Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература" для 5 - 9 классов. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Рассчитана на 0, 5 часов в неделю (в 5 классе - 0,25). Материал расположен по разделам: "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19, 20 века"
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 59 классов составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования
Целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ,
основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте
(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих
оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический
поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни
и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе
реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает: воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества,
способной решать задачи построения российского гражданского общества;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебнопознавательной
деятельности;
учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного
процесса.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
– акцентносмысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения
в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);
формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);
– устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических
понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение
выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;
создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа –
пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов,
новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;
– устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как
художественного целого; создание эссе, научноисследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария и т.п.Общая характеристика учебного курса
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее
нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и
исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России,
высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства
исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко
культурную и нравственноценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно
исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их
речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 59 классах и
рассчитана на 76 часов.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД.
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
• определять тему и основную мысль произведения (5 кл.);
• владеть различными видами пересказа (5 6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
• характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики (5 6 кл.); оценивать
систему персонажей (5–7 кл.);
• находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля
писателя (7–9 кл.);
• определять родожанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
• объяснять свое понимание нравственнофилософской, социальноисторической и эстетической
проблематики произведений (7–9 кл.);
• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–
7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
• пользоваться основными теоретиколитературными терминами и понятиями (в каждом классе –
умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом
анализа и интерпретации художественного текста;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом
классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного
плана, конспекта, доклада, написания аннотации,
сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему,
для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
(в каждом классе – на своем уровне);• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению (59 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне)Содержание учебного предмета
5 КЛАСС (9 часов)
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная
литература как национальнокультурная ценность народа.
Русский фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных
произведениях национального характера, народных нравственных ценностей .
Древнерусская литература
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Русская земля».
Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун»,
«Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества,
самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.
Литературные сказки.
Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что
значит досуг?». Идейнохудожественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц .
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца,
чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Творчество писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в
произведении писателя.
Из литературы XX века
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака (на выбор)
6 КЛАСС (17 часов)
Своеобразие родной литературы.
Родная литература как способ познания жизни.
Русский фольклор
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного
служения Отечеству . Жанровое своеобразие фольклорных произведений.
Древнерусская литература
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Русская земля».
Из литературы XVIII века
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).
Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен (на выбор). Изображение
пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы
басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.
Литературные сказки.
ГаринМихайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социальнонравственная
проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядана жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость;
злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие .
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема
и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту
природы и сопереживать ей.
Творчество писателей XIX века.
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.
Толстого «Бедные люди».
Из литературы XX века
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и
злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки.
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,
тимуровское движение. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень».
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи
леса». «Таинственный ящик».
Стихи о прекрасном и неведомом
В. Берестов «Почемуто в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».
7 КЛАСС ( 17 часов)
Своеобразие родной литературы.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном
произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в
изобразительном искусстве и музыке.
Древнерусская литература
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Поучения Владимира Мономаха».
Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,
«Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в
баснях
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».
Звукопись .
Творчество писателей XIX века.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в
рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы.
Мастерство иносказания .
Из литературы XX века
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной
поэзии и прозы.Воробьѐв К.Д. «Гусилебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в
человеке. Смысл названия рассказа .
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Стихи о прекрасном и неведомом
Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору)
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворные лирические произведения о
Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление
собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ
России.
8 КЛАСС ( 17 часов)
Своеобразие родной литературы.
Слово как средство создания образа.
Русский фольклор
Фольклорные традиции в русской литературе .
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы.
Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы
«Гнездо орла».
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.
Басни В. Майкова. (на выбор).
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. БестужевМарлинский А.А. «Вечер
на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма .
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи .
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя .
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В. Белов «Мальчики»
Быков В. «Обелиск»
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и природы.
9 КЛАСС ( 17 часов)
Своеобразие родной литературы.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Русский фольклор
Фольклорные традиции в русской литературе.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы .Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Повесть о Евпатии Коловрате» .
Из литературы XVIII века
Басни. Басни И. Хемницера (на выбор).
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века
в творчестве Апухтина А.Н.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и
грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»
Из литературы XX века
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней
благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой
судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др.
по выбору учителя).
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок
хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и
связи поколений.
Произведения А. Алексина.
Стихи о прекрасном и неведомом
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На
земле безжалостно маленькой…»
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.
Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие
стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние лирического героя.
Средства создания образов.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения
Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».Учебнометодическое, материальнотехническое обеспечение.
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарьсправочник. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:
Просвещение, 2013
3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н.
Скатова. – М.: Просвещение, 2012
4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А.
Николаева. М.: Просвещение, 2011.
5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –
М.: Просвещение, 2013.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. –
М.: Просвещение,2010.
7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:
Просвещение, 2012.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 59 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.:
Просве
щение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историколитературных
материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историколитературных
материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
Интернетресурсы
Художественная литература:
1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор
2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки
3.http://oldrussian.chat.ru–Древнерусская литература
4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60х годов.
Справочноинформационные и методические материалы:
1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)
3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература» Материально
техническая база
1 Компьютер
2 Проектор
3 Колонки
4 Экран
5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Экраннозвуковые пособия
1 Презентации к занятиям2 DVD фильмы
Календарно – тематическое планирование
5 класс
Дата
Колво
часов
Тема
1
2
3
4
5
6
7
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Значимость чтения и изучения родной литературы для
дальнейшего развития человека. Родная литература как
национальнокультурная ценность народа.
Русский фольклор (1 ч.)
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций,
обрядов.
Древнерусская литература (1 ч.)
Традиции и особенности духовной литературы. Образное
отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».
Из литературы XIX века (4 ч.)
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,
злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Литературные сказки.
Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля.
Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?».
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной
природы в стихах русских поэтов. Вяземский П.А. Стихотворение
«Первый снег».
Творчество писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ
«Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Из литературы XX века (2 ч.)
8 – 9
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б.
Шергина, С.Я. Маршака.Календарно – тематическое планирование
6 класс
Дата
Колво
часов
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 – 11
12
13 – 14
15 – 16
17
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Родная литература как способ познания жизни.
Русский фольклор (1 ч.)
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества,
справедливости, бескорыстного служения Отечеству .
Древнерусская литература (1 ч.)
Традиции и особенности духовной литературы. Образное
отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».
Из литературы XVIII века (1 ч.)
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума»
Из литературы XIX века (4 ч.)
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,
злободневность басен
Литературные сказки. ГаринМихайловский Н.Г. Образы и
сюжет сказки «Книжка счастья».
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Некрасов Н.А.
Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта.
Творчество писателей XIX века. Доброта и любовь как высшие
проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.
Толстого «Бедные люди».
Из литературы XX века (9 ч.)
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности
создания образов.
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,
отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Гайдар А.П. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий
камень».
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения»,
«Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик».
Стихи о прекрасном и неведомом
В. Берестов «Почемуто в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».Календарно – тематическое планирование
7 класс
Дата
Колво
часов
Тема
1
2
3
4
5
6 – 7
8
9
10
11
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Образ человека в литературном произведении. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика.
Русский фольклор (1 ч.)
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.
Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Древнерусская литература (1 ч.)
Традиции и особенности духовной литературы. Образное
отражение жизни в древнерусской литературе. «Поучения
Владимира Мономаха».
Из литературы XIX века (6 ч.)
Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях:
«Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном»
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А.
Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад».
Творчество писателей XIX века. Лесков Н.С. Рождественские
рассказы.
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и
готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
«То, чего не было». Аллегорический смысл лирикофилософской
новеллы. Мастерство иносказания .
Из литературы XX века (8 ч.)
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и
непонимания в рассказе.
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному
миру. Красота искусства.
12 13 Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
14
Воробьѐв К.Д. «Гусилебеди». Человек на войне.
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на
страницах произведения. Подвиг речников.15
16 – 17
Стихи о прекрасном и неведомом
Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной
природе.
Календарно – тематическое планирование
8 класс
Дата
Колво
часов
Тема
1
2
3
4
5 – 6
7
8
9
10
11
12
13
14
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Слово как средство создания образа.
Русский фольклор (1 ч.)
Фольклорные традиции в русской литературе .
Древнерусская литература (1 ч.)
Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности
духовной литературы «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века (3 ч.)
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла».
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
Из литературы XIX века (4 ч.)
Традиции литературы XIX века. Басни. Басни В. Майкова.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в
образах героев баллад В.А. Жуковского.
БестужевМарлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века (7 ч.)
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа.
Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодѐжи .
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.15 – 16
17
Белов «Мальчики»
Быков В. «Обелиск»
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Волошин
М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство
человека и природы.
Календарно – тематическое планирование
9 класс
Дата
Колво
часов
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 – 11
12
Своеобразие родной литературы (1 ч.)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Русский фольклор (1 ч.)
Фольклорные традиции в русской литературе .
Древнерусская литература (1 ч.)
Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в
древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате» .
Из литературы XVIII века (2 ч.)
Басни. Басни И. Хемницера.
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
Из литературы XIX века (3 ч.)
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…».
Творчество поэтов и писателей XIX века. Чехов А.П. «В
рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»
Из литературы XX века (9 ч.)
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы
материнской любви и сыновней благодарности.
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России.
«Маленькие рассказы о большой судьбе»..
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.13 – 14
15
16
17
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема памяти и связи
поколений.
Произведения А. Алексина.
Стихи о прекрасном и неведомом Рождественский Р.И.
Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Брюсов В.Я.
Стихотворение «Весенний дождь». Образная система,
художественное своеобразие стихотворения.
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Образы
животных в произведениях родной литературы: сравнительный
анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и
стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».