Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
1 кл
20.11.2018
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии ФГОС НОО.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
р.я.1 кл 17. фгос.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г.
Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык»,
утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
стандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального
образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей
единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём
своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического
образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему
образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач
образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
–
–
–
–
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных
целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,
обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико
орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках
обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации
устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его
периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его
содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм
речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной
деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его
номинативной функции в различных коммуникативноречевых ситуациях, с различения в слове его
содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются
первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять
последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять
звуковой анализ слов с использованием схеммоделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.
На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и
мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети
усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы
букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками,
обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность
данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники
осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);
работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв,
слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительнообобщающий этап. На данном этапе обучения
грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про
себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного
чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы
выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием
коммуникативноречевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети
начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника
букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же
разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки
учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности
материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития
речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших
школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии
и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач
общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении
национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой
деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой
деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать
чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в
соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших
школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность
понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую
внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и
грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи
и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической
структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе
формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой,
его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность
ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они
наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативноречевой компетенции
учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими
сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию
текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текстописание,
текстрассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию
умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения
и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи,
на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе
школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические
умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике
русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака
(слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций;
осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением
выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий
общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель
интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о
звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для
формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится
процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа,
синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных
действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования
универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова,
обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять
действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного,
безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и
синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и
различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно,
способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении
языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных
единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими
словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах
(текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники
творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить,
углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования
позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений
сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать
нужную информацию.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы
пишем).
Учащиеся должны уметь:
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять
их последовательность в слове;
вычленять слова из предложения;
правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание
которых не расходится с произношением;
употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в
предложениях писать раздельно;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на
определенную тему;
приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
п/п
Тема
раздела
Тема урока
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Метапредметные
Предметные
результаты
1
Наша
речь
Язык и речь, их
значение в жизни
людей. Русский
язык
родной
язык русского
народа..
2
Текст,
предлож
ение,
диалог
(общее
Текст
представление).
Предложение
как группа слов,
выражающая
законченную
мысль.
3
Диалог.
Учащийся научится
различать устную и
письменную речь,
писать без ошибок
слова язык и русский
язык.
Учащийся в совместной
с
деятельности
учителем
получит
возможность научиться
строить высказывания о
значении языка и речи в
жизни человека.
Коммуникативные:
сотрудничать с
одноклассниками при
выполнении учебной
задачи Регулятивные:
оценивать результаты
выполненного задания:
«Проверь себя»
Познавательные:
находить информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную) в
учебнике,
анализировать ее
содержание.
Учащийся научится
отличать текст от
предложения, выделять
предложения из речи,
правильно оформлять
предложения на письме,
распознавать диалог в
письменной речи.
Учащийся в совместной
деятельности с
учителем получит
возможность научиться
озаглавливать текст,
составлять текст из
деформированных
предложений,
составлять небольшие
тексты по рисунку,
составлять
предложения по
заданной схеме.
Коммуникативные:
сотрудничать с
одноклассниками при
выполнении учебной
задачи: распределять
роли при чтении
диалога.
Регулятивные:
оценивать результаты
выполненного задания:
«Проверь себя» и
электронному
приложению к
учебнику.
Познавательные:
находить информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную) в
учебнике,
анализировать ее
содержание.
Характеристика деятельности
учащихся
План
Факт
Личностные
результаты
Проявлять
уважение к
языкам других
народов.
09.03
Высказываться о значении языка и
речи в жизни людей, о великом
достоянии русского народа — русском
языке, проявлять уважение к языкам
других народов.
Приобретать опыт в различении
устной и письменной речи.
Оценивать результаты выполненного
задания: «Проверь себя»
13.03
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию;
принимать роль
ученика на
уровне
положительного
отношения к
школе.
из
текст
Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять
деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по
рисунку, на заданную тему, по данному
началу и концу.
Находить информацию (текстовую,
изобразительную) в
графическую,
анализировать
учебнике,
её
содержание.
Отличать предложение от группы
слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в
выбирать
деформированном тексте,
знак препинания в конце предложения.
14.03
Различать диалог.
Сотрудничать с одноклассниками при
учебной
выполнении
задачи:
распределять
роли при чтении
диалога. Выразительно читать текст по
ролям.
Употреблять заглавную букву в начале
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.