Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
4 кл
11.11.2018
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Программа по русскому языку по УМК "Школа 2100" к учебнику Русский язык.4 кл. (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Буеева, О.В.Пронина) для 4 класса разработана на 170 учебных часов, 5 часов в неделю. Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, требования к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум), календарно-тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД.Программа по русскому языку (4 класс 170 час.)
русский язык_4_класс.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования  ­ Шиловский муниципальный район  Рязанской области Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,  e­mail: shilovo  ­  school      3@   yandex    .  ru   ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО начальных Председатель МС_________ Директор ________ классов_____ Захаркина О.С. /Майстренко С.В./ /Тканко Т.И../ Протокол №___от _____2018г. Протокол №___от _____2018г. Приказ №__от ____2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 класс (170ч.) Составитель: Юдина Е.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2018  Пояснительная записка Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: ­ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; ­ примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень); ­ программы «Русский язык для I­IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год; ­ учебного плана МБОУ»Шиловская СОШ № 3» на 2018 – 2019 учебный год.       Цель   рабочей   программы  –   конкретизация   содержания   образовательного   стандарта   с   учетом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса   и   возрастных   особенностей младших   школьников,   ознакомление     обучающихся   с   лексико­грамматическими   разрядами   слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.  В   программе   заложен   механизм   усвоения  системы  грамматических  понятий,   принципы   письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: ­ овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); ­ развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;  ­ усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования; ­   формирование   каллиграфических,   орфографических   и   пунктуационных   навыков,   речевых   умений, обеспечивающих   восприятие,   воспроизведение   и   создание   собственных   высказываний   в   устной   и письменной форме; ­ обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, на­ правленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; ­ пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Рабочая программа рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю). Основные разделы программы: Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч. Предложение. Текст. – 37 ч. Имя существительное. – 42 ч. Имя прилагательное – 21 ч. Глагол. – 42 ч. Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.                                               Общая характеристика учебного предмета. Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с  этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему,  осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской  национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через  язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно­языковых, речевых и правописных умений и  навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст». В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей  является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием  умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, –  разделы «Предложение» и «Текст». В 4­м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых  умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного  предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного  предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих  из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции  «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой  речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а,  но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают  понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование  типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают  необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения  (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего  нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об  «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного  общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.  Слово рассматривается с четырех точек зрения: Содержание работы над разделом «Слово». 1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) с точки зрения морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления. В 4­м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3­м  классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса  типа сонный. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами: 1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные  окончания существительных 1, 2, 3­го склонения (кроме существительных на ­ие, ­ия, ­ий, ­мя); 2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); 3) безударные окончания глаголов 1 и 2­го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2­го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ­о, ­а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода  (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами; 4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5­м классе основной школы. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым  компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически­правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1­м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и  чутьем к особенностям словообразования и словоизменения. В 4­м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен  существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью  суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун,  бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной  школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования  орфографической зоркости, для развития орфографических умений. Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений  окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над  значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с  помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением,  практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным  значением слова. Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для  ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных  операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе  слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса  (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической  грамотности. В 3­м и 4­м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за  функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных  местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении,  тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных  местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов,  тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к.  знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом,  словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы  «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве  специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в  курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи: 1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в  ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп  слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря,  словаря синонимов. 2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное  конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и  письменной художественной речи, устной учебно­научной речи; навыками и умениями понимания и  элементарного анализа художественного и учебно­научного текста. 4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно­ исторической ценности. Данная программа направлена: На   личностное,   духовно­нравственное,   эмоциональное,   интеллектуальное   развитие   младшего школьника, формирование его индивидуальности;  на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя. Ценность общения –  признание возможности общения, как величайшей ценности. Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности ­ любви. Ценность истины  – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,   обеспечивающей   преемственность   культурных   традиций   народов   России     от   поколения   к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни,   состояния нормального человеческого существования.  Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества,   народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета    Личностными  результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции; –  эмпатия   –   умение   осознавать   и   определять   эмоции   других   людей;   сочувствовать   другим   людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность  совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.        Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   учебников,   вопросы   и   задания   к   ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД). стремиться речи,   к   Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; –  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служит   технология   урока,   построенная   в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  – извлекать  информацию,   представленную   в   разных   формах   сплошной   текст;   несплошной   текст   – иллюстрация, таблица, схема);  – перерабатывать  схему);  – пользоваться словарями, справочниками;   – осуществлять анализ и синтез;  – устанавливать причинно­следственные связи;  – строить рассуждения;  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, Средством развития познавательных УУД  служат  тексты учебника и его методический  аппарат; технология проблемного диалога. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  –  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть монологической и диалогической формами речи.  – высказывать и обосновывать свою точку зрения;  – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  – договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;  – задавать вопросы.  Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника. Предметными результатами изучения курса «Русский язык»  является  сформированность следующих умений: ­ производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; ­ подбирать однокоренные слова разных частей речи; ­ распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); ­ изменять имена существительные и прилагательные по числам; ­ склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; ­ изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; ­ изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; ­ распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; ­ устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; ­ распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; ­   производить   синтаксический   разбор   предложений:   определять   их   вид   по   цели   высказывания   и   по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; ­ производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; ­ производить разбор слова как части речи: ­ безошибочно и каллиграфически  правильно списывать  и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. ­ находить местоимения в предложениях; ­ склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; ­ отличать неопределенную форму глагола от временных форм; ­ спрягать глаголы. Результаты 4­го года обучения Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и  потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к  структуре предложения и знакам препинания. должны знать: – звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; – лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; – признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);  понятие об однородных членах предложения; – признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога; должны уметь: – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; – производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;  разбирать простое предложение с однородными членами; – правильно писать слова с изученными орфограммами; – правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; – писать подробное изложение доступного текста; – писать сочинение о себе на заданную тему. Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо  базовых, овладевают следующими умениями: – видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с  изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм  (фонетические и морфологические); – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в  сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с  прямой речью (слова автора плюс прямая речь); – производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и  прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное  сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки; – читать тексты учебника, художественные и учебно­научные, владеть правильным типом читательской  деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст  на части, составлять план, пересказывать текст по плану. овладение   функциональной – грамотностью; –   развитие   умений   и   навыков   различных видов   устной   и   письменной   речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» – приобретение и систематизация знаний  о языке; – развитие чувства языка – овладение орфографией и пунктуацией Речевые умения Учебно­языковые умения Правописные умения •владеть правильным типом читательской  деятельности; • читать учебно­научный текст изучающим чтением; • писать подробное изложение доступного  текста­повествования; • писать сочинение на заданную тему по  личным впечатлениям с соответствующей  подготовкой; • использовать в речи предложения с  однородными членами, сложные  предложения; • подбирать к словам синонимы,  антонимы, использовать их в речи 4­й класс • выполнять фонетический разбор  доступных слов; • выполнять разбор по составу доступных  слов; • выполнять морфологический разбор  изученных частей речи; • выполнять синтаксический разбор  простого и сложного предложения (в  рамках изученного); • видеть в тексте синонимы, антонимы,  многозначные слова • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагательных; в личных  окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • писать ь после шипящих на конце имен существительных 3  склонения; не писать ь после шипящих на конце имен  существительных м.р. 2 склонения; • писать частицу не с глаголами; • писать буквосочетание ­тся – ­ться в глаголах; • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и, а, но); • ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из 2­х частей; • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания • находить и исправлять орфографические и пунктуационные  ошибки на изученные правила Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум) (4 класс). 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, в 2­х ч,  М.: Баласс, 2013 г. 2.  Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – М.: Баласс, 2018 г. Литература: 3. Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», 4 класс, ­ М.: Баласс, 2018. В календарно­тематическом планировании введены следующие обозначения:  ­ личностные УУД – (Л); ­  регулятивные УУД – (Р);  ­ познавательные УУД – (П); ­ коммуникативные УУД – (К). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ №  п\п Тема Предметные Метапредметные и личностные (УУД) Планируемые результаты Виды деятельности Кол час 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводный урок. Знакомство с  учебником. Поэты и писатели о  русском языке. Контрольное списывание. Повторение  фонетики и  графики. Повторение фонетики. Слог и  ударение. Что такое графика. Фонетический разбор слова. Повторение орфографии. Повторение изученных  орфограмм и их графического  обозначения. Повторение – 18 ч Знать: задачи и значение  уроков русского языка,  основных поэтов и писателей о русском языке. Уметь: ориентироваться в новом учебнике. Знать: изученные правила. Уметь: правильно, без ошибок и пропусков  списывать текст, обозначать орфограммы в словах  и между словами. Знать: понятия «фонетика» и «графика» как  разделы языкознания; особенности ударения в  русском языке; понятия «омофоны», «омографы»;  свободное и подвижное ударение, понятия  «каллиграфия», «монография». Уметь: составлять схемы­опоры, ставить ударение в словах  правильно, определять в словах  орфограммы­гласные, орфограммы­согласные,  пользоваться правилами проверки орфограмм. Знать: понятия «транскрипция», «пиктография»  (письмо рисунками). Уметь: выполнять фонетический разбор слов. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять на практике эти правила. Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л: определение степени успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Р:  определять степень успешности своей работы; П: устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;  Л: стремиться к совершенствованию собственной  речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. Л:  мотивация; стремиться к совершенствованию  собственной речи; ­ работа с информационными источниками (учебник); ­ коллективная работа. Знакомиться с новым  учебником, использовать  приёмы ознакомительного и  просмотрового чтения. Проводить фонетический  разбор слов.  Группировать звуки по их  характеристикам.  Соотносить количество  звуков и  букв  в слове,  объяснять  причины   расхождения  количества  звуков и букв. Группировать слова  с  изученными орфограммами,   графически объяснять  выбор  написания.  Писать изложение текста­ повествования с  1 1 1 1 1 1 1 2 10 Развитие умения писать слова с  изученными орфограммами,  графически обозначать выбор  написания. 11 Повторение состава слова. 12 Повторение изученного  о  частях речи. Словарный  диктант. 13 Входной контрольный  диктант. 14 Повторение изученного по  синтаксису. Работа над ошибками. 15 Что мы знаем о пунктуации.  Обобщение по разделу  «Повторение». 16 Р\р  Обучающее изложение  «Золотой рубль». 17 Контрольный диктант № 1  18 по теме: "Повторение  изученного в 3­м классе". «Пишу правильно» (работа над  ошибками, допущенными в  изложении и диктанте). 19 Как отличить простое  предложение от сложного. предварительной  подготовкой. Использовать при  подготовке к изложению  приёмы продуктивного  чтения, освоенные на уроках  литературного чтения. Знать: словообразование как раздел языкознания,  слова с двумя приставками, сложные слова.  Уметь: проводить разбор по составу слов разных  частей речи, изменять слова для определения  окончаний. Знать: о морфологии как раздел языкознания,  самостоятельные и служебные части речи. Уметь: отличать в тексте слова разных частей  речи, приводить свои примеры. Проверка знаний учащихся Знать: о синтаксисе как радел языкознания,  история лексического значения слова  «предложение». Уметь: составлять текст из группы разрозненных  слов или текст  из ответов на вопросы. Знать: о пунктуации как раздел языкознания,  правило о предложении, тексте, словосочетании. Уметь: применять эти правила. Проверка орфографических и речевых знаний  учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь:  применять на практике эти правила. П:  осуществлять анализ и синтез; строить  рассуждения; устанавливать причинно­следственные  связи; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. Л:  мотивация; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: определять степень успешности своей работы;  работать по плану, корректировать свою деятельность. П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность . Л: мотивация; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: вычитывать все виды текстовой информации; осуществлять анализ и синтез. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно­следственные связи. Предложение. Текст. – 37 ч Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от  сложного используя алгоритм. Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  П: устанавливать причинно­следственные связи; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Различать  простые и   сложные предложения  на  слух и в письменном тексте. Характеризовать (на   основе  коллективного  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знать: виды связи однородных членов  предложения. Уметь: отличать простое предложение от  сложного, простое предложение с однородными  членами от сложного предложения, оформлять на  письме предложения с однородными членами  предложения. Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать  причинно­следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  с учетом речевой ситуации. Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении;  стремиться к совершенствованию собственной речи. Проверка орфографических и речевых знаний  учащихся. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;  стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации;  П: устанавливать причинно­следственные связи. 20 Предложения с однородными  21 22 23 24 25 26 членами в художественном  тексте. Однородные члены без  союзов и с союзом  и. Запятая в предложениях с  однородными членами,  соединенными союзами и, а, но. Развитие умений ставить  запятую в предложениях с  однородными членами.  Словарный диктант. Р\р  Обучающее изложение  «Что я люблю». Р\р  Обучающее сочинение  «Что я люблю». «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Упражнения на  редактирование текста  изложения и сочинения. 27 Постановка знаков препинания   в предложениях с однородными  членами. 28 Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 29 Развитие пунктуационных  умений. 30 Контрольный диктант №2  по теме: «Простое  предложение. Предложения  с однородными членами». «Пишу правильно» (работа над  ошибками). 31 32 Отличие простого предложения  от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной  связью. Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но. 33 34 Проверка знаний учащихся. Знать: правила о знаках препинания в  предложениях с однородными членами  предложения,  основные правила орфографии  русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с  однородными членами предложения, применять на практике эти правила. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы;  стремиться к совершенствованию собственной речи. Р:  работать по плану, корректировать свою  деятельность, определять степень успешности своей  работы; П: осуществлять анализ и синтез; Знать: алгоритм  работы. Уметь: отличать простое предложение от  сложного используя алгоритм; ставить запятую в  сложном предложении с бессоюзной связью и с  союзами и, а, но. П: устанавливать причинно­следственные связи;  перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;  мотивация; анализа) основные признаки  текста: целостность,  связность  абзацев и  предложений по смыслу и  грамматически,  законченность.  Использовать эти   параметры при создании  собственных текстов.  Использовать при  подготовке к изложению  приёмы продуктивного  чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать  предложения  с   однородными членами без  союзов  и с союзами и, а, но.  Готовиться к написанию  сочинения: формулировать  замысел, составлять план,  работать с черновиком. Продуцировать текст с  использованием однородных членов предложения,  соединённых союзной и  бессоюзной связью («Что я  люблю») Проверять и  редактировать текст  сочинения. Находить и  исправлять  орфографические и  пунктуационные ошибки,  работать по алгоритму  Приобретать  опыт     разграничения  сложных  предложений и предложений с однородными членами (с  1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 35 36 37 Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но  и в простом предложении с  однородными членами и  союзами и ,а, но. Р\р Составление устного  рассказа на грамматическую  тему по плану. Свободный  диктант. Работа над ошибками.  Постановка запятой в сложном  предложении. Словарный  диктант. 38 Упражнения на расстановку  запятой в сложном  предложении с союзами и, а, но. Р\р Обучающее сочинение  «Субботний вечер у нас дома». 39 40 Упражнения на повторение.  Проверочная работа № 2. 41 Контрольный диктант по  42 теме «Предложение». Работа над ошибками,  допущенными в диктанте и  проверочной работе. 45 44 43 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой  речью. Знаки препинания в  предложении с прямой речью  (после слов автора). Знаки препинания в  предложении с прямой речью  (перед словами автора). Знаки препинания в  предложениях с прямой речью. Р\р Обучающее сочинение  «Что сказала мама»  (использование в тексте  предложений с прямой речью) 46 47 Знать: стили текстов. Уметь: составлять научный рассказ на  грамматическую тему по плану.  Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к  этим правилам; ставить запятую в сложном  предложении с союзами и, а, но. Уметь: в письменной форме излагать свои мысли  по заданной теме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к  этим правилам; ставить запятую в сложном  предложении с союзами и, а, но. Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь»,  слова автора в высказывании. Уметь: ставить знаки препинания в предложении  с прямой  речью. Уметь: выполнять письменную творческую  работу (с языковым заданием) на основе  рекомендаций по подготовке к сочинению. Р: составлять план решения учебной проблемы; работа  по плану, сверяя свои действия с целью. П: устанавливать причинно­следственные связи; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: определять степень успешности своей работы. П: пользоваться словарями, справочниками; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации ; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Р: определять степень успешности своей работы;  работать по плану, корректировать свою деятельность. союзами и, а, но и без  союзов). Создавать устное   высказывание на  грамматическую  тему   по    предварительно   составленному плану. Готовиться  и  писать   свободный диктант  по  тексту с изученными  синтаксическими  конструкциями. Продуцировать текст  с   использованием  сложных   предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение  «Субботний вечер  у нас  дома»).  Л: мотивация; определение степени успешности совей  работы; интерес к ведению диалога, потребность в  общении; стремиться к совершенствованию  собственной речи; к созданию собственных текстов; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Р: составлять план решения учебной проблемы;  работать по плану, корректировать свою деятельность; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  с учетом речевой ситуации; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач. Выделять на слух  и в  тексте предложения с  прямой речью  (слова   автора плюс  прямая речь).  Приобретать опыт   конструирования  предложений   с  прямой   речью   и   их    пунктуационного  оформления.  Продуцировать текст с  использованием  предложения с прямой  речью  (сочинение «Что   сказала мама»). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 48 49 Запись цитаты в виде  предложения с прямой речью. Развитие умения ставить знаки  препинания в простом  предложении, сложном и в  предложении с прямой речью. Р/р Обучающее изложение «В  здоровом теле здоровый дух». Развитие пунктуационных  умений. Словарный диктант. 52 Контрольный диктант № 4  50 51 53 54 55 56 57 по теме: "Предложения с  прямой речью". «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Имя существительное как часть  речи. Постоянные и  непостоянные признаки имен  существительных. Роль имен существительных в  речи.  Р\р Сочинение­ миниатюра «Вид из окна» Роль имен существительных в  речи и предложении.  Многозначные слова, синонимы, антонимы. 58 Наблюдение за  словоизменением имен  существительных Развитие умения изменять  имена существительные по  падежам, ставить  существительные в разные  падежные формы Изменение имен  существительных по падежам в  ед. и во мн. числе 59 60 61 Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Имя существительное. – 42 ч Знать: грамматические признаки имени  существительного, однозначные и многозначные  имена существительные, прямое и переносное  значение слов. Уметь: выполнять морфологический разбор имен  существительных,  составлять научный текст тему «Имена существительные». Л: мотивация; интерес к письму, к созданию  собственных текстов; П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения,  адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы. Знать: понятие «падеж», падежные вопросы Уметь: изменять имена существительные по  падежам,  в ед. и во мн. числе ставить  существительные в разные падежные формы,  определять падеж. Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; определять степень успешности своей  работы; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; Л: осознание ответственности за произнесенное и  написанное слово; П: извлекать информацию, представленную в разных  формах ;осуществлять анализ и синтез. Письменно пересказывать  текст (писать подробное  изложение), включающий  предложение с прямой  речью  (после   предварительной  подготовки).  Выделять при  обсуждении текста его значимые части,   формулировать  заголовки,  составлять план (в группах,  парах). Выбирать в коллективном  обсуждении критерии  оценки текста изложения   (сочинения), применять их   при  самоанализе и   взаимоанализе текстов работ с последующим их  редактированием. Выделять  в  предложении  самостоятельные и  служебные части речи.  Накапливать  опыт   по  выявлению грамматических   признаков,  общих для   самостоятельных частей  речи, употребления  имён    существительных  в  речи    (обучающие изложения  и  сочинения,  предусмотренные в  планировании).  Определять  грамматические признаки  имён существительных,  начальную форму. Относить имя   существительное к  одному  из трёх  склонений,  определять падеж. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные  слова падежей. Уметь:  определять падеж имен сущ.  по  вопросам, предлогам, вспомогательным совам,  синтаксической роли в предложении.   Именительный и винительный  62 63 падежи. Словарный диктант. Родительный падеж 64 Дательный падеж 65 Творительный падеж 66 67 Предложный падеж 68 Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного  рассказа «Что я знаю об  изменении имён  существительных по падежам». Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; составлять план решения учебной  проблемы; вырабатывать критерии оценки своей  работы и работы других; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения;  П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; осуществлять  анализ и синтез; Л: интерес к изучению языка. Знать: склонение имен существительных,  несклоняемые имена существительные, порядок  морфологического разбора имени  существительного, несклоняемые имена  существительные, отсутствие окончаний таких  имен существительных. Уметь:  определять склонения имен  существительных, выполнять морфологического  разбора имени существительного, правильно  употреблять их в устной и письменной речи. П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; осуществлять анализ и синтез; строить  рассуждения; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы;  составлять план решения учебной проблемы; Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к  созданию собственных текстов. 71 70 69 Упражнение на повторение.  Проверочная работа №3. Три склонения имен  существительных. Развитие умения определять  склонение имён  существительных. Развитие умения определять  склонение имён  существительных.  Морфологический разбор имени существительного. 72 73 74 Несклоняемые имена  существительные и особенности их употребления. Словарный  диктант. Р\р Обучающее сочинение  «Пальчики оближешь!» 75 76 Контрольный диктант за 1  полугодие. 77 Употребление в письменной  речи несклоняемых  существительных с разными  предлогами. Работа над  ошибками. 78 Мягкий знак после шипящих на  79 80 конце имен существительного  женского рода. Развитие умений писать слова с  орфограммой «Буква Ь после  шипящих на конце имён  существительных». Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Знать: орфографическое правило. Уметь: использовать правило на практике. Составлять совместно с  учителем алгоритм  определения склонения  имени существительного,   работать по алгоритму,  осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной  работе  (в парах, группах,   фронтально) по  открытию  нового   знания, включать в  учебный диалог. Сравнивать формы имени  существительного и имени  прилагательного, выявлять  зависимость.  Находить в  тексте  несклоняемые имена  существительные,   приобретать опыт   их   согласования  с именами  прилагательными в речи.  Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм. Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме безударных гласных  звуков. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;   работать по плану, сверяя свои действия с целью; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм. 81 Упражнение в графическом  обозначении выбора написания  Ь после шипящих. 82 Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 83 Контрольный диктант № 5  85 Урок         по теме: "Правописание  мягкого знака в  имёнах  существительных". «Пишу правильно» (работа над  ошибками). – исследование. Выведение   общего   правила правописания безударных падежных   окончаний   имен существительных.   умения   писать Развитие безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных,   действовать по алгоритму. Развитие умения писать слова с  изученной орфограммой, графическое объяснение   выбора написания слов с  изученной орфограммой. Р\р Обучающее изложение   «Первая газета». Р/р  Обучающее сочинение­ описание «Прогулка». 84 86 87 88 89 90 91 Правописание безударных  падежных окончаний имен  существительных.  Редактирование текстов  творческих работ. 92 Упражнения на повторение.  Проверочная работа №5 93 Правописание безударных  падежных окончаний имен  существительных.  Словарный  диктант. Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Знать:  правила правописания безударных  падежных окончаний имен существительных. Уметь: применять правила на практике,  графически обозначать выбор написания. Р: работать по плану, корректировать свои действия;  самостоятельно формулировать тему и цели урока; П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Л: осознание ответственности за произнесенное и  написанное слово; интерес к письму, к созданию  собственных текстов. Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Знать: правила правописания безударных  падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы;  интерес к изучению языка; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свои действия; П: строить рассуждения; Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме ь знака на конце имен существительных Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм. Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме безударных гласных  звуков. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 94 Контрольный диктант №6  по теме: «Правописание  падежных окончаний имен  существительных» «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Роль имен прилагательных в  речи. Повествование и  описание – два типа речи. Роль прилагательных –  антонимов в речи. Морфологический разбор  имен прилагательных. Изменение имен  прилагательных по падежам. Упражнение в изменении  имён прилагательных по  падежам. Главное и зависимое слово в  словосочетании. Правописание безударных  падежных окончаний имен  прилагательных.  Развитие умения писать  слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания. Развитие умения писать  слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания.  Р/р Свободный диктант. Упражнение в  умении писать слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания.  Словарный диктант. Р\р Обучающее изложение  «Первое путешествие». 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Имя прилагательное. – 21 ч Знать: типы текстов, их признаки, понятие  «антонимы», грамматические признаки имен  прилагательных; порядок морфологического  разбора имени прилагательного. Уметь: определять  признаки двух типов  текстов, объяснять роль имен прилагательных в  текстах­описаниях, уточнять роль имен  прилагательных­антонимов в речи,  выполнять  разбор имен прилагательных по алгоритму. Знать: как изменяются имена прилагательные. Уметь:  изменять имена прилагательные по  падежам Знать: понятие «словосочетание», именное  словосочетание. Уметь: определять главное и зависимое слова в  словосочетаниях. Знать: правила правописания безударных  падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: по вопросу определять безударное  окончание имен прилагательных; составлять  предложения и текст с использованием данных  словосочетаний, выполнять письменную  творческую работу; грамотно оформлять текст  на письме, находить и исправлять  орфографические и речевые ошибки в тексте.   Л: мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; П: строить рассуждения. П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной  речи; определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: мотивация; определять степень успешности своей  работы, интерес к письму, к созданию собственных  текстов; П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в  соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; Различать  и    характеризовать   тексты   двух типов  речи  –  повествования и описания.  Наблюдать за  ролью   прилагательных (в  том  числе  прилагательных­антонимов) в  речи. Называть грамматические  признаки имён   прилагательных   (морфологический разбор),  определять начальную  форму. Обнаруживать орфограмму­ букву в безударных  окончаниях прилагательных,  графически объяснять  написание, осуществлять  самоконтроль.  Подбирать и группировать  примеры слов с изученными  орфограммами. Накапливать опыт    употребления в  речи   имён  прилагательных (обучающее  изложение и сочинение­ описание). Выделять в тексте и  конструировать  словосочетания прил. + сущ. 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 109 110 111 Редактирование творческих  работ. Развитие  орфографических умений. Р/р Обучающее сочинение­ описание «Моя любимая  игрушка». Правописание безударных  падежных окончаний имен  прилагательных. 112 Проверочная работа № 6  по теме: «Правописание  безударных падежных  окончаний имен  прилагательных». Развитие орфографических  умений, подготовка к  диктанту. Контрольный диктант №  7 по теме «Имя  прилагательное» «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Роль глаголов в  предложении, речи.  Правописание глаголов с  частицей НЕ. Значение и грамматические  признаки глаголов. Морфологический разбор  глагола. Составление устного рассказа о глаголе.  Словарный диктант. Контрольный диктант за  3четверть. Развитие орфографических  умений. Работа над  ошибками. Понятие о спряжении  глагола. Личные окончания  глаголов 1и 2 спряжения. Как определить спряжение  глагола, если окончание  ударное. 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Глагол. – 42 ч Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные  и непостоянные признаки глаголов,  понятия  «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов.   составлять научный текст о глаголе, выполнять  морфологический разбор глаголов. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: мотивация; П: устанавливать причинно­следственные связи;  извлекать информацию, представленную разными  видами текста; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации;  высказывать и  обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: определять степень успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Знать:  понятие «спряжение глаголов», глаголы­ исключения,  алгоритм  определения спряжения  глаголов. Уметь:  определять спряжение глаголов,  Р: составлять план решения учебной проблемы;  работать по плану, корректировать свою  деятельность; самостоятельно формулировать тему и  цели урока; Выделять неопределённую  форму глагола и  преобразовывать глагол в  другой форме в начальную.  Определять грамматические  признаки глагола.  Участвовать в проблемном  диалоге, открывать новые    знания в  совместной  исследовательской  деятельности в группах. Сотрудничать в группе,  распределять роли, слушать и  слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу.  Проводить само­  и  взаимоанализ выполнения  заданий. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Упражнение в определении  спряжений глагола. Как определить спряжение  глагола, если окончание  безударное. Развитие умения применять  правило, действовать по  алгоритму. Глаголы­исключения. Выбор  способа определения  спряжения глагола. Развитие умения писать  глаголы с безударными  личными окончаниями.  Упражнение в написании  глаголов с безударными  личными окончаниями. Разбор глагола как части  речи. Р\р Сочинение по серии  картин (картинки весны) Контрольный диктант №  8 по теме: "Правописание  безударных личных  окончаний глаголов". «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Знакомство с возвратной  формой глагола.  Правописание глаголов с   ­тся, ­ться. Знакомство с орфограммой  «Буква Ь после шипящих в  глаголах 2­го лица  единственного числа» и  орфографическим правилом. Развитие умения писать  букву Ь в глаголах 2­го лица  единственного числа.  Словарный диктант. Контрольное списывание. используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  высказывать и  обосновывать свою точку зрения, оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; П: строить рассуждения, осуществлять анализ и  синтез; извлекать информацию, представленную в  разных формах; устанавливать причинно­ следственные связи; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; Л: интерес к изучению языка. Знать: постоянные и непостоянные признаки  глаголов. Уметь:  выполнять морфологический разбор  глагола, соблюдая алгоритм. Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. П: устанавливать причинно­следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач;  Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; Л: интерес к письму, к созданию собственных  текстов; определять степень успешности своей  работы. Знать: понятие «постфикс». Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами. Знать: правила правописания глаголов с  безударными личными окончаниями. Уметь:  определять спряжения глагола,  используя алгоритм действий, правильно  записывать окончание. П: осуществлять анализ и синтез;  извлекать  информацию, представленную разными видами  текста; устанавливать причинно­следственные связи; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы;  стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Совместно составлять   алгоритм  определения  спряжения глагола и выбора  буквы безударного гласного в  личных окончаниях глаголов.  Анализировать особенности  текстов с преимущественным  употреблением глаголов.  Накапливать  опыт    использования  глаголов  в  речи, в том числе с  безударными личными  окончаниями (обучающие  изложения и сочинения по  теме). Называть и  систематизировать  грамматические признаки  глагола (морфологический  разбор). 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 Развитие умения писать  глаголы с безударными  личными окончаниями  (закрепление знаний). Р/р Написание изложения  «Первые школы». Развитие орфографических  умений.  Редактирование  творческих работ. Порядок разбора глагола по  составу. Знакомство с  алгоритмом. Развитие умений разбирать  глаголы по составу, писать  безударную гласную в личных окончаниях глаголов. Р\р Сочинение «Мы в  библиотеке» с творческим  заданием. Развитие умения писать  глаголы с изученными  орфограммами. Работа над  ошибками в сочинении. Развитие умения писать  глаголы с изученными  орфограммами. Р/р Обучающее сочинение  «День моей мамы». Повторение по теме  «Глагол». Работа над  ошибками в сочинении,  редактирование текста.  Контрольный словарный  диктант. Упражнения на повторение.  Проверочная работа №7  по теме: «Глагол» Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Контрольный диктант №  9  по теме: «Глагол» «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Знать: алгоритм разбора глагола по составу Уметь: выполнять разбор глаголов по составу;  писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной  речи глаголов  с изученными орфограммами,  самостоятельно составлять план сочинения,  находить и исправлять орфографические и  речевые ошибки в тексте. Л: мотивация; определять степень успешности своей  работы; интерес к письму, к созданию собственных  текстов; стремиться к совершенствованию  собственной речи; П: строить рассуждения; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; устанавливать причинно­следственные связи; осуществлять анализ и синтез; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р:  составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою  деятельность;  ­ коллективная работа;   ­ работа с информационными  источниками (учебник); ­ тестовые задания; ­ работа в парах; ­ самостоятельная работа. ­ творческая работа. ­ выполнение индивидуальных  заданий. ­ дидактические игры; ­ устный опрос; ­ работа в группах; ­ словарный диктант. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 158 159 Повторение по теме:  «Слово». Повторение по теме:  «Предложение. Текст». Повторение по теме: «Части  речи». 160 161 162 Итоговая контрольная  163 работа. Повторение изученного в 4­м  классе. Работа над ошибками. 164 Итоговый контрольный  165 166 167 168 169 170 диктант. Повторение изученного в 4­м  классе. Работа над ошибками. Р/р Контрольное изложение  «Странный дуэт». Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». Комплексное повторение  изученного материала. Урок­игра «Части речи и  члены предложения». Повторение – 12 ч  Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. П: устанавливать причинно­следственные связи;  осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, быть готовым  корректировать свою точку зрения; оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: интерес к письму, к созданию собственных  текстов; определение степени успешности совей  работы; интерес к ведению диалога, потребность в  общении. ­ работа с информационными  источниками (учебник); ­ дидактическая игра; ­устный опрос; ­ тестовые задания ­ самостоятельная работа;  ­ письменный опрос; ­работа в парах;  ­ творческая работа. ­ работа в группах; ­ индивидуальная работа по  карточкам; ­ словарный диктант. ­ коллективная работа; 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018