1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.
Составитель рабочей программы учитель высшей квалификационной категории Т.М. Инякина.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Горельская СОШ»;
Эта программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности:
• формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической(языковедческой) культуроведческой компетенций;
• -развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
• -формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
• совершение речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.
Составитель рабочей программы учитель высшей квалификационной категории Т.М. Инякина.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Горельская СОШ»;
Эта программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности:
• формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической(языковедческой) культуроведческой компетенций;
• -развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
• -формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
• совершение речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горельская средняя
общеобразовательная школа» Тамбовского района Тамбовской области
Рассмотрена на заседании Методического Утверждена
совета школы и рекомендована к утверждению Приказ №______
от_____ августа 2016 г.
протокол № __ от ___августа 2016 года Директор школы
/Е. И. Колодина/__________/ ________/
Руководитель МС __________ /Г.Н. Мещерякова/
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
для 5 класса
основного общего образования
на 2016 2017 учебный год
Учитель: Т.М. Инякина 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Примерных
программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И.
Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год и состоит из трёх компонентов:
федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет
предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В
связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени
предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего
образования – регламентирующим документом Министерства образования и
науки РФ.
Составитель рабочей программы учитель высшей квалификационной
категории Т.М. Инякина.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые
определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и
реализуется на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
школах;
Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ «Горельская СОШ»;
Эта программа отражает обязательное для усвоения в основной школе
содержание обучения русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической(языковедческой) культуроведческой компетенций;
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников
умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения;
совершение речевой деятельности обучающихся на основе овладения
знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных
норм русского литературного языка, речевого этикета.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка
текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность
передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения,
на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого
этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в
сложных условиях,
когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект
культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика,
владеющего нормами
литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в
устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,
как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения.
воспитание культурного человека,
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство
языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла
отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех
тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором — дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются
базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем —
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие культурноисторический компонент курса русского языка в
целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или
интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только
получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и
навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные
коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке
как национальнокультурном феномене. Таким образом, процессы осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных
условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с
другом.
Данная программа по русскому языку представляет собой документ,
пояснительную записку; основное
включающий следующие разделы:
содержание с указанием разделов, тем, содержанием учебного материала и
требованиями к уровню подготовки обучающихся по каждой теме; учебно
тематический план с распределением учебных часов по основным разделам
курса; требования к уровню подготовки обучающихся); список литературы и
средств обучения; календарнотематический план учителя.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей,
когнитивно
обеспечивающих реализацию личностноориентированного,
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения
к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В данной программе использованы материалы авторской программы
М.М.Разумовской.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык — по своей специфике и социальной значимости — явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, знаний духовной культуры русского
народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации является теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на
основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 59 классах
формируются
языковая,
лингвистическая(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
коммуникативная,
развиваются
и
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая(языковедческая) компетенции —
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными
нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как
науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций
должно происходить в тесной взаимосвязи.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные ( владение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные( сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационные ( умение осуществлять библиографический
поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с
текстом),
(умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять контроль, самооценку, самокоррекцию).
организационные
Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок,
урокпрактикум и т. д.
Технологии обучения: личностноориентированные, дифференцированного
обучения, информационные технологии, технология развития критического
мышления.
Все формы организации образовательного процесса, технологии обучения,
формы контроля, приемы и методы направлены на формирование ключевых
компетенций обучающихся.
Программа предполагает использование следующих видов контроля:
предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный,
итоговый. Формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа,
практическая работа, тест, диктант; по организации проведения предусмотрены
формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года должен
соответствовать требованиям, установленным федеральными государственными
образовательными
стандартами и образовательной программой
образовательного учреждения. Результаты обучения представлены в разделе
«Требования к уровню подготовки выпускников» , которые содержат
следующие компоненты: знать/ понимать — перечень необходимых для
усвоения каждым учащимся знаний ; уметь перечень конкретных умений и
навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена
также группа знаний и умений, востребованный в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В ходе реализации настоящей программы используется учебник для
общеобразовательных учреждений «Русский язык»: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.
Капинос и др./ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2015.
Обусловленность выбора учебника
(под ред. М.М. Разумовской) и краткая его характеристика.
В учебниках русского языка (59 класс) под редакцией М.М. Разумовской
содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе
расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к
потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся
осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров
в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность
высказывания
(тема, основная мысль), и особенности его строения, связанные с
развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи
предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2.стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический,
художественный;
3.функциональносмысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение
и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния
природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений,
событий и т. д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения
русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа
обучения к основному; 67 классы имеют морфологоорфографическую
направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс
синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование;
89 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и
соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется
стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения
учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в
6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое
расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того,
оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в
изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных
грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике.
Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только
формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы
внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические,
грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова
вводятся такие понятия, как словообразовательная модель,
словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к
воспитанию у учащихся к чуткости о красоте и выразительности родной речи,
гордости за русский язык, интереса к его изучению.Этому способствует
внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с
изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за
использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах
художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется
изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры:
закрепительноуглубляющий этап относительно предыдущего года обучения и
основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей
направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею
синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной
лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая
направленность в подаче программного материала.
Учебники для каждого класса содержат два раздела (как и программа):
1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке,
а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом «Употребление в речи
существительного/ прилагательного и т. д./». Такое внешнее подчеркивание
противоречия сопоставления «языкречь» способствует лучшему осмыслению
детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между
ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на
всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения,
понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению
определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и
словарями. Постигая теорию в виде научного описания(рассказа), ученики
постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают
образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления,
лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными
видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения ( как
устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с
задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель
хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом
определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым занятием для
учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия
именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как
важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на
вопрос: «Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать
знанием?».
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а
правила — указаниям адекватного правилу способа действия. Очень часто
способ действия излагается под рубрикой «Возьмите на заметку!».
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического
материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и
смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится
в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5
классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по
начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в
полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном
подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и
словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы:
«Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс рассчитан в 5 классе на 34 часа в неделю.
Программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю (204часа), из них 34часа
на развитие речи, 15 контрольных работ,
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности;
2. осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение
к родному языку, гордость за него;
3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Предметные результаты:
1.представление о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы;
4.овладение основными стилистическими особенностями, ресурсами лексики
и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка, изучаемыми в 5 классе;
5. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения;
6. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Фонетика и орфоэпия:
определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не
смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в
частности в работе со словарями;
проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе
слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных
частей речи, в том числе термины русского языка;
правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
Морфемика и словообразование:
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного
анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать
однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в
значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем морфемного строения слов;
по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части
речи и их формы; определять способы образования слов различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного
словообразовательного словаря;
оставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
Лексикология и фразеология:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также
с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать
к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
соблюдать лексические нормы;
проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры
употребления слов в переносном значении.
Морфология:
различать части речи; знать и верно указывать специфические
морфологический признаки имен существительных, прилагательных и
глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять,
спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки
слова, проводить морфологический разбор слов;
правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике
правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
Орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил;
понимать значение письма и правописания для жизни людей;
замечать орфограммы корня и дифференцировать их;
владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не
проверяемых произношением гласных и согласных(по списку); о е
после шипящих в корне, чередующихся ао, еи;
знать неизменяемые приставки, приставки на з и с и верно их
писать;
знать смешиваемые при письме безударные окончания
существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать
их в тесте и владеть способом определения верного написания;
безошибочно писать буквенные сочетания жи — ши, чаща,чущу;
чк,чн,нч,рщ;
верно употреблять разделительные ъ и ь , букву ь после шипящих в
конце существительных и глаголов, не с глаголами;
учитывать значение и грамматическую характеристику при выборе
правильного написания.
Синтаксис и пунктуация: составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания
по предложенной схеме;
выделять словосочетания в предложении, определять главное и
зависимое слова;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и
подчинительными союзами;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
объяснять пунктуацию изученных конструкций;
использовать на письме специальные графические изображения;
строить пунктуационные схемы предложений.
РЕЧЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно
читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать
заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять
простой план. Выделять в тексте питы речи — описание предмета,
повествование, рассуждение. Определять стиль 9 разговорный,
художественный, деловой); находить в тексте языковые средства,
характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно ( устно и письменно) пересказывать
тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного,
рассуждение; сохранять их строение ( типы речи) и стиль. Сжато
пересказывать ( устно или письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания;
развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать
тему и основную мысль высказывания; писать сочинения( описание
предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из
жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в
содержании высказывания и его построении.
Метапредметные результаты:
1. Владение всеми видами речевой деятельности( адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения, основной и дополнительной
информации).
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Общие сведения о русском языке
Роль языка в жизни людей. Наука о русском языке, ее основные разделы.
Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Язык как
основное средство общения.
О слове
Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание,
предложение, текст.
Фонетика. Орфоэпия
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Система гласных и
согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные
звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные
по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные.
Шипящие согласные.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука
безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке.
Соотношение звука и буквы.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и
написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное,
подвижное, разноместное). Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Орфография
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие
орфограмм. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Употребление
ь и ъ. Правописание гласных после шипящих и ц на конце существительных и
глаголов. Правописание не с глаголами. Тся и ться в глаголах. Чередование
гласных и согласных в словах. Правописание приставок. Буквы и и ы после ц.
Лексика. Словообразование
Лексическое значение слова. Переносное значение слова. Пополнение
словарного запаса языка. Образование слов в русском языке. Слова —
омонимы. Профессиональные и диалектные слова.
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском
языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Морфология Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные
имена существительные. Нарицательные и собственные имена
существительные. Род как постоянный признак имени существительного.
Существительные мужского, женского, среднего и общего рода;
Существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен
существительных. Существительные, имеющие форму только
множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений
имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные.
Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен
существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные,
относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных.
Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.
Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и
грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные,
их грамматические признаки. Правильное употребление имен прилагательных
в речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы несовершенного и
совершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы.
Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения
глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном
наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам
глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного
наклонения ( прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное
употребление глагола в речи по его грамматическим признакам. Применение
знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения
синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного
языка. Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их
родовой отнесенности и особенностей образования форм именительного и
родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в
речи степеней сравнения и полных и кратких имен прилагательных.
Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных
форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений
в речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм
повелительного наклонения. Использование словарей грамматических
трудностей русского языка.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Знаки препинания, их
функция. Одиночные и парные знаки препинания. Словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений
по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.
Интонационные и смысловые особенности повествовательных,
побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения. Обращение. Простые и сложные предложения. Прямая речь.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении( тире между подлежащим и
сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Речь
Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Оценка
действительности. Строение текста. Соединение типов речи в тексте.
Стилистика как наука. Стили речи. Разговорная и книжная речь.
Художественная и научно деловая речь.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА
№
п/п
1
2
2.1
Раздел, тема урока
О языке
Закрепление и углубление
изученного в начальных классах
Фонетика, орфоэпия, графика
Количество
часов на
изучение
материала
Диктанты,
проверочные
контрольные
работы
Развитие
речи
и
1
4
3 2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
5
Письмо. Орфография
Слово и его строение. Морфемика
Слово как часть речи. Морфология
Язык.
Правописание.
(систематический
курс)
Фонетика,
орфоэпия,
графика
Лексика. Словообразование.
Орфография
Синтаксис и
пунктуация
Морфология. Орфография
Глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Речь
Итоговое повторение
Резервные часы
Итого
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
И2
С4
И2
И2
И2
С2
И8
С10
С2
11
2
5
4
17
22
17
17
13
29
10
1
155
15
34 8.УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для ученика
1. Русский язык : учеб.для 5 кл.общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская,
С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа, 2014
Словари и справочники:
2. Быстрова Е.А. и др. краткий фразеологический словарь русского языка. Спб. : отдние
издва «Просвещение», 1994. 271 с. 3. Лексические трудности русского языка: Словарь — справочник:
А.А.Семенюк( руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др.
М.: Рус.яз., 1994.586с.
4. М.А. НадельЧервинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная
лексика( для школ,лицеев,гимназий). Ростов н\Д.: «Феникс», 1995.С.608
5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений/ российская АН.; Российский фонд культуры; 2е
изд.,испр., и доп. М.: АЗЪ,1995.928с.
6.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2т. М., 1985; 2е
изд.,стер. М.,1990
7. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е. Крючков, 15000 слов.
8. Учебный словарь синонимов русского языка \Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др.
М.: школапресс,1994. 384 с.
9.Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова;
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова.
Учебное и учебнометодическое обеспечение для учителя.
1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к
учебникам М.Т.Баранова и др.(М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др.(М.: Дрофа): 5
класс. М.: ВАКО, 2007. 384 с.
2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому
языку — 7 классы. М.: АРКТИ, 1999. Примерная Программа МО РФ.
3. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс. А.Б. Малюшкин.
М., 2009
4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 5 класс. Книга для учителя. М.:
Просвещение, 2001
5. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 5 класс / Под
редакцией М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2004
6. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред.
М.М. Разумовской. М.: Просвещение , 2008.
7. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 59 кл./
Сост. Л.М,Рыбченкова. 2е изд.,стереотип. М.: Дрофа,2004. 160с.
8. Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь — справочник лингвистических терминов.
Пособие для учителей, Изд.2е, испр. И доп. М.: «Просвещение», 1976. 543 с.
9. Русский язык : учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений /М.М.Разумовская,
С.И.Львова, В.И.Капинос и др./ Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа,
2014.
10. Русский язык. Поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской. Волгоград: Изд.
«Учитель», 2006.
11. Русский язык. Методика и практика преподавания. И.А.Алексеева. Ростов н/Д.:
«Феникс», 2007.
Мультимедийные пособия:
1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
2. Фраза Программа — тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов.
3. 1С Репетитор « Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов
и абитуриентов.
4. Электронный репетитор — тренаже «Курс русского языка».
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 56 класс.
7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5 6 классов, 40 интерактивных
уроков. Кирилл и Мефодий.
8. Обучающая программа( орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и
абитуриентов.
Интернет ресурсы для ученика и учителя:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки http://www.mon.gov.ru
2. Фестиваль педагогических идеи «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
3. Газеты по предметам издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru/
4. Всероссийский интернетпедсовет http://pedsovet.org/
5. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru/
6. Сайт Федерального Института Педагогических Измерении (ФИПИ) http://www.fipi.ru/
7. Сеть творческих учителей http://itn.ru
8. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
9. Билеты, ответы и материалы для подготовки к экзаменам http://www.examens.ru и
http://college.ru
10. Образовательный портал http://ucheba.ru
11. Методические разработки в помощь учителю http://ucheba.com/index.htm
12. Бесплатная методическая помощь http://www.uroki.net/index.htm
13. Сайт учитель учителю http://uchitel.moy.su
14. Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
15. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
(ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru Портал "Информационнокоммуникационные технологии в
образовании": http://www.ict.edu.ru
16. Рефераты http://5ballov.qip.ru/ и http://referat.ru/
17. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/index.php
18. Образовательные ресурсы по предметам http://www.alleng.ru/index.htm
19. «ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ» (электронные уроки, книги, энциклопедии, игры, учебники,
тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые
профессиональные сообщества http://www.schoolclub.ru
20. Российский общеобразовательный портал http://experiment.edu.ru
21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school collection.edu.ru/
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.