Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл—9 кл
19.04.2019
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"
Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература" для 5 - 9 классов. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Рассчитана на 0, 5 часов в неделю (в 5 классе - 0,25). Материал расположен по разделам: "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19, 20 века"
родная литература.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5­9 классов составлена в соответствии с  положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования  Целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,  национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной  социализации и самореализации личности;  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ,  основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства  художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и  интерпретировать художественный текст;  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте  (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих  оценок и суждений по поводу прочитанного;  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический  поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет и др.);  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.  Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:  ­ обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе  реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который  предполагает:­ воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества,  способной решать задачи построения российского гражданского общества;  ­ ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД,  познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной  деятельности;  ­ учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного  процесса. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений  – акцентно­смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения  в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);  формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);  – устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических  понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение  выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;  создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа –  пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов,  новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;  – устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики  произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как  художественного целого; создание эссе, научно­исследовательских заметок (статьи), доклада на  конференцию, рецензии, сценария и т.п. Общая характеристика учебного курса     Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее  нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России,  высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета  посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства  исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.  Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из  произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко­ культурную и нравственно­ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для  изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние  на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно­ исторические традиции.   Место учебного курса «Родная литература» Учебный предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная  литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их  речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений  способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически  окрашенной родной речью.   Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5­9 классах и  рассчитана на 76 часов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения  к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего  края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание  чувства ответственности и долга перед Родиной;  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире  профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие  современного мира;  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,  религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности  вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,  социальных и экономических особенностей;  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и  ответственного отношения к собственным поступкам;  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности;  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ  проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся  ситуацией;  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного  выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД.  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и  по аналогии) и делать выводы;  •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных и познавательных задач;  •смысловое чтение;  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,  коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.  Коммуникативные УУД  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты  на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать  своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции  своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий.                                                      Предметные результаты:  1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом  мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа,  как особого способа познания жизни;  3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических  возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,  российской и мировой культуры;  4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного  аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях  разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего  характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;  5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные  этнокультурные традиции;  6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания  принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,  публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически  оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную  в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и  интеллектуального осмысления».  Учащийся научится:  • определять тему и основную мысль произведения (5 кл.); • владеть различными видами пересказа (5 ­ 6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности  композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); • характеризовать героев­персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 ­6 кл.); оценивать  систему персонажей (5–7 кл.); • находить основные изобразительно­выразительные средства, характерные для творческой манеры  писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля  писателя (7–9 кл.); • определять родо­жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.); • объяснять свое понимание нравственно­философской, социально­исторической и эстетической  проблематики произведений (7–9 кл.); • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5– 7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских  взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне); • пользоваться основными теоретико­литературными терминами и понятиями (в каждом классе –  умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом  анализа и интерпретации художественного текста; • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом  классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.); • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного  плана, конспекта, доклада, написания аннотации,  сочинения, эссе, литературно­творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или  самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему,  для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне); • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной  литературы, передавая личное отношение к произведению (5­9 класс);  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,  словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в  Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне) Содержание учебного предмета 5 КЛАСС (9 часов)  Своеобразие родной литературы.  Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная  литература как национально­культурная ценность народа. Русский фольклор  Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.  Воплощение в фольклорных  произведениях национального характера, народных нравственных ценностей .  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе. «Русская земля».  Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун»,  «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества,  самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.  Литературные сказки.  Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что  значит досуг?». Идейно­художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и  авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц .  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов.  Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца,  чистота помыслов и стремлений лирического героя.  Творчество писателей XIX века.  Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в  произведении писателя. Из литературы XX века  Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака (на выбор)  6 КЛАСС (17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Родная литература как способ познания жизни.  Русский фольклор  Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного  служения Отечеству . Жанровое своеобразие фольклорных произведений.  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе.  «Русская земля».  Из литературы XVIII века  Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен (на выбор). Изображение  пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы  басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.  Литературные сказки.  Гарин­Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально­нравственная  проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость;  злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие . Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема  и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту  природы и сопереживать ей. Творчество писателей XIX века.  Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.  Толстого «Бедные люди». Из литературы XX века  Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и  злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,  тимуровское движение. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень».  Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи  леса». «Таинственный ящик». Стихи о прекрасном и неведомом  В. Берестов «Почему­то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка». 7 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном  произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.  Русский фольклор  Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в  изобразительном искусстве и музыке.  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе. «Поучения Владимира Мономаха». Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,  «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в  баснях Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».  Звукопись .  Творчество писателей XIX века.  Лесков Н.С. Рождественские рассказы. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в  рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико­философской новеллы.  Мастерство иносказания .  Из литературы XX века  Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и непонимания в рассказе.  Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной  поэзии и прозы. Воробьѐв К.Д. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в  человеке. Смысл названия рассказа . Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг  речников.  Стихи о прекрасном и неведомом  Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору) Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворные лирические произведения о  Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление  собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ  России.  8 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Слово как средство создания образа.  Русский фольклор  Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература  Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы  «Гнездо орла».  Из литературы XVIII века  Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Басни В. Майкова. (на выбор).  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Творчество поэтов и писателей XIX века.  Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. Бестужев­Марлинский А.А. «Вечер  на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. Из литературы XX века  Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика  психологического параллелизма . Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи . Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти,  долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя .  Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В. Белов «Мальчики» Быков В. «Обелиск» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.  Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и природы.  9 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Книга как духовное завещание одного поколения другому.  Русский фольклор  Фольклорные традиции в русской литературе. Древнерусская литература  Жанровое богатство древнерусской литературы . Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.  «Повесть о Евпатии Коловрате» . Из литературы XVIII века  Басни. Басни И. Хемницера (на выбор). Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». Из литературы XIX века  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.  Творчество поэтов и писателей XIX века.  Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.  Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и  грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» Из литературы XX века  Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней  благодарности. Особенности жанра. Значение финала. Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой  судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др.  по выбору учителя). Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок  хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и  связи поколений. Произведения А. Алексина. Стихи о прекрасном и неведомом  Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На  земле безжалостно маленькой…» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.  Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие  стихотворения. Слияние с природой; нравственно­эмоциональное состояние лирического героя.  Средства создания образов.  Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения  Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака». Учебно­методическое, материально­техническое обеспечение. Словари  1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь­справочник. – М.: Просвещение, 2011.  2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:  Просвещение, 2013  3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н.  Ска­това. – М.: Просвещение, 2012  4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А.  Николаева. ­ М.: Просвещение, 2011.  5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –  М.: Просвещение, 2013.  6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение,2010.  7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:  Просвещение, 2012.  Хрестоматии  1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5­9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.:  Просве­  щение, 2013.  2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.  3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко­литературных  ма­териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.  4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко­литературных  ма­териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.  Интернет­ресурсы  Художественная литература:  1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор  2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки  3.http://old­russian.chat.ru–Древнерусская литература  4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы  5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60­х годов.  Справочно­информационные и методические материалы:  1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к  «Пер­вому сентября») 3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература» Материально­ техническая база 1 Компьютер 2 Проектор 3 Колонки 4 Экран 5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей Экранно­звуковые пособия 1 Презентации к занятиям 2 DVD фильмы Календарно – тематическое планирование 5 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4 5 6 7 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Значимость чтения и изучения родной литературы для  дальнейшего развития человека. Родная литература как  национально­культурная ценность народа. Русский фольклор (1 ч.) Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций,  обрядов.   Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».  Из литературы XIX века (4 ч.)  Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,  злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Литературные сказки.  Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля.  Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной  природы в стихах русских поэтов. Вяземский П.А. Стихотворение  «Первый снег». Творчество писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ  «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Из литературы XX века (2 ч.) 8 – 9  Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б.  Шергина, С.Я. Маршака. Календарно – тематическое планирование 6 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4 5 6 7 8  9  10 – 11 ­ 12 13 – 14  15 – 16  17 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Родная литература как способ познания жизни. Русский фольклор (1 ч.) Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества,  справедливости, бескорыстного служения Отечеству .  Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».  Из литературы XVIII века (1 ч.)  Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» Из литературы XIX века (4 ч.) Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,  злободневность басен Литературные сказки.  Гарин­Михайловский Н.Г. Образы и  сюжет сказки «Книжка счастья». Родная природа в стихах поэтов XIX века. Некрасов Н.А.  Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Творчество писателей XIX века. Доброта и любовь как высшие  проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.  Толстого «Бедные люди». Из литературы XX века (9 ч.) Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности  создания образов. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,  отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Гайдар А.П. «Военная тайна»,  «Голубая чашка», «Горячий  камень».  Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения»,  «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». Стихи о прекрасном и неведомом  В. Берестов «Почему­то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка». Календарно – тематическое планирование 7 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 6 – 7  8 9 10 11 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Образ человека в литературном произведении. Образ автора в  литературном произведении. Образ рассказчика.  Русский фольклор (1 ч.) Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.  Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.  Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Поучения  Владимира Мономаха». Из литературы XIX века (6 ч.) Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях:  «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А.  Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Творчество писателей XIX века. Лесков Н.С. Рождественские  рассказы. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и  готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».  «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико­философской  новеллы. Мастерство иносказания . Из литературы XX века (8 ч.) Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному  миру. Красота искусства. 12  ­ 13   Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.  14  Воробьѐв К.Д. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на  страницах произведения. Подвиг речников. 15 16 – 17  Стихи о прекрасном и неведомом  Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» Родная природа в произведениях поэтов XX века.  Стихотворные лирические произведения о Родине, родной  природе.  Календарно – тематическое планирование 8 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 – 6  7  8  9   10 11 12 13   14  Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Слово как средство создания образа.  Русский фольклор (1 ч.) Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература (1 ч.) Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности  духовной литературы  «Гнездо орла».  Из литературы XVIII века  (3 ч.) Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла».  Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века (4 ч.)  Традиции литературы XIX века. Басни. Басни В. Майкова.  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. Бестужев­Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и  эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. Из литературы XX века (7 ч.) Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа.  Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма  Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное  напутствие молодѐжи . Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В. 15 – 16  17  Белов «Мальчики»  Быков В. «Обелиск» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Волошин  М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство  человека и природы.  Календарно – тематическое планирование 9 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 6 7 8 9 10 – 11  12 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Книга как духовное завещание одного поколения другому.  Русский фольклор (1 ч.) Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература (1 ч.) Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате» .  Из литературы XVIII века  (2 ч.) Басни. Басни И. Хемницера. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века (3 ч.)  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли  ночная…». Творчество поэтов и писателей XIX века. Чехов А.П. «В  рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском  рассказе.  Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» Из литературы XX века (9 ч.) Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы  материнской любви и сыновней благодарности. Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России.  «Маленькие рассказы о большой судьбе».. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. 13 – 14 15 16  17 Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема памяти и связи  поколений. Произведения А. Алексина.  Стихи о прекрасном и неведомом  Рождественский Р.И.  Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в  стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Брюсов В.Я.  Стихотворение «Весенний дождь». Образная система,  художественное своеобразие стихотворения. Родная природа в произведениях поэтов XX века. Образы  животных в произведениях родной литературы: сравнительный  анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и  стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019