Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
2 кл
25.02.2018
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
русский язык.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у
младших школьников умения учиться и на основе авторской программы
Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 14 классы», являющейся
составной частью системы учебников «Школа России».
Курс направлен на личностное, духовнонравственное, эмоциональное,
интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его
индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма,
слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует
познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:
1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика,
состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).
2. Орфография и пунктуация.
З. Развитие речи.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности
предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл
поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения
ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными
справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и
т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего
школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он
располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми
сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе
как
− осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова,
всё в нём называющие;
− знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется,
используется в речи по определённым правилам;
− сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции
по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;
− формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности
моделировать факты языка;
− формирование ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к его бытию;
− осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие
мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий,
направленных на формирование правильности основных видов речевой
деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения
слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического
строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;
способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму
сообщения. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
4.
Раздел
Наша речь
Знакомство с учебником. Виды речи.
Что можно узнать о человеке по его речи?
Диалог и монолог.
Проверка знаний.
Текст
Текст.
Что такое тема и главная мысль текста?
Диктант №1.
Работа над ошибками.
Предложение
Предложение.
Контрольное списывание №1.
Члены предложения.
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.
Анализ сочинений.
Контрольный диктант №2.
Работа над ошибками.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение.
Что такое однозначные и многозначные слова?
Что такое прямое и переносное значение многозначных
слов?
Синонимы и антонимы.
Контрольный диктант №3.
Работа над ошибками.
Что такое родственные слова?
Что такое корень слова? Однокоренные слова.
Слог. Ударение. Перенос слова.
Обучающее сочинение по серии картинок.
Проверочная работа.
Контрольный диктант №4.
Работа над ошибками.
Колво
часов
4
5
12
22
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
5
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
2
2
5
1
1
1
1 1
2
1
1
1
1
5
3
1
1
1
1
2
1
1
1
2
34
29
5.
Звуки и буквы
Звуки и буквы.
Русский Алфавит или Азбука.
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Гласные звуки.
Контрольный диктант №4.
Работа над ошибками.
Правописание слов с безударным гласным звуком в
корне.
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне.
Развитие речи. Обучающее сочинение.
Диктант №6. Проверочная работа.
Работа над ошибками.
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [й ] и буква Й.
Слова с удвоенными согласными.
Развитие речи.
Наши проекты. И в шутку и всерьёз.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения.
Мягкий знак.
Контрольный диктант №7.
Работа над ошибками.
Проверочная работа.
Наши проекты. Пишем письмо.
Обобщающий урок.
ʼ
6.
3
1
1
1
1
1
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
1
1
1
1
1
1
3
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
Контрольный диктант №8.
Закрепление знаний. Работа над ошибками.
Наши проекты. Рифма.
Буквосочетания ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ. Проверь
себя.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Произношение и написание парных звонких и глухих
согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки
от глухих?
1
1 47
Проверка парных согласных в корне слова.
Правописание слов с парным по глухостизвонкости
согласным на конце слова.
Проверка знаний.
Диктант №9.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
Контрольное списывание №2.
Обучающее сочинение «Зимние забавы».
Проверка знаний.
Обобщение изученного материала.
7.
Части речи
Части речи.
Имя существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква.
Обучающее изложение.
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Диктант №10.
Работа над ошибками.
Единственное и множественное число имён
существительных.
Обучающее изложение.
Проверка знаний.
Диктант №11.
Работа над ошибками.
Что такое глагол?
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Что такое текстповествование?
Проверка знаний.
Что такое имя прилагательное.
Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по
значению.
3
4
1
1
4
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
3
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
1 Единственное и множественное число имён
прилагательных.
Что такое текстописание?
Проверка знаний.
Общее понятие о предлоге.
Раздельное написание предлогов со словами.
Восстановление предложений.
Проверка знаний.
Диктант №12.
Работа над ошибками.
Что такое местоимение.
Что такое текстрассуждение?
Проверка знаний.
Контрольный диктант №13.
Работа над ошибками.
8.
Повторение.
Наши проекты. В словари – за частями речи!
Повторение по теме «Текст».
Сочинение по картине.
Повторение по теме «Предложение».
Повторение по теме «Слово и его значение».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Повторение по теме «Правила правописания».
Контрольное списывание №3.
Повторение и закрепление изученного материала.
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.
9. Итого.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
5
1
17
170
ВИДЫ КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Вид работы
Количество за год
Контрольный диктант
6 Контрольное списывание
Обучающее изложение
Обучающее сочинение
Проект
Словарный диктант
Тест
Проверь себя
4
7
6
4
9
5
11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение.
Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение
содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).
Создание небольших собственных текстов или сочинений по интересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра
фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места, смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
согласных звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление
слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение
имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и
что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3му склонению. Словообразование имён
существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий,
ья, ов, ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного.
имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Начальная форма
Местоимение.
Общее представление о местоимении.
Личные
местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го
лица единственного и множественного числа.
Склонение личных
местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и
зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и
нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление
предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце
предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и
сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов); непроверяемые буквыорфограммы гласных и согласных
звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь, мышь);
• соединительные гласные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек
замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на
мя, ий, ье, ия, ов, ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2м лице
единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинениеповествование,
сочинениеописание,
сочинениерассуждение. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:
понимать, что предложение это основная единица речи;
понимать
«повествовательные
термины
предложения»,
«вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
грамматические особенности предложений, различных по цели
высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные,
невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация,
пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени
существительного, имени прилагательного, глагола; понимать особенности употребления в предложении имени
существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные
формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне
слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и
согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й ] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по
ʼ
твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся
использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической
деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи, развития
активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по
цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи
(интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов
(описание, повествование, письмо другу с элементами описания и
повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным
иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных
согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных
слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й; обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с
разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов
без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (4045 слов) с изученными
орфограммами и пунктограммами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает продолжение достижения
второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для
достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса
«Русский язык»:
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
«чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно
исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия
общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование
представления младших школьников о языке как целостной системе,
представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир
во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений,
происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и
социокультурных изменений окружающею мира;
3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории
и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
учебном процессе и других социальных ситуациях.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для
достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения
курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаковосимволических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в
справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания
в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и
письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух
реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его
многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием курса «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для
достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса
«Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях
общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой
деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов;
9) способность проверять написанное.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых
результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться
психологические возможности младшего школьника, нервнопсихические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных
реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в
соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому
языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета
предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения
русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов
служит способность второклассников решать учебнопознавательные и
учебнопрактические задачи. Оценка индивидуальных образовательных
достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса
оценки достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких
уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в
письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля
проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной
работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят
из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется
всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в
письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы
программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных,
определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить,
например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов
предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности
учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой
отводится 56 минут урока.
Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат
результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся,
устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных
контрольных работ. Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание,
диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие,
контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В
конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на
межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и
метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во
втором классе: способность решать учебнопрактические и учебно
познавательные задачи,
сформированность обобщённых способов
деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Для реализации программного содержания курса русского
языка используются следующие учебники и учебные пособия:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. поурочные разработки по
русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – (В помощь школьному
учителю.)
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона,
город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый,
завод, заяц, здравствуй (те), земляника, извините, иней, капуста карандаш,
картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина,
машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь,
мороз, Москва, народ, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец,
пальто, пенал, платок, подлежащее, посуда, потому что, прощай, работа,
рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь,
синонимы, сказуемое, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан,
суббота, так как, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик,
ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, яблоко,
яблоня, ягода, язык, январь.
НОРМЫ ОТМЕТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных
классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного
материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом
программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль
успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов,
предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания
цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое
оформление оценки вводится учителем со второго класса.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, способ проверки
усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности
умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного
текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения,
устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста
без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный
пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная
форма проверки, направленная на установление уровня сформированности
умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА
СНИЖЕНИЕ ОТМЕТКИ
Организация и проведение диктанта
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с
орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности.
Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно
диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи
предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца.
Предложения в 6 8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая
небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются
контрольные работы, в содержание которых вводится 2 3 вида
грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно
предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее
языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее
значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года, как
правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические
задания, отводится 3540 минут, в 1м классе не более 35 минут.
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и
исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями
каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их
одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4м классе допускается выставление отличной отметки при одном
исправлении графического характера. Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух
ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
Отметка "3" ставится за диктант, если допущено 35 ошибок; работа
выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм
каллиграфии.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа
написана неряшливо.
Отметка "1" ставится, если в работе, более 8 орфографических
ошибок, работа написана неряшливо. ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ
СПИСЫВАНИЕ ТЕКСТА (С УЧЕБНИКА, ДОСКИ, С КАРТОЧКИ И Т.Д.),
ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НОРМЫ:
Допустимое количество орфографических и
пунктуационных ошибок, при которых выставляются
отметки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
без ошибок
без ошибок
без ошибок 1 исправление
1 ошибка и
12 ошибки и 1
исправление
1 ошибка и 1
исправление
1
исправлени
1 ошибка и 1
исправление
3 ошибки и 1
исправление
2 ошибки и 1
исправление
е
2 ошибки и
1
исправлени
е
2 ошибки и 1
исправление
4 ошибки
3 ошибки
3 ошибки
3 ошибки
Отметки
"5"
"4"
"3"
"2"
ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:
главными критериями отметки является обнаруженное учеником
усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом
анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или
определение. Отметка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно,
ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и
умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Отметка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное
усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов
и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1
2 ошибки).
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение
определённой части изученного материала, в работе правильно выполнил не
менее половины заданий (если допущено 3 ошибки).
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание
учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий
(если допущено 45 и более ошибок).
В 14х классах проводятся работы с целью проверки умения
учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения
и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа.
Периодичность проведения творческих работ обучающего характера –
примерно один раз в 1015 дней.
Объём текстов изложений должен примерно на 1520 слов больше
объёма текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и
рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с
жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания,
посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценивания изложений (сочинений) являются
достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении),
создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное
употребление слов и построение словосочетаний, предложений,
орфографическая грамотность.
ПРИ ПРОВЕРКЕ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ 2
ОТМЕТКИ:
ЗА СОДЕРЖАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ. Отметка "5" ставится за правильное и последовательное
воспроизведение авторского текста (изложение), за логически
последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют
недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний,
а также нет орфографических ошибок (допускаются 12 исправления).
Отметка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно
передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но
незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (12) фактические и речевые неточности, а также 12 ошибки в
правописании, 12 исправления.
Отметка "3" ставится, если в работе имеются некоторые
отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от
темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности
изложения мыслей, в построении 23 предложений, беден словарь, допущены
36 ошибок и 12 исправления.
Отметка "2" ставится, если в работе имеются значительные
отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск
важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6
ошибок, 35 исправлений.
Отметка "1" ставится, если в работе совсем не передан авторский
текст, 9 и более орфографических ошибок.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят
обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при
проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и
сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует
чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых
текстов, читаемых учащимся (24й классы).
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного
труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности,
проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной
оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая
фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти
причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве
заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и
отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных
работ и контрольных (один раз в две недели). Содержание словарных
диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объём словарных диктантов:
2 класс 8 10 слов,
3 класс 10 12слов,
4 класс 12 15 слов.
ОЦЕНИВАНИЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ:
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Отметка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Отметка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Отметка "2" ставится, если допущено 3 5 ошибок.
ТЕСТ.
Отметка "5" если верно выполнено более 3/4 заданий.
Отметка "4" ставится, если верно выполнено 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если верно выполнено 1/2 заданий.
Отметка "2" ставится, если верно выполнено менее ½ заданий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь
правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во
ПРИМЕЧАНИЕ внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во
внимание не только количество, но и характер ошибок. Исправления, которые
сделал учащийся, влияют на отметку в таком виде работ, как контрольное
списывание. Учитывается только последнее написание. (Даже если
правильное написание исправлено на неправильное написание буквы в слове).
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНА
СЛЕДУЮЩИМ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТОМ:
1. Канакина В.П, Горецкий В.Г., В.М. Бойкина, М.Н. Дементьев Н.А.
Стефаненко Русский язык, учебник для 2 класса. В 2х частях, М.: Про
свещение, 2012 г.
2.КанакинаВ.П. Рабочая тетрадь для 2 класса, в 2х частях, М. Просвещение,
2012 г.
3. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск СО
РОМ), автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2012 г.
4.Т.Н. Ситникова,И. Ф. Яценко Н.Ю Васильева. Русский язык. Поурочные
разработки 2 класс Москва « Вако» 2013г
5..Сборник рабочих программ « Школа России» 1 4 классы Москва
« Просвещение» 2011г.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к
правильной посадке.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в
соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по русскому языку для 2 класса. Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска с креплениями для таблиц.
Персональный компьютер с принтером.
CD/DVDпроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Входная контрольная работа ( диктант).
На даче
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду
водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.
(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
2. Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧАЩА, ЧУЩУ
3.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и
хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания
1. В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
2. Допишите однодва предложения в конце текста.
Контрольный диктант по теме «Слова,слова,слова..»
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши
высокие березы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели
села птица.
Грамматические задания 1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое
предложение; вариант II – пятое предложение.
2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение,
подчеркните безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это
прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы.
Тепло и сытно белочку в дупле.
Грамматические задания
1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
3. Напишите антонимы.
Тепло …
Сытно …
Контрольный диктант по теме « Звуки и буквы».
Друзья.
Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел
молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в
парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принес мальчику палку.
Грамматические задания.
1. Подчеркните основу в первом предложении.
2. Разделите для переноса слова второго предложения.
Контрольный диктант по теме: « Безударные гласные в корне
слова.» В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед
цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц
бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей и животных.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали
лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с
окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было
весело.
Грамматические задания
1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной
чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах.
Подчеркните безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч»
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы.
Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
2. Запишите сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.
Диктант по теме: «Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова.»
Зяблик
По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый
сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему
лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо.
Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый. Грамматические задания
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными,
орфограмму подчеркните.
2. Сделайте звуко буквенный анализ слов ( вариант I – снег;
вариант IIлед).
Изложение (урок 116)
Люлька
Дядя Володя привез из поездки в Африку маленькую обезьянку
Люльку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик
и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином
платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать
Люльку в цирк.
Анализ текста
Как появилась в доме маленькая обезьянка?
Почему Люльку пришлось отдать в цирк?
Кого привез дядя Володя из поездки? (Маленькую обезьянку.)
Как отнесся Андрей к подарку? (Был очень рад.)
Что стало происходить в доме? (Сплошные беспорядки.)
Что происходило со столиком и посудой? (Падал, разбивалась.)
Куда попадали Андрюшины книжки и карандаши? (Под кровать.)
Где появилась большая дыра?
( В мамином платье.)
Где лежали следы Люлькиных проделок? (Везде.)
Куда пришлось отдать Люльку? (В цирк)
(Составление плана текста.)
Диктант по теме «Написание слов с заглавной буквы.»
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц,
переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина,
Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе.
Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания
1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях.
2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми
словами.
3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Обучающее изложение
Упр. 115 (с. 66).
(Деление текста на части, составление плана текста и его запись
проводится коллективно.Изложение текста по вопросам проводится в форме
самостоятельной работы.)
Диктант по теме «Имя существительное»
Друзья
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У
Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с
длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился
Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть имена собственные.
2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.
3. В первом предложении обозначить имена существительные.
4. Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в
единственном числе.
Диктант по теме «Предлог»
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени
берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые
ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Слова для справок: пора, кладет.
Грамматические задания.
1. Выпишите предлоги.
Вариант I: из первых трех предложений.
Вариант II: из последних трех предложений.
2. К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
3. В первом предложении над словами напишите часть речи.
Итоговый контрольный диктант за 2 класс.
Гроза.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и
речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от
жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась
туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья
осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните главные члены
предложения, обозначьте части речи.
2. Выпишите два слова с поверяемой безударной гласной,
подберите проверочные слова.
3. Разделите слова для переноса.
Сильный, длинные, пыль.
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.