Рабочая программа по русскому языку (4 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по русскому языку по УМК "Школа 2100" к учебнику Русский язык.4 кл. (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Буеева, О.В.Пронина) для 4 класса разработана на 170 учебных часов, 5 часов в неделю. Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, требования к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум), календарно-тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД.Программа по русскому языку (4 класс 170 час.)
Иконка файла материала русский язык_4_класс.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования  ­ Шиловский муниципальный район  Рязанской области Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,  e­mail: shilovo  ­  school      3@   yandex    .  ru   ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО начальных Председатель МС_________ Директор ________ классов_____ Захаркина О.С. /Майстренко С.В./ /Тканко Т.И../ Протокол №___от _____2018г. Протокол №___от _____2018г. Приказ №__от ____2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 класс (170ч.) Составитель: Юдина Е.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории2018  Пояснительная записка Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: ­ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; ­ примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень); ­ программы «Русский язык для I­IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год; ­ учебного плана МБОУ»Шиловская СОШ № 3» на 2018 – 2019 учебный год.       Цель   рабочей   программы  –   конкретизация   содержания   образовательного   стандарта   с   учетом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса   и   возрастных   особенностей младших   школьников,   ознакомление     обучающихся   с   лексико­грамматическими   разрядами   слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.  В   программе   заложен   механизм   усвоения  системы  грамматических  понятий,   принципы   письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: ­ овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); ­ развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;  ­ усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования; ­   формирование   каллиграфических,   орфографических   и   пунктуационных   навыков,   речевых   умений, обеспечивающих   восприятие,   воспроизведение   и   создание   собственных   высказываний   в   устной   и письменной форме; ­ обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, на­ правленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; ­ пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Рабочая программа рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю). Основные разделы программы: Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч. Предложение. Текст. – 37 ч. Имя существительное. – 42 ч. Имя прилагательное – 21 ч. Глагол. – 42 ч. Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.                                               Общая характеристика учебного предмета. Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с  этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему,  осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской  национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через  язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно­языковых, речевых и правописных умений и  навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст». В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей  является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием  умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, –  разделы «Предложение» и «Текст». В 4­м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых  умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного  предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного  предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих  из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции  «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой  речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а,  но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают  понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование  типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают  необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения  (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего  нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об  «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного  общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.  Слово рассматривается с четырех точек зрения: Содержание работы над разделом «Слово». 1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) с точки зрения морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления. В 4­м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3­м  классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса  типа сонный. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами: 1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные  окончания существительных 1, 2, 3­го склонения (кроме существительных на ­ие, ­ия, ­ий, ­мя); 2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); 3) безударные окончания глаголов 1 и 2­го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2­го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ­о, ­а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода  (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами; 4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5­м классе основной школы. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым  компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически­правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1­м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и  чутьем к особенностям словообразования и словоизменения. В 4­м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен  существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступныесуществительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью  суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун,  бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной  школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования  орфографической зоркости, для развития орфографических умений. Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений  окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над  значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с  помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением,  практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным  значением слова. Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для  ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных  операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе  слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса  (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической  грамотности. В 3­м и 4­м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за  функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных  местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении,  тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных  местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов,  тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к.  знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом,  словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы  «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве  специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в  курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи: 1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в  ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп  слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря,  словаря синонимов. 2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное  конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и  письменной художественной речи, устной учебно­научной речи; навыками и умениями понимания и  элементарного анализа художественного и учебно­научного текста. 4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно­ исторической ценности. Данная программа направлена: На   личностное,   духовно­нравственное,   эмоциональное,   интеллектуальное   развитие   младшего школьника, формирование его индивидуальности;  на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя. Ценность общения –  признание возможности общения, как величайшей ценности.Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности ­ любви. Ценность истины  – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,   обеспечивающей   преемственность   культурных   традиций   народов   России     от   поколения   к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни,   состояния нормального человеческого существования.  Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества,   народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета    Личностными  результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции; –  эмпатия   –   умение   осознавать   и   определять   эмоции   других   людей;   сочувствовать   другим   людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность  совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.        Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   учебников,   вопросы   и   задания   к   ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД). стремиться речи,   к   Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; –  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служит   технология   урока,   построенная   в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  – извлекать  информацию,   представленную   в   разных   формах   сплошной   текст;   несплошной   текст   – иллюстрация, таблица, схема);  – перерабатывать  схему);  – пользоваться словарями, справочниками;   – осуществлять анализ и синтез;  – устанавливать причинно­следственные связи;  – строить рассуждения;  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, Средством развития познавательных УУД  служат  тексты учебника и его методический  аппарат; технология проблемного диалога.Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  –  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть монологической и диалогической формами речи.  – высказывать и обосновывать свою точку зрения;  – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  – договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;  – задавать вопросы.  Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника. Предметными результатами изучения курса «Русский язык»  является  сформированность следующих умений: ­ производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; ­ подбирать однокоренные слова разных частей речи; ­ распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); ­ изменять имена существительные и прилагательные по числам; ­ склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; ­ изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; ­ изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; ­ распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; ­ устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; ­ распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; ­   производить   синтаксический   разбор   предложений:   определять   их   вид   по   цели   высказывания   и   по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; ­ производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; ­ производить разбор слова как части речи: ­ безошибочно и каллиграфически  правильно списывать  и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. ­ находить местоимения в предложениях; ­ склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; ­ отличать неопределенную форму глагола от временных форм; ­ спрягать глаголы. Результаты 4­го года обучения Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и  потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к  структуре предложения и знакам препинания. должны знать: – звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; – лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; – признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);  понятие об однородных членах предложения; – признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога; должны уметь: – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; – производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;  разбирать простое предложение с однородными членами; – правильно писать слова с изученными орфограммами; – правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; – писать подробное изложение доступного текста; – писать сочинение о себе на заданную тему.Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо  базовых, овладевают следующими умениями: – видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с  изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм  (фонетические и морфологические); – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в  сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с  прямой речью (слова автора плюс прямая речь); – производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и  прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное  сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки; – читать тексты учебника, художественные и учебно­научные, владеть правильным типом читательской  деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст  на части, составлять план, пересказывать текст по плану.овладение   функциональной – грамотностью; –   развитие   умений   и   навыков   различных видов   устной   и   письменной   речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» – приобретение и систематизация знаний  о языке; – развитие чувства языка – овладение орфографией и пунктуацией Речевые умения Учебно­языковые умения Правописные умения •владеть правильным типом читательской  деятельности; • читать учебно­научный текст изучающим чтением; • писать подробное изложение доступного  текста­повествования; • писать сочинение на заданную тему по  личным впечатлениям с соответствующей  подготовкой; • использовать в речи предложения с  однородными членами, сложные  предложения; • подбирать к словам синонимы,  антонимы, использовать их в речи 4­й класс • выполнять фонетический разбор  доступных слов; • выполнять разбор по составу доступных  слов; • выполнять морфологический разбор  изученных частей речи; • выполнять синтаксический разбор  простого и сложного предложения (в  рамках изученного); • видеть в тексте синонимы, антонимы,  многозначные слова • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагательных; в личных  окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • писать ь после шипящих на конце имен существительных 3  склонения; не писать ь после шипящих на конце имен  существительных м.р. 2 склонения; • писать частицу не с глаголами; • писать буквосочетание ­тся – ­ться в глаголах; • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и, а, но); • ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из 2­х частей; • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания • находить и исправлять орфографические и пунктуационные  ошибки на изученные правила Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум) (4 класс). 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, в 2­х ч,  М.: Баласс, 2013 г. 2.  Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – М.: Баласс, 2018 г. Литература:3. Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», 4 класс, ­ М.: Баласс, 2018. В календарно­тематическом планировании введены следующие обозначения:  ­ личностные УУД – (Л); ­  регулятивные УУД – (Р);  ­ познавательные УУД – (П); ­ коммуникативные УУД – (К). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ №  п\п Тема Предметные Метапредметные и личностные (УУД) Планируемые результаты Виды деятельности Кол час 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводный урок. Знакомство с  учебником. Поэты и писатели о  русском языке. Контрольное списывание. Повторение  фонетики и  графики. Повторение фонетики. Слог и  ударение. Что такое графика. Фонетический разбор слова. Повторение орфографии. Повторение изученных  орфограмм и их графического  обозначения. Повторение – 18 ч Знать: задачи и значение  уроков русского языка,  основных поэтов и писателей о русском языке. Уметь: ориентироваться в новом учебнике. Знать: изученные правила. Уметь: правильно, без ошибок и пропусков  списывать текст, обозначать орфограммы в словах  и между словами. Знать: понятия «фонетика» и «графика» как  разделы языкознания; особенности ударения в  русском языке; понятия «омофоны», «омографы»;  свободное и подвижное ударение, понятия  «каллиграфия», «монография». Уметь: составлять схемы­опоры, ставить ударение в словах  правильно, определять в словах  орфограммы­гласные, орфограммы­согласные,  пользоваться правилами проверки орфограмм. Знать: понятия «транскрипция», «пиктография»  (письмо рисунками). Уметь: выполнять фонетический разбор слов. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять на практике эти правила. Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л: определение степени успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Р:  определять степень успешности своей работы; П: устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;  Л: стремиться к совершенствованию собственной  речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. Л:  мотивация; стремиться к совершенствованию  собственной речи; ­ работа с информационными источниками (учебник); ­ коллективная работа. Знакомиться с новым  учебником, использовать  приёмы ознакомительного и  просмотрового чтения. Проводить фонетический  разбор слов.  Группировать звуки по их  характеристикам.  Соотносить количество  звуков и  букв  в слове,  объяснять  причины   расхождения  количества  звуков и букв. Группировать слова  с  изученными орфограммами,   графически объяснять  выбор  написания.  Писать изложение текста­ повествования с  1 1 1 1 1 1 1 210 Развитие умения писать слова с  изученными орфограммами,  графически обозначать выбор  написания. 11 Повторение состава слова. 12 Повторение изученного  о  частях речи. Словарный  диктант. 13 Входной контрольный  диктант. 14 Повторение изученного по  синтаксису. Работа над ошибками. 15 Что мы знаем о пунктуации.  Обобщение по разделу  «Повторение». 16 Р\р  Обучающее изложение  «Золотой рубль». 17 Контрольный диктант № 1  18 по теме: "Повторение  изученного в 3­м классе". «Пишу правильно» (работа над  ошибками, допущенными в  изложении и диктанте). 19 Как отличить простое  предложение от сложного. предварительной  подготовкой. Использовать при  подготовке к изложению  приёмы продуктивного  чтения, освоенные на уроках  литературного чтения. Знать: словообразование как раздел языкознания,  слова с двумя приставками, сложные слова.  Уметь: проводить разбор по составу слов разных  частей речи, изменять слова для определения  окончаний. Знать: о морфологии как раздел языкознания,  самостоятельные и служебные части речи. Уметь: отличать в тексте слова разных частей  речи, приводить свои примеры. Проверка знаний учащихся Знать: о синтаксисе как радел языкознания,  история лексического значения слова  «предложение». Уметь: составлять текст из группы разрозненных  слов или текст  из ответов на вопросы. Знать: о пунктуации как раздел языкознания,  правило о предложении, тексте, словосочетании. Уметь: применять эти правила. Проверка орфографических и речевых знаний  учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь:  применять на практике эти правила. П:  осуществлять анализ и синтез; строить  рассуждения; устанавливать причинно­следственные  связи; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. Л:  мотивация; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: определять степень успешности своей работы;  работать по плану, корректировать свою деятельность. П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность . Л: мотивация; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: вычитывать все виды текстовой информации; осуществлять анализ и синтез. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно­следственные связи. Предложение. Текст. – 37 ч Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от  сложного используя алгоритм. Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  П: устанавливать причинно­следственные связи; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Различать  простые и   сложные предложения  на  слух и в письменном тексте. Характеризовать (на   основе  коллективного  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Знать: виды связи однородных членов  предложения. Уметь: отличать простое предложение от  сложного, простое предложение с однородными  членами от сложного предложения, оформлять на  письме предложения с однородными членами  предложения. Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать  причинно­следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  с учетом речевой ситуации. Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении;  стремиться к совершенствованию собственной речи. Проверка орфографических и речевых знаний  учащихся. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;  стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации;  П: устанавливать причинно­следственные связи. 20 Предложения с однородными  21 22 23 24 25 26 членами в художественном  тексте. Однородные члены без  союзов и с союзом  и. Запятая в предложениях с  однородными членами,  соединенными союзами и, а, но. Развитие умений ставить  запятую в предложениях с  однородными членами.  Словарный диктант. Р\р  Обучающее изложение  «Что я люблю». Р\р  Обучающее сочинение  «Что я люблю». «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Упражнения на  редактирование текста  изложения и сочинения. 27 Постановка знаков препинания   в предложениях с однородными  членами. 28 Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 29 Развитие пунктуационных  умений. 30 Контрольный диктант №2  по теме: «Простое  предложение. Предложения  с однородными членами». «Пишу правильно» (работа над  ошибками). 31 32 Отличие простого предложения  от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной  связью. Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но. 33 34 Проверка знаний учащихся. Знать: правила о знаках препинания в  предложениях с однородными членами  предложения,  основные правила орфографии  русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с  однородными членами предложения, применять на практике эти правила. К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы;  стремиться к совершенствованию собственной речи. Р:  работать по плану, корректировать свою  деятельность, определять степень успешности своей  работы; П: осуществлять анализ и синтез; Знать: алгоритм  работы. Уметь: отличать простое предложение от  сложного используя алгоритм; ставить запятую в  сложном предложении с бессоюзной связью и с  союзами и, а, но. П: устанавливать причинно­следственные связи;  перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;  мотивация; анализа) основные признаки  текста: целостность,  связность  абзацев и  предложений по смыслу и  грамматически,  законченность.  Использовать эти   параметры при создании  собственных текстов.  Использовать при  подготовке к изложению  приёмы продуктивного  чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать  предложения  с   однородными членами без  союзов  и с союзами и, а, но.  Готовиться к написанию  сочинения: формулировать  замысел, составлять план,  работать с черновиком. Продуцировать текст с  использованием однородных членов предложения,  соединённых союзной и  бессоюзной связью («Что я  люблю») Проверять и  редактировать текст  сочинения. Находить и  исправлять  орфографические и  пунктуационные ошибки,  работать по алгоритму  Приобретать  опыт     разграничения  сложных  предложений и предложений с однородными членами (с  1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 235 36 37 Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но  и в простом предложении с  однородными членами и  союзами и ,а, но. Р\р Составление устного  рассказа на грамматическую  тему по плану. Свободный  диктант. Работа над ошибками.  Постановка запятой в сложном  предложении. Словарный  диктант. 38 Упражнения на расстановку  запятой в сложном  предложении с союзами и, а, но. Р\р Обучающее сочинение  «Субботний вечер у нас дома». 39 40 Упражнения на повторение.  Проверочная работа № 2. 41 Контрольный диктант по  42 теме «Предложение». Работа над ошибками,  допущенными в диктанте и  проверочной работе. 45 44 43 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой  речью. Знаки препинания в  предложении с прямой речью  (после слов автора). Знаки препинания в  предложении с прямой речью  (перед словами автора). Знаки препинания в  предложениях с прямой речью. Р\р Обучающее сочинение  «Что сказала мама»  (использование в тексте  предложений с прямой речью) 46 47 Знать: стили текстов. Уметь: составлять научный рассказ на  грамматическую тему по плану.  Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к  этим правилам; ставить запятую в сложном  предложении с союзами и, а, но. Уметь: в письменной форме излагать свои мысли  по заданной теме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к  этим правилам; ставить запятую в сложном  предложении с союзами и, а, но. Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь»,  слова автора в высказывании. Уметь: ставить знаки препинания в предложении  с прямой  речью. Уметь: выполнять письменную творческую  работу (с языковым заданием) на основе  рекомендаций по подготовке к сочинению. Р: составлять план решения учебной проблемы; работа  по плану, сверяя свои действия с целью. П: устанавливать причинно­следственные связи; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: определять степень успешности своей работы. П: пользоваться словарями, справочниками; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации ; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Р: определять степень успешности своей работы;  работать по плану, корректировать свою деятельность. союзами и, а, но и без  союзов). Создавать устное   высказывание на  грамматическую  тему   по    предварительно   составленному плану. Готовиться  и  писать   свободный диктант  по  тексту с изученными  синтаксическими  конструкциями. Продуцировать текст  с   использованием  сложных   предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение  «Субботний вечер  у нас  дома»).  Л: мотивация; определение степени успешности совей  работы; интерес к ведению диалога, потребность в  общении; стремиться к совершенствованию  собственной речи; к созданию собственных текстов; П: перерабатывать и преобразовывать информацию из  одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Р: составлять план решения учебной проблемы;  работать по плану, корректировать свою деятельность; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  с учетом речевой ситуации; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач. Выделять на слух  и в  тексте предложения с  прямой речью  (слова   автора плюс  прямая речь).  Приобретать опыт   конструирования  предложений   с  прямой   речью   и   их    пунктуационного  оформления.  Продуцировать текст с  использованием  предложения с прямой  речью  (сочинение «Что   сказала мама»). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 148 49 Запись цитаты в виде  предложения с прямой речью. Развитие умения ставить знаки  препинания в простом  предложении, сложном и в  предложении с прямой речью. Р/р Обучающее изложение «В  здоровом теле здоровый дух». Развитие пунктуационных  умений. Словарный диктант. 52 Контрольный диктант № 4  50 51 53 54 55 56 57 по теме: "Предложения с  прямой речью". «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Имя существительное как часть  речи. Постоянные и  непостоянные признаки имен  существительных. Роль имен существительных в  речи.  Р\р Сочинение­ миниатюра «Вид из окна» Роль имен существительных в  речи и предложении.  Многозначные слова, синонимы, антонимы. 58 Наблюдение за  словоизменением имен  существительных Развитие умения изменять  имена существительные по  падежам, ставить  существительные в разные  падежные формы Изменение имен  существительных по падежам в  ед. и во мн. числе 59 60 61 Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Имя существительное. – 42 ч Знать: грамматические признаки имени  существительного, однозначные и многозначные  имена существительные, прямое и переносное  значение слов. Уметь: выполнять морфологический разбор имен  существительных,  составлять научный текст тему «Имена существительные». Л: мотивация; интерес к письму, к созданию  собственных текстов; П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения,  адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы. Знать: понятие «падеж», падежные вопросы Уметь: изменять имена существительные по  падежам,  в ед. и во мн. числе ставить  существительные в разные падежные формы,  определять падеж. Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; определять степень успешности своей  работы; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; Л: осознание ответственности за произнесенное и  написанное слово; П: извлекать информацию, представленную в разных  формах ;осуществлять анализ и синтез. Письменно пересказывать  текст (писать подробное  изложение), включающий  предложение с прямой  речью  (после   предварительной  подготовки).  Выделять при  обсуждении текста его значимые части,   формулировать  заголовки,  составлять план (в группах,  парах). Выбирать в коллективном  обсуждении критерии  оценки текста изложения   (сочинения), применять их   при  самоанализе и   взаимоанализе текстов работ с последующим их  редактированием. Выделять  в  предложении  самостоятельные и  служебные части речи.  Накапливать  опыт   по  выявлению грамматических   признаков,  общих для   самостоятельных частей  речи, употребления  имён    существительных  в  речи    (обучающие изложения  и  сочинения,  предусмотренные в  планировании).  Определять  грамматические признаки  имён существительных,  начальную форму. Относить имя   существительное к  одному  из трёх  склонений,  определять падеж. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные  слова падежей. Уметь:  определять падеж имен сущ.  по  вопросам, предлогам, вспомогательным совам,  синтаксической роли в предложении.   Именительный и винительный  62 63 падежи. Словарный диктант. Родительный падеж 64 Дательный падеж 65 Творительный падеж 66 67 Предложный падеж 68 Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного  рассказа «Что я знаю об  изменении имён  существительных по падежам». Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; составлять план решения учебной  проблемы; вырабатывать критерии оценки своей  работы и работы других; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения;  П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; осуществлять  анализ и синтез; Л: интерес к изучению языка. Знать: склонение имен существительных,  несклоняемые имена существительные, порядок  морфологического разбора имени  существительного, несклоняемые имена  существительные, отсутствие окончаний таких  имен существительных. Уметь:  определять склонения имен  существительных, выполнять морфологического  разбора имени существительного, правильно  употреблять их в устной и письменной речи. П: извлекать информацию, представленную в разных  формах; осуществлять анализ и синтез; строить  рассуждения; перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы;  составлять план решения учебной проблемы; Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к  созданию собственных текстов. 71 70 69 Упражнение на повторение.  Проверочная работа №3. Три склонения имен  существительных. Развитие умения определять  склонение имён  существительных. Развитие умения определять  склонение имён  существительных.  Морфологический разбор имени существительного. 72 73 74 Несклоняемые имена  существительные и особенности их употребления. Словарный  диктант. Р\р Обучающее сочинение  «Пальчики оближешь!» 75 76 Контрольный диктант за 1  полугодие. 77 Употребление в письменной  речи несклоняемых  существительных с разными  предлогами. Работа над  ошибками. 78 Мягкий знак после шипящих на  79 80 конце имен существительного  женского рода. Развитие умений писать слова с  орфограммой «Буква Ь после  шипящих на конце имён  существительных». Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Знать: орфографическое правило. Уметь: использовать правило на практике. Составлять совместно с  учителем алгоритм  определения склонения  имени существительного,   работать по алгоритму,  осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной  работе  (в парах, группах,   фронтально) по  открытию  нового   знания, включать в  учебный диалог. Сравнивать формы имени  существительного и имени  прилагательного, выявлять  зависимость.  Находить в  тексте  несклоняемые имена  существительные,   приобретать опыт   их   согласования  с именами  прилагательными в речи.  Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм. Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме безударных гласных  звуков. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;   работать по плану, сверяя свои действия с целью; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм.81 Упражнение в графическом  обозначении выбора написания  Ь после шипящих. 82 Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 83 Контрольный диктант № 5  85 Урок         по теме: "Правописание  мягкого знака в  имёнах  существительных". «Пишу правильно» (работа над  ошибками). – исследование. Выведение   общего   правила правописания безударных падежных   окончаний   имен существительных.   умения   писать Развитие безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных,   действовать по алгоритму. Развитие умения писать слова с  изученной орфограммой, графическое объяснение   выбора написания слов с  изученной орфограммой. Р\р Обучающее изложение   «Первая газета». Р/р  Обучающее сочинение­ описание «Прогулка». 84 86 87 88 89 90 91 Правописание безударных  падежных окончаний имен  существительных.  Редактирование текстов  творческих работ. 92 Упражнения на повторение.  Проверочная работа №5 93 Правописание безударных  падежных окончаний имен  существительных.  Словарный  диктант. Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Знать:  правила правописания безударных  падежных окончаний имен существительных. Уметь: применять правила на практике,  графически обозначать выбор написания. Р: работать по плану, корректировать свои действия;  самостоятельно формулировать тему и цели урока; П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Л: осознание ответственности за произнесенное и  написанное слово; интерес к письму, к созданию  собственных текстов. Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Знать: правила правописания безударных  падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы;  интерес к изучению языка; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свои действия; П: строить рассуждения; Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме ь знака на конце имен существительных Находить в словах  изучаемые орфограммы,  графически объяснять и  контролировать написание.  Решать  орфографические   задачи  с  опорой  на  алгоритм. Составлять в группе  задания на обработку  определённой орфограммы. Самостоятельно  формулировать общее   правило обозначения на  письме безударных гласных  звуков. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 194 Контрольный диктант №6  по теме: «Правописание  падежных окончаний имен  существительных» «Пишу правильно» (работа над  ошибками). Роль имен прилагательных в  речи. Повествование и  описание – два типа речи. Роль прилагательных –  антонимов в речи. Морфологический разбор  имен прилагательных. Изменение имен  прилагательных по падежам. Упражнение в изменении  имён прилагательных по  падежам. Главное и зависимое слово в  словосочетании. Правописание безударных  падежных окончаний имен  прилагательных.  Развитие умения писать  слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания. Развитие умения писать  слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания.  Р/р Свободный диктант. Упражнение в  умении писать слова с изученной  орфограммой, графически  объяснять выбор написания.  Словарный диктант. Р\р Обучающее изложение  «Первое путешествие». 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Имя прилагательное. – 21 ч Знать: типы текстов, их признаки, понятие  «антонимы», грамматические признаки имен  прилагательных; порядок морфологического  разбора имени прилагательного. Уметь: определять  признаки двух типов  текстов, объяснять роль имен прилагательных в  текстах­описаниях, уточнять роль имен  прилагательных­антонимов в речи,  выполнять  разбор имен прилагательных по алгоритму. Знать: как изменяются имена прилагательные. Уметь:  изменять имена прилагательные по  падежам Знать: понятие «словосочетание», именное  словосочетание. Уметь: определять главное и зависимое слова в  словосочетаниях. Знать: правила правописания безударных  падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: по вопросу определять безударное  окончание имен прилагательных; составлять  предложения и текст с использованием данных  словосочетаний, выполнять письменную  творческую работу; грамотно оформлять текст  на письме, находить и исправлять  орфографические и речевые ошибки в тексте.   Л: мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; высказывать и  обосновывать свою точку зрения; П: строить рассуждения. П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: стремиться к совершенствованию собственной  речи; определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: мотивация; определять степень успешности своей  работы, интерес к письму, к созданию собственных  текстов; П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач; Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в  соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; Различать  и    характеризовать   тексты   двух типов  речи  –  повествования и описания.  Наблюдать за  ролью   прилагательных (в  том  числе  прилагательных­антонимов) в  речи. Называть грамматические  признаки имён   прилагательных   (морфологический разбор),  определять начальную  форму. Обнаруживать орфограмму­ букву в безударных  окончаниях прилагательных,  графически объяснять  написание, осуществлять  самоконтроль.  Подбирать и группировать  примеры слов с изученными  орфограммами. Накапливать опыт    употребления в  речи   имён  прилагательных (обучающее  изложение и сочинение­ описание). Выделять в тексте и  конструировать  словосочетания прил. + сущ. 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2109 110 111 Редактирование творческих  работ. Развитие  орфографических умений. Р/р Обучающее сочинение­ описание «Моя любимая  игрушка». Правописание безударных  падежных окончаний имен  прилагательных. 112 Проверочная работа № 6  по теме: «Правописание  безударных падежных  окончаний имен  прилагательных». Развитие орфографических  умений, подготовка к  диктанту. Контрольный диктант №  7 по теме «Имя  прилагательное» «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Роль глаголов в  предложении, речи.  Правописание глаголов с  частицей НЕ. Значение и грамматические  признаки глаголов. Морфологический разбор  глагола. Составление устного рассказа о глаголе.  Словарный диктант. Контрольный диктант за  3четверть. Развитие орфографических  умений. Работа над  ошибками. Понятие о спряжении  глагола. Личные окончания  глаголов 1и 2 спряжения. Как определить спряжение  глагола, если окончание  ударное. 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: определение степени успешности совей работы; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Глагол. – 42 ч Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные  и непостоянные признаки глаголов,  понятия  «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов.   составлять научный текст о глаголе, выполнять  морфологический разбор глаголов. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. Л: мотивация; П: устанавливать причинно­следственные связи;  извлекать информацию, представленную разными  видами текста; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации;  высказывать и  обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: определять степень успешности своей работы; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Знать:  понятие «спряжение глаголов», глаголы­ исключения,  алгоритм  определения спряжения  глаголов. Уметь:  определять спряжение глаголов,  Р: составлять план решения учебной проблемы;  работать по плану, корректировать свою  деятельность; самостоятельно формулировать тему и  цели урока; Выделять неопределённую  форму глагола и  преобразовывать глагол в  другой форме в начальную.  Определять грамматические  признаки глагола.  Участвовать в проблемном  диалоге, открывать новые    знания в  совместной  исследовательской  деятельности в группах. Сотрудничать в группе,  распределять роли, слушать и  слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу.  Проводить само­  и  взаимоанализ выполнения  заданий. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Упражнение в определении  спряжений глагола. Как определить спряжение  глагола, если окончание  безударное. Развитие умения применять  правило, действовать по  алгоритму. Глаголы­исключения. Выбор  способа определения  спряжения глагола. Развитие умения писать  глаголы с безударными  личными окончаниями.  Упражнение в написании  глаголов с безударными  личными окончаниями. Разбор глагола как части  речи. Р\р Сочинение по серии  картин (картинки весны) Контрольный диктант №  8 по теме: "Правописание  безударных личных  окончаний глаголов". «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Знакомство с возвратной  формой глагола.  Правописание глаголов с   ­тся, ­ться. Знакомство с орфограммой  «Буква Ь после шипящих в  глаголах 2­го лица  единственного числа» и  орфографическим правилом. Развитие умения писать  букву Ь в глаголах 2­го лица  единственного числа.  Словарный диктант. Контрольное списывание. используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  высказывать и  обосновывать свою точку зрения, оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; П: строить рассуждения, осуществлять анализ и  синтез; извлекать информацию, представленную в  разных формах; устанавливать причинно­ следственные связи; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; Л: интерес к изучению языка. Знать: постоянные и непостоянные признаки  глаголов. Уметь:  выполнять морфологический разбор  глагола, соблюдая алгоритм. Уметь: выполнять письменную творческую  работу; грамотно оформлять текст на письме. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. П: устанавливать причинно­следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач;  Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность; Л: интерес к письму, к созданию собственных  текстов; определять степень успешности своей  работы. Знать: понятие «постфикс». Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами. Знать: правила правописания глаголов с  безударными личными окончаниями. Уметь:  определять спряжения глагола,  используя алгоритм действий, правильно  записывать окончание. П: осуществлять анализ и синтез;  извлекать  информацию, представленную разными видами  текста; устанавливать причинно­следственные связи; К: адекватно использовать речевые средства для  решения коммуникативных задач;  оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы;  стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Совместно составлять   алгоритм  определения  спряжения глагола и выбора  буквы безударного гласного в  личных окончаниях глаголов.  Анализировать особенности  текстов с преимущественным  употреблением глаголов.  Накапливать  опыт    использования  глаголов  в  речи, в том числе с  безударными личными  окончаниями (обучающие  изложения и сочинения по  теме). Называть и  систематизировать  грамматические признаки  глагола (морфологический  разбор). 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 Развитие умения писать  глаголы с безударными  личными окончаниями  (закрепление знаний). Р/р Написание изложения  «Первые школы». Развитие орфографических  умений.  Редактирование  творческих работ. Порядок разбора глагола по  составу. Знакомство с  алгоритмом. Развитие умений разбирать  глаголы по составу, писать  безударную гласную в личных окончаниях глаголов. Р\р Сочинение «Мы в  библиотеке» с творческим  заданием. Развитие умения писать  глаголы с изученными  орфограммами. Работа над  ошибками в сочинении. Развитие умения писать  глаголы с изученными  орфограммами. Р/р Обучающее сочинение  «День моей мамы». Повторение по теме  «Глагол». Работа над  ошибками в сочинении,  редактирование текста.  Контрольный словарный  диктант. Упражнения на повторение.  Проверочная работа №7  по теме: «Глагол» Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Контрольный диктант №  9  по теме: «Глагол» «Пишу правильно» (работа  над ошибками). Знать: алгоритм разбора глагола по составу Уметь: выполнять разбор глаголов по составу;  писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной  речи глаголов  с изученными орфограммами,  самостоятельно составлять план сочинения,  находить и исправлять орфографические и  речевые ошибки в тексте. Л: мотивация; определять степень успешности своей  работы; интерес к письму, к созданию собственных  текстов; стремиться к совершенствованию  собственной речи; П: строить рассуждения; перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в  другую; устанавливать причинно­следственные связи; осуществлять анализ и синтез; К: оформлять свои мысли в устной и письменной  форме с учетом речевой ситуации; адекватно  использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач; Р:  составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою  деятельность;  ­ коллективная работа;   ­ работа с информационными  источниками (учебник); ­ тестовые задания; ­ работа в парах; ­ самостоятельная работа. ­ творческая работа. ­ выполнение индивидуальных  заданий. ­ дидактические игры; ­ устный опрос; ­ работа в группах; ­ словарный диктант. Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1158 159 Повторение по теме:  «Слово». Повторение по теме:  «Предложение. Текст». Повторение по теме: «Части  речи». 160 161 162 Итоговая контрольная  163 работа. Повторение изученного в 4­м  классе. Работа над ошибками. 164 Итоговый контрольный  165 166 167 168 169 170 диктант. Повторение изученного в 4­м  классе. Работа над ошибками. Р/р Контрольное изложение  «Странный дуэт». Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». Комплексное повторение  изученного материала. Урок­игра «Части речи и  члены предложения». Повторение – 12 ч  Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского  языка. Уметь: применять правила на практике. П: устанавливать причинно­следственные связи;  осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, быть готовым  корректировать свою точку зрения; оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учетом  речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою  деятельность. Л: интерес к письму, к созданию собственных  текстов; определение степени успешности совей  работы; интерес к ведению диалога, потребность в  общении. ­ работа с информационными  источниками (учебник); ­ дидактическая игра; ­устный опрос; ­ тестовые задания ­ самостоятельная работа;  ­ письменный опрос; ­работа в парах;  ­ творческая работа. ­ работа в группах; ­ индивидуальная работа по  карточкам; ­ словарный диктант. ­ коллективная работа; 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1