Познавательные: выявлять известное и неизвестное,  осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: строить понятные для партнера  высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к  сотрудничеству в рамках учебного диалога.  Формирование по­ ложительного от­ ношения к учению, к  познавательной  деятельности, желания  приобретать новые  Формирование умения  выражать  положительное от­ ношение к процессу  познания: проявлять  внимание, удивление,  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  целостного взгляда на  окружающий мир Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, к изучению темы,  желания больше узнать Формирование желания  больше узнать,  проявлять внимание,  удивление; воспитание  уважительного  отношения к куль­ Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  формирование  позитивного отношения  к себе и окружающему  Формирование желания  больше узнавать об  окружающем мире,  умения соотносить  личные интересы с  интересами  23 44 45 46 47 48 49 50 о л а ч а Н и и р е п м и —   ь н з и Ж « й о к с й и с с о Р , у в т с е ч е т О » ! у м я о а к н и н н е в т с а д о г —   ь т ­ с е е ч ч е т О 2 1 8 1   а н й о в   . ь т у п й и к и л е В   ­ у м и   а р т а е т и к ы з к е в   й о т о л о З т е в ц с а Р н ь л е т и з а х р а б к о с з и и о п В   а в т ­ с о с в у и к л с д и е   в о а г р о п с и т с Образование  Российской империи.  Эпоха Петра 1. Выдающиеся люди  разных эпох как  носители базовых  национальных  ценностей. Отечественная война  1812 года.  Выдающиеся люди  разных эпох как  носители базовых  национальных  Железные дороги  России. Начальные  представления о  культуре России в  разные исторические  времена (образование, научные знания,  Начальные  представления о  культуре России в  разные исторические  времена (образование, научные знания,  Начало xx века в  России Научиться рас­ сказывать о  Петре I Научиться  рассказывать о  деятельности М.В.  Ломоносова, А.В.  Суворова, Ф.Ф.  Ушакова Научиться  рассказывать о  М.И. Кутузове Научиться  рассказывать о  строительстве  первых железных  дорог в России Научиться  рассказывать о  роли театра и  музыки в России в  XIX — начале XX  века Научиться  рассказывать об  особой роли  живописи и ли­ тературы в русской жизни Научиться  рассказывать о  событиях начала  XX века в России й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Познавательные: осознавать познавательную задачу;  читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное  и неизвестное. Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила  речевого поведения. Познавательные: понимать учебную задачу,  предъявляемую для групповой работы; составлять  алгоритм решения этой задачи. Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к  другу в ситуации конфликта. Познавательные: читать, извлекая нужную информацию;  выявлять известное и неизвестное, высказывать  предположения, обсуждать проблемные вопросы.  Коммуникативные: формулировать собственное  высказывание в рамках учебного диалога, адекватно  взаимодействовать при выполнении учебного задания и при­ Познавательные: осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебного задания, строить  речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку  зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы,  слушать других. Регулятивные: удерживать цель деятель­ Познавательные: осознавать познавательную задачу;  читать, извлекая нужную информацию; строить логическую  цепь рассуждений. Коммуникативные: сохранять доброжелательное  отношение друг к другу в ситуации конфликта,  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.  Познавательные: высказывать предположения, обсуждать  проблемные вопросы, добывать новые знания: извлекать  информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: формулировать собственное  высказывание в рамках учебного диалога, используя  термины. Регулятивные: планировать свои действия в  Познавательные: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной  форме. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога; формулировать  Формирование чувства  сопричастности и  гордости за свою  Родину, народ и ис­ торию, осознание  ответственности  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, формирование на­ выков организации и  анализа своей дея­ Формирование чувства  сопричастности и  гордости за свою  Родину, народ и  историю, умения ценить  и понимать базовые  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, формирование  чувства сопричастности  своей семьи к исто­ Формирование желания  больше узнавать об  окружающем мире,  воспитание  уважительного от­ ношения к истории  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание уважи­ тельного отношения к  истории своего края,  Воспитание уважи­ тельного отношения к  истории своего края,  формирование чувства  сопричастности и  гордости за свою Родину 24 51 52 53 54 55 56 57 Развитие науки и  техники в России Великая  Отечественная война д е б о п ­ м о р г о   а н а р т с   и д е б к е В   , й а в а т с В « и Подвиг советских  людей в тылу Герои ВОВ Послевоенное  восстановление  страны Экскурсия Достижения СССР » ! я а н й о в о д у р Т и и с с о Р   в   т е Н « и с с о Р   т н о р ф ­ а т   и ь м е с » . . . е л с о П й о к й о к и л е в ы н й о в в   я и с р у к с к Э й е з у м я и н е ж и т с о Д х ­ 0 7 9 1   ­ 0 5 9 1 в о д о г й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться  рассказывать о  развитии науки и  техники в России в  начале XX века Научиться ха­ рактеризовать  основные этапы  Великой Отече­ ственной войны Научиться рас­ сказывать о по­ двигах советских  людей в тылу во  время Великой  Отечественной  Научиться  рассказывать о  героях Великой  Отечественной  войны Научиться рас­ сказывать о со­ бытиях страны в  первые после­ военные годы Рассказывать о  земляках­ тружениках первой послевоенной  пятилетки. Научиться  рассказывать о  достижениях СССР в науке, спорте,  космонавтике Познавательные: определять причины явлений, событий;  понимать информацию, представленную в изобразительной,  схематичной форме, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога; высказывать свою  точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, Познавательные: высказывать предположения, обсуждать  проблемные вопросы; находить дополнительную  информацию, используя справочную литературу.  Коммуникативные: адекватно взаимодействовать при  выполнении учебного задания и приходить к общему  решению. Регулятивные: оценивать правильность  Познавательные: осознавать познавательную задачу;  находить дополнительную информацию, используя  справочную литературу; делать обобщения, выводы.  Коммуникативные: участвовать в коллективном  обсуждении проблем; доносить свою позицию до других,  приводя аргументы; слушать других. Познавательные: добывать новые знания в процессе  наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов  учебника. Коммуникативные: формировать навыки  речевых действий: соблюдать правила речевого поведения,  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,  строить речевое высказывание в соответствии с  Познавательные: находить и выделять необходимую  информацию из текстов, иллюстраций; строить  рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по  теме урока. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с  партнером в рамках учебного диалога; высказывать свою  Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли,  аргументировать; сотрудничать с товарищами в рамках  учебного диалога. Регулятивные: соотносить поставленную цель и  Познавательные: осознавать познавательную задачу;  извлекать информацию, представленную в разных формах;  делать обобщения, выводы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве. Регулятивные: принимать и сохранять  Формирование умения  выражать  положительное от­ ношение к процессу  познания: проявлять  внимание, удивление,  Воспитание чувства  гордости за свою  Родину, народ и ис­ торию, осознание  сопричастности своей  семьи к историческим  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание чувства  гордости за свою  Родину, народ и  Воспитание чувства  гордости за свою  Родину, народ и  историю, осознание  сопричастности своей  семьи к историческим  Формирование желания  больше узнать,  проявлять внимание,  удивление, интерес к  познанию окружающего  мира; воспитание  Формирование пони­ мания собственных  достижений при  освоении темы; осо­ знание смысла при­ обретаемых умений,  Формирование желания  проявлять интерес к  новому учебному  материалу, выражать  положительное  отношение к процессу  25 58 59 60 61 62 63 64 . ы т к е о р п . а к и н б е . ч а у т о б а р я и с с о Р , ь т с е   а д г о к и ш а Н и м а ц и н я а а р н т ч с о   а р З е в о р П я а н н е м е р в о С , ь т с е ч   а ш о р о Х . ь т с е   о т ч а л и с   я а н м У и и с с о Р а ш у д   я а л т е в С и и с с о Р ! я б е с   с   и н ч а Н Проекты Проверка знаний Российская  Федерация Развитие сельского  хозяйства Научные разработки  и их применение в  производстве Народные  художественные Промыслы в России Цель в жизни  человека и пути ее  реализации. й и щ у к е т н ч о т у ж е м о р п й ы й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т й и щ у к е т Научиться  проектировать  индивидуальный  маршрут  восполнения  проблемных зон в  Научиться читать,  понимать и  выполнять  предложенные  задания Научиться рас­ сказывать о том,  как сочетаются  приметы старого и  нового в совре­ менной жизни Научиться рас­ сказывать о по­ ложительном опыте Белгородской  области в развитии  сельского  Научиться при­ водить примеры  применения  научных разра­ боток в произ­ водстве Научиться  рассказывать о  народных ху­ дожественных  промыслах Научиться  рассказывать о  своих целях и о  путях их до­ стижения Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, применять полученные знания в измененных  условиях; делать обобщения, выводы. Коммуникативные:  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  отвечая на поставленный вопрос, аргументировать.  Регулятивные: анализировать собственную работу,  Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос,  аргументировать. Познавательные: определять умения, которые будут  сформированы на основе изучения данного раздела;  высказывать предположения; обсуждать проблемные  вопросы, добывать новые знания. Коммуникативные:  участвовать в коллективном обсуждении проблем;  доносить свою позицию до других, приводя аргументы;  Познавательные: добывать новые знания в процессе  наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов  учебника; определять причины явлений, событий.  Коммуникативные: формулировать понятные  высказывания в рамках учебного диалога, аргументировать. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии  Познавательные: осознавать познавательную задачу,  выявлять известное и неизвестное; находить  дополнительную информацию, используя справочную ли­ тературу. Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать  Познавательные: высказывать предположения, обсуждать  проблемные вопросы, обосновывать свое мнение; делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: формировать навыки речевых  действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила  речевого поведения, учитывать разные мнения и стремиться Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах.  Коммуникативные: строить понятные для партнера  высказывания в рамках учебного диалога, выражать свои  мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации. Формирование спо­ собности понимать  собственные дости­ жения при освоении  темы; осознание смысла  приобретаемых умений,  Формирование умения  оценивать собственную  учебную деятельность:  свои достижения,  самостоятельность,  причины неудач; осо­ Формирование по­ ложительного от­ ношения к учению, к  познавательной  деятельности, желания  приобретать новые  Формирование желания  больше узнать,  проявлять внимание,  удивление; воспитание  уважительного  отношения к истории  Формирование желания  проявлять интерес к  изучению темы,  воспитание уважи­ тельного отношения к  истории своего края,  Формирование желания  проявлять интерес к  познанию окружающего  мира, воспитание  бережного отношения к  культурному наследию  Формирование це­ лостного взгляда на мир, способности к  самооценке своих  действий 26 Проект. Экскурсия. Проверка знаний Обобщение и  контроль знаний Обобщение. Игра. Познавательные: осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебного задания, строить  речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать;  сотрудничать с товарищами, вырабатывать совместно  критерии оценивания выполнения заданий. Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос,  аргументировать. Познавательные: выполнять учебно­познавательные  действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос,  аргументировать. н ч о т у ж е м о р п й ы н ч о т у ж е м о р п й ы й ы в о г о т и й ы в о г о т и Научиться  проектировать  индивидуальный  маршрут  восполнения  проблемных зон в  Научиться читать,  понимать и  выполнять  предложенные  задания Научиться читать,  понимать и  выполнять  предложенные  задания Научиться  использовать  знания в практи­ ческой деятель­ ности Формирование спо­ собности понимать  собственные дости­ жения при освоении  темы; осознание смысла  приобретаемых умений,  Формирование умения  оценивать собственную  учебную деятельность:  свои достижения,  самостоятельность,  причины неудач; осо­ Формирование умения  оценивать собственную  учебную деятельность:  свои достижения,  самостоятельность,  причины неудач; осо­ Формирование у  учащихся способностей  к рефлексии  коррекционно­ контрольного типа и  реализации  65 66 67 68 . ы т к е о р п и м а ц и н а т о б а р и ш а Н ­ а р т с   а З « я а н ч о р е в о р П я а н с к е л п м о К я а н ь л о р т н о к . а т о б а р о г о н н е д й о р п а н   с о р п о В « е и н е щ б о б О а р г И .   д о г   а з                                                                                              КОРРЕКТИРОВКА: 27

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Перспектива, 4 класс

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" УМК  Перспектива,  4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018