Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Оценка 4.8
Особые потребности +2
docx
русский язык +1
4 кл
20.01.2017
Данная программа составлена для учащихся 4 года обучения специального коррекционного класса VIII вида и является рабочей. Разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. В программе предоставлены задачи, подразделы, содержание учебного курса, лексические темы, примерная тематика речевых ситуаций, основные требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование по предмету на учебный год, учебно-методическое обеспечение и список используемой литературы.Рабочая программа по предмету "Устная речь" для 4 коррекционного класса VIII вида
Устная речь.docx
Рабочая программа по предмету «Устная речь»
Пояснительная записка.
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 04
классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено
несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта,
что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение
коммуникации.
детей
разнообразные
в
нормы
Задачи: способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным
расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей
способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать
является межпредметным умением, уровень сформированности которого
определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном
высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников
выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия
и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также
упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное
направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь,
ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию
говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по
радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке
устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает
задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух
данных (мишкамиска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических
заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого
учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи,
телепередачах и т.д. Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на
отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной
выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой
урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова,
чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении
интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в
использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как
невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую
роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот
раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи.
В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связан ных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми,
взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя
«проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты
речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений
учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки
к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и
обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные
фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания.
Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные
средства в виде мелового рисунка на доске, картинносимволического плана к
каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка:
умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к
собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу
введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию
специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими
языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности,
просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к
собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой
ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и
реализуются в пределах данного урока. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 4 класс
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали кино,
телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Важно ли для нас это
общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный
или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать,
мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский
туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 56 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их
последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных
ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные
упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др.
Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и
жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я
дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший
друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты»
(сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы
сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе
в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В
гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме.
Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том
же поразному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы
всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он
всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с
моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их
рассказывает.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос –
ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву?
…
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с
использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной
структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жилбыл гриб
боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под
еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении
устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже
есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
1ый уровень
понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов,
прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
понимать содержание детских радио и телепередач, отвечать на вопросы по
содержанию;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и
анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам
речевых ситуаций;
2ой уровень
выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно
доехать или дойти до школы;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.
Учебнотематический план
Наименование разделов и тем
Общение и его значение в жизни
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Культура общения
Итого:
Всего
часов
5
24
4
4
4
4
6
2
5
34
Календарнотематическое планирование курса "Устная речь" №
Темы уроков
Количес
тво
часов
Дата
Домашнее
задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Составление рассказа. Делимся
новостями
И. Гамзанова Прошлым летом
Прошлым летом. Составление
рассказа.
Я выбираю книгу. Составление
рассказа
Я выбираю книгу.
Экскурсия в библиотеку
Составление
Составление
Петушок – золотой гребешок.
Составление предложений
Петушок – золотой гребешок.
Составление сказки
Петушок – золотой гребешок.
Создание рекламы книги
Сочиняем сказку.
предложений по картинкам.
Сочиняем сказку.
текста сказки.
У телевизора. Составление
предложений по картинкам.
У телевизора. Телевизионная
программа
У телевизора. Составление
программы передач.
Знаки помощники. Составление
предложений по картинкам.
Знаки помощники. Составление
рассказа.
Знаки помощники. Экскурсия по
школе/улице.
В гостях у леса.
В гостях у леса. Рассказы о лесе.
В гостях у леса. Составление
предложений по картинкам.
В гостях у леса. Что может нанести
вред лесу
В гостях у леса. Правила
вежливого поведения в лесу.
Задушевный разговор. Составление
предложений
Задушевный разговор. Составление
рассказа по картинкам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
С. 7
С.8
составить
рассказ
С.13
С.15
Составить
рассказ
С.19
С. 23
С.24
Задане в
тетради
Составить
сказку
С.33
С.35
С.37
С.39
С.41
Составить
рассказ
С.45
Прочитать
рассказ
С.45
С.47
С.49
С.5153
С.54 25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Задушевный разговор. Свои
чувства не скажу, а без слов всё
покажу
Приглашение. Составление
рассказа
Приглашение гостей.
Приглашение. Упражнения в
составлении приглашения
Поздравление. Составление
рассказа по картинкам.
Поздравление друзьям/родным.
Поздравление.
открытка.
Обобщение по темам
«Приглашение», «Поздравление»
Поздравительная
Урокигра «Приглашение в гости»
Урокигра «Наступило лето»
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
С.55
С.5758
С.59
С.6061
С.63
С.6465
С.67
Вопросы.
Подгото
виться к
игре.
повторение
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям, игровые атрибуты, наглядно
дидактический материал, презентации по речевым ситуациям, сюжетные картинки,
презентации по темам, аудиозаписи сказок, сюжетные картинки и плакаты по темам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.;
2) Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007;
3) Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006;
4) Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003.
5) Комарова С. В. Устная речь. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват.
учреждений VIII вида// С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с.: ил.
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Рабочая программа по предмету "Устная речь" ( 4 год обучения специального коррекционного класса VIII вида )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.