Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
2 кл
24.01.2017
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Публикация является частью публикации:
Документ Microsoft Office Word.docx
Пояснительная записка         Рабочая программа по русскому  языку разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса учащимися начальных классов ОУ.          Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную   подготовку   младших   школьников   и   формирование   у   них   универсальных   учебных   действий   в   объёме,   необходимом   для дальнейшего образования.        Цели начального курса русского языка: –   создать   условия   для   осознания   ребёнком   себя   как   языковой   личности,   как   носителя   русского   языка   и   тем   самым   способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; – заложить основы  лингвистических  знаний  как элемент представления о научной  картине мира  и как  базу для  формирования  умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; –   сформировать   комплекс   языковых   и   речевых   умений,   обеспечивающих   сознательное   использование   средств   языка,   функциональную грамотность учащихся; –   средствами   предмета   «Русский   язык»   влиять   на   формирование   психологических   новообразований   младшего   школьника,   его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться; –   обеспечить   становление   у   младших   школьников   всех   видов   речевой   деятельности   в   устной   и   письменной   форме,   становление   их коммуникативной компетенции.                Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно­деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Задачи начального курса русского языка: Создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.  Заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации. Сформировать   комплекс   языковых   и   речевых   умений,   обеспечивающих   сознательное   использование   средств   языка,   функциональную 1. 2. 3. грамотность учащихся; 4. 5. Средствами   предмета   «Русский   язык»   влиять   на   формирование   психологических   новообразований   младшего   школьника,   его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться. Обеспечить   становление   у   младших   школьников   всех   видов   речевой   деятельности   в   устной   и   письменной   форме,   становление   их коммуникативной компетенции. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». 1.   Язык   является   средством   общения   людей,   важнейшим   средством   коммуникации,   поэтому   знакомство   с   системой   языка   должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность. 2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа,   явлением   национальной   культуры.   Поэтому   освоение   детьми   русского   языка,   осознание   его   богатых   возможностей,   красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно­нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует   рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.  3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика. 4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования. Общая характеристика учебного предмета.                  Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 1­4 классов авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, издательство: Смоленск, Ассоциация 21 век, 2013г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и обеспечена УМК для 1­4 классов (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко). Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно­деятельностного   подхода  к   организации   лингвистического   образования   учащихся.   Это   проявляется   в   следующем:   освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.             Именно через реализацию системно­деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе   осуществляется заложенная   в   ФГОС   идея   органичного   слияния   процессов   обучения,   развития   и   воспитания   школьников   в   одно   целое.   При   этом   под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во­первых – формирование  их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во­вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.             Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.                 Для построения  курса на деятельностной  основе  принципиально  важно учесть тот факт, что на практическом  уровне  языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».           В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно­целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.          Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность.  Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?..». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи,   к   проблеме   выбора   более   удачного   слова,  формы   слова,   суффикса,   приставки   и   т.   п.   Коммуникативная     направленность   курса проявляется  и  в  том, что организуется   последовательное  обучение  всем  видам  речевой  деятельности  – не  только  созданию  устных  и письменных   высказываний,   но   и   их   восприятию:   чтению   учебных   текстов   и   слушанию   собеседника,   общению   с   ним.   Среди   других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.            Ещё одна принципиальная особенность курса связана с содержанием и организацией обучения орфографии: прежде всего, углублена мотивационная основа обучения, в частности, усилена роль коммуникативного мотива. Кроме того, предусмотрено системное (начиная с 1­го класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.                    Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности  содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будут представлены в связи с общей характеристикой программы каждого класса.           Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования   у   детей   всех   видов   универсальных   учебных   действий:   закладываются   основы   положительного   отношения   к   учению, познавательного   интереса,   умения     спрашивать,   слушать,   читать,  понимать   информацию,   представленную  в   словесной,   изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством   вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период наряду с освоением техники чтения и каллиграфии начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.            Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях  авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и соответственно серьёзного внимания к освоению фонетики начинается   последовательное   формирование   у   младших   школьников   орфографической   зоркости.  Курс   обучения  грамоте   также   создаёт предпосылки   для   осознанного   освоения   детьми   норм     русской   графики,   позволяет   расширить   языковой   и   речевой   опыт   ребёнка,   чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского  языка.           В курсе русского языка во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской   графики   рассматриваются   вопросы:   а)   обозначение     мягкости   согласных   звуков,   стоящих   перед   другими   согласными;   б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце  учебного года – после изучения состава слова. Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1­м классе. Отличие состоит  лишь в том, что   при   повторении   классификации   слов   вводится   понятие   «предмет»,  за   которым   скрывается   категориальное   значение   всех   имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно­следственных связей, регулятивных учебных действий).              Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3­й класс. Пока же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений  по цели и интонации, учатся их построению.              Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат   базой   для   формирования   умения   понимать   текст,   обдумывать   его   (при   пересказе   и   создании   собственного)   и   после   записи совершенствовать.              Центральным направлением работы во 2­м классе является  обучение орфографии. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1­й четверти, а второй – «Учимся решать главные  орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3­ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов. 2.   В   рамках   первого   раздела   учащиеся   знакомятся   с   понятием   «орфограмма»   и   уточняют   признаки   сильных   и   слабых   позиций   фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия «орфограмма» (орфограмма  присутствует там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования. Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости­звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчёты всех известных орфограмм в двух­трёх текстах. 3. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают.  Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во­первых, орфографической зоркости, во­вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в­третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в­четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко»   после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в­пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции. Таким образом, освоение второклассниками данного приёма и его дальнейшее осознанное применение обеспечивает школьникам не только «уход» от ошибок, но и становление как комплекса регулятивных учебных действий, так и личностное развитие. 4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время   на практическое освоение   письма   с   «окошками»,   на   становление   орфографической   зоркости   учащихся   и   формирование   основ   орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо. 5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями. 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости­звонкости согласных рассматриваются  не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется   общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных и регулятивных УУД. 2)   С   учениками   целенаправленно   обсуждается   вопрос:   к   а   к   искать   проверочные   слова?   Отвечая   на   него,   второклассники   осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач –это тот, кто сИльный, и т. п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения,   сравнения,   обобщения.   При   построении   рассуждений,   связанных   с   выбором     буквы,   учащиеся   осваивают   способы формулирования причинно­следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.          Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова»,   «изменения   слов»,   «окончание».  Для   их   введения   второму   из   орфографических   разделов   предпосылается   тема   «Размышляем   о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4­й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова».   После   знакомства   с   приставками   завершается   работа   над   темой   «Разделительные  ь  и  ъ».   Учащиеся   оказываются   в   состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.         Таким образом, во 2­м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова». Место курса в учебном плане. На изучение курса «Русский язык» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель). Планируемые предметные результаты освоения программы 2­го класса В области речи, речевой деятельности Ученик научится: – участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять  свою точку зрения; – создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов; – соблюдать нормы употребления и произношения слов из  числа имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»; –   под   руководством   учителя   «добывать»   информацию   из     текстов   и   справочных   материалов   учебника,   использовать   её     для   решения практических задач; – самостоятельно читать задания учебника и выполнять их; – понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях; – замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём  учебника; – участвовать в коллективных наблюдениях за точностью  выбора слов в текстах; – при создании предложений задумываться о предмете  речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения,  вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); – строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения; – понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии; – использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их; –   подробно   письменно   пересказывать   тексты   повествовательного   характера   объёмом   45–55   слов   (после   речевой   и   орфографической подготовки); проверять и стараться улучшать написанное (с опорой на памятку); – создавать  (после  коллективной подготовки)  речевые  произведения определённых  жанров: записку,  письмо,  поздравление,  кулинарный рецепт,   загадку,   словесную   зарисовку;  обдумывать   их   содержание   и   языковые   средства   с   учётом   жанра,   адресата,   а   после   написания проверять и совершенствовать  текст (с опорой на памятку). Ученик получит возможность научиться: – вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы; – слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; –  создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая   требования к этим видам речи; – соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»; – самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач; – самостоятельно замечать в речи незнакомые слова  и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь  к словарю); – отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов; – создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); – среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения  с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией; – по­разному строить предложения­ответы на вопрос «почему?»; – редактировать, улучшать собственные тексты. В области освоения языка: В области фонетики и графики Ученик научится: – различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если   есть, различие в количестве звуков и букв; – сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; – понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции); – объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й’]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й’] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор); – проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й’]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения; – правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника. Ученик получит возможность научиться: – обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции; – проводить полный фонетико­графический (звуко­буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции). В области лексики Ученик научится: – понимать необходимость учёта значения слова при его  использовании в речи, записи, выяснении строения; – объяснять значения слов для решения орфографических  задач в корне слова; – выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы),  группировать их. Ученик получит возможность научиться: – самостоятельно подбирать к предложенным словам  синонимы и антонимы; замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение. В области словообразования (морфемики) Ученик научится: – выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня   (в однозначных случаях) и других морфем; – подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать  их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова; – осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов); – понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений; – классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями. Ученик получит возможность научиться: – выполнять полный морфемный анализ слов (на основе  памятки учебника); – замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение; – конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста; – самостоятельно подбирать слова к заданной модели; – замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи. В области морфологии Ученик научится: – различать, классифицировать слова по их функции (слова­названия, указатели, помощники), выделять среди них  названия предметов; – узнавать названия предметов в косвенных падежах (без  термина), ставить вопросы к ним и другим словам­названиям,  выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала?  и т. п.; – изменять слова­названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения  орфографических задач. Ученик получит возможность научиться: – проводить различные изменения слов разных частей  речи (практическим путём, без терминов). В области синтаксиса и пунктуации Ученик научится: – отличать предложение от группы слов, обосновывать решение; – выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации  её завершения); – различать два основания классификации предложений:  по цели и интонации (эмоциональной окраске); –   различать   предложения,   разные   по   цели   (повествовательные,   вопросительные   и   побудительные)   и   по   интонации   (восклицательные   и невосклицательные); – характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце  при их записи; – находить в тексте предложения разных видов; – отличать текст от группы предложений, объяснять различие; – правильно оформлять границы предложений; – ставить запятые при перечислении, перед словами­помощниками а, но. Ученик получит возможность научиться: – строить предложения разных видов; – замечать в предложениях­вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов; – наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении; – замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста». В области орфографии Ученик научится: – обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами; – осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т. п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных  гласных и парных по глухости­звонкости согласных; – применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости­звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ); – грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по­, под­, на­, за­, до­ , об­, от­, с­, в­; ­еньк­, ­оньк­, ­ник­, ­тель­; – соблюдать изученные правила переноса слов; – пользоваться орфографическим словарём учебника; –   использовать   приём   письма   с   «окошками»   для   сознательного   «ухода»   от   орфографических   ошибок   при   затруднении     в   применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен; – проверять написанное; –   списывать   и   писать   под   диктовку   текст   объёмом   до   45   слов.   Соблюдать   при   этом   правила   каллиграфии,   критически   оценивать   их выполнение; – правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе. Ученик получит возможность научиться: – обнаруживать значительную часть орфограмм текста; – замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости­звонкости: лезть, кость); – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм; – эффективно осуществлять проверку написанного. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык»  на конец 2­го класса Личностные результаты: ­ представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка); ­  появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием). Регулятивные УУД: – понимать и принимать учебную задачу, сохранять её  (с помощью учителя); – планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные  действия для решения конкретных языковых и речевых задач; – действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя); – выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме; – выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения). Познавательные УУД: – слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи; – под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; – находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач; – находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения; – понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для  решения практических задач;  понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; – участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы; – подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме). Коммуникативные УУД: – участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения; – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других; –   строить   небольшие   монологические   высказывания   (в   том   числе   учебно­делового   характера)   с   ориентацией   на     партнёра,   с   учётом конкретных речевых задач; – создавать небольшие письменные тексты освоенных  жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения. Содержание учебного  предмета «Русский язык» 2 класс Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.  Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках  как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание  главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.  Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях  общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя). Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно­познавательных задач. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в предусмотренном объёме). Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ. Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка. Фонетика и графика.  Различение звуков и букв. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й’]. Полный фонетико­графический (звуко­ буквенный) анализ слова. Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение обозначения звука [й’] с помощью разделительных ь и ъ. Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками. Лексика. Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов. Словообразование   (морфемика).  Овладение   понятиями   «родственные   (однокоренные)   слова»,   «корень»,   «приставка»,   «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу. Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями. Разграничение приставок и предлогов.  Представление  о значении некоторых суффиксов и приставок,  наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и  выразительности речи. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.). Морфология. Понятие  «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» или «что?». Постановка вопросов к словам­ названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов». Синтаксис: предложение.  Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи. Виды предложений   по   цели   (повествовательные,   вопросительные,   побудительные)   и   интонации   (восклицательные   и   невосклицательные);   их использование и оформление  при письме. Общее представление о диалоге.  Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос   «почему?».   Практическое   освоение   побудительных   предложений   с   выражением   совета,   просьбы,   пожелания,   требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Орфография и пунктуация Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без   ударения, для согласных – парность по глухости­звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме  сонорных (без термина) и [в, в’]. Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях  жи–ши, ча–ща, чу–щу  под ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами. Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм. Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Выбор букв на конце слов, называющих предметы, действия, путём подстановки слов­указателей «она», «оно», «они». Понятие «орфографическое правило», применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм: • прописная буква в начале предложения, в собственных именах; • раздельное написание слов; • перенос слов (основные случаи); • сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под  ударением; • ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях [с’т’, з’д’, н’т’,н’щ’, н’ч’]; чк, чн, чт, щн); • проверяемые безударные гласные и парные по глухости­звонкости согласные в корне слова; • непроизносимые согласные звуки; • непроверяемые безударные гласные и парные по  глухости­звонкости согласные (в пределах программного списка); • гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах; • разделительные ь и ъ; Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык. Проверка написанного: практическое овладение. Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами­помощниками а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предложений. № п/п 1 2 3 4 Тема Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Орфография («Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?») Синтаксис: предложение. Текст Кол­во часов 21ч. 24ч. 13ч. 12ч. 5 6 7 8 Состав слова Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» Состав слова  Обобщение в конце года 16ч. 45ч. 29ч. 10ч. Материально – техническое обеспечение учебного процесса Учебники и тетради с печатной основой для учащихся  (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век), • Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед. • Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед. • Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. –2011 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради­задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 и послед. • Корешкова Т. В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. – 2007, 2008, 2009  и послед. • Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. – 2009 и послед. • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные  задания. – 2011 и послед. • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные  задания. – 2010 и послед. • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные  задания. – 2010 и послед. Демонстрационные материалы  Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. «К тайнам на­шего языка». 1, 2, 3, 4 классы – Любое издание. Пособия для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век) • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего   языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед. • Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 1 класс. – 2007 • Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 2 класс. – 2008 • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижений планируемых результатов обучения русскому языку по  учебнику «К тайнам нашего языка». – 2012 и послед. Электронные приложения к учебникам и тетрадям • Материалы для учащихся (в разработке) • Материалы для учителя (Footnotes)  (В свободном доступе на сайте издательства) Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Русский язык». В основе системы оценивания образовательной программы «Гармония» лежат принципы: ­   ориентации   образовательного   процесса   на   достижение   основных   результатов   начального   образования   (личностных,   метапредметных   и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, т.е. осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, ее психологической безопасности и эмоциональному статусу; ­  взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса; ­ единство критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя – самой школой: учениками, педагогами, администрацией); ­ участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само­ и взаимопроверки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознанию, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.  В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.  Основным   объектом   оценки   метапредметныхрезутьтатов   служит   сформированность   ряда   регулятивных,   коммуникативных   и познавательных   УУД,   т.е.   таких   умственных   действий   учащихся,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной   деятельности   и управление ею.  Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:  ­ с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; ­ при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированностиметапредметных умений.                         В   методическом   оснащении   курса   такие   задания   представлены   в   виде   контрольных   работ   и   тестов.   Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.  Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. При оценке предметных результатов особую ценность представляют не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно­познавательных и учебно­ практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.  Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводиться в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.  Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор – средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Контрольное списывание, как и диктант, ­ способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений   и   навыков.   Здесь   также   проверяется   умение   списывать   с   печатного   текста,   обнаруживать   орфограммы,   находить   границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Изложение   (обучающее)   проверяет,   как   идет   формирование   навыка   письменной   речи,   умение   понимать   и   передавать   основное содержание текста без пропусков существенных моментов, умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.  Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.  Характеристика цифровой оценки (отметки). Отметка «5» («отлично») ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке), логичность и полнота изложения. Отметка «4» («хорошо») ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2­3 ошибок или 4­6 недочетов по текущему учебному материалу, не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу, незначительные   нарушения   логики   изложения   материала,   использование   нерациональных   приемов   решения   учебной   задачи,   отдельные неточности в изложении материала.  Отметка  «3» («удовлетворительно»)  – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе,   не  более   4­6  ошибок   или   10  недочетов   по  текущему   учебному   материалу,   не   более   3­5   ошибок   или   не   более   8   недочетов   по пройденному учебному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса. Отметка  «2» («плохо»)  ­ уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу, более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.  Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017