Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология
2 кл
02.08.2018
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом образования. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития с целью формирования у них жизненных компетенций.
РАБОЧ ПРОГР ОКР ПРИРОДНЫЙ МИР.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3»  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ на заседании МО      Заместитель директора       на заседании   _______________      по УВР                             педагогического             Директор ОУ   _______________                                              совета                                                № протокола_____        _____________                   № приказа               ______________                                        Ф.И.О.                                                                   Ф.И.О. «__»________                «__»_________                   «__»________            «__»_________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ                                        Предмет                                    Окружающий природный мир Учебный год                                Класс                                         2 «С» Количество часов в год              65 Количество часов                  в неделю                                        2 Учитель: БЕВЗЮК ЕЛЕНА БРИСОВНА                                                      г. Великие Луки    1 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир»   2 класса   для  обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития  составлена на основе следующих нормативно­ правовых документов:  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­ 271); 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ 3.  ФГОС ОВЗ О у/о Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  варианты 1, 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 4.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О  внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего  образования»  Срок реализации  программы:  1 учебный год. Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представления об  окружающем их природном мире. Программный материал по «Окружающему природному  миру»  поэтапно  и системно формирует у ребенка представления о природе, её  многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.  Цель обучения ­ формирование представлений о живой и неживой природе,  взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней. Задачи  программы:   формирование представлений о мире людей, растительном и животном мире. Программный материал представлен следующими разделами: «Мир людей»,  «Растительный мир», «Животный мир».  В процессе формирования представлений о природе обучающийся знакомится с  видами транспорта, профессиями людей (водитель, врач, учитель, повар, строитель),  с  разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания  животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по  этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу  за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:  поливать растения, сажать овощи, ухаживать за комнатными растениями, кормить хомячка  и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному  отношению к ней. Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу  «от частного к общему».  Формирование представления о фруктах  и овощах предполагает постановку  следующих задач в индивидуальной программе обучения: узнавание фрукта, различение  фруктов и овощей, где растут фрукты и овощи, когда собирают урожай и т.п. В учебном плане предусмотрено 34 недели, 2 занятия в неделю.  Материально­техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты  (фрукты и овощи), наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для  2 демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями  действий, операций по уходу за растениями, животными; листы с различными объектами  природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие  компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных  представлений о природе; аудио­ и видеоматериалы; живой уголок.  I. Планируемые результаты: ­ наблюдать за действиями взрослого, повторять наименование транспорта/ показывать его  по заданию учителя (игрушки, картинки). Познакомиться с назначением автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета. совместно располагать на картинке автобус и машину на дороге, лодку в воде, самолет в  небе. Понимать и узнавать действия на картинках:  едет, плывет, летит, перевозит. ­ Различать объекты по назначению, выбирать объект для вопросов «Где?», «Что?», «На  чем?» (где едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город?     и т.п.) ­ узнавать на картинках и видео людей некоторых профессий (учитель, врач, повар,  водитель, строитель).  ­ Наименовывать  атрибуты для праздников 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта,  Пасха.  ­ Рассматривать иллюстрации, узнавать на картинке времена года по их приметам, узнавать время года на календаре природы, показывать сезонную одежду. Познакомиться с  занятиями людей в разное время года: сбор урожая, уборка снега, посадка растений, игры  на улице зимой и весной. ­ Показывать на картинке, называть домашних  и диких животных, узнавать их по голосу,  называть или показывать основное питание животного (кошка – молоко, корова – сено и  т.п.);  ­ называть части тела животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива,  шерсть, вымя, пятачок, уши); ­ называть детенышей животных; ˗ называть место обитания животного (домашние животные живут рядом с человеком,  дикие в лесу); ­ слушать короткие произведения о животных, отвечать на вопросы по тексту; ­ узнавать насекомых: бабочка, жук. ­ различать растения: фрукты, ягоды, овощи,  дерево, трава,  цветы. Повторять за учителем  и показывать части дерева и цветка: ствол, стебель, ветки, листья, почки.  ­ рассматривать картинки и иллюстрации леса в разное время года.  I. Содержание. Мир людей  ­ транспорт (назначение автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета)  расположение автобуса и машины на дороге, лодки в воде, самолета в  небе. Различение,  показ, наименовывание транспорта (игрушки, картинки). Словарь: едет, плывет, летит,  везет. ­ различение и наименование видов транспорта по инструкции (выполнение заданий:  покажи автобус / машину/ самолет/ лодку на картинке. Найди автобус и обведи его  3 карандашом. Принеси  с полки автобус/ самолет/ легковую машину/  грузовик/лодку/мотоцикл. Сложи … из частей); ­ различение объекта по назначению (на чем едет много людей? На чем везут большой и  тяжелый груз? На чем полетим в другой город?     и т.п.) ­ знакомство с элементарными правилами поведения на улице; ­ профессии (водитель; врач, учитель, строитель, повар). Знакомство с основными видами  деятельности человека определенной профессии (врач слушает, измеряет температуру,  дает лекарства, взвешивает, измеряет рост и т.д.). Просмотр видео материалов. ­ праздники: 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха. Временные представления  ­ Сезоны и их приметы (рассматривание иллюстраций, узнавание на картинке времени  года по его приметам, узнавание времени года на календаре природы, сезонная одежда, занятия людей). Мир животных  ­ Домашние животные (внешний вид, голоса, повадки, особенности (кошка ловит мышей,  собака сторожит дом)); ­ питание кошки (молоко, мясо), собаки (мясо, косточка), куры, утки и гуси (зернышки),  корова, лошадь, овечка (сено) и т.п.; ­ соотнесение объемных фигур животных и их изображений; ­ слушание коротких произведений о домашних животных; ­ животные леса: медведь, заяц, лиса, волк, еж, лось (особенности поведения в разное время года: зимой спит, не спит); ­ насекомые: бабочка, жук  (рассматривание фигурок, картинок, соотнесение фигурки с  изображением, звукоподражание «Ж ­Ж ­Ж»); ­  просмотр мультфильмов, видео о домашних животных. Мир растений  ­ Фрукты (ягоды) овощи, различение, форма, цвет; фрукты растут в саду на дереве, овощи –  в огороде на грядке .  ­ Деревья в разное время года (наименование частей дерева, рассматривание листьев,  раскрашивание рисунков листьев); цветы осенью и весной (рассматривание цветов на  клумбе и на картинке). Совместное наблюдение во время экскурсий на школьный двор; ­ лес в разное время года (рассматривание картинок и иллюстраций). Орехи, грибы. 4 № п/п 1 Название раздела программ ы. Темы уроков. I четверть Мир  людей. Праздник  «1  сентября» 2­3 Профессия – учитель. 4­5 Профессия – повар. 6 Профессия ­ водитель III. Тематическое планирование. Колич ество  Дата  Словарь  Оборудование  П Ф 17 П Ф 1 2 2 1 2.09 6.09 9.09 13.09 16.09 20.09 Праздник,  школа,  школьники,  праздничная,  букет цветов,  линейка. Профессия,  работа, урок,  перемена, учит,  оценки,  доска,  мел, ученики,  учатся.  Повар, варит,  столовая,  готовит, завтрак, обед. Машина,  автобус, работа,  водитель,  шофер,   Сюжетная картинка «Дети идут в школу». Плакат «1  сентября».   Видео материал  «Учитель», картинки по  теме. Картинки с  изображением предметов  относящихся к профессии. Видео материал «Повар».  Картинки с изображением  предметов относящихся к  профессии. Видео материал  «Водитель». Картинки с  изображением предметов  относящихся к профессии  5 Мир  растений 7­8 Фрукты. 9­10 Ягоды  (виноград,  сливы,  вишни) Мир  людей Наземный  транспорт. 11­ 13 Мир  растений Огород.  Овощи. 14­ 15 Временны е представл ения Осень. 16­ 17 2 2 3 2 23.09 27.09 30.09 7.10 4.10 7.10 11.10 14.10 . 18.10 21.10 перевозит. (транспорт). Фрукты. Сад,  Яблоко, груша,  банан, сладкое,  сладкий,  длинный,  вкусное,  круглое.  Красное,  зеленое, желтое.  Съедобное.  Компот, варенье. Растет на дереве. Ягоды.  Виноград.  Сладкий,  вкусный,  зеленый,  красные.  Транспорт,  машина, автобус, поезд, мотоцикл, едет,  Пассажиры,  пешеходы,  дорога. Огород, овощи,  грядки, урожай,  собирают,  помогают,   помидор, огурец, морковь,  кабачок, свёкла,  капуста,  картошка.  Можно есть.  Растут в огороде корзина. Натуральные объекты,  таблички со словами.  Картинки с изображением  фруктов, разрезные  картинки. Раскраски  «Фрукты», цв. карандаши,  мелки. Корзина. Натуральные объекты,  таблички со словом  «виноград». Картинки с  изображением винограда.  Раскраска «Виноград», цв.  карандаши, мелки.  Видео материал  «Транспорт». Игрушечный транспорт, картинный  материал. Раскраски. Сюжетная картинка  «Урожай  в огороде».   Табличка со словом.  Листы бумаги и карандаши цвета овоща. Картинка с  изображением овоща.  Корзина. Игрушка или  муляж. Деревянный набор  «Овощи». Игрушечная  посуда. 2 25.10 28.10 Осень, время  года, листья  опадают, птицы  Видео и картинный  материал. Листья дерева.  Объекты за окном.  6 II четверть Домашние животные 1­3 Кошка с  котятами. 14 3 11.11 15.11 18.11 4­5 Собака со  щенками. 2 22.11 25.11 улетают на юг,  животные в лесу  готовятся к  зиме, запасы. Раскраска «Осенний  лист». Кошка, котенок,  животное,  голова, лапы,  хвост, уши, усы,  когти,  царапается,  ловит мышей.  Мяукает.  Ест молоко,  рыбу, мясо.  Живет около  людей (дома). Жест «Кошка». Собака, щенок,  животное. Лапы,  хвост, голова. Лает. Сторожит  дом. Живет  дома. Ест мясо.  Жест «Собака». Антропоморфные  игрушки, видео и фото  изображения, картинки.  Аудиозаписи голоса  животного. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки или  игрушки, игра «Найди  похожий» ­  различные по  цвету и величине:  картинка с котенком и  фотография котенка  другого цвета или игрушка «Котенок».  Раскраски с животным.  Мультфильм и  видеозаписи о кошке и  котятах. Антропоморфные  игрушки, видео и фото  изображения, картинки.  Аудиозаписи голоса  животного. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки или  игрушки, игра «Найди  похожий» ­  различные по  цвету и величине:  картинка со щенком и  фотография щенка  другого цвета или игрушка «Собака».  Раскраски с животным.  Мультфильм и  видеозаписи о собаке и  щенках. 29.11 Корова, теленок, Антропоморфные  7 6­8 Корова. 3 2.12 6.12 животное,  мычит, рога,  хвост. Пасется.  Дает молоко.  Ест траву и сено. Живет в хлеву  около человека. Жест «Корова». 9­10 Свинья. 2 9.12 13.12 Свинья,  поросенок,  хрюкает,  пятачок,  животное. Жест «Свинья». игрушки, видео и фото  изображения, картинки.  Аудиозаписи голоса  животного. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки или  игрушки, игра «Найди  похожий» ­  различные по  цвету и величине:  картинка с коровой или  теленком и фотография  теленка или коровы  другого цвета или игрушка «Корова».  Раскраски с животным.  Мультфильм и  видеозаписи о корове и  теленке. Антропоморфные  игрушки, видео и фото  изображения, картинки.  Аудиозаписи голоса  животного. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки или  игрушки. Раскраски с животным.  Мультфильм и  видеозаписи о свинье. Мир  растений Деревья  Временны е  представл ения. Зима. 2 2 11­ 12 13­ 14 16.12 20.12 23.12 27.12 Дерево,  растения. Ствол, ветки, листья. Объекты на школьном  дворе. Картинный  материал, презентация  «Растения». Видео и картинный  материал, объекты на  школьном дворе.  Зима, время  года, декабрь,  снег, лёд, мороз,  теплая одежда,  новый год,  праздник, дети  8 III  четверть Временны е  представл ения. 1­2 Зимние  забавы. 19 2 13.01 17.01 Мир  людей  3­4 Профессия ­ строитель 2 20.01 24.01 Мир  животных 5 Коза с  козлятами 1 27.01 6 Овцы. 1 31.01 7 Лошадь. 1 3.02 играют,  катаются, лепят,  санки, лыжи,  коньки. Видео и картинный  материал, объекты на  школьном дворе. Зима, время  года, январь,  снег, лёд, мороз,  теплая одежда,  дети играют,  катаются, лепят,  санки, лыжи,  коньки, горка. Профессия,  работа, строить,  грузовик,  подъемный кран. Видео материал  «Строители», картинки по  теме. Картинки с  изображением предметов  относящихся к профессии. Животное, коза,  козлёнок, ест  траву, живет в  хлеву около  человека,  домашнее  животное. Овца, баран,  ягненок, блеет,  домашнее  животное, живет  в хлеву, ест  траву.  Видео  и фото  изображения, картинки.  Аудиозаписи голоса  животного. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки Раскраски с животным. Игрушечные животные,  видеозаписи о домашних  животных, аудиозаписи  голоса животных,  картинки. Лошадь, конь,   жеребенок,  скачет, ржет,  копыта.  Домашнее  Игрушечные животные,  видеозаписи о домашних  животных, аудиозаписи  голоса животных,  картинки. 9 8­10 Домашние  животные. 3 7.02 10.02 14.02 Дикие  животные. Заяц 11­ 12 2 17.02 28.02 животное,  перевозит грузы,  живет в  конюшне, ест  траву. Животные, слова – действия,  относящиеся к  отличительным  признакам  животного. Заяц, дикое  животное, живет  в лесу, длинные  уши, короткий  хвост, прыгает,  скачет, прячется. Меняет шубку.  Летом ­ серый,  зимой – белый. Волк  13­ 14 Лисица. 15­ 16 2 2 3.03 7.03 10.03 14.03 Хищник, дикое  животное, живет  в лесу, серый,  воет. Лиса, лисичка­ сестричка,  рыжая, хитрая,  длинный хвост. 17 Медведь 1 17.03 Медведь,  медведица,  Лото «Животные». Картинки животных,  «Деревенский дворик»,  таблички со словами. Мультфильмы,  презентация «Песенка о  животных»,  видеозаписи. Игра «Ферма»,  игрушечный грузовик. Антропоморфные  игрушки, видео и фото  изображения, картинки.  Таблички со словом –  наименованием. Стихи и  потешки, загадки о  животном.  Игра «Найди такой»­  идентичные картинки или  игрушки. «Найди  похожий». Мультфильм и  видеозаписи о зайце.  Особенности  передвижения зайца. Игра  – лото «Покорми  животное» (накопитель  «Живой мир»). Видео и картинный  материал, таблички со  словом «Волк»,  стихи и  загадки о животном,  аудиозапись голоса  животного. Видео  и фото  изображения, картинки.  Таблички со словом –  наименованием. Стихи и  потешки о животном.  Мультфильм и  видеозаписи о лисе.  Игровое движение «лиса»  (плавная походка). Игра –  лото «Покорми животное» (накопитель «Живой  мир»). Фото  изображения,  картинки. Таблички со  10 Лось  2 18­ 19 21.03 24.03 четверть Временны IV е представл ения 1­4 Весна. Мир  растений 5­6 Деревья  весной. Мир людей 7­8 Профессия ­ врач Мир  животных. 9­10 Ёж. 15 4 2 2 7 2 4.04 7.04 11.04 14.04 18.04 21.04 25.04 28.04 2.05 5.05 медвежата,  зимой спал,  вылезает из  берлоги, дикое  животное, живет  в лесу, рычит,  бродит, большой. Лось, лосиха,  лосенок, дикое  животное, живет  в лесу, большой,  рога, ест ветки. словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Игра – лото «Покорми  животное» (накопитель  «Живой мир»). Видеозаписи  о медведе.  Фото  изображения,  картинки. Таблички со  словом – наименованием.  Стихи и потешки о  животном.  Лото  «Животные». Видеозаписи  о лосе.   Время года,  весна, апрель,  тает снег, дети  сажают деревья,  весенняя  одежда. Презентация  «Весна»,  картинки «Весна в лесу»,  «Весна в городе».  Таблички со словами:  весна, март, апрель.  Весна, солнце,  стало тепло,  дерево, почки,  распускаются. Профессия,  работа, врач,  поликлиника,  больница, лечит,  лекарства. Ёж, ёжик,  животное, живет  в лесу, колючий,  иголки/  колючки,  фыркает. Жест «Ёж». Натуральные объекты на  школьном дворе. Картинки деревьев. Разрезные  картинки, фото и видео  материалы. Видео материал «Врач».  Картинки с изображением  предметов относящихся к  профессии. Видео  и фото  изображения, картинки.  Таблички со словом –  наименованием. Стихи и  потешки о животном.  Игра – лото «Покорми  животное» (накопитель  «Живой мир».  Мультфильм и  видеозаписи о ежах.  11 Белка  11­ 12 13­ 15 Дикие  животные. 2 3 12.05 16.05 19.05 23.05 25.05 Белка, дикое  животное, живет  в лесу, ест орехи и грибы, скачет  по деревьям, дом – дупло. Животные, лес,  живут в лесу,  прячется,  бродит, скачет,  дупло, нора,  берлога. Игровое движение «Ёж»  (фырканье). Игрушка, картинки,  видеозаписи с белкой,  аудиозапись голоса белки,  пиктограмма «Лес»,  табличка со словом  «Белка» Картинки  животных. Лото «Животные». Аудиозаписи голосов животных. Игра –  лото «Покорми животное» (накопитель «Живой  мир»). Таблички – наименования. Мультфильмы и  видеозаписи («рабочий  стол»/ папки:  «Мультфильмы», «видео  для уроков»). Раскраски,  цв карандаши или мелки.  IV.Основные методы работы:  ситуативные беседы,  экскурсии,  игры, практические задания, просмотр презентаций, мультфильмов,  прослушивание аудиозаписей. Все занятия должны проходить в игровой форме.  Деятельность осуществляется по нескольким уровням: ­ совместные действия с педагогом (рука в руке), ­ деятельность по подражанию, ­ деятельность по образцу, ­ деятельность по последовательной инструкции, ­ деятельность с привлечением ученика к предмету деятельности, ­ самостоятельная деятельность учащегося, При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная.  Контроль (диагностика) проводится  (в конце первого полугодия ) и  итоговая (в конце  года) – заполняется «Дневник индивидуально развития» и соответствующие графы СИПР V. Список литературы по предмету. 1.Обучение   детей   с   выраженным   недоразвитием   интеллекта:   программно­методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 2.Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.—  СПб.: филиал изд­ва «Просвещение», 2007.­220 с. 3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и  обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство  «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). 12 4.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.:  Дрофа, 2007­2008. 5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4­е издание. ­ М.:  Просвещение, 2006. ­ 192 с. 13

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2018