Программа по русскому языку по УМК "Школа 2100" к учебнику Русский язык.4 кл. (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Буеева, О.В.Пронина) для 4 класса разработана на 170 учебных часов, 5 часов в неделю. Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, требования к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум), календарно-тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД.Программа по русскому языку (4 класс 170 час.)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования Шиловский муниципальный район Рязанской области
Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,
email: shilovo
school
3@
yandex
. ru ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО начальных Председатель МС_________
Директор ________
классов_____ Захаркина О.С. /Майстренко С.В./ /Тканко
Т.И../
Протокол №___от _____2018г. Протокол №___от _____2018г.
Приказ №__от ____2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
4 класс (170ч.)
Составитель: Юдина Е.А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории2018
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
программы «Русский язык для IIV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов
в неделю – 170 часов в учебный год;
учебного плана МБОУ»Шиловская СОШ № 3» на 2018 – 2019 учебный год.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
младших школьников, ознакомление
обучающихся с лексикограмматическими разрядами слов,
словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного
языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма,
типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной.
Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики
(словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов
словообразования;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и
письменной форме;
обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, на
правленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю). Основные разделы программы:
Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч.
Предложение. Текст. – 37 ч.
Имя существительное. – 42 ч.
Имя прилагательное – 21 ч.
Глагол. – 42 ч.
Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с
этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему,
осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской
национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через
язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;5) сообщение необходимых знаний и формирование учебноязыковых, речевых и правописных умений и
навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать
на родном языке.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей
является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием
умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, –
разделы «Предложение» и «Текст».
В 4м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых
умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного
предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного
предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих
из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции
«слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой
речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух
частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а,
но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают
понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование
типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают
необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения
(поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего
нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об
«устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного
общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
Содержание работы над разделом «Слово».
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3м
классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса
типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные
окончания существительных 1, 2, 3го склонения (кроме существительных на ие, ия, ий, мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2го лица единственного
числа (читаешь, поешь); окончания о, а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода
(осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность
правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым
компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографическиправильная письменная
речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный
состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо
обращение к составу слова уже в 1м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и
чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен
существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступныесуществительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью
суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун,
бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной
школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования
орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений
окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над
значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с
помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением,
практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным
значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для
ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных
операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе
слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса
(функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как
средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической
грамотности.
В 3м и 4м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть
необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за
функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных
местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения
об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении,
тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных
местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов,
тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к.
знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом,
словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы
«Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве
специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в
курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в
ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп
слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря,
словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,
над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;
над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное
конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и
письменной художественной речи, устной учебнонаучной речи; навыками и умениями понимания и
элементарного анализа художественного и учебнонаучного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно
исторической ценности. Данная программа направлена:
На личностное, духовнонравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего
школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма,
слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное
на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к
поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви
к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и
качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,
проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса
«Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
стремиться
речи,
к
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в
деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать
схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинноследственные связи;
– строить рассуждения;
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология проблемного диалога.Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою
точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и
число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные и прилагательные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по
интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по
вопросам;
производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить разбор слова как части речи:
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми
знаками препинания между однородными членами.
находить местоимения в предложениях;
склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
спрягать глаголы.
Результаты 4го года обучения
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и
потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к
структуре предложения и знакам препинания.
должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую
между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо
базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с
изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм
(фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и
антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и,
а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в
сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с
прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и
прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное
сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным типом читательской
деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст
на части, составлять план, пересказывать текст по плану.овладение
функциональной
–
грамотностью;
– развитие умений и навыков различных
видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и
анализа текстов
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
– приобретение и систематизация знаний
о языке;
– развитие чувства языка
– овладение орфографией и пунктуацией
Речевые умения
Учебноязыковые умения
Правописные умения
•владеть правильным типом читательской
деятельности;
• читать учебнонаучный текст изучающим
чтением;
• писать подробное изложение доступного
текстаповествования;
• писать сочинение на заданную тему по
личным впечатлениям с соответствующей
подготовкой;
• использовать в речи предложения с
однородными членами, сложные
предложения;
• подбирать к словам синонимы,
антонимы, использовать их в речи
4й класс
• выполнять фонетический разбор
доступных слов;
• выполнять разбор по составу доступных
слов;
• выполнять морфологический разбор
изученных частей речи;
• выполнять синтаксический разбор
простого и сложного предложения (в
рамках изученного);
• видеть в тексте синонимы, антонимы,
многозначные слова
• писать безударные гласные в окончаниях имен существительных
1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагательных; в личных
окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
• писать ь после шипящих на конце имен существительных 3
склонения; не писать ь после шипящих на конце имен
существительных м.р. 2 склонения;
• писать частицу не с глаголами;
• писать буквосочетание тся – ться в глаголах;
• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
• ставить запятые в предложениях с однородными членами (без
союзов, с союзами и, а, но);
• ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем
из 2х частей;
• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания
• находить и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки на изученные правила
Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум) (4 класс).
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, в 2х ч, М.: Баласс, 2013 г.
2.
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – М.: Баласс, 2018 г.
Литература:3. Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», 4 класс, М.: Баласс, 2018.
В календарнотематическом планировании введены следующие обозначения:
личностные УУД – (Л);
регулятивные УУД – (Р);
познавательные УУД – (П);
коммуникативные УУД – (К).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№
п\п
Тема
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
Планируемые результаты
Виды деятельности
Кол
час
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводный урок. Знакомство с
учебником. Поэты и писатели о
русском языке.
Контрольное списывание.
Повторение фонетики и
графики.
Повторение фонетики. Слог и
ударение.
Что такое графика.
Фонетический разбор слова.
Повторение орфографии.
Повторение изученных
орфограмм и их графического
обозначения.
Повторение – 18 ч
Знать: задачи и значение уроков русского языка,
основных поэтов и писателей о русском языке.
Уметь: ориентироваться в новом учебнике.
Знать: изученные правила.
Уметь: правильно, без ошибок и пропусков
списывать текст, обозначать орфограммы в словах
и между словами.
Знать: понятия «фонетика» и «графика» как
разделы языкознания; особенности ударения в
русском языке; понятия «омофоны», «омографы»;
свободное и подвижное ударение, понятия
«каллиграфия», «монография».
Уметь: составлять схемыопоры, ставить ударение
в словах правильно, определять в словах
орфограммыгласные, орфограммысогласные,
пользоваться правилами проверки орфограмм.
Знать: понятия «транскрипция», «пиктография»
(письмо рисунками).
Уметь: выполнять фонетический разбор слов.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять на практике эти правила.
Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Л: определение степени успешности своей работы;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Р: определять степень успешности своей работы;
П: устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;
Л: стремиться к совершенствованию собственной
речи;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме.
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
Р: составлять план решения учебной проблемы.
Л: мотивация; стремиться к совершенствованию
собственной речи;
работа с информационными
источниками (учебник);
коллективная работа.
Знакомиться с новым
учебником, использовать
приёмы ознакомительного и
просмотрового чтения.
Проводить фонетический
разбор слов.
Группировать звуки по их
характеристикам.
Соотносить количество
звуков и букв в слове,
объяснять причины
расхождения количества
звуков и букв.
Группировать слова с
изученными орфограммами,
графически объяснять
выбор написания.
Писать изложение текста
повествования с
1
1
1
1
1
1
1
210
Развитие умения писать слова с
изученными орфограммами,
графически обозначать выбор
написания.
11 Повторение состава слова.
12 Повторение изученного о
частях речи. Словарный
диктант.
13
Входной контрольный
диктант.
14 Повторение изученного по
синтаксису.
Работа над ошибками.
15 Что мы знаем о пунктуации.
Обобщение по разделу
«Повторение».
16
Р\р Обучающее изложение
«Золотой рубль».
17 Контрольный диктант № 1
18
по теме: "Повторение
изученного в 3м классе".
«Пишу правильно» (работа над
ошибками, допущенными в
изложении и диктанте).
19 Как отличить простое
предложение от сложного.
предварительной
подготовкой.
Использовать при
подготовке к изложению
приёмы продуктивного
чтения, освоенные на уроках
литературного чтения.
Знать: словообразование как раздел языкознания,
слова с двумя приставками, сложные слова.
Уметь: проводить разбор по составу слов разных
частей речи, изменять слова для определения
окончаний.
Знать: о морфологии как раздел языкознания,
самостоятельные и служебные части речи.
Уметь: отличать в тексте слова разных частей
речи, приводить свои примеры.
Проверка знаний учащихся
Знать: о синтаксисе как радел языкознания,
история лексического значения слова
«предложение».
Уметь: составлять текст из группы разрозненных
слов или текст из ответов на вопросы.
Знать: о пунктуации как раздел языкознания,
правило о предложении, тексте, словосочетании.
Уметь: применять эти правила.
Проверка орфографических и речевых знаний
учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять на практике эти правила.
П: осуществлять анализ и синтез; строить
рассуждения; устанавливать причинноследственные
связи;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью.
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме.
Л: мотивация;
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
Р: составлять план решения учебной проблемы.
П: извлекать информацию, представленную в разных
формах;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.
Р: определять степень успешности своей работы;
работать по плану, корректировать свою деятельность.
П: осуществлять анализ и синтез;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность .
Л: мотивация;
Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока;
П: вычитывать все виды текстовой информации;
осуществлять анализ и синтез.
Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
стремиться к совершенствованию собственной речи.
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
П: устанавливать причинноследственные связи.
Предложение. Текст. – 37 ч
Знать: алгоритм работы.
Уметь: отличать простое предложение от
сложного используя алгоритм.
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач;
П: устанавливать причинноследственные связи;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.
Различать простые и
сложные предложения на
слух и в письменном тексте.
Характеризовать (на
основе коллективного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Знать: виды связи однородных членов
предложения.
Уметь: отличать простое предложение от
сложного, простое предложение с однородными
членами от сложного предложения, оформлять на
письме предложения с однородными членами
предложения.
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;
П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать
причинноследственные связи;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации.
Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении;
стремиться к совершенствованию собственной речи.
Проверка орфографических и речевых знаний
учащихся.
Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
стремиться к совершенствованию собственной речи.
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
П: устанавливать причинноследственные связи.
20 Предложения с однородными
21
22
23
24
25
26
членами в художественном
тексте. Однородные члены без
союзов и с союзом и.
Запятая в предложениях с
однородными членами,
соединенными союзами и, а, но.
Развитие умений ставить
запятую в предложениях с
однородными членами.
Словарный диктант.
Р\р Обучающее изложение
«Что я люблю».
Р\р Обучающее сочинение
«Что я люблю».
«Пишу правильно» (работа над
ошибками). Упражнения на
редактирование текста
изложения и сочинения.
27 Постановка знаков препинания
в предложениях с однородными
членами.
28 Упражнения на повторение.
Проверочная работа №1
29
Развитие пунктуационных
умений.
30 Контрольный диктант №2
по теме: «Простое
предложение. Предложения
с однородными членами».
«Пишу правильно» (работа над
ошибками).
31
32 Отличие простого предложения
от сложного. Запятая в сложном
предложении с бессоюзной
связью.
Запятая в сложном
предложении с союзами и, а, но.
33
34
Проверка знаний учащихся.
Знать: правила о знаках препинания в
предложениях с однородными членами
предложения, основные правила орфографии
русского языка.
Уметь: оформлять на письме предложения с
однородными членами предложения, применять на
практике эти правила.
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
Л: определение степени успешности совей работы;
стремиться к совершенствованию собственной речи.
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность, определять степень успешности своей
работы;
П: осуществлять анализ и синтез;
Знать: алгоритм работы.
Уметь: отличать простое предложение от
сложного используя алгоритм; ставить запятую в
сложном предложении с бессоюзной связью и с
союзами и, а, но.
П: устанавливать причинноследственные связи;
перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;
мотивация;
анализа) основные признаки
текста: целостность,
связность абзацев и
предложений по смыслу и
грамматически,
законченность.
Использовать эти
параметры при создании
собственных текстов.
Использовать при
подготовке к изложению
приёмы продуктивного
чтения, освоенные на уроках
литературного чтения.
Оформлять пунктуационно
предложения с однородными
членами и союзами и, а, но.
Конструировать
предложения с
однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
Готовиться к написанию
сочинения: формулировать
замысел, составлять план,
работать с черновиком.
Продуцировать текст с
использованием однородных
членов предложения,
соединённых союзной и
бессоюзной связью («Что я
люблю»)
Проверять и
редактировать текст
сочинения. Находить и
исправлять
орфографические и
пунктуационные ошибки,
работать по алгоритму
Приобретать опыт
разграничения сложных
предложений и предложений
с однородными членами (с
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
235
36
37
Запятая в сложном
предложении с союзами и, а, но
и в простом предложении с
однородными членами и
союзами и ,а, но.
Р\р Составление устного
рассказа на грамматическую
тему по плану. Свободный
диктант.
Работа над ошибками.
Постановка запятой в сложном
предложении. Словарный
диктант.
38 Упражнения на расстановку
запятой в сложном
предложении с союзами и, а, но.
Р\р Обучающее сочинение
«Субботний вечер у нас дома».
39
40 Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 2.
41 Контрольный диктант по
42
теме «Предложение».
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте и
проверочной работе.
45
44
43 Понятие о прямой речи. Из чего
состоит предложение с прямой
речью.
Знаки препинания в
предложении с прямой речью
(после слов автора).
Знаки препинания в
предложении с прямой речью
(перед словами автора).
Знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
Р\р Обучающее сочинение
«Что сказала мама»
(использование в тексте
предложений с прямой речью)
46
47
Знать: стили текстов.
Уметь: составлять научный рассказ на
грамматическую тему по плану.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: самостоятельно подбирать примеры к
этим правилам; ставить запятую в сложном
предложении с союзами и, а, но.
Уметь: в письменной форме излагать свои мысли
по заданной теме.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: самостоятельно подбирать примеры к
этим правилам; ставить запятую в сложном
предложении с союзами и, а, но.
Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь»,
слова автора в высказывании.
Уметь: ставить знаки препинания в предложении
с прямой речью.
Уметь: выполнять письменную творческую
работу (с языковым заданием) на основе
рекомендаций по подготовке к сочинению.
Р: составлять план решения учебной проблемы; работа
по плану, сверяя свои действия с целью.
П: устанавливать причинноследственные связи;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;
Р: определять степень успешности своей работы.
П: пользоваться словарями, справочниками;
Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации ;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Р: определять степень успешности своей работы;
работать по плану, корректировать свою деятельность.
союзами и, а, но и без
союзов).
Создавать устное
высказывание на
грамматическую тему по
предварительно
составленному плану.
Готовиться и писать
свободный диктант по
тексту с изученными
синтаксическими
конструкциями.
Продуцировать текст с
использованием сложных
предложений с союзами и, а,
но и без союзов (сочинение
«Субботний вечер у нас
дома»).
Л: мотивация; определение степени успешности совей
работы; интерес к ведению диалога, потребность в
общении; стремиться к совершенствованию
собственной речи; к созданию собственных текстов;
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;
Р: составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, корректировать свою деятельность;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку зрения; адекватно
использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач.
Выделять на слух и в
тексте предложения с
прямой речью (слова
автора плюс прямая речь).
Приобретать опыт
конструирования
предложений с прямой
речью и их
пунктуационного
оформления.
Продуцировать текст с
использованием
предложения с прямой
речью (сочинение «Что
сказала мама»).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
148
49
Запись цитаты в виде
предложения с прямой речью.
Развитие умения ставить знаки
препинания в простом
предложении, сложном и в
предложении с прямой речью.
Р/р Обучающее изложение «В
здоровом теле здоровый дух».
Развитие пунктуационных
умений. Словарный диктант.
52 Контрольный диктант № 4
50
51
53
54
55
56
57
по теме: "Предложения с
прямой речью".
«Пишу правильно» (работа над
ошибками).
Имя существительное как часть
речи. Постоянные и
непостоянные признаки имен
существительных.
Роль имен существительных в
речи. Р\р Сочинение
миниатюра «Вид из окна»
Роль имен существительных в
речи и предложении.
Многозначные слова, синонимы,
антонимы.
58 Наблюдение за
словоизменением имен
существительных
Развитие умения изменять
имена существительные по
падежам, ставить
существительные в разные
падежные формы
Изменение имен
существительных по падежам в
ед. и во мн. числе
59
60
61
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Имя существительное. – 42 ч
Знать: грамматические признаки имени
существительного, однозначные и многозначные
имена существительные, прямое и переносное
значение слов.
Уметь: выполнять морфологический разбор имен
существительных, составлять научный текст тему
«Имена существительные».
Л: мотивация; интерес к письму, к созданию
собственных текстов;
П: извлекать информацию, представленную в разных
формах; перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения,
адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
Р: определять степень успешности своей работы.
Знать: понятие «падеж», падежные вопросы
Уметь: изменять имена существительные по
падежам, в ед. и во мн. числе ставить
существительные в разные падежные формы,
определять падеж.
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность; определять степень успешности своей
работы;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач; высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
Л: осознание ответственности за произнесенное и
написанное слово;
П: извлекать информацию, представленную в разных
формах ;осуществлять анализ и синтез.
Письменно пересказывать
текст (писать подробное
изложение), включающий
предложение с прямой
речью (после
предварительной
подготовки).
Выделять при обсуждении
текста его значимые части,
формулировать заголовки,
составлять план (в группах,
парах).
Выбирать в коллективном
обсуждении критерии
оценки текста изложения
(сочинения), применять их
при самоанализе и
взаимоанализе текстов работ
с последующим их
редактированием.
Выделять в предложении
самостоятельные и
служебные части речи.
Накапливать опыт по
выявлению грамматических
признаков, общих для
самостоятельных частей
речи, употребления имён
существительных в речи
(обучающие изложения и
сочинения,
предусмотренные в
планировании).
Определять
грамматические признаки
имён существительных,
начальную форму.
Относить имя
существительное к одному
из трёх склонений,
определять падеж.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные
слова падежей.
Уметь: определять падеж имен сущ. по
вопросам, предлогам, вспомогательным совам,
синтаксической роли в предложении.
Именительный и винительный
62
63
падежи. Словарный диктант.
Родительный падеж
64
Дательный падеж
65
Творительный падеж
66
67 Предложный падеж
68 Обобщение знаний о падежах.
Р/р Составление устного
рассказа «Что я знаю об
изменении имён
существительных по падежам».
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность; составлять план решения учебной
проблемы; вырабатывать критерии оценки своей
работы и работы других;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач; высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
П: извлекать информацию, представленную в разных
формах; перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую; осуществлять
анализ и синтез;
Л: интерес к изучению языка.
Знать: склонение имен существительных,
несклоняемые имена существительные, порядок
морфологического разбора имени
существительного, несклоняемые имена
существительные, отсутствие окончаний таких
имен существительных.
Уметь: определять склонения имен
существительных, выполнять морфологического
разбора имени существительного, правильно
употреблять их в устной и письменной речи.
П: извлекать информацию, представленную в разных
формах; осуществлять анализ и синтез; строить
рассуждения; перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
Р: определять степень успешности своей работы;
составлять план решения учебной проблемы;
Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к
созданию собственных текстов.
71
70
69 Упражнение на повторение.
Проверочная работа №3.
Три склонения имен
существительных.
Развитие умения определять
склонение имён
существительных.
Развитие умения определять
склонение имён
существительных.
Морфологический разбор имени
существительного.
72
73
74 Несклоняемые имена
существительные и особенности
их употребления. Словарный
диктант.
Р\р Обучающее сочинение
«Пальчики оближешь!»
75
76 Контрольный диктант за 1
полугодие.
77 Употребление в письменной
речи несклоняемых
существительных с разными
предлогами. Работа над
ошибками.
78 Мягкий знак после шипящих на
79
80
конце имен существительного
женского рода.
Развитие умений писать слова с
орфограммой «Буква Ь после
шипящих на конце имён
существительных».
Уметь: выполнять письменную творческую
работу; грамотно оформлять текст на письме.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Знать: орфографическое правило.
Уметь: использовать правило на практике.
Составлять совместно с
учителем алгоритм
определения склонения
имени существительного,
работать по алгоритму,
осуществлять самоконтроль.
Участвовать в совместной
работе (в парах, группах,
фронтально) по открытию
нового знания, включать в
учебный диалог.
Сравнивать формы имени
существительного и имени
прилагательного, выявлять
зависимость.
Находить в тексте
несклоняемые имена
существительные,
приобретать опыт их
согласования с именами
прилагательными в речи.
Находить в словах
изучаемые орфограммы,
графически объяснять и
контролировать написание.
Решать орфографические
задачи с опорой на
алгоритм.
Составлять в группе
задания на обработку
определённой орфограммы.
Самостоятельно
формулировать общее
правило обозначения на
письме безударных гласных
звуков.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач;
Находить в словах
изучаемые орфограммы,
графически объяснять и
контролировать написание.
Решать орфографические
задачи с опорой на
алгоритм.81 Упражнение в графическом
обозначении выбора написания
Ь после шипящих.
82 Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 4
83 Контрольный диктант № 5
85 Урок
по теме: "Правописание
мягкого знака в имёнах
существительных".
«Пишу правильно» (работа над
ошибками).
–
исследование.
Выведение общего правила
правописания
безударных
падежных окончаний имен
существительных.
умения писать
Развитие
безударные гласные в падежных
окончаниях
имён
существительных, действовать
по алгоритму.
Развитие умения писать слова с
изученной орфограммой,
графическое объяснение
выбора написания слов с
изученной орфограммой.
Р\р Обучающее изложение
«Первая газета».
Р/р Обучающее сочинение
описание «Прогулка».
84
86
87
88
89
90
91 Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных.
Редактирование текстов
творческих работ.
92 Упражнения на повторение.
Проверочная работа №5
93 Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных. Словарный
диктант.
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Л: определение степени успешности совей работы;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Знать: правила правописания безударных
падежных окончаний имен существительных.
Уметь: применять правила на практике,
графически обозначать выбор написания.
Р: работать по плану, корректировать свои действия;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез;
К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно
использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
Л: осознание ответственности за произнесенное и
написанное слово; интерес к письму, к созданию
собственных текстов.
Уметь: выполнять письменную творческую
работу; грамотно оформлять текст на письме.
Знать: правила правописания безударных
падежных окончаний имен существительных.
Уметь: находить и корректировать свои ошибки.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Л: определение степени успешности совей работы;
интерес к изучению языка;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
Р: работать по плану, корректировать свои действия;
П: строить рассуждения;
Составлять в группе
задания на обработку
определённой орфограммы.
Самостоятельно
формулировать общее
правило обозначения на
письме ь знака на конце имен
существительных
Находить в словах
изучаемые орфограммы,
графически объяснять и
контролировать написание.
Решать орфографические
задачи с опорой на
алгоритм.
Составлять в группе
задания на обработку
определённой орфограммы.
Самостоятельно
формулировать общее
правило обозначения на
письме безударных гласных
звуков.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
194 Контрольный диктант №6
по теме: «Правописание
падежных окончаний имен
существительных»
«Пишу правильно» (работа над
ошибками).
Роль имен прилагательных в
речи. Повествование и
описание – два типа речи.
Роль прилагательных –
антонимов в речи.
Морфологический разбор
имен прилагательных.
Изменение имен
прилагательных по падежам.
Упражнение в изменении
имён прилагательных по
падежам.
Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Правописание безударных
падежных окончаний имен
прилагательных.
Развитие умения писать
слова с изученной
орфограммой, графически
объяснять выбор написания.
Развитие умения писать
слова с изученной
орфограммой, графически
объяснять выбор написания.
Р/р Свободный диктант.
Упражнение в умении писать
слова с изученной
орфограммой, графически
объяснять выбор написания.
Словарный диктант.
Р\р Обучающее изложение
«Первое путешествие».
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
Имя прилагательное. – 21 ч
Знать: типы текстов, их признаки, понятие
«антонимы», грамматические признаки имен
прилагательных; порядок морфологического
разбора имени прилагательного.
Уметь: определять признаки двух типов
текстов, объяснять роль имен прилагательных в
текстахописаниях, уточнять роль имен
прилагательныхантонимов в речи, выполнять
разбор имен прилагательных по алгоритму.
Знать: как изменяются имена прилагательные.
Уметь: изменять имена прилагательные по
падежам
Знать: понятие «словосочетание», именное
словосочетание.
Уметь: определять главное и зависимое слова в
словосочетаниях.
Знать: правила правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных.
Уметь: по вопросу определять безударное
окончание имен прилагательных; составлять
предложения и текст с использованием данных
словосочетаний, выполнять письменную
творческую работу; грамотно оформлять текст
на письме, находить и исправлять
орфографические и речевые ошибки в тексте.
Л: мотивация;
Р: составлять план решения учебной проблемы;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач; высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
П: строить рассуждения.
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
Л: стремиться к совершенствованию собственной
речи; определение степени успешности совей работы;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Л: мотивация; определять степень успешности своей
работы, интерес к письму, к созданию собственных
текстов;
П: осуществлять анализ и синтез;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач;
Р: вырабатывать критерии оценки определять степень
успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями, работать по плану,
корректировать свою деятельность;
Различать и
характеризовать тексты
двух типов речи –
повествования и описания.
Наблюдать за ролью
прилагательных (в том числе
прилагательныхантонимов) в
речи.
Называть грамматические
признаки имён
прилагательных
(морфологический разбор),
определять начальную
форму.
Обнаруживать орфограмму
букву в безударных
окончаниях прилагательных,
графически объяснять
написание, осуществлять
самоконтроль.
Подбирать и группировать
примеры слов с изученными
орфограммами.
Накапливать опыт
употребления в речи имён
прилагательных (обучающее
изложение и сочинение
описание).
Выделять в тексте и
конструировать
словосочетания прил. + сущ.
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2109
110
111
Редактирование творческих
работ. Развитие
орфографических умений.
Р/р Обучающее сочинение
описание «Моя любимая
игрушка».
Правописание безударных
падежных окончаний имен
прилагательных.
112 Проверочная работа № 6
по теме: «Правописание
безударных падежных
окончаний имен
прилагательных».
Развитие орфографических
умений, подготовка к
диктанту.
Контрольный диктант №
7 по теме «Имя
прилагательное»
«Пишу правильно» (работа
над ошибками).
Роль глаголов в
предложении, речи.
Правописание глаголов с
частицей НЕ.
Значение и грамматические
признаки глаголов.
Морфологический разбор
глагола. Составление устного
рассказа о глаголе.
Словарный диктант.
Контрольный диктант за
3четверть.
Развитие орфографических
умений. Работа над
ошибками.
Понятие о спряжении
глагола. Личные окончания
глаголов 1и 2 спряжения.
Как определить спряжение
глагола, если окончание
ударное.
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Л: определение степени успешности совей работы;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Глагол. – 42 ч
Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные
и непостоянные признаки глаголов, понятия
«неопределенная форма глагола», «инфинитив».
Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ,
определять время, число и род глаголов.
составлять научный текст о глаголе, выполнять
морфологический разбор глаголов.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
Л: мотивация;
П: устанавливать причинноследственные связи;
извлекать информацию, представленную разными
видами текста;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации; высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Л: определять степень успешности своей работы;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Знать: понятие «спряжение глаголов», глаголы
исключения, алгоритм определения спряжения
глаголов.
Уметь: определять спряжение глаголов,
Р: составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, корректировать свою
деятельность; самостоятельно формулировать тему и
цели урока;
Выделять неопределённую
форму глагола и
преобразовывать глагол в
другой форме в начальную.
Определять грамматические
признаки глагола.
Участвовать в проблемном
диалоге, открывать новые
знания в совместной
исследовательской
деятельности в группах.
Сотрудничать в группе,
распределять роли, слушать и
слышать других.
Составлять задания в группе
по изученному материалу.
Проводить само и
взаимоанализ выполнения
заданий.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
Упражнение в определении
спряжений глагола.
Как определить спряжение
глагола, если окончание
безударное.
Развитие умения применять
правило, действовать по
алгоритму.
Глаголыисключения. Выбор
способа определения
спряжения глагола.
Развитие умения писать
глаголы с безударными
личными окончаниями.
Упражнение в написании
глаголов с безударными
личными окончаниями.
Разбор глагола как части
речи.
Р\р Сочинение по серии
картин (картинки весны)
Контрольный диктант №
8 по теме: "Правописание
безударных личных
окончаний глаголов".
«Пишу правильно» (работа
над ошибками).
Знакомство с возвратной
формой глагола.
Правописание глаголов с
тся, ться.
Знакомство с орфограммой
«Буква Ь после шипящих в
глаголах 2го лица
единственного числа» и
орфографическим правилом.
Развитие умения писать
букву Ь в глаголах 2го лица
единственного числа.
Словарный диктант.
Контрольное списывание.
используя алгоритм действий, записывать слова с
безударными окончаниями в глаголах.
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач; высказывать и
обосновывать свою точку зрения, оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации;
П: строить рассуждения, осуществлять анализ и
синтез; извлекать информацию, представленную в
разных формах; устанавливать причинно
следственные связи; перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
Л: интерес к изучению языка.
Знать: постоянные и непостоянные признаки
глаголов.
Уметь: выполнять морфологический разбор
глагола, соблюдая алгоритм.
Уметь: выполнять письменную творческую
работу; грамотно оформлять текст на письме.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
П: устанавливать причинноследственные связи;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации; адекватно
использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность;
Л: интерес к письму, к созданию собственных
текстов; определять степень успешности своей
работы.
Знать: понятие «постфикс».
Уметь: использовать в устной и письменной речи
глаголы с изученными орфограммами.
Знать: правила правописания глаголов с
безударными личными окончаниями.
Уметь: определять спряжения глагола,
используя алгоритм действий, правильно
записывать окончание.
П: осуществлять анализ и синтез; извлекать
информацию, представленную разными видами
текста; устанавливать причинноследственные связи;
К: адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач; оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации;
Л: определение степени успешности совей работы;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Совместно составлять
алгоритм определения
спряжения глагола и выбора
буквы безударного гласного в
личных окончаниях глаголов.
Анализировать особенности
текстов с преимущественным
употреблением глаголов.
Накапливать опыт
использования глаголов в
речи, в том числе с
безударными личными
окончаниями (обучающие
изложения и сочинения по
теме).
Называть и
систематизировать
грамматические признаки
глагола (морфологический
разбор).
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
Развитие умения писать
глаголы с безударными
личными окончаниями
(закрепление знаний).
Р/р Написание изложения
«Первые школы».
Развитие орфографических
умений. Редактирование
творческих работ.
Порядок разбора глагола по
составу. Знакомство с
алгоритмом.
Развитие умений разбирать
глаголы по составу, писать
безударную гласную в личных
окончаниях глаголов.
Р\р Сочинение «Мы в
библиотеке» с творческим
заданием.
Развитие умения писать
глаголы с изученными
орфограммами. Работа над
ошибками в сочинении.
Развитие умения писать
глаголы с изученными
орфограммами.
Р/р Обучающее сочинение
«День моей мамы».
Повторение по теме
«Глагол». Работа над
ошибками в сочинении,
редактирование текста.
Контрольный словарный
диктант.
Упражнения на повторение.
Проверочная работа №7
по теме: «Глагол»
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Глагол».
Контрольный диктант №
9
по теме: «Глагол»
«Пишу правильно» (работа
над ошибками).
Знать: алгоритм разбора глагола по составу
Уметь: выполнять разбор глаголов по составу;
писать безударную гласную в личных окончаниях
глаголов; использовать в устной и письменной
речи глаголов с изученными орфограммами,
самостоятельно составлять план сочинения,
находить и исправлять орфографические и
речевые ошибки в тексте.
Л: мотивация; определять степень успешности своей
работы; интерес к письму, к созданию собственных
текстов; стремиться к совершенствованию
собственной речи;
П: строить рассуждения; перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в
другую; устанавливать причинноследственные связи;
осуществлять анализ и синтез;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевой ситуации; адекватно
использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
Р: составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, корректировать свою
деятельность;
коллективная работа;
работа с информационными
источниками (учебник);
тестовые задания;
работа в парах;
самостоятельная работа.
творческая работа.
выполнение индивидуальных
заданий.
дидактические игры;
устный опрос;
работа в группах;
словарный диктант.
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1158
159
Повторение по теме:
«Слово».
Повторение по теме:
«Предложение. Текст».
Повторение по теме: «Части
речи».
160
161
162 Итоговая контрольная
163
работа.
Повторение изученного в 4м
классе. Работа над ошибками.
164 Итоговый контрольный
165
166
167
168
169
170
диктант.
Повторение изученного в 4м
классе. Работа над ошибками.
Р/р Контрольное изложение
«Странный дуэт».
Р/р Обучающее сочинение «О
чём рассказывает слово».
Комплексное повторение
изученного материала.
Урокигра «Части речи и
члены предложения».
Повторение – 12 ч
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского
языка.
Уметь: применять правила на практике.
П: устанавливать причинноследственные связи;
осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения; оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации;
Р: работать по плану, корректировать свою
деятельность.
Л: интерес к письму, к созданию собственных
текстов; определение степени успешности совей
работы; интерес к ведению диалога, потребность в
общении.
работа с информационными
источниками (учебник);
дидактическая игра;
устный опрос;
тестовые задания
самостоятельная работа;
письменный опрос;
работа в парах;
творческая работа.
работа в группах;
индивидуальная работа по
карточкам;
словарный диктант.
коллективная работа;
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1