Рабочая программа по русской литературе (5 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
28.01.2017
Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса основной школы составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2009 год, 11-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 17.12.2010. года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Литература.docx
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса основной школы составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2009 год, 11­е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая  полностью  соответствует   новым   образовательным   стандартам  по  литературе  и   входит  в  состав  УМК  и  примерной  программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 17.12.2010. года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».   Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:  воспитание  духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения,   гражданского   сознания,   чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  развитие  эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического  мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других   искусств,   потребности   в   самостоятельном   чтении   художественных   произведений;   развитие   устной   и   письменной   речи учащихся;  освоение  текстов художественных произведений   в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий;  овладение   умениями  чтения   и   анализа   художественных   произведений   с   привлечением   базовых   литературоведческих   понятий   и необходимых   сведений   по   истории   литературы;   выявления   в   произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.     В 5 классе   происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико­литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др. Ведущей проблемой курса литературы 5 класса является внимание к книге. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой. Программа призвана обеспечить:  приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;  развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно­нравственной позиции учащихся;  формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;  воспитание речевой культуры учащихся. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно­ ориентационной, трудовой, физической, эстетической. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными   отличиями   от   собственно   научной   картины   бытия,   как   высокая   степень   эмоционального   воздействия,   метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию   гражданина,   патриота.   Приобщение   к   гуманистическим   ценностям   культуры   и   развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках   литературы   необходимо   не   просто   как   факт   знакомства   с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими   современниками,   представителями   совсем   другой   эпохи).   Это   приобщение   к   общечеловеческим   ценностям   бытия,   а   также   к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». I Общая характеристика предметной области «Филология». В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в соответствии с ФГОС входит предметная область «Филология», включающая учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык». 2. Общая характеристика учебного предмета «Литература» Как часть предметной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе   содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию   гражданина,   патриота.   Приобщение   к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей –– необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. В подготовке и проведении уроков литературы учитель должен исходить из следующих целей изучения предмета:  1)   формирование   духовно   развитой   личности,   обладающей   гуманистическим   мировоззрением,   национальным   самосознанием   и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  2) развитие интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;  3)   постижение   учащимися   вершинных   произведений   отечественной   и   мировой   литературы,   их   чтение   и   анализ,   основанный   на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  4) поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  5)  овладение   возможными   алгоритмами  постижения  смыслов,   заложенных  в  художественном  тексте  (или  любом   другом  речевом высказывании) и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  6) овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирвать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др.);  7)   использование   опыта   общения   с   произведениями   художественной   литературы   в   повседневной   жизни   и   учебной   деятельности, речевом самосовершенствовании. Интерпретирующая деятельность помогает школьникам осознать изучаемое произведение как художественную целостность и в наибольшей степени её потенциал может быть реализован на уроках обобщающего типа. Нельзя забывать и о художественной интерпретации, развивающей творческие   способности   школьников   (иллюстрирование   произведений,   инсценирование,   создание   киносценариев,   выразительное   чтение, создание текстов в художественном стиле и т. п.). 3. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования с 5 по 9 кл. в объёме 3­2 ч. недельной нагрузки, в 5 классе –– 3 часа в неделю, не менее 442 ч. за курс основной школы. 4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Литература» Принцип деятельностного подхода, который должен определять содержание и структуру уроков литературы, непосредственно связан с результативностью преподавания предмета.  При этом личностными результатами являются:  1)совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства   любви   к   многонациональному   Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  2)   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников   инофрмации   (словари,   энциклопедии, интернет­ресурсы и др.). Метапредметные результаты проявляются в 1) умении поднимать проблему, гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  2) умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;  3) умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. В приведённой ниже таблице формулируются умения и навыки школьников, являющиеся индикаторами предметных результатов: Сфера деятельности Умение (навык) Познавательная сфера понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе и интерпретации литературного произведения ценностно­ориентационная сфера приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка; понимание авторской позиции и формулирование своего отношения к ней коммуникативная сфера восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание  изложений   и  сочинений   на  темы,  связанные   с  тематикой,   проблематикой  изученных   произведений;   создание  рефератов   на литературные и общекультурные темы Эстетическая сфера понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое   восприятие   произведений   литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных средств в создании художественных образов Особое значение приобретает проектная деятельность, отличающаяся разнообразием, так как она может представлять собой  1) сопоставление оригинала и перевода;  2) литературно­критический обзор творчества одного из писателей;  3) иллюстрированный путеводитель по произведению;  4) сценарий литературно­музыкальной композиции;  5) текст инсценировки;  6) киносценарий по изученному произведению;  7) аудио­ спектакль;  8) словарь­комментарий к литературному произведению; 9) словарь крылатых выражений;  10)   компьютерную   презентацию   с   использованием   историко­краеведческого,   литературного   и   искусствоведческого   материала, литературного краеведения и др. Личностными   результатами,   формируемыми   при   изучении   предмета   «Литература»   на   данной   ступени   общего   образования, являются: • совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; •   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии, интернет­ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» на данной ступени общего образования проявляются в: •   умении   понимать   проблему,   подбирать   аргументы   для   подтверждения   собственной   позиции   в   устных   и   письменных   высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты на данной ступени общего образования состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,   XVIII в., русских писателей XIX—XX вв. и зарубежной литературы; •   понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка; • владение элементарной литературоведческой терминологией; 2) в ценностно­ориентационной сфере: • приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы; 4) в эстетической сфере: •   понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое   восприятие   произведений   литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Задачи курса литературы 5 класса:  развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;  совершенствовать навыки выразительного чтения;  сформировать   первоначальные   умения   анализа   с   целью   углубления   восприятия   и   осознания   идейно­художественной   специфики изучаемых произведений;  использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;  расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике. Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.                                                                       Содержание учебного предмета Введение. Устное народное творчество.  2 Из древнерусской литературы Из литературы XVIII век Из русской литературы XIX века Из русской литературы XX века Из зарубежной литературы 2 Итоговые уроки                                              Итого Краткая характеристика разделов Введение. Устное народное творчество.  Писатели   о   роли   книги   в   жизни   человека   и   общества.   Книга   как   духовное   завещание   одного   поколения   другому.   Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Фольклор   –   коллективное   устное   народное   творчество.   Преображение   действительности   в   духе   народных   идеалов.   Вариативная природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных   произведений.   Коллективное   и   индивидуальное   в   фольклоре.   Малые   жанры   фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки ­ повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые.   Нравоучительный   и   философский   характер   сказок. Сказители сказок. (Обзор). «Царевна­лягушка».  Народная  мораль   в  характере   и   поступках  героев.   Образ   невесты­волшебницы.   Иван­царевич   –   победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора­народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»  ­ народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория   литературы.  Сказка.   Виды   сказок   (закрепление   представлений).   Постоянные   эпитеты.   Гипербола   (начальное   представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Основные термины по разделу: фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка. Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). Основные термины по разделу: летопись, хождение, повесть, погодная запись. Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов.  Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). Основные термины по разделу: роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода. Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский­сказочник). «Спящая царевна».  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­ поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная   мораль,   нравственность   –   красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом,   гармоничность   положительных   героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно­условное, фантастическое и достоверно­реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин.  «Attalea  Princeps».  Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).  «Бородино» ­ отклик на 25­летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).  «Заколдованное место»  ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге».  Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.  «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). .«Муму»  ­   повествование   о  жизни   в   эпоху   крепостного  права.   Духовные   и   нравственные   качества   Герасима:   сила,   достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий Афанасьевич Фет.  Краткий рассказ о поэте. Стихотворение  «Весенний дождь»  ­ радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).  «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Основные термины по разделу: басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна»,   И.С. Никитин «Утро»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима»,  выразительное чтение наизусть стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Из русской литературы XX века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли,   душевным   складом   песен   и   сказок,   связанных   между   собой   видимыми   и   тайными   силами.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе».  Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин.  Рассказ о поэте. Стихотворение  «Я покинул родимый дом…»   и  «Низкий дом с голубыми ставнями» ­ поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка».  Реальность  и  фантастика   в  сказе.  Честность,  добросовестность,  трудолюбие   и  талант  главного  героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. «Двенадцать месяцев» ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Никита».  Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Васюткино озеро».  Бесстрашие,  терпение,  любовь  к  природе  и  ее  понимание,  находчивость  в  экстремальных  обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Основные   термины  по   разделу:  повесть,   сказ,   портрет,   композиция   литературного   произведения,   драма,   пьеса­сказка,   ремарка, автобиография. Стихотворные произведения о войне.  Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.  К.М. Симонов  «Майор привез мальчишку на лафете»;  А.Т. Твардовский  «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Произведения о Родине и родной природе. И.А.Бунин  «Помню   долгий   зимний   вечер…»;  А.А.   Прокофьев  «Аленушка»;  Д.Б.Кедрин  «Аленушка»;  Н.М.   Рубцов  «Родная деревня»; Дон­Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Ю.Ч.Ким. «Рыба­кит» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.  Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен.  Краткий рассказ о писателе.  «Снежная королева».  Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.  Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах.  Основные термины по разделу: баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа. Оценка устных ответов учащихся. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса. Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно ­ эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико­литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, свободное владение монологической литературной речью. Отметкой   «4»  оценивается   ответ,   который   показывает   прочное   знание   и   достаточно   глубокое   понимание   текста   изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико­литературными знаниями и навыками при анали­ зе прочитанных произведений; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1­2 неточности в ответе.   Отметкой «3»  оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно­ художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение   и   характеры   основных   героев   и   роль   важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания произведения; незнание элементарных теоретико­литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Диагностический, текущий и итоговый контроль Групповая   и   индивидуальная   диагностика   уровня   литературного   развития   учащихся   в   начале   учебного   года   и   выявление   его последующей динамики. Проверка   усвоения   навыков   выразительного   чтения   (в   том   числе   наизусть),   развитие   элементов   исполнительской   интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям. Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания Сюжета произведения, характеров героев­персонажей. Письменное высказывание по литературной или нравственно­этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные темы. Материально­техническое оснащение образовательной деятельности: 1. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2­х частях. Авторы: В.Я.Коровина,  В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, изд­во «Просвещение», М., 2009г. 2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание, 5 класс, изд­во «Вако», М., 2009г. 3. Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь.ре, 5 класс, изд­во «Просвещение», М., 2015г. 4. Литература. Тесты, 5 класс, изд­во «Экзамен», М., 2014г. 5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (диск). 6. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2014. 7. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006. 8. Фонохрестоматия к учебнику  «Литература» 5 кл.» – М.: Аудио­школа, Просвещение, 2007. Примечание к программе. Базисным учебным планом на 2015­2016 учебный год  предусмотрено 3 часа литературы в неделю (всего 105 часов) Календарно - тематическое планирование по литературе в 5 классе на 2015 – 2016 уч. год № п/ п Наименование разделов и тем Уроки изучения теоретичес кого материала Практичес кие работы (сочи- нения, изложени я и др.виды Контро ль-ные работы Дат а Кор р. (в и т.числе тесты) работ) Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление). Вариативная основа фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни, детский фольклор. Положительный герой и его противники. Уметь: Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. 1 2 3 Введение. Книга и её роль в жизни человека и общества. Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, считалки. 1 2 Русские народные сказки (8ч.) Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: Сказки (волшебные, бытовые, о животных) Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Нравоучительный и философский характер сказок. Уметь: Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Народная мораль в характере и поступках героев. Выявлять характерные для народных сказок художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. 4 5 6 7 8 Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. «Царевна-лягушка»- встреча с волшебной сказкой. «Царевна-лягушка» сказка о мудрости и красоте. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Фантастика. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои 1 Сказочные формулы. 1 1 1 1 9 сказки воценке автора-народа. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». 10 Вн.чтение. Мои любимые сказки. 11 Р.р. Создание сочинения – волшебной сказки. 1 1 1 Из древнерусской литературы (2ч.) Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: Возникновение древнерусской литературы. Древнехристианская книжность на Руси. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Уметь: Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. УУД: поиск и выделение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров. Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. 1 12 13 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 1 Герои летописного сказания. Фольклор в летописи. Из русской литературы XVIII века (2ч.). Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: Юмористическое нравоучение. Уметь: Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки. УУД: поиск и выделение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров. 14 М. В.Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» Роды и жанры литературы. 15 1 1 Из литературы XIX века (45ч.). Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. Уметь: Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. 16 Басня как литературный жанр. Родословная басенного жанра. 17 И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». 18 Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. 19 И.А.Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». морали. Понятие об «эзоповом Способы выражения 1 1 1 1 языке». 20 Вн.чтение. Образный мир басен И.А. Крылова. 21 В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». 22 Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. 23 В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои проблемы Нравственно-психологические баллады. баллады. 24 А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. 25 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. 26 А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты- рях». Истоки рождения сюжета сказки. 27 Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. 28 Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль в пушкинской сказке. Р.р. Мои любимые сказки А. С. Пушкина. Обучение домашнему сочинению. 31 Русская литературная Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Сюжет сказки. сказка. 32 Сказочно - условное, фантастическое и достоверно- 1 реальное в сказке. 33 В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. 34 Тест «Писатели-сказочники и их герои». 35 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историче- ская основа и патриотический пафос стихотворения. 36 Изобразительно-выразительные средства языка стихотво- рения «Бородино». Особенности восприятия героического сражения. 37 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место». 1 1 1 38 Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». 39 Понятие о фантастике. Юмор. 40 Вн.чтение. Любимые страницы из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 41 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие представления об эпитете. 42 Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. 43 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. 44 И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Герасим и его окружение. 45 46 Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и ее челяди. 47 Нравственное превосходство Герасима. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму». 49 Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. 50 А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. 51 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. 52 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери- 53 стике героев. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». 1 1 1 54 А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористи- 1 55 56 57 ческий рассказ. Р.р. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» Рассказы Антоши Чехонте. Русские поэты XIX векао Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. 58 Стихотворный ритм как средство передачи чувств и на- 1 1 1 строений. 1 1 1 1 59 Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. 1 Сурикова, 60 А. В. Кольцова. Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века). 1 Из литературы XX века. (29ч.) 61 Из литературы XX века. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. 62 В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. 63 Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. 64 Портрет как средство изображения героев. 65 Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко- роленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. 1 1 1 1 1 66 Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Королен- 1 ко «В дурном обществе». 67 С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Ро- Своеобразие языка дины и родной природы. стихотворений. 68 П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. 69 Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. 70 К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». 71 Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. 72 К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. 73 С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. 74 Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. 75 Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. 76 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 77 А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фан- тастика. 78 Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. 79 Контрольная работа или тестирование. 80 В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. 81 «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. 82 Р.р. Сочинение – рассказ на литературную тему по изученным произведениям)». 83 Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие И.А.Бунин. Дон-Аминадо. окружающего мира природы. 1 1 1 1 1 84 А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины 1 в стихах о природе. 85 Р.р.Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века). 1 1 1 86 Саша Черный.Слово о писателе. Образы детей в 1 рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». 87 Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. 88 К.М.Симонов.Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. 89 А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. 1 1 1 Из зарубежной литературы. (11ч.) 90 Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бе- режное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер. 1 91 Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произ- ведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. 1 92 Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон 1 Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. 93 X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: 1 реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. 94 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота 1 героини. 95 Р.р. Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к 1 домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена. 96 Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о 1 прекрасном. 97 М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. 98 Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена. 99 Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нрав- ственное взросление героя рассказа. Становление его ха- рактера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. 10 0 Итоговые уроки. (5ч.) 10 1 Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». 1 1 1 1 1 Задания для летнего чтения. Урок развития речи «Страницы любимых книг». Урок-путешествие «В мире книг» Литературный ринг (урок-игра) 10 2 10 3 10 4 10 5 ИТОГО 105 часов 86 1 1 14 1 1 5

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)

Рабочая программа по русской литературе (5 класс)

Рабочая программа по русской  литературе  (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017