Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс,Общая характеристика учебного предмета Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.программа
Иконка файла материала программа.docx
Рабочая программа по элективному курсу «Секреты русского словообразования» 8­9 КЛАССЫ Программа разработана на основе программы по русскому языку (автор­составитель  С.И.Львова. Мнемозина , 2009) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. «Русский  язык. Программа факультативных и элективных курсов 7­11 классы».  Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики — русскому словообразованию. В  процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты  зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников.  Данный курс в какой­то мере поможет  удовлетворить естественное  желание ребенка разгадать тайну появления слова  в русском языке, даст ключ к анализу  многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических,  стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения  образования слова.                Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так  как морфемно­словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка,  развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно  совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу  (морфеме) ученик может определить  важнейшую информацию о слове, его свойствах  (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести  словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.               В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной  в названии темы и  обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе  и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с  опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими  возможностями обладает орфографический анализ структурно­семантических схем слова,  или морфемно­словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку,  способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной  особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и  десятки других слов группы. ­ повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических  знаний; Цели курса:­ развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации,  углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях; ­ формирование интереса к изучению родного языка. Методы и формы, технологии обучения: ­ анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических,  стилистических) с точки зрения образования слова; ­ орфографический анализ структурно­семантических схем слова или морфемно­ словообразовательных моделей; ­ активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения ­обобщающая беседа по изученному материалу; ­ различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный,  морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико­фразеологический,  речеведческий); ­ наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с  последующим его использованием по заданию учителя; ­ подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре  эссе, очерка, рассказа. Место предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, в соответствии с федеральным базисным учебным планом в 8 классе­35 учебных недель, в 9 классе­ 34 учебных недели. Рабочая программа разработана на 35 учебных недель в соответствии с приказом МО  Оренбургской области № 01­21/1063 от 13. 08.2014 « Об утверждении регионального  учебного плана и примерных рабочих программ для Оренбургской области». Требования к уровню подготовки учащихся: ­ повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических  знаний; ­ совершенствование информационно­коммуникативных навыков, обеспечивающих  целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; ­ развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных  задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов Cодержание курса 8 КЛАСС Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Морфемно­ словообразовательная модель.Роль словообразовательных аффиксов.Механизм  образования нового слова Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Основные способы словообразования  с участием приставок и суффиксов. Безаффиксный способ словообразованияСложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их  написание Сложносокращенные слова. Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной цепочке. Словообразовательная цепочка Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари. Корень как значимая часть слова  .Слова­паронимы Разграничение омонимичных корней. Связные корни Чередование гласных и согласных в корнях Неморфологические способы словообразования. Активные процессы современного  словопроизводства Разные типы морфемно­словообразовательных словарей. Работа со словарями Итоговая проверочная работа. Заключительное занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 КЛАСС Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем. Опрощение, переразложение, усложнение морфем. Изменение звукового облика морфем. Использование иноязычных элементов при образовании морфем. Словообразовательные и семантические кальки Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов Этимологический анализ слова и его написание Этимологический словарь Орфографический словарь с этимологическими комментариями Работа со словарями Изобразительные возможности русского словообразования Виды словообразовательных повторов Слова­паронимы и паронимическое противопоставление Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки Особенности употребления слов с уменьшительно­ласкательными суффиксами Основные способы привлечения внимания к значению морфем Использование двухприставочных глаголов Внутренняя форма слова Прием этимологизацииАссоциативные каламбуры Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной  литературы. Итоговый урок. № Программный материал Учебно­тематический план 8 класс 1 Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка 2 Морфемно­словообразовательная модель 3 Роль словообразовательных аффиксов 4 Механизм образования нового слова 5 Синонимия и многозначность приставок и суффиксов 6 Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов 7 Безаффиксный способ словообразования 8­9 Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке­ Типы сложных слов и их написание Сложносокращенные слова 10­ 11 12­ 13 14 Отношение производного и производящего однокоренного слова в  словообразовательной цепочке Словообразовательная цепочка 15­ 16 17­ Гнездо однокоренных слов Кол­ во  часов 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 2 218 19 Лингвистические словари 20 Корень как значимая часть слова 21 Слова­паронимы 22 Разграничение омонимичных корней 23 Связные корни 24 Чередование гласных и согласных в корнях Неморфологические способы словообразования Активные процессы современного словопроизводства 25­ 26 27­ 28 29 Разные типы морфемно­словообразовательных словарей Работа со словарями Итоговая проверочная работа 30­ 31 32­ 34 35 Заключительное занятие Итого Учебно­тематический план 9 класс № 1 2 Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем Опрощение, переразложение, усложнение морфем. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 35 кол­во  часов 1 13 Изменение звукового облика морфем. 4­6 Использование иноязычных элементов при образовании морфем. 7­8 Словообразовательные и семантические кальки 9­11 Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов Этимологический анализ слова и его написание 12­ 13 14 Этимологический словарь 15 Орфографический словарь с этимологическими комментариями Работа со словарями 16­ 17 18 Изобразительные возможности русского словообразования Виды словообразовательных повторов 19­ 20 21 Слова­паронимы и паронимическое противопоставление 22 Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки 23­ 24 Особенности употребления слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами 25 Основные способы привлечения внимания к значению морфем 26 Использование двухприставочных глаголов 1 3 2 3 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 127 Внутренняя форма слова 28 Прием этимологизации 29 Ассоциативные каламбуры 1 1 1 Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава 2 30­ 31 32­ 33 Использование словообразовательных приемов в произведениях  художественной литературы 2 1 34 Итоговый урок Литература Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7­11 классы,  Вентана­Граф, 2008 Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Эстетика речи. Ленинград, «Просвещение»,1970 Жуковская О.А.,Шаповалова Т.А. Изучение словообразования. ­ М.,: Просвещение,1983  Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986. Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе.— М., 1983.   Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963. Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразование. — М., 1973.     Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.    Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.СЕКРЕТЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (Программа Львовой С.И.,2009 год) Календарно­тематический план элективного курса в 8 классе (35 часов)По учебному плану­ 1 час в неделю № п\п Программный материал Кол­во часов Дата 1. 2. 3. 4. 5. Словообразование как основной путь пополнения  словарного состава языка. Морфемно­словообразовательная модель. Роль словообразовательных аффиксов. Механизм образования нового слова. Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. 6­7. Основные способы словообразования с участием  приставок и суффиксов. 8. Безаффиксный способ словообразования. 9­10 Сложение как продуктивный способ образования слов в  20 веке. 11­12. Типы сложных слов и их написание. 13­14. Сложносокращенные слова. 15. Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. 16­17. Словообразовательная цепочка. 18­19. Гнездо однокоренных слов. 20. 21. Лингвистические словари. Корень как значимая часть слова. 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 122. 23. 24. 25. Слова­паронимы. Разграничение омонимичных корней. Связные корни. Чередование гласных и согласных в корнях слов. 26­27. Неморфологические способы словообразования. 28­29. Активные процессы современного словопроизводства. 30. Разные типы морфемно­словообразователь­ных  словарей. 31­32. Работа со словарями. 33­34 Итоговая проверочная работа (№3). 35. Заключительное занятие. Анализ итоговой проверочной  работы. 1 1 1 1 2 2 1 2 2

Посмотрите также