Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
4 кл
13.01.2017
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа России".В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № курс русского языка в 4 классе изучается в образовательной области «Филология» в объеме 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.
Рабочая программа по русскому языку для 4.doc

        Рабочая программа по русскому языку  для  4 - го  Б класса составлена на основе       

        следующих   нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

·         Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 г . № 373 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного стандарта начального общего образования»);

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).

·          Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"

·    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189    

   от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 -10 «санитарно – эпидемиологические    

   требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

·         Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования по учебным предметам;

·         Авторская программа «Русский язык» (Р.Н. Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова и др.)  в рамках    образовательной  системы «Школа 2100»);

·         Учебный план МБОУ СОШ №   на 2015-2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)

·         ООП НОО МБОУ СОШ №   - I ступень обучения ;

·         Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №  (Приказ № 121 от 30.05.2015 г.)

 

I.Пояснительная записка

      Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1.Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания,    говорения.

2.Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

  Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а  именно

·                                              формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

·                                              формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1.Развитие у детей патриотического чувства по отношению к русскому языку: любви и    интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

2.Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

3.Формирование у детей чувства языка.

4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать  его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

5.Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 

II.                Общая характеристика учебного предмета

            В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

 

 

      Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественнонаряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.

Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа читательской деятельности.

         Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения, и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит.  

       Раздел «Слово»

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

- звукового состава и обозначения звуков буквами;

- морфемного состава и словообразования;

- грамматического значения;

- лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3 классах. Также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

  В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и

женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных

1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на –ие, -ия, -ий, -мя);

безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после  в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о; -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся, -ться в глаголах; не с глаголами;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. За звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – все это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией.  Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы  это  его  морфемный  состав.

 «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка.  При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений. Разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.)

 Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова   лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курсрегулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в  том  числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов  (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети  наблюдают над  сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова   морфологический.

Морфология самый сложный для  ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи  требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов  в  предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прила­гательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложе­нии. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюде­нию за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употре­бления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представле­ние о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетани­ем, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс рус­ского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве спе­циальных разделов для изучения, но являются ведущими направле­ниями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

 

                        III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

 

    В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №  курс русского языка в 4 классе изучается в образовательной области «Филология»   в объеме 5 часов в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 170 часов в год.

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков

 

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность         речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

             Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все     виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать       информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать         и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;           

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

            Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.    

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;

задавать вопросы.

Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные и прилагательные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

производить разбор слова как части речи:

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы.

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- первичные навыки работы с информацией (функциональная грамотность);

-  развитие умений и на-выков различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов.

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- дальнейшее овладение родным языком;

- развитие чувства языка.

- овладение орфографией и пунктуацией.

Интеллектуально-речевые умения

Учебно–языковые умения

Правописные умения

4-й класс

• владеть типом правиль

ной читательской деятельности;

• читать учебно-научный текст изучающим чтением;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

• писать сочинение на заданную тему по лич-ным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

• использовать в речи предложения с однород-ными членами, сложные предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.

• выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу доступных слов;

• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

 

• писать безударные гласные в окон-чаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен при-лагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

• писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения;

• писать частицу не с глаголами;

• писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами

(без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей;

• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

 

 

 

 

 

 

VI. Содержание учебного предмета

Предложение. Текст.

Расширение понятия о предложении. Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение.

Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках рус­ского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с тек­стом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связ­ной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения тек­стов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опор­ным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

 

 


 VII.Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

проведения

Наименование раздела

(количество часов) и тема урока

ЭКОР

Характеристика деятельности учащихся

 

Примечания

 

 

 

По плану

По факту

 

 

 

 

 

 

 

 

1

01.09

 

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

Чтение стихотворения И.Зотова «На карте Родины…»

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

 

 

 

 

2

02.09

 

Контрольное списывание.

 

 

 

3

03.09

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

                                        1. Повторение  ( 16 часов)

 

 

 

4

04.09

 

Повторение фонетики и графики.

 

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограмма- ми,  графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

 

 

5

05.09

 

Повторение фонетики. Слог и ударение.

 

 

 

6

08.09

 

Что такое графика.

 

 

 

7

09.09

 

Фонетический разбор слова.     

Использование башкирских загадок в словарном диктанте.

 

 

8

10.09

 

Повторение орфографии.

 

 

 

9

11.09

 

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

 

 

 

10

12.09

 

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания.

 

 

 

11

15.09

 

Повторение состава слова.

 

 

 

12

16.09

 

Повторение изученного о частях речи.

 

 

 

13

17.09

 

Повторение изученного по синтаксису.

 

 

 

 

14

18.09

 

Р/р. Подготовка к написанию обучающего изложения.

 

 

 

 

 

15

19.09

 

Р/р. Обучающее изложение «Золотой рубль».

 

 

 

16

22.09

 

Административная контрольная работа.

 

 

17

23.09

 

Работа над ошибками, допущенными в изложении и контрольной работе. Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

 

 

 

18

25.09

 

Контрольный диктант № 1 «Удивительный случай».

 

 

 

19

26.09

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).Повторение по теме «Предложение».

Составление предложений по теме: «Водоёмы Башкортостана»

 

 

Предложение. Текст. ( 39 часов)

 

2. Простое  предложение. Предложения с однородными членами ( 13 часов)

 

20

29.09

 

Как отличить простое предложение от сложного предложения.

 

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать а  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти  пара- метры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

 

 

21

30.09

 

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов  и с союзом  и.

 

 

 

22

01.10

 

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами  и, а, но.

Составление предложений по теме: «Животные нашего края»

 

 

23

02.10

 

Р/р. Подготовка к написанию обучающего изложения.

 

 

24

03.10

 

Р/р Обучающее изложение «Что  я люблю».

 

 

 

25

06.10

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

 

 

26

07.10

 

Р/р Обучающее сочинение «Что  я люблю».

 

 

 

 

27

08.10

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

 

 

 

28

09.10

 

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Простое предложение. Предложение с однородными членами.

 

 

 

Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П)

  Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными чле- нами союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими кон- струкциями.

 

 

29

10.10

 

Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение. Предложение с однородными членами».

 

 

 

30

13.10

 

Развитие пунктуационных умений.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

31

14.10

 

Контрольный диктант № 2 «Последняя песня».

 

 

 

32

15.10

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

 

 

 

 

3. Сложные предложения с союзами и, а, но ( 10 часов)

 

 

33

16.10

 

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении

с бессоюзной связью.

 

 

 

34

17.10

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

 

 

 

35

20.10

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

 

 

 

36

21.10

 

Р/р. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану.

Свободный диктант «Рыцарь Вася».

 

 

 

37

22.10

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Запятая в сложном предложении.

 

 

38

23.10

 

Р/р. Подготовка к написанию сочинения.

 

 

 

 

39

24.10

 

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер  у нас дома».

 

 

 

 

40

27.10

 

Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

 

 

 

41

28.10

 

Контрольный диктант № 3. «Бобренок».

 

 

 

42

29.10

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Редактирование сочинения. Словарный диктант.

 

 

 

 

 

 4. Предложения с прямой речью  ( 16 часов)

 

 

43

30.10

 

Понятие о прямой речи. Из  чего  состоит предложение с прямой речью.

 

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью  (после  предварительной подготовки).

Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план группах,

парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

 

 

 

44

05.11

 

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  после слов автора.

Предложения с прямой речью в призведении  «Колючее платье» А.Ягафаровой

 

 

 

45

06.11

 

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  перед  словами автора.

 

 

 

46

07.11

 

Р/р  Обучающее сочинение «Что  сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.

 

 

 

47

10.11

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

 

 

 

48

11.11

 

Развитие умения ставить знаки препинания  в простом, сложном предложениях и в предложении с прямой речью.

 

 

 

 

 

49

12.11

 

Р/р. Подготовка к написанию обучающего  изложения.

 

 

50

13.11

 

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

 

 

 

51

14.11

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие пунктуационных умений.

 

 

52

17.11

 

Контрольный диктант №4 «Кабан Васька».

 

 

 

 

 

53

18.11

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте). Имя существительное как часть речи.

 

 

 

 

54

19.11

 

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

 

 

 

55

20.11

 

Административная контрольная работа.

 

 

56

21.11

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Запись башкирских пословиц.

 

 

 

57

24.11

 

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».

 

 

 

58

25.11

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Роль имён существительных  в предложениях и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Части речи и члены предложения

 

Имя существительное  ( 38 часов)

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

 

 

5. Что мы уже знаем  об имени существительном( 3 часа)

 

 

 

 

59

26.11

 

Имя существительное как часть  речи. Постоянные и непостоянные признаки имён  существительных.

 

 

 

60

27.11

 

Роль имён  существительных в предложении, в речи.

 

 

 

 

61

28.11

 

Роль имён   существительных в  предложении и  в  речи.  Многозначные слова, синонимы, антонимы.

 

 

 

 

6. Изменение имён существительных по падежам  ( 11 часов)

 

 

 

 

62

01.12

 

Наблюдение за словоизменением имён  существительных.

 

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.

Участвовать в совместной работе   парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена суще- ствительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, гра- фически объяснять и контролировать написание. Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

 

 

 

63

02.12

 

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

Запись текста по теме: «Бурзянская пчела».

 

 

 

64

03.12

 

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и во множественном числе.

 

 

 

65

04.12

 

Именительный и винительный падежи.

 

 

 

 

66

05.12

 

Родительный падеж.

 

 

 

 

67

08.12

 

Дательный падеж.

 

 

 

 

68

09.12

 

Творительный падеж.

 

 

 

 

69

10.12

 

Предложный падеж.

 

 

 

 

70

11.12

 

Обобщение знаний о падежах имён существительных.  Р/р. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных».

 

 

 

 

71

12.12

 

Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам».

 

 

 

72

15.12

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  7. Три склонения имён существительных ( 5 часов)

 

 

 

 

 

73

16.12

 

Что такое склонение? Три склонения имён  существительных.

 

 

 

 

 

74

17.12

 

Развитие умения определять склонение имён  существительных.

 

 

 

 

75

18.12

 

Развитие умения определять склонение имён  существительных. Морфологический разбор имени существительного.

 

 

 

 

76

19.12

 

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенностях их употребления.

 

 

 

77

22.12

 

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в  письменной речи  несклоняемых существительных с разными предлогами,

предложений с однородными членами.

 

 

 

 

8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных  ( 6 часов)

 

 

78

23.12

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

 

 

 

 

 

79

24.12

 

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания.

 

 

 

 

80

25.12

 

Проверочная работа №4 по теме «Три склонения имен существительных».

 

 

 

 

81

26.12

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Правописание  ь после  букв шипящих в конце  имен существительных.

 

 

 

 

82

29.12

 

Контрольный диктант 5 «На реке».

 

 

 

 

 

 

83

14.01

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

 

 

 

 

9. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных  ( 13 часов)

 

 

 

 

 

84

15.01

 

Выведение общего  правила правописания безударных падежных окончаний имён  существительных.

 

 

 

 

85

16.01

 

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён  существительных, действовать по алгоритму.

Запись башкирских пословиц и поговорок.

 

 

 

86

19.01

 

Р/р Обучающее изложение «Первая газета»

 

 

 

 

87

20.01

 

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.

 

 

 

88

21.01

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Р/р Подготовка к обучающему изложению.

 

 

89

22.01

 

Р/р. Обучающее изложение «Первая газета».

 

 

 

90

23.01

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие орфографических умений.

 

 

91

26.01

 

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

 

 

92

27.01

 

Пишу правильно» (работа над ошибками). Правописание безударных  гласных в падежных окончаниях имен существительных.

 

 

 

 

93

28.01

 

Проверочная работа №5 по теме «Правописа-ние безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных».

 

 

 

 

94

29.01

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

 

 

 

 

95

30.01

 

Контрольный диктант № 6 «Музыкант».

 

 

 

96

02.02

 

«Пишу правильно»  (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ.

 

 

 

Имя прилагательное ( 5 часов)

 

10. Что мы уже знаем  об имени прилагательном  ( 3 часа)

 

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи   повествования и описания (П). Наблюдать роль  прилагательных  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), опреде- лять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

 

 

 

 

 

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее изложение           и сочинение-описание).

      Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

 

 

 

97

03.02

 

Повествование и описание два  типа  речи. Роль имён  прилагательных в речи.

Составление текста-описания  по теме: «Улица, на которой я живу».

 

 

 

98

04.02

 

Роль прилагательных-антонимов в речи.

 

 

99

05.02

 

Морфологический разбор имени прилагательного.

 

 

 

 

 

11. Словоизменение имён прилагательных  ( 2 часа)

 

 

 

 

100

06.02

 

Изменение имён  прилагательных по падежам

 

 

 

 

101

09.02

 

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в словосочетании.

 

 

 

 

12. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных

  ( 12 часов)

 

 

 

 

102

10.02

 

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант

 

 

 

 

103

11.02

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие умения писать слова с  изученной орфограммой.

Письмо по памяти из произведения М.Карима.

 

 

104

12.02

 

Административная контрольная работа.

 

 

 

105

13.02

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Р/р. Подготовка к написанию обучающего изложения.

 

 

 

106

16.02

 

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».

 

 

 

107

17.02

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие орфографических умений.

 

 

 

108

18.02

 

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

 

 

 

 

109

19.02

 

Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное».

 

 

 

 

110

20.02

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение изученных орфограмм.

 

 

 

 

111

24.02

 

Упражнения на повторение. Проверочная работа 6

 

 

 

 

111

25.02

 

Контрольный диктант  №7 «Пахучее облако».

 

 

 

 

113

26.02

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.

 

 

 

 

 

Глагол  ( 35 часов)

 

 

13. Что мы уже знаем  о глаголе  ( 5 часов)

 

 

 

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

 

 

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

 

 

 

114

27.02

 

Глагол как часть речи.

 

 

 

115

01.03

 

Роль глаголов в речи.

 

 

 

116

02.03

 

Правописание глаголов с частицей не

Запись башкирских пословиц и поговорок с частицей НЕ.

 

 

117

03.03

 

Значение и грамматические признаки глагола.

 

 

 

118

04.03

 

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

 

 

 

 

14. Словоизменение глаголов  ( 2 часа)

 

 

 

 

 

119

05.03

 

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II  спряжения.

 

 

 

 

120

09.03

 

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное.

 

 

 

 

15. Правописание безударных личных окончаний  глаголов

( 16 часов)

 

 

 

 

 

121

10.03

 

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

 

 

 

 

122

11.03

 

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

 

 

 

 

 

123

12.03

 

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола.

 

 

 

 

124

15.03

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

 

 

 

 

125

16.03

 

Р/р Обучающее сочинение по картинкам.

 

 

 

 

126

17.03

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Разбор глагола как части речи.

 

 

 

 

127

18.03

 

Контрольный диктант 8 «Весна».

 

 

 

 

 

 

128

19.03

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Возвратная форма  глагола. Правописание глаголов с – тся и – ться.

 

 

 

 

129

22.03

 

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах

2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

 

 

 

 

130

23.03

 

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа.

 

 

 

 

131

24.03

 

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание.

 

 

 

 

132

05.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

 

 

 

133

06.04

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями и букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

 

 

 

134

07.04

 

Р/р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

 

 

 

135

08.09

 

Р/р Обучающее изложение «Первые школы».

 

 

136

09.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

 

 

 

 

16. Разбор глагола  по составу  ( 12 часов)

 

 

 

 

 

137

12.04

 

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

 

 

 

 

138

13.04

 

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

 

 

 

 

139

14.04

 

Р/р.  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов  с изученными орфограммами в форме  настоящего времени.

 

 

 

 

140

15.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

 

 

 

 

141

16.04

 

Р/р. Обучающее сочинение «День моей мамы».

 

 

 

142

19.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение по теме «Глагол». Орфограммы в глаголах.

 

 

 

 

 

143

20.04

 

Проверочная работа №7 по теме «Глагол как часть речи».

 

 

 

 

144

21.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений.

 

 

 

 

145

22.04

 

Развитие орфографических, пунктуационных и языковых умений. Контрольный словарный диктант.

 

 

 

 

146

23.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

 

147

26.04

 

Контрольный диктант №9 «Рассвет в лесу».

 

 

 

 

148

27.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Повторение  ( 23 часа)

 

 

149

28.04

 

Итоговая контрольная работа.

 

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному мате- риалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением

 

 

 

150

29.04

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Как  отличить простое предложение от сложного.

 

 

 

 

151

30.04

 

Предложения с однородными членами без союзов.

 

 

 

 

 

152

03.05

 

Предложения с однородными членами с союзом и.

 

 

 

 

153

04.05

 

Предложения с однородными членами в художественном тексте.

 

 

 

 

154

05.05

 

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами  и, а ,но.

 

 

 

 

155

06.07

 

Административная контрольная работа.

 

 

 

 

156

07.05

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

 

157

10.05

 

Р/р. Контрольное изложение «Странный дуэт».

 

 

 

 

158

 

11.05

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

 

 159

12.05

 

Роль имён существительных в предложениях и в речи. 

 

 

 

160

13.05

 

Многозначные слова, синонимы, антонимы.

 

 

 

 

161

14.05

 

Наблюдение за словоизменением имен существительных.

 

 

 

 

162

17.05

 

Развитие умения ставить знаки препинания  в простом, сложном предложениях и в предложении с прямой речью.

 

 

 

163

18.05

 

Развитие умения определять склонение у имен существительных.

 

 

 

164

19.05

 

Морфологический разбор  имени существительного.

 

 

 

165

20.05

 

Развитие умения писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имен существительных», графически обозначать свой выбор.

 

 

 

166

21.05

 

Итоговая контрольная работа.

 

 

 

167

24.05

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

 

 

 

168

25.05

 

Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».

 

 

 

 

169

26.05

 

Комплексное повторение изученного материала.

Сочинение «О чем рассказывает слово».

 

 

 

170

28.05

 

Итоговое  повторение по курсу «Русский язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VIII. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

   Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс. Примеры работ при использовании компьютера:

  орфографический и пунктуационный тренинг;

  редактирование (взаиморедактирование);

  создание текста, его коллективное обсуждение;

  создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том   

  числе для представления результатов проектной деятельности.

   При использовании компьютера у учащихся формируется готовность к практическому применению новых информационных технологий.

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература

Для учителя:

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники.  4-й класс; Москва «Баласс» 2012 г.

2.Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса; Москва «Баласс», 2015 г.

3.Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса;     Москва «Баласс», 2015 г.

4.Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для  учителя.:Москва «Баласс», 2015 г.

Для ученика:

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники.  4-й класс; Москва «Баласс» 2012 г.

2.Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса; Москва «Баласс», 2015 г.

3.Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса;     Москва «Баласс», 2015 г.

Дополнительная литература:

1.О.В.Александрова .Пословицы, поговорки, крылатые слова.-М.:Эксмо, 2011 г.

2.М.И.Багаутдинова,Г.Н.Ягафарова.Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток.- Уфа: Китап,2010 г.

3.Волина, В. В.  Русский  язык  в  рассказах,  сказках,  стихах – М. : АСТ-Пресс, 2009 г.

4.Жиренко  О. Е. Учим русский с увлечением  – М. : 2010  г.

5. Степанов  В.  Русские  пословицы  и  поговорки от А до Я  / В. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 2009 г.

6.Узорова  О. В. 500  контрольных  диктантов  по  русскому  языку – М. : Аквариум, 2013 г..

7.Узорова О. В. Загадки для развития речи, внимания, понятия и абстрактного мышления . – М. : АСТ, 2013 г.

8.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык, 4 класс. Издательство ООО «Экзамен»,2012 г.

9.Интеракивные тренажёры. Русский язык ,4 класс. Издательство «Учитель», 2015 г.

 

10.Коутецкая В.А.200 диктантов по русскому языку. 1- 4 классы.- СПб.: Издательский  Дом «Литера»,2014.

Интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

3.Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. –Режим доступа: www.uroki.ru

5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http:// www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:

www.km.ru / ed

8.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/ uroki.ru



Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по русскому языку для 4 - го

Рабочая программа по русскому языку для 4 - го

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Разделы «Предложение» и «Текст»

Разделы «Предложение» и «Текст»

Второ й аспек т в рассмотрени и слов а в курс е русског о языка начально й школ ы – эт о ег о морфемны…

Второ й аспек т в рассмотрени и слов а в курс е русског о языка начально й школ ы – эт о ег о морфемны…

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс рус­ского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс рус­ского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку

VI . Содержание учебного предмета

VI . Содержание учебного предмета

Развитие связ­ной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения тек­стов и т

Развитие связ­ной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения тек­стов и т

VII. Календарно – тематическое планирование № п/п

VII. Календарно – тематическое планирование № п/п

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения

Предложения с однородными членами в художественном тексте

Предложения с однородными членами в художественном тексте

Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение

Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение

Контрольный диктант №4 «Кабан

Контрольный диктант №4 «Кабан

Роль имён существительных в предложении и в речи

Роль имён существительных в предложении и в речи

Три склонения имён существительных ( 5 часов) 73 16

Три склонения имён существительных ( 5 часов) 73 16

Пишу правильно» (работа над ошибками)

Пишу правильно» (работа над ошибками)

Пишу правильно» (работа над ошибками)

Пишу правильно» (работа над ошибками)

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Составлят ь задани я в групп е п о и з у ч е нн о м у материалу

Составлят ь задани я в групп е п о и з у ч е нн о м у материалу

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа

Р/р. Обучающее сочинение «День моей мамы»

Р/р. Обучающее сочинение «День моей мамы»

Проводить в группах исследовательскую (про ектную) работу «Что слово может рассказать о себе » (анализироват ь звуко-буквенны й с о с т а в ,…

Проводить в группах исследовательскую (про ектную) работу «Что слово может рассказать о себе » (анализироват ь звуко-буквенны й с о с т а в ,…

Комплексное повторение изученного материала

Комплексное повторение изученного материала

VII I . Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VII I . Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Коутецкая В.А.200 диктантов по русскому языку

Коутецкая В.А.200 диктантов по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017