Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
4 кл
16.10.2017
Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;  развитие коммуникативных умений:  развитие нравственных и эстетических чувств;  развитие способностей к творческой деятельности.Рабочая программа
русский 4 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Замзорская средняя общеобразовательная школа» «РАССМОТРЕНО» Школьным  МО Руководитель ШМО ___________/_Трусова Т.А._/   Протокол №___ от_____2017г «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/Шандалёва Т.А./ ФИО «Утверждаю» Директор МКОУ «Замзорская СОШ»________/_Н.В. Корчагина/                              ФИО от «__»_________2017г. Приказ № ___ от «__»____ 2017г.   Рабочая программа   составлена на основе ФГОС начального общего образования по (предмету)    ____русский язык________      Класс____4_______      Всего часов на учебный год___170_____      Количество часов в неделю_____5______ Составлена в соответствии с примерной программой по учебным предметам Начальная школа. В 2ч. Ч. 1 – 5­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).                            название программы с указанием автора и сборника, год издания Учебник «Русский язык» ­ 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М., «Просвещение», в 2­х ч.,_ 2015г.  ____________               Учитель: Фамилия_Зуева  _________________  Галина   Имя_   Отчество_Сайфулловна_______ Категория____I____ ___________ Стаж работы__10 лет  _______ ____     1 Срок действия программы: 2017 ­ 2018  учебный год п.Замзор РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА Статус  документа Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе следующих документов: 1.   Федеральный   государственный   стандарт   начального   общего   образования,   утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ от 29.12.12г. 3. Учебный план МКОУ «Замзорской СОШ» на 2017­2018 учебный год. 4. Примерная программа по учебным предметам, «Начальная школа» в 2­х частях (Стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2011 г. 5. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего. Основного общего и среднего общего образования» 6.   Приказ   Минообрнауки   России   от   08   июня   2015   года   №576   «О   внесении   изменений   в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   среднего общего, основного общего образования».      Рабочая программа адресована учащимся 4 класса  МКОУ «Замзорская   средняя общеобразовательная школа». Рабочая   программа   по   русскому   языку   разработана   в   соответствии   с   основным положением ФГОС НОО и ООП НОО МКОУ «Замзорская СОШ». Программа составлена в соответствии с примерной программой по учебным предметам «Начальная школа» в двух частях (стандарты второго поколения) Москва, Просвещение 2011 год. Программа   разработана   в   целях   конкретизации   содержания   образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.    Срок реализации программы 1 год Предметная область   «Русский язык и литературное чтение» Актуальность и перспективность Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального   образования:   становлении   основ   гражданской   идентичности   и   мировоззрения; формировании   основ   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности; духовно – нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание   предмета   направлено   на   формирование   функциональной   грамотности   и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и   творческих   способностей,   основным   каналом   социализации   личности.   «Дитя   входит   в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, 2 и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение   русского   языка   в   начальных   классах   –   первоначальный   этап   системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Цели:  Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково­символического восприятия и логического мышления;  Формирование   коммуникативной   компетенции   учащихся:   развитие   устной   и письменной   речи,   монологической   и   диалогической   речи,   а   также   навыков   грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филололгия»:  формирование   первоначальных   представлений   о   единстве   и   многообразии языкового   и   культурного   пространства   России,   о   языке   как   основе   национального самосознания;  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;  развитие коммуникативных умений:  развитие нравственных и эстетических чувств;  развитие способностей к творческой деятельности. Задачи:  Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.  Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.  Формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать   и   читать,   участвовать   в   диалоге,   составлять   несложные   устные   монологические высказывания и письменные тексты.  Воспитание   позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   русскому   языку, чувства   сопричастности   к   сохранению   его   уникальности   и   чистоты;   пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Общая характеристика учебного предмета Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,   обогащение   и   активизацию   словаря,   совершенствование   фонематического   слуха, осуществление   грамматико­орфографической   пропедевтики.   Задача   обучения   грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание   обучения  грамоте  обеспечивает  решение  основных   задач   трех  его  периодов: добукварного   (подготовительного),   букварного   (основного)   и   послебукварного (заключительного). Добукварный   период   является   введением   в   систему   языкового   и   литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно 3 слушания   и   говорения.   Стоит   и   другая   задача   –   приобщение   к   учебной   деятельности, приучение к требованиям школы. Введение  детей в мир языка  начинается  со знакомства  со словом,  его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно­речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой   и   слоговой   структуры.   Они   учатся   осуществлять   звуковой   анализ   слов   с использованием   схем­моделей,   делить   слова   на   слоги,   находить   в   слове   ударный   слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие   их   буквы.   На   уроках   письма   дети   усваивают   требования   к   положению тетради,   ручки,   к   правильной   посадке,   учатся   писать   сначала   элементы   букв,   а   затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.   Специфическая   особенность   данного   этапа   заключается   в   непосредственном обучении   чтению,   усвоению   его   механизма.   Первоклассники   осваивают   два   вида   чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами­слияниями; осваивают  письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный   (заключительный)   –   повторительно­обобщающий   этап.   На   данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется   умение   читать   про   себя,   развиваются   и   совершенствуются   процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся   знакомятся   с   речевым   этикетом   (словесные   способы   выражения   приветствия, благодарности,   прощания   и   т.   д.)   на   основе   чтения   и   разыгрывания   ситуаций   общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно­речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот   период   дети   начинают   читать   литературные   тексты   и   включаются   в   проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После   обучения   грамоте   начинается   раздельное   изучение   русского   языка   и литературного чтения. Систематический   курс   русского   языка   представлен   в   программе   следующими содержательными линиями:  Система языка (основы лингвистических  знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).  Орфография и пунктуация.  Развитие речи. Содержание   курса   имеет   концентрическое   строение,   предусматривающее   изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.  Такая структура программы позволяет учитывать   степень   подготовки   учащихся   к   восприятию   тех   или   иных   сведений   о   языке, обеспечивает   постепенное   возрастание   сложности   материала   и   организует   комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой   материал   обеспечивает   формирование   у   младших   школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей   младших   школьников,   а   также   способствует   усвоению   ими   норм   русского 4 литературного   языка.   Изучение   орфографии   и   пунктуации,   а   также   развитие   устной   и письменной   речи   учащихся   служит   решению   практических   задач   общения   и   формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа   направлена   на   формирование   у   младших   школьников   представлений   о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В   программе   выделен   раздел   «Виды   речевой   деятельности».   Его   содержание обеспечивает   ориентацию   младших   школьников   в   целях,   задачах,   средствах   и   значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую   и   письменную   речь,   анализировать   свою   и   оценивать   чужую   речь,   создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами   коммуникации.   Включение   данного   раздела   в   программу   усиливает   внимание   к формированию   коммуникативных   умений   навыков,   актуальных   для   практики   общения младших школьников. Содержание  систематического   курса  русского  языка  представлено   в  программе  как совокупность   понятий,   правил,   сведений,   взаимодействующих   между   собой,   отражающих реально   существующую   внутреннюю   взаимосвязь   всех   сторон   языка:   фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие системе языка и речи. Усвоение морфологической и   синтаксической   структуры   языка,   правил   строения   слова   и   предложения,   графической формы букв осуществляется на основе формирования символико­моделирующих  учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой   и   графикой,   богатейшей   словообразовательной   системой,   его   грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое   место   в   программе   отводится   тема   «Текст»,   «Предложение   и словосочетание».   Они   наиболее   явственно   обеспечивают   формирование   и   развитие коммуникативно­речевой   компетенции   учащихся.   Работа   над   текстом   предусматривает формирование   речевых   умений   и   овладение   речеведческими   сведениями   и   знаниями   по языку,   что   создаст   действенную   основу   для   обучения   школьников   созданию   текстов   по образцу   (изложение),   собственных   текстов   разного   типа   (текст­повествование,   текст­ описание,   текст­рассуждения)   и   жанра   с   учётом   замысла,   адресата   и   ситуации   общения, соблюдению   норм   построения   текста   (логичность,   последовательность,   связность, соответствие   темы   и   главной   мысли   и   др.),   развитию   умений,   связанных   с   оценкой   и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процесса словоизменения, формируется грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование  у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в  выражении  мыслей,  чувств,  эмоций;  осознанию  словарного  богатства   русского   языка  и эстетической  функции родного слова;  овладению  умением выбора лексических  средств в зависимости   от   цели,   темы,   основной   мысли,   адресата,   ситуаций   и   условий   общения; 5 осознанию   необходимости   пополнять   и   обогащать   собственный   словарный   запас   как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное   внимание   уделяется   в   программе   формированию   фонетико­графических представлений   о   звуках   и   буквах   русского   языка.   Чёткое   представление   звуковой   и графической   формы   важно   для   формирования   всех   видов   речевой   деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная   роль   отводится   формированию   представлений   о   грамматических   понятиях: словообразовательных,   морфологических,   синтаксических.   Усвоение   грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развивается интеллектуальные   умения   анализа,   синтеза,   сравнения,   сопоставления,   классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных   (символико­моделирующих)   универсальных   действий   с   языковыми единицами. Программа   предусматривает   изучение   орфографии   и   пунктуации   на   основе формирования   универсальных   учебных   действий.   Сформированность   умений     различать частей   речи   и   значимые   части   слова,   обнаруживать   орфограмму,   различать   её   тип, соотносить   орфограмму   с   определённым   правилом,   выполнять   действие   по   правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание   программы   является   основой   для   овладения   учащимися   приемами активного   анализа   и   синтеза   (применительно   к   изучаемым   единицам   языка   и   речи), сопоставления,   нахождения   сходств   и   различий,   дедукции   и   индукции,   группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения,   выработке   осмысленного   отношения   к   употреблению   в   речи   основных   единиц языка. Программой   предусмотрено   целенаправленное   формирование   первичных   навыков работы с информацией. В ходе осоения русского языка формируются умения, связанные с информационной   культурой:   читать,   писать,   эффективно   работать   с   учебной   книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, предоставленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научаться анализировать, оценивать, преобразовывать и предоставлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы,   письма,   поздравительные   открытки,   небольшие   сочинения,   сборники   творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению   учащихся   в   активный   познавательный   процесс.   Проектная   деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого   развития   детей,   формирование   позитивной   самооценки,   навыков   совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные   ориентиры   начального   образования   конкретизируют   личностный, социальный   и   государственный   заказ   системе   образования,   выраженный   в   требованиях   к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ∙формирование основ гражданской идентичности личности на базе: 6 —  чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   родину,   народ   и   историю,   осознания ответственности человека за благосостояние общества; —  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ∙формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: —  доброжелательности,   доверия   и   внимания   к   людям,   готовности   к   сотрудничеству   и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; —  уважения   к   окружающим   —   умения   слушать   и   слышать   партнёра,   признавать   право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ∙развитие   ценностно­смысловой   сферы   личности  на   основе   общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: –  принятия   и   уважения   ценностей   семьи   и   образовательного   учреждения,   коллектива   и общества и стремления следовать им; –  ориентации   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков   окружающих   людей,   развития   этических   чувств   (стыда,   вины,   совести)   как регуляторов морального поведения; –  формирования   эстетических   чувств   и   чувства   прекрасного   через   знакомство   с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ∙развитие   умения   учиться  как   первого   шага   к   самообразованию   и   самовоспитанию,   а именно: –  развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности,   мотивов познания и творчества; –  формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности (планированию, контролю, оценке); ∙развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности  как условия её самоактуализации: –  формирование   самоуважения   и   эмоционально­положительного   отношения   к   себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; –  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; –  формирование   целеустремлённости   и   настойчивости   в   достижении   целей,   готовности   к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; –  формирование   умения   противостоять   действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу жизни,   здоровью,   безопасности   личности   и   общества,   в   пределах   своих   возможностей,   в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация   ценностных   ориентиров   общего   образования   в   единстве   процессов обучения   и   воспитания,   познавательного   и  личностного   развития   обучающихся   на   основе формирования   общих   учебных   умений,   обобщённых   способов   действия   обеспечивает высокую   эффективность   решения   жизненных   задач   и   возможность   саморазвития обучающихся. Место курса в учебном плане На изучение курса русский язык в 4 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю 170 ч        (34 учебные недели).  I четверть — 41 ч, II четверть —39 ч, III четверть —50 ч, 7 IV четверть —40 ч В   рабочей   программе   выстроена   система   учебных   занятий   (уроков)   и   педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия. Результаты изучения курса Данная программа обеспечивает продолжение достижения третьеклассниками следую­ щих личностных, метапредметных и предметных результатов. В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­ нальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духов­ ной, культурно­исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном   единстве   и   разнообразии   через   формирование   представления   младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка,   отражающего   этот   мир   во   всем   его   многообразии,   о   взаимосвязи   и взаимозависимости   изменений,   происходящих   в   языке   (и   прежде   всего,   в   его   словарном составе), и социокультурных изменений окружающего мира; формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов; принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   учебном процессе и других социальных ситуациях. В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»: овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 4) 5) использование  знаково­символических  средств представления    информации  для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное   использование   речевых   средств   для   решения   коммуникативных   и 3) 4) 7) 1) 2) 3) познавательных задач; 7) использование   различных   способов   поиска   информации   (в   справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными 8 задачами; 8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 9) овладение  логическими действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный контроль в совместной деятельности; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова,  отражающего  этот  мир во всем его многообразии, осознание  единства  и различия этих реальностей; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение   работать  в  материальной   и  информационной   среде  начального  общего  об­ разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык». В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литератур­   орфографических,   грамматических, (орфоэпических,   лексических, ного   языка   стилистических); 5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мо­ тивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета; 6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного); 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 8) ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 9)        способность проверять написанное. Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 4 классе Выпускник научиться. Выпускник получит возможность научиться. 9 и   при   графикой, характеризовать, 1.Осознавать   безошибочное   письмо   как   одно   из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять   орфографические   правила   и   правила постановки   знаков   препинания   (в   объёме записи   собственных   и изученного) предложенных   текстов,   овладеет   умением проверять   написанное;   получит   первоначальные представления   о   системе   и   структуре   русского языка   познакомится   с   разделами   изучения   языка фонетикой лексикой, словообразованием   (морфемикой),   морфологией   и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, сравнивать, классифицировать   такие   языковые   единицы,   как звук,   буква,   часть   слова,   часть   речи,   член предложения, простое предложение, что послужит основой   для   дальнейшего   формирования   логических   и   познавательных общеучебных, (символико­моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. 2. Различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского   и   родного   языков: гласные ударные/безударные;   согласные   твёрдые/мягкие, парные/непарные   твёрдые   и   мягкие;   согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; знать последовательность букв в русском и родном алфавитах,   пользоваться   алфавитом   для упорядочивания слов и поиска нужной информации. 3.   Различать   изменяемые   и   неизменяемые   слова; различать   родственные   (однокоренные)   слова   и формы слова; находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.     4.Выявлять   слова,   значение   которых   требует уточнения;   определять   значение   слова   по   тексту или уточнять с помощью толкового словаря.   в Учащиеся   получат   возможность реализовать   устном   и письменном общении (в том числе с   использованием   средств   ИКТ)   творческом потребность   самовыражении,   научатся использовать язык с целью поиска необходимой   информации   в различных   для выполнения учебных заданий.   источниках в         в в     Проводить   фонетико­графический (звукобуквенный)   разбор   слова самостоятельно по учебнике предложенному оценивать алгоритму, правильность проведения фонетико­графического (звукобуквенного) разбора слов. Выпускник   получит   возможность научиться   разбирать   по   составу слова   с   однозначно   выделяемыми морфемами   в   соответствии   с предложенным   учебнике алгоритмом, оценивать правильность   проведения   разбора слова по составу. синонимы   для Подбирать устранения   повторов   в   тексте; подбирать   антонимы   для   точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление   в   тексте   слов   в прямом   и   переносном   значении (простые   случаи);   оценивать уместность   использования   слов   в тексте;   выбирать   слова   из   ряда предложенных   для   успешного решения коммуникативной задачи.       10 5.Определять   грамматические   признаки   имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять   грамматические   признаки   имён прилагательных   — род,  число,  падеж;   определять грамматические признаки глаголов ­ число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.     высказывания, 6. Различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать   при   помощи   смысловых   вопросов связь   между   словами   в   словосочетании   и предложении;    классифицировать  предложения  по цели находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную   интонацию предложения;  находить главные  и  второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. 7.   Применять   правила   правописания   (в   объёме содержания   курса);     определять   (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии     изученными   правилами правописания;   собственный   и предложенный   текст,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.   проверять с 8.   Оценивать   правильность   (уместность)   выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке,   в   школе,   в   быту,   со   знакомыми   и незнакомыми,   с   людьми   разного   возраста; соблюдать   в   повседневной   жизни   нормы   речевого этикета   и   правила   устного   общения   (умение слышать,   точно   реагировать   на   реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение, аргументировать его       в   в   (по       Проводить   морфологический разбор   имён   существительных, имён прилагательных,  глаголов  по учебнике предложенному оценивать алгоритму; правильность проведения морфологического разбора; находить   в   тексте   такие   части речи,   как   личные   местоимения   и наречия,   предлоги   вместе   с существительными   и   личными местоимениями,   к   которым   они относятся, союзы и, а, но, частиц у не при глаголах. Различать   второстепенные   члены предложения определения, дополнения, обстоятельства; выполнять   в   соответствии   с предложенным   учебнике алгоритмом   разбор   простого   предложения членам предложения,   синтаксический), оценивать правильность разбора; различать   простые   и   сложные предложения. Осознавать   место   возможного возникновения   орфографической ошибки;   подбирать   примеры   с определённой орфограммой; при   составлении   собственных текстов перефразировать записываемое,   чтобы   избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при   работе   над   ошибками осознавать причины появления   ошибки   и   определять способы   действий,  помогающих предотвратить   её   в   последующих письменных работах. по Создавать заголовку; предложенному выборочно подробно текст; пересказывать пересказывать   текст   от   другого лица; составлять   устный   рассказ   на определённую   с использованием разных типов речи:   тему тексты или                   11 с учётом ситуации общения; самостоятельно   озаглавливать   текст;   составлять план   текста;     сочинять   письма,   поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.       тексты,     тексты     описание, повествование, рассуждение;   анализировать   и корректировать с нарушенным порядком предложений,   находить   в   тексте смысловые пропуски; корректировать в которых   допущены   нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить   их   с   разработанным алгоритмом; оценивать правильность   выполнения   учебной задачи: соотносить   собственный   текст   с исходным (для изложений)   и   с   назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов.   Содержание учебного предмета   (170 часов) Содержание курса Виды речевой деятельности Слушание.  Осознание   цели   и   ситуации   устного   общения.   Адекватное   восприятие звучащей   речи.   Понимание   на   слух   информации,   содержащейся   в   предложенном   тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.  Говорение.  Выбор   языковых   средств   в   соответствии   с   целями   и   условиями   для эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение   диалогической формой   речи.   Овладение   умениями   начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание   и   т. п.   Практическое   овладение   устными   монологическими   высказываниями   в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание, извинение,   благодарность,   обращение   с   просьбой).   Соблюдение   орфоэпических   норм   и правильной интонации. Чтение.  Понимание   учебного   текста.   Выборочное   чтение   с   целью   нахождения необходимого   материала.   Нахождение   информации,   заданной   в   тексте   в   явном   виде. Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте. Интерпретация   и   обобщение   содержащейся   в   тексте   информации.  Анализ   и   оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1 Письмо.  Овладение   разборчивым   аккуратным   письмом   с   учётом   гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по 1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся. 12 интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).   Обучение грамоте Фонетика.  Звуки  речи. Осознание  единства  звукового состава  слова  и его значения. Установление   числа   и   последовательности   звуков   в   слове.   Сопоставление   слов, различающихся   одним   или   несколькими   звуками.   Составление   звуковых   моделей   слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.  Различение   гласных   и   согласных   звуков,   гласных   ударных   и   безударных,   согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.  Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика.  Различение  звука и буквы:  буква как знак звука. Овладение  позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости­мягкости согласных   звуков.   Функция   букв  е,   ё,   ю,   я.   Мягкий   знак   как   показатель   мягкости предшествующего согласного звука.  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.  Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный   звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.   Развитие   осознанности   и   выразительности   чтения   на   материале   небольших текстов и стихотворений.  Знакомство   с   орфоэпическим   чтением   (при   переходе   к   чтению   целыми   словами). Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство   самоконтроля   при   письме   под диктовку и при списывании.  Письмо.  Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)  и строчных букв. Письмо  букв, буквосочетаний,  слогов,  слов,  предложений  с соблюдением   гигиенических  норм.  Овладение  разборчивым,   аккуратным  письмом.  Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.  Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.  Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.  Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.  Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:  • раздельное написание слов;  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;  • перенос слов по слогам без стечения согласных;  • знаки препинания в конце предложения.  13 Развитие речи.  Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии   сюжетных   картинок,   материалам   собственных   игр,   занятий,   наблюдений,   на   основе опорных слов.  Систематический курс Фонетика и орфоэпия.  Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение   мягких   и   твёрдых   согласных   звуков, определение   парных   и   непарных   по   твёрдости­мягкости   согласных   звуков.   Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   —   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   —   непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль   гласных   звуков.   Словесное   ударение   и   логическое   (смысловое)   ударение   в предложениях.   Словообразующая   функция   ударения.   Ударение,   произношение   звуков   и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика.   Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твёрдости   и   мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление  соотношения звукового и буквенного состава слов типа  стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование   небуквенных   графических   средств:   пробела   между   словами,   знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).  Знание  алфавита:  правильное  называние  букв,  их  последовательность.  Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.  Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых   требует   уточнения.  Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах,   о   прямом   и   переносном   значении   слова,   о   синонимах,   антонимах,   омонимах, фразеологизмах.   Наблюдение   за   их   использованием   в   тексте.   Работа   с   разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм   одного   и   того   же   слова.   Различение однокоренных   слов   и   синонимов,   однокоренных   слов   и   слов   с   омонимичными   корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса   (постфикса   ­ся),   основы.   Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов. Представление   о   значении   суффиксов   и   приставок.  Образование   однокоренных   слов помощью суффиксов и приставок.  Сложные слова.  Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя   существительное.   Значение   и   употребление   в   речи.   Различение   имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.  Различение   имён   существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.   Изменение существительных   по   числам.  Начальная   форма   имени   существительного.  Изменение существительных   по   падежам.   Определение   падежа,   в   котором   употреблено   имя существительное.  Различение   падежных   и   смысловых   (синтаксических)   вопросов. Определение   принадлежности   имён   существительных   к   1,   2,   3­му   склонению. 2 Изучается во всех разделах курса. 14 Словообразование   имён   существительных.  Морфологический   разбор   имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Зависимость формы имени   прилагательного   от   формы   имени   существительного.  Начальная   форма   имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление   в   речи.   Личные   местоимения   1,   2,   3­го   лица   единственного   и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное.  Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол.  Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов,   отвечающих   на   вопросы   что   сделать?   и   что   делать?   Изменение   глаголов   по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое   овладение).   Изменение   глаголов   прошедшего   времени   по   родам   и   числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог.  Знакомство   с   наиболее   употребительными   предлогами.  Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.  Частица. Частица не, её значение. Синтаксис.  Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение   предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и побудительные;   восклицательные   и невосклицательные.   по   эмоциональной   окраске   (интонации): Простое   предложение.  Нахождение   главных   членов   предложения:   подлежащее   и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при   помощи   смысловых   вопросов)   между   словами   в   словосочетании   и   предложении. Предложения   распространённые   и   нераспространённые.   Синтаксический   анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов   и   с   союзами  и,   а,   но.   Использование   интонации   перечисления   в   предложениях   с однородными членами.  Нахождение   в   предложении   обращения   (в   начале,   в   середине   или   в   конце предложения). Сложное   предложение  (общее   представление).   Различение   простых   и   сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных   способов   проверки   орфограмм   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;  • перенос слов; 15 • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы­орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход) • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек­замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных;  • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; •   мягкий   знак   после   шипящих   на   конце   глаголов   во   2­м   лице   единственного   числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения:  точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его   аргументация   с   учётом   ситуации   общения.   Овладение   умениями   ведения   разговора (начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь   внимание   и   т.п.).   Овладение   нормами речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое   овладение   монологической   формой   речи.   Умение   строить   устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).  Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).  План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.  Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности,   богатства   и   выразительности   письменной   речи;  использование   в   текстах синонимов и антонимов. 16 Знакомство с основными  видами  изложений  и сочинений (без заучивания  учащимися определений):  изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение­повествование, сочинение­описание, сочинение­рассуждение. Планируемые результаты освоения программы к концу 4 класса ученик научится:   •    понимать, что предложение ­ это основная единица речи;   понимать   термины   «повествовательные   предложения»,   «вопросительные   предложения», «побудительные   предложения»;   грамматические   особенности   предложений,   различных   по цели высказывания; •    различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные); •    оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); •    различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение); •    называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; •    понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; •    различать словосочетание и предложение; •       называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); •   прилагательного, глагола, предлога; •    называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс); •    понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов; •    различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; •       использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; •   давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; •    понимать влияние ударения на смысл слова; •    различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; •    понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.   понимать   особенности   употребления   в   предложении   имени   существительного,     Третьеклассники получат возможность научиться: •    орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55­65 слов), включающий изученные орфограммы за 1­3 класс; •    проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; •    производить звуковой и звуко­буквенный разбор слова; •       производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; •         распознавать   части   речи   и   их   грамматические   признаки   (род,   число,   падеж   имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); »   изменять   имена   существительные,   имена   прилагательные,   глаголы   по   числа   склонять   в единственном   числе   имена   существительные;   изменять   имена   прилагательные   по   родам; изменять глаголы по временам; •    интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации; •    вычленять в предложении основу и словосочетания; •    производить элементарный синтаксический разбор предложения; 17 •   определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; •    определять тип текста; •         писать   изложение   и   сочинение   (60­75   слов)   по   коллективно   или   самостоятельно составленному плану под руководством учителя. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Данная   программа   обеспечивает   достижение   учениками   третьего   класса   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В   третьем   классе   учитель   продолжает   создавать   условия   для   достижения   учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»: 1)  формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   формирование   ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности   обу­ чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе   ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учётом устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе   формирования   уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)    формирование   отношения   к   родному   русскому   языку   как   к   духовной,   культурно­ исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 4)  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 5)   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со 6)   сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7)    развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 8)   зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)  развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми   и  сверстниками   в учебном  процессе   и других социальных ситуациях. В   третьем   классе   учитель   продолжает   создавать   условия   для   достижения   учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»: 1)  овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации;   определять   наиболее эффективные способы достижения результата; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5)   использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;  развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   от­ 18 овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями учебного предмета; 7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 8)  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 10)  овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   изучаемого   объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира   и   слова,   отражающего   этот   мир   во   всем   его   многообразии,   осознание   единства   и различия этих реальностей; 11)   существенные связи и отношения между объектами и процессами: 12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык». В   третьем   классе   учитель   продолжает   создавать   условия   для   достижения   учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»: 1)  формирование   первоначальных   представлений   о   единстве   и   многообразии   языкового   и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2)  понимание   обучающимися   того,   что   язык   представляет   собой   явление   национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3)  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи  как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться   в   целях,   задачах,   средствах   и   условиях   общения,   выбирать   адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5)   овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 7) способность проверять написанное. Система оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно­психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив­ ность эмоциональных реакций ребенка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­ гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во вто­ ром классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников 19 решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка индивидуальных об­ разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­ жение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­ рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­ няя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­ тических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить,   например,   знания   правил   проверки   безударных   гласных,   главных   членов   пред­ ложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается не­ сколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5­6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной  работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических  и итоговых стандартизированных контрольных работ. Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­ тельные,   предупредительные,   зрительные,   творческие,   контрольные,   словарные   и   т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­ рочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных  результатов освоения  программы по русскому языку во втором классе: способность  решать учебно­практические  и учебно­познавательные  задачи, сформирован­ ность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность  каллиграфических и графических навыков. Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель  должен иметь в виду следующее: ­  повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если  ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»); ­ две негрубые ошибки считаются за одну ошибку; ­ если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она  считается как одна; ­ ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные  ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо  «з» в слове «повозка»); ­ при трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Негрубыми считаются следующие ошибки: ­ повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»); ­ перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена; ­ дважды написанное одно и то же слово. Ошибками в диктанте (изложении) не считаются: ­ ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ ствующих классах не изучались; 20 ­  отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой  буквы; ­ единичный случай замены слова другим без искажения смысла; ­ отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел. Ошибкой считается: ­ нарушение орфографических правил при написании слов; ­ неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен  программой каждого класса; ­  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой: ­ дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах. Оценка письменных работ по русскому языку Диктант «5» ­ ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с  требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» ­ ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных  ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­ то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» ­ ставится, если допущено 3­5 орфографических ошибок или 3­4 орфографических и 3  пунктуационных ошибки, работа написана небрежно. «2» ­ ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» ­ ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. Грамматическое задание «5» ­ ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает  осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при  выполнении работы; «4» ­ ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои  знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий; «3» ­ ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного  материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» ­ ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с  большинством грамматических заданий; «1» ­ ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Контрольное списывание «5» ­ ставится за безошибочное  аккуратное выполнение работы  «4» ­ ставится, если в работе 1  орфографическая ошибка и 1  исправление «3» ­ ставится, если в работе  допущены 2 орфографические  ошибки и 1 исправление. «2» ­ ставится, если в работе  допущены 3 орфографические  ошибки. Словарный диктант «5» ­ без ошибок. «4» ­ 1 ошибка и 1  исправление  «3»­ 2 ошибки и 1  исправление «2» ­ 3­5 ошибок. Тест «5» ­ верно выполнено более  5/6 заданий.  «4» ­ верно выполнено 3/4 заданий. «3» ­ верно выполнено 1/2  заданий «2» ­ верно выполнено менее 1/2 заданий.  Изложение «5» ­ правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых  орфографических ошибок, допущено 1­2 исправления. «4» ­ незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1­ 2) фактические и речевые неточности, 1­2 орфографические ошибки, 1­2 и правления. 21 «3» ­ имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения  в последовательности изложения мыслей, в построении двух­трёх предложений,беден  словарь, 3­6 орфографических ошибки и 1­2 исправления. «2» ­ имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,  главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,  отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь,  7­8 орфографических ошибок, 3­5 исправлений. Сочинение «5» ­ логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок,  допущено 1­2 исправления. «4» ­ незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1­ 2) фактические и речевые неточности, 1­2 орфографические ошибки, 1­2 исправления. «3» ­ имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в  последовательности изложения мыслей, в построении 2­3 предложений, беден словарь, 3­6  орфографических ошибки и 1­2 исправления. «2» ­ имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части,  основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь  между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7­8  орфографических ошибок, 3­5 исправлений. Примечание: Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер,  неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и  сочинения. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)   Словесная   оценка   есть   краткая   характеристика   результатов   учебного   труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов   его   учебной   деятельности,   проанализировать   его   возможности   и   прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАССА         № Наименование разделов и тем Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание.  Предложение. Слово в языке и речи. Имя существительное. Имя прилагательное. 1 2 3 4 5 6 7 Местоимение. 8 9 Глагол. Повторение. Итого: Всего часов по примерной программе Всего часов по рабочей программе 2 9 9 19 41 31 9 35 15 2 9 9 19 41 31 9 35 15 170 часов 170 часов 22 Материально­техническое обеспечение 1. Печатные пособия.  1.   Логинова   О.Б.,   Яковлева   С.Г.   Мои   достижения.   Итоговые   комплексные   работы. 4 класс. ­ М.: Просвещение, 2014. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч. ­ М.: Просвещение, 2014. 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 4 класс. ­ М.: Просвещение, 2015. 4. Синякова В.А. Контрольно­измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. – М.:ВАКО, 2015 5. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 2. Интернет­ресурсы. 1. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4 класс».­М.:Просвещение,2014.  3. Информационно­коммуникативные средства. Русский язык:   электронное   приложение   к   учебнику   В.П.Канакиной,   В.Г.Горецкого (CD).      Компьютерная техника, интерактивная доска, доска  с магнитной поверхностью. 23 Лист изменения № п.п Количество листов Приказ  Заменённые  Удалённые Новые  Ответственный завуч, директор, учитель  Дата вступления изменений в силу 24 25 Календарно – тематическое планирование по русскому языку      предмет Класс ____4____________ Учитель ___Зуева Г.С.__ Количество часов Всего _170 часов; в неделю _5__ часов. Плановых контрольных уроков   диктантов­10, уроков развития речи  21.   Планирование составлено на основе ­ примерной программы  по учебным предметам «Начальная школа в 2­ч» 5изд., переработанное (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2011год Учебник _ «Русский язык» ­ 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  в 2­х ч., М. «Просвещение», 2014 г.                                                                           название, автор, издательство, год издания                                                       программа / п п №   1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 Тема урока Текущий и промежуточный контроль УУД Деятельность учащихся Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. Текст и его план. Обучающее изложение. Анализ изложения. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по   цели  высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Входной   контрольный   диктант   по теме «Повторение». Основа предложения. Главные и  второстепенные члены предложения. Словосочетание.     однородных Однородные члены предложения  (общее понятие). Связь членов предложения.   Знаки   препинания   в предложениях     однородными членами. Знаки препинания в предложениях с  однородными членами. Сочинение по картине  И.И.Левитана «Золотая осень». с Наши проекты. Простые и сложные предложения.  Связь между простыми и сложными  предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение  с однородными членами. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме  «Предложение». Раздел 1. Язык и речь (2 ч) Текущий, взаимоконтроль. Регулятивные: ставить новые учебные задачи  Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка в сотрудничестве с учителем, ориентация в  прописи. Формулировать и удерживать  учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы  решения задач Коммуникативные задавать вопрос, уметь  просить о  помощи, обращаться за помощью,  формулировать свои затруднения. Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (9 ч.) Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Итоговый контроль  Регулятивные: применять установленные  правила; контролировать и оценивать процесс и  результат  деятельности Познавательные: использовать знаково­ символические средства и применять  простейшие навыки письма; осознанно и произвольно строить свои  сообщения. Коммуникативные: адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей  деятельности, слушать собеседника.  Уметь просить помощи, обращаться за  помощью, задавать вопросы, проявлять  активность во взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач. Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Раздел 3. Предложение (9 ч.) Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль  Итоговый контроль Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Текущий, самоконтроль,  взаимопроверка Итоговый контроль Познавательные   самостоятельно находить нужную  информацию в дополнительной литературе,  осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной речи, составлять  простейшие конструкции, строить небольшие  рассуждения, приводить примеры. Регулятивные  принимать и сохранять цель и учебную  задачу, выполнять действия по намеченному  плану, контролировать процесс и результаты  своей деятельности, оценивать свои  достижения, адекватно воспринимать оценку  своей работы учителем, товарищами и  другими людьми. Коммуникативные  участвовать в диалоге, высказывать своё  мнение, задавать вопросы, развитие способности к самооценке на основе  критерия успешности. учитывать разные мнения и интересы,  оценивать мысли, советы других людей,  принимать их во внимание и учитывать в  своей деятельности

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017