Рабочая программа для начальных классов по русскому языку - УМК "Школа России". Программа составлена с 1-4 класс. Календарно-тематическое планирование для 2 класса. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Состоит из 3-х частей: Планируемые результаты освоения учебного предмета; Содержание учебного предмета; Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы;
Русский язык Рамзаева.docx
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества;
становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаковосимволических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
2 соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого
этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
3 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
1й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из
Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология
продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
4 Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные;
согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и
непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»;
делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,
парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или
мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие
предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
2й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая
технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
5
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно
диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из
данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,
различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в
доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая
с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без
ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок: большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях;
буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу в словах;
ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами;
различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы
и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и
самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
6
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о
чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после
его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с
помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка,
почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык
необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими
людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
3–4й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью,
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
корректировать свою
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
разными видами чтения:
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не
сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
просмотровым,
изучающим,
7
сформированность следующих умений:
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
3й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без
введения этого понятия),
правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами
проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в
корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы
безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без
использования термина «условия выбора орфограммы»);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами
(объёмом 55–60 слов),
правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке
приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной
форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
разбирать по составу доступные слова;
выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения,
глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
8
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно
произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с
интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить
вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к
подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с
однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания
в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время
чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на
абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст
по плану;
читать и понимать учебнонаучные тексты (определять количество частей, задавать
вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Обучающиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка,
сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи
изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
4й класс
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор
доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,
правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать
орфограммы,
указывать условия выбора орфограмм (фонетические и
морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова,
видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным
словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из
двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с
союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и,
а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс
прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках
изученного;
разбирать доступные слова по составу;
подбирать однокоренные слова,
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с
помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после
соответствующей подготовки;
9
читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным
типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения;
во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план,
пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые
слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему:
2. Содержание учебного предмета
1 класс
Обучение грамоте и развитие речи
Добукварный период
Речь устная и письменная. Предложение. Слово.
Слог. Звуки. Ударение. Рабочая строка. Линии рабочей строки. Письмо элементов;
гласных букв.
Буквенный период
Согласные и гласные буквы русского алфавита.
Послебукварный период
Повторение изученных ранее тем.
Русский язык.
Текст. Предложение. Диалог.
Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную
мысль. Диалог.
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слованазвания предметов и явлений, слованазвания признаков
предметов, слованазвания действий предметов. Тематические группы слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Деление слов на слоги.
Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение (общее представление)
Слово и слог. Ударение.
Звуки и буквы.
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. Ударные
и безударные гласные звуки.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Повторение
2 класс
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь
10 Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь
устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе
общения).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их
признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой
"Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].
Шипящие согласные звуки
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИШИ,
ЧАЩА, ЧУЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог. Перенос слов.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены
предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам).
Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки
на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление
текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу
предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование,
описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная
часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Твердые и мягкие согласные
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А",
"О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю",
"Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие
согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять
(общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слог
11 Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения
формы слова.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и
разделительного "Ь".
Двойные согласные
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен
существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных.
Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и
противоположные по смыслу.
Глагол
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль
глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах.
Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных
в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и
противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени
существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в
процессе составления предложений).
Предлог
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.
Родственные (однокоренные слова)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов.
Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием
корней в однокоренных словах.
Безударные гласные и парные согласные в корне
12 Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем
изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых
гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных.
Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора
однокоренных слов.
Предложение (продолжение)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены
предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные
предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение
1.Повторение изученного во 2 классе
3 класс
Слова однокоренные.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и
обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных.
Мягкие и твердые согласные. Слово как единица речи. Значимые части слова. Корень
слова.
Текст (описание,
повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания
в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Интонация.
2. Предложение. Словосочетание
Предложение.
Словосочетание.
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на
слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его
основной мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и
нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
3. Текст. Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.
4. Состав слова. Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка –
значимая часть слова. Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью
приставок и суффиксов. Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного
и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Правописание безударных гласных
и парных согласных в корне слова.
5. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова. Проверяемые
и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и глухими
согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
6. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
13 Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными
гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
7. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря. Сопоставление правил о
написании безударных гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.
8. Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками.
Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных
гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Раздельное
произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.
9. Части речи. Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения.
Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение
сведений о частях речи. Имя существительное. Лексическое значение. Существительные,
обозначающие предмет, явление природы. Существительные собственные и нарицательные.
Основные грамматические признаки имени существительного. Различение имен
существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Начальная форма имени
существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам. Имя
прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак предмета.
Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь
прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по
числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и
употребление в речи имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Роль
глаголов в предложении. Употребление глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по
числам. Время глаголов. Неопределенная форма глаголов. Изменение глаголов по
временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с
приставками. Правописание частице не с глаголами.
10. Повторение изученного за учебный год. Роль слова и предложения в речи. Состав
слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание
приставок. Разделительные ь и ъ. части речи. Слова с непроверяемыми написаниями
4 класс
Главные
изученного за курс 3 класса.
Повторение
члены предложения
и второстепенные Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Знаки препинания.
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения. Связь однородных
членов предложения с помощью союзов и без союзов. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Текст. Изложение. Работа над ошибками Текст. Тема и основная мысль текста. Заголовок
текста. План текста.
14 Употребление
предлогов с
различными
падежами
падежных
имен
безударных
Правописание
прилагательных
Лексическое значение, основные грамматические признаки.
числа.
Имя существительное. Лексическое значение, основные грамматические признаки;
имена существительные собственные и нарицательные. Основные типы склонения
окончаний
именсуществительных.
существительных.
имен
существительных. Склонение и правописание существительных во множественном
числе.
Имя прилагательное.
Склонение
множественного
Прилагательное как член предложения. Употребление прилагательных в речи.
Личные местоимения. Общие сведения о личных местоимениях. Личное местоимение
и существительное. Значение личных местоимений. Склонение личных местоимений.
Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как член
предложения. Употребление личных местоимений в речи.
Глагол. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Неопределенная
форма глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам, в прошедшем времени
по родам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний
глаголов. Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи.
Повторение ( обобщение ) пройденного в начальных классах.
единственного
и
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Наименование раздела
Классы
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
Добуквенный период
обучения грамоте
Буквенный период
обучения грамоте
Слово. Предложение.
Звуки и буквы
Слово и слог
Состав слова
Морфология
Синтаксис
Орфография и
пунктуация
Развитие речи
Чистописание
Повторение
Итого
10
29
5
5
17
66
48
3
15
13
12
5
34
6
136
5
4
50
10
23
5
4
102
2
80
10
34
4
6
136
15 Календарнотематическое планирование по русскому языку 2 класс
№
План.
дата
Факт.
дата
Название темы
Повторение
Примеча
ние
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/1
7/2
8/3
9/4
10/1
11/2
12/3
13/4
14/5
15/6
16/7
17/8
18/1
19/2
20/3
01.09
02.09
05.09
06.09
08.08
09.09
13.09
15.09
16.09
19.09
20.09
22.09
23.09
26.09
27.09
29.09
30.09
03.10
04.10
06.10
Предложение.
Предложение и слово
Слово и слоги
Гласные и согласные звуки и буквы.
Ударение
Речь
Речь в жизни человека
Устная и письменная речь
Диктант «В лесу»
Работа над ошибками..
Звуки и буквы
Обозначение звуков на письме.
Отличие звука от буквы.
Отличие гласного звука от согласного.
Гласные и согласные звуки
Обучающее изложение по вопросам. «
Прогулка в лес»
Слова с буквой «э»
Согласные звуки и буквы
Согласный звук [й] и буква «й»
Шипящие согласные
Шипящие согласные . Сочетания жи –ши.
Контрольное списывание с делением текста на
предложения
Слова с сочетаниями ча ща чу щу
16 21/4
22/5
23/6
24/7
25/8
26/1
27/2
28/1
29/2
30/3
31/4
32/5
33/6
34/1
35/2
36/3
37/4
38/5
39/6
40/7
41/8
42/9
43/10
07.10
10.10
13.10
14.10
17.10
18.10
20.10
21.10
24.10
25.10
27.10
28.10
31.10
01.11
07.11
08.11
10.11
11.11
14.11
15.11
17.11
18.11
21.11
44/11
22.11
45/1
46/2
47/3
48/4
49/5
50/6
51/1
52/2
24.11
25.11
28.11
29.11
01.12
02.12
05.12
06.12
Правописание слов с сочетаниями ча ща чу
щу жи ши
Слова с сочетаниями чк чн чтщн
Слова с сочетаниями чк чн чтщн
Диктант «Гайша и Шафик»
Работа над ошибками. Обобщающий урок.
Алфавит
Алфавит
Алфавит. Умение пользоваться алфавитом.
Слово и слог. Перенос слов
Слово и слог
Деление слов на слоги
Перенос слов
Перенос слов с буквой Й и Ь в середине
Проверочная работа. Диктант «Роща»
Работа над ошибками.
Предложение и текст
Предложение как единица речи.
Знаки препинания в конце предложения
Составление рассказа по иллюстрации и
вопросам
Главные члены предложения
Контрольный диктант «Художник»
Работа над ошибками
Предложение как составляющая часть текста
Виды текстов: повествование, описание,
рассуждение
Структурные части текста повествования
Изложение по опорным словам
«Урок труда»
Работа над ошибками
Твёрдые и мягкие согласные
Обозначение мягкости и твёрдости согласного
звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного
звука в конце слова
Мягкий знак – показатель мягкости согласного
звука в середине слова
Перенос слов с мягким знаком
Изложение текста по вопросам «Зимние
забавы»
Обобщение материала по теме. Проверочная
работа
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие и глухие согласные звуки. Парные
звонкие и глухие согласные
Особенности проверочных и проверяемых слов
17 53/3
54/4
55/5
56/1
57/2
58/3
59/4
60/5
61/6
62/7
63/8
64/9
65/10
66/1
67/2
68/3
69/4
70/5
71/6
72/1
73/2
74/3
75/1
76/2
77/3
78/4
79/5
80/6
81/7
08.12
09.12
12.12
13.12
15.12
16.12
19.12
20.12
22.12
23.12
26.12
27.12
30.12
16.01
17.01
19.01
20.01
23.01
24.01
26.01
27.01
30.01
31.01
02.02
03.02
06.02
07.02
09.02
10.02
с парными согласными на конце слова
Упражнения в написании слов с парными
согласными на конце слова
Контрольное списывание.
Повторение материала по теме
Обозначение гласных звуков в ударных и
безударных слогах
Ударение
Ударный и безударный слог. Сильная и слабая
позиция гласного звука
Особенности проверочных и проверяемых слов
Написание проверяемых гласных в безударных
слогах
Составление рассказа по картинке.
Восстановление деформированного текста
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные
Написание проверяемых гласных в безударных
слогах
Сопоставление правил проверки безударных
гласных и парных согласных
Контрольный диктант «Театр кукол»
Работа над ошибками. Формирование умения
находить орфограммы в словах.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Написание слов с разделительным мягким
знаком
Сопоставление разделительного мягкого знака
и мягкого знака – показателя мягкости
Упражнения в написании слов с разделительным
мягким знаком и мягким знаком – показателем
мягкости
Диктант «Ёлка»
Работа над ошибками
Двойные согласные
Слова с двойными согласными
Перенос слов с двойными согласными
Новогодние поздравления близких.
Слово и предложение. Имя существительное
Слово и предложение
Имена существительные
Распознавание существительных, отвечающих на
вопросы «кто?», «что?»
Изложение текста по вопросам «Айболит»
Работа над ошибками.
Обобщение знаний об имени существительном
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях,
18 82/8
13.02
83/9
14.02
84/10
85/11
86/12
87/13
88/1
89/2
90/3
91/4
92/5
93/6
94/7
95/8
96/1
97/2
98/3
99/4
100/5
101/6
102/7
103/1
104/2
105/3
106/4
107/1
108/2
109/3
110/4
111/5
112/6
16.02
17.02
20.02
21.02
24.02
27.02
28.02
02.03
03.03
06.03
07.03
09.03
10.03
13.03
14.03
16.03
17.03
20.03
21.03
23.03
24.03
03.04
04.04
06.04
07.04
10.04
11.04
13.04
14.04
людей и кличках животных
Закрепление умений писать с заглавной буквы
имена, отчества, фамилии людей и клички
животных
Заглавная буква в названиях стран , городов,
деревень, улиц, рек
Изложение по вопросам с дополнением текста
Работа над ошибками.
Диктант «Храбрый дрозд»
Работа над ошибками.
Глагол
Понятие о словах, обозначающих действия
предметов
Роль глаголов в тексте
Слова, отвечающие на вопросы « что делает?»
«что делают?»
Изменение глаголов по временам
Слова, отвечающие на вопросы «что делать?»,
«что сделать?»
Употребление глаголов в речи
Восстановление и запись текста по картинному
плану, его продолжение
Закрепление знаний о глаголе
Имя прилагательное
Понятие о словах, обозначающих признаки
предметов
Различие слов, отвечающих на вопросы
«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Различие прилагательных в единственном и во
множественном числе
Противоположные по смыслу слова – антонимы
Обобщение о словах – названиях предметов,
признаков предметов, действий предметов
Контрольная работа
Работа над ошибками
Предлог
Роль предлогов в нашей речи
Раздельное написание предлогов со словами
Упражнение в правильном написании предлогов
Самостоятельная работа.
Родственные (однокоренные) слова
Общее понятие об однокоренных словах
Признаки однокоренных слов
Гнезда однокоренных слов
Упражнение в написании корня в однокоренных
словах
Сочинение по картинке и опорным словам
Работа над ошибками
19 113/7
114/8
17.04
18.04
115/1
116/2
117/3
118/4
119/5
120/6
20.04
21.04
24.04
25.04
27.04
28.04
121/7
02.05
122/8
04.05
123/9
124/10
125/11
05.05
08.05
11.05
126/1
12.05
127/2
128/3
129/4
15.05
16.05
18.05
130/1
19.06
131/2
22.05
132/3
23.05
133/4
134/5
25.05
26.05
135/6
136/7
29.05
30.05
Контрольный диктант «Разлив реки»
Работа над ошибками Упражнение в написании
корня в однокоренных словах.
Безударные гласные и парные согласные в
корне
Гласные в слабой позиции. Проверочные слова
Способы проверки безударных гласных в корне
Проверка безударных гласных в корне слова
Изложение по опорным словам
«Ласточка»
Работа над ошибками
Проверка парных звонких и глухих согласных в
корне слова
Упражнение в написании слов с глухими и
звонкими согласными в корне
Написание парных согласных и безударных
гласных в корне слова. Закрепление
Орфограмма
Контрольная работа
Работа над ошибками. Формирование умений
находить орфограммы в словах
Предложение (продолжение)
Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения . Связь слов в предложении
Связь слов в предложении
Свободный диктант
Работа над ошибками
Повторение
Обобщение знаний об алфавите. Обобщение
знаний о звуках и буквах, о слоге
Правописание слов с разделительным мягким
знаком
Слова с сочетаниями жиши, чаща, чущу;
чкчнчтщн
Повторение знаний об однокоренных словах
Правописание безударных гласных в корне
слова. Правописание парных согласных в корне
слова
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
20
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.