Рабочая программа по тенологии 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования, учебным планом МОУ СОШ р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО сош р.п.Пинеровка, на основе авторской программы Е.А. Лутцевой и ориентирована на работу по учебнику Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству.
RP2ITEHNOLOG2015-2016SHVETSOVA.doc
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Утверждаю
Приказ № от " " августа 2015 г.
Директор школы
________________ С.А.Фандина
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей НК
Согласовано
" " августа 2015 г.
Принята
на педагогическом совете
Протокол №1 от " " августа 2015 г.
Рук.ШМО
Зам.директора по УВР
Протокол №1 от " " августа 2015 г.
_________________Т.Н. Швецова
____________ Е.А. Акользина
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Т Е Х Н О Л О Г И Я
2 «Б» класс
1 ч в неделю, всего 34 ч.
Учитель начальных классов
Татьяна Николаевна
Швецова 20152016 учебный год
Пояснительная записка
Предмет – технология, класс 2Б.
Количество часов: всего 34 ч, в неделю 1 ч.
Творческих проектов – 4.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), учебным планом сош
р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО сош р.п.Пинеровка, на основе
авторской программы Е.А. Лутцевой и ориентирована на работу по учебнику Лутцева Е.А
Технология.
Учебник для учащихся 2 класса
общеобразовательных учреждений. М.: ВентанаГраф, 2012
Ступеньки к мастерству.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу
для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную
деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить
признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении
цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт).
Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению,
формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной
деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной
социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых
группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и
для социальной адаптации в целом.
Цели курса:
развитие социально значимых личностных качеств каждого ребёнка; формирование
элементарных техникотехнологических умений, основ проектной деятельности;
развитие умения добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также
пользоваться различного рода источниками информации.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и
т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образнологического
мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом
и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об
истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения
элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и
современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не
только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации
технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного
выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических и организационно
экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки
материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков
самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации,
поиск
(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использования
компьютера;
2
использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и
информационной среды для творческого решения несложных конструкторских,
художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных
задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации
деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные
стороны
технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию —
результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
отрицательные
продуктивной
и
совместной
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным
Общая характеристика курса
содержательным линиям.
1.Основы техникотехнологических знаний и умений, технологической
культуры
Линия включает информационнопознавательную и практическую части и построена в
основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные
знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и
приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), ис
пользованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об
информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и
использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы
технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных
единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы,
а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей
культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных
общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды
труда.
и
2. Из истории технологии
Линия отражает познавательную часть курса,
имеет культурологическую
направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает
общие
отдельные этапы практического (деятельностного) освоения
закономерности
человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые
страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных
потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё
отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной
культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений
закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов,
использующих силу природных стихий (повышение производительности труда),
изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся
также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших
науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его
положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом
плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек
созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и
3 духовноэстетические потребности и при этом рождающий красоту.
представления материала:
Особенности
• исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей
детей средой;
• преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с
как положительное, так и
миром природы; раскрывается их взаимовлияние,
отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
• показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти
неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение
деталей, отделка изделия);
• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе
рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость
повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и
т. д.;
• подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная
потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в
частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук
(физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные
возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где
человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами
духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его
историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Учебный план школы предполагает изучение технологии во 2 классе в объёме 34 часов за
20152016 учебный год, 1 час в неделю, в том числе 4 часа на проведение творческих
проектов.
Требования к уровню подготовки
На первом уровне школьного обучения в ходе освоения предмета «Технология»
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов, заложенных в ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных
позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к
сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость,
уверенность в себе, чуткость,
эмпатия,
самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,
толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и
чужому труду и результатам труда).
доброжелательность,
общительность,
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять
учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять
4 его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую
корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по
возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда
мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно
преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий,
элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Результаты изучения технологии во 2 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
• положительно относиться к учению;
• проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
• принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
• чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для
себя;
• бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
• осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные
последствия деятельности человека;
• с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
• под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и
образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на
уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее
подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять
практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы,
рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего
мира, конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности
предлагаемых изделий; сравнивать их;
5
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции
предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их
образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно
художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже
известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце
учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать
предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
К концу обучения во втором классе учся должны
Иметь представление:
о понятиях конструкция, композиция, чертеж, эскиз, макет, модель, развертка
о ремеслах и технологии выполнения ручных работ
о проектной деятельности в целом и ее основных этапах
Знать:
названия нескольких ремесел своего края
названия и свойства материалов
неподвижный и подвижный способы соединения деталей
происхождение натуральных тканей и их виды
линии чертежа и приемы построения прямоугольника
Названия и назначение транспортных средств
Уметь:
С помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты и
самостоятельно их реализовывать
Читать простейший эскиз
Выполнять разметку с помощью контрольноизмерительных инструментов
Выполнять практическую работу с опорой на карту, чертеж
Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой
Определять способ соединения деталей
Изготавливать несложные макеты транспортных средств
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда,
самообслуживание
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии
мастеров.
6 Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративноприкладного
искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность
человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила
создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция);
гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные
материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение
материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход
за инструментами и их хранение. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов)
и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) —
рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного
и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества
выполненной работы — соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением
в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость,
прочность, гладкость, шершавость,
влагопроницаемость, коробление (для бумаги и
картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративнохудожественные и
конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий
картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства
этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное
расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы,
игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение
приёмов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).
Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с
технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их
выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение
деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием,
складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия
рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения
изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и
технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративнохудожественных изделий (в
технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и
моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием,
7 вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные
(многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных ма
териалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Использование информационных технологий (практика работы на
4.
компьютере)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по
изучаемым темам.
Программнометодическое обеспечение учебного процесса
УМК «Технология» для 2класса включает в себя: учебник, рабочую тетрадь,
методические рекомендации для учителя, технологические карты уроков по учебнику
Е.А. Лутцевой.
1. Технология 2 класс.: рабочая программа по учебнику Лутцевой Е.А / авт.сост.
2. Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству. Учебник для учащихся 2
Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту; учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в
общеобразовательных учреждениях.
1
И.И.Головчак. – Волгоград: Учитель, 2012.
2
класса общеобразовательных учреждений. М.: ВентанаГраф, 2012
3
общеобразовательных учрежд., М.: ВентанаГраф, 2012
4
класс Методическое пособие, М.: ВентанаГраф, 2011
5
Лутцевой/ авт.сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Лутцева Г..А Технология. Учимся мастерству. Рабочая тетрадь для 2 класса
4. Лутцева Е.А Технология. Учимся мастерству. Ступеньки к мастерству: 2
5. Технология 2 класс : технологические карты уроков по учебнику Е.А.
Материальнотехническое обеспечение программы
Технические средства:
проектор, принтер, персональный компьютер, экран.
Оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью, наборы магнитных карточек.
№
п/п
1
1.
Тема
2
Как человек
учился
мастерству
Кол
во
часов
3
23
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности ученика
на уровне УУД
4
знакомиться
—Наблюдать конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира,
с традициями и
творчеством мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности
предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми
утилитарными функциями,
понимать особенности
декоративноприкладных изделий, называть используемые в
рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя:
— искать, отбирать и использовать необходимую
8 информацию (из учебника и других справочных и
дидактических материалов);
— при планировании отбирать оптимальные способы
выполнения предстоящей практической работы в
соответствии с её целью и задачами;
— организовывать свою деятельность, работать в малых
группах, осуществлять сотрудничество;
— исследовать
конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные особенности предлагаемых
изделий, искать наиболее целесообразные способы решения
задач прикладного характера в зависимости от цели и
конкретных условий работы;
— оценивать результат своей деятельности: точность
изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что
усвоено
— выполнять простейшие исследования (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов,
физических и технологических свойств, конструктивных
особенностей используемых инструментов, приёмов работы
приспособлениями и инструментами;
— анализировать конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные особенности предлагаемых
изделий, выделять известное и неизвестное;
—осуществлять практический поиск и открытие нового
знания и умения; анализировать и читать графические
изображения (рисунки);
— воплощать мысленный образ в материале с опорой (при
необходимости) на графические изображения, соблюдая
приёмы безопасного и рационального труда;
—планировать последовательность практических действий
для реализации поставленной задачи;
— осуществлять самоконтроль качества выполнения
работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что
открыто и усвоено на уроке
С помощью учителя:
— сравнивать различные виды конструкций и способы их
сборки;
— моделировать несложные изделия с разными
конструктивными особенностями, используя разную технику
(в пределах изученного);
— конструировать объекты с учётом технических и
художественнодекоративных условий: определять
особенности конструкции, подбирать соответствующие
материалы и инструменты; читать простейшую техническую
документацию (рисунок, инструкционную карту) и
выполнять по ней работу;
— участвовать в совместной творческой деятельности при
9
2
Как человек
учился делать
одежду
6 выполнении учебных практических работ и реализации
несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе
необходимой информации, создании и практической
реализации окончательного образа объекта, определении
своего места в общей деятельности;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода
работы и конечного результата;
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что
открыто и усвоено на уроке
С помощью учителя:
— наблюдать мир образов на экране компьютера (графику,
тексты, видео, интерактивное видео);
— наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и
информационные объекты;
— выполнять предложенные на цифровых носителях
задания
3
Как человек
придумал себе
помощников
5
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Дата
урока
04.09.15
11.09.15
18.09.15
25.09.15
02.10.15
09.10.15
16.10.15
23.10.15
30.10.15
13.11.15
20.11.15
27.11.15
04.12.15
11.12.15
18.12.15
25.12.15
15.01.16
Календарнопоурочное планирование
Тема урока
Форма
контроля
Примечание
Приспособление первобытного человека к
окружающей среде
Ремесла и ремесленники
Профессии ремесленников. Разделение труда.
Свойства материалов.
Назначение инструментов.
Введение в проектную деятельность. Замысел.
Введение в проектную деятельность.
Конструкция изделия.
Введение в проектную деятельность.
Композиция.
Введение в проектную деятельность.
Симметрично и несимметрично.
Технологические операции.
Технологическая операция. Разметка деталей.
Отделение детали от заготовки.
Сборка изделия.
Отделка изделия.
Разметка с помощью чертежных
инструментов. Линейка.
Линии чертежа. Чертеж.
Чтение чертежа.
10 18.
19.
20.
21.
22.
23
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
22.01.16
19.01.16
05.02.16
12.02.16
19.02.16
26.02.16
04.03.16
11.03.16
18.03.16
01.04.16
08.04.16
15.04.16
22.04.16
29.04.16
06.05.16
13.05.16
20.05.16
Разметка прямоугольника от двух прямых
углов.
Разметка прямоугольника от одного прямого
угла.
Разметка прямоугольника с помощью
угольника
Циркуль. Разметка деталей циркулем.
Радиус окружности. Чертеж окружности.
Новогодний проект.
Происхождение натуральных тканей, их
свойства.
Изготовление натуральных тканей.
Технологические операции обработки ткани.
Технология изготовления швейных изделий.
Строчка прямого стежка
Разметка строчек.
Транспортные средства. Макеты и модели.
Виды соединения деталей конструкции.
Техника в жизни человека. Транспорт.
Техника в жизни человека.
История развития транспорта.
Техника в жизни человека.
История развития транспорта.
11
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.