Рабочая программа по ринолалии
Оценка 4.6

Рабочая программа по ринолалии

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология
Детсад
13.02.2018
Рабочая программа по ринолалии
Пояснительная записка Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и коррекционно-развивающих программ с учетом особенностей и сложности речевого дефекта, возраста ребенка, а также учитывая логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Нищевой, А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, М.Е. Хватцева, М. Зеемана и др. Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику детей страдающих закрытой ринолалией, рекомендации по организации логопедической работы, содержание основных ее разделов, а также методическое оснащение (описание оборудования, специально подобранный речевой материал и логопедические игры). Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей пяти - шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии. Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 2. СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.; 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 4. Федерального государственного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. Речевая характеристика Речевое развитие ребенка формируется с значительной задержкой, оперативное лечение открытой формы ринолалии. Позу закрытого рта удерживает. Основные движения языком выполняет, губами – с трудом. Переключаемость движений языка нормальная, тонус нормальный, активность движений достаточная, твердое небо – высокое, имеет готическую форму, точность выполнения движений сохранна, зубы – без особенностей в строении, на мягком небе видны послеоперационные рубцы. Общая и мелкая моторика сформированы в соответствии с возрастом. Звукопроизношение нарушено. В речи Жени присутствуют только гласные звуки, из согласных звуков сформирован только звук [М]. Речевое дыхание затруднено, возможно органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно – глоточного смыкания. Воздушная струя не сформирована, воздух уходит через носовую полость и не идет через рот. Женя чувствует себя в группе достаточно комфортно, несмотря на значительный речевой дефект. Девочка достаточно быстро пошла на контакт. Очень любит логопедические занятия, с удовольствием выполняет предложенные задания. Программа рассчитана на 9 месяцев, в течение которых девочка должна усвоить объем основных знаний, умений и навыков, рассчитанных для усвоения в средней группе детского сада. Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком, предусматривающей полное взаимодействие и преем¬ственность действий всех специалистов дошкольного обра¬зовательного учреждения и родителей. Ком¬плексность педагогического воздействия направлена на вы¬равнивание речевого и психофизического развития ребенка и обеспечение его всестороннего гармоничного развития. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы: • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения, закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей учащегося. • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. • Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас ребенка, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития. • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития ребенка (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольника в семье). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка. В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики: - принцип развивающего обучения; - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; - принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи; - принцип коррекции и компенсации; - принцип, определяющий ведущую деятельность. При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденоэктомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях. Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции неба, от возраста ребенка. Важным фактором является способность ребенка отличать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н. Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. Проанализировав результаты обследования, составлен план коррекционной работы, который осуществляется на индивидуальных занятиях. Логопед работает 1 раз в неделю с 08.35 до 08.50 минут. В каждом занятии обязательно присутствуют дыхательные, голосовые упражнения, упражнения для активизации мышц мягкого неба. Воспитатель ежедневно по 15 минут занимается с детьми по заданию логопеда. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа: Программа рассчитана на 34 часа в год. Планируемые результаты Личностные результаты: • Овладение правильным звукопроизношением (гласных звуков, [М], [Н], [Ф], свистящих (в зависимости от речевых возможностей ребенка); • Использование этих звуков в речи; • четко дифференцировать все изученные гласные звуки; • находить слова с заданным звуком; • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, проговаривании или пропевании попевок, потешек. Метапредметные результаты: • умение понять и принять учебное задание, поставлен¬ное в вербальной форме. • различение понятия правый и левый; • усвоение правил поведения в общественных местах; • освоение упражнений для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх – вниз»; самомассаж ладоней, фаланг, подушечек пальцев; • выполнение кинезиологических упражнений «кулак-ладонь», «кулак-ребро-ладонь». Содержание тем коррекционных занятий Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает: • Устранение патологической назализации голоса; • Отработка речевого дыхания; • Формирование фонетических умений и навыков. Работу начинают с лечения носа и носоглотки с целью устранения причины непроходимости носовой полости. Эффективность логопедической работы зависит: - от состояния носоглотки; - функции мягкого неба; - возраста ребенка; - способности различать назальный тембр голоса. На начальном этапе проводится дыхательная гимнастика, цель которой дифференциация носового и ротового выдоха. Постановка диафрагмального или нижнереберного физиологического дыхания по подражанию. Лежа, синхронизировано, одно рука ребенка лежит на своем животе, другая на животе логопеда. При формировании правильного дыхания, необходимо использовать игровые приемы. Дошкольнику можно положить игрушку на живот - позиции, лежа, на плечи - в позиции, сидя, стоя. Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15—20 сантиметров, затем более далекого. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания. Вдох Выдох Вдох Выдох нос нос нос нос нос рот рот нос нос нос нос рот рот рот рот рот Упражнения повторяются 6—8 раз подряд 3—4 раза в день. дыхательные упражнения Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру. Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи. В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях: “Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. “Немое кино”. Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе. “Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести на длительном выдохе. “3оопарк”. Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью. “Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх сделать вдох, медленно опустить руки длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — мяу и т. д.). «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота. «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижне-диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых — нормализация артикуляции. Работу над речевым дыханием необходимо сочетать с работой над голосом. Статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан). После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом. Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения. Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особенности психического развития. Активная гимнастика мягкого неба проводится одновременно с работой над дыханием. Произнесение звука на твердой атаке. Упражнения на активизацию небной занавески: Глотание. Позевывание - широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание - широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. давление кончиком языка на левую (правую) щеки. Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически — ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Приведем примеры упражнений для развития подвижности мягкого неба: Активизация мышц мягкого неба. Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения: 1. имитация ощущения при глотании “надутого шара”; 2. выдох горячей струи; З. произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы; 4. позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы; 5. полоскание горла с запрокинутой головой; 6. произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом); 7. вдох с позевыванием через рот - выдох через рот (мягкое небо напряжено); 8. напевание мелодий в высоком регистре; 9. вдох носом и ртом одновременно - выдох ртом - выдох частый, толчкообразный (при напряженном небе); 10. глотание воды, слюны мелкими порциями (осознавать и запоминать ощущения); 11 .имитация рвотного движения путем надавливания на область диафрагмы с легким покашливанием; 12.произнесение единым импульсом сочетаний “ммь ммь ммь”, стимулирующее мышцы задней и боковых стенок глотки; Упражнения, кроме 5, 10, 11, 12, следует обязательно контролировать перед зеркалом и запоминать возникающие ощущения. Установлено, что наибольшее напряжения мышц мягкого неба при глотании слюны всегда больше, чем при произношении звуков алфавита. Используют прием глотания для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение “Напрячь поднять мягкое небо (маленький язычок)” и после многократной тренировки сознательно начали управлять движением мягкого неба и, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороны кисти (на горле) ребенок учится упражняться в произнесении изолированных гласных и их сочетаний (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ, ЭЭ, ЭЛ, ЭО, АЭ, ЛА, АО), постепенно увеличивая их число. Постановка и автоматизация звуков [м, н]. Постановка звука М осуществляется с применением тактильно-вибрационного контроля. Ребенок протяжно произносит звук М в упражнениях с обратными слогами А-А-АМ и т.д. Аналогично со звуком [н] Постановка гласных и согласных звуков: При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука —А—. Затем переходить к звукам —Э—О—У—И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке — устранение назального оттенка голоса, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, Например: А Э О У И Ы АА ЭЭ ОО УУ ИИ ЫЫ ААА ЭЭЭ ООО УУУ ИИИ ЫЫЫ АААА ЭЭЭЭ ОООО УУУУ ИИИИ ЫЫЫЫ Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходят к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех. АЭ---ЭА УА---ЭА АОЭ---ЭАО АИУ---АЭИ АО---ОА ОА---АИ ОУИ---ИОУ ЭОА---ОУИ АИ---ИА ИУ---ОИ ЭИО---УИО ЭИО---ЭОА Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса. После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук —Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например: А Ф ; Э Ф ; О Ф ; У Ф ; И Ф (черта показывает длительность звучания). АФ----АФА;ЭФ----ЭФЭ;ОФ----ОФО;УФ----УФУ;ИФ----ИФИ. Звук -Ф - в твердых слогах: АФ-ФА АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО АФООФО-УФО; ЭФ-ФЭ АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ АФЫ-ОФЫ-УФЫ. Звук -Ф--- в мягких слогах: ИФ-ФИ АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ АФ ЕОФЕ-УФЕ; ЮФ-ФЮ АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ АФЯ-ОФЯ-УФЯ. После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук —С— стол, стакан, салат, совок, носки, стена. Затем дается задание родителям, воспитателям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках. Успешное выступление на праздниках, четкие ответы на занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни. Для получения наилучшего результата у ребенка необходимо развивать качественные характеристики голоса: силу, тембр, высоту. Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие интонационных средств выразительности, педагог расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: завтра пойду в кино”, “Весна идет”, “Наступила весна”, “Зеленеет травка”, “На деревьях появились листочки”, птицы!” — сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха. Примеры игровых упражнений применяющихся при работе над голосом: Ауканье Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау-ау”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Эхо Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: “А!” другие тихо отзываются: “А-а-а”. Вьюга Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу “Вьюга начинается” вы тихо произносите: “У-у-у”. По сигналу “Сильная вьюга” говорите громко: “У-у-у”. По сигналу “Вьюга кончается” произносите тише и смолкаете по сигналу “Вьюга кончилась”. Гудок паровоза Изобразим гудок паровоза: “У-у-у-у”. Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Пожарная машина Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: “У-у-у-у-у”. Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их, то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: и котята”, “Собака и щенята”, и цыплята” (взрослые особи животных низким голосом, детеныши — высоким). В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки — чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: “Са — са — са — у кого лиса? — Са — са — са — у меня лиса”; “Мама Милу мылом мыла? — Мама Милу мылом мыла” и пр. Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: железный замок? — Заржавел железный замок”; Саша сушки? — Сушила Саша сушки”. Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить голосом сначала слово (сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово (а не купили), далее (а не большую, например) и, наконец, слово (а не другую игрушку). Формирование спокойного, негромкого голоса способствуют игры “Комментатор”, выработке уверенного, громкого голоса — вежливого обращения с использованием соответствующей интонации — “Покупатель”, “Продавец” и др. Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры — инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки — диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса. Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Развитие мелкой моторики. • Развитие мелкой моторики пальцев в специальных упражнениях, в играх на сжатие, растяжение, переплетение пальцев рук, поочерёдное разгибание и сгибание пальцев, поочередное соединение большого пальца с остальными. • Составление фигур, букв из палочек, зёрен, фасоли, пуговиц. • Работа с настольными конструкторами, пазлами, мозаикой. • Обводка, штриховка фигур, раскрашивание. • Выполнение «нитяных узоров» с помощью шнурочков. • Работа с карандашом и ручкой в тетради в клетку. Развитие общей моторики. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, совершенствовать координацию движений. (Речь с движением, подвижные игры, логоритмические занятия). Развитие познавательных процессов. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Игры: «Сделай узор», «Составь букет», «Угадай что звучит?», «Цветок для бабочки», игра «Времена года», «Что изменилось?», «Что забыл нарисовать художник?», «Найди одинаковые предметы», «Фото», «Чем отличаются картинки», «Какая фигура лишняя?», «Бывает - не бывает», «Заштопай коврик». Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 занятие в неделю в течение учебного года продолжительностью 15 минут. Взаимодействие логопеда и воспитателя В работе по коррекции звукопроизношения наиболее важным является сотрудничество логопеда и воспитателя. Логопед проводит ряд консультаций, на которых рассказывает о строении артикуляционного аппарата, обучает выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, рекомендует возможные варианты выполнения артикуляционной гимнастики с детьми, чтобы сделать данные занятия интересными. Воспитатель 2р. в день проводит с детьми артикуляционную гимнастику. В начале учебного года на таких занятиях дети закрепляют комплекс специальных упражнений, а постепенно добавляются специальные упражнения. Закрепление специальных упражнений проводится на подгрупповых занятиях в соответствии с рекомендацией логопеда. Взаимосвязь реализуется через занятия по логоритмике. Воспитатель включает поставленные звуки в попевки, распевки. Речевой материал согласуется с логопедом. Взаимодействие работы логопеда и родителей В данной ситуации, когда в группе 1 ребенок – ринолалик, стоит обратить внимание на такую форму работы, как «Индивидуальная консультация». На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушения речи конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. «Открытый урок» так же является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Все вышеперечисленные формы безусловно действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в школу на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях? Во-первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации. Если пойти дальше, то на помощь приходит интернет с электронной почтой. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Отдельно стоит выделить форму, которая получает в последнее время все большее распространение – сайт школьной логопедической службы. Бесспорным преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Кроме сего прочего, сайт может содержать как собственные методические наработки, так и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов. Здесь же будет уместной строка новостей, где логопед может размещать даты родительских собраний, изменения в расписании и прочее. Отдельно стоит отметить «форум обратной связи» - раздел, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, попросить разместить какой-либо материал или запросить консультацию. Перечень обязательных диагностических работ Логопедическое обследование проводится 2 раза в год. С 1 по 15 сентября проводится первое обследования для полного комплектования групп, которые будут заниматься в новом учебном году. Заполняются речевые карты, по результатам обследования дети зачисляются в логопедическую группу. В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку. В конце учебного года с 11 по 25 мая проводится итоговая повторная диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы Для проведения логопедических занятий используются приборы и оборудование: • зеркала для индивидуальной работы и обследования ротовой полости, • зонды логопедические, стерилизатор для логопедических зондов; • для развития речевого дыхания «Губная гармошка», «Дудочка»; • часы песочные; • мяч массажный; • магнитная доска и набор букв. Дидактический материал: • Логопедическое лото на изучаемые группы звуков; • «Домашние логопедические тетради» для закрепления произношения трудных звуков»; • Наборы «Логопедка» на все группы звуков; • Игра «Речевой тренажер»; • Игра «Логопедический тренажер»; • Игра «Волшебная полянка» на все группы звуков; • Логопедические распевки и логоритмические песенки Е. Железновой. Литература, использованная для составления программы: 1. Азова Е.А., Чернова О.О. Комплект тетрадей: «Домашние логопедические тетради для детей 5-7 лет». - 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера,2013. 2. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 3. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 4. Комарова Л.А. Комплект альбомов: «Автоматизация звуков в игровых упражнениях». – М.: Издательство ГНОМ, 2013. 5. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2013. 6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 7. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М, 1991.
Программа РИНОЛАЛ.doc
1 Пояснительная записка Анализ реальной ситуации, сложившейся   в настоящее время в системе воспитания  и  обучения  детей дошкольного  возраста  показал, что  количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении   письмом   и   чтением.   Основная   причина   –   недостаточное   развитие процессов звуко ­ буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко­буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях   о   звуковом   составе   слова.   Процесс   овладения   звуковым составом   слова,   в   свою   очередь,   тесно   связан   с   формированием слухоречедвигательного   взаимодействия,   которое   выражается   в   правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном   возрасте. Установлено,  что  возраст  пятого  года  жизни  является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического   восприятия   и   ориентировочной   деятельности   ребенка   в звуковой действительности. Планирование   данной   рабочей   программы  составлено   на   основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и коррекционно­развивающих программ с учетом особенностей и сложности речевого дефекта, возраста ребенка, а также учитывая     логокоррекционный   опыт   работы,   представленный   в   современных коррекционно­развивающих   программах   Министерства   Образования   РФ, научно­методических   рекомендациях   Т.Б.   Филичевой,   Г.В.   Чиркиной,   Н.В. Нищевой, А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, М.Е. Хватцева, М. Зеемана и др. Программа содержит краткую психолого­педагогическую характеристику детей страдающих   закрытой   ринолалией,   рекомендации   по   организации логопедической   работы,   содержание   основных   ее   разделов,   а   также методическое   оснащение   (описание   оборудования,   специально   подобранный речевой материал и логопедические игры). Данная программа предназначена для коррекционного  обучения детей пяти ­  шестилетнего  возраста  с  нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии. Логопедическое обследование, проведенное с 1 по 15 сентября 2015г., в детском саду «Чебурашка» (д. Копотилово),   позволяет сделать вывод о том, что   выявленное   речевое   нарушение   Фролковой   Евгении   можно 2 классифицировать как ОНР (общее недоразвитие речи) 1,2 уровня, осложненное закрытой формой ринолалии. Настоящая   программа   составлена   на   основе   следующих   нормативных документов:   Российской Федерации"; 1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273­ФЗ   "Об образовании в 2. СанПин 2.4.1.3049­13 от 30.07.2013г.; 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30   августа   2013   г.   N   1014   г.   «Об   утверждении   порядка   организации   и осуществления основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; образовательной  деятельности     по   4. Федерального государственного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. Речевая  характеристика Фролковой Евгении Речевое   развитие   ребенка   формируется   с   значительной   задержкой, оперативное   лечение   открытой   формы   ринолалии.   Позу   закрытого   рта удерживает.   Основные   движения   языком   выполняет,   губами   –   с   трудом. Переключаемость движений языка нормальная, тонус нормальный, активность движений   достаточная,   твердое   небо   –   высокое,   имеет   готическую   форму, точность выполнения движений сохранна, зубы – без особенностей в строении, на мягком небе видны послеоперационные рубцы. Общая и мелкая моторика сформированы   в   соответствии   с   возрастом.   Звукопроизношение   нарушено.   В речи   Жени   присутствуют   только   гласные   звуки,   из   согласных   звуков сформирован   только   звук   [М].   Речевое   дыхание   затруднено,   возможно органические   изменения   в   носовом   пространстве   или   функциональные расстройства небно – глоточного смыкания. Воздушная струя не сформирована, воздух   уходит   через   носовую   полость   и   не   идет   через   рот.   Фролкова   Женя чувствует   себя   в   группе   достаточно   комфортно,   несмотря   на   значительный речевой дефект. Девочка достаточно быстро пошла на контакт. Очень любит логопедические занятия, с удовольствием выполняет предложенные задания.  Программа рассчитана на 9 месяцев, в течение которых девочка должна усвоить объем основных знаний, умений и навыков, рассчитанных для усвоения в средней группе детского сада. Целью   данной   программы  является   построение   системы   коррекционно­ развивающей работы с ребенком, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность   действий   всех   специалистов   дошкольного   образовательного учреждения   и   родителей.   Комплексность   педагогического   воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития ребенка и обеспечение его всестороннего гармоничного развития. 3 Для   реализации   поставленной   цели   определены   следующие  задачи программы:  Создать   условия правильного звукопроизношения,   закрепление   его   на   словесном   материале, исходя из индивидуальных особенностей учащегося.    формирования   для    Развивать   артикуляционную   моторику,   фонематические   процессы, грамматический   строй   речи   через   коррекцию   дефектов   устной   и письменной речи.   Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас   развивать   коммуникативные   навыки   посредством ребенка, повышения уровня общего речевого развития.  Создать   условия   для   коррекции   и   развития   познавательной деятельности   учащегося   (общеинтеллектуальных   умений,   учебных навыков, слухового  и  зрительного  восприятия,  памяти, внимания, фонематического   слуха)   и   общей   координации   движений,   мелкой моторики.  Координация   деятельности   педагогов   и   родителей   в   рамках речевого развития ребенка (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольника в семье). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Объем   учебного   материала   рассчитан     в   соответствии   с   возрастными физиологическими     нормативами,   что   позволяет   избежать   переутомления   и дезадаптации ребенка. В   программе   реализованы   следующие   принципы   дошкольной коррекционной педагогики: ­ принцип развивающего обучения; ­ принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; ­ принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи; ­ принцип коррекции и компенсации; ­ принцип, определяющий ведущую деятельность. При   органической   закрытой   ринолалии,   прежде   всего,   должны   быть устранены   причины   непроходимости   носовой   полости.   Как   только   наступает правильное   носовое   дыхание,   исчезает   и   дефект.   Если   же   после   устранения непроходимости   (например,   после   аденоэктомии)   ринолалия   продолжает проявляться,   прибегают   к   таким   же   упражнениям,   как   при   функциональных нарушениях. Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции неба, от возраста ребенка. Важным фактором является способность ребенка отличать назальный тембр голоса от нормального. На   начальном   этапе   занятий   рекомендуются   дыхательные   упражнения,   цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это 4 достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного   носового   выдоха.   Одновременно   осуществляется   активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над   дифференциацией   ротового   и   носового   выдохов.   Это   подготавливает возможность   постановки   и   автоматизации   назальных   звуков:   губно­губного смычного м и переднеязычного смычного н. Особенно   важными   являются   комплексные   мероприятия,   которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип   одновременного   обучения   речевому   дыханию,   голосообразованию   и артикуляции,   а   также   переводу   артикуляционной   базы   в   передние   отделы речевой полости. Проанализировав   результаты   обследования,   составлен   план коррекционной работы, который осуществляется на индивидуальных занятиях. Логопед работает 1 раз в неделю с 08.35 до 08.50 минут. В каждом занятии обязательно   присутствуют   дыхательные,   голосовые   упражнения,   упражнения для   активизации   мышц   мягкого   неба.   Воспитатель   ежедневно   по   15   минут занимается с детьми по заданию логопеда. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа: Программа рассчитана на 34 часа в год. Планируемые  результаты     Личностные результаты:  Овладение   правильным   звукопроизношением   (гласных   звуков,   [М],   [Н], [Ф], свистящих (в зависимости от речевых возможностей ребенка);   Использование этих звуков в речи;   четко дифференцировать все изученные гласные звуки;  находить слова с заданным звуком;  овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно­ ролевой игре, проговаривании или пропевании попевок, потешек.    Метапредметные результаты:  умение   понять   и   принять   учебное   задание,   поставленное   в   вербальной форме.  различение понятия  правый и левый;  усвоение правил поведения в общественных местах;  освоение упражнений для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх – вниз»; самомассаж ладоней, фаланг, подушечек пальцев;  выполнение   кинезиологических   упражнений   «кулак­ладонь»,   «кулак­ ребро­ладонь». 5 Содержание тем коррекционных занятий Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает:  Устранение патологической назализации голоса;  Отработка речевого дыхания;  Формирование фонетических умений и навыков. Работу начинают с лечения носа и носоглотки с целью устранения причины непроходимости носовой полости. Эффективность логопедической работы зависит: ­ от состояния носоглотки; ­ функции мягкого неба; ­ возраста ребенка; ­ способности различать назальный тембр голоса. На начальном этапе проводится дыхательная гимнастика, цель которой дифференциация носового и ротового выдоха. Постановка   диафрагмального   или   нижнереберного   физиологического дыхания по подражанию. Лежа, синхронизировано, одно рука ребенка лежит на своем   животе,   другая   на   животе   логопеда.   При   формировании   правильного дыхания,   необходимо   использовать   игровые   приемы.   Дошкольнику   можно положить игрушку на живот ­ позиции, лежа, на плечи ­ в позиции, сидя, стоя. Дыхательные упражнения:  Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко   дуть   через   пластмассовые   трубочки   на   воду   до   её   разбрызгивания. Задувание   свечи:   сначала   с   расстояния   15—20   сантиметров,   затем   более далекого. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды.   длительность   упражнений   не   превышает   пяти   минут.   Затем   детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания. Вдох нос  нос  нос  рот  Выдох  нос  рот  нос  рот Вдох  нос  рот  нос   рот  Выдох нос нос рот рот Упражнения повторяются 6—8 раз подряд 3—4 раза в день. дыхательные упражнения Очень   важно   научить   малыша   правильному   дыханию,   так   как   дыхание является  энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные  требуют энергичного   сильного   выдоха.   Детям   следует   предлагать   те   упражнения, которые он будет воспринимать как игру. Благодаря этим играм­упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. 6 Такая   дыхательная   гимнастика   способствует   формированию   правильного произношения и выработке четкости речи. В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях: “Поем   песенку”.  Вдохнуть   воздух   через   рот,   постепенно   и   медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. “Немое кино”.  Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука   (сочетаний   двух­трех   гласных   звуков).   Ребенку   предлагается   озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе. “Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести на длительном выдохе. “3оопарк”.   Ребенок   исполняет   роль   какого­либо   животного.   Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее   звукоподражание   на   длительном   выдохе.   Выдох контролируется ладонью. “Ворона”.  Ребенку   предлагается   быстро   поднять   руки   через   стороны вверх сделать вдох, медленно опустить руки длительный выдох с произнесением звукоподражания   “кар”.   Аналогичным   образом   можно   использовать   другие звукоподражания   (например:   гуси   произнести   на   выдохе   “га   га   га”   (го,   гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка —  мяу и т. д.).  «Собачке   жарко».  Часто   подышать   с   высунутым   языком.   При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота. «Шарик».  Вдох   носом,   живот   при   этом   выпячивается   вперед   (надуть животик),   выдох   ртом   (живот   вбираем   в   себя).   Это   так   называемое   нижне­ диафрагмальное   дыхание,   которое   является   самым   экономичным   и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Дыхательные   упражнения   быстро   утомляют   детей,  поэтому   их   следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых — нормализация артикуляции. Работу   над   речевым   дыханием  необходимо   сочетать   с   работой   над голосом. Статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные   движения   сочетаются   с   движениями   рук   и   туловища.   Детей обучают   протяжному   произнесению   звуков,   так   чтобы   ощущалась   сильная вибрация   в   области   крыльев   носа   и   основания   носа.   Далее   дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали   немного   в   нос.   Таким   же   способом   отрабатывают   произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан). После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова,   в   которых   имеются   носовые   звуки.   Нужно,   чтобы   он   произносил   их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом. 7 Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения. Продолжительность   коррекционной   работы   при   функциональной   закрытой ринофонии   небольшая.   При   ринолалии   сроки   длиннее   и   их   бывает   трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того,   у   детей   с   данной   формой   ринолалии   часто   наблюдаются   некоторые особенности психического развития. Активная гимнастика мягкого неба проводится одновременно с работой над   дыханием.   Произнесение   звука   на   твердой   атаке.   Упражнения   на активизацию небной занавески: Глотание. Позевывание ­ широко открывая рот: сначала   сильно   втягивая   воздух,   в   последующих   упражнениях   без   заметного вдоха. Откашливание ­ широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и   шеи   и   всего   дна   ротовой   полости   с   силой   сжимая   кулаки.   Учить откашливаться   с   высунутым   языком,   если   язык   уходит,   то   его   задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. давление кончиком языка на левую (правую) щеки. Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически — ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Приведем примеры упражнений для развития подвижности мягкого неба: Активизация мышц мягкого неба. Для   стимуляции,   повышения   растяжимости   и   пластичности   тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения: 1. имитация ощущения при глотании “надутого шара”; 2. выдох горячей струи; З. произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы; 4. позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы; 5. полоскание горла с запрокинутой головой; 6.   произвольное   движение   мягкого   неба   в   плоскости   вверх­вниз   по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом); 7.   вдох   с   позевыванием   через   рот   ­   выдох   через   рот   (мягкое   небо напряжено); 8. напевание мелодий в высоком регистре; 9.   вдох   носом   и   ртом   одновременно   ­   выдох   ртом   ­   выдох   частый, толчкообразный (при напряженном небе); 10. глотание воды, слюны мелкими порциями (осознавать и запоминать ощущения); 8 11   .имитация   рвотного   движения   путем   надавливания   на   область диафрагмы с легким покашливанием; 12.произнесение   единым   импульсом   сочетаний   “ммь   ммь   ммь”, стимулирующее мышцы задней и боковых стенок глотки; Упражнения,   кроме   5,   10,   11,   12,   следует   обязательно   контролировать перед зеркалом и запоминать возникающие ощущения. Установлено,   что   наибольшее   напряжения   мышц   мягкого   неба   при глотании   слюны   всегда   больше,   чем   при   произношении   звуков   алфавита. Используют прием глотания для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение “Напрячь   поднять   мягкое   небо   (маленький   язычок)”   и   после   многократной тренировки сознательно начали управлять движением мягкого неба и, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороны кисти (на горле) ребенок учится упражняться в произнесении изолированных гласных и их сочетаний (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ, ЭЭ, ЭЛ, ЭО, АЭ, ЛА, АО), постепенно увеличивая их число. Постановка и автоматизация звуков [м, н]. Постановка звука М осуществляется с применением тактильно­вибрационного контроля. Ребенок протяжно произносит звук М в упражнениях с обратными слогами А­А­АМ и т.д. Аналогично со звуком [н] Постановка гласных и согласных звуков:  При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука —А—. Затем   переходить   к   звукам   —Э—О—У—И.   Они   легко   произносятся   по подражанию.   Основная   задача   при   их   постановке   —   устранение   назального оттенка   голоса,   продвижение   языка   к   нижним   зубам.   Вначале   все   звуки отрабатываются   в   отрывистом   изолированном   произнесении   с   постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, Например: А Э О У И Ы АА ЭЭ ОО УУ ИИ ЫЫ ААА ЭЭЭ ООО УУУ ИИИ ЫЫЫ АААА ЭЭЭЭ ОООО УУУУ ИИИИ ЫЫЫЫ Когда  изолированно гласные звуки будут отработаны, переходят к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех. АЭ­­­ЭА УА­­­ЭА АОЭ­­­ЭАО АИУ­­­АЭИ АО­­­ОА ОА­­­АИ ОУИ­­­ИОУ ЭОА­­­ОУИ АИ­­­ИА ИУ­­­ОИ ЭИО­­­УИО ЭИО­­­ЭОА Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким   голосом   (имитация   голоса   зайца),   то   средним   голосом   (имитация голоса   ежика).   дети   охотно   подражают   голосам   животных.   Такие   игры развивают умения координировать высоту голоса. После   овладения   произнесением   гласных   звуков   без   носового   оттенка, формирование   речевого   дыхания   и   слуха,   активизации   небной   занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является 9 коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений,   испытываемых   при   правильном   произнесении   фонемы.   Введение новых   навыков   начинается   с   проговаривания   слоговых   упражнений,   где согласный   звук   стоит   в   позиции   между   двумя   гласными   звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук —Ф­, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например: А Ф ; Э Ф ; О Ф ; У Ф ; И Ф (черта показывает длительность звучания). АФ­­­­АФА;ЭФ­­­­ЭФЭ;ОФ­­­­ОФО;УФ­­­­УФУ;ИФ­­­­ИФИ. Звук ­Ф ­ в твердых слогах: АФ­ФА АФА­ОФА­УФА; ОФ­ФО АФООФО­УФО; ЭФ­ФЭ АФЭ­ОФЭ­УФЭ; УФ­ФУ АФУ­ОФУ­УФУ; ЫФ­ФЫ АФЫ­ОФЫ­УФЫ. Звук ­Ф­­­ в мягких слогах: ИФ­ФИ АФИ­ОФИ­УФИ; ЕФ­ФЕ АФ ЕОФЕ­УФЕ; ЮФ­ФЮ АФЮ­ОФЮ­УФЮ; ЯФ­ФЯ АФЯ­ОФЯ­УФЯ. После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах   переходим   к   этапу   работы,   основной   задачей   которого   является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук   —С—   стол,   стакан,   салат,   совок,   носки,   стена.   Затем   дается   задание родителям, воспитателям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. далее этот  звук закрепляется  в стихах, потешках, скороговорках. Успешное   выступление   на   праздниках,   четкие   ответы   на   занятиях   помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни. Для получения наилучшего результата у ребенка необходимо развивать качественные характеристики голоса: силу, тембр, высоту. Для развития голоса полезно   после   заучивания   детьми   небольшого   стихотворения   ответить   на вопросы по его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются   важными   компонентами   интонации.   При   проведении   занятий, направленных   на   развитие   интонационных   средств   выразительности,   педагог расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение   одних   и   тех   же   фраз   с   разными   интонациями:   завтра   пойду   в кино”,   “Весна   идет”,   “Наступила   весна”,   “Зеленеет   травка”,   “На   деревьях появились листочки”, птицы!” — сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха. Примеры игровых упражнений применяющихся при работе над голосом: Ауканье Представьте,   что   вы   заблудились   в   лесу.   Вы   стоите   и   кричите:   “Ау­ау”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Эхо Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: “А!” другие тихо отзываются: “А­а­а”. Вьюга 10 Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу “Вьюга начинается”   вы   тихо   произносите:   “У­у­у”.   По   сигналу   “Сильная   вьюга” говорите громко: “У­у­у”. По сигналу “Вьюга кончается” произносите тише и смолкаете по сигналу “Вьюга кончилась”. Гудок паровоза Изобразим   гудок   паровоза:   “У­у­у­у”.   Сначала   воспроизводим   звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Пожарная машина Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: “У­у­у­у­у”. Педагог   читает   рассказ   или   сказку,   в   содержании   которых   есть звукоподражания. Он произносит их, то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном   возрасте   обучение   умению   модулировать   голосом   по   высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: и котята”, “Собака   и   щенята”,   и   цыплята”   (взрослые   особи   животных   низким   голосом, детеныши — высоким). В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки — чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков:  “Са — са — са — у кого лиса? — Са — са — са — у меня лиса”;  “Мама Милу мылом мыла? — Мама Милу мылом мыла” и пр. Для   старших   дошкольников   такие   упражнения   усложняются, подбираются,   например,   чистоговорки,   насыщенные   звуками,   требующими четкой   дифференциации.   Ребенок   сначала   задает   вопрос,   а   затем   сам   же отвечает на него: железный замок? — Заржавел железный замок”; Саша сушки? — Сушила Саша сушки”. Для   развития   голоса   полезно   после   заучивания   детьми   небольшого стихотворения   ответить   на   вопросы   по   его   содержанию.   Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить   голосом   сначала   слово  (сказать   так,  чтобы   было   ясно,  что   именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово (а не купили), далее (а не большую, например) и, наконец, слово (а не другую игрушку). Формирование   спокойного,   негромкого   голоса   способствуют   игры “Комментатор”,   выработке   уверенного,   громкого   голоса   —   вежливого обращения   с   использованием   соответствующей   интонации   —   “Покупатель”, “Продавец” и др. Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры — инсценировки,   подвижные   игры   с   диалогом,   народные   шутки   —   диалоги. 11 Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса. Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений.   Развитие мелкой моторики.  Развитие мелкой моторики пальцев в специальных упражнениях, в играх на сжатие, растяжение, переплетение пальцев рук, поочерёдное разгибание и   сгибание   пальцев,   поочередное   соединение   большого   пальца   с остальными.  Составление фигур, букв из палочек, зёрен, фасоли, пуговиц.  Работа с настольными конструкторами, пазлами, мозаикой.  Обводка, штриховка фигур, раскрашивание.  Выполнение «нитяных узоров» с помощью шнурочков.  Работа с карандашом и ручкой в тетради в клетку. Развитие общей моторики.   Развивать   и   совершенствовать   двигательные   умения   и   навыки   детей, совершенствовать координацию движений. (Речь с движением, подвижные игры, логоритмические занятия).   Развитие познавательных процессов.   Развитие   восприятия,   внимания,   памяти,   мышления.   Игры:   «Сделай   узор», «Составь букет», «Угадай что звучит?», «Цветок для бабочки», игра «Времена года»,   «Что   изменилось?»,   «Что   забыл   нарисовать   художник?»,   «Найди одинаковые предметы», «Фото», «Чем отличаются картинки», «Какая фигура лишняя?», «Бывает ­ не бывает», «Заштопай коврик». Программа   рассчитана   на   34   часа,   т.е.   1   занятие   в   неделю   в   течение учебного года продолжительностью 15 минут. Взаимодействие логопеда и воспитателя В   работе   по   коррекции   звукопроизношения   наиболее   важным   является сотрудничество логопеда и воспитателя. Логопед проводит ряд консультаций, на   которых   рассказывает   о   строении   артикуляционного   аппарата,   обучает выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, рекомендует возможные варианты   выполнения   артикуляционной   гимнастики   с   детьми,   чтобы   сделать данные   занятия   интересными.   Воспитатель   2р.   в   день   проводит   с   детьми артикуляционную гимнастику. В начале учебного года на таких занятиях дети закрепляют   комплекс   специальных   упражнений,   а   постепенно   добавляются специальные упражнения. Закрепление специальных упражнений проводится на подгрупповых занятиях в соответствии с рекомендацией логопеда. Взаимосвязь реализуется через занятия по логоритмике. Воспитатель включает поставленные звуки в попевки, распевки. Речевой материал согласуется с логопедом.  Взаимодействие работы логопеда и родителей 12 В данной ситуации, когда в группе 1 ребенок – ринолалик, стоит обратить внимание на такую форму работы, как «Индивидуальная консультация».   На индивидуальных   консультациях   можно   более   подробно   остановиться   на структуре   нарушения   речи   конкретного   ребенка,   познакомить   родителя   с методами   и   формами   работы   по   преодолению   дефекта,   объяснить необходимость работы дома.   «Открытый   урок»  так  же  является   познавательной   и  полезной  формой взаимодействия. При  организации  данной  формы  теоретическая   информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Все   вышеперечисленные   формы   безусловно   действенны   и   имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в школу на консультацию,   задать   необходимые   вопросы   или   познакомиться   с   новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях? Во­первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону.   Но   она   лишена   подкрепления   наглядностью,   а   это,   как   известно, снижает степень усвоения информации. Если   пойти   дальше,   то   на   помощь   приходит   интернет   с   электронной почтой.   Здесь   уже   можно   не   только   сообщать   сведения   о   диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Отдельно стоит выделить форму, которая получает в последнее время все большее   распространение   –   сайт школьной   логопедической службы. Бесспорным преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Кроме сего прочего, сайт может содержать как собственные методические наработки, так и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов.   Здесь   же   будет   уместной   строка   новостей,   где   логопед   может размещать   даты   родительских   собраний,   изменения   в   расписании   и   прочее. Отдельно стоит отметить «форум обратной связи» ­ раздел, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, попросить разместить какой­либо материал или запросить консультацию. Перечень обязательных диагностических работ 13 Логопедическое обследование проводится 2 раза в год. С 1 по 15 сентября проводится первое обследования для полного комплектования групп, которые будут   заниматься   в   новом   учебном   году.   Заполняются   речевые   карты,   по результатам обследования дети зачисляются в логопедическую группу.  В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы   (звукопроизношение,   динамическая организация речи), фонематических функций, лексико­грамматического строя речи,  речевой  моторики, связной речи.  Полученные данные  помогают понять причину   нарушения   и   спланировать   коррекционную   работу   так,   чтобы максимально помочь ребенку. В конце учебного года с 11  по 25 мая проводится итоговая повторная    диагностика для контроля эффективности коррекционно­ логопедической работы.   звукослоговая   структура, Описание материально­технического и учебно­методического обеспечения Рабочей программы Для проведения логопедических занятий используются приборы и оборудование:  зеркала для индивидуальной работы и   обследования ротовой полости,   зонды логопедические, стерилизатор для логопедических зондов;  для развития речевого дыхания «Губная гармошка», «Дудочка»;  часы песочные;  мяч массажный;  магнитная доска и набор букв. Дидактический материал:  Логопедическое лото на изучаемые группы звуков;  «Домашние   логопедические   тетради»   для   закрепления   произношения трудных звуков»;  Наборы «Логопедка» на все группы звуков;  Игра «Речевой тренажер»;  Игра «Логопедический тренажер»;  Игра «Волшебная полянка» на все группы звуков;  Логопедические распевки и логоритмические песенки Е. Железновой. Литература, использованная для составления программы: 1. Азова Е.А., Чернова О.О. Комплект тетрадей: «Домашние логопедические тетради для детей 5­7 лет».  ­ 2­е изд., испр. – М: ТЦ Сфера,2013. 2. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2008. 14 3. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.  – М.: ТЦ Сфера, 2014. 4.   Комарова   Л.А.   Комплект   альбомов:   «Автоматизация   звуков   в   игровых упражнениях». – М.: Издательство ГНОМ, 2013. 5.   Косинова   Е.М.   Большой   логопедический   учебник   с   заданиями   и упражнениями для самых маленьких. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2013. 6.   Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 7.   Нищева   Н.В.   Примерная   адаптированная   программа   коррекционно   – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5­ летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991 9.   Филичева   Т.Б.,   Чиркина   Г.В.   «Подготовка   к   школе   детей   с   общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М, 1991. 15

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии

Рабочая программа по ринолалии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018