Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Оценка 4.8
Особые потребности +2
docx
русский язык +1
4 кл
20.01.2017
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Данная программа составлена для учащихся 4 года обучения специального коррекционного класса VIII вида и является рабочей. Разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. В программе предоставлены задачи, подразделы, содержание учебного курса, лексические темы, примерная тематика речевых ситуаций, основные требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование по предмету на учебный год, учебно-методическое обеспечение и список используемой литературы.Рабочая программа по предмету "Устная речь" для 4 коррекционного класса VIII вида
Устная речь.docx
Рабочая программа по предмету  «Устная речь»  Пояснительная записка. Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0­4 классов   под   редакцией   И.М.   Бгажноковой,   «Просвещение»,   Москва,   2011   год. Введение   в   программу   «Русский   язык»   раздела   «Устная   речь»   обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает  развитие  их речи как средства  общения, затрудняет включение коммуникации. детей разнообразные в       нормы   Задачи: способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;  корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;  учить строить устные связные высказывания;  воспитывать культуру речевого общения. Раздел   «Устная   речь»   включает   в   себя   несколько   подразделов   с   постепенным расширением   и   усложнением   программного   материала   по   каждому   из   них. Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей  способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать  является межпредметным умением, уровень сформированности которого  определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном  высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников  выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия  и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также  упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное  направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь,  ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по  радио, запись информации на автоответчике в справочной службе. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке  устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает  задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка­миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических  заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого  учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи,  телепередачах и т.д. Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на  отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной  выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой  урока и задачами данного этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова,  чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении  интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в  использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как  невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую  роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации. Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот  раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи.  В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по  названным темам, связан­ ных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми,  взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя  «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты  речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений  учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки  к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и  обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные  фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания.  Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные  средства в виде мелового рисунка на доске, картинно­символического плана к  каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка:  умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к  собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу  введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию  специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими  языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности,  просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к  собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой  ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 4 класс       Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали кино,  телевидение? Кто говорит с нами с кино­ и телеэкрана? Важно ли для нас это  общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный  или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать,  мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский  туалет, нельзя фотографировать и т.д. Аудирование Повторение предложений (из 5­6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их  последующим пересказом. Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных  ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные  упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др.  Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и  жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я  дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший  друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты»  (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В  гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме.  Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по­разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы  всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он  всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с  моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их  рассказывает. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос –  ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву?  ­ … Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с  использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной  структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил­был гриб­ боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении  устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста. Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже  есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.  ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ      Учащиеся должны уметь: 1­ый уровень  понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов,  прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;  понимать содержание детских радио­ и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;  выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;  участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;  принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; 2­ой уровень   выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова сообщать   своё   имя   и   фамилию,   домашний   адрес;   объяснять,   как   можно доехать или дойти до школы;  участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;   № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. слушать   сказку   или   рассказ,   отвечать   на   вопросы   с   опорой   на иллюстративный материал; слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. Учебно­тематический план Наименование разделов и тем Общение и его значение в жизни Подготовка речевой ситуации и организация высказывания ­ Игры с друзьями ­ Играем в сказку ­ Мы писатели ­ Я дома ­ Я за порогом дома ­ Я в мире природы Культура общения Итого: Всего часов 5 24 4 4 4 4 6 2 5 34 Календарно­тематическое планирование  курса "Устная речь" № Темы уроков Количес тво часов Дата Домашнее задание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Составление рассказа. Делимся  новостями И. Гамзанова Прошлым летом Прошлым летом. Составление  рассказа. Я выбираю книгу. Составление  рассказа Я выбираю книгу. Экскурсия в библиотеку   Составление   Составление Петушок   –   золотой   гребешок. Составление предложений Петушок   –   золотой   гребешок. Составление сказки Петушок   –   золотой   гребешок. Создание рекламы книги Сочиняем   сказку. предложений по картинкам. Сочиняем   сказку. текста сказки. У телевизора. Составление  предложений по картинкам. У телевизора. Телевизионная  программа У телевизора. Составление  программы передач. Знаки помощники. Составление  предложений по картинкам. Знаки помощники. Составление  рассказа. Знаки   помощники.   Экскурсия   по школе/улице. В гостях у леса.  В гостях у леса. Рассказы о лесе. В   гостях   у   леса.   Составление предложений по картинкам. В гостях у леса. Что может нанести вред лесу В гостях у леса. Правила  вежливого поведения в лесу. Задушевный разговор. Составление предложений Задушевный разговор. Составление рассказа по картинкам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 С. 7 С.8 составить рассказ С.13 С.15 Составить рассказ С.19 С. 23 С.24  Задане в тетради Составить сказку С.33 С.35 С.37 С.39 С.41 Составить рассказ С.45 Прочитать рассказ С.45 С.47 С.49 С.51­53 С.54 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Задушевный разговор. Свои  чувства не скажу, а без слов всё  покажу Приглашение. Составление  рассказа Приглашение гостей. Приглашение. Упражнения в  составлении приглашения Поздравление. Составление  рассказа по картинкам. Поздравление друзьям/родным. Поздравление. открытка. Обобщение по темам  «Приглашение», «Поздравление»   Поздравительная Урок­игра «Приглашение в гости» Урок­игра «Наступило лето» Итого:  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 С.55 С.57­58 С.59 С.60­61 С.63 С.64­65 С.67 Вопросы. Подгото­ виться к игре. повторение УЧЕБНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям, игровые атрибуты, наглядно­ дидактический материал, презентации по речевым ситуациям, сюжетные картинки,  презентации по темам, аудиозаписи сказок, сюжетные картинки и плакаты по темам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.; 2) Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007; 3) Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006; 4) Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003. 5) Комарова С. В. Устная речь. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват.   учреждений VIII вида// С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с.: ил.

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )

Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017