Рабочая программа по русскому в 8 классе
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
8 кл
13.10.2017
Рабочая программа по русскому в 8 классе
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 9 КЛАССЕ МБОУ «ГОРЕЛЬСКАЯ СОШ» НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС второго поколения. Методическая тема МО классных руководителей: «Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения» Цель: Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепления здоровья школьников Задачи: • Целенаправленно развивать и укреплять традиции образовательного учреждения как динамической основы для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального роста ребенка. • Формировать у детей ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому, уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, бережное отношение к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовность к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации. • Освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирования у школьников гуманистического мировоззрения, морально- этических знаний и убеждений, этической культуры, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. • Формировать активную жизненную позицию, лидерские качества, организаторские умения и навыки, опыт лидерства в небольших социальных группах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения и навыки, навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности, формировать у детей ценности свободы, другие ценности демократического общества, организационной и политической культуры, уважения к закону, осознание единства прав и обязанностей гражданина России
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа Литература 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Горельская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на заседании Методического  совета школы и рекомендована к утверждению   протокол № __ от ___августа 2015 года                       Утверждена    Приказ № ____ от _____ августа 2015 г. Руководитель МС  __________ /___________/ Директор школы ___________/ ________/ Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 8 класса основного общего образования (базовый уровень) на 2017 ­2018 учебный год Учитель: Т.М. Инякина 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального   компонента   государственного   стандарта   основного   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература.5­ 11   классы»   под   редакцией   В.Я.   Коровиной,   7­е   издание,   М.   Просвещение 2006.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта, определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития   учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В   ней   также   учитываются   основные   идеи   и   положения   Программы развития   и   формирования   универсальных   учебных   действий   для   общего образования,     с   особенностями   ООП,   образовательных   потребностей   и запросов   обучающихся   нашей   школы,   преемственность   с   примерными программами для начального общего образования. Цели обучения: 1. воспитание   духовно­развитой   личности,   осознающей   свою принадлежность   к   родной   культуре,   обладающей гуманистическим   мировоззрением, общероссийским гражданским   сознанием,   чувством   патриотизма;   воспитание любви   к   русской   литературе   и   культуре,   уважения   к литературам   и   культурам   других   народов;   обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;   2. развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование   читательской   культуры,   представления   о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном   чтении   художественной   литературы, эстетического   вкуса   на   основе   освоения   художественных текстов;  3. освоение   знаний   о   русской   литературе,   ее   духовно­ нравственном   и   эстетическом   значении;   о   выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; 4. овладение   умениями   творческого   чтения   и   анализа художественных   произведений   с   привлечением   необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Главная   идея   программы   по   литературе   –   изучение   литературы   от мифов   к   фольклору,   от   фольклора   к   древнерусской   литературе,  от   неё   к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность:   от   освоения   различных   жанров   фольклора,   сказок, стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей,   знакомство   с отдельными   сведениями   по   истории   создания   произведений,   отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как   искусства   слова   (вертикаль).   Существует   система   ознакомления   с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая   проблема   изучения   литературы   в   8   классе   –   взаимосвязь литературы   и   истории.   Чтение   произведений   зарубежной   литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. Концентр   5­9   классов,   решая   свои   специфические   задачи,   готовит школьников   к   восприятию   линейного   историко­литературного   курса   10­11 классов, формирует грамотного читателя. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Как   часть   образовательной   области   «Филология»   учебный   предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является   одним   из   основных   источников   обогащения   речи   учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка   художественных   произведений   способствует   пониманию   учащимися эстетической   функции   слова,   овладению   ими   стилистически   окрашенной русской речью.   метафоричность, Специфика учебного предмета«Литература» определяется тем, что он представляет   собой   единство   словесного   искусства   и   основ   науки (литературоведения),   которая   изучает   это   искусство.   Литература   как искусство   словесного   образа   —особый   способ   познания   жизни, художественная   модель   мира,   обладающая   такими   важными   отличиями   от собственно   научной   картины   бытия,   как   высокая   степень   эмоционального воздействия, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература   как   один   из   ведущих   гуманитарных   учебных   предметов   в российской   школе   содействует   формированию   разносторонне   развитой, гармоничной   личности,   воспитанию   гражданина,   патриота.   Приобщение   к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое   условие   становления   человека,   эмоционально   богатого   и интеллектуально   развитого,   способного   конструктивно   и   вместе   с   тем критически относиться к себе и к окружающему миру.   многозначность,   Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках литературы   необходимо   не   просто   как   факт   знакомства   с   подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог   с   писателями   (русскими   и   зарубежными,   нашими   современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение   в   фольклоре   и   русской   классической   литературе   как художественном   явлении,   вписанном   в   историю   мировой   культуры   и обладающем   несомненной   национальной   самобытностью.   Знакомство   с произведениями   словесного   искусства   народа   нашей   страны   расширяет представления   учащихся   о   богатстве   и   многообразии   художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная   картина   жизни,   нарисованная   в   литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в   чувственном   восприятии   (эмоционально),   но   и   в   интеллектуальном понимании   (рационально).   Литературу   не   случайно   сопоставляют   с философией,   называют   «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».    психологией,   историей, 3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8   классе   в   объеме   70   ч,   учебным   планом   МБОУ   "Горельская   СОШ" предусмотрено изучение литературы в 8 классе в объеме 102 ч (3 ч в неделю). 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: •   совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии,   интернет­ ресурсы и др.). Метапредметные   результаты  изучения   предмета   «Литература» проявляются в: •   умении   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать материал,   подбирать   аргументы   для   подтверждения   собственной   позиции, выделять   причинно­следственные   связи   в   устных   и   письменных высказываниях, формулировать выводы;  •   умении   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: •   понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского фольклора   и   фольклора   других   народов,   древнерусской   литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих   нравственных ценностей и их современного звучания; •   умение   анализировать   литературное   произведение:   определять   его принадлежность   к   одному   из   литературных   родов   и   жанров;   понимать   и формулировать   тему,   нравственный   пафос   литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;    идею, •   определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции, изобразительно­выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного (элементы филологического анализа); произведения     содержания   •   владение   элементарной   литературоведческой   терминологией   при анализе литературного произведения; 2) в ценностно­ориентационной сфере: • приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры,   сопоставление   их   с   духовно­нравственными   ценностями   других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  •   собственная   интерпретация   (в   отдельных   случаях)   изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: •   восприятие   на   слух   литературных   произведений   разных   жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой   изученных   произведений,   классные   и   домашние   творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: •   понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; •   понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Русская   литература   и   история.   Интерес   русских   писателей   к историческому   прошлому   своего   народа.   Историзм   творчества   классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В   мире   русской   народной   песни     (лирические,   исторические   песни). Отражение жизни народа   в народной песне:  «В темном лесе», «Уж ты ночка,   ноченька   темная…»,   «Вдоль   по   улице   метелица   метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки  как   малый   песенный   жанр.   Отражение   различных   сторон жизни   народа   в   частушках.   Разнообразие   тематики   частушек.   Поэтика частушек. Предания  как   исторический   жанр   русской   народной   прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.  Теория   литературы.   Народная   песня,   частушка   (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Из  «Жития   Александра   Невского».  Защита   русский   земель   от нашествий  и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  «Шемякин   суд».  Изображение   действительных   и   вымышленных событий –  главное   новшество   литературы XVII  века.  Новые   литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» ­ «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория   литературы.   Летопись.   Древнерусская   повесть   (развитие представлений).   Житие   как   жанр   литературы   (начальные   представления). Сатирическая   повесть   как   жанр   древнерусской   литературы   (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»  (сцены).   Сатирическая   направленность   комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория   литературы.   Понятие   о   классицизме.   Основные   правила классицизма в драматическом произведении. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван   Андреевич   Крылов.  Поэт   и   мудрец.   Язвительный   сатирик   и   Мораль   басни. баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки,   просящие   царя».   Критика   «общественного   договора»   Ж.­Ж.  «Обоз».   Критика   вмешательства   императора Руссо.   Мораль   басни.   Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.   самонадеянности, безответственности, зазнайства.   Осмеяние   пороков: Теория   литературы.   Басня.   Мораль.   Аллегория   (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».  Историческая   тема   думы.  Ермак   Тимофеевич  – главный   герой   думы,   один   из   предводителей   казаков.   Тема   расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».   Разноплановость   содержания   стихотворения   –   зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К***   («Я   помню   чудное   мгновенье…»).   Обогащение   любовной   лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.  «История   Пугачева»   (отрывки).   Заглавие   Пушкина   («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным   как   более   точная.   Смысловое   различие.   История   пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к   предводителю   восстания.   Бунт   «бессмысленный   и   беспощадный» (А.Пушкин). Роман   «Капитанская   дочка».   Гринев   –   жизненный   путь   героя, формирование   характера   («Береги   честь   смолоду»).   Маша   Миронова   – нравственная   красота   героини.   Швабрин   –   антигерой.   Значение   образа Савельича   в   романе.   Особенности   композиции.   Гуманизм   и   историзм Пушкина.   Историческая   правда   и   художественный   вымысел   в   романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).   Роман   (начальные   представления).   Реализм   (начальные представления). «Пиковая   дама».   Место   повести   в   контексте   творчества   Пушкина. Проблема   «человек   и   судьба»   в   идейном   содержании   произведения. Соотношение   случайного   и   закономерного.   Смысл   названия   повести   и эпиграфа   к   ней.   Композиция   повести:   система   предсказаний,   намеков   и символических   соответствий.   Функции   эпиграфов.   Система   образов­ персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа   Петербурга.   Идейно­композиционная   функция   фантастики.   Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически­условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой   (начальные   представления),   романтическая   поэма   (начальные представления). Николай   Васильевич   Гоголь.   Краткий   рассказ   о   писателе,   его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки   комедии.   Поворот   русской   драматургии   к   социальной   теме. Отношение   современной   писателю   критики,   общественности   к   комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от   начала   до   конца   вытекает   из   характеров»   В.И.Немирович­Данченко). Хлестаков   и   «миражная   интрига»   (Ю.Манн).   Хлестаковщина   как общественное явление. Теория   литературы.   Комедия   (развитие   представлений).   Сатира   и юмор (развитие представлений). «Шинель».   Образ   «маленького   человека»   в   литературе.   Потеря Акакием   Акакиевичем   Башмачкиным   лица   (одиночество,   косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника,   обладающего   духовной   силой   и   противостоящего   бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. писателе, редакторе, издателе. «История   одного   города»   (отрывок).   Художественно­политическая сатира   на   современные   писателю   порядки.   Ирония   писателя­гражданина, бичующего   основанный   на   бесправии   народа   строй.   Гротескные   образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория   литературы.   Гипербола,   гротеск   (развитие   представлений). Литературная   пародия   (начальные   представления).   Эзопов   язык   (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый   гений».   Сатира   на   чиновничество.   Защита   беззащитных. Нравственные   проблемы   рассказа.   Деталь   как   средство   создания   образа   в рассказе. Теория   литературы.   Рассказ   (развитие   представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев   Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе.   Идеал Михаил   Евграфович   Салтыков­Щедрин.   Краткий   рассказ   о взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория   литературы.   Художественная   деталь.   Антитеза   (развитие представлений).   Композиция   (развитие   представлений).   Роль   антитезы   в композиции произведений. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория   литературы.   Психологизм   художественной   литературы (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».   Повествование   о   любви   в   различных   ее   состояниях   и   в   Мастерство   Бунина­рассказчика. различных   жизненных   ситуациях. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.  «Россия».   Историческая   тема   в   стихотворении,   его   современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».   Поэма   на   историческую   тему.   Характер   Пугачева. Сопоставление   образа   предводителя   восстания   в   разных   произведениях:   в фольклоре,   в   произведениях   А.С.Пушкина,   С.А.Есенина.   Современность   и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.  «Как   я   стал   писателем».   Рассказ   о   пути   к   творчеству. Сопоставление   художественного   произведения   с   документально­ биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон».  Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история,   обработанная   «Сатириконом»  (отрывки).   Сатирическое изображение   исторических   событий.   Приемы   и   способы   создания сатирического   повествования.   Ироническое   повествование   о   прошлом, характеризующее отношение к современности. М.Зощенко.   «История болезни»;  Тэффи.   «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории   в   произведениях   поэта.   Поэтическая   энциклопедия   Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями­ фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория   литературы.   Фольклор   и   литература   (развитие   понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».  Утверждение   доброты,   сострадания,   гуманизма   в душах   солдат,   вернувшихся   с   войны.   Изображение   негромкого   героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм   воинов,   защищающих   свою   родину   (Е.Винокуров.   «Москвичи»; М.Исаковский.   «Катюша»,   «Враги   сожгли   родную   хату»;   Б.Окуджава. «Песенка   о   пехоте»,   «Здесь   птицы   не   поют…»;   А.Фатьянов.   «Соловьи»; Л.Ошанин.   «Дороги»;   В.Высоцкий.   «Песня   о   Земле»   и   др.).   Лирические   и героические   песни   в   годы   Великой   Отечественной   войны.   Их   призывно­ воодушевляющий   характер.   Выражение   в   лирической   песне   сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой­повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н.Оцуп. «Мне трудно   без   России…»  (отрывок);   З.Гиппиус.   «Знайте!»,  «так   и   есть»;   Дон Аминадо.   «Бабье   лето»;   И.Бунин.   «У   птицы   есть   гнездо…».   Общее   и индивидуальное в произведениях русских поэтов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория   литературы.   Конфликт   как   основа   сюжета   драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание   поэтом   любви   и   дружбы.   Сюжеты   Шекспира   –   «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).   XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.   Мольер – великий комедиограф   эпохи   классицизма.   «Мещанин   во   дворянстве»   ­   сатира   на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное   мастерство   Мольера.   Народные   истоки   смеха   Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».   Исторический   роман.   Средневековая   Англия   в   романе. Главные   герои   и   события.   История,   изображенная   «домашним   образом»: мысли   и   чувства   героев,   переданные   сквозь   призму   домашнего   быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока  1 Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому  прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.  Выявление уровня литературного развития учащихся 2­3 Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль  по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён».  Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений 4 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О  покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий 5 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие  Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской  повести и жития 6­7 Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. 8­11  Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин»  «Недоросль»(сцены).  Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного  гражданина. Понятия о классицизме. Речевые характеристики главных героев  как средство создания комического. Анализ эпизода комедии  «Недоросль»(по выбору). Особенности анализа  эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в  драматическом произведении. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению  Д.И.Фонвизина   «Недоросль»(тема на выбор) 12­13 И. А. Крылов.  Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их  историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных  пороков. И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.  Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя,  философа. 14­15  К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её  связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака  Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. РР Подготовка к домашнему сочинению  16 А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на  основе изученного в 6­7 классах)  17 А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания  в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к  Пугачеву народа, дворян и автора. 18­24 А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».  25­26  А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в  литературе. Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ),  « 19  октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы 27­26 А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов  персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия,  эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. 27 М. Ю. Лермонтов.  Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова  (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах) 28­32 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». 33 Н.В. Гоголь.  Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в  художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах 34­39  Н.В. Гоголь. «Ревизор». 40­41  Н. В. Гоголь. « Шинель». 42­43 Вн. чтение .И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». 44­47 М.   Е.   Салтыков­Щедрин.   Слово   о   писателе,   редакторе,   издателе.   «История одного города» 48  Контрольная   работа   по   творчеству   М.   Ю.   Лермонтова,     Н.В.   Гоголя,   М.   Е. Салтыков­Щедрина 49­50 Н.С. Лесков.  Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 51­53 Л.Н. Толстой.  Слово о писателе. Социально­нравственные проблемы в рассказе «После бала». 54  Вн. чтение . Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». 55­56 Поэзия  родной природы А.С.Пушкин «Цветы  последние милей…»,М.Ю.Лермонтов  «Осень»,Ф.Ю.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш»,А.Н.Майков  «Поле зыблется цветами…» 57 А.П. Чехов.  Слово о писателе. Рассказ «О любви» 58 Вн. чтение . Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». 59­60 И.А Бунин.  Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» 61 .И. Куприн.  Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна 62 Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» 63 РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н.  64 А.А. Блок.  65 Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». 66­67 С.А. Есенин.  Слово о поэте. «Пугачёв» ­ поэма на историческую тему. 68 Урок – конференция.  Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.  РР Подготовка к домашнему сочинению 69 М.А Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне». 70  И.С. Шмелёв.  Слово о писателе. «Как я стал писателем» 71 Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва. 72­74 Журнал «Сатирикон».  Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.  М.М. Зощенко. «История болезни» 75­78 А.Т Твардовский.  Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». 79­81 А.П. Платонов.  Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». 82­83 РР Урок – концерт.  Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М.  Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы  («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л.  Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова,  А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого 84­86 В.П. Астафьев.  Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». 87­88 РР  Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях  писателей 20­го века» 89 Русские поэты  XX века о Родине,  родной природе.  (И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов) 90­91 Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Мотивы воспоминаний, грусти, надежды(Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо,  И.Бунин) 92­93 У. Шекспир.  Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». 94  Сонеты У. Шекспира. 95­97 Ж.­ Б. Мольер.  « Мещанин во дворянстве» Игра словами в сказке «Аня в стране чудес». 98­99 Дж. Свифт.  Слово о писателе. «Путешествие Гулливера Вальтер Скотт.  Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман 100­ 101 102 Урок­зачет.  Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето 8. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для учащихся: 1.  Коровина В.Я., Журавлев В. П.,  Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.­ хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008. Для учителя: 1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по  литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009 2.  Школьный   словарь   литературоведческих   терминов./   Бушко   О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999  3.   Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя. М.; Просвещение,2002. 4.    Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под  ред. В. И. Коровина. ­ М.: Просвещение,  2008 4. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П. Ф. Ивченков и др.Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.Зепалова,­М.;Просвещение,1990 Мультимедийные пособия. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,   В.И. Коровина / МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.; Просвещение», 2009. Наглядно­ демонстрационный материал по литературе 1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII­XIXвв»; 2.Альбом  «Портреты иностранных писателей»; 3.Комплект портретов «Русские писатели   XXв»; 4.Комплект «А.М.Горький»; 5. Комплект «А.С.Пушкин»; 6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям,  репродукции картин); 7.Раздаточный материал к художественным произведениям ,изучаемым в  8классе.

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017