Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
3 кл
12.11.2018
Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку содержит пояснительную записку, краткую характеристику курса, содержание программы (с указанием разделов и количества часов), планируемые результаты (с указанием предметных результатов освоения основных содержательных линий программы), место курса в учебном предмете, используемый учебно-методический комплекс и календарно-тематическое планирование.
русский язык.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Павловская средняя школа» «РАССМОТРЕНО» на заседании МО  учителей начальных классов  МОУ «Павловская СШ» Протокол № __ от  «___» _____________2018 г. Руководитель МО___________ Белокопытова Ю.А «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы МОУ «Павловская СШ» _____________ Шевелёва Н.А. « _____»______________2018 г.   «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Павловская СШ»  ___________/ Громов А.В. «____ »______________ 2018 г. Рабочая программа  по курсу «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России» Программа разработана учителем начальных классов МОУ «Павловская СШ» Белокопытовой Ю.А. п. Пригородный,  Каргопольского района                                       2018 г. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса  разработана на основе авторской  программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого по русскому языку (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.   организаций/В.   П.  Канакина,   В.  Г.  Горецкий,  М.  В.  Бойкина   и  др.].   —  М.:  Просвещение,   2015.  –  340  с.)    в  соответствии  с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования.  Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: •ознакомление   учащихся   с   основными   положениями   науки   о   языке   и   формирование   на   этой   основе   знаково­символического   восприятия   и логического мышления учащихся; •формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. 3. Развитие коммуникативных умений. 4. Развитие нравственных и эстетических чувств. 5. Развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: •развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; •формирование   у   младших   школьников   первоначальных   представлений   о   системе   и   структуре   русского   языка:   лексике,   фонетике,   графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; •формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; •воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения  к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; •пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 2 В   3   классе   центральное   место   отводится   формированию   грамматических   понятий   курса   русского   языка   (текст,   предложение,   слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).  Характеристика содержания курса «Русский язык» Тема   «Состав   слова»   предполагает   уточнение   и   систематизацию   знаний   об   однокоренных   словах   и   о   корне   слова,   формирование представлений об основе и окончании, о суффиксе и приставке, об их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне, правилами правописания   безударных   гласных (проверяемых и непроверяемых ударением), парных по глухости­звонкости согласных в корне (на конце слова и перед согласным), непроизносимых согласных,   правописанием   наиболее   употребительных   приставок   и   суффиксов,   написанием   разделительного   твёрдого   знака   (ъ).   Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.  Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имён существительных  (по числам, падежам), имён прилагательных   (по   числам,   родам   в   единственном   числе,   падежам),   глаголов   (по   числам,   временам),   глаголов   в   прошедшем   времени   в единственном числе по родам). В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.  В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (­а,  ­о,  ­е), имён прилагательных (­ый, ­ий,   ­ой,   ­ое,   ­ее, ­ая, ­яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (­а, ­о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.  Изучение   языковых   понятий   проводится   на   базе   осознавания   лексического   значения   слов,   анализа   словосочетаний   и   предложений. Уточняются  и углубляются знания о лексическом  значении  слов  (однозначных и многозначных  словах,  прямом и переносном значении  слов, синонимах,   антонимах),   учащиеся   знакомятся   с   омонимами   и   паронимами,   устаревшими   и   новыми   словами,   устойчивыми   сочетаниями   слов (фразеологизмами),   некоторыми   изобразительно­выразительными   средствами   языка   (сравнение,   олицетворение).   Совершенствуются   умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.  Уточняется  и углубляется представление  о предложении,  главных  и второстепенных членах предложения.  Учащиеся получают первое представление   о   словосочетании,   его   назначении   в   языке   и   речи,   знакомятся   с   предложениями,   различными   по   цели   высказывания (повествовательные,   вопросительные,   побудительные)   и   по   интонации   (восклицательные   и   невосклицательные),   предложениями   простыми   и сложными, предложениями с обращением (общее представление).  Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста­образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому  воображению,   по   демонстрационной   картине и др. 3 Формируются   умения   различать   книжный   и     разговорный   стили   текстов,   устанавливать   типы   связи   в   предложениях   текста,   создавать   текст определённого типа и стиля. Содержание программы Язык и речь (2 ч) Виды речи. Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Признаки текста. Типы текста. Признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение.  Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложения. Признаки ловосочетания.  Главное и зависимое слова. Слово в языке и речи (19 ч) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи и их значение. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Проект «Рассказ о слове». Состав слова (45 ч) Корень слова. Однокоренные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Значение приставок. Суффикс. Значения суффиксов. Основа слова.  Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.  Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов  и приставок. Правописание суффиксов ­ик, ­ек. Правописание суффикса ­ок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с  разделительным твердым знаком. Проект «Семья слов». Проект «составляем орфографический словарь». Части речи (77 ч) Имя существительное Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена  существительные. Число имен существительных. Род имен существительных. Начальная форма имени существительного. Мягкий знак на конце  имен существительных после шипящих. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных. Проект «Тайна имени». Проект «Зимняя страничка». Имя прилагательное 4 Имя прилагательное как часть речи. Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Число имен  прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Проект «Имена прилагательные в загадках». Местоимение Личные местоимения. Лицо местоимений. Род местоимений 3­го лица единственного числа. Глагол Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть, ­ти, ­чь). Число глаголов. Времена глаголов. Изменение глаголов по  временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Повторение и систематизация знаний (13 ч) Планируемые результаты Личностные результаты: Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.  •Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;  •осознание  своей  этнической  и  национальной  принадлежности;  •развитие  чувства  любви  и  гордости  к  Родине,  её  народу, истории, культуре;  •развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;  •становление   внутренней     позиции     школьника   на     уровне     положительного   отношения   к   школе,   изучению   русского   языка,   понимания необходимости учения;  •становление  элементов  коммуникативного,  социального  и учебно­познавательного мотивов изучения русского языка;  •развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;  •формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности,  к  созданию  собственных  информационных объектов и др.);  •развитие   способности   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;  •ориентация  на  развитие  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;  5 •развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,  отзывчивость,  совесть  и  др.);  понимание чувств  одноклассников, собеседников;  сочувствие  другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);  •понимание  нравственного  содержания  собственных  поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;  •осознание  ответственности  за  свои  поступки,  ответственности за произнесённую в общении речь;  •осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;  •развитие  чувства  прекрасного  и  эстетических  чувств  через выразительные  возможности  языка,  анализ  пейзажных  зарисовок и репродукций картин и др.;  •ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;  •представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.    Метапредметные  результаты:  1) РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  •Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;   •овладевать  способами  решения  учебной  задачи,  выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно­образном, словесно­образном и словесно­логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;  •планировать (в  сотрудничестве с  учителем  и самостоятельно) свои действия для решения задачи;  •учитывать  правило  (алгоритм)  в  планировании  и  контроле способа решения;  •выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);  •выполнять учебные действия в материализованной, громко­речевой и умственной форме;  •контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;  •оценивать   свои   достижения,   определять   трудности,   осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;  •адекватно  воспринимать  оценку  своей  работы  учителями, товарищами, другими лицами.  2) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД  •Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);  6 •самостоятельно  находить  в  учебнике,  учебных  пособиях  и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;  •понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;  •использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;  •воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;  •анализировать  и  оценивать  содержание,  языковые  особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;  •осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);  •использовать знаково­символические средства (в том числе модели,  схемы,  таблицы)  для  решения  учебных  и  практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;  •пользоваться словарями  и справочным  материалом учебника;  •анализировать  изучаемые  языковые  объекты  с  выделением их существенных и несущественных признаков;  •осуществлять синтез как составление целого из частей;  •овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;  •ориентироваться   на   возможность   решения   отдельных   лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;  •находить  языковые  примеры  для  иллюстрации  изучаемых языковых  понятий;  •осуществлять  анализ,  синтез,  сравнение,  сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;  •осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;  •осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;  •составлять  простейшие  инструкции,  определяющие  последовательность  действий  при  решении  лингвистической  задачи;  •строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно­следственные связи, делать выводы, формулировать их.  3) КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД  •Выражать   свои   мысли   и   чувства   в   устной   и   письменной форме,   ориентируясь   на   задачи   и   ситуацию   общения,   соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);  •ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;  7 •участвовать  в  диалоге,  общей  беседе,  совместной  деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;   •задавать вопросы,  необходимые  для  организации  собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;  •контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;  •учитывать  разные  мнения  и  интересы  и  высказывать  своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;  •оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;  •строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;  •применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.    Предметные  результаты:  ОБЩИЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ  •Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального  общения;  •представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;  •формирование позитивного эмоционально­оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;  •понимание  значимости  правильной  и  «хорошей»  устной  и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;  •приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;  •овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой дея  тельности и бытового общения; формирование сознательного  отношения к качеству своей речи, контроля за ней;  •овладение основными понятиями и правилами (в объёме  изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,  морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка   (звуки,   буквы,   слова,   предложения,   тексты);   использовать   эти   знания   и     умения   для   решения   познавательных,   практических   и коммуникативных задач;  •овладение   основами   грамотного   письма   (в   объёме   изучаемого     курса),     основными     орфографическими     и     пунктуационными   умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.  8 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ   ЛИНИЙ   ПРОГРАММЫ  Развитие  речи  Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.  Обучающийся научится:  •участвовать   в   устном   общении   на   уроке   (слушать   собеседников,   говорить   на   обсуждаемую   тему,   соблюдать   основные   правила   речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;  •осознавать   ситуацию   общения:   с   какой   целью,   с   кем   и   где   происходит   общение;   выбирать   адекватные   языковые   и   неязыковые   средства   в соответствии с конкретной ситуацией общения;  •применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;  •анализировать   свою   и   чужую   речь   при   слушании   себя   и   речи   товарищей   (при   ответах   на   поставленный   учителем   вопрос,   при   устном   или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;  •строить  предложения  для  решения  определённой  речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему­либо;  •понимать   содержание   читаемого   текста,   замечать   в   нём   незнакомые   слова,   находить   в   нём   новую   для   себя   информацию   для   решения познавательной или коммуникативной задачи;  •понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;  •восстанавливать  последовательность  частей  или  последовательность предложений в тексте повествовательного характера;  •распознавать  тексты  разных  типов:  описание,  повествование, рассуждение;  •замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;   •знакомиться с жанрами объявления, письма;  •строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.  Обучающийся получит возможность научиться:  •определять   последовательность   частей   текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;  •пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;  9 •письменно  (после  коллективной  подготовки)  подробно  или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста­образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;  •составлять  под  руководством  учителя  небольшие  повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному  опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин худож­  ников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам,  на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;  •использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;  •пользоваться  специальной,  справочной  литературой,  словарями,  журналами,  Интернетом  при  создании  собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;  •находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;  •проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.    Система языка  Фонетика, орфоэпия, графика  Обучающийся научится:  •характеризовать   звуки   русского   языка:   гласный   —   согласный,   гласный   ударный   —   безударный,   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);  •определять  функцию  разделительного  твёрдого  знака  (ъ)  в словах;  •устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;  •осуществлять звуко­буквенный анализ доступных по составу слов;  •произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);  •использовать  знание  алфавита  для  упорядочивания  слов  и при работе со словарями и справочниками;  •применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;  •пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.   Обучающийся получит возможность научиться:  •осуществлять звуко­буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;  •оценивать  правильность  проведения  звуко­буквенного  анализа слова;  •соблюдать  нормы  русского  языка  в  собственной  речи  и оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников (в объёме рфоэпического словаря учебника);  10 •пользоваться     орфоэпическим     словарём     при     определении   правильного   произношения   слова   (или   обращаться   за   помощью   к   другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).    Лексика  Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.  Обучающийся научится:  •находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;  •наблюдать   за   употреблением   синонимов   и   антонимов   в речи,  подбирать  синонимы  и  антонимы  к  словам  разных частей речи, уточнять их значение;  •иметь  представление  об  омонимах;  приобретать  опыт  различения в предложениях и текстах омонимов;  •иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;  •наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;  •распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);   •иметь   представление   о   некоторых   устаревших   словах   и их использовании в речи;  •пользоваться  словарями  при  решении  языковых  и  речевых задач.  Обучающийся получит возможность научиться:  •осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;  •замечать  в  художественном  тексте  слова,  употреблённые  в переносном   значении,   а   также   эмоционально­оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);  •оценивать уместность использования слов в тексте;  •подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  •выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;  •размышлять над этимологией некоторых слов­названий;  •приобретать  опыт  редактирования  употреблённых  в  предложении (тексте) слов.    Состав  слова  (морфемика)  Обучающийся научится:  •владеть  опознавательными  признаками  однокоренных  слов;  •различать  однокоренные  слова  и  различные  формы  одного  и того же слова;  •различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;  11 •находить  в  словах  с  однозначно  выделяемыми  морфемами окончание,  основу  (простые  случаи),  корень,  приставку, суффикс;  •выделять нулевое окончание;  •подбирать слова с заданной морфемой;  •образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.  Обучающийся получит возможность научиться:  •находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;  •различать изменяемые и неизменяемые слова;  •узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять  в  них  корни;  находить  соединительные  гласные (интерфиксы) в сложных словах;  •сравнивать, классифицировать слова по их составу;  •соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;  •осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);  •наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);  •разбирать   по   составу   слова   с   однозначно   выделяемыми   морфемами   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом,   оценивать правильность проведения разбора по составу;  •подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.    Морфология  Обучающийся научится:  •распознавать  части  речи  на  основе  усвоенных  признаков (в объёме программы);  •распознавать  имена  существительные;  находить  начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;  •распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);  •распознавать   глаголы;   определять   начальную   (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);  •распознавать   личные   местоимения   (в   начальной   форме), определять   грамматические   признаки:   лицо,   число,   род (у местоимений 3­го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;  •узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;  12 •устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;  •узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;  •подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.    Обучающийся получит возможность научиться:  •производить  морфологический  разбор  изучаемых  самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алго­  ритмом разбора в учебнике;  •наблюдать за словообразованием частей речи;  •замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.    Синтаксис  Обучающийся научится:  •различать предложение, словосочетание и слово;  •выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;  •определять  вид  предложений  по  цели  высказывания  (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;  •различать понятия «члены предложения» и «части речи»;  •находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);  •устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;  •соотносить  предложения  со  схемами,  выбирать  предложение, соответствующее схеме;  •различать  распространённые  и  нераспространённые  предложения, составлять такие предложения;  •отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении  словосочетания;  •разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.   Обучающийся получит возможность научиться:  •устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;  •выделять в предложении основу и словосочетания;  •находить  в  предложении  обращение  (в  начале,  в  середине, в конце);  •опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;  •выполнять   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом   разбор   простого   предложения   (по   членам,   синтаксический),   оценивать правильность разбора.  13 Орфография  и  пунктуация  Обучающийся научится:  а)  применять  ранее   изученные   правила   правописания,  а также:  •непроизносимые согласные;  •разделительный твёрдый знак (ъ);  •непроверяемые  гласные  и  согласные  в  корне  слова,  в  том числе  с  удвоенными  согласными  (перечень  см.  в  словаре учебника);  •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;  •мягкий  знак  после  шипящих  на  конце  имён  существительных (речь, брошь, мышь);  •безударные родовые окончания имён прилагательных;  •раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;  •раздельное написание частицы не с глаголами;  б)  подбирать примеры с определённой орфограммой;  в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);  г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;  д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;  е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);  ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;  з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.   Обучающийся получит возможность научиться:  а)  применять правила правописания:  •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);  •е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);  •запятая при обращении;  •запятая между частями в сложном предложении;  •безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;  б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки). 14 Место курса в учебном плане На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели). Распределение учебных часов по разделам программы Наименование разделов и тем, количество часов Контрольный диктант Контрольное списывание Развитие речи Проект Итоговая Изложение Сочинение промежуточная аттестация Язык и речь (2 ч) Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Слово в языке и речи (19 ч) Состав слова (45 ч) Части речи (77 ч) Повторение и систематизация знаний (13 ч) ­ 1 1 3 4 1 Итого: 10 ­ ­ ­ 1 1 ­ 2 ­ 1 2 2 4 2 11 ­ ­ ­ 2 4 1 7 ­ ­ 1 2 3 ­ 6 1 ­ 1 Используемый учебно­методический комплекс 1)Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.­ М.: ВАКО, 2018. – 384 с. 2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017. 3) Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017 4) Канакина В. П., Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3­4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций/ В.П.  Канакина, Г.С. Щёголева. ­  М.: Просвещение, 2018 – 176 с. 5) Контрольно­измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/ сост.И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. 6) Курлыгина О.Е. Русский язык: предварительный контроль:текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс: учебное пособие для  общеобразовательных организаций/О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко.  – М.: Просвещение, 2018.­ 96 с. 15 Календарно­тематическое планирование № урока Тема урока Язык и речь (2 ч) 1 2 Наша речь. Виды речи. Наш язык. Кол­во часов 1 ч 1 ч Характеристика видов деятельности учащихся  1 четверть (40 ч) Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать   о   сферах   употребления   в России   русского   языка    и   национальных  языков.  Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).  Находить  выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать  содержание предстоящего рассказа по рисунку,  выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).  Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) 1 ч 3 Текст как единица языка речи. Различать текст и предложение, текст и набор предложений.  16 Текст. Типы текстов. 1 ч Предложение. Виды предложение по цели  высказывания. Виды предложений по  интонации. Предложения с обращением. Обучающее изложение. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 4 5 6 7 8 9 10­11  Главные и второстепенные  члены предложения. Определять тему и главную мысль текста.  Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.  Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.  Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.  Восстанавливать  деформированный  текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок,  определять тип текста, записывать составленный текст.  Оценивать результаты выполненного задания  «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.  Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.  Выделять в письменном тексте диалог.    Рассматривать    репродукцию     картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»,  составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии),  находить их в тексте, составлять предложения такого типа.  Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.   Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.  Анализировать содержание схемы и использовать его для составления сообщения о видах  предложений.  Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.   Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Различать в тексте его части. Различать тему и главную мысль текста. Излагать текст письменно по коллективно составленному плану. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.  Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и  нераспространённые предложения.  Распространять  нераспространённое предложение второстепенными членами.  Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.   Составлять сообщение по информации, представленной в схеме.   Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при  разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора  17 12­13  Простое и сложное  предложение. 14­15 Словосочетание. 16 Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Текст.  Предложение.  Словосочетание». Слово в языке и речи (19 ч) 17 Работа над ошибками,  допущенными в диктанте.  Лексическое значение слова.  Однозначные и многозначные  слова. Синонимы и антонимы. 18 19 Омонимы. 2 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного  предложения.  Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по схеме «Простое и сложное предложение».   Разделять запятой части сложного предложения.  Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении  характеристик заданного предложения. Различать словосочетание и предложение.  Выделять в предложении словосочетания.  Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании  и предложении.   Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной  теме, по модели.  Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».   Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.  Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».  Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.  Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову  синонимы и антонимы.  Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, находить в них  необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.   Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. 18 20 21 Слово и словосочетание. Фразеологизмы 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать  фразеологизм от неустойчивого словосочетания.  Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении  фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др.  Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.  Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих  авторское  отношение,  а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста­ образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их,  приводить примеры слов изученных частей речи.  Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их  выделения.   Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.   Составлять текст­натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять  значение имён числительных в речи.  Приводить примеры слов — имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.  Различать, сравнивать однокоренные слова и слова­синонимы, слова с омонимичными корнями.  Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву.   Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса,  мороз, коньки, ёж.  19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Обучающее изложение по  тексту Н.Сладкова (учебник,  ч. 1 , стр. 52, упр. 88) Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Что такое имя числительное? 1 ч Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звуки и буквы. Согласные  звуки. 1 ч 1 ч 1 ч 31 32 33 34 35 Звонкие и глухие согласные  звуки. Разделительный мягкий  знак. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Обучающее изложение  (учебник, ч. 1 , стр. 70, упр.  129) Проект «Рассказ о слове» Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Слово в языке и  речи». Работа над ошибками,  допущенными в диктанте.  Обобщение и закрепление  изученного материала Работать с памяткой «Как сделать звуко­буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко­ буквенный разбор определённого слова.   Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.  Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.  Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.  Группировать слова по типу орфограммы.   Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно  (компьютер). Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или  коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять  словарную статью о слове, участвовать в её презентации Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. 1 ч Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Состав слова (45ч) 36 37 Что такое корень слова? Как найти в слове корень? 1 ч 1 ч Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.  20 38 Сложные слова. 1 ч 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значения приставок. Что такое суффикс? Как найти  в слове суффикс? Значения суффиксов. Сочинение по картине А.А.  Рылова «В голубом просторе»  Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе  слова. Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Состав слова». 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.  Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными  корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове (берег  — бережок).  Работать со страничкой для любознательных: наблюдать за чередованием звуков в корне слов.  Находить чередующиеся звуки в корне слова.  Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость  окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. 2 четверть (40 ч) Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и  суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью  приставки или суффикса.  Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание,  составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.  Выделять в словах основу слова.  Работать со страничкой для любознательных: наблюдать за словообразовательными статья­  ми в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать за группами однокоренных слов  и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по  составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить  разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших  членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.  21 49 50 51 52 Анализ контрольного диктанта.  Обобщение знаний о составе  слова. Обучающее изложение по  тексту В.Бианки (учебник, ч. 1, стр. 99, упр. 191) Проект «Семья слов». В каких значимых частях слова  есть орфограммы? 53­55 Правописание слов с  безударными гласными в корне.  56­59 Правописание слов с глухими и  звонкими согласными в корне. Контрольное списывание 60 61­63 Правописание слов с  непроизносимым согласным  звуком в корне 64­65 Правописание слов с  удвоенными согласными 66 67 Сочинение по картине В.М.  Васнецова «Снегурочка» Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Правописание  корней слов». 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 ч 4 ч 1 ч 3 ч 2 ч 1 ч 1 ч Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичны­  ми корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.   Оценивать результаты выполненного задания  «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или  коллективно составленному плану. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей  работы. Определять  наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  Находить и отмечать в словах орфограммы.  Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в  практической деятельности.  Подбирать  несколько проверочных слов с заданной орфограммой.  Объяснять,  доказывать  правильность  написания слова с изученными орфограммами. Работать с орфографическим словарём.  Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).   Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.   Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной  работы.   Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и  исправлять ошибки. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной  работы.   Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и  исправлять ошибки. 22 68 Работа над ошибками.  Правописание суффиксов и  приставок. 69­71 Правописание суффиксов и  приставок. 72­73 Правописание приставок и  74 75 76 77 78 79 80 предлогов. Правописание слов с  разделительным твердым  знаком. Разделительные твердый и  мягкий знаки. Правописание слов с  разделительными твердым и  мягким знаками. Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Правописание  частей слова». Работа над ошибками,  допущенными в диктанте.  Правописание слов с  разделительными твердым и  мягким знаками. Обучающее изложение по  тексту М. Родионовой  (учебник, ч. 1 , стр. 140, упр.  278) Проект «Составляем  орфографический словарь» 1 ч 3 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Определять  наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  Находить и отмечать в словах орфограммы.  Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в  практической деятельности.  Подбирать  несколько проверочных слов с заданной орфограммой.  Объяснять,  доказывать  правильность  написания слова с изученными орфограммами. Работать с орфографическим словарём.  Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).   Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.   Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной  работы.   Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и  исправлять ошибки. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Восстанавливать   содержание  повествовательного деформированного текста, составлять  письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать с разными источниками информации. Готовит и презентовать материалы, иллюстрирующие процесс исследования и его результаты. 3 четверть (50 ч) 23 Части речи (77 ч) 81 Части речи. 82­83 Имя существительное и его роль в речи. 84­85 Одушевленные и  неодушевленные имена  существительные. Обучающее изложение по  тексту В. Бочарникова  (учебник, ч. 2, стр. 14, упр. 21) Собственные и нарицательные  имена существительные. Проект «Тайна имени». 86 87 88 89­90 Число имен существительных. 1 ч 2 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 91­92 Род имен существительных. 2 ч Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по  частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя   числительное).  Подбирать примеры слов изученных частей речи.  Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном  рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое  значение имён существительных.  Различать среди однокоренных слов имена существительные.  Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по  значению).   Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста­образца по самостоятельно составленному  плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение  имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать за толкованием значения некоторых имён.  Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных.  Изменять форму числа имён существительных.  Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.   Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части,  соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Определять род имён существительных.  Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения  рода.   Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик —  большой  умница.  Эта  девочка — большая умница.) 24 93­94 Мягкий знак на конце имен  95 96 97 существительных после  шипящих. Обучающее изложение по  басне Л.Н. Толстого (учебник,  ч. 2, стр. 35, упр. 62) Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Имя  существительное». Анализ контрольного диктанта.  Склонение имен   существительных. 98­99 Падеж имен существительных. 100 Сочинение по картине И.Я.  Билибина «Иван­царевич и  лягушка­квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Обучающее изложение по  тексту К. Паустовского  (учебник, ч. 2, стр. 56, упр. 101) Все падежи. Обобщение знаний. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 110 Сочинение по картине К. Ф.  1 ч Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.   Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать  правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста­образца. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать  таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.  Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.  Работать с текстом­памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять  падеж имён существительных.   Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).   Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя   существительное, по падежному вопросу и предлогу.  Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной  падежной форме.  Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный  падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского  рода и др.).   Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип  текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,  подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.  Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».   Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному  алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы.  25 Юона «Конец зимы. Полдень». Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Правописание  окончаний имен  существительных». Анализ контрольного диктанта.  Проект «Зимняя  страничка». Значение и употребление имен  прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. 111 112 113­ 114 115 116 Текст­описание. 117 Отзыв по картине М.А.  Врубеля «Царевна­Лебедь». 118 119­ 120 Род имен прилагательных. Изменение имен  прилагательных по родам. 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних  слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.   Определять лексическое значение имён прилагательных.   Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.   Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к  именам прилагательным — имена существительные.   Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо­  белый и др.).   Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать за употреблением имён  прилагательных в таких текстах.  Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.   Составлять текст — описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно­выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А.  Врубеля «Царевна­Лебедь»).  Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна­Лебедь» и высказывать своё  отношение к ней. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.  Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.  Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.   Образовывать  словосочетания,  состоящие из имён прилагательных и имён существительных.   Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.   Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях  типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. 26 121­ 122 123­ 124 125­ 126 127 128 129 130 Число имен прилагательных 2 ч Изменение имен  прилагательных по падежам. Обобщение знаний по теме  «Имя прилагательное» Отзыв по картине А.А. Серова  «Девочка с персиками». Обобщение знаний по теме  «Имя прилагательное» Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Имя  прилагательное». Работа над ошибками,  допущенными в диктанте.  Проект «Имена  прилагательные в загадках». 2 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.   Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.   Составлять (устно) текст­описание о животном по личным наблюдениям с предварительным  обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных».  Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять  начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.  Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в  родительном падеже (доброго здоровья).   Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать  правильность их выделения. Составлять сочинение­отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками»  и опорным словам. Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное  как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать  правильность их выделения. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами  прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. 131 Личные местоимения 1 ч Распознавать личные местоимения среди других частей речи.  4 четверть (40 ч) 27 132 133­ 134 135 Изменение личных местоимений по родам. Местоимение  Контрольное списывание 136­ 138 Значение и употребление  глаголов в речи. 1 ч 2 ч 1 ч 3 ч 139­ 140 141­ 142 143 144 145­ 146 147 148 149­ 150 Неопределенная форма глагола. 2 ч Число глаголов. Времена глаголов. Времена глаголов. 2­е лицо  глаголов. Изменение глаголов по  временам. Обучающее изложение по  тексту Г. Скребицкого  (учебник, ч. 2, стр. 120, упр.  213) Итоговая промежуточная  аттестация. Роль глаголов в прошедшем  времени. 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3­ го лица единственного числа).  Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.   Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.   Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с таблицей «Личные местоимения». Пользуясь таблицей, разбирать личное  местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на  определённый вопрос.  Определять лексическое значение глаголов.   Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в  неопределённой форме однокоренные глаголы.   Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой  форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.   Составлять предложения из слов, определять, могут ли предложения составить текст,  подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой  формы глагола временные формы глаголов.      Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план  предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно  излагать содержание  текста. Оценивать свои достижения. Определять род и число глаголов в прошедшем времени.   Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (­а, ­о).  28 151­ 152 153­ 155 156 Правописание частицы НЕ с  глаголами Обобщение знаний по теме  «Глагол» Контрольный диктант с  грамматическим заданием  по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта.  Обобщение знаний по теме  «Глагол» Повторение (13 ч) 158­ 159 160 Обобщение и систематизация  изученного о частях речи. Обучающее изложение по  тексту В. Сухомлинскому  (учебник, ч. 2, стр. 133, упр.  242) Обобщение изученного о слове,  предложении. Правописание приставок и  предлогов (повторение). Правописание безударных  гласных (повторение) Итоговый контрольный  диктант. Анализ контрольного диктанта.  Правописание значимых частей  слов (повторение) 157 161 162 163 164 165  Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим  словарём. Раздельно писать частицу не с глаголами.  Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как  часть речи.   Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их  выделения.   Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов действий. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип  текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план,  подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.  Применить свои знания для выполнения итоговой работы. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, применять правила  правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой. 2 ч 3 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 29 166 167 168 169 170 Однокоренные слова  (повторение) Обучающее изложение  (учебник, ч. 2, стр. 141, упр.  265) Текст (повторение). Сочинение на тему «Почему я  жду летних каникул?» КВН «знатоки русского языка». 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 30

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку (3 класс УМК "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018