Изучение предметной области «Родная литература"(русская) должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;Изучение предметной области «Родная литература"(русская) должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
5-а родная литература (русская).docx
Изучение предметной области «Родная литература"(русская) должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое
Рабочая программа по
Родной литературе 5 класс
поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функциональносмысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родная литература" (русская) должны отражать:
Родная литература(русская):
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Цели и задачи литературного образования
Содержание учебного предмета.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого
общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
приобщение к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование
причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном
чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы
как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных
литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления,
говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для
выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (59 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историкокультурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной,
направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской
литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом
построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в
старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного
образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Примерная программа по литературе строится с учетом:
традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств
литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных
для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);
необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов
соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям
требований современного культурноисторического контекста к изучению классической литературы;
минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному
содержания предмета;
обучающихся;
учебному плану. Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в
выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно
собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и
единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую
вариативность.
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы
самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель
имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости
откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную
рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право
опираться на какуюто одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует
соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной
образовательной программы.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе
присутствуют единицы более высокого порядка (жанровотематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно
вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для
культуры, авторы, общие проблемнотематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство
образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения
обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему
сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального
чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно
повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить
потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольноизмерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка
примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке
(конкретное произведение, автор, литературное явление).
Основные теоретиколитературные понятия, требующие освоения в основной школе
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода,
послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, геройрассказчик, точка
зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция,
конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет,
пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении: эпитет,
метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Содержание
Удмуртский фольклор:
Сказки, потешки, заклички
Художественная проза о человеке и природе:
М.М. Пришвин
В. Драгунский.
И. Крылов
Л.Кассиль
К. Паустовский.
Басни:
И.А.Крылов.
Проза о детях:
Л.Кассиль
К. Паустовский. Дата
Наименование темы, раздела (количество часов в теме,
Содержание урока
Тематическое планирование
Наименование темы урока
Произведения удмуртского фольклора (2 часа)
разделе)
Потешки, заклички, считалки
Произведения удмуртского фольклора
Народные сказки: «Два брата», «Богатырь Кондрат»
Удмуртские народные сказки
Рассказы о животных. (3 часов)
Пришвин М.М. «Зайцы профессора» Мастерство
художественной речи.
В.Драгунский «Кот в сапогах». Приемы создания комического
эффекта в рассказе.
Художественная проза о человеке и природе.
Художественная проза о человеке и природе.
№
1
2
3
4 5
6
7
8
9
И.Крылов «Осел и соловей»
И.А.Крылов. Басни
Литературные сказки (2 часов)
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Е.Шварц Сказки
В. Губарев. Сказки
Проза о детях (2 часа)
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки»
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Красота и
поэзия человеческой души.
Проза о детях.
Проза о детях.
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.