Планирование составлено на основе материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2012) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы. Рабочая программа для общеобразовательных классов. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности.Ресурс создан для планирования уроков русского языка.
8 рус.docx
Рабочая программа
по _русскому языку
для 8 класса
Автор разработки:
____Афанасьева Ольга Николаевна,_____
учитель русского языка и литературы
2017 год Класс ____8_____________
Количество часов
Всего __102__ час; в неделю _3_ час.
Планирование составлено на основе материалов Федерального государственного стандарта основного общего
образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому
языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А. Тростенцовой. 59 классы – М.: Просвещение, 2014.)
Учебник __ «Русский язык 7 кл» учебник для общеобразовательных учреждений;
название, автор, издательство, год издания: Москва, «Просвещение», 2014; Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова,
А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.
Дополнительная литература
1. Балашова, Л. В. Курс русского языка / Л. В. Балашова, В. В. Дементьев. – Саратов : Лицей, 2005.
2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе : кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2009.
3. Варианты контрольнооценочных текстов и заданий с ответами для Единого государственного экзамена по
русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. – Волгоград : Учитель, 2004.
4. Козулина, М. В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки / М. В. Козулина. – Саратов : Лицей, 2007.
5. Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского // Сборник рабочих программ по русскому языку :
5–9 классы : прил. к журн. «Учебный год». № 75. – Волгоград : Издво ВГИПКРО, 2007. – (Серия «Рабочие программы».
Вып. 5).
6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык : 5–9 кл. / М. Т. Баранов [и др.]. – 8е изд. – М. :
Просвещение, 2007. – 46 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : правописание, произношение, литературное редактирование / Д.
Э. Розенталь. – М. : Айриспресс, 2005.
8. Русский язык : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева [и др.]. – М. : Дрофа,
2000. 9. Русский язык. 5–9 классы : изучение речеведческих понятий : конспекты уроков, измерительные и дидактические
материалы / авт.сост. А. А. Фешина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009.
10. Русский язык. 5–9 классы : правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.
сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности
и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер
воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному
богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно
историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык
является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития
способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цели обучения:
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к
духовной ценности, средству общения и получения знаний; • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного
запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания
собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в
коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке
как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально
культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
В программе реализован коммуникативнодеятельностный подход, предполагающий предъявление материала не
только в познавательной, но и в деятельностной форме.
Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Усиление коммуникативнодеятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на
метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности
как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на
основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс
обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать
языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как
использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и
разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами
общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный
уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших
классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой
деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать
устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого
этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или
опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных
источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать
цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся,
прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемы результаты
Примечание
ОЭР
Дата
(предметные)
Ко
лич
ест
во
час
ов
1
1
2
Русский язык в
современном мире
Урок
усвоения
новых знаний
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1)
Понятие «государственный
язык». Особый политико
правовой статус русского
языка как
государственного языка
РФ
Понимать статус русского языка как
государственного. Знать, что русский язык
используется в среде официального
общения внутри РФ, причины потребности
в общении на русском языке
Пунктуация и орфография Повторительно
обобщающий
1
урок
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V VII КЛАССАХ (6+2)
Повторить основные разделы науки о языке
Функции языка. Формы
речи. Нормы русского
литературного языка
Письменно ответить на
вопрос «Какие вы
знаете слова,
пришедшие в русский
язык из языков
народов, населяющих
Россию?»
Графический
объяснительный
диктант, составление
схем,
конструирование по
схемам 3
4
5
6
7
8
9
Знаки препинания: знаки
завершения, разделения,
выделения
Повторительно
обобщающий
урок
Знаки препинания в
сложном предложении
Повторительно
обобщающий
урок
Буквы Н и НН в
суффиксах
прилагательных,
причастий, наречий
Повторительно
обобщающий
урок
Слитное и раздельное
написание НЕ с разными
частями речи
Повторительно
обобщающий
урок
Подробное изложение с
грамматическим
заданием
Урок
развития речи
1
2
1
1
2
Назначение знаков
препинания.
Синтаксические условия
употребления знаков
препинания
Языковые средства связи
простых предложений в
сложном предложении
Правописание Н и НН в
суффиксах
прилагательных,
причастий, наречий
НЕ с глаголами,
деепричастиями, именами
существительными,
именами прилагательными,
наречиями на О
Стили и типы речи, анализ
содержания и языковых
средств, использование
просмотрового чтения по
ключевым словам
10
Основные единицы
синтаксиса
Урок
усвоения
новых знаний
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8+1)
1
Основные единицы
синтаксиса. Синтаксис как
раздел науки о языке
Знать основные единицы синтаксиса.
Уметь различать основные единицы
синтаксиса
Повторить условия употребления знаков
препинания
Заполнить таблицу,
ответить на вопросы
Знать определение простых и сложных
предложений, правила постановки знаков
препинания в сложных предложениях, в
простых предложениях с обобщающим
словом, с однородными членами.
Уметь производить синтаксический разбор.
Уметь опознавать слова с изученными
орфограммами, безошибочно писать,
группировать слова разных частей речи,
выделять общее и частное, сопоставляя
изученные части речи, употребляя их в
речи
Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами,
деепричастиями, именами
существительными, именами
прилагательными, наречиями на О
Уметь пересказывать текст, отражать своё
понимание проблемы и позиции автора
исходного текста, производить частичный
языковой анализ текста, применяя знания о
частях речи, структуре предложения,
синтаксических функциях частей речи в
тексте
Составление схем,
конструирование по
схемам
Объяснительный
диктант, анализ
текста
Диктант
«Проверь себя»
Изложение
Заполнить таблицу,
ответить на вопросы 11
Текст как единица
синтаксиса
Урок
развития речи
12
Предложение как единица
синтаксиса
Урок усвоения
новых знаний
13
Словосочетание как
единица синтаксиса
Урок усвоения
новых знаний
14
Виды словосочетаний
Урок усвоения
новых знаний
15
Синтаксические связи слов
в словосочетаниях
Урок усвоения
новых знаний
1
1
1
1
1
Понятие текста.
Композиция текста.
Смысловая связь частей
текста
Уметь определить смысловую связь частей
текста, способ сцепления предложений,
характер синтаксических конструкций,
порядок слов
Основные единицы
синтаксиса:
словосочетание и
предложение.
Виды и средства
синтаксической связи:
интонация, окончание,
предлоги, союзы
Основные единицы
синтаксиса:
словосочетание и
предложение.
Виды и средства
синтаксической связи:
интонация, окончание,
предлоги, союзы
Основные виды
словосочетаний по
морфологическим
свойствам главного слова.
Основные признаки
словосочетаний
Знать интонационные средства синтаксиса
(логическое ударение, пауза, темп, тон,
мелодичный рисунок), понимать их
грамматическую и смыслоразличительную
роль, использовать синтаксические
средства в составлении словосочетаний и
предложений
Знать интонационные средства синтаксиса
(логическое ударение, пауза, темп, тон,
мелодичный рисунок), понимать их
грамматическую и смыслоразличительную
роль, использовать синтаксические
средства в составлении словосочетаний и
предложений
Знать основные виды словосочетаний:
именные, глагольные, наречные. Уметь
распознавать и моделировать
словосочетания всех видов
Виды словосочетаний по
способу связи слов:
согласование, управление,
примыкание
Знать типы связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание,
нормы сочетания слов и причины
нарушения сочетания. Уметь моделировать
Из слов составить
предложения с
указанным
коммуникативным
заданием, включить
эти предложения в
текст
Выразительное чтение
поэтических и
прозаических текстов,
создание собственных
текстов с
использованием
средств
синтаксической связи
Выразительное чтение
поэтических и
прозаических текстов,
создание собственных
текстов с
использованием
средств
синтаксической связи
Составление
словосочетаний по
схемам,
распределение по
группам в
зависимости от
главного слова
Распространить
словосочетания,
согласовать зависимое
слово с главным, словосочетания всех видов, выделять их из
предложения, определять тип связи
16
Синтаксический разбор
словосочетаний
Урок усвоения
новых знаний
1
Синтаксический разбор
словосочетаний
Уметь производить синтаксический разбор
словосочетаний, уместно использовать
синонимичные по значению словосочетания
17
Повторение по теме
«Словосочетание»
Урок
закрепления
изученного
18
19
Контрольный диктант с
грамматическим заданием
Урок контроля
Грамматическая
(предикативная) основа
предложения
Урок
усвоения
новых знаний
1
1
1
Синтаксический разбор
словосочетаний
Уметь производить синтаксический разбор
словосочетаний
Уметь производить синтаксический разбор
словосочетаний
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2+2)
Структура простого
предложения. Главные
члены двусоставного
предложения. Основные
типы грамматических
основ
Уметь производить синтаксический разбор
простого предложения, определять
грамматические основы в простом и
сложном предложении, использовать
служебные слова, порядок слов в
предложении, интонацию для смысловой и
грамматической связи слов в предложении
поставить
существительное в
нужном падеже,
заменить
словосочетание
синонимичным
Распространить
словосочетания,
согласовать зависимое
слово с главным,
поставить
существительное в
нужном падеже,
заменить
словосочетание
синонимичным
Составление
словосочетаний по
схемам,распределе
ние по группам в
зависимости от
главного слова
Контрольный диктант
Комментированное
письмо, разбор
предложений по
членам,
конструирование
предложений с
заданной
грамматической
основой 20
Порядок слов в
предложении. Интонация
Урок
1
закрепления
изученного
21
22
Сочинение – описание
памятника культуры
Урок развития
2
речи
23
Главные члены
двусоставного
предложения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Прямой и обратный
порядок слов в
предложении.
Интонационные средства,
основные элементы
интонации (изменение
тона, громкость, темп
произношения, паузы,
логическое ударение)
Сопоставительный анализ
репродукций картин А.
Баулина и С.В. Герасимова
с изображением одного и
того же памятника
архитектуры. Жанровое
разнообразие сочинений
(дневниковая запись,
письмо, рассказ). План
сочинения
Уметь интонационно правильно
произносить предложения, выделять с
помощью логического ударения и порядка
слов наиболее важное слово, выразительно
читать предложение, использовать в
текстах разных стилей прямой и обратный
порядок слов
Знать структуру текст – описания, его
языковые особенности. Уметь делать
сравнительный анализ картин,
сопоставлять собственный текст на основе
увиденного, выбирать жанры, уместно
использовать изобразительно –
выразительные средства языка, соблюдать
нормы русского литературного языка на
письме
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6+1)
Главные члены
двусоставного
предложения, способы
выражения подлежащего.
Особые случаи
согласования подлежащего
со сказуемым
Знать и пояснять функцию главных членов,
находить и характеризовать подлежащее и
сказуемое в предложении, определять
способы выражения подлежащего, уметь
согласовывать сказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием или
сложносокращённы словом
24
Сказуемое. Виды
сказуемого. Простое
глагольное сказуемое и
способы его выражения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Виды сказуемого. Простое
глагольное сказуемое и
способы его выражения
Знать виды сказуемого. Уметь находить и
характеризовать сказуемое в предложении,
согласовывать подлежащее и сказуемое,
применяя соответствующее правило,
учитывая в ряде случаев сосуществующие в
Выразительное чтение
текстов. Ответить на
вопросы «Как
порядок слов влияет
на смысловые оттенки
каждого
предложения?», «С
какой целью
используется
инверсия?»
Сочинение
Составить
предложение,
использовать в
качестве подлежащих
неделимые
словосочетания.
Предупредительный
диктант
Составить план
теоретического
материала параграфа,
подготовить устное
высказывание 25
Публицистическое
сочинение о памятнике
культуры
Урок развития
1
речи
Публицистическое
сочинение о памятнике
культуры (на основе
упражнения № 101, № 102)
26
Составное глагольное
сказуемое. Способы его
выражения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Составное глагольное
сказуемое, способы его
выражения
речи варианты согласования, определять
морфологические способы выражения
простого глагольного сказуемого
Уметь создавать текст публицистического
характера, уместно использовать
характерные для публицистики средства
языка (выразительная лексика,
экспрессивный синтаксис, расчленённое
предложение, риторические вопросы и
восклицания, вопросно ответная форма
изложения)
Знать структуру составного глагольного
сказуемого, опознавать его в тексте по
составу слов, по способу выражения
лексического и грамматического значения,
различать простое и составное глагольное
сказуемое
«Способы выражения
простого глагольного
сказуемого».
Составить
предложения с
глагольными
фразеологизмами в
роли сказуемых
Подготовка рабочих
материалов
Заменить составные
глагольные сказуемые
со вспомогательным
глаголом на
составные глагольные
с кратким
прилагательным.
Составить план §20,
проиллюстрировать
каждый пункт плана
своими примерами
27
Составное именное
сказуемое, способы его
выражения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Составное именное
сказуемое, способы его
выражения
Знать структуру составного именного
сказуемого, различать составные
глагольные и составные именные
сказуемые, определять способы выражения
именной части составного именного
сказуемого, сопоставлять предложения с
Комментированное
письмо. Устный
связный ответ
«Составное именное
сказуемое и способы
его выражения» 28
Тире между подлежащим и
сказуемым
Урок
усвоения
новых знаний
29
Виды сказуемых. Тире
между подлежащими и
сказуемыми
Урок
закрепления
изученного
1
1
Особенности связи
подлежащих и сказуемых,
постановка знаков
препинания между
подлежащим и сказуемым
Виды сказуемых. Тире
между подлежащими и
сказуемыми
синонимичными сказуемыми разных видов
Определять способы выражения
подлежащих и сказуемых, знать условия
постановки тире между подлежащим и
сказуемым, применять правило на
практике, интонационно правильно
произносить предложения
Уметь определять морфологические
способы выражения главных членов
предложения, различать виды сказуемых,
ставить тире между подлежащим и
сказуемым, производить синонимическую
замену разных видов сказуемого
30
Роль второстепенных
членов в предложении
Урок
усвоения
новых знаний
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7+2)
1
Знать отличие главных и второстепенных
членов предложения.
Второстепенные члены
предложения. Группы
второстепенных членов по
характеру значения и
синтаксической роли в
предложении
31
Дополнение. Способы
выражения дополнения
Урок
усвоения
новых знаний
32
Определение
согласованное и
несогласованное. Способы
выражения определения
Урок
усвоения
новых знаний
1
1
Дополнение прямое и
косвенное. Способы
выражения дополнения
Согласованные и
несогласованные
определения, Способы
выражения определения
Знать определение дополнения, различать
прямое и косвенное дополнение, способы
их выражения, уметь опознавать их в
предложении, определяя смысловые
отношения между словами, роль в
предложении, не смешивать подлежащее и
прямое дополнение
Уметь различать определения
согласованные и несогласованные,
определять способы их выражения, уметь
использовать определения для
характеристики предмета, явления, а
Объяснительный
диктант
Конструирование и
реконструкция
предложений по
определённым
моделям,
осложнённое
списывание
Конструирование и
реконструкция
предложений по
определённым
моделям,
осложнённое
списывание
Разбор предложений
по членам.
Осложнённое
списывание.
Творческое
списывание. Найти в
тексте согласованные
и несогласованные
определения, указать, 33
Приложение как
разновидность
определения. Знаки
препинания при
приложении
34
Обстоятельство. Способы
его выражения
Урок
усвоения
новых знаний
Урок
усвоения
новых знаний
35
Синтаксический разбор
двусоставного
предложения
Урок
усвоения
новых знаний
1
1
1
Приложение как
разновидность
определения. Знаки
препинания при
приложении
Виды обстоятельств по
значению. Способы
выражения обстоятельств
Синтаксический разбор
двусоставного
предложения
36
37
Характеристика человека
как вид текста. Строение
данного текста, его
языковые особенности
Урок развития
2
речи
Характеристика человека
как вид строения текста,
языковые особенности
определения – эпитеты как средства
выразительности
Уметь распознавать приложения среди
других второстепенных членов,
использовать приложения в качестве
средства выразительности речи, правильно
ставить знаки препинания при приложении
Уметь различать виды обстоятельств по
значению, определять способы их
выражения, использовать обстоятельства
для придания речи точности, ясности,
выразительности, использовать как
средство связи предложений в
повествовательных текстах
Уметь производить синтаксический разбор
простого двусоставного предложения,
определять грамматические основы в
простом и сложном предложении,
использовать служебные слова, порядок
слов в предложении, интонацию для
смысловой и грамматической связи слов в
предложении
Понимать особенности такого вида текста
как характеристика человека, уметь
использовать текст такого вида,
использовать языковые средства,
соблюдать на письме литературные нормы
какие определения
обозначают
устойчивые признаки
предметов, а какие
указывают лишь на
отношения между
предметами
Составить план к
теоретическому
материалу параграфа,
каждый пункт плана
проиллюстрировать
своими примерами
Конструирование
предложений,
Заполнить таблицу
«Виды обстоятельств
по значению»
Комментированное
письмо, разбор
предложений по
членам,
конструирование
предложений с
заданной
грамматической
основой
Сочинение
характеристика
§ 38
Контрольный диктант
Урок контроля
1
Главные и второстепенные
члены предложения.
Способы выражения
Контрольный диктант
Уметь определять грамматические основы,
способы выражения главных и
второстепенных членов предложения,
производить синонимическую замену
разных видов сказуемого. Согласованных и
несогласованных определений, правильно
ставить знаки препинания между
подлежащими и сказуемыми, при
приложении
РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10+1)
39
40
41
Главный член
односоставного
предложения. Основные
группы односоставных
предложений
Урок
усвоения
новых знаний
Назывные переложения, их
структурные и смысловые
особенности
Урок
усвоения
новых знаний
1
1
Односоставные
предложения, их основные
группы. Главный член
односоставного
предложения
Назывные переложения.
Их структурные и
смысловые особенности
Определённо личные
предложения. Их
структурные и смысловые
особенности
Урок
1
усвоения
новых знаний
Определённо личные
предложения. Их
структурные и смысловые
особенности
Знать структурные различия
односоставных предложений, уметь
различать двусоставные и односоставные
предложения, опознавать односоставные
предложения в тексте, в структуре
сложного предложения
Знать структурные особенности и
особенности употребления назывных
предложений, уметь опознавать их в
тексте, употреблять в собственных
высказываниях как средство лаконичного
изображения фактов окружающей
действительности, характеризовать сферу
употребления назывных предложений
Знать структурные и грамматические
особенности определённо личных
предложений. Уметь различать
односоставные и двусоставные
предложения, находить определённо
личные предложения по их значению,
структурным особенностям, использовать
определённо личные предложения в
Анализ фрагментов из
художественной
литературы
(стихотворения
А.Фета,
А.Твардовский
«Василий Тёркин»).
Определить роль
назывных
предложений Неопределённо личные
предложения. Их
структурные и смысловые
особенности
Урок
1
усвоения
новых знаний
Неопределённо личные
предложения, их
структурные и смысловые
особенности
разных стилях речи, пользоваться
двусоставными и определённо личными
предложениями как синтаксическими
синонимами, правильно ставить знаки
препинания в сложных предложениях, в
состав которых входят определённо
личные предложения
Знать структурные и грамматические
особенности неопределённо личных
предложений, сферу употребления,
способы выражения сказуемого в этих
предложениях, опознавать их в тексте и в
структуре сложного предложения, уметь
их использовать в собственных
высказываниях, заменять двусоставные
предложения синонимичными
односоставными
Знать структурные особенности безличных
предложений, способы выражения
сказуемого, особенности употребления в
речи, уметь опознавать безличные
предложения в тексте и умело употреблять
в собственной речи
Уметь создавать собственные
высказывания, соблюдая типологические
особенности рассуждения, отбирать
нужные аргументы, высказывать своё
мнение, соблюдать на письме нормы
русского литературного языка
Сопоставительный
анализ определённо
личных и
неопределённо
личных предложений
как семантически
противоположных
друг другу.
Конструирование
предложений
Составить
предложения по
схемам
Сочинение
рассуждение
Знать общее понятие неполных
предложений, понимать назначение
неполных предложений в общем,
опознавать эти предложения в тексте и
Преобразовать полные
двусоставные
предложения в
неполные
2
1
1
Безличные предложения,
их структурные и
смысловые особенности
Сочинение рассуждение:
тезис, аргументы, вывод.
Информативность
аргументов. Размышление
об ответственности
человека за свои слова с
опорой на личный опыт
Неполные предложения.
Предложения полные и
неполные. Неполные
предложения в диалоге и
42
43
44
45
Безличные предложения,
их структурные и
смысловые особенности
Урок
усвоения
новых знаний
Сочинение рассуждение
на свободную тему
Урок
развития речи
46
Неполные предложения
Урок
усвоения
новых знаний сложном предложении
47
Синтаксический разбор
односоставного
предложения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Синтаксический разбор
односоставного
предложения
48
Систематизация и
обобщение изученного по
теме «Односоставные
предложения»
Повторительно
1
обобщающий
урок
49
Контрольный диктант
Урок контроля
1
Односоставные
предложения, их
грамматические признаки.
Виды односоставных
предложений,
Морфологические
средства выражения
главного члена
Виды односоставных
предложений.
Употребление
односоставных и неполных
предложений
грамотно употреблять в собственных
высказываниях, наблюдать за
употреблением неполных предложений в
разговорной речи в письменном тексте
Уметь производить синтаксический разбор
простого односоставного предложения,
определять грамматические основы в
простом и сложном предложении,
использовать служебные слова, порядок
слов в предложении, интонацию для
смысловой и грамматической связи слов в
предложении
Уметь пользоваться двусоставными
предложениями как синтаксическими
синонимами, анализировать в
сопоставлениях разновидности
односоставных предложений, составлять
диалоги с употреблением определённо
личных предложений, включать
неопределённо личные предложения в
составляемые сюжетные тексты,
употреблять безличные предложения в
миниатюрных зарисовках явлений природы
Уметь различать виды односоставных
предложений, определять способы
выражения главных членов в них, различать
разные типы сказуемых, правильно
расставлять знаки препинания,
выразительно читать
Комментированное
письмо, разбор
предложений по
членам,
конструирование
предложений с
заданной
грамматической
основой
Сочинение
миниатюра
Контрольный диктант
50
Понятие об осложнённом
предложении
Урок
1
усвоения
новых знаний
РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1)
Уметь находить в предложении смысловые
Осложнённые и
неосложнённые
отрезки, которые необходимо выделять
знаками препинания, обосновывать их
предложения
Конструирование
предложений, разбор
их по членам,
. 51
52
Понятие об однородных
членах предложения.
Средства связи
однородных членов
предложения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Однородные члены,
связанные только
перечислительной
интонацией, и пунктуация
при них
Урок
1
усвоения
новых знаний
53
Однородные и
неоднородные определения
Урок
усвоения
новых знаний
54
Однородные и
неоднородные определения
Урок
закрепления
изученного
1
1
выбор и расставлять знаки препинания в
соответствии с изученными правилами
составление схем,
графический диктант
Уметь опознавать однородные члены
(распространённые, нераспространённые,
выраженные различными частями речи,
ряды однородных членов), соблюдать
перечислительную интонацию в
предложениях с однородными членами,
строить предложения с несколькими
рядами однородных членов
РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11+1)
Предложения с
однородными членами.
Средства связи
однородных членов
предложения.
Интонационные и
пунктуационные
особенности предложений
с однородными членами
Предложения с
однородными членами.
Средства связи
однородных членов
предложения.
Интонационные и
пунктуационные
особенности предложений
с однородными членами
Однородные и
неоднородные
определения
Однородные и
неоднородные
определения
Уметь опознавать однородные члены
(распространённые, нераспространённые,
выраженные различными частями речи,
ряды однородных членов), соблюдать
перечислительную интонацию в
предложениях с однородными членами,
строить предложения с несколькими
рядами однородных членов
Уметь различать однородные и
неоднородные определения на основе
смыслового, интонационного и
грамматического анализа предложений,
правильно ставить знаки препинания в
предложениях с однородными и
неоднородными членами
Уметь различать однородные и
неоднородные определения, употреблять
слова в прямом и переносном значении в
качестве однородных (неоднородных)
определений
Сопоставить
конструкции с
распространёнными и
нераспространёнными
однородными
членами, определить
функции
сочинительных союзов
Сопоставить
конструкции с
распространёнными и
нераспространёнными
однородными
членами, определить
функции
сочинительных союзов
Составить конспект
текста правила
Предупредительный
диктант
55
Изложение.
Урок
1
Изложение сравнительная Уметь дифференцировать главную и
Изложение Сравнительная
характеристика
развития речи
характеристика
56
Однородные члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при
них
Урок
1
усвоения
новых знаний
Однородные члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуации при
них
57
58
Однородные члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуации при
них
Урок
закрепления
изученного
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения и знаки
препинания при них
Урок
усвоения
новых знаний
59
Обобщающие слова при
однородных членах
Урок
закрепления
1
1
1
Однородные члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуации при
них
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения и знаки
препинания при них
Обобщающие слова при
однородных членах
второстепенную, известную и неизвестную
информацию прослушанного теста,
фиксировать информацию прослушанного
текста в виде полного пересказа,
использовать изученные синтаксические
конструкции при описании внешности
человека
Уметь правильно ставить знаки препинания
при однородных членах, связанных
сочинительными союзами, составлять
схемы предложений с однородными
членами, определять оттенки
противопоставления, контрастности,
уступительности, несоответствия,
выражаемые противительными союзами,
чередования или неопределённости оценки
явления, выражаемые разделительными
союзами, расставлять знаки препинания
Уметь пользоваться предложениями с
однородными членами в речи, различать
простые предложения с однородными
членами, связанными союзом И, и
сложносочинённые предложения,
производить возможную синонимическую
замену союзов при однородных членах
Уметь находить обобщающие слова при
однородных членах предложения,
определять место их по отношению к
однородным членам, правильно ставить
знаки препинания, составлять схемы
предложений с обобщающими словами при
однородных членах
Уметь различать предложения с
обобщающими словами при однородных
Комментированное
письмо. Составлять
схемы предложений,
конструировать
предложения по
схемам
Графический диктант
Составить алгоритм
применения правила
Составить связное
высказывание, предложения и знаки
препинания при них
изученного
предложения и знаки
препинания при них
60
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложений с
однородными членами
Повторительно
– обобщающий
1
урок
61
Систематизация и
обобщение изученного по
теме «Однородные члены»
Повторительно
– обобщающий
1
урок
62
Контрольный диктант
Урок контроля
1
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложений с
однородными членами.
Стилистические
особенности предложений
с однородными членами.
Синонимия простых
предложений с
однородными членами и
сложносочинённых
предложений
Средства связи
однородных членов
предложения. Знаки
препинания при
однородных членах.
Интонационные и
пунктуационные
особенности предложений
с однородными членами
Однородные члены
предложения
включить изученные
синтаксические
конструкции
Сочинение
миниатюра§
членах и предложения с составным
именным сказуемым, распознавать
логические категории рода и вида, общего
и частного. Правильно расставлять знаки
препинания, использовать предложения с
обобщающими словами при однородных
членах в текстах разных стилей
Уметь производить синтаксический и
пунктуационный разбор предложений с
однородными членами, использовать
разные типы сочетаний однородных
членов(парное соединение, с
повторяющимися союзами, с составными
союзами) как средство выразительности,
выбирать форму сказуемого при
однородных подлежащих, соблюдать
нормы сочетания однородных членов
Уметь опознавать, строить и читать
предложения с однородными членами,
правильно ставить знаки препинания,
соблюдая интонационные особенности
предложений
Объяснительный
диктант
Уметь опознавать, строить и читать
предложения с однородными членами,
правильно ставить знаки препинания,
соблюдая интонационные особенности
предложений
Контрольный диктант РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13+2)
63
Понятие об обособлении
второстепенных членов
предложения
Урок
1
усвоения
новых знаний
Понятие об обособлении
второстепенных членов
предложения
64
65
66
Обособление
согласованных
распространённых и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки
препинания при них
Урок
1
усвоения
новых знаний
Обособление
согласованных
распространённых и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление
согласованных
распространённых и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление определений
с обстоятельственным
оттенком значения,
обособление
несогласованных
определений
Урок
1
закрепления
изученного
Урок
1
закрепления
изученного
Обособление
согласованных
распространённых и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление определений
с обстоятельственным
оттенком значения,
обособление
несогласованных
определений
Комментированное
письмо
Конструирование
предложений
Выразительное чтение
примеров
Иметь представление об обособлении как
способе придать второстепенным членам
предложения относительную смысловую
самостоятельность, особую значимость в
высказывании, уметь характеризовать
разные признаки обособления оборотов:
смысловые, грамматические,
интонационные, пунктуационные
Уметь находить грамматические условия
обособления определений, выраженных
причастными оборотами и
прилагательными с зависимыми словами, а
также согласованные одиночные
определения, относящиеся к
существительным, интонационно правильно
их произносить, ставить знаки препинания
при пунктуационном оформлении
письменного текста
Уметь опознавать условия обособления
определений, интонационно правильно
произносить предложения с
обособленными определениями, при
пунктуационном оформлении письменного
текста правильно ставить знаки
препинания, использовать обособленные
определения в текстах разных стилей
Уметь выявлять грамматические условия
обособления определений с
обстоятельственным оттенком значения,
несогласованных определений,
интонационно читать предложения с
обособленными определениями, понимать 67
68
69
70
71
Рассуждение на
дискуссионную тему
Урок
развития речи
Урок
усвоения
новых знаний
Урок
закрепления
изученного
Урок
усвоения
новых знаний
Обособление
согласованных
приложений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление
согласованных
приложений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием.
Выделительные знаки
препинания при них
2
1
1
1
Рассуждение на основе
литературного
произведения
Обособление
согласованных
приложений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление
согласованных
приложений.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособление
обстоятельств,
выраженных
деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием
72
Обособленные
обстоятельства,
Урок
1
закрепления
Обособление
обстоятельств,
и определять изобразительно
выразительные функции обособленных
определений в художественной речи
Уметь создавать текст рассуждение,
сохраняя его композиционные
элементы(тезис, аргументы, вывод),
ориентируясь на определённого читателя,
умело вплетать цитаты из художественного
текста, обосновывать своё мнение
Знать основные условия обособления
приложений, интонационно правильно
произносить предложения с
обособленными приложениями, правильно
ставить знаки препинания при выделении
обособленных приложений
Уметь опознавать приложения в тексте на
слух, правильно ставить знаки препинания,
интонационно правильно произносить
предложения с обособленными
приложениями, использовать обособленные
приложения в разных стилях и текстах
речи
Уметь определять условия обособления
обстоятельств, выраженных деепричастным
оборотом и одиночным деепричастием,
находить деепричастный оборот,
определять его границы, ставить знаки
препинания при обособлении
обстоятельств, использовать в речи
деепричастный оборот, правильно строить
предложения с ними, уметь заменять их
синонимичными конструкциями
Уметь определять границы деепричастного
оборота, правильно ставить знаки
Сочинение
Конструирование
предложений
Разбор примеров из
произведений
художественной
литературы
Составить схемы
предложений
Составить схемы
предложений выраженные
деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием.
Выделительные знаки
препинания при них
изученного
выраженных
деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием
73
74
75
76
Отсутствие или наличие
запятой перед союзом
КАК. Сравнительный
оборот
Повторительно
– обобщающий
урок
Обособление
обстоятельств,
выраженных
существительными с
предлогами
Урок
усвоения
новых знаний
Обособленные уточняющие
члены предложения.
Выделительные знаки
препинания при них
Урок
усвоения
новых знаний
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложения с
обособленными членами
Повторительно
– обобщающий
урок
1
1
1
1
Отсутствие или наличие
запятой перед союзом
КАК. Сравнительный
оборот
Обособление
обстоятельств,
выраженных
существительными с
предлогами
Обособленные
уточняющие члены
предложения.
Выделительные знаки
препинания при них
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложения с
обособленными членами
препинания при обособлении,
конструировать предложения с
деепричастным оборотом, исправлять
ощибки в предложении, интонационно
правильно произносить, опознавать
обособленные обстоятельства как
изобразительно – выразительные средства в
художественной речи
Уметь опознавать синтаксические
конструкции с союзом КАК, правильно
ставить знаки препинания в предложениях
со сравнительным оборотом и
синтаксическими конструкциями с КАК,
использовать сравнительный оборот в
текстах разных стилей и типов речи
Знать основные условия обособления
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами в
косвенных падежах, интонационно
правильно произносить предложения с
обособленными обстоятельствами уступки
и причины, выраженными
существительными с предлогами,
правильно расставлять знаки препинания
Иметь преставление об уточняющих членах
предложения и о свойствах, отличающих их
от обособленных оборотов, уметь
опознавать уточняющие члены
предложения на основе семантико –
интонационного анализа высказывания
Уметь производить синтаксический и
пунктуационный разбор предложений с
обособленными членами, правильно
ставить знаки препинания при
Синтаксический и
пунктуационный
разбор предложений
Диктант
«Проверяю себя»
Синтаксический
разбор предложений
Предупредительный
диктант 77
Контрольный диктант
Урок
контроля
1
Обособленные члены
предложения, знаки
препинания при них
обособленных членах предложения
Уметь воспроизводить аудируемый текст
на письме, соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы
Контрольный диктант
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Обращение (2) Вводные конструкции (5)
78
79
80
Обращение, его функции и
способы выражения.
Выделительные знаки
препинания при обращении
Урок
усвоения
новых знаний
Выделительные знаки
препинания при
обращении. Употребление
обращений
Урок
закрепления
изученного
Вводные конструкции
(слова, словосочетания,
предложения). Группы
вводных слов и вводных
сочетаний по значению
Урок
усвоения
новых знаний
1
1
1
Обращение, его функции и
способы выражения.
Выделительные знаки
препинания при обращении
Обращение, знаки
препинания при нём.
Интонация предложения с
обращениями. Наблюдение
за употреблением
обращений в разговорной
речи, в языке
художественной
литературы и официально
деловом стиле
Вводные конструкции
(слова, словосочетания,
предложения). Группы
вводных слов и вводных
сочетаний по значению
81
Выделительные знаки
препинания при вводных
словах, вводных
Урок
1
закрепления
изученного
Выделительные знаки
препинания при вводных
словах, вводных
Составить таблицу
«Запятая при
обращении»
Иметь представление об обращении за счёт
осмысления основного назначения
обращения в речи( звательная, оценочная,
изобразительная функция обращения),
уметь характеризовать синтаксические и
пунктуационные особенности предложений
с обращениями
Уметь интонационно правильно
произносить предложения, употреблять
обращения в различных речевых ситуациях,
различать обращения и подлежащие
двусоставного предложения
Знать группы вводных конструкций по
значению, понимать роль вводных слов как
средства выражения субъективной оценки
высказывания, уметь выражать
определённые отношения к высказыванию с
помощью вводных слов, правильно ставить
знаки препинания при вводных словах,
различать вводные слова и члены
предложения
Уметь употреблять в речи вводные слова с
учётом речевой ситуации, правильно
расставлять знаки препинания при вводных
Заполнить таблицу
«Значения вводных
слов»
Конструирование
предложений сочетаниях слов и вводных
предложениях
сочетаниях слов и вводных
предложениях
82
83
Вставные слова,
словосочетания и
предложения
Урок
усвоения
новых знаний
Повторительно
– обобщающий
урок
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложений со словами,
словосочетаниями и
предложениями,
грамматически не
связанными с членами
предложения
84
Контрольный диктант
Урок
контроля
1
1
1
Вставные слова,
словосочетания и
предложения
Вводные конструкции как
средство выражения
оценки высказывания,
воздействия на
собеседника. Группы
вводных слов и выражений
по значению. Вводные
предложения и вставные
конструкции. Обращение и
способы его выражения.
Знаки препинания
Вводные конструкции как
средство выражения
оценки высказывания,
воздействия на
собеседника. Группы
вводных слов и выражений
по значению. Вводные
предложения и вставные
конструкции. Обращение и
способы его выражения.
Знаки препинания
словах, соблюдать интонацию при чтении
предложений, использовать вводные слова
как средство связи предложений и
смысловых частей текста, производить
синонимическую замену вводных слов
Иметь представление о вставных
конструкциях, их смысловых отличиях от
вводных слов и предложений, уметь
опознавать вставные конструкции,
правильно читать предложения с ними,
расставлять знаки препинания
Уметь производить синтаксический разбор
предложений с вводными конструкциями,
обращениями и междометиями, правильно
ставить знаки препинания, производить
синонимичную замену вводных слов,
различать вводные слова и созвучные члены
предложения, использовать вводные слова
как средство связи предложений и
смысловых частей текста, различные
формы обращений в речевом этикете
Уметь производить синтаксический разбор
предложений с вводными конструкциями,
обращениями и междометиями, правильно
ставить знаки препинания, производить
синонимичную замену вводных слов,
различать вводные слова и созвучные члены
предложения, использовать вводные слова
как средство связи предложений и
смысловых частей текста, различные
формы обращений в речевом этикете
Диктант
«Проверяю себя»
Составить памятку
«Как готовиться к
уроку русского
языка», используя
вводные слова
Контрольный диктант
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (6+2) 85
Понятие о чужой речи.
Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь
Урок
усвоения
новых знаний
86,8
7
Косвенная речь. Прямая
речь. Диалог
88,8
Цитата
9
90
Систематизация и
обобщение изученного.
Синтаксический разбор
предложений с чужой
речью
Уроки
усвоения
новых знаний
Уроки
усвоения
новых знаний
Повторительно
– обобщающий
урок
1
2
2
1
Рассказ
91
92
Урок
2
развития речи
Способы передачи чужой
речи. Предложения с
прямой речью,
Разделительные и
выделительные знаки
препинания в
предложениях с прямой
речью
Предложения с косвенной
речью. Замена прямой речи
косвенной
Цитаты и знаки
препинания при них
Способы передачи чужой
речи: прямая и косвенная
речь. Синонимия
предложений с прямой и
косвенной речью.
Использование разных
способов цитирования в
собственных
высказываниях
Композиция рассказа,
использование диалога в
рассказе как
текстообразующего
элемента
Знать основные способы передачи чужой
речи, уметь выразительно читать
предложения с прямой речью, правильно
ставить в них знаки препинания и
обосновывать их постановку
Составление схем,
конструирование
предложений с
прямой речью по
схемам
Знать понятие «косвенная речь», различать
прямую и косвенную речь, заменять
прямую речь косвенной и наоборот,
обосновывать постановку знаков
препинания при косвенной речи
Знать правила оформления цитат, уметь
вводить цитаты в речь, правильно ставить
знаки препинания при цитировании
Уметь производить синтаксический разбор
предложений и моделировать предложения
с прямой речью, производить
синонимичную замену предложений с
прямой и косвенной речью, пунктуационно
оформлять предложения с прямой речью, с
косвенной речью, выразительно читать
предложения
Уметь создавать текст повествовательного
характера, сохраняя типологические
особенности, включать в свой рассказ
диалог, соблюдать на письме литературные
нормы
Конструирование
предложений с
разными способами
передачи чужой речи
Записать текст под
диктовку
Объяснительный
диктант
Сочинение – рассказ
по данному началу с
включением диалога
Синтаксис и морфология
93
94
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (12+2)
Повторительно
– обобщающий
урок
2 Морфология и синтаксис
как разделы грамматики.
Разнообразие
Уметь опознавать части речи по их
грамматическим признакам, определять
синтаксическую роль в предложении,
Анализ текста 95
96
97
98
99
Синтаксис и пунктуация
Повторительно
– обобщающий
2
урок
Контрольное изложение
Урок
развития речи
Синтаксис и культура речи Повторительно
– обобщающий
урок
2
1
100 Контрольная работа
Урок контроля
1
синтаксических
конструкций. Первичные и
вторичные функции
различных частей речи
Пунктуация как система
правил правописания
предложений. Знаки
препинания, их функции.
Одиночные и парные знаки
препинания. Сочетание
знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном
общении
Текст как речевое
произведение
Нормы русского
литературного языка в
построении
словосочетаний и
предложений
Синтаксис и пунктуация
простого предложения,
синтаксические нормы,
текст, типы и стили речи
Синтаксис и орфография
101
102
Повторительно
– обобщающий
2
Синтаксис и орфография
как разделы грамматики
использовать в речи разные виды
омонимов, виды и средства синтаксической
связи
Понимать смыслоразличительную роль
знаков препинания, уметь пунктуационно
грамотно оформлять предложения с
однородными и обособленными членами
предложения, с прямой и косвенной речью,
обращениями, вводными словами,
обосновывать выбор знаков препинания
Уметь пересказать фрагмент
прослушанного текста, сохраняя структуру
и языковые особенности исходного текста,
соблюдая нормы литературного языка на
письме
Уметь соблюдать орфографические ,
грамматические и лексические нормы при
построении словосочетаний разных видов,
синтаксические нормы при построении
предложений, исправлять нарушения
синтаксических норм, владеть языковыми
средствами в соответствии с целями
общения
Уметь анализировать текст: производить
композиционно содержательный,
стилистический, типологический анализ
текста, языковой анализ отдельных
элементов текста, анализ правописания
отдельных слов и пунктуации предложения
Уметь обнаруживать орфограммы,
группировать их, объединять их
Взаимодиктант
Изложение
Тест
Комплексный анализ
текста
Объяснительный
диктант урок
правописание в виде рассуждения,
письменно объяснять с помощью
графических символов, правильно и
выразительно читать предложения разных
синтаксических конструкций, определяя
функции знаков препинания
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.