Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование разработано к учебнику "Русский язык. 9 класс" под редакцией С.И.Львова.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Рабочая программа
по русскому языку
для 9 класса
Аннотация к рабочей программе
201718 учебный год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название программы
Класс
Рабочая программа
разработана на основе:
Срок реализации
Количество часов (в
год/в неделю)
Составитель
Цель и задачи
Программу
обеспечивают (УМК)
Рабочая программа по русскому языку
9
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования,
основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным
областям, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7). «Примерной основной
образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение»,
2012 (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 511 классов общеобразовательных
учреждений»: основной курс, элективные курсы / авт.сост. С.И. Львова// М.: Мнемозина, 2012 г.
1 год
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения всего на изучение
языка в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Виноградова Надежда Михайловна
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции
учащихся.
Задачи:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в
обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие
речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству,
созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные
компромиссы.
С.И.Львова. Программа по русскому языку для 511 классов
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.
Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват
учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9класс. Рабочая тетрадь по русскому
языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. –
М.: Мнемозина, 2012.
19.
Пособия для
подготовки к ОГЭ
Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к
учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.:
Мнемозина, 2009.
Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать:
рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за
шагом).
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для
учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2010.
(Лингвистический тренажёр).
Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. –
М.,Эксмо, 2009
Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные
задания. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие
умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с
целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватнопонимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
2несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинноследственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
сформированность следующих умений:
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
– по фонетике: производить фонетический разбор слов;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
– по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лекси
ческим значением;пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологиче
ским словарём;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразователь
ный разбор слов;различать словоизменение и словообразование;
3– по морфологии: классифицировать части речи;составлять письменный и устный о
твет о любой части речи и её категориях;
– по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний;различать и с
оставлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборо
тами;с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращ
ениями;производить синтаксический разбор простых предложений.
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обос
новывать выбор написания;правильно писать слова с изученными орфограммами; класс
ифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические
ошибки; правильно писать изученные в 8м классе слова с непроверяемыми
написаниями; производить орфографический разбор слов;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и т
екстах;
пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбо
р знака препинания;находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать
знаки препинания по их функции;производить пунктуационный разбор предложения;
– по связной речи,чтению и работе с информацией: использовать стилистически о
боснованно разные типы простого предложения,варианты форм сказуемого, варианты с
огласования сказуемого с подлежащим;составлять предложение в соответствии со стил
истическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно)художественные те
ксты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассу
ждения,рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов
в соответствующем стиле речи;писать заявление, автобиографию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема
Русский
Культура речи.
Лингвистика как наука о языке и речи
(повторение на основе изученного в 58
классе)
Текстоведение
Колво
часов
1
2
8
6
литературный
язык.
Содержание
Основные формы существования национального русского
языка: русский литературный язык, народные говоры,
жаргоны. Понятие о языковой норме.
Повторение и закрепление знаний и умений по фонетике,
орфоэпии, лексика, морфемика, словообразование
Научный стиль речи и его особенности. Словарная статья.
Словари. Цитата. Сообщение на лингвистическую тему.
Текст и его комплексный анализ. Чтение и изложение
текста. Сочинение
Понятие о сложном предложении, типы сложных
предложений и средства связи между их частями
Понятие о сложносочинённом предложении,
сложносочинённого предложения и знаки препинания в них
Понятие о сложноподчинённом предложении, виды
придаточных, понятие о союзах и союзных словах Виды
подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными: соподчинение (однородное и
неоднородное), последовательное подчинение.
Понятие о бессоюзном сложном предложении, знаки
препинания в них
Понятие о сложном предложении с различными видами
4
Синтаксис
Сложное предложение (45ч)
и пунктуация.
Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
6
23
Бессоюзное сложное предложение
7
Сложное предложение с различными 3видами союзной и бессоюзной связи
союзной и бессоюзной связи, виды связи:
сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь,
подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+
бессоюзная связь, период
6
Синтаксические конструкции с чужой
речью
Повторение изученного
Итого
Календарнотематическое планирование уроков русского языка в 9
классе (68 часов)
№
6
68 час.
Тема урока
В виды учебной деятельности
Кол
во
Введение
1
23
§1. Русский литературный язык и
его функции в современном мире.
§2. Культура речи
Повторение изученного
§3. Повторение изученного.
Фонетика. Словообразование.
Лексика.
§4. Повторение изученного.
Морфология и синтаксис.
§5. Повторение изученного.
Орфография и пунктуация.
Диктант с грамматическим
заданием по итогам
повторения.
Работа над ошибками.
Текстоведение
§6. Текст и его признаки.
§7. Рассуждение как тип речи.
§8. Рецензия как речевой жанр.
45
67
89
10
11
12
13
14
часов
1
1
2
8
2
2
2
2
6
1
1
1
Работа по учебнику, словарная работа, запись
справочного материала, составление плана
Закрепление навыков самостоятельной работы
с учебником. Составление устных
высказываний. Исправление речевых и
грамматических ошибок в чужих сочинениях
миниатюрах. Работа со схемами №13
(приложение).
Выразительное чтение, работа со схемой,
отработка приёмов морфемного и
словообразовательного разбора, беседа по
вопросам, словарная работа, лингвистические
занимательные задачи
Работа с таблицей, отработка приёмов
морфологического и синтаксического разбора,
беседа по вопросам, словарная работа,
лингвистические занимательные задачи. Работа
в группах.
Беседа по вопросам, составление таблиц и
опорных конспектов. Промежуточное
тестирование.
Применение ЗУН.
Комплексный анализ текстов различных стилей.
Работа в группах.
Анализ текста –рассуждения. Заполнение
таблицы. Работа в парах.
Коллективное и самостоятельное создание
515
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
§9. Публичная речь
Развитие речи. Изложение с
творческим заданием. Упр.198
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение.
Сложносочинённое предложение
§10. Понятие о сложносочинённом
предложении.
§11. Виды сложносочинённых
предложений.
Развитие речи. Обучение
написанию сжатого
изложения.
Сложноподчинённое
предложение
§12. Понятие о
сложноподчинённом предложении.
§13.Виды сложноподчинённых
предложений.
§14. Сложноподчинённые
предложения с придаточным
определительным.
§15. Сложноподчинённые
предложения с придаточным
изъяснительным.
§16. Сложноподчинённые
предложения с придаточными
обстоятельственными.
Развитие речи. Сжатое
изложение с элементами
сочинения.
Сложноподчинённые предложения
с придаточным места.
32
Сложноподчинённые предложения
с придаточным времени.
33 Сложноподчинённое предложение с
придаточным сравнения.
34
35
36
Развитие речи. Сочинение «Два
портрета» Упр.304
Сложноподчинённые предложения
с придаточным образа действия,
меры и степени.
1
2
45
часов
1
5
2
2
1
23
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
текста в жанре рецензии. Работа в группах.
Работа в группе. Упр.153
Слушание. Аудирование. Написание сжатого
изложения.
Выполнение тренировочных упражнений.
Работа со схемой № 4 (приложение).
Тренировочные упражнения.
Фронтальный опрос. Промежуточное
тестирование.
Слушание. Аудирование. Написание сжатого
изложения.
Тренировочные упражнения.
Работа с таблицей, стр.119121
Схема № 5 (приложение), тренировочные
упражнения. Работа с текстом.
Схема № 5 (приложение), тренировочные
упражнения. Работа с текстом
Работа с таблицей на форзаце учебника. Работа
в группах.
Слушание. Аудирование. Написание сжатого
изложения.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
637
Сложноподчинённые предложения
с придаточным цели.
38
Сложноподчинённые предложения
с придаточным условия.
39
Сложноподчинённые предложения
40
41
с придаточным причины и
следствия.
Сложноподчинённые предложения
с придаточным уступительным.
§17. Сложноподчинённые
предложения с придаточным
присоединительным.
42
§18. Повторение и обобщение
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
изученного по теме
«Сложноподчинённое
предложение»
§19. Сложноподчинённые
предложения с несколькими
придаточными.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием по
теме «Сложноподчинённое
предложение».
Работа над ошибками.
Бессоюзное сложное
предложение
§20. Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
§21. Виды бессоюзных сложных
предложений.
§22. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Контрольный диктант с
грамматическим задание по
теме «Бессоюзное сложное
предложение».
Работа над ошибками
Сложные предложения с
разными видами союзной и
бессоюзной связи.
1
1
1
1
1
1
2
2
7
1
2
2
2
3
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Беседа по вопросам, тренировочные
упражнения, конструирование предложений.
Выполнение заданий ОГЭ по данной теме.
Схема №5 (приложение). Беседа по вопросам,
тренировочные упражнения, конструирование
предложений. Выполнение заданий ОГЭ по
данной теме. Работа в парах.
Тренировочные упражнения. Промежуточный
тест.
Схема №7 (приложение). Беседа по вопросам,
тренировочные упражнения, конструирование
предложений. Выполнение заданий ОГЭ по
данной теме.
Применение ЗУН.
Работа с текстом в парах. Индивидуальные
карточки.
Составление схем. Беседа по вопросам,
тренировочные упражнения, конструирование
предложений. Выполнение заданий ОГЭ по
данной теме.
Схема №9 (приложение). Промежуточный тест.
Применение ЗУН.
754
55
56
§23. Понятие о сложном
предложении с разными видами
союзной и бессоюзной связи.
§24. Культура речи. Правильное
употребление в речи сложных
предложений.
Синтаксические конструкции с
чужой речью
57
§25. Способы передачи чужой речи.
58
59
60
61
62
63
64
65
66
§26. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
§27. Цитаты и способы
цитирования.
Развитие речи. Сочинение по
картине.
Повторение изученного в 59
классах
§28. Фонетика, словообразование,
лексика.
§29. Грамматика: морфология и
синтаксис.
§30. Культура речи.
§31. Правописание: орфография,
67
68
Контрольных работ 3
Уроков развития речи 9
пунктуация.
2
1
6
1
2
1
2
1
2
1
2
Тренировочные упражнения. Синтаксический
разбор и схемы предложений.
Тренировочные упражнения, лингвистическая
игра, творческие работы.
Тренировочные упражнения, работа над
речевыми нормами, словарная работа,
проверочная работа
Схема № 10 (приложение), тренировочные
упражнения. Работа в парах. Взаимопроверка.
Схема № 11 (приложение). Самостоятельная
работа.
Творческие задания. Составление плана
сочинения.
Работа в группах. Тренировочные упражнения,
лингвистические игры. Подготовка к ОГЭ.
Работа в группах. Тренировочные упражнения,
лингвистические игры. Подготовка к ОГЭ.
Работа с учебником, конструирование
предложений и текста
Работа в группах. Тренировочные упражнения,
лингвистические игры. Подготовка к ОГЭ.
8