Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 19.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература" для 5 - 9 классов. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Рассчитана на 0, 5 часов в неделю (в 5 классе - 0,25). Материал расположен по разделам: "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19, 20 века"
Иконка файла материала родная литература.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5­9 классов составлена в соответствии с  положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования  Целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,  национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной  социализации и самореализации личности;  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ,  основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства  художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и  интерпретировать художественный текст;  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте  (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих  оценок и суждений по поводу прочитанного;  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический  поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет и др.);  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.  Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:  ­ обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе  реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который  предполагает:­ воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества,  способной решать задачи построения российского гражданского общества;  ­ ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД,  познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной  деятельности;  ­ учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного  процесса. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений  – акцентно­смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения  в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);  формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);  – устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических  понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение  выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;  создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа –  пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов,  новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;  – устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики  произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как  художественного целого; создание эссе, научно­исследовательских заметок (статьи), доклада на  конференцию, рецензии, сценария и т.п.Общая характеристика учебного курса     Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее  нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России,  высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета  посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства  исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.  Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из  произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко­ культурную и нравственно­ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для  изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние  на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно­ исторические традиции.   Место учебного курса «Родная литература» Учебный предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная  литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их  речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений  способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически  окрашенной родной речью.   Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5­9 классах и  рассчитана на 76 часов.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения  к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего  края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание  чувства ответственности и долга перед Родиной;  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире  профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие  современного мира;  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,  религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности  вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,  социальных и экономических особенностей;  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и  ответственного отношения к собственным поступкам;  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности;  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ  проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся  ситуацией;  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного  выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД.  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и  по аналогии) и делать выводы;  •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных и познавательных задач;  •смысловое чтение;  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,  коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.  Коммуникативные УУД  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты  на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать  своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции  своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий.                                                      Предметные результаты:  1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом  мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;2) понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа,  как особого способа познания жизни;  3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических  возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,  российской и мировой культуры;  4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного  аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях  разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего  характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;  5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные  этнокультурные традиции;  6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания  принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,  публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически  оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную  в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и  интеллектуального осмысления».  Учащийся научится:  • определять тему и основную мысль произведения (5 кл.); • владеть различными видами пересказа (5 ­ 6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности  композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); • характеризовать героев­персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 ­6 кл.); оценивать  систему персонажей (5–7 кл.); • находить основные изобразительно­выразительные средства, характерные для творческой манеры  писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля  писателя (7–9 кл.); • определять родо­жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.); • объяснять свое понимание нравственно­философской, социально­исторической и эстетической  проблематики произведений (7–9 кл.); • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5– 7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских  взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне); • пользоваться основными теоретико­литературными терминами и понятиями (в каждом классе –  умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом  анализа и интерпретации художественного текста; • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом  классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.); • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного  плана, конспекта, доклада, написания аннотации,  сочинения, эссе, литературно­творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или  самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему,  для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне); • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной  литературы, передавая личное отношение к произведению (5­9 класс);  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,  словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в  Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне)Содержание учебного предмета 5 КЛАСС (9 часов)  Своеобразие родной литературы.  Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная  литература как национально­культурная ценность народа. Русский фольклор  Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.  Воплощение в фольклорных  произведениях национального характера, народных нравственных ценностей .  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе. «Русская земля».  Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун»,  «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества,  самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.  Литературные сказки.  Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что  значит досуг?». Идейно­художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и  авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц .  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов.  Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца,  чистота помыслов и стремлений лирического героя.  Творчество писателей XIX века.  Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в  произведении писателя. Из литературы XX века  Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака (на выбор)  6 КЛАСС (17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Родная литература как способ познания жизни.  Русский фольклор  Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного  служения Отечеству . Жанровое своеобразие фольклорных произведений.  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе.  «Русская земля».  Из литературы XVIII века  Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен (на выбор). Изображение  пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы  басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.  Литературные сказки.  Гарин­Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально­нравственная  проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядана жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость;  злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие . Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема  и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту  природы и сопереживать ей. Творчество писателей XIX века.  Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.  Толстого «Бедные люди». Из литературы XX века  Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и  злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,  тимуровское движение. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень».  Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи  леса». «Таинственный ящик». Стихи о прекрасном и неведомом  В. Берестов «Почему­то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка». 7 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном  произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.  Русский фольклор  Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в  изобразительном искусстве и музыке.  Древнерусская литература  Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской  литературе. «Поучения Владимира Мономаха». Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,  «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в  баснях Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».  Звукопись .  Творчество писателей XIX века.  Лесков Н.С. Рождественские рассказы. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в  рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико­философской новеллы.  Мастерство иносказания .  Из литературы XX века  Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и непонимания в рассказе.  Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной  поэзии и прозы.Воробьѐв К.Д. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в  человеке. Смысл названия рассказа . Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг  речников.  Стихи о прекрасном и неведомом  Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору) Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворные лирические произведения о  Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление  собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ  России.  8 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Слово как средство создания образа.  Русский фольклор  Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература  Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы  «Гнездо орла».  Из литературы XVIII века  Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века Басни.  Басни В. Майкова. (на выбор).  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Творчество поэтов и писателей XIX века.  Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. Бестужев­Марлинский А.А. «Вечер  на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. Из литературы XX века  Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика  психологического параллелизма . Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи . Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти,  долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя .  Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В. Белов «Мальчики» Быков В. «Обелиск» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.  Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и природы.  9 КЛАСС ( 17 часов)  Своеобразие родной литературы.  Книга как духовное завещание одного поколения другому.  Русский фольклор  Фольклорные традиции в русской литературе. Древнерусская литература  Жанровое богатство древнерусской литературы .Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.  «Повесть о Евпатии Коловрате» . Из литературы XVIII века  Басни. Басни И. Хемницера (на выбор). Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». Из литературы XIX века  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.  Творчество поэтов и писателей XIX века.  Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.  Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и  грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» Из литературы XX века  Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней  благодарности. Особенности жанра. Значение финала. Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой  судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др.  по выбору учителя). Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок  хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и  связи поколений. Произведения А. Алексина. Стихи о прекрасном и неведомом  Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На  земле безжалостно маленькой…» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях.  Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие  стихотворения. Слияние с природой; нравственно­эмоциональное состояние лирического героя.  Средства создания образов.  Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения  Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».Учебно­методическое, материально­техническое обеспечение. Словари  1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь­справочник. – М.: Просвещение, 2011.  2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:  Просвещение, 2013  3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н.  Ска­това. – М.: Просвещение, 2012  4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А.  Николаева. ­ М.: Просвещение, 2011.  5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –  М.: Просвещение, 2013.  6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение,2010.  7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.:  Просвещение, 2012.  Хрестоматии  1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5­9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.:  Просве­  щение, 2013.  2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.  3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко­литературных  ма­териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.  4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко­литературных  ма­териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.  Интернет­ресурсы  Художественная литература:  1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор  2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки  3.http://old­russian.chat.ru–Древнерусская литература  4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы  5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60­х годов.  Справочно­информационные и методические материалы:  1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к  «Пер­вому сентября») 3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература» Материально­ техническая база 1 Компьютер 2 Проектор 3 Колонки 4 Экран 5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей Экранно­звуковые пособия 1 Презентации к занятиям2 DVD фильмы Календарно – тематическое планирование 5 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4 5 6 7 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Значимость чтения и изучения родной литературы для  дальнейшего развития человека. Родная литература как  национально­культурная ценность народа. Русский фольклор (1 ч.) Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций,  обрядов.   Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».  Из литературы XIX века (4 ч.)  Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,  злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Литературные сказки.  Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля.  Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной  природы в стихах русских поэтов. Вяземский П.А. Стихотворение  «Первый снег». Творчество писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ  «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Из литературы XX века (2 ч.) 8 – 9  Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б.  Шергина, С.Я. Маршака.Календарно – тематическое планирование 6 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4 5 6 7 8  9  10 – 11 ­ 12 13 – 14  15 – 16  17 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Родная литература как способ познания жизни. Русский фольклор (1 ч.) Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества,  справедливости, бескорыстного служения Отечеству .  Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».  Из литературы XVIII века (1 ч.)  Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» Из литературы XIX века (4 ч.) Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен,  злободневность басен Литературные сказки.  Гарин­Михайловский Н.Г. Образы и  сюжет сказки «Книжка счастья». Родная природа в стихах поэтов XIX века. Некрасов Н.А.  Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Творчество писателей XIX века. Доброта и любовь как высшие  проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.  Толстого «Бедные люди». Из литературы XX века (9 ч.) Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности  создания образов. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,  отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Гайдар А.П. «Военная тайна»,  «Голубая чашка», «Горячий  камень».  Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения»,  «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». Стихи о прекрасном и неведомом  В. Берестов «Почему­то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».Календарно – тематическое планирование 7 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 6 – 7  8 9 10 11 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Образ человека в литературном произведении. Образ автора в  литературном произведении. Образ рассказчика.  Русский фольклор (1 ч.) Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.  Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.  Древнерусская литература (1 ч.) Традиции и особенности духовной литературы. Образное  отражение жизни в древнерусской литературе. «Поучения  Владимира Мономаха». Из литературы XIX века (6 ч.) Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях:  «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А.  Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Творчество писателей XIX века. Лесков Н.С. Рождественские  рассказы. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и  готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».  «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико­философской  новеллы. Мастерство иносказания . Из литературы XX века (8 ч.) Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному  миру. Красота искусства. 12  ­ 13   Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.  14  Воробьѐв К.Д. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на  страницах произведения. Подвиг речников.15 16 – 17  Стихи о прекрасном и неведомом  Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» Родная природа в произведениях поэтов XX века.  Стихотворные лирические произведения о Родине, родной  природе.  Календарно – тематическое планирование 8 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 – 6  7  8  9   10 11 12 13   14  Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Слово как средство создания образа.  Русский фольклор (1 ч.) Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература (1 ч.) Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности  духовной литературы  «Гнездо орла».  Из литературы XVIII века  (3 ч.) Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла».  Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века (4 ч.)  Традиции литературы XIX века. Басни. Басни В. Майкова.  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Образ родной природы в стихах русских поэтов. Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. Бестужев­Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и  эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. Из литературы XX века (7 ч.) Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа.  Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма  Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное  напутствие молодѐжи . Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.15 – 16  17  Белов «Мальчики»  Быков В. «Обелиск» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Волошин  М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство  человека и природы.  Календарно – тематическое планирование 9 класс Дата Кол­во  часов  Тема  1 2 3 4  5 6 7 8 9 10 – 11  12 Своеобразие родной литературы (1 ч.)  Книга как духовное завещание одного поколения другому.  Русский фольклор (1 ч.) Фольклорные традиции в русской литературе . Древнерусская литература (1 ч.) Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате» .  Из литературы XVIII века  (2 ч.) Басни. Басни И. Хемницера. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории  государства Российского». Из литературы XIX века (3 ч.)  Родная природа в стихах поэтов XIX века.  Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли  ночная…». Творчество поэтов и писателей XIX века. Чехов А.П. «В  рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском  рассказе.  Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» Из литературы XX века (9 ч.) Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы  материнской любви и сыновней благодарности. Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России.  «Маленькие рассказы о большой судьбе».. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.13 – 14 15 16  17 Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема памяти и связи  поколений. Произведения А. Алексина.  Стихи о прекрасном и неведомом  Рождественский Р.И.  Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в  стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» Родная природа в произведениях поэтов XX века. Брюсов В.Я.  Стихотворение «Весенний дождь». Образная система,  художественное своеобразие стихотворения. Родная природа в произведениях поэтов XX века. Образы  животных в произведениях родной литературы: сравнительный  анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и  стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».