Рабочая программа по родной литературе
Оценка 4.9

Рабочая программа по родной литературе

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл—9 кл
03.07.2019
Рабочая программа по родной литературе
Родная литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников. Данная рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" составлена на 5 лет с 5-9 классы по дидактическим материалам "Читаем, думаем, спорим..."
родная литература программы 2017-2022.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя  общеобразовательная школа № 3 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Рассмотрено   и   принято   на   заседании ШМО учителей гуманитарного цикла  МБОУ СОШ № 3 Протокол № 1 от «31» августа  2017 г. Руководитель ШМО _______________/Александрова И.Ф./ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ  Заместитель директора по УВР   ______________ /Лобастова Л.Г./      Директор МБОУ СОШ № 3                         ______________ /Мусаев Р.Г./ Приказ № 194­К от «31» августа 2017г.  (МП) Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» для 5­9 классов Срок реализации: 2017­2022 годы Составила учитель русского языка и литературы Акадеева Диана Димовна Сведения о примерной программе по учебному предмету, на     основе которой разработана   рабочая программа указанием   с наименования,   автора и года издания Сведения об УМК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Примерные программы по учебным предметам. Литература 5­9 классы (серия «Стандарты второго поколения»); М., Просвещение, 2011 Программа  по литературе . 5­9 класс. Под ред. В.Я. Коровиной.  11­е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2013);  Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной: 5 класс  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Читаем, думаем,спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5класс.  6 класс  В.П.Полухина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 6 класс.  7 класс  В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс.  8 класс  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по  литературе. 8 класс.  9 класс  В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…».  Дидактические  материалы по  литературе. 9 класс.   1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Родная литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, Личностные результаты:   воспитание российской  гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры   своего   народа,   своего   края,   основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;  учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом   региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;     развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;     формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;    формирование   основ   экологической   культуры   на   основе   признания   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости   от­ ветственного, бережного отношения к окружающей среде;     осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;   развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетиче­ ского характера. Метапредметные результаты изучения родной  литературы в основной школе:           умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые  задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;   умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;   смысловое чтение;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи­ ровать и отстаивать своё мнение;   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий. Предметные результаты:  осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в  систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,  многоаспектного диалога;  понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей родного языка на основе  изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;  воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и  оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и  интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного  художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,  критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном  произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные результаты: Устное народное творчество Выпускник научится:   •  осознанно   воспринимать   и   понимать   фольклорный   текст;   различать   фольклорные   и   литературные   произведения,   обращаться   к пословицам.   поговоркам,   фольклорным   образам,   традиционным   фольклорным   приёмам   в   различных   ситуациях   речевого   общения, сопоставлять   фольклорную   сказку   и   её   интерпретацию   средствами   других   искусств   (иллюстрация,   мультипликация,   художественный фильм);   •  выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;  •  учитывая   жанрово­родовые   признаки   произведений   устного   народного   творчества,   выбирать   фольклорные   произведения   для самостоятельного чтения;  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; •  пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;  •  выявлять   в   сказках   характерные   художественные   приёмы   и   на   этой   основе   определять   жанровую   разновидность   сказки,   отличать литературную сказку от фольклорной;  •  видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.  Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;  •  сравнивая   произведения   героического   эпоса   разных   народов   (былину   и   сагу,   былину   и   сказание),   определять   черты   национального характера;   •  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;  •  устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).  Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.  Литература народов России. Зарубежная литература  Выпускник научится:  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; •определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;  •  выявлять   и   интерпретировать   авторскую   позицию,   определяя   своё   к   ней   отношение,   и   на   этой   основе   формировать   собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  Выпускник получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста;  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;  •  сопоставлять   произведения   русской   и   мировой   литературы   самостоятельно   (или   под   руководством   учителя),   определяя   линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;   •  вести   самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность   и   оформлять   её   результаты   в   разных   форматах   (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание учебного предмета ВВЕДЕНИЕ «Книга — это духовное завещание одного поколения другому» Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного   поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац,   сноски,   оглавление);   создатели   книги   (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.  Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. Поговорим о книге и писателе. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.  Исполнители фольклорных  произведений.  Коллективное  индивидуальное  в фольклоре.  Малые  жанры фольклора.  Детский фольклор   (колыбельные   песни,   пестушки,   приговорки,   скороговорки,   загадки).  Теория   литературы.   Фольклор.   Устное   народное творчество. Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка».  Народная   мораль   в   характере   и   поступках   героев.   Образ   невесты­волшебницы..   Иван­царевич   –   победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.  «Мужик и царь»  Мужик­бедный, смекалистый и прощётливый, а царь хитрый самолюбивый. «Марья Моревна» –русская народная сказка. Она неуклонно следует традициям и говорит о постоянстве, любви, силе духа и мужестве.  Главный герой – это Иван­царевич. Ему нужно пройти многие испытания, чтобы обрести счастье. «Сердитая барыня» ­ солдат изменил жизнь у двух женщин: барыни и крестьянки  «Дочь­семилетка» построена по классическим канонам русской народной сказки. Главные герои русской народной сказки – два брата­крестьянина, Сказка поучительная .Правду как ни прячь ­ наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, в конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Былины, пословицы, поговорки. «Илья Муромец и Соловей Разборйник» Русские народные песни. Исторические песни. «Плач Ксении Годуновой». Лирические песни. «Ивушка, ивушка, зеленая моя!». «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Частушки. Предания. «О государственных деятелях России». «Петр и плотник». «Царь Петр пи солдат». ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.  «Повесть об отроке Тверского полка» ­  В княжение великого князя Ярослава Ярославича Тверского был у этого великого князя отрок по имени Григорий, который всегда был при нем и был любим им и верен ему во всем…  Повесть  о «Тверском  Отроче монастыре» ярко демонстрирует истину что предназначение девушки – это ее суженый, который дается ей свыше. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений). «О пользе книг». «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Из «Жития Сергия Радонежского».  «Слово о полку Игореве». ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Оды.  Василий Кириллович Тредиаковский. «Ворон и Лисица».Александр Петрович Сумароков. «Ворона и Лиса». Иван Иванович Хемницер.  «Лев, учредивший совет».  Василий Иванович Майков. «Вор и подьячий».  Иван Иванович Дмитриев. «Муха».   Гаврила Романович Державин. «Властителям и судьям». Николай Михайлович Карамзин. «Бедная Лиза». Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце Викторина по биографии баснописца. «Поэт и мудрец».    Василий Андреевич   Жуковский    Краткий рассказ о поэте.   «Старый рыцарь»  Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Кондратий Федорович Рылеев. «Иван Сусанин». Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума»  Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «У лукоморья дуб зеленый…».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского   произведения.  «Узник».  Вольнолюбивые   устремления   поэта.   Народно­поэтический   колорит стихотворения. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.  «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».  Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня­крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.) «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский­старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).  «Полтава» (Отрывки из поэмы). «Арап Петра Великого», «Моя родословная».  «Евгений Онегин»  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тарханы. «Воздушный корабль». «Когда   волнуется   желтеющая   нива».  Автор   стихотворения   не   находит   места   в   этом   мире   ликования   и   радости,   ему   все   чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.  «Ашик­Кериб» ­запись народной азербайджанской сказки, которую Лермонтов услышал на Кавказе, Поэтичная сказка, напоминающая древнюю легенду, повествует о любви двух молодых людей, которые преодолевают все препятствия на пути к счастью. «На севере диком…». «Герой нашего времени» Всеволод Михайлович Гаршин. Краткий рассказ о писателе  «Лягушка­путешественница» ­ Забавная история о предприимчивой и неугомонной лягушке, решившей посетить «славные теплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров, однако, содержит в себе возможности и для более глубокого прочтении. Сказка выражает прежде всего оптимистическое мировосприятие, стремление к преодолению неблагоприятных обстоятельств  и нежелание унывать, умение находить источник радости даже в «грязном пруду на краю деревни»  .   «Attalea Princeps». Текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.  Это грустная история о свободолюбивой пальме. Мир для неё поделился на две части: жизнь на родине и жизнь в оранжерее. На примере поступков своих героев Гаршин не только быть мужественными, свободными, целеустремлёнными, но и не причинять страданий другим, всегда оставаться чуткими и внимательными ко всем. Алексей Константинович Толстой. «Князь Михайло Репнин». Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.  «Пропавшая грамота» В своей повести Гоголь, создает яркие художественные образы и картины из жизни украинского народа. Рассказ о путешествии деда к чертям за украденной шапкой напоминает одну из широко распространенных па Украине легенд о кумовой кровати или о разбойнике Мадее. «Коляска». «Ревизор».  «Мертвые души». Николай Островский. «Бедность не порок». Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. О стихе работающем и праздном. «Накануне светлого праздника» ­ изображение простого люда — кузнецов, портного, красильщиков, пильщиков, идущих в родные деревни со светлой надеждой на отдых в пасхальный праздник: восхищение   силой народной массы, пришедшей в единение.. Ради того, чтобы передать свое ощущение народной силы, он и рассказал детям о том, что увидел Ярославском крае, недалеко от Ростова. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель   духовных   и   материальных   ценностей.   Мечта   поэта   о   «прекрасной   поре»   в   жизни   народа.   Своеобразие   композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог­спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория   литературы.   Стихотворные   размеры   (закрепление   понятия).   Диалог.   Строфа   (начальные   представления).   «Размышления   у парадного подъезда». Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о писателе. Викторина по биографии писателя. «Бирюк», «Бурмистр». Михаил Ефграфович Салтыков –Щедрин. «Дикий помещик». «Первая любовь» Федор Михайлович Достоевский. «Белые ночи». Михаил Андреевич Осоргин Краткий рассказ и писателе.     «Мумка»­  повествование об отношении человека и животного Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ и писателе. Викторина по биографии писателя. «Детство». «Отрочество». «Юность». Николай Семенович Лесков.  «Левша».  Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон   Павлович   Чехов.  Краткий   рассказ   о   писателе.  «Пересолил».  Речь   героев   как   источник   юмора.   Юмористическая   ситуация. «Пересолил». «Тоска». «Дама с собачкой». ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин  Краткий рассказ о писателе.  «В деревне»  ­  Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное   родство   героев   с   бескрайними   просторами   русской   земли,   душевным   складом   песен   и   сказок.   Рассказ   «В   деревне»   как поэтическое воспоминание о Родине. «Лапти». «Солнечный удар». «В одной знакомой улице».  Владимир Галактионович Короленко Краткий рассказ о писателе «Последний луч» Сибирский рассказ «Последний луч » В. Г. Короленко посвящен З. Г. Чернышову – генералу эпохи Петра I, попавшему затем в немилость. Широкие человеческие просторы для героев Короленко «заслонены независимыми каменными громадами, под тяжестью которых складывается тоскливое, ущербное восприятие жизни в окружении суровой и безжалостно­равнодушной природы Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор»­ один единственный случай в жизни человека может так повлиять   на   дальнейшую   судьбу.   Доброта   и   отзывчивость   людей,   качества,   которые   писатель   ценил   в   людях.   Рассказ   посвящен замечательному человеку и великому русскому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову. «Извощик Петр».  «На разъезде». Михаил Алексеевич Булгаков «Собачье сердце». Евгений Андреевич Пермяк Краткий рассказ о писателе.  «Золотой гвоздь» ­сказка, в которой каждый человек сам является кузнецом своего счастья.  Необходимо правильно подбирать стимулы для человека, который стремится стать лучше.  Гвоздь был лишь стимулами к действию, а успех и счастье принесли Тихону и Дуне упорство и желание добиться результата. Максим Горький. «Детство». «Песня о Соколе» Владимир Маяковский. «Необычайное приключение…»   Леонид Пантелеев  Краткий   рассказ   о   писателе.  «Две  лягушки» ­  пока   есть   силы   нужно   бороться   и   никогда   не   сдаваться   перед трудностями –основной девиз лягушки. «Живая ­ значит, надо жить»  Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки.   Павел Петрович Бажов.  Краткий рассказ о писателе.  «Каменный цветок».  Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Михаил Алексеевич Шолохов. «Судьба человека»   Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Маленький солдат» ­  рассказ о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, ведь силы, мужества и отваги достаточно для Сергея, чтобы достичь желаемой цели, храбрость, и душевные качества юного солдата .  «Неизвестный цветок». «Житейское дело». Александр Трифонович Твардовский. «Две кузницы». «Ради жизни на земле» Федор Абрамов. «О чем плачут лошади». Евгений Носов. «Кукла», «Живое пламя», «Радуга». Юрий Казаков. «Тихое утро»      Владимир Никанорович Мирнев. «Ночью» Александр Валентинович Вампилов. «Свидание». Александр Моисеевич Володин. «Старшая сестра». Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная». «Тихая моя Родина» Лев Кассиль  Краткий рассказ о писателе.  «У классной доски» ­  событие войны, происшедшее в классе, где учительствует  Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные в ситуации нравственного выбора.  Юрий Яковлевич Яковлев Краткий рассказ о писателе. «Где стояла батарея» ­ рассказ­воспоминание человека, во время  героического сражения батареи с фашистами.   «Рыцарь Вася» мечта  неуклюжего, неловкого мальчика  Васи стать рыцарем, мечты о подвигах. Рыцарский подвиг Васи, славу за который присвоил себе другой человек. Саша Черный. «Люся и дедушка Крылов», «Живая азбука». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. Зинаида Гиппиус. «Над забвением» Тэффи  «Дедушка   Леонтий»   ­взаимодействие   двух   миров:   взрослого   и   детского.   Трагическая   судьба   ребенка   во   взрослом   мире. «Ностальгия». Дон­Аминадо. «Колыбельная». «Уездная сирень». Михаил  Михайлови Пришвин. О писателе. «Кладовая солнца». Лесная капель. Юрий  Михайлович Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный...» Bиктор Петрович Астафьев.  О писателе. «Конь с розовой гривой». «Белогрудка». «Яшка­лось». Иван Сергеевич  Никитин. «Ярко звезд мерцанье…». Федор Иванович Тютчев. «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Обвеян вещею дремотой…». Константин Сергеевич Аксаков. «Весна». Николай Алексеевич Заболоцкий. «Сентябрь». Валентин Григорьевич  Распутин.  Краткий   рассказ   о  писателе  (детство,  юность,  начало  творческого  пути).  «Уроки  французского». Отражение   в   повести   трудностей   военного   времени.   Жажда   знаний,   нравственная   стойкость,   чувство   собственного   достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Песни о любви на слова поэтов 20 века. Алексей Фатьянов. «На крылечке твоем…».  Максим  Исаковский. «Каким ты был, таким остался…», «Ой, цветет калина…», Василий Алферов. «Ивушка». ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мифы народов мира Мифы Древней Греции.   Подвиги   Геракла   (в   переложении Н. А. Куна):  «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Гомер «Одиссея» Японские хокку. Дж. Олдридж. «Отец и сын». Рэй Брэдбери. «Звук бегущих ног» Дж.Сэлинджер. «Человек, который смеялся». Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман  «Дон Кихот».  Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса­романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления). Новелла  «Маттео   Фальконе».  Изображение   дикой   природы.   Превосходство   естественной,   «простой»   жизни   и   исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент­Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Притча (начальные представления). Филипп Честерфилд. «Письма к сыну». О Генри. «Родственные души». Вильям Шекспир. Сонеты 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы По программе Коровиной По   рабочей программе По программе Коровиной По   рабочей программе По программе Коровиной По   рабочей программе По программе Коровиной По   рабочей программе По программе Коровиной По рабочей програм ме № Раздел  5(кл./ч.) 6(кл./ч.) 7(кл./ч.) 8(кл./ч.) 9(кл./ч.) 1 2 3 4 5 6 7 1 10 2 2 42 29 19 Введение  Устное  народное  творчество    Из древнерусск ой лите­ ратуры      Из  литературы  XVIII века Из литературы XIX века  Из  литературы  XX века Из зарубежной литературы  Итого 105 1 6 1 ­ 11 14 2 35 1 4 1 1 50 28 20 105 1 1 1 ­ 10 10 12 35 1 6 2 2 27 25 7 70 1 1 1 2 12 12 6 35 1 2 2 3 36 21 5 70 1 1 1 2 11 14 5 35 1 ­ 3 8 54 31 5 102 1 ­ 1 3 11 16 2 34

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019