Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
7 кл
05.07.2018
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив.
Спец. курс Уроки словесности 7 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено
на заседании ШМО
________О.Ю.Агеева
Протокол №___
от «___»_________2017 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
________ С.В. Шлыкова
«___»___________2017 г.
Рабочая программа учебного предмета
элективный курс по русскому языку
«Уроки словесности»
7 класс (ФГОС)
Учитель Иванова Инна Сергеевна
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество недель – 34
Общее количество часов – 34 ч.
Контрольные работы –1 ч.
Программа Рабочая программа элективного курса построена на основе программы
элективного курса “Уроки словесности” для 78 классов (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 511 классы : основной курс, элективные курсы /
(авт.сост. С.И.Львова). 3е изд., стер., М.:Мнемозина,2009.215с.).
Год составления – 2017 г.
Срок реализации – 2017 – 2018 учебный год.
г. Абдулино, 2017 год
Программа элективного курса «Уроки словесности»
для 79 классов (102 часа).
Автор: Львова С. И.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного факультативного курса по русскому языку
составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г.
№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте
России 02.02.2016 № 40937,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от
26.01.2016 г. №38),
Федерального компонента государственного стандарта
общего
образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от
05.03.2004 г. № 1089,
основного
Закона Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. N 1698/506VОЗ "Об
образовании в Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской
области 21 августа 2013г.),
Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2017 2018 учебный год,
Программы элективных курсов по русскому языку для 79 классов, М.: Мнемозина,
2009г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства
образования РФ, авторской программы Львовой С.И. «Уроки словесности».
Рабочая программа рассчитана на изучение в 7 классе в объеме 34 часа (1 час в
неделю).
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к
русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за
основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный
учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике,
словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных
языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно
проявляется изобразительновыразительная сила русского языка. Многоаспектная
языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать
важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического
анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия
помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного
курса русского языка и литературы.
Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в
программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить
своих учащихся, учитывая свои собственные профессиональные пристрастия, а также
лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и
количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях,
если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными
возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее
элементов. Это научит школьников чутко и адекватно воспринимать язык художественного
произведения, в удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в
художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым
анализом художественного текста, выясняя его фонетикоинтонационные особенности,
приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования,
лексические образные средства, грамматические средства усиления изобразительности
текста, а также особенности его графического оформления. Завершающим этапом такого
анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует,
как он понял произведение, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по
содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до
создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых
художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и
обмениваться мнениями по оводу своих сочинений и написанных другими учениками.
Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в
школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств – цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать
произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки,
хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на
подобных занятиях, решает сам учитель, опираясь на свои знания в области искусства.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ
художественного текста показать ученикам 79 классов необычайную красоту,
выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех
областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова.
Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в
старших классах филологического анализа художественного текста.
Основные задачи курса:
повторение норм современного русского языка,
развитие и совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных
умений и навыков,
освоение учащимися литературноязыковых норм. Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса школьниками должны быть достигнуты следующие
результаты:
приобретение навыков культуры общения;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
овладение нормами русского литературного языка;
формирование коммуникативной грамотности;
развитие логического мышления, самостоятельности.
Теоретический и практический материал программы спецкурса позволяет научить
учащихся свободно владеть стилистическими нормами языка и подготовить их к
промежуточной аттестации.
Курс отличается практической направленностью. Каждая тема содержит:
определенную систему теоретических сведений о тех явлениях в области
культуры речи, которые предлагаются для анализа и изучения;
комплекс практических заданий различной степени трудности, позволяющих
вырабатывать соответствующие умения и навыки в связи с рассматриваемой проблемой;
задания повышенной сложности;
повторение правил орфографии и пунктуации.
Изучение некоторых тем предполагает выполнение заданий, предусматривающих
анализ текстов, устранение речевых ошибок, редактирование текстов и запись их
правильных вариантов, проведение экскурса в историю слов.
Место курса
На основании школьного компонента базисного учебного плана МБОУ СОШ №1 на
20172018 учебный год выделен 1 час для элективного курса по русскому языку в 79
классах на изучение разделов русского языка, посвящённых языковым нормам,
коммуникативным и нормативным аспектам русского языка.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение
основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
Курс «Уроки словесности» направлен на совершенствование указанных умений.
Цель курса: освоение приёмов оптимального построения высказываний, овладение
стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а
также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения
языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование
соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования,
лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются
с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание
уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых
средств в условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как
правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может
быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей
родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого
самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических
словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы,
связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Формы и методы работы: минилекции;
практикумы с элементами исследования;
семинары с элементами дискуссий;
контрольная работа;
Методы деятельности обучающихся:
частичнопоисковые,
эвристические.
Оценка знаний, умений, навыков:
Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. В рамках курса
предусмотрено проведение итоговой контрольной работы в форме сочинения. При традиционном
подходе к организации занятий приемлема существующая балльная шкала оценок.
Планируемые результаты
Личностные результаты: умение чувствовать красоту и выразительность родной
речи; понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного,
аналитического мышления человека;
Метапредметные результаты:
Умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач (развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей
личности); умение интонационно выразительно читать тексты различных стилей и
анализировать их.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/понимать 6
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
понимать роль выразительных средств языка;
уметь
анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
создавать тексты различного стиля; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально
культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Содержание программы элективного (факультативного) курса
«Уроки словесности»
7 класс (34 часа)
О родном языке (2 часа)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые образные средства русского языка (25 часов)
Звукопись (8 часов)
Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация
художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и
ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма (4 часа)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от
совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная
(старости – ста расти). Усеченная рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударения в рифмующихся словах:
мужские , женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные),
перекрестные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи. Рифмованная проза.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие,
трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).
Понятие об Онегинской строфе.
Словесное ударение (4 часа)
Особенности словесного дарения в русском языке (силовое, подвижное, свободное).
Смысловая функция словесного ударения. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер
как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер
двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (9 часов)
Интонация как ритмикомелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы
интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп,
тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления
его смысловой нагрузки в предложении, тексте. Особенности расстановки логического
ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях. Выделение логическим
ударением нового или ключевого понятия в тексте.
Пауза и ее смыслоразличительная роль. Паузы логические и психологические.
Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения).
Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического
обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических
конструкций.
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы. Анализ мелодической
стороны художественного текста. Мелодика предложений и музыкальность, напевность
поэтического текста.
Фонетикоинтонационный анализ и выразительное чтение художественных
произведений.
Изобразительные возможности средств письма (7 часов)
Графика (2 часа)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в
систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и
написания слов, расположение строк, знаки препинания.
Приемы усиления образности текста. Создание зрительных эффектов с помощью
средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление
графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы
включения в текст числовых обозначений.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения словомографов
в словесных каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование
старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе
устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (2 часа)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное
нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции:
Привлечение внимания к ключевому слову
в тексте, передача ненормативного
произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа,
уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз,
источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация (3 часа) Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл
высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности
знаков препинания и сочетания знаков.
Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания как
изобразительный прием в художественном тексте.
Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские
знаки.
8 класс (34 часа)
Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 часов)
Морфема и ее значение (2 часа)
Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие,
безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и
словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их
стилистическое разнообразие; большое количество способов словообразования.
Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на
семантике морфемы: прием привлечения внимания к значению морфемы, обыгрывание
внутренней формы слова, словообразовательный повтор и т.д.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению
слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем.
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного
творчества и в поэтических текстах.
Словообразовательный повтор (4 часа)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
Виды
словообразовательных повторов: повтор частей слова, однокоренных слов.
Повтор слов,
образованных по одной словообразовательной модели.
Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора,
который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или строф
поэтического текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в
прозаическом произведении.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Словапаронимы и
паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как
изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительноласкательными
суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования
уменьшительноласкательных суффиксов в художественных произведениях разных
исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Внутренняя форма слова (4 часа)
Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением
составляющих морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием
этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского
восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей,
любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней
формы слова.
Окказионализмы (4 часа)
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного запаса языка.
Индивидуальноавторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в
художественном тексте. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в
изобразительных целях.
Анализ фонетикоинтонационных, пунктуационных, графикоорфографических,
словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное чтение его.
Лексическое богатство русского языка (20 часов)
Слово в художественном тексте (1 час)
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного
состава языка: словообразование, изменение значения слова, заимствование.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора,
эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Переносное значение слова (8 часов)
Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление сова в
переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение,
эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
Поэтизмы и словасимволы в поэтической речи.
Многозначные слова (2 часа)
Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания
различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного
приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма, речевая
характеристика героя.
Омонимы, синонимы, антонимы (4 часа)
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях
для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания
комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании
многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их
создания.
Лексика ограниченного употребления (2 часа)
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов,
жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героев, местности, в
которой происходит действие.
Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в
художественном тексте: уместность, понятность и умеренность.
Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной
речи: объяснение в сноске или скобках.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: историзмы
и архаизмы. Стилистические функции устаревших слов в художественном тексте:
стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания
поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора,
выражения насмешки и осуждения.
Особенности употребления славянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы (3 часа)
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи:
использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства
эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание
фразеологизмов; индивидуальноавторские преобразования состава фразеологизмов
(частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известные выражения, намеренная грамматическая
деформация структуры фразеологизма).
Анализ фонетикоинтонационных, пунктуационных, графикоорфографических,
лексических особенностей художественного текста и
словообразовательных,
выразительное его чтение.
9 класс (34 часа)
Морфологические средства выразительности русской речи (17 часов)
Имя существительное (2 часа)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных
писателей.
Изобразительновыразительное использование имени существительного в
художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного
(число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование
категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных
наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий
литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 часа)
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных
литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в
переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль
сложных прилагательных; индивидуальноавторские образования сложных прилагательных.
Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1час)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление
числительныхсимволов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и
литературных текстах.
Местоимение (2 часа)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое
использование устаревших местоимений.
Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как
экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 часа)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в
переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его
создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории
времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени в значении
другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени
в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и
видит).
Семантикостилистические особенности употребления инфинитива, причастия и
деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 часа) Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную
функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими
частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
Наречия сравнения (подетски, градом) и образное использование их в
художественной речи. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для
создания эмоциональноэкспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 часа)
Роль служебных частей речи в художественных текстах.
Частица НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных
союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетикоинтонационных, пунктуационных, графикоорфографических,
лексических особенностей художественного текста и
словообразовательных,
выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка (17 часов)
Особенности русского синтаксиса (2часа)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие,
безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов:
свободный порядок слов,
развитая синонимика синтаксических конструкций,
функциональностилистическая закрепленность синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 часов)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и
вопросительных предложений.
Лексическое и грамматическое оформление
вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных
предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексикограмматические
средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим
использованием вопросительных. Восклицательных, побудительных предложений в
художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантикостилистические возможности
определенноличных, неопределенноличных и безличных предложений; использование их
в художественной речи. Выразительные возможности номинативных предложений.
Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантикограмматические
обобщенноличного предложения,
использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных
пословицах, поговорках, загадках.
свойства
Словапредложения; их семантика, грамматические способы оформления и
стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных
предложений. Семантикостилистическая роль союзов в сложных предложениях.
Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания:
сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения,
наречия со значением сравнения.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах,
в произведениях устного народного творчества.
Семантикостилистическая роль прямой речи. Несобственнопрямая речь.
Использование прямой, косвенной и несобственнопрямой речи как средства создания
речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое
средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как
изобразительный прием.
Стилистические фигуры речи (7 часов)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие
повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия,
параллелизм, риторический вопрос, обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза,
градация, умолчание). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в
художественных текстах.
Способы и формы оценивания
образовательных результатов обучающихся
п\п
№
Номера
уроков по
КТП
3 34
Тема контрольной работы
Инструментарий
Колич
ество
часов
Итоговая контрольная работа.
Комплексный анализ текста
1 Малюшкин А.Б., стр. 7888
Учебнометодическое обеспечение
1. Анненков Е. И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. – М., 1995.
3. Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста.
– Орел, 2003.
4. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М., 1959.
5. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
7. Григорьев В. П. Поэтика слова. – М., 1979.
8. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.
9. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1977.
10. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.
11. Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. – М., 2003.
12. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
13. Львова С. И. Уроки словесности в 79 классах: Программа, планирование, материалы к
урокам. – М., 1996.
14. Львова С. И. Уроки словесности. 59 классы. – М., 1996.
15. Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир… Книга третья.
Диалог с художественным текстом. – СПб., 2002.
16. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера,
2011.
17. Мещеряков В. Н. Основы школьного речеведения. В 2ч. – М.: Тольятти, 2004.
18. Моисеева Л. Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. – Киев, 1984.
19. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. – М., 1973.
20. Симашко Т. В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора. – Пермь, 1993.
21. Федоров А. И. семантическая основа образных средств языка. – Новосибирск, 1969.
22. Харченко В. К. Функции метафоры. – Воронеж, 1992. о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
с
а
ч
1
№
п/п
Тема урока, тип
урока
О родном языке.
Русский язык
среди других
языков мира.
знать место
русского языка
среди других
языков мира
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
О родном языке (2 ч)
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
лингвистических
задач
1
2
1
Писатели и ученые
о богатстве и
выразительности
русского языка.
познакомиться с
высказываниями
писателей и
ученых о
богатстве и
выразительности
русского языка
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. 7 КЛАСС
Планируемые результаты
Предметные
Личностные УУД
Познавательные
УУД
Метапредметные
Регулятивные
УУД
Коммуникатив
ные УУД
Виды деятельности
(элементы содержания,
контроль)
Дата
П. Ф.
С достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Формировать
навыки работы в
группе
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
Выразительное чтение
высказываний о русском
языке.
Интерпретация
высказывания.
Демонстрация миниатюр
о богатстве языка,
обсуждение и
оценивание:
самоконтроль и
взаимоконтроль.
Анализ высказываний о
русском языке;
мастерская худ. слова:
составление миниатюры
о богатстве русского
языка с включением в
собственный минитекст
цитаты; знакомство со
способами цитирования.
Звуковые образные средства русского языка (25 ч)
Звукопись (8 ч) 3
4
5
6
7
8
2
1
2
1
Звуковая
организация
художественного
текста.
Звукопись в
художественной
речи.
Аллитерация и
ассонанс.
Звук и смысл,
смысловая
функция
звукописи.
знать звуковые
образные средства
языка; понятия
звукопись,
аллитерация,
ассонанс
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
фонетической
структуры слова
Применять
методы
информационного
поиска, в том
числе с помощью
компьютерных
средств
Осознавать
самого себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность
к мобилизации
сил и энергии, к
волевому усилию
– выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта, к
преодолению
препятствий
С достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
орфоэпическими,
грамматическими
и
синтаксическими
нормами языка.
Наблюдение над
примерами звукописи в
художественных
текстах.
Интерпретация этих
примеров.
Подбор скороговорок,
построенных на
звуковых повторах.
Выразительное чтение.
Микроисследование:
аллитерация и ассонанс
в стихотворениях
русских поэтов 20 века.
Выразительное чтение.
Решение олимпиадных
заданий по теме.
Подведение итогов
микроисследования:
аллитерация и ассонанс
в стихотворениях
русских поэтов 20 века. 9
10
11
12
13
2
1
1
Скороговорки как
словесные шутки,
построенные на
звуковых
повторах.
Виды рифм.
Рифма простая и
составная.
Усеченная рифма.
Виды рифм в
зависимости от
расположения
ударения в
рифмующихся
словах.
1
Виды рифмовок
(расположение
рифмующихся
строк).
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
творческого задания
Применять
методы
информационного
поиска,
в том
числе с помощью
компьютерных
средств
знать виды рифм;
понятие о белых
стихах и
рифмованной
прозе.
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Рифма (4 ч)
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения слова,
словосочетания,
предложения,
текста
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Проектировать
траектории
развития через
включение в
Устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации
С достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
орфоэпическими,
грамматическими
и
синтаксическими
нормами языка.
Знакомство с видами
рифм.
Подбор и анализ
примеров.
Выразительное чтение
Выразительное чтение.
Решение олимпиадных
заданий по теме
Знакомство с типами
строфики.
Анализ примеров.
Выразительное чтение 14
15
16
17
18
Белые стихи.
Рифмованная
проза. Строфа.
Различные виды
строф.
Особенности
словесного
ударения в
русском языке.
Смысловая
функция
словесного
ударения.
Организующая
роль словесного
ударения в
поэтической речи.
Стихотворные
размеры.
Практикум.
1
1
1
1
1
знать особенности
словесного
ударения, его
смысловую
функцию и
организующую
роль
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Словесное ударение (4 ч)
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
лингвистических
задач
уметь определять
стихотворные
размеры
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Интонация (9 ч)
Слушать и
слышать друг
друга
Представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества
Формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
Проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества
с
Знакомство
особенностями
словесного ударения.
Анализ художественных
текстов.
Выразительное чтение
Углубленное изучение
размеров стиха.
Подбор и анализ
примеров.
Выразительное чтение.
Анализ стихотворного
текста. 19
20
21
22
23
24
Основные
элементы
интонации и их
смыслоразличи
тельная роль.
Изобразительные
возможности
интонации.
Логическое
ударение.
Особенности
расстановки
логического
ударения в
различных
синтаксических
конструкциях.
Пауза и ее
смыслоразличител
ьная роль. Виды
пауз.
Мелодика как
особенность
интонационного
рисунка речи.
Характеристика
интонационного
рисунка типичных
синтаксических
конструкций.
Закон логической
перспективы.
1
1
1
1
1
1
знать особенности
расстановки
логического
ударения
знать виды пауз
знать особенности
интонационного
рисунка речи,
закон логической
перспективы
знать основные
элементы
интонации, её
изобразительные
возможности
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон в
изученных темах
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
творческого задания
Осознавать
самого себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность
к мобилизации
сил и энергии, к
волевому усилию
– выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта, к
преодолению
препятствий
Формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний,
формировать
операциональный
опыт
т.е.
Интерпретация
художественного текста.
Выразительное чтение.
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
орфоэпическими,
грамматическими
и
синтаксическими
нормами языка.
Проявлять
речевые
действия:
использовать
адекватные
языковые
средства для
отображения в
форме речевых
высказываний
своих чувств,
мыслей,
побуждений
Практикум.
Выразительное чтение.
Подбор и анализ
примеров.
Выразительное чтение. 25
26
27
28
1
2
1
Мелодика
предложений и
музыкальность,
напевность
поэтического
текста.
Фонетико
интонационный
анализ и
выразительное
чтение
художественных
произведений.
Практикум.
Приемы усиления
образности
художественного
текста, создание
зрительных
эффектов с
помощью средств
графики.
Акростих как
поэтическое
произведение.
уметь
анализировать
художественное
произведение
Интегрироваться
в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие
со сверстниками
и взрослыми
Наблюдение над
способами графического
обозначениями
движения голоса.
Выразительное чтение
Микроисследование
небольшого
художественного текста
Проектировать
траектории
развития через
включение в
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества
Проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества
Изобразительные возможности средств письма (7 ч)
знать приемы
усиления
образности
художественного
текста; понятие
акростих
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Графика (2 ч)
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения слова,
словосочетания,
предложения,
текста
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Проявлять
речевые
действия:
использовать
адекватные
языковые
средства для
отображения в
форме речевых
высказываний
своих чувств,
Анализ примеров.
Творческая мастерская:
сочиняем акростих.
Микроисследование:
название букв старого
алфавита в пословицах,
поговорках и
фразеологизмах. 29
30
31
Образное
переосмысление
графического
облика буквы в
художественном
тексте.
Орфография как
система
обязательных
норм письменной
речи.
Сознательное
нарушение
орфографических
норм как
художественный
прием и его
основные
функции.
Игра слов. Эзопов
язык (практикум).
1
1
1
мыслей,
побуждений
Анализ примеров.
Выразительное чтение
знать
орфографические
нормы; понятие
«эзопов язык»
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Орфография (2 ч)
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения слова,
словосочетания,
предложения,
текста
Практикум.
Формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
С достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Пунктуация (3 ч)
Анализ примеров.
Выразительное чтение уметь правильно
расставлять знаки
препинания в
художественном
тексте
умение чувствовать
красоту и
выразительность
родной речи
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
лингвистических
задач
понимание роли
выразительных
средств языка в
развитии
ассоциативного,
аналитического
мышления человека
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
орфоэпическими,
грамматическими
и
синтаксическими
нормами языка.
Практикум:
интерпретируем
художественный текст.
Выразительное чтение.
Наблюдение над
примерами нарушения
пунктуационных норм в
худ. тексте.
Формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т.е.
формировать
операциональный
опыт
Осознавать
самого себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность
к мобилизации
сил и энергии, к
волевому усилию
– выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта, к
преодолению
препятствий
32
33
1
1
Пунктуация как
система
обязательных
норм письменной
речи. Пунктуация
и смысл
высказывания.
Знаки препинания
как
изобразительный
прием в
художественном
тексте.
Сознательное
нарушение
пунктуационных
правил как
художественный
прием.
Индивидуальные
особенности
пунктуации
русских
писателей и
поэтов.
Авторские знаки. 34
Итоговая
контрольная
работа.
Комплексный
анализ текста
1
уметь
производить
комплексный
анализ текста
Объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
выполнения
контрольных
заданий
Проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении через
включение в
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества
Комплексный анализ
текста
Формировать
речевые действия
с целью
планирования,
контроля и
самооценки ПРИЛОЖЕНИЕ
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка
проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и
пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1)
полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет, и 12 недочета
в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» не ставится.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценки диктантов.
Попрежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ,
который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение
которой проверяется в настоящее время; основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа
изученных ранее.
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных
правил в тексте контрольного диктанта:
класс
количество слов в
диктанте
количество
орфограмм
количество пунктуационно
смысловых отрезков
5
6
7
8
9
90100
100110
110120
120150
150170
12
16
20
24
24
23
34
45
10
15
Виды
работ
диктант
изложение
сочинение
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому язык:
5 класс
7 класс
6 класс
8 класс
8
2
2
8
2
2
6
3
2
5
4
3
9 класс
4
4
3
Отметк
а
«5»
«4»
«3»
«2»
Рекомендуемые нормы оценки за диктант:
Число ошибок (орфографических / пунктуационных)
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если
ошибки однотипные или негрубые)
5/9, 6/8, 7/7, 8/6
* При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
В передаче авторской пунктуации.
* Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
* При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К
негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное
не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
* Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
*
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
* Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
* При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при
наличии 3х и более исправлений.
* Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами.
Рекомендуемое количество слов:
5 класс – 1525 слов
6 класс – 2530 слов
7 класс – 3035 слов
8 класс – 3540 слов
9 класс – 4045 слов
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 12 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 34 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» 90 – 100 %;
«4» 75 – 89 %;
«3» 51 – 74 %;
«2» менее 51 %.
Техника чтения, темп письма:
Класс
5
6
7
8
9
10
11
Техника чтения
120170 слов
140170
150210
150270
200290
290310
310330
Темп письма
60 знаков
70
70
80
100
110120
110120
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью
сочинений и изложений проверяются: а) умение раскрывать тему; б) умение использовать
языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания; в)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Сочинения и изложения в 59 классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуемый объём текстов для подробного изложения:
класс
5
6
7
объём текста
100150 слов
150200 слов
200250 слов 8
9
10
11
250350 слов
350400 слов
400450 слов
400450 слов
*Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен
на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуемый объём классных сочинений:
класс
5
6
7
8
9
Объём сочинений (страницы)
0,51,0
1,01,5
1,52,0
2,03,0
3,04,0
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм). Обе оценки считаются оценками по русскому языку,
если творческая работа проводится на уроке русского языка.
Содержание сочинения или изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых ошибок и недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок
(орфографических, пунктуационных и грамматических).
оценк
а
«5»
«4»
Критерии оценки сочинения и изложения:
содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 12 речевых
недочёта.
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более
34 речевых недочётов. «3»
«2»
В работе допущены существенные отклонения.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5
речевых недочётов.
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними.
Крайне беден словарь,
работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 6 недочётов в содержании и до 7 речевых
недочётов.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и
письменных форм.
Устные формы контроля: беседы, вопрос ответ, решения заданий у доски с
последующим комментарием и др.
Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала,
контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные
работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.
Приложение 2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Итоговая контрольная работа
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Рабочая программа по спецкурсу по русскому языку "Уроки словесности" в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.