Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
21.01.2019
Рабочая программа по Русскому языку для 9 класса автор Л.М.Рыбченкова разработана на 1 год, учебная нагрузка 2,5 часа в неделю. Состоит из разделов: пояснительная записка, планируемые результаты, знать/уметь, содержание учебного курса, формы организации учебного процесса, тематический план, календарно-тематический план, лист коррекции.
Рабочая программа рус.яз 9 кл. уч.г..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Магазинский учебновоспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социально
гуманитарного цикла
Протокол №_____
от ________________ 2018 г.
__________ Н.А. Ягьяева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ О.В. Еременко
«___» _____________ 2018 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Магазинский УВК
________________ О.Н.Копаница
«___» ______________ 2 018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
на 2018/2019 учебный год – 9 класс
Составлена
учителем русского языка
и литературы
Копаница О.Н.
Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол № _______
«_____» _____________ 2018 г. с. Магазинка, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствие с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями), авторской программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы
Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; и учебника «Русский язык. 9 класс»
под редакцией Л. М. Рыбченковой и др. — М.: «Просвещение», 2014).
Предметная линия учебников под редакцией Л.М.Рыбченковой. М.: Просвещение,
2014, (Рабочие программы).
Программа по русскому языку для 9го класса основной общеобразовательной
школы реализует основные идеи Федерального компонента образовательного
государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с ФКГОС и Примерной программой содержание
разработанного курса направлено на реализацию следующих целей и задач
изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека,
любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего
народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения моральноэтических норм, принятых в обществе; осознание эстетической
ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни
учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу,
содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями анализировать,
сопоставлять,
развитие способности опознавать,
(умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой
самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять
информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского
литературного языка;
классифицировать и оценивать языковые факты;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой
деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение
используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и
навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной
жизни.
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических
целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания
обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления,
что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет роль
учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои
базовые функции (когнитивную и коммуникативную), язык является важнейшим
средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их
межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую
деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и
национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации,
традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание
человека.
Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация
межпредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной
школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития
коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных,
творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности;
усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его
культурноисторической составляющей.
В соответствии с идеологией Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования и Примерной программы в выбор ценностных,
разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная
на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию
курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное
формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей
компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым
предполагает активную учебнопознавательную деятельность ученика и его
способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной
ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход
согласуется с заявленным во ФКГОС системнодеятельностным, имеющим
общедидактический характер.
В свете этого, важной особенностью разработанного курса русского языка
является его направленность на социальное, личностное, познавательное и
коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования
соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих
самоопределение человека,
нравственноэстетических
ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в
частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности
(постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование
последовательности действий и в случае необходимости их коррекция;
осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих
общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов,
подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой
информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование
высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление
цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой
информации из прослушанных или прочитайных текстов разной жанровой и
стилевой принадлежности определение основной и второстепенной информации и
др.); универсальные логические действия (анализ, сравнения, синтез, обобщение,
классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение
следствий,
установление причинноследственных связей и др.); действия
постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и
формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению
или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности,
адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в
соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого
общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.) В разработанной программе реализован актуальный в современной
лингводидактике когнитивнокоммуникативный подход, основой которого
является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы
языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия,
воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с
информацией, совершенствования познавательной деятельности.
В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык состоит
в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым)
материалом предполагает опору на определенные когнитивные действия и их
развитие. Поэтому когнитивный аспект содержание и технологий обучения
традиционно связанный с презентацией лингвистических понятий, а также с
развитием учебных языковых умений и навыков.
Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий,
но прежде всего как человек мыслящий и умеющий адекватно излагать свои
мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является
научным фактом: «речь <…> нечто большее, чем внешнее оружие мысли; она
включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием.
Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом,
коммуникативном,
речь свидетельствует о
несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных
фрагментов, связи между ментальными и вербальными структурами.
Поэтому в основе концепции разработанного курса русского языка лежит
одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в
соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный
процесс осуществляемый в коммуникативном деятельности и обеспечиваемый
особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческой мозгу. Исходя
из
является важнейшим
компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и
языковой компетенций,
но и коммуникативных способностей учащихся и
обуславливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей,
формирование познавательных универсальных учебных действий не только при
овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями,
но
формирования коммуникативной компетенции
непосредственно в процессе
ученика.
Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается и в связи
с процессами овладения средствами и способами переработки информации со
становлением самой когнитивной системы со всеми такими ее составляющими, как
восприятие, воображение, умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать
проблемы и т.п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект,
этого, в разработанном курсе
языковом отношении)
когнитивность формирование
познавательных
(когнитивных)
связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его
развертывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование
связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т.п.; передача информации,
предоставленной в виде графического объекта, в форме связного текста;
обобщение изученного материала и представление его в графической форме и
т.п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения.
Предусматривается также овладение приемами работы с учебной книгой,
справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на
заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Таким образом, когнитивный аспект содержания разработанного курса
актуализирует направленность процесса обучения русскому языку на
взаимосвязанное
и
коммуникативных универсальных учебных действий.
В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной
компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса
русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых
универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в
процессах социальной адаптации и аккультурации ребёнка. В обобщённом виде
ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие
личности реализуется в направленности образовательного процесса на
формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и
способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному
коммуникативному взаимодействию.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения
содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского
языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами,
коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются
целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными
компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания
учебного предмета «Русский язык».
Содержание коммуникативной составляющей разработанного курса русского
языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями
аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как
средством получения различной информации, в том числе знаний по разным
учебным предметам,
целесообразного,
и средством коммуникативно эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы является её направленность на
сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности,
пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в
области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения.
Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению
коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как
письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к
процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального
словаря. Следует подчеркнуть, что разнообразная лексическая работа
предусматривается при изучении каждой темы программы.
Реализация когнитивнокоммуникативного подхода в разработанном курсе
предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения
русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета.
Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и
речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания
собственного речевого произведения (устного или письменного) с учётом всех
социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения,
культурноисторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону
речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе
которых происходит реальное речевое общение.
На основе текста формируются также рецептивные виды речевой
деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей
и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также
умения извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и
скрытый смысл и т. д.
Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как основную единицу
обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно,
но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном
пространстве употребления изучаемого материала, понимаемом как совокупность
сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление
представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и
употребления (функционирования). Таким образом, разработанный курс
ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а
также функциональных особенностей языковых единиц, что особенно важно при
порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию
умений употреблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситуацией и
сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5ом классе предусматривается
практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым
материалом. На этапе 9го класса формирование культурноречевых навыков и
умений происходит уже на основе освоения сведений о культуре речи как разделе
лингвистики, языковой норме и её функциях.
Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической,
воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная
система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых
культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к
родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни
человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале
и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности
русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурноисторическая
составляющая, которая не только включает сведения об истории русского языка,
этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об
особенностях
русского менталитета, о национальнокультурной специфике
русского языка, но и предусматривает овладение концептами традиционной и
современной русской (и шире — российской) культуры, выявление общего и
специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского
и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории
русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет
актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика,
повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой
подход позволил актуализировать в разработанном курсе межпредметные связи с
такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история,
география, информатика и др.
В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению,
который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного
материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в
Требованиях к результатам, освоения основной образовательной программы. При
этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня
сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только
сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам
контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной
общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной
деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учащиеся должны уметь:
– производить все виды разборов: фонетический, морфемный и
словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
– по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений;
составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять
предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и
сложных предложений;
– по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными,
стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные
предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать
различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования;
составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и
рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с
использованием разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с
использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи,
писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать
рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и
ознакомительным чтением; производить полный анализ текста;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор
написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать
орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов;
правильно писать изученные в 5–9м классах слова с непроверяемыми
орфограммами;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов
и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов;
обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять
пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции;
производить пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать и понимать:
Роль русского языка как национального языка русского народа.
Смысл понятий: речь устная и письменная, монологи, диалог, сфера и ситуация
речевого общения.
Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы. Особенности основных жанров научного, публицистического, официально
делового стилей, языка художественной литературы.
Признаки текста и его функциональносмысловых типов речи.
Владеть основными нормами построения письменного высказывания:
соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения.
Писать сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста.
Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи.
Правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их
произношения.
Пользоваться разными видами морфемных,
словообразовательных и
этимологических словарей.
Распознавать части речи и их формы.
Применять орфографические правила, объяснять правописание слов.
Различать изученные виды простых и сложных предложений.
Составлять схемы простых и сложных предложений.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов
устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных
целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами
речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение,
письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание
основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или
на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом
или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового,
ознакомительного,
изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информаци
онными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение
содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных
диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом
целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую
тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных
источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи
предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического
членения текста. Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной
переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,
принадлежности к функциональносмысловому типу речи. Деление текста на
смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов
связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации
общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого
высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные
стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной
литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад),
публицистического (выступление, интервью), официальноделового (расписка,
доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2.Установление принадлежности текста к определённо функциональной
разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и
типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление;
повествование,
Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
рассуждение.
описание,
Раздел 5. Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные
1.Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон.
изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание
роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение
за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных
звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы
фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных,
звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов
транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение
фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки
зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетикоорфоэпических знаний и умений в собственной
речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной
культурой.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на
письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [Л’]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава
слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях,
справочниках, энциклопедиях, в СМСсообщениях.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая
единица языка.
формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные
слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный,
приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход
слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное
гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в
процессах формо и словообразования. Определение основных способов
словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического
словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое
значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слов как
основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского
языка
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения; исконно русские и
заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки,
афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным
богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее
активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления,
экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных
типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в
различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1.Морфология как раздел грамматики
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Система частей речи в
русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место
причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому
употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов
разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей
речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
предложения осложненной
Раздел 11. Синтаксис
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как еденицы
синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды
связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы
их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные,
распространенные нераспространенные,
и
неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения
союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных
видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное
употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических
конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация.
1.Орфография как система правил в составе морфем. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитное, дефисное и раздельное написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном,
сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными
видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение
основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на
фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при
выборе правильного написания слова. Опора на грамматикоинтонациональный
анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию
для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности:
1. индивидуальная работа;
2.
3. Групповая форма работы.
фронтальная работа;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование раздела
Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение.
Повторение изученого в 58 классах
Синтаксис. Сложное предложение
(общие понятия).
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с различными
видами святи
Комплексное повторение изученного
за курс 59 классов. Подготовка к
ГИА.
1
10
1
7
20
8
11
22
2
2
1
85
9
10
11
Итоговая контрольная работа
Резервные часы
Заключительный урок
Всего: Календарнотематическое планирование по русскому языку
9 класс на 2018/2019 учебный год
№
Дата
Дата
урока
проведения
проведения
Тема урока
урока
(П)
урока
(Ф)
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Русский язык как развивающее явление.
Повторение. Простое предложение, главные и
второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения, знаки препинания
между ними.
Обособленные второстепенные члены предложения,
знаки препинания.
Р. Р № 1. Официальноделовой стиль. Расписка.
Доверенность.
Повторение. Главные и второстепенные члены
предложения. Односоставные предложения.
Диагностический контрольный диктант
Русский язык – язык русской художественной 9
1011
12
1314
15
16
17
18
19
21
22
23
литературы.
Чтение и его виды. Обучающее чтение молча.
Р. Р № 23.Аудирование и чтение.
Р. Р № 45. Подготовка к написанию контрольного
сочинения. Сочинение – рассуждение.
Сложное предложение. Основные виды сложных
предложений.
Сложносочиненное предложение, его строение.
Смысловые отношения между частями ССП. Виды ССП.
Основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
Различие сложносочиненных предложений и однородных
членов предложения.
Повторение по теме «Сложносочиненное предложение».
Контрольная работа № 1по теме «Повторение.
Сложносочиненное предложение».
Р. Р № 6. Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы
и союзные слова. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении
Классификация сложноподчиненных предложений
Р. Р № 7. Сообщение на лингвистическую тему. 24
2526
27
28
29
30
31
32
3334
3536
37
38
39
40
Сложноподчиненные предложения с придаточным
определительным..
Р. Р № 89. Изложение с элементами сочинения.
СПП с придаточными изъяснительными.
Самостоятельная работа «Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными и
изъяснительными». Контрольный словарный
диктант № 1
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с
придаточными времени
СПП с придаточными места.
СПП с придаточными причины, цели и следствия
СПП с придаточными условия и уступки.
СПП с придаточным образа действия, меры и степени и
сравнительными
СПП с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения.
Контрольная работа № 2. «Сложноподчиненное
предложение».
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Р. Р № 10. Отзыв о прочитанном произведении 41
42
43
44
45
46
47
48
49
5051
52
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения. Виды бессоюзных сложных
предложений.
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении.
БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
БСП со значением противопоставления, времени,
условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном
сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение».
Проверочная работа по теме: «Бессоюзное сложное
предложение».
Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.
Сложные предложения с разными видами союзной и
бессоюзной связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного
предложения с различными видами связи.
Проверочная самостоятельная работа по теме
«Сложное предложение». 5354
55
56
57
58
59
6061
6263
6465
6667
6869
7071
7273
Р. Р.№ 1112. Обучающее изложение с элементами
сочинения (подготовка к экзамену).
Анализ ошибок, допущенных в изложении
Р. Р. № 13. Официальноделовой стиль. Заявление.
Контрольный диктант № 2
с грамматическим заданием
Р. Р. № 14. Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Р.Р. № 15. Общие сведения о языке. Функции и роль
русского языка в современном мире. Вклад видных
ученыхрусистов, исследовавших русский язык.
Комплексное повторение выученного за курс 59
классов.
Фонетики. Орфография.
Повторение.
Лексика. Фразеология. Орфография.
Р.Р. № 1617 Контрольное изложение текста (упр. 50).
Повторение.
Состав слова и словообразование. Орфография.
Повторение. Морфология. Именные части речи. Имя
числительное. Местоимение. Повторение Морфология.
Глагол. Подготовка к ОГЭ.
Р. Р № 1819. Сочинениерассуждение о родном крае.
Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.
Орфография. Повторение. Имя существительное. Имя 74
7576
77
7879
80
81
82
8384
85
прилагательное. Подготовка к ОГЭ.
Повторение. Морфология. Наречие. Категория
состояния.
Р. Р № 2021. Контрольное сочинение на морально
этическую тему.
Повторение. Служебные части речи.
Повторение. Синтаксис. Словосочетания и предложения.
Пунктуация. Употребление знаков препинания.
Повторение. Подготовка к итоговой годовой
контрольной работе.
Контрольный словарный диктант № 2
Итоговая контрольная работа за курс 59 классов.
Р.Р. № 22 Анализ ошибок, допущенных в письменных
работах.
Резервные часы
Итоговый урок ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя русского языка
Копаницы Оксаны Николаевны
по русскому языку в 9 классе
№
п/п
Название раздела,
Тема урока
темы
Причина корректировки
Дата
проведения
по плану
Корректирующее
мероприятие
Дата
проведения
по факту
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса, автор Л.М.Рыбченкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.