Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
15.08.2018
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального Государственного Стандарта Начального Общего Образования (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. №373).
2. ФГОС НОО.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно–методический комплект «Планета знаний» под редакцией И.А.Петровой: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.: [сборник]. - М.:АСТ: Астрель, 2012г. -- 607, [1] с. — (Планета знаний).
4. Примерной программы по русскому языку на основе программы «Русский язык», авт. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний»).
5. Образовательной программы ООО МКОУ Шаховской ОШ, Павловского района.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
РП Р.яз.4 кл..docx
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с
ФГОС.
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с
развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия
языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
• способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;
способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
• эмоциональноценностное отношение к конкретным поступкам.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
• эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
• личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
• способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями;
• способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
• ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи,
включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной
окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён
существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого
знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения,
запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
• практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную
букву для обозначения звуков;
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80
слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать,
точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь
читать);
• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной
формах;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в
целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков
препинания; • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника
(самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения
коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место,
причину, время, образ действия и пр.;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание,
повествование, рассуждение;
• корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения,
электронная почта, Интернет и другие способы связи);
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать
небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации
задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по
ходу выполнения;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая
общий план действий и конечную цель;
• руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий
инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике
учебника);
• осуществлять само и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;
•оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и
удерживать ее.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и
письменные высказывания;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на
учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями:
отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими
требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий,
основываясь на своё целеполагание;
• предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала,
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах
учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов,
сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
• дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с
однородными членами предложения);
• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква,
часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
• классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
• строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки
орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;
• составлять сложный план текста;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
самостоятельно делать выводы;
• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• понимать тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, определять главную
мысль, озаглавливать тексты;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
• владеть диалоговой формой речи;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в
высказывании;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к
общему решению при работе в паре, в группе;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; •
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
• при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
• выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. 2 Содержание учебного предмета, курса.
Речевое общение
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации:
с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость
формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: устная и письменная,
монологовая и диалоговая, внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность,
логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная
выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера
русского народа, как образцы крат% кой, образной, точной, живой речи. Высказывание.
Текст
Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста диалога. Текст
инструкция. Текстписьмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумятремя микротемами.
Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в
тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа,
действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и
почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных
особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания,
описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции,
отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказыфантазии, ответыобобщения по
материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения
стилистической окраски (художественный текст, учебноделовая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности (коммуникативноречевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла).
Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие
дветри микротемы (типы и жанры указаны выше):
слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу
слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов;
понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова,
слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как
вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в
минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому;
контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов,
словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения
композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных
средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста,
уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания
(небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания
выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить
высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка)
данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания,
последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка,
употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами,
добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; —
писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии,
пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при
списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации
мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об
особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям,
тексты телеграмм, текстырецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять
юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать
материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения,
убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба,
благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению
речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке
Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка.
Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского
народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.
п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических
конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность,
изобразительновыразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.
Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование).
Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение,
пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного
русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм).
Фонетический анализ (разбор) слова. Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических
задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма).
Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных
соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш – м, к – х, л –
я, н – ы, у – ц, и –ее, м –ле, щ –из, но – ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок,
расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений
слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова,
близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).
Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных.
Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа
с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень,
приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания
склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по
составу.
Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах
(словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в
предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия,
деепричастия (без терминов).
Имя существительное Расширение представлений о значениях, о категории рода имён
существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Общее представление о роде и изменении имён существительных типа пальто, такси, метро,
особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа
(ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой). Склонение имён
существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в
единственном и множественном числе. Назначение имён существительных в речи, их
синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический
разбор имени существительного.
Имя прилагательное Углубление представлений о значениях имён прилагательных:
принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный,
прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких
прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном
числе, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный
членопределение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных
местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление
местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее,
второстепенный член).
Глагол Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия
(находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах
глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и
несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения.
Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение
глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже
второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с
наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых
предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений,
выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении. Назначение и употребление
в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение
соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве,
бы.
Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в
назначении, в строении).
Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и
его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью
которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная
книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл изза болезни).
Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях
(рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли
второстепенных членов предложений.
Предложение Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы
выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и
интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка
слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении
смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных
членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения
(нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного
падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения,
прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми
второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия
(дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация (40 ч/23 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в
формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет,
журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного
числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных
местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных
падежей ( меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце
глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь),
сохранение мягкого знака перед ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом E в глаголах
прошедшего времени (та ял, се я л).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с
орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоциональнооценочной и глагольной лексикой,
упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных,
словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной
выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными,
выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т. п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами,
составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений
и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров
с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно —
списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на
самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение
с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики. 3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№
Наименование раздела программы, тема урока
Всего часов
Дата проведения урока
по плану
фактически
1
2
34
56
7
8
9
10
11
12
13
Общаемся устно и письменно…
Произносим правильно, читаем выразительно.
Наблюдение над свойствами русского ударения
О нормах произношения и правописания гласных в
словах.
О нормах произношения и правописания согласных
в словах.
Мягкий и твердый знак.
Упражнения в написании слов с разными типами
гласных и согласных орфограмм.
Стартовая диагностическая работа (диктант).
Работа над ошибками
Различаем и оформляем предложения по цели
высказывания, выражаем чувства и отношение.
Различаем и оформляем предложения по цели
высказывания, выражаем чувства и отношение.
Контрольный словарный диктант №1.
Различаем и оформляем предложения по цели
высказывания, выражаем чувства и отношение.
1415 Уточняем смысл высказывания.
16
Проверочная работа. Списывание с
орфографической задачей.
Выделяем этикетные слова и фразы.
Творческая работа с текстом (Мастерская слова).
17
18
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Перечисляем…
Используем средства пунктуации.
Составление текста поздравления с днем рождения.
Проверочный диктант.
Анализ и коррекция ошибок.
Свободный диктант.
Анализ и коррекция работ.
Анализируем и строим предложения
Главные и второстепенные члены предложения.
Части речи и члены предложения.
Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого.
Неопределенная форма глагола.
Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего
времени.
Формы глаголов в настоящем и будущем времени.
Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.
Спряжение глаголов будущего времени.
Правописание глаголов. Употребление мягкого
знака после шипящих на конце глаголов.
Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глаголы в
повелительном наклонении.
Сопоставление правил написания глаголов и
существительных с шипящими на конце.
Самостоятельная работа.
Гласные еи в безударных личных окончаниях
глаголов.
Гласные а(я)у(ю) в безударных окончаниях
глаголов множественного числа.
Гласные еи в безударных личных окончаниях
глаголов. Глаголы с суффиксами ова, ева.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Анализ и коррекция ошибок.
Гласные в ударных личных окончаниях глаголов.
Тренинг.
Гласные еи в безударных личных окончаниях
глаголов
Глаголыисключения.
Гласные в безударных личных окончаниях
глаголов.
Списывание с орфографической задачей «Божья
коровка».
Проверочная работа по теме "Глагол".
Выражение сказуемого разными формами времени
глаголов.
Выражение сказуемого повелительными формами
глаголов в побудительных предложениях.
Контрольный диктант по теме "Правописание
глаголов"
Анализ диктанта и коррекция ошибок.
Свободный диктант.
Анализ работы и коррекция ошибок.
Творческое списывание.
Развёртываем, распространяем мысли.
Второстепенные члены предложения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 55
56
57
58
59
60
61
62
6364
Падежные формы склоняемых частей речи.
Падежи имен существительных, прилагательных.
Склонение имен существительных, прилагательных,
местоимений.
Однородные подлежащие и сказуемые.
Распространённые и нераспространённые
предложения с однородными подлежащими и
сказуемыми.
Предложения с однородными членами, связанными
союзами.
Однородные второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах
предложения. Самостоятельная работа.
Правила пунктуации. Закрепление.
69
70
71
72
73
74
65
6667 Решение общих пунктуационных задач.
68
Проверочная работа по теме "Однородные члены
предложения"
Контрольный диктант по теме «Однородные члены
предложения».
Анализ и коррекция ошибок.
Осложнённое списывание текста.
Строение текстов разных типов.
Анализ и редактирование текстов.
Сопоставление признаков разных типов текстов.
Контрольный словарный диктант №2
Изложение «Переправа».
Анализ и коррекция творческих работ.
Контрольный диктант за 2 четверть.
Анализ диктанта и коррекция ошибок.
75
76
77
78
7980 Инструктаж по проектной деятельности*.
Части речи ,их формы и правописание.
2 часть Слово как часть речи.
Роль частей речи в художественной речи.
Изменение частей речи по числам
Изменение частей речи по родам
Множественное число имен существительных.
Изменение по числам личных местоимений.
Спряжение и склонение.
Спряжение глаголов.
Склоняемые части речи.
Имена существительные 1, 2 и 3 склонения.
Склонение имен существительных с мягкой и
твердой основой.
Склонение имен существительных. Обобщение.
Безударные падежные окончания имен
существительных в ед.ч.
1 и 2 склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 3
склонения.
Правописание безударных окончаний имен
существительных в Д.п. и П.п.
Выбор гласных еи в безударных окончаниях имен
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 существительных.
Правописание безударных падежных окончаний в
ед.ч. Закрепление.
Уроктренинг. Письмо под диктовку.
Проверочный диктант по теме "Правописание
безударных падежных окончаний в ед.ч."
Коррекция ошибок. Безударные падежные
окончания существительных во мн.ч.
Варианты окончаний существительных в В.п.
Варианты окончаний существительных в Р.п.
Окончания существительных Д., Т., и П. падежей.
Урок тренинг.
Безударные падежные окончания существительных.
Обобщение.
Контрольный диктант по теме "Безударные
падежные окончания имен существительных".
Анализ и коррекция ошибок..
выбор гласных в окончаниях форм разных падежей
и чисел.
Закрепление правописания безударных падежных
окончаний существительных.
Правописание ударных и безударных окончаний
имен прилагательных.
Проверка безударных окончаний имен
прилагательных.
Безударные окончания прилагательных женского
рода.
Проверка безударных окончаний прилагательных с
мягкой и твёрдой основой.
Безударные окончания прилагательных мужского и
среднего рода.
Проверка безударных окончаний. Письменный
выборочный пересказ текста с орфографической
задачей.
Закрепление написания падежных окончаний
прилагательных.
Осложнённое списывание с заданием комплексного
характера.
Закрепление написания падежных окончаний
прилагательных и существительных.
Самостоятельная работа.
Употребление и правописание падежных форм
личных местоимений.
Окончания личных местоимений. Текст
поздравления.
Правописание безударных окончаний склоняемых
частей речи. Обобщение.
Уроктренинг. Словарный диктант.
Изложение под условным названием "Шаги весны".
Объяснительный диктант.
Контрольный диктант за 3 четверть по теме
"Правописание безударных окончаний склоняемых
частей речи" с грамматическим заданием.
Анализ диктанта, коррекция ошибок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128 129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
Творческая работа "Подснежник"
Анализ творческих работ.
Самостоятельные и служебные части речи
(обобщение).
Самостоятельные и служебные части речи. Имя
числительное.
Полные и краткие имена прилагательные.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Причастие.
Морфологический разбор глагола. Наречия.
Глаголы и деепричастия.
Служебные части речи. Частицы.
Предлоги и приставки.
Проверочный диктант.
Анализ и коррекция ошибок.
Используем средства языка в речи (повторяем,
систематизируем).
Язык и речь. Слово.
Слово в тексте. Монолог и диалог как формы речи.
лексическое и грамматическое значение слова.
Правописание слов. Орфограммы.
Способы проверки орфограмм в слове.
Орфограммы корня. Письмо под диктовку.
Предложение. Текст. Контрольный словарный
диктант №3.
Распространение мыслей в предложении и тексте.
Связи частей и предложений в тексте.
Составление текста инструкции, рецепта.
Строение текстаповествования. Пробное
изложение текстаповествования с самопроверкой.
Композиционные особенности текста
рассуждения.
Составление текстарассуждения.
Изложение текстаописания репродукции картины
А Саврасова "Грачи прилетели"
Анализ изложений.
Предупредительный диктант.
Контрольный диктант за 4 четверть с
грамматическим заданием.
Анализ и коррекция ошибок.
Комплексная работа.
Анализ, коррекция ошибок.
ВПР Часть 1
ВПР Часть 2
Язык мой друг мой. Развернутый письменный
ответ на вопрос.
Итоговая комплексная работа на основе единого
текста.
Анализ и коррекция ошибок
Контрольное списывание.
Повторение. Решение орфографических и
пунктуационных задач.
Итоговый контрольный диктант.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1 169
168
170
171
172
173
174
175
Анализ диктанта и коррекция ошибок
Контрольное итоговое тестирование.
Анализ и коррекция ошибок.
Составление текста письма.
Друзья мои книги. Составление отзыва о
прочитанной книге.
1
1
1
2
Занимательное языковедение. Урокигра.
ИТОГО
2
175 часов
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета Знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.