1.Содержание учебного предмета
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь . Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Высказывание. Текст . Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):
- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость - до 45 букв в минуту при списывании, до 65-70 букв - при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке . Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (слово и его значение). Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи - имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Словосочетание .Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение .Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных - названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
1.Содержание учебного предмета
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь . Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о
речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду
говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой
ситуации.
Высказывание. Текст . Высказывание, текст как продукты говорения и письма.
Особенности текстадиалога. Текстинструкция. Текстписьмо.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные
высказывания (небольшие по объёму, с 23 микротемами):
писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость до 45 букв в
минуту при списывании, до 6570 букв при свободном письме) в целях относительно
синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке . Углубление представлений о роли языка в жизни человека.
Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое
ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях.Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика (слово и его значение). Обогащение речи наиболее употребительными
фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова
(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне
слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные
окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи
имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их
значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Словосочетание .Углубление представлений о структуре и значениях
словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые
слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение .Систематизация признаков предложения со стороны цели
высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого
предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён
существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных названий
книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоциональнооценочной и глагольной
лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание
связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности
традиций своего народа, семейных отношений;
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей,
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств, особенностей народной русской речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса
русского языка;
• способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в
устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин
успешности и неуспешности в учёбе;
• эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка
родного народа;
маршрута;
• эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
• личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного
• способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными
моральными нормами и этическими требованиями;
• способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
• ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• различать основные языковые средства:
предложения, текста;
слова,
словосочетания,
• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс,
окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы
предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности:
вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных
окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных
окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах),
пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в
предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
• определять грамматические признаки имён существительных, имён
прилагательных, глаголов;
• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки
написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку
тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и
пунктограммы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью
извлечения информации (уметь читать);
• осознанно
передавать содержание прочитанного текста, строить
высказывание в устной и письменной формах;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации
общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по
составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический
анализ предложений для выбора знаков препинания;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по
словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и
успешного решения коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать
признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
(уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и
бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения
задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых
задач, корректировать работу по ходу выполнения;
• руководствоваться правилом при создании речевого высказывания,
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её
в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и
проектной деятельности) и удерживать ее.Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач,
редактировать устные и письменные высказывания;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с
бытовыми жизненными ситуациями:
телеграммы,
поздравление с праздником и др.;
отправление письма,
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения,
которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять
круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё
целеполагание;
• предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских
энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов,
сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной
для понимания слушателем;
• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний,
предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать
единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов,
предложений, текстов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей; самостоятельно делать выводы;
• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой
информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных
книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде
презентаций;
• владеть диалоговой формой речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;• аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
• при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную
цель;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
коммуникативных задач;
Тематическое планирование
Дата
Название раздела / тема урока
примерная фактическа
я
Колво
часов
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основа
формирования речевых умений
Речь
Высказывание. Текст
Речевой этикет
Виды
речевой
деятельности
(коммуникативноречевые умения)
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО
ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке
Состав слова (морфемика)
Морфология (слово как часть речи)
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Служебные части речи
Синтаксис
Словосочетание
Предложение
Орфография и пунктуация
Итого
5ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
12
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
17ч
№
п/п
1.
1
2
3
4
5
2.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17