Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
3 кл
10.03.2019
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык», УМК «Школа России», «Просвещение», 2015 г. и в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2018 -2019 учебный год.
УМК Школа России. 3 класс.Русский язык.doc
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе нормативноправовых
актов:
Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый
Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря
2015г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. N 253»;
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2».
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково
символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике
русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные
текстыописания и текстыповествования небольшого объема;
1
воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с
примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы В. П.
Канакиной «Русский язык», УМК «Школа России», «Просвещение», 2015 г. и в
соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2018 2019 учебный год.
По учебному плану количество часов по русскому языку в 3 классе – 170 часов
годовых (5 часов в неделю: 4 часа – федеральный компонент , 1 час – компонент
образовательного учреждения), что полностью соответствует учебному плану лицея и
авторской программе УМК «Школа России». В процессе обучения сохранён порядок
изучения тем.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими
содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание
обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении
различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Содержание учебного предмета
№ Основное содержание предмета
1. Язык и речь.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь
– отражение культуры человека.
Язык, его назначение, его выбор в
соответствии с целями и условиями
общения.
Формирование
представлений о языке как основе
национального самосознания.
2. Текст. Предложение.
Словосочетание.
Характерные признаки текста,
повторение известных видов текстов,
их основных признаков; упражнение
в распознавании вида текста.
Кол
во
часо
в
2
часа
14
часов
Основные
деятельности
виды
учебной
Различать язык и речь;
объяснять, в каких случаях жизни мы
пользуемся разными видами речи и что
такое хорошая речь; рассказывать о
сферах употребления в России
русского языка и национальных
языков;
составлять текст по рисунку.
Различать текст и предложение, текст
и набор предложений;
определять тему и главную мысль
текста.
Отличать предложение от группы слов,
не составляющих предложения.
2 в
над
алгоритм
Наблюдать
значением
предложений, различных по цели
высказывания, находить их в тексте,
составлять предложения такого типа;
классифицировать предложение по
цели высказывания и по интонации;
обосновывать знаки препинания в
конце предложений.
Различать и выделять главные и
второстепенные члены предложений,
распространенные
и
предложения;
нераспространенные
обсуждать
разбора
предложения по членам. Различать
словосочетание и предложение.
Выделять
предложении
словосочетания. Устанавливать при
помощи смысловых вопросов связь
между словами в словосочетании и
предложении. Различать простые и
сложные предложения,
объяснять
знаки препинания внутри сложного
предложения. Составлять из двух
простых предложений одно сложное.
Разделять запятой части сложного
предложения.
Узнавать в тексте незнакомые слова,
определять их значение по толковому
словарю, распознавать многозначные
слова, работать со словарями, узнавать
знакомые
речи,
части
приводить
классифицировать их,
примеры,
Сравнивать
однокоренные слова, определять в
слове наличие орфограмм. Подбирать
из разных источников информацию о
слове.
различать.
Определение границ предложений;
работа со знаками препинания;
восстановление деформированного
текста.
Обсуждение смысловой
нагрузки предложений и их отличий в
зависимости от цели высказывания.
Наблюдение над употреблением в
речи обращений, обособление их
запятыми.
Определение основы
предложения; распространение и
предложений.
конструирование
Знакомство
понятием
«словосочетание»;
выделение
главного и зависимого слова.
Разграничение понятий «простое» и
«сложное» предложение.
с
3. Слово в языке и речи.
значение
омонимов.
Слова однозначные и многозначные;
переносное
слов.
Лексическое значение омонимов;
пословицы; сравнение синонимов,
Значение
антонимов,
фразеологизмов;
словосочетания;
комментированная
запись
словосочетаний;
знакомство с
фразеологическим словарём.
Сопоставление существительного и
местоимения;
с
числительным. Составление текста –
описания; замена существительных
местоимениями.
Роль прилагательных, упражнения в
постановке вопросов к глаголам,
изменение глаголов по вопросам.
знакомство
19
часов
4. Состав слова.
в
учебнике;
Работа со словарём однокоренных
слов
подбор
однокоренных слов.
Работа над
лексическим значением слов; подбор
сложных слов; из пары слов
16
часов
Различать
однокоренные слова,
группировать их, находить корень.
Работать со словарем однокоренных
слов,
формулировать определение
приставки, корня, суффикса. Работать
с памяткой, производить разбор слов
3 образовать сложные слова.
Разграничение понятий «форма
слова» и «однокоренные слова»
Обучение
способу выделения
окончания в слове; изменение формы
слова в зависимости от предлога;
знакомство с понятием «нулевое
окончание».
Знакомство с понятием «приставка»;
образование слов с помощью
приставок.
над
значением приставки в слове;
упражнение в образовании слов при
помощи приставок; сопоставление
определения суффикса и приставки;
знакомство с некоторыми
суффиксами русского языка.
образование слов с помощью
суффикса.
Наблюдение
5. Правописание частей слова.
Правописание безударных гласных и
парных согласных в корне слова.
Правописание
непроизносимых
согласных в слове. Правописание
слов с удвоенными согласными.
Правописание
и
суффиксов.
и
правописание приставок и предлогов.
слов
Правописание
с
разделительными знаками.
приставок
Сравнение
6 Части речи.
Слова — названия предметов,
признаков предметов,
действий
предметов,
их отнесенность к
определенной части речи.
7 Имя существительное
речи,
одушевленные
Употребление имен существительных
в
–
неодушевленные,
собственные –
нарицательные. Устаревшие имена
существительные.
Изменение
существительных по числам, род.
Мягкий знак после шипящих в
существительных женского рода.
Падеж
три
склонения имен существительных.
Несклоняемые
существительные.
существительных,
по составу, анализировать, составлять
модели слов. Редактировать текст,
оценивать результаты деятельности,
подробно излагать
содержание
повествовательного текста.
29
часов
Определять наличие в слове изученных
и изучаемых орфограмм, находить и
отмечать в словах орфограммы,
обсуждать алгоритм действий для
решения орфографических задач,
подбирать несколько проверочных
слов,
доказывать
правильность написания орфограммы,
группировать слова по типу
орфограмм.
Осуществлять
взаимоконтроль,
контролировать правильность записи
текста, работать с орфографическим
словарем.
объяснять,
1 час Определять и классифицировать слова
различных частей речи.
31
час
собственные
Распознавать имена существительные
среди других частей речи.
Распознавать
и
одушевленные и
нарицательные,
неодушевленные
имена
существительные,
наблюдать над
толкованием значения слов, работать с
текстом. Классифицировать имена
существительные по числу и роду.
Распознавать
имен
существительных по падежному
вопросу и предлогу,
составлять
падеж
4 падежных
Различие
форм
существительных. Морфологический
разбор имен существительных.
8 Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в
речи, роль прилагательных в тексте.
Род имен прилагательных, изменение
прилагательных по родам. Родовые
окончания имен прилагательных.
Число имен прилагательных,
изменение прилагательных по
числам.
имен
прилагательных
падежам
(склонение).
Морфологический
разбор имен прилагательных.
Изменение
по
9 Местоимение.
Понятие о личных местоимениях.
Изменение личных местоимений
третьего лица по родам.
10 Глагол.
Времена
Лексическое значение глаголов,
употребление глаголов в речи.
Распознавание глаголов среди других
частей речи. Неопределенная форма
глаголов.
глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Правописание окончаний второго
лица глаголов.
Род глаголов
прошедшего времени. Частица НЕ с
глаголами. Морфологический разбор
глаголов.
11 Повторение.
Части речи. Слово, предложение,
текст.
Правописание окончаний
Правописание
прилагательных.
предлогов
приставок.
Однокоренные слова. Состав слова,
правописание значимых частей слова.
Три правила корня (безударные
гласные,
согласные,
парные
и
18
часов
5
часов
21
час
14
часов
словосочетания, употребляя в нем имя
существительное в заданной падежной
Составлять и различать
форме.
формы
сходные
падежные
(именительный и
винительный,
родительный и винительный). Работать
с текстом.
Распознавать имена прилагательные
среди других частей речи, определять
лексическое значение прилагательных,
подбор к именам существительным
подходящих по смыслу имен
Определять род
прилагательных.
прилагательных,
классифицировать
прилагательные по родам, правильно
писать родовые окончания имен
прилагательных. Определять форму
числа имен прилагательных, изменять
прилагательные по числам. Изменять
падежам,
прилагательные
определять
имен
прилагательных.
Выполнять
морфологический разбор имен
прилагательных.
Распознавать местоимения среди
других частей речи,
определять
грамматические признаки личных
местоимений.
Распознавать глаголы среди других
частей речи, задавать к глаголам
определять лексическое
вопросы,
значение глаголов.
Определять
неопределенную и временные формы
глаголов. Определять число глаголов,
изменять глаголы по числам.
Образовывать
глаголов
однокоренные слова, писать отдельно
глаголы с частицей НЕ.
падеж
по
от
Обобщать знания о частях речи,
принимать участие в обсуждении,
высказывать свои мысли в устной
форме, анализировать высказывания
одноклассников. Определять падеж
существительных и прилагательных,
называть их характерные признаки.
Классифицировать
части речи,
грамотно писать слова с изученными
орфограммами,
обосновывать
5 непроизносимые
Удвоенные согласные.
согласные).
правильность своего выбора.
6 Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения
учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словеснообразном и
словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся
в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника —
в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
7
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
познавательных УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую
информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или
письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать
перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаковосимволические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач
разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения
лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно
выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий
при решении лингвистической задачи;
8
строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи,
делать выводы, формулировать их.
9
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
коммуникативных УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы
«хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность
выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к
общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоциональнооценочного отношения к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его
грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных
задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры
речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного
решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и
бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи,
контроля за ней;
10
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а
также умениями находить,
сравнивать,
классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения,
тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии
и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
характеризовать,
опознавать,
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать
собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при
общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах
на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с
точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения
текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к
чемулибо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить
в нём новую для себя информацию для решения познавательной или
коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме
или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность,
озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в
тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его
выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
11
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного
восприятия; сохранять основные особенности текстаобразца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и
описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку,
репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным
словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание,
рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения
правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой –
звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз,
ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с
разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми
согласными;
осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями
и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил
правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в
учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения
слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского
языка или к учителю, родителям и др.).
12 Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по
тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы
и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и
текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать
опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать
их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые
случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его
использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а
также эмоциональнооценочные слова,
олицетворения (без
терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных
задач;
размышлять над этимологией некоторых словназваний;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные
слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу
(простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение
новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
сравнения,
13
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных
слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые
случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора
по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых
приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);
изменять имена существительные по числам и падежам;
определять зависимость имени
распознавать имена прилагательные;
прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму
имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);
изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам
(первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов
(первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и
что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени,
число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3го лица); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные
и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в
тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в
объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и
14
невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие
предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения
(без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать
её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее
схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие
предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении
словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,
определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие
второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного
предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными
согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
15
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем
времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь,
пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической
ошибки).
Учебнометодический комплект учащихся:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение,
2015.
Т.Н. Максимова «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс.
М.: ВАКО, 2018.
Н. С. Ульянова Дидактические материалы по русскому языку, 3 класс, Москва,
Вако, 2018.
Учебнометодический комплект учителя:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение,
2015.
Т.Н. Максимова «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс.
М.: ВАКО, 2018.
Н. С. Ульянова Дидактические материалы по русскому языку, 3 класс, Москва,
Вако, 2018.
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс, Москва, Вако,
2017.
В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. Русский язык. Сборник диктантов и творческих
работ. Москва, Просвещение, 2015.
Техническое обеспечение учебного процесса:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск CDROM),
авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по русскому языку.
Проектор.
16 №
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Календарнотематическое планирование
3 класс (170ч.)
Тема урока
Дата проведения
План
Коррект.
Форма
контроля
Примечание
Язык и речь. 2 часа.
Вводный инструктаж по охране труда
(ОТ) ИОТ №36. Наша речь. Виды
речи.
Наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание. 14 часов.
Текст.
Типы текстов.
Предложение.
Виды предложений по цели
высказывания.
Виды предложений по интонации.
Предложения с обращением.
Входная контрольная работа по
русскому языку
Анализ
второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Простое и сложное предложения.
Простое и сложное предложения.
Словосочетание.
Словосочетание.
Контрольный диктант по теме
«Предложение».
Главные и
диктанта.
Слово в языке и речи. 19 часов.
Пр/раб
Дикт
Стр.711
слова.
значение
Лексическое
Однозначные и многозначные слова.
Синонимы и антонимы.
Омонимы.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы.
Обучающее изложение.
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Что такое имя числительное.
Однокоренные слова.
Зуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Разделительный мягкий знак.
03.10
02.10
Тест
Стр.12 13
Пр/раб
Стр. 13 15
Тв/раб
Стр. 15
Тест
Стр. 16 17
17 32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Обучающее изложение.
Обобщение и закрепление изученного
материала.
Проект «Рассказ о слове»
Контрольный диктант по теме «Слово
в языке и речи»
Состав слова. 16 часов.
Что такое корень слова?
Как найти корень в слове?
Сложные слова.
Что такое окончание?
Как найти в слове окончание?
Что такое приставка? Как найти в
слове приставку?
Значения приставок.
Что такое суффикс? Как найти в слове
суффикс? Значения суффиксов.
Контрольный диктант за 1 триместр.
Сочинение по картине А. А. Рылова «В
голубом просторе».
Анализ работ. Что такое основа слова?
Обобщение знаний о составе слова.
Контрольный диктант по теме «Состав
слова».
Анализ
Обобщение знаний о составе слова.
Обучающее изложение.
Обобщение знаний о составе слова.
Проект «Семья слов».
контрольного диктанта.
Правописание частей слова. 29 часов.
В каких значимых частях слова есть
орфограммы?
Правописание слов с безударными
гласными в корне
Правописание слов с безударными
гласными в корне
Правописание слов с безударными
гласными в корне
Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне
Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне
Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне
Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне
Контрольное списывание с заданием по
Пр/раб
Стр. 17 19
Тв/раб
Стр. 19
Пр/раб
Стр. 21 22
Тест
Пр/раб
Стр. 27.
Стр. 28 29
Тв/раб
Стр. 30
Конт/дикт
Пр/раб
Стр. 32 33
Конт/раб 1 Стр. 24 – 26.
Конт/дикт
Пр/раб
Стр. 35 37
Пр/раб
Стр. 39 41
К/с
18 61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
теме "Корневые орфограммы"
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне
Правописание слов с удвоенными
согласными.
Правописание слов с удвоенными
согласными.
Сочинение по картине В. М. Васнецова
«Снегурочка».
Контрольный диктант по теме
«Правописание корней слов».
Анализ диктанта. Правописание
суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным
твердым знаком.
Разделительные твердый и мягкий
знаки.
Разделительные твердый и мягкий
знаки.
Разделительные твердый и мягкий
знаки.
Обучающее изложение.
Контрольный диктант по теме
«Правописание частей слова».
Проект
орфографический словарь»
«Составляем
Части речи
Части речи. 1 час.
Имя существительное. 31 час.
Имя существительное и его роль в
речи.
Имя существительное и его роль в
речи.
Одушевленные и неодушевленные
имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные
имена существительные
Обучающее изложение.
Собственные и нарицательные имена
существительные
Пр/раб
Стр. 43 44
Пр/раб
Стр. 47 48
Пр/раб
Стр. 51 52
Пр/раб
Стр. 55 57
Конт/раб 2 Стр. 58 60
Пр/раб
Стр.6264
19 88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
Проект «Тайна имени».
Число имен существительных.
Число имен существительных
Род имен существительных.
Род имен существительных.
Мягкий знак на конце имен
существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце имен
существительных после шипящих.
Обучающее изложение.
Контрольный диктант за 2 триместр.
Склонение имен существительных.
Падеж имен существительных.
Падеж имен существительных.
Сочинение по картине И. Я. Билибина
«Иванцаревич и лягушкаквакушка».
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Обучающее изложение.
Все падежи.
Обобщение знаний.
Сочинение по картине К. Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень».
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
Проект «Зимняя страничка».
Имя прилагательное. 18 часов.
Значение и употребление имен
прилагательных в речи.
Значение и употребление имен
прилагательных в речи.
Роль прилагательных в тексте.
Текстописание.
Отзыв по картине М. А. Врубеля
«ЦаревнаЛебедь».
Род имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных по
родам.
Изменение имен прилагательных по
родам.
Число имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных по
падежам.
Пр/раб
Стр.6769
Конт/дикт
Пр/раб
Стр. 7173
Конт/дикт
20 124
125
126
127
128
129
130
131
132
Изменение имен прилагательных по
падежам.
Обобщение знаний.
Обобщение знаний.
Отзыв по картине А. А. Серова
«Девочка с персиками».
Обобщение знаний.
Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное».
Проект «Имена прилагательные в
загадках».
Местоимение. 5 часов.
Личные местоимения.
Изменение личных местоимений по
родам.
Пр/раб
Стр. 7577
Конт/раб 3 Стр. 78 80
Конт/дикт
133 Местоимение.
134 Местоимение.
135
Обучающее изложение.
Пр/раб
Стр. 8283
Глагол. 21 час.
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
Второе лицо
Значение и употребление глаголов в
речи.
Значение и употребление глаголов в
речи.
Значение и употребление глаголов в
речи.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола.
Число глаголов.
Число глаголов.
Времена глаголов.
Времена глаголов.
глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Обучающее изложение.
Род глаголов в прошедшем времени.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение знаний.
Обобщение знаний.
Обобщение знаний.
Контрольный диктант по теме
«Глагол».
Обобщение знаний, анализ диктанта.
Части речи.
Части речи.
Повторение.14 часов.
21.05
22.05
Пр/раб
Стр. 8687
Пр/раб
Стр. 8890
21 159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
окончаний имен
Обучающее изложение.
Обобщение изученного о слове,
предложении.
Правописание
прилагательных.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание безударных гласных.
Правописание значимых частей слов.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ
Однокоренные слова.
Обучающее изложение.
Текст.
Сочинение на тему «Почему я жду
летние каникулы».
КВН «Знатоки русского языка».
контрольного диктанта.
23.05
24.05
27.05
28.05
29.05
30.05
31.05
14.05
16.05
15.05
27.05
28.05
20.05
30.05
31.05
Пр/раб
Конт/дикт
Стр. 9195
22
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.