Рабочая программа по русскому в 8 классе
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
8 кл
13.10.2017
Рабочая программа по русскому в 8 классе
Публикация является частью публикации:
пояснит и ктп 8 литер Коровина(1).doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по литературе  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы В.Я. Коровиной. Составитель рабочей программы  Инякина Т.М.учитель русского языка и литературы.                Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программу 4 часа литературного краеведения. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: 1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. 2. Базисный учебный план. 3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента. 4. Стандарт основного общего образования по литературе. 5. Закон Российской Федерации «Об образовании». 6. Конвенция о правах ребенка.  Рабочая программа выполняет две основные функции. Информационно­методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно­планирующая  функция   предусматривает   выделение   этапов   обучения,   структурирование   учебного материала,   определение   его   количественных   и   качественных   характеристик   на   каждом   из   этапов,   в   том   числе   для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая   программа   содействует   сохранению   единого   образовательного   пространства   и   предоставляет   широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса литературы  в основной школе. Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно­тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно­тематическое планирование. Цели  Изучение  литературы   в основной  школе  направлено  на достижение следующих целей: ­ воспитание         духовно        развитой        личности,        формирование гуманистического    мировоззрения,     гражданского    сознания,   чувства патриотизма,     любви     и     уважения     к    литературе     и     ценностям  отечественной культуры, ­  развития         эмоционального           восприятия           художественного           текста,  образного      и     аналитического мышления,     творческого     воображения,  читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других  искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;         ­  освоение  текстов   художественных   произведений   в   единстве   формы   и  содержания,   основных     историко­   литературных сведений  и теоретико­ литературных понятий;      ­ овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением  базовых литературоведческих понятий     и     необходимых  сведений          по       истории       литературы;       выявления        в       произведениях  конкретно­ исторического и общечеловеческого  содержания; грамотного  использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи: ­ формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;  ­ обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию  литературы;  ­ развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся   Основные методы, используемые в различных сочетаниях: 1. Объяснительно­иллюстративный, сочетающий   словесные   методы   (рассказ,   объяснение,   работа   с   литературными источниками)   с   иллюстрацией   различных   по   содержанию   источников   (справочники,   картины,   схемы,   диаграммы, натуральные объекты, др.). 2. Частично­поисковый,     основанный на использовании знаний о литературе, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей. 3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.   Основные формы и виды организации учебного процесса Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные,   семинарские   занятия,   самостоятельная   работа   учащихся   с   использованием   современных   информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: 1. создание оптимальных условий обучения; 2. исключение психотравмирующих факторов; 3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; 4. развитие положительной мотивации к освоению программы; 5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. Типы рока 1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.  2. Повторительно­обобщающий урок. 3. Урок развития речи. 4. Урок закрепления изученного материала. 5. Урок контроля. 6. Урок обобщающего контроля. Формы организации работы учащихся: 1. Индивидуальная. 2. Коллективная: 2.1. фронтальная; 2.2. парная; 2.3. групповая. Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии  Организация учебно­воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно­ориентированному и  дифференцированному подходам.   В учебно­воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно­поисковые технологии).  Формы учебных занятий 1. Мини – лекции; 2. Диалоги и беседы; 3. Практические работы; 4. Проектные работы Виды деятельности учащихся 1. Устные сообщения; 2. Обсуждения; 3. Работа с источниками; 4. Доклады; 5. Защита презентаций; 6. Рефлексия Общая характеристика учебного предмета Важнейшее  значение  в  формировании  духовно богатой,  гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами   и   эстетическими   потребностями   имеет   художественная   литература.   Курс   литературы   в   школе   основывается   на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко­ культурных сведений, нравственно­эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование   умений   оценивать   и   анализировать   художественные   произведения,   овладения   богатейшими   выразительными средствами русского литературного языка. Цель   изучения   литературы   в   школе   –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова,   богатству   русской   классической   и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это   устремление   зависит   от   степени   эстетического,   историко­культурного,   духовного   развития   школьника.   Отсюда возникает необходимость активизировать художественно­эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.   Следовательно,   цель   литературного   образования   в   школе   состоит   и   в   том,   чтобы   познакомить   учащихся   с классическими   образцами   мировой   словесной   культуры,   обладающими   высокими   художественными   достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс   литературы   строится   с   опорой   на   текстуальное   изучение   художественных   произведение,   решает   задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  XVIII,  XIX,  XX  веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­ 6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по     освоению содержания  художественных произведений и теоретико – литературных понятий: ­ осознанное,   творческое чтение художественных  произведений разных жанров; ­ выразительное чтение художественного текста; ­ различные    виды    пересказа   (подробный,    краткий,    выборочный,   с элементами комментария, с творческим  заданием); ­ ответы    на    вопросы,    раскрывающие    знание    и    понимание   текста произведения; ­ заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; ­ анализ и интерпретация произведения; ­ составление планов и написание отзывов о произведениях; ­ н а п и с а н и е   сочинений по литературным произведениям на основе  жизненных впечатлений; ­ целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Межпредметные и внутрипредметные связи Реализация программы по литературе   на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.  В   школе   учащиеся   изучают   в   основном   русский   литературный   язык,   поэтому   наиболее   тесные   и   органичные   связи литературы как предмета осуществляется с русским языком. При обучении  широко используются изучаемые художественные произведения   для   иллюстрации   языковых   фактов,   наблюдений   за   употреблением   отдельных   слов,   грамматических   форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению). Близкие   понятия   содержатся   в   курсе   литературы,   изобразительного   искусства   (антоним,   антитеза,   контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром,  интонацией. Тесные   связи   литературы   с   такими     предметами     как   изобразительное   искусство,   музыка.   Обучая   детей   описывать картину, учитель способствует эстетическому воспитанию учащихся, учит их ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. Место предмета в базисном учебном плане Для   обязательного   изучения   учебного   предмета   «Литература»   в   8   классе   федеральный   базисный   учебный   план   для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности   В  этом   направлении   приоритетами  для  учебного  предмета « Литература» на этапе основного общего образования являются:  ­ выделение характерных причинно­следственных связей, сравнение сопоставление; ­ умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома: ­ самостоятельное выполнение различных творческих работ;  ­ способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;        ­ осознанное   беглое   чтение,   использование   различных   видов   чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);    ­         владение             монологической             и           диалогической             речью,           умение  перефразировать мысль, выбор и использование   выразительных   средств  языка   и   знаковых   систем   (текст,   таблица,   схема,  и   др.)   в   соответствии   с коммуникативной задачей; ­ составление плана, тезиса, конспекта; ­   подбор   аргументов,   формулирование   выводов,   отражение   в   устной   или  письменной   форме   результатов   своей деятельности; ­ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных   источников информации,   включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и др. базы данных; ­   самостоятельная   организация   учебной   деятельности,   владение   навыками  контроля   и   оценки   своей   деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Виды контроля  1. входной;  2. промежуточный;  3. текущий;  4. тематический;  5. итоговый. Методы контроля 1. письменный;  2. устный. Формы контроля   1. тесты;  2. зачеты;  3. устный опрос;  4. самостоятельные работы   Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1. Активность участия. 2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4. Самостоятельность. 5. Оригинальность суждений. Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ­ ориентированного и личностно ­ ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями   и   умениями,   востребованными   в   повседневной   жизни,   позволяющими   ориентироваться   в   окружающем   мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика   «Знать/понимать»   включает   требования   к   учебному   материалу,   который   усваивается   и   воспроизводится обучающимися. Рубрика   «Уметь»   включает   требования,   основанные   на   более   сложных   видах   деятельности,   в   том   числе   творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.  В   рубрике   «Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Основное содержание (102 ч) Введение (1 ч) Русская   литература   и   история.   Интерес   русских   писателей   к   историческому   прошлому   своего   народа.   Историзм творчества классиков русской литературы.  знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия;  уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета).  Формы контроля: вводный опрос. В   мире   русской   народной   песни  (лирические,  исторические   песни).   Отражение   жизни   народа   в   народной   песне:  «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Устное народное творчество (3 ч) Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания  как   исторический   жанр   русской   народной   прозы.  «О   Пугачеве»,   «О   покорении   Сибири   Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;        поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест Из древнерусской литературы (4 ч) Из  «Жития   Александра   Невского».  Защита   русских   земель   от   нашествий   и   набегов   врагов.   Бранные   подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин   суд»   —   «кривосуд»   (Шемяка   «посулы   любил,   потому   так   он   и   судил»).   Особенности   поэтики   бытовой сатирической повести. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;  изученные теоретико­литературные понятия;  уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест, письменная работа Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.  Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы XVIII века (6 ч) знать/понимать  образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест, письменная работа  Из литературы XIX века (51 ч) Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть   Ермака».  Историческая   тема   думы.   Ермак   Тимофеевич   —   главный   герой   думы,   один   из   предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». декабристов.  Разноплановость   содержания   стихотворения   —   зарисовка   природы,   отклик   на   десятилетие   восстания К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»),  принятая   Пушкиным   как   более  точная.  Смысловое   различие.  История  пугачевского   восстания   в  художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю   восстания.   Бунт   «бессмысленный   и   беспощадный»  (А.  Пушкин).   История   создания   романа.   Пугачев   в историческом труде А.С.Пушкина и в романе. форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман  «Капитанская   дочка».  Петр   Гринев   —   жизненный   путь   героя,   формирование   характера   («Береги   честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности   композиции.   Гуманизм   и   историзм   Пушкина.   Историческая   правда   и   художественный   вымысел   в   романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к истории, исторической теме и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри».  «Мцыри»   как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы.   Исповедь   героя   как   композиционный   центр   поэмы.   Образы   монастыря   и   окружающей   природы,   смысл   их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай   Васильевич   Гоголь.  Краткий   рассказ   о   писателе,   его   отношение   к   истории,   исторической   теме   в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия   «со   злостью   и   солью».   История   создания   и   история   постановки   комедии.   Поворот   русской драматургии   к   социальной   теме.   Отношение   современной   писателю   критики,   общественности   к   комедии   «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович­Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежд,а согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного   адского   холода.   Незлобивость   мелкого   чиновника,   обладающего   духовной   силой   и   противостоящего   бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни  и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно­политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя­гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория   л   и   т   е   р   а   т   у   р   ы   .   Художественная   деталь.   Антитеза   (развитие   представлений).   Композиция   (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов.  «Осень»;  Ф.  И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм художественной литературы (развитие представлений). знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест, письменная работа, самостоятельная работа, творческая работа Из русской литературы XX века (26 ч) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина­ рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях:   в   фольклоре,   в   произведениях   А.   С.   Пушкина,   С.   А.   Есенина.   Современность   и   историческое   прошлое   в драматической поэме Есенина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как   я   стал   писателем».  Рассказ   о   пути   к   творчеству.   Сопоставление   художественного   произведения   с документально­биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал  «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки).   Сатирическое   изображение   исторических   событий.   Приемы   и   способы   создания   сатирического   повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.  Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий   Теркин».  Жизнь   народа   на   крутых   переломах   и   поворотах   истории   в   произведениях   поэта.   Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями­фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм   литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину:  М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно­воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой­повествователь (развитие представлений). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»­, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) мне, скворец, уголок...»­, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон­Аминадо. «Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест, самостоятельная работа Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Из зарубежной литературы (7 ч) «Ромео и Джульетта».  Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве»  (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.   Мольер   —   великий   комедиограф   эпохи   классицизма.   «Мещанин   во   дворянстве»   —   сатира   на   дворянство   и невежественных   буржуа.   Особенности   классицизма   в   комедии.   Комедийное   мастерство   Мольера.   Народные   истоки   смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений). знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Формы контроля:  опрос, тест, письменная работа, самостоятельная работа                                Краеведение (4 часа) М.Ю. Лермонтов. Поэма «Тамбовская казначейша» Знать: историю создания, текст, образы. Уметь: выразительно читать, пересказывать прочитанное, характеризовать действующие лица.  Теория: понятие поэмы. Форма контроля: опрос, тестирование, самостоятельная работа. Тамбовские «корни» рода Пушкиных.  Знать: основные связи поэта с нашей малой Родиной (родственные, творческие, локальные) Уметь: пересказывать и анализировать прочитанное. Форма контроля: опрос, тестирование, пересказ и т.д. М. И. Цветаева. Слово о поэтессе. Повесть «Вольный проезд». Связь с Тамбовщиной. Знать: текст, тему, идею произведения.  Уметь: выразительно читать, пересказывать, анализировать.  Теория литературы: определение повести.  Форма контроля: опрос, письменная работа, ответы на вопросы. Е.И. Замятин. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с малой прозой. Знать: рассказы о Тамбовском крае, суть жизни русской провинции.  Уметь: выразительно читать прозу, пересказывать, анализировать прочитанное.  Форма контроля: опрос, тестирование, самостоятельная работа.   УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название темы, раздела Количество часов Количество проверочных работ Введение. Устное народное творчество Древнерусская литература Из литературы 18 века Из литературы 19 века Литература 20 века Из зарубежной литературы / резерв Краеведение Итого: 1 3 4 6 45 26 7 4/6 102 Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс  8 класса. Учащиеся должны знать: ­авторов и содержание изученных художественных произведений; ­основные теоретические понятия; ­народная песня, частушки, предания, житие как жанр литературы (начальное представление), мораль, аллегория, дума  (начальное представление), понятие о классицизме, историзм художественная литература (начальное представление), поэма,  роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представления), прототип  художественного произведения, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитезы,  композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представления), конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное  представление), герой­повествователь (развитие представления). Учащиеся должны уметь:  ­видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; ­обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; ­видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; ­комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; ­различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; ­сопоставлять героев и сюжет разных произведений,находя сходство и отличие в авторской позиции; ­определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; ­выделять общие свойства произведений , объединенных жанром , и различать индивидуальные особенности  писателя в  пределах общего жанра : ­ видеть конкретно­историческое и символическое значение литературных образов; ­ находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; ­ сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения: ­выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении,сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой  роли актерами, режиссерской интерпретацией; ­ редактировать свои сочинения  и сочинения сверстников. Художественная литература                          1.Библиотека классической русской литературы.                          2.Библиотека классической и зарубежной литературы.                          3.Древнерусская литература.                          4.Русская поэзия.                          5.Русский фольклор. Справочно­информационные и методические материалы. 1. Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 2. Электронные версии газеты «Литература» 3. Мастерская «В помощь учителю» (литература) Материально­техническое обеспечение 1. Интерактивная доска. 2. Мультимедийное оборудование. 3. ППС «Кирилл и Мефодий» 4. Интернет ресурсы (фестиваль педагогических идей, открытый урок, учительский портал) Для учителя. Литература и средства обучения                                           1. Программа по литературе 5­11 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлева и др. М., 2013. 2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. М., Просвещение, 2014. 3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. 4. В.И.Коровин. Методические советы. Книга для учителя. М., Просвещение, 2013. 5. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.Н.Коровин. Литература. Учебник в 2­х частях. М., Просвещение, 2014. 6. Я иду на урок литературы. Книга для учителя. М., Издательство «Первое сентября», 2012. 7. А.М.Докусов. Изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в школе. М., Просвещение, 2010. 8. Журнал «Вопросы литературы» (последние годы). 9. Журнал «Литература в школе». 10.Ю.Лотман. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., Просвещение, 2010. 11.Н.Долина. «Прочитаем Онегина вместе». М., Издательство «Детская литература». 1980. Для учащихся. 1. В.Я.Коровина.   Литература   8   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений   2­х   ч.   Москва, просвещение, 2014 год. 2. Литература: справочник материалы для школьника. Москва, 2004 год. 3. Литература:   фонохрестоматия.   Электронные   учебные   пособия.   Составитель,   В.Я.Коровина,   Мсоква, Просвещение, 2014 год. 4. О.Д.Ушакова.   мировая   художеcтвенная   культура;   понятия   и   определения.   Словарик   школьника.   Санкт­ Петербург: литера, 2006 год. 5. Я познаю мир: составитель Чудакова (детская энциклопедия). Москва. 2008 год. Календарно­тематическое планирование. № пп Тема урока. Кол ­во Тип урока. Элементы содержания. Внутри предметные  и Примеча ние Дата меж предметные связи. Виды и формы контроля. пл ан фа кт                                       Введение (1 ч) час ов. 1 1 1 1. Русская  литература и  история 2. 3 Русские  народные  песни.  Хороводные и  лирические. Исторические  песни. Пугачёв  в темнице.  Пугачёв  Урок  усвоения  новых знаний. Урок  усвоения  новых знаний. Урок  усвоения  новых знаний. Литература и  история:  высказывания и  произведения. Вводный,  опрос. Русская  литература и  история.  Историзм  творчества  классиков  русской  литературы Устное народное творчество (3 ч) Литература и  история: песни и  время Музыка:песни тематический,  опрос. В мире русской  народной песни   (лирические,  исторические  песни).  Отражение  жизни народа  в  народной песне:  Предания как  исторический  жанр русской  Литература История:  восстание  Пугачёва Текущий опрос казнён. Предания о  Пугачёве.  Покорение  Сибири  Ермаком. Повесть о  житии и о  храбрости  князя  Александра  Невского. Подвиги  Александра  Невского. 4 5 6 1 1 1 Урок  усвоения  новых знаний. комбинирован ный народной прозы.  «О Пугачеве»,  Музыка: песни Литература:  предания История:  события география: место «О покорении  Сибири  Ермаком…».  Особенности  содержания и  формы народных преданий. Древнерусская литература (4 ч) Из «Жития  Александра  Невского».  Защита русский  земель от  нашествий и  набегов врагов..  Литература:  повесть История:  события География:  место Тематический Письменный  тест Текущий,  опрос. комбинирован ный Бранные подвиги Александра  Невского и его  духовный подвиг самопожертвован ия Литература:  повесть История:  события География:  место Тематический,  опрос. 7 8 9 1 1 1 Шемякин   суд как сатирическое произведение. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Д.И Фонвизин.  Слово о  писателе. комбинирован ный «Шемякин суд» ­ «кривосуд»  (Шемяка  «посулы любил,  потому так он и  судил»).  Литература:  Обществознание: недостатки  человека МХК  иллюстрации Текущий  письменный  тест Повторительн о –  обобщающий  урок. Особенности  поэтики бытовой сатирической  повести. Литература:  термины Обществознание: недостатки  человека Тематический, Письменная  работа. Русская литература 18 века (6 ч) комбинирован ный 10 Сатиры смелый 1 властелин.  Комедия –  «Недоросль» комбинирован ный Денис Иванович Фонвизин. Слово   писателе. Денис Иванович Фонвизин. Слово   писателе. о о История: время Литература:  термины Текущий  письменный  тест Обществознание: недостатки  человека Текущий,  устный опрос.. 11 Сатирическая  направленность комедии  Фонвизина.  12 Характеристик а героев  комедии.  Проблема  воспитания  истинного  гражданина. 13 Фонвизин и  классицизм.  Понятие о  классицизме. 14 Державин Г.Р. 1 1 1 1 комбинирован ный Сатирическая  направленность  комедии. Обществознание: недостатки  человека Текущий,  устный опрос.. Комбинирован ный урок. Проблема  воспитания  истинного  гражданина. Обществознание: истинный  гражданин Текущий,  устный опрос.. комбинирован ный комбинирован ный Теория литературы. Понятие   классицизме.  Поэзия Тамбовского периода Литература:  термины о Литература:  термины Русская литература 19 века (45 ч) Тематический,  письменная  работа. Текущий опрос 15 И.А Крылов.  Поэт и мудрец. Урок  усвоения  новых знаний. История: годы  жизни Иван  Андреевич  Крылов. Поэт и  мудрец.  Язвительный  сатирик и  баснописец.  Краткий рассказ 16 Басни  Крылова.  «Обоз». 17 К.Ф. Рылеев.  Автор дум и  сатир. 1 1 Урок  усвоения  новых знаний. Урок  усвоения  новых знаний. 18 К.Ф. Рылеев.  1 «Смерть  Ермака». комбинирован ный 19 Лирика А.С.  1 Пушкина.  комбинирован ный о писателе. Мораль басни.  Осмеяние  пороков:  самонадеянности безответственнос ти, зазнайства Автор дум и  сатир. Краткий  рассказ о  писателе. Оценка дум  современниками Смерть  Ермака».  Историческая  тема думы.  Ермак  Тимофеевич –  главный герой  думы, один из  предводителей  казаков. Краткий рассказ  об отношении  поэта к истории  и исторической  Обществознание  недостатки  человека Текущий,  Письменный.  тест История:  покорение  Сибири История:  покорение  Сибири Текущий,  опрос. Тематический,  опрос. Музыка: песни на стихи Пушкина. Тематический,  Письменная  работа. 20 А.С Пушкин.  1 Отношение  поэта к  исторической  теме в  литературе. Замысел  создания  романа  Пушкина  «Капитанская  дочка». Герои и  антигерои в  романе. Гринёв и Маша  Миронова –  главные герои  романа. 21 22 23 24 Особенности  1 1 1 1 комбинирован ный комбинирован ный комбинирован ный комбинирован ный теме в  литературе. Краткий рассказ  об отношении  поэта к истории  и исторической  теме в  литературе. Роман  «Капитанская  дочка». Гринев – жизненный путь  героя,  формирование  характера  («Береги честь  смолоду»). Швабрин –  антигерой.  Значение образа  Савельича в  романе.  Гринёв и Маша  Миронова –  главные герои  романа. История:  события и люди Текущий,  самостоятельна я работа. История:  замысел романа,  время  Текущий,  опрос. Обществознание  достоинства и  недостатки  человека. Обществознание  :нравственность Текущий,опрос.  Текущий,опрос комбинирован Особенности  История:  Тематический, ный композиции.  Историческая  правда и  художественны й вымысел. 25 Сочинение по  1 роману  Пушкина. Урок развития речи. Урок  усвоения  новых знаний 26 Повесть  1 «Пиковая  дама» как  вершина  пушкинской  прозы. Смысл  названия  и  эпиграфа. историзм в  романе опрос. МХК  иллюстрации Тематический сочинение. Литература:  иллюстрации Обществознание: пороки человека Текущий,  опрос. композиции.  Гуманизм и  историзм  Пушкина.  Историческая  правда и  художественный  вымысел в  романе.  Фольклорные  мотивы в романе. Различие  авторской  позиции в  «Капитанской  дочке» и  «Истории  Пугачева Место повести в  контексте  творчества  Пушкина. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция  повести: система предсказаний, 27 Сочетание  реального и  фантастическо го. Образ  Петербурга.  Символика  чисел. 28 М.Ю.  Лермонтов.  Слово об  авторе. 29 «Мцыри» ­  поэма о  вольнолюбивом у юноше. 1 1 1 комбинирован ный комбинирован ный комбинирован ный намеков и  символических  соответствий.  Система образов­ персонажей,  сочетание в них  реального и  символического  планов, значение  образа  Петербурга.  Краткий рассказ  о писателе,  отношение к  историческим  темам и  воплощение этих тем в его  творчестве. Поэма о  вольнолюбивом  юноше,  вырванном из  родной среды и  воспитанном в  чуждом ему  Математика:  символика чисел МХК  иллюстрации Тематический  тест История:  средневековье МХК:  иллюстрация Текущий,  опрос. Текущий,  опрос. История:  средневековье МХК:  иллюстрация Обществознание: свободолюбие 30 Своеобразие  1 сюжета и  композиции  поэмы. комбинирован ный 1 1 1 1 31 Образ  монастыря,  природы. Их  роль в  произведении.  32 Анализ эпизода из поэмы  «Мцыри». 33 М.Ю.  Лермонтов  поэма  «Тамбовская  казначейша» 34 Н.В Гоголь.  Социальная  тема в комедии «Ревизор».  История  создания  комбинирован ный комбинирован ный комбинирован ный Урок  усвоения  новых знаний обществе.  Свободный,  мятежный,  сильный дух  героя. Мцыри  как  романтический  герой. Образ монастыря и образы  природы, их роль в произведении.  Романтически­ условный  историзм поэмы Вопрос о  посещении  поэтом Тамбова Краткий рассказ  о писателе, его  отношении к  истории,  исторической  теме в  История:  средневековье МХК:  иллюстрация Обществознание: свобода История:  средневековье МХК:  иллюстрация МХК:  иллюстрация Текущий,  опрос. Текущий опрос. Тематический  письменная  работа Текущий опрос.  МХК:  иллюстрация Текущий,  опрос. Литерату рное  краеведе ние комедии. 35 Хлестаков и  1 хлестаковщина. Пороки  чиновничества. Комбинирован ный. Комбинирован ный. 36 Образ города и  1 тема  чиновничества  в комедии.  Сатирическая  направленность . 37 Новизна  1 финала. Немая  сцена. Комбинирован ный. художественном  произведении. Комедия «со  злостью и  солью». История  создания и  история  постановки  комедии.  Поворот русской драматургии к  социальной теме. Отношение  современной  писателю  критики,  общественности  к комедии  «Ревизор». Разоблачение  пороков  чиновничества.  Цель автора –  высмеять «все  дурное в  России»Новизна  Текущий, опрос Обществознание: пороки  человеческого  общества. МХК:  иллюстрации Текущий, опрос МХК:  иллюстрации Текущий, опрос Комбинирован ный. комбинирован ный 1 1 38 Сочинение по  комедии  Гоголя  «Ревизор». 39 «Шинель» ­  одна из  петербургских  повестей  Гоголя. Образ  маленького  человека. финала, немой  сцены,  своеобразие  действия пьесы  «от начала до  конца вытекает  из характеров»  Хлестаков и  «миражная  интрига»  (Хлестаковщина  как  общественное  явление. Образ  «маленького  человека» в  литературе.  Потеря Акакием  Акакиевичем  Башмачкиным  лица  (одиночество,  косноязычие).  Шинель как  последняя  надежда  МХК:  иллюстрации Тематический Письменная  работа МХК:  иллюстрации Текущий, опрос 40 Итоговый урок  1 по  произведениям  Пушкина,  Лермонтова,  Гоголя. 41 М.Е. Салтыков  1 – Щедрин.  История  одного города. 1 1 42 Н.С. Лесков.  Нравственная  проблематика  рассказа  «Старый  гений».  43 Л.Н Толстой  как поборник  суровой  правды жизни.  Рассказ «После бала».  Урок  проверки ЗУН согреться в  холодном мире.  Композиция  смысл сюжеты  произведений.  комбинирован ный Урок  усвоения  новых знаний Комбинирован ный. Художественно­ политическая  сатира на  современные  писателю  порядки.  Краткий рассказ  о писателе. Сатира на  чиновничество.  Краткий рассказ о  писателе. Идеал  взаимной любви  и согласия в  обществе.   МХК:  иллюстрации Тематический  тест МХК:  иллюстрации Тематический,  опрос. Обществознание  : нравственность МХК:  иллюстрации Тематический,  опрос. Обществознание  : нравственность МХК:  иллюстрации Текущий  письменный  тест 44 Особенности  1 рассказа.  Автор и  рассказчик в  произведении. Повторительн о –  обощающий  урок. 45 Сочинение по  1 рассказу  Толстого  «После бала». Комбинирован ный. Обществознание  деление на  сословия. Тематический,  письменный  тест.. МХК  репродукция  картины Тематический  сочинение Идея  разделенности  двух Росссий.  Противоречие  между  сословиями и  внутри сословий. Контраст как  средство  раскрытия  конфликта.  Психологизм  рассказа.  Нравственность в основе  поступков героя. Мечта о  воссоединении  дворянства и  народа. 46 47 48 ­ Пейзажная  лирика поэтов  2 половины 19  века. Нравственная  проблематика  2 2 Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  Пейзажная  лирика поэтов 2  половины 19  века. Нравственная  проблематика  География:  природа Тематический,  опрос. Обществознание: достоинства и   Тематический,  опрос. новых знаний Урок  усвоения  новых знаний Л.Н. Толстого  «Отрочество Краткий рассказ  о писателе. недостатки  человека История:  историзм  рассказов МХК:  иллюстрации Текущий,  Творческая  работа. Урок  усвоения  новых знаний История о любви и упущенном  счастье. Обществознание: человеческие  чувства ­ счастье Тематический,  опрос. Урок развития речи. Произведения  авторов МХК  иллюстрации Текущий. Письменный.  тест 1 2 2 49 Л.Н. Толстого  «Отрочество» 50 А. П.Чехов.  Слово об  авторе. Особенности  и историзм  рассказов. Рассказ о  любви как  история об  упущенном  счастье. . Итоговый   урок по  произведениям  Лескова,  Щедрина,  Толстого,  Чехова 51 ­ 52 53 ­ 54 55 И.А Бунин.  1 Повествование  о любви в  рассказе  Русская литература 20 века. (26 ч) Урок  усвоения  новых знаний Краткий   рассказ о писателе. Мастерство Бунина­ Обществознание: любовь  История:  события на  Тематический, опрос «Кавказ». А.И Куприн.  «Куст сирени». Сюжетная  линия рассказа. А.А. Блок.  Историческая  тема в  стихотворении  «Россия» С. Есенин.  «Пугачёв» ­  поэма на  историческую  тему.  56 57 58 59 И.С Шмелёв.  «Как я стал  писателем» 1 1 1 1 Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  новых знаний рассказчика. Психологизм прозы писателя. Краткий   рассказ о писателе. Утверждение согласия и   взаимопонимани я,   любви   и счастья в семье. Краткий   рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема стихотворении, его   современное звучание и смысл. Поэма на  историческую  тему. Характер  Пугачева. в       Кавказе. МХК:  иллюстрации Обществознание: взаимопомощь,  чувство  сопереживания. МХК:  иллюстрации Тематический, опрос МХК: картины  художников Тематический,  тест. История:  пугачёвский  бунт. Текущий,  самостоятельна я работа. Рассказ о пути к творчеству.  МХК:  иллюстрации  Тематический  письменный.  тест. 1 1 1 1 60 Журнал  «Сатирикон».   Приемы и  способы  создания  сатирических  произведений. 61 Художественно е своеобразие  творчества  Теффи, М.  Зощенко. 62 М.А Осоргин.  «Пенсне».  Сочетание  фантастики и  реальности. 63 А.Т  Твардовский. Рассказ о  писателе. комбинирован ный Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  новых знаний комбинирован ный Сатирическое  изображение  исторических  событий. Приемы и способы  создания  сатирического  повествования.  Художественное  своеобразие  творчества  Теффи, М.  Зощенко. Краткий   рассказ о писателе. Сочетание фантастики   и реальности в рассказе. Мелочи быта   и   их психологическое содержание.  Александр Трифонович Твардовский. Краткий   рассказ о писателе.     Обществознание: пороки  человеческого  общества Тематический, опрос Иллюстрации Тематический, опрос иллюстрации Тематический, опрос История:  военное время МХК:  иллюстрации Текущий,  опрос. 1 комбинирован ный 64 Поэма –  «Василий  Тёркин».   История  создания  поэмы. 65 Книга про  1 бойца и для  бойцов.  Композиция и  язык поэмы. комбинирован ный   в   «Василий Теркин».   Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. служения Родине.   Тема История:  военное время МХК:  иллюстрации Текущий,  опрос. История:  военное время Обществознание: мужество, долг,  героизм Текущий  письменная  работа 66 Героика и  юмор в поэме  Твардовского.   Правда о  войне. 67 А.П Платонов.  «Возвращение» . Нравственная  1 1 комбинирован ный Урок  усвоения  новых знаний   Реалистическая правда о войне в поэме.   Юмор. Язык поэмы. поэмы читателями­ фронтовиками.  Утверждение доброты, сострадания, История:  военное время Обществознание: правда о войне Тематический,  опрос. Обществознание: нравственность МХК:  Тематический,  опрос. проблематика  рассказа.  68 Стихи и песни  1 о войне.  Боевые  подвиги и  военные будни  солдат. 69 Лирические и  1 героические  песни. Чувства  и переживания  солдат. Урок  усвоения  новых знаний комбинирован ный иллюстрации Музыка: стихи и  песни о войне МХК:  иллюстрации Текущий,  опрос. Музыка: песни Обществознание: чувства и  переживания. Тематический,  творческая  работа. МХК:  иллюстрации Текущий  опрос.   гуманизма в душах   солдат, вернувшихся   с войны. Нравственная проблематика рассказа. Традиции в  изображении  боевых подвигов  народа и военных будней Лирические   и героические песни   в   годы Великой Отечественной войны..  Автобиографиче ский   характер рассказа. Отражение военного времени.  1 Урок  усвоения  новых знаний 70 В.П Астафьев.  Автобиографи чность рассказа «Фотография,  на которой  меня нет» 71 Мечты и  1 комбинирован Мечты   и иллюстрации Тематический, ный реальность  военного  детства  в  рассказе  Астафьева. 72 Б Васильев «А  1 зори здесь  тихие» Урок  усвоения  новых знаний реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Б Васильев «А  зори здесь  тихие». События  Великой войны. 73 Б. Васильев.  1 Рассказ  «Экспонат».  Проблема  истинного и  ложного в  рассказе. Урок  усвоения  новых знаний Проблема  истинного и  ложного в  рассказе. 74 Испытание на  1 истинную  человечность в  рассказе К  Паустовского  «Телеграмма». Урок  усвоения  новых знаний Испытание на  истинную  человечность в  рассказе К  Паустовского  «Телеграмма». опрос.  письменный  тест История военное время Обществознание: мужество,  смелость Обществознание: правда и ложь МХК:  иллюстрации Тематический, Опрос . Тематический,  Письменный  тест Обществознание: человечность,  милосердие. Тематический,  опрос 75 Отзыв на  1 Урок развития Произведения о  Литература: ряд  Тематический, самостоятельн о прочитанное  произведение о войне. 76 Русские поэты  1 20 века о  родине,  природе и о  себе. 77 Художественно е своеобразие  лирики Н.  Рубцова. 78 Поэты  Русского  зарубежья о  Родине. Итоговый урок  по  произведениям  2о века. 79 ­ 80 81­ 82 У. Шекспир.  Рассказ о  писателе. 1 1 2 2 речи войне. Урок  усвоения  новых знаний Русские поэты 20 века о родине,  природе и о себе. Урок  усвоения  новых знаний Урок  усвоения  новых знаний Повторно –  обобщающий  урок Художественное  своеобразие  лирики Н.  Рубцова. Поэты Русского  зарубежья об  оставленной ими  Родине Своеобразие   писателей 20  века. произведений История:  военное время Музыка: песни о  войне География:  природа МХК:  иллюстрации География:  природа МХК:  иллюстрации География:  природа МХК:  иллюстрации Обществознание: чувства письменная  работа  Текущий,  сочинение Текущий,  опрос. Текущий,  опрос. Тематический  письменный  тест Зарубежная литература (7 ч) Краткий   рассказ о писателе. МХК:  иллюстрации Текущий,  опрос. Урок  усвоения  новых знаний Конфликт  любви и  семейной  вражды в  повести  Шекспира. Ж.Б.Мольер.  Эпоха  расцвета  классицизма  во Франции.  История  создания  комедии  «Мещанин во  дворянстве». Сатира на  дворянство и  невежественно сть буржуа.  Герои пьесы и  особенности  изображения.  83­ 84 85­ 86 2 Урок  усвоения  новых знаний Мольер –  великий  комедиограф  эпохи  классицизма.  История: сословия Обществознание: пороки  человеческого  общества Тематический,  самостоятельна я работа. 2 комбинирован ный Тематический,  опрос. Особенности  классицизма в  комедии.  Комедийное  мастерство  Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческ История: сословия Обществознание: пороки  человеческого  общества МХК:  иллюстрации 87­ 88 89­ 90 91 92­ 93 94 95 Д.Свифт.  «Путешествие  Гулливера».  Сатира на  государственн ое устройство  общества. Гротеск в  рассказе Д  Свифта. В. Скотт.  «Айвенго»   как  исторический  роман.  Проверка  техники  чтения. Итоговый  зачёт по  прочитанным  произведения Литературные  места России. Баратынский  Е.А. 2 2 1 2 1 1 Урок  усвоения  новых знаний   ий смысл Сатира на государственное устройство   и общество.  Тематический,  устный опрос. Обществознание: государственное  устройство  общества. МХК:  иллюстрации Урок  усвоения  новых знаний Краткий   рассказ о писателе. Исторический роман.  Обществознание: мужество и  отвага История:эпоха  средневековья Текущий,  самостоятельна я работа. Тематический  опрос  Урок  проверки ЗУН Урок  проверки ЗУН МХК:  иллюстрации Тематический,  опрос Комбинирован ный урок комбинирован ный Литературные  места писателей. Связь с  Тамбовским  МХК:  иллюстрации Литературные  термины Тематический,  опрос Тематический,  опрос. Литерату рное краем комбинирован ный Предки поэта История,  события и люди Текущий опрос Урок усвоение новых знаний Урок усвоение новых знаний Биография,  повесть  «Вольный  проезд» и т д… Жизнь русской  провинции История:  установление  советской власти Текущий опрос. География:  природа Тематический,  опрос. краеведе ние Литерату рное  краеведе ние Литерату рное  краеведе ние Литерату рное  краеведе ние 96 1 Тамбовские  «корни» рода  Пушкиных 97 М.И. Цветаева 1 98 Е.И. Замятин  1 99­ 102 Резервное  время 3 Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса. Учащиеся должны знать: — авторов и содержание изученных художественных произведений; — основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр  литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм  художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия,  сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия,  эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы  (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со­ нет как форма лирической поэзии,  авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой­повествователь (развитие представлений). Учащиеся должны уметь: — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в  пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; — видеть конкретно­историческое и символическое значение литературных образов; — находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; — редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе

Рабочая программа по русскому в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017