Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс,Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.программа
Рабочая программа
по элективному курсу
«Секреты русского словообразования»
89 КЛАССЫ
Программа разработана на основе программы по русскому языку (авторсоставитель
С.И.Львова. Мнемозина , 2009)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. «Русский
язык. Программа факультативных и элективных курсов 711 классы».
Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики — русскому словообразованию. В
процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты
зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников.
Данный курс в какойто мере поможет удовлетворить естественное
желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу
многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических,
стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения
образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так
как морфемнословообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка,
развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно
совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу
(морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах
(грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести
словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и
обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе
и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать
интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с
опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими
возможностями обладает орфографический анализ структурносемантических схем слова,
или морфемнословообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку,
способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной
особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и
десятки других слов группы.
повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических
знаний;
Цели курса: развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации,
углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
формирование интереса к изучению родного языка.
Методы и формы, технологии обучения:
анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических,
стилистических) с точки зрения образования слова;
орфографический анализ структурносемантических схем слова или морфемно
словообразовательных моделей;
активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексикофразеологический,
речеведческий);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим его использованием по заданию учителя;
подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре
эссе, очерка, рассказа.
Место предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, в
соответствии с федеральным базисным учебным планом в 8 классе35 учебных недель, в 9
классе 34 учебных недели.
Рабочая программа разработана на 35 учебных недель в соответствии с приказом МО
Оренбургской области № 0121/1063 от 13. 08.2014 « Об утверждении регионального
учебного плана и примерных рабочих программ для Оренбургской области».
Требования к уровню подготовки учащихся:
повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических
знаний;
совершенствование информационнокоммуникативных навыков, обеспечивающих
целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных
задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов
Cодержание курса
8 КЛАСС
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Морфемно
словообразовательная модель.Роль словообразовательных аффиксов.Механизм
образования нового слова
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Основные способы словообразования
с участием приставок и суффиксов. Безаффиксный способ словообразованияСложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их
написание
Сложносокращенные слова. Отношение производного и производящего однокоренного слова
в словообразовательной цепочке. Словообразовательная цепочка
Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари. Корень как значимая часть слова
.Словапаронимы
Разграничение омонимичных корней. Связные корни
Чередование гласных и согласных в корнях
Неморфологические способы словообразования. Активные процессы современного
словопроизводства
Разные типы морфемнословообразовательных словарей. Работа со словарями
Итоговая проверочная работа.
Заключительное занятие
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 КЛАСС
Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем.
Опрощение, переразложение, усложнение морфем.
Изменение звукового облика морфем.
Использование иноязычных элементов при образовании морфем.
Словообразовательные и семантические кальки
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов
Этимологический анализ слова и его написание
Этимологический словарь
Орфографический словарь с этимологическими комментариями
Работа со словарями
Изобразительные возможности русского словообразования
Виды словообразовательных повторов
Словапаронимы и паронимическое противопоставление
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки
Особенности употребления слов с уменьшительноласкательными суффиксами
Основные способы привлечения внимания к значению морфем
Использование двухприставочных глаголов
Внутренняя форма слова
Прием этимологизацииАссоциативные каламбуры
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава
Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной
литературы.
Итоговый урок.
№ Программный материал
Учебнотематический план 8 класс
1
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка
2 Морфемнословообразовательная модель
3
Роль словообразовательных аффиксов
4 Механизм образования нового слова
5
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов
6 Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов
7
Безаффиксный способ словообразования
89 Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке
Типы сложных слов и их написание
Сложносокращенные слова
10
11
12
13
14 Отношение производного и производящего однокоренного слова в
словообразовательной цепочке
Словообразовательная цепочка
15
16
17 Гнездо однокоренных слов
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
2
218
19 Лингвистические словари
20 Корень как значимая часть слова
21 Словапаронимы
22 Разграничение омонимичных корней
23 Связные корни
24 Чередование гласных и согласных в корнях
Неморфологические способы словообразования
Активные процессы современного словопроизводства
25
26
27
28
29 Разные типы морфемнословообразовательных словарей
Работа со словарями
Итоговая проверочная работа
30
31
32
34
35 Заключительное занятие
Итого
Учебнотематический план 9 класс
№
1
2
Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем
Опрощение, переразложение, усложнение морфем.
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
35
колво
часов
1
13
Изменение звукового облика морфем.
46
Использование иноязычных элементов при образовании морфем.
78
Словообразовательные и семантические кальки
911 Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов
Этимологический анализ слова и его написание
12
13
14
Этимологический словарь
15
Орфографический словарь с этимологическими комментариями
Работа со словарями
16
17
18
Изобразительные возможности русского словообразования
Виды словообразовательных повторов
19
20
21
Словапаронимы и паронимическое противопоставление
22
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки
23
24
Особенности употребления слов с уменьшительноласкательными
суффиксами
25
Основные способы привлечения внимания к значению морфем
26
Использование двухприставочных глаголов
1
3
2
3
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
127
Внутренняя форма слова
28
Прием этимологизации
29
Ассоциативные каламбуры
1
1
1
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава 2
30
31
32
33
Использование словообразовательных приемов в произведениях
художественной литературы
2
1
34
Итоговый урок
Литература
Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 711 классы,
ВентанаГраф, 2008
Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Эстетика речи. Ленинград, «Просвещение»,1970
Жуковская О.А.,Шаповалова Т.А. Изучение словообразования. М.,: Просвещение,1983
Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.
Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней
школе.— М., 1983.
Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразование. — М., 1973.
Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.
Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.СЕКРЕТЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
(Программа Львовой С.И.,2009 год)
Календарнотематический план элективного курса в 8 классе
(35 часов)По учебному плану 1 час в неделю
№ п\п
Программный материал
Колво часов
Дата
1.
2.
3.
4.
5.
Словообразование как основной путь пополнения
словарного состава языка.
Морфемнословообразовательная модель.
Роль словообразовательных аффиксов.
Механизм образования нового слова.
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов.
67.
Основные способы словообразования с участием
приставок и суффиксов.
8.
Безаффиксный способ словообразования.
910
Сложение как продуктивный способ образования слов в
20 веке.
1112.
Типы сложных слов и их написание.
1314. Сложносокращенные слова.
15.
Отношение производного и производящего однокоренного
слова в словообразовательной паре.
1617. Словообразовательная цепочка.
1819.
Гнездо однокоренных слов.
20.
21.
Лингвистические словари.
Корень как значимая часть слова.
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
2
2
1
122.
23.
24.
25.
Словапаронимы.
Разграничение омонимичных корней.
Связные корни.
Чередование гласных и согласных в корнях слов.
2627. Неморфологические способы словообразования.
2829. Активные процессы современного словопроизводства.
30.
Разные типы морфемнословообразовательных
словарей.
3132. Работа со словарями.
3334 Итоговая проверочная работа (№3).
35.
Заключительное занятие. Анализ итоговой проверочной
работы.
1
1
1
1
2
2
1
2
2