Рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
08.05.2018
Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)
Программа по русскому языку разработана на основе авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010г. в соответствии: • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. • с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). • с возможностями УМК, Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. • Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. • Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. • Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! : Тетради по чтению к Азбуке. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. • Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму: В 4 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. • Мельникова О.А. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для 1 класса/Под ред. Н.В. Нечаевой. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. • Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1, 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников ( см. Образовательную программу).Рабочая программа по русскому языку (1 класс)
русский язык.docx
Министерство образования и науки РФ муниципальное общеобразовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная школа Коломенского района Московской области СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от _________ № _____ СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР Подпись: _______ /Орлова Е. А./ ______________________    УТВЕРЖДАЮ     директор     Подпись: _______ /Кадацкий В. И./     _________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 1а класса начального общего образования на 2011­2012 учебный год Разработана Ириной Николаевной Левиной учителем начальных классов первой квалификационной категории 2011 год Пояснительная записка. Введение. Программа по русскому языку разработана на основе авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский   утвержденной   Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации.   Москва, язык»   «Просвещение», 2010г. в соответствии:     с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – 4­е изд., перераб. – М. Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). с возможностями УМК, Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011.  Нечаева   Н.В.,   Белорусец   К.С.  Азбука:   Учебник   по   обучению   грамоте.   ­   Самара:   Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.  Нечаева   Н.В.  Русский   язык:   Учебник   для   1   кл.   ­   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! : Тетради по чтению к Азбуке. ­ Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.  Нечаева   Н.В.,   Булычева   Н.К.  Тетради   по   письму:   В   4   частях.   ­   Самара:   Издательский   дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.  Мельникова О.А.  Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для 1 класса/Под ред. Н.В. Нечаевой. ­ Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.  Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1, 2 кл. ­ Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.   с   особенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов обучающихся, воспитанников ( см. Образовательную программу). Цели. Социокультурная   цель  предполагает   формирование:   а)   коммуникативной   компетентности учащихся   ­   развитие   речи   школьников   во   всех   ее   формах:   внутренней,   внешней   (устной   и письменной),   во   всех   функциях:   общения,   сообщения,   воздействия;   б)   навыков   грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека. Когнитивно­познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке формированием на этой основе мышления школьников. Задачи: ­  устанавливать всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью его выражения; ­  раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям; ­  постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми оперирует ученик; ­   соответственно,   рассматривать   одно   и   то   же   языковое   явление   с   разных   точек   зрения,   чем обеспечивается многоаспектность анализа Принципы и подходы к формированию программы. Предлагается непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с целями, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл   слова,   дети   устанавливают   его   зависимость   от   звукового   и   буквенного   состава,   от   смысла высказывания.   Вся   работа   в   этот   период   подчинена   продуктивному   обучению   детей   общеучебным умениям   ­   чтению   и   письму.   Далее,   до   конца   начальной   школы,   ученики   погружаются   в   осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика. Сроки реализации программы:  2011­2012 учебный год ( 1 класс) – 165 часов / 5 часов в неделю: из них на обучение грамоте (письмо) – 22 недели / 110 часов / 5 часов в неделю;  на обучение грамоте (чтение) – 22 недели /88 часов/ 4 часа в неделю; 2012­2013 учебный год ( 2 класс) – 136 часов / 4 часа в неделю; 2013­2014 учебный год ( 3 класс) – 136 часов / 4 часа в неделю; 2014­2015 учебный год ( 4 класс) – 136 часов / 4 часа в неделю. Итого: 573 часов. Концептуальные положения. Многоаспектность анализа языкового материала в свою очередь создает условия для реализации системно­деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала. Обучение   русскому   языку   состоит   из   двух   преемственных   курсов:   «Обучение   грамоте»   и «Русский язык». Продолжительность интегрированного курса «Обучение грамоте» ­ 22 учебные недели (9 часов в неделю) В обучении грамоте различают три периода: подготовительный (добукварный – 12 часов и 22 часа), основной (букварный 70 часов и 75 часов) и послебукварный – 6 часов. В   процессе   обучения   грамоте   ребенок   начинает   осваивать   новые   ситуации,   отношения,   виды деятельности,   требующие   от   него   выбора   соответствующих   этим   новым   обстоятельствам   языковых, внеязыковых   средств.   По   этой   причине   представленная   ниже   программа,   реализованная   в   учебно­ методическом комплекте, не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, она ориентирована и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, на организацию постепенного перехода от игровой деятельности к учебной посредством формирования следующих универсальных  учебных действий. Общая характеристика программы. Программа по обучению грамоте ориентирована на не читающих и читающих детей.   Техника   чтения   и   письма   формируется   в   основном   в   период   обучения   грамоте.  Обучение чтению  строится на принятом в русской методике аналитико­синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков ­ основу способа чтения и письма.   Вначале   вводятся   однозвучные   гласные   и   сонорные   согласные,   затем   изучаются   все   парные согласные по глухости­звонкости, и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения и фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, количества звуков и количества букв. Такой   подход   к   порядку   изучения   букв   и   постепенному   усложнению   слов   позволяет   детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв  ч  и  щ  с другими согласными, кроме  л, и пр., то есть вполне естественно войти в грамматическую систему языка. Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность чтения. Для их формирования необходимы и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации, которые создают условия для осознания детьми зависимости слова от смысла высказывания в целом. В программу   включено   ознакомление   с   малыми   жанрами   русского   фольклора:   считалками, скороговорками,   пословицами,   поговорками,   закличками,   песенками,   поддевками,   загадками,   с авторскими художественными произведениями и научно­популярными текстами. Дети на практическом уровне наблюдают многозначность слов, антонимы, синонимы, омонимы (без введения понятий). Основной   метод  обучения   письму  ­   анализ,   сравнение   схожих   и   противоположных   случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный. В период обучения грамоте ученики знакомятся с клавиатурой и клавиатурным письмом. Существенно   ускоряет   навык   качественного   чтения   и   письма   включение   в   программу   позиций   по смысловому   анализу   текста,   смысловому   и   грамматическому   анализу   предложений   и   слов,   что обеспечивает   естественное   многократное   возвращение   ребенка   к   прочитанному,   а   также   введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма. Система   языка.  В   программе   и   Азбуке   представлена   возможность   для   самых   широких грамматических наблюдений, как для тех, которые предусмотрены сложившейся традицией, так и для тех,  которые   на   данном   этапе   имеют   периферийное   значение,   но   станут   актуальными   при   изучении систематического   курса   русского   языка.   Например,   предусмотрено   практическое   ознакомление   с понятиями:   предложение,   предложения   повествовательные,   вопросительные,   восклицательные;   со средствами смысловой и интонационной законченности (формами слов, служебными словами; порядком слов; интонацией). При сравнении значений слов дифференцируются понятия: слова, обозначающие предметы, их признаки   и   действия,   женский,   мужской,   средний   род,   одушевленность,   неодушевленность,   формы единственного и множественного числа. Все это осуществляется на живом речевом материале. Программа   и   содержание   Азбуки   предполагают   введение   в   словарь   первоклассника   слова «информация», ознакомление с основными источниками и способами хранения, а также первичными навыками работы с информацией: осуществление поиска информации в учебнике и сопровождающих его пособиях с помощью учителя или одноклассников; умение работать с информацией, представленной в   разных   форматах   (рисунок,   текст,   схема,   таблица,   ребус,   кроссворд),   понимать   информацию, анализировать и дополнять ее в соответствии с заданием и этапом обучения; умение создавать свою собственную информацию в виде ответа на вопрос. Программа   по   русскому   языку   является   продолжением   программы   по   обучению   грамоте   и строится на общих концептуальных положениях, изложенных выше. В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому (родному) языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Важно единство освоения всех линий: развития речи с изучением системы языка, освоением орфографической и пунктуационной грамотности. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно­нравственного   развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных   и   предметных   действий,   логика   формирования   которых   по   годам   обучения представлена в нижеприведенной таблице. В программе всех классов с меняющейся полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов. Стержневая тема всего курса ­ лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла   разных   вариантов   высказываний   в   устной   и   письменной   речи,   в   разных   речевых   ситуациях: реальных, литературных, воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требуют знания законов словообразования и формоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции. Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами. Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку: ­   сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; ­ способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры   и   основное   средство   человеческого   общения,   осознанию   значения   русского   языка   как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; ­  сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ­  овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; ­     уметь   ориентироваться   в   целях,   задачах,   средствах   и   условиях   общения,   выбирать   адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; ­  овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Учебно­тематический план по обучению грамоте (чтенте) Учебно­тематический план по обучению грамоте (письмо) Учебно­тематический план по русскому языку № Название темы Добукварный период Букварный период 1 2 4 Послебукварный период Итого: № Название темы Добукварный период Букварный период Резерв  1 2 3 Итого:  № Название темы Звуки и буквы Слово  1 Устная и письменная речь 2 3 4 Предложение и текст Итого:  Количество часов Авторская программа 12 70 6 88 Рабочая программа 12 72 4 88 Количество часов Авторская программа 22 75 13 110 Рабочая программа 24 86 ­­­ 110 Количество часов Авторская программа 5 17 23 5 50 Рабочая программа 8 20 21 6 55 Состав участников образовательного процесса. В 1а классе на начало2011­2012 учебного года 17 человек. Из них 8 девочек и 9 мальчиков. Трое  детей 2005 года рождения, остальные – 2004 года рождения.  В основном все дети посещали МДОУ детский сад № 7 «Ладушки» село Непецино (12 человек),  Демин Никита посещал МДОУ детский сад №31 «Капелька» посёлок Возрождение, Косарина Юлия  посещала  детский сад № «» село Шеметово, Корякин Алексей посещал МДОУ детский сад №12  «Пчёлка» и  2 детей находились дома ( Загирова Оксана И Шлыков Егор ).  В селе Непецино проживает 10 человек, в деревне Андреевка – 3 ребёнка, в деревне Санино –  Загирова Оксана, посёлок Возрождение – Дёмин Никита и Корякин Алексей  и село Шеметово –  Косарина Юлия. Минаева Дениса, Плаксина Евгения, Понамарёва Александра и Шлыкова Егора воспитывают  только мамы, остальные 12 семей – полные. У Минаева Дениса – мама инвалид  I группы. Заключение. Исходя из вышеизложенного, законченная предметная линия «Русский (родной) язык» своими средствами   создает   условия   для   личностного   развития   школьников,   формирования   умения   учиться, приобретения предметных умений, что поможет им получить социокультурный опыт и адаптироваться к следующему этапу обучения. Содержание учебного предмета. Содержание программы периода обучения грамоте Развитие речи Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи. Устная речь (слушание, говорение) Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями   и   условиями   общения   для   эффективного   решения   коммуникативной   задачи:   мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр  голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.  Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание,   извинение,   благодарность,   обращение   с   просьбой;   особенности   общения   со   знакомыми   и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки. Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения. Письменная речь (чтение, письмо) Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно_популярные. Стихи   и   проза.   Тема   произведения,   название   (заголовок),   автор   (поэт,   писатель),   персонажи (действующие лица), герои. Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Представление   о   разнообразии   жанров:   сказка,   песня,   стихотворение,   загадка,   частушка, скороговорка,   чистоговорка,   поговорка,   считалка,   дразнилка,   закличка   и   пр.   Доказательства   выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких   парных   и   непарных,   звонких   и   глухих   парных   и   непарных,   шипящих.   Определение   места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Графика Различение   звука   и   буквы:   буква   как   знак   звука.   Буквы,   не   обозначающие   звуков  (ъ,   ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового   и   буквенного   состава   слов;   ошибкоопасные   места   при   записи   слова.   Буквы   гласных   как показатели твердости­мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение Формирование аналитико­синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с  переносом.  Чтение  вслух,  жужжащее  чтение.  Чтение  с интонациями  и  паузами  в  соответствии  со знаками   препинания.   Развитие   осознанности   и   выразительности   чтения   на   материале   небольших прозаических и стихотворных текстов. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Упражнение психофизиологических  функций, необходимых для  чтения:  усвоение  правильного дыхания,   составление   целого   (фигур,   рисунков)   из   данных   элементов,   составление   печатных   и письменных   букв   по   элементу,   выделение   печатных   и   письменных   букв   из   буквенного   ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста   заданной   буквы,   «чтение»   пиктограмм,   схем   слов   и   предложений,   узнавание   голосов   детей, актеров, работа со схемами, планами и пр. Письмо Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо   буквосочетаний,   слогов,   слов,   предложений   с   соблюдением   гигиенических   норм.   Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений,   текстов,   записанных   письменным   и   печатным   шрифтом.   Освоение   позиционного   (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Ознакомление с клавиатурным письмом. Упражнение   психофизиологических   функций,   необходимых   для   списывания   и   письма   под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов,   волнистых   линий,   графический   диктант,   прохлопывание   и   проговаривание   ритма, определение   рифмы,   нахождение   рифмующихся   слов,   составление   схем   слов   и   предложений   под диктовку и пр. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение Различение   предмета,   явления   и   слов,   их   называющих.   Соотношение   названия   нарисованного предмета   со   схемой   слова.   Наблюдение   единства   в   слове   звучания   и   значения.   Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах. Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом. Сравнение   предложений,   различающихся   по   цели   высказывания   (варианты   интонации   конца предложения ­ соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения   из   текста.   Сравнение   смысла   предложений   при   изменении   форм   отдельных   слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение: ­ раздельное написание слов; Орфография ­ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); ­ прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных; ­ перенос слов по слогам без стечения согласных; ­ знаки препинания (.?!) в конце предложения. 1 класс (50 часов) I. Развитие речи Устная речь (слушание, говорение) Продолжение работы по всем направлениям, обозначенным в программе «Обучение грамоте». Выбор средств устного общения в соответствии с целью, ситуацией устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Инсценировки. Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов. Письменная речь (чтение, письмо) Сопоставление   набора   предложений   и   текста.   Ознакомление   с   признаками   текста:   тема, смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Представление о частях текста на примере научно­популярного текста, записки, поздравительной открытки; красная строка; абзац. Восстановление деформированных   текстов   (нарушен   порядок   предложений   или   микротем,   предложения   простые, короткие). Сравнение   особенностей   языка   (по   стилю)   в   письменных   текстах   с   одинаковым   предметом описания, например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и пр. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений. II. Система языка Фонетика и орфоэпия Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение в слове звуков гласных­ согласных.   Нахождение   в   слове   ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Вывод   о   словообразующей функции ударения. Различение в слове мягких­твердых, звонких­глухих согласных звуков. Парные звуки: мягкие­ твердые, глухие­звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Различение   непарных   звонких   согласных;   непарных   глухих   согласных;   шипящих   согласных. Различение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц], непарных мягких согласных [й’], [ч’], [щ’]. Деление слов на слоги. Ударение,   произношение   звуков   и   сочетаний   звуков   в   соответствии   с   нормами   современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике для 1 кл.). Графика Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв  ь  и  ъ. Их роль в слове. Функции йотированных гласных  (е, ё, ю, я). Наблюдение вариантов обозначения звука [й’]. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании). Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Лексика Номинативная   (назывная)   функция   слов.   Представление   о   слове   как   единстве   звучания   и значения. Практическое ознакомление с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью  (без введения понятий). Состав слова (морфемика) Нахождение в ряду слов родственных (однокоренных) слов. Различение (с опоройна рисунки) однокоренных слов и слов одной тематической группы; однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. На чальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова. Морфология Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов (части   речи):   знаменательные   (самостоятельные)   слова   ­   слова,   обозначающие   предметы,   признаки предмета,   действие   предмета;   служебные   слова   (без   дифференциации).   Умение   опознавать   имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Различение названий предметов, отвечающих на вопросы   «кто?»,   «что?».   Ознакомление   с   грамматическими   признаками   рода   и   числа   у   слов, обозначающих предметы. Нахождение слов, обозначающих предметы, которые заменяют слова­указатели (местоимения), например: Птичка села на ветку. Она искала корм. Синтаксис Различение предложения и слова (осознание их сходства и различий). Сравнение набора слов и предложения.   Восстановление   деформированного   предложения.   Сравнение   слова   с   предложением   из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца.   Различение   предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные, побудительные;   по   интонации   (эмоциональной   окраске):   восклицательные   и   невосклицательные. Сравнение предложений по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Сравнение предложений по смыслу при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами. Составление схем предложений, их многозначность. III. Орфография и пунктуация Определение   случаев   расхождения   звукового   и   буквенного   состава   слов.   Орфографическое чтение   (проговаривание)   как   средство   самоконтроля   при   письме   под   диктовку   и   при   списывании. Понятие орфограммы. Использование орфографического словаря (см. в учебнике). Применение правил правописания: ­ раздельное написание слов; ­ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); ­ отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; ­ перенос слов; ­ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; ­ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); ­ знаки препинания (.?!) в конце предложения. 2 класс (170 часов) (Планируются 152 часа, резерв 18 часов) I. Развитие речи Устная речь (слушание, говорение) Сохраняются   все   направления   работы,   обозначенные   в   программе   1   класса.   Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. Осознание   значения   средств   устной   речи   для   выражения   мысли.   Анализ   чужой   устной   речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Выражение   собственного   мнения, высказывание,   слушание.   Ситуационные   различия   в   произношении   и   интонировании   высказывания,   в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах. Практическое   овладение   устным   монологическим   высказыванием   по   определенной   теме. Словесный отчет о выполненной работе. Письменная речь (чтение, письмо) Ознакомление   с   типами   текста:   описание,   повествование,   рассуждение.   Практическое ознакомление   с   текстами   разговорного   и   книжного   стиля   (научного,   делового,   художественного). Определение темы, подбор   заглавия.   Последовательность   предложений   в   тексте.   Средства   связи   между   предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста. Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. sms­сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2­4 кл.). Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность). Оформление диалога. Осуществление проекта «Лучшее время года». II. Система языка Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение   гласных­согласных,   гласных   однозвучных   и   йотированных,   согласных   звонких­глухих, шипящих, мягких­твердых; слогоделение, ударение). Определение   качественной   характеристики   звука:   гласный­согласный;   гласный   Ударный­ безударный; согласный твердый­мягкий, парный­непарный; согласный звонкий­глухой, парный­непарный. Звукобуквенный разбор (алгоритм см. в учебнике). Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Графика Использование   на   письме   разделительных  ъ  и  ь.   Установление   соотношения   звукового   и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления). Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Овладение первичным навыком клавиатурного письма. Лексика Наблюдение внутреннего единства слова ­его значения, грамматических признаков и звуков/букв. Расширение   представлений   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о   прямом   и   переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом. Состав слова (морфемика) Практическое   ознакомление   со   словообразованием   и   словоизменением.   Подбор   родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Различение предлога и приставки. Морфология Части   речи.   Имя   существительное:   значение   и   употребление   в   речи.   Умение   определять начальную   форму;   опознавать   одушевленные   и   неодушевленные,   собственные   и   нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя   прилагательное:   значение   и   употребление   в   речи;   зависимость   форм   рода   и   числа прилагательных от форм имени существительного. Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных  и служебных слов. Синтаксис Восстановление деформированных предложений. III. Орфография и пунктуация Разные   способы   проверки   правописания   слов:   изменение   формы   слова;   подбор   однокоренных слов;   использование   орфографического   словаря.   Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т. ч. справочника в учебнике). Применение правил правописания: ­ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных,   вопросительных   и   восклицательных   предложений.   Нахождение   главных   членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов   предложения   (без   дифференциации   последних).   Предложения   распространенные, нераспространенные. Установление   связи   (при   помощи   смысловых   вопросов)   между   словами   в   словосочетании   и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении. Расширение   наблюдений   над   смысловой   зависимостью   содержания   высказывания   от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. без ударения); ­ отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; ­ перенос слов; ­ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; ­ проверяемые безударные гласные в корне слова; ­ парные звонкие и глухие согласные в корне слова; ­ непроизносимые согласные в корне (ознакомление); ­ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике); ­ разделительные ъ и ь; ­ знаки препинания (.?!) в конце предложения; ­ ь после шипящих в конце имен существительных (рожь ­ нож, ночь ­ мяч) ­ ознакомление. 3 класс (170 часов) (Планируются 156 часов, резерв 14 часов) I. Развитие речи Устная речь (слушание и говорение) Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое   овладение   монологом,   диалогом   ­   расширение   опыта   на   новом   содержании. Выражение   собственного   мнения,   его   обоснование.   Использование   в   монологическом   высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий). Письменная речь (чтение и письмо) Представление   о   типах   речи:   повествование,   описание,   рассуждение.   Представление   о стилистических различиях языка в научном (научно­популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по­разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3­4 классов). Необходимое   и   достаточное   для   выражения   цели   высказывания   в   соответствии   с   выбранной автором  формой.  Сравнение  разных  способов  выражения  одной  цели  высказывания  или  одной  темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции. Знакомство   с   различными   видами   изложений.   Сочинения   (репродуктивные   и   творческие)   ­   в течение 3­4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения.Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Осуществление проекта «Банк заданий» (пояснения см. в учебнике). II. Система языка Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии:   гласные   безударные   и   ударные;   согласные   звонкие,   глухие   парные,   непарные;   согласные твердые,   мягкие   парные,   непарные;   шипящие,   всегда   твердые,   всегда   мягкие.   Представление   о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Звукобуквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике). Графика Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа  крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыков клавиатурного письма. Лексика Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия),   антонимах,   синонимах,   многозначности,   фразеологизмах:   анализ   использования   в   тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и со словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список   словарей   для   работы   учеников:   словообразовательный,   морфемно­орфографический   (по алфавиту),   обратный,   толковый,   иностранных   слов,   орфоэпический,   этимологический,   сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. Состав слова (морфемика) Овладение   понятием   «родственные   (однокоренные)   слова».   Различение   однокоренных   слов   и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,   основы,   корня,   приставки,   суффикса,   постфикса  ­ся(­сь).   Образование   слов   с   помощью приставки,   с   помощью   суффикса   и   сложения   основ   (сложные   слова).   Различение   изменяемых   и неизменяемых   слов.   Представление   о   смысловых,   эмоциональных,   изобразительных   возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике. Морфология Части   речи.   Имя   существительное.   Значение   и   употребление   в   речи.   Различение   имен существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.   Изменение   существительных   по   числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3­го склонения имен существительных в форме единственного   числа.   Склонение   существительных   во   множественном   числе   (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола.   Различение   глаголов,   отвечающих   на   вопросы   «что   делать?»   и   «что   сделать?».   Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис Различение   предложения   и   словосочетания.   Наблюдение   связи   слов   в   словосочетании. Грамматическая   основа   предложения.   Представление   о   второстепенных   членах   предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения   с   однородными   членами   с   союзами  и  (без   перечислений),  а,   но  и   без   союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами  и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматичес ких средств. III. Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил: _ непроизносимые согласные; _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в «Справочнике правописания» учебника); _ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; _ разделительные ъ и ь; _ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); _ не с глаголами; _ раздельное написание предлогов с другими словами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з­ и с­, гласных в суффиксах ­ик, ­ек. Первичное   освоение   правописания   безударных   падежных   окончаний   имен   существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения. 4 класс (170 часов) (Планируются 137 часов, резерв 33 часа) I. Развитие речи Устная речь (слушание, говорение) Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и  неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в  школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Выражение   собственного   мнения,   его аргументация.   Овладение   основными   умениями   ведения   разговора   (начать,   поддержать,   закончить разговор,   привлечь   внимание   и   т.п.).   Овладение   основными   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность,   обращение   с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо   владеющими русским языком. Практическое   овладение   устными   монологическими   высказываниями   на   определенную   тему   с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Речь ­ отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты ­ отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам. Письменная речь (чтение, письмо) Текст   (высказывание,   связная   речь)   ­   результат   говорения   или   письма,   результат   речевой деятельности,   основная   коммуникативная   единица,   которой   человек   пользуется   в   процессе   речевой деятельности. Признаки   текста:   единство   темы   и   замысла,   связность,   целостность   и   законченность.   Типы текстов:   описание,   повествование,   рассуждение,   их   особенности.   Ознакомление   со   стилями   языка. Анализ научного (учебного)   текста:   тема,   заголовок,   структурные   части   (вступление,   основная   часть,   заключение); смысловые   связи   между   частями,   абзацами,   предложениями;   научные   слова   (понятия),   ключевые (опорные) слова. Комплексная   работа   над   структурой   текста:   озаглавливание,   корректирование   порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение   в   тексте   главного,   высказывание   собственного   мнения   по   поводу   прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания. Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам. Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи,   отзыва   об   услышанном,   увиденном,   прочитанном.   Заполнение   бланка   телеграммы,   анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами). Репродуктивные   и   творческие   сочинения   как   результат   индивидуальной   и   групповой   работы. Подбор   материала   для   сочинений.   Редактирование.   Использование   письменных   ученических   работ   в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ. Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом. Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы,   подготовка   доклада,   его   представление   с   сопровождением   на   бумажном   или   электронном носителе. II. Система языка Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии:   гласные   безударные   и   ударные;   согласные   звонкие,   глухие   парные,   непарные;   согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний   звуков   в   соответствии   с   нормами   современного   русского   литературного   языка   (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике). Графика Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твердости   и   мягкости   согласных   звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание   алфавита:   правильное   название   букв,   знание   их   последовательности.   Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма. Лексика Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью   толкового   словаря.   Представление   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о   прямом   и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со  справочниками  в учебнике: орфографическим,  произношения, эпитетов, синонимов. Желательный   список   словарей   для   работы:   словообразовательный,   морфемно­орфографический   (по алфавиту),   обратный,   толковый,   иностранных   слов,   этимологический,   сравнений,   антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. Состав слова (морфемика) Овладение   понятием   «родственные   (однокоренные)   слова».   Различение   однокоренных   слов   и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов.   Представление   о   смысловых,   эмоциональных, изобразительных возможностях   суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов   с   помощью   суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу. Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение   имен   существительных,   отвечающих   на   вопросы   «кто?»   и   «что?»   (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных   по   числам.   Начальная   форма.   Изменение   существительных   по   падежам   (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3­му склонению. Морфологический разбор имен существительных (алгоритм см. в учебнике). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на  ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Морфологический разбор имен прилагательных (алгоритм см. в учебнике). Местоимение.   Общее   представление   о   местоимении.   Личные   местоимения,   значение   и употребление   в   речи.   Личные   местоимения   1,   2,   3_го   лица   единственного   и   множественного   числа. Представление о склонении личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих   на   вопросы   «что   делать?»   и   «что   сделать?»,   ознакомление   с   категорией   вида   глагола. Изменение   глаголов   по   временам.   Изменение   глаголов   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и   будущем времени (спряжение).   Способы   определения   I   и   II   спряжения   глаголов   (практическое   овладение).   Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике). Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и   побудительные;   по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения.   Различение   главных   и   второстепенных   членов   предложения.   Ознакомление   с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения   с   однородными   членами   с   союзами  и  (без   перечислений),  а,   но  и   без   союзов. Интонация   при   перечислении   однородных   членов   предложения.   Нахождение   и   самостоятельное составление   предложений   с   однородными   членами   без   союзов   и   с   союзами  и, а, но.   Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств. III. Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение правил правописания: ­ сочетания жи­ши, ча­ща, чу­щу в положении под ударением; ­ сочетание ЧК­чн, чт, щн, рщ; ­ перенос слов; ­ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; ­ проверяемые безударные гласные в корне слова; ­ парные звонкие и глухие согласные в корне слова; ­ непроизносимые согласные; ­ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в «Справочнике правописания» учебника); ­ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; ­ разделительные ъ и ь; ­ ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); ­ безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на  ­мя, ­ий, ­ья, ­­ье, ­ия, ­ов, ­ин); ­ безударные окончания имен прилагательных; ­ раздельное написание предлогов с личными местоимениями; ­ не с глаголами; ­ ь после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа (читаешь, красишь); ­ мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться; ­ безударные личные окончания глаголов; ­ раздельное написание предлогов с другими словами; ­ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; ­ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з­ и с­, гласных в суффиксах ­ик, ­ек; о, е в  падежных   окончаниях  после  шипящих  и  ц;  и, ы  после  ц  в  разных   частях  слова;  соединительных гласных о, е в сложных словах. Календарно­тематическое планирование периода обучения грамоте (чтение) – 88 часов.  Решаемая проблема Понятия Планируемые результаты УУД Предметные результаты Добукварный период – 12 часов. Как читать  условные  обозначения. Уметь различать  устную и  письменную речь. № Дата. Тема. 1 01.09. Страницы учебника и тетради. Урок знаний. История  обучения. Знакомство с  учебником. С.3­5 Т.1с.2­3 Оценивать  правильность  (уместность)  выбора языковых и  неязыковых  средств устного  общения на уроке,  в школе, в быту, со  знакомыми и  незнакомыми, с  людьми разного  возраста. Оценивать  правильность  (уместность)  выбора языковых и  неязыковых  средств устного  общения на уроке,  в школе, в быту, со  знакомыми и  незнакомыми, с  людьми разного  возраста. Оценивать  правильность   Р Принимать и  сохранять учебную  задачу,  соответствующую  этапу обучения. П Понимать знаки,  символы, модели,  схемы, приведенные в  учебнике и учебных  пособиях.  К допускать  существование  различных точек  зрения П Анализировать  изучаемые факты  языка с выделением их  отличительных  признаков. Р Понимать  выделенные учителем  ориентиры действия в  учебном материале.  К Принимать участие  в работе парами и  группами. П Осуществлять  синтез как составление Личностные результаты Положительное  отношение к  школе и учебной  деятельности. Интерес к  учебному  материалу. Знание основных  моральных норм  2 02.09. История речи. Речь  устная и письменная.  Разные языки народов  мира и России. Схема  предложения. С.6­7 Как различать  устную и  письменную речь. Схема  предложения. 3 0509. Мир, Россия, Родина,  семья. Знакомство со  Как использовать  средства устного  Представления о  своей родине, ее

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку   (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018