В данной публикации мною разработана рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класса . В программе учтены все рекомендации и требования ФГОС , рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения и администрацией учебного заведения . Работаю по этой программе уже не один год .
5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №2 г. Воронежа Левобережного района
«Рассмотрено»
Руководитель
кафедры
Заместитель
«Согласовано»
директора по УВР
МБОУ «Лицей №2»
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Лицей№2»
Ашихина М.В.
Протокол № от
« » 2018г.
Филипцева Л.В.
« » 2018г.
Шаповалов А.С.
Приказ № от
« » 2018г
.
Рабочая программа
Учебный предмет (курс) «Технология»
Статус учебного предмета (курса) «Обязательный»
Уровень «Среднее общее образование»
Параллель (класс) «5 г,д»
Сроки действия рабочей программы 20182019 уч. год
Разработчик:
Учитель технологии
Добычин Сергей Вячеславович
Воронеж 20182019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативноправовое и инструктивнометодическое обеспечение
Нормативноправовой базой для рабочей программы по предмету
технология являются:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897
от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования Российской Федерации № 74 от
01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №
1312»;
приказ Департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области № 354 от 13.04.2012 «Об утверждении регионального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Воронежской области,
государственные
образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования».
реализующих
Программа по предмету «Технология» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и
сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам
курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри
предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся, сензитивных периодов их развития.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
формирование технологической культуры школьников;
осознание значимости прикладных знаний для каждого человека;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности,
навыков, составляющих основу ключевых компетентностей.
Задачи,решаемые в процессе обучения и позволяющие достичь
поставленных целей:
1) формирование политехнических знаний путем знакомства как с
технологиями
с современными технологиями преобразования материалов, энергии, информации;
2) развитие самостоятельности и творческих способностей
материалов,
обработки
ручной
так
и
в процессе принятия решений и выполнения практических задач;
3) совершенствование практических навыков самообслуживания и
экономного ведения хозяйства;
4) формирование и развитие общих способов организации проектной
деятельности и на этой основе – технологической культуры, являющейся частью
созидательной преобразующей деятельности;
5) воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем
знакомства с различными видами декоративноприкладного творчества и
традициями русского народа;
6) воспитание нравственных качеств личности:
человечности,
обязательности, ответственности, трудового образа жизни, привитие культуры
поведения и бесконфликтного общения;
7) подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и
знакомства с миром профессий, различными видами деятельности.
В качествеучебнометодического комплекта для обучающихся
предполагается использовать учебник
Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд: М. Вентана
Граф, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных
процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации,
объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей
учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально
экономических условий обязательный минимум содержания данной основной
образовательной программы по технологии изучается по направлению
«Индустриальные технологии». Содержанием программы предусматривается
освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: •
ехнологическая культура производства;
•
аспространенные технологии современного производства;
•
ультура, эргономика и эстетика труда;
т
р
к
•
п
олучение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
•
сновы черчения, графики, дизайна;
•
лементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
о
э
•
накомство с миром профессий,
профессиональных планов;
•
з
выбор учащимися жизненных,
в
м
лияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
•
етоды технической, творческой, проектной деятельности;
•
и
стория, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
При разработке данной программы, исходя из необходимости учета
потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений
педагогической науки, дополнительный учебный материал должен отбираться с
учетом следующих положений:
•
р
аспространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере
промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства
и отражение в них современных научнотехнических достижений;
•
в
озможность освоения содержания на основе включения учащихся в
разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую
направленность;
•
в
ыбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе
изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; •
в
озможность реализации общетрудовой и практической направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
•
в
озможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно
нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент примерной программы включает в себя основные
теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что
изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться
освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой
на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или
проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в
конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение
годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной
деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При
организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно
акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или
того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его
потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной
школе является учебнопрактическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические,
практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в
программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями
выбирается такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы
обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических
операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников
соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение
элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтноотделочных
и санитарнотехнических работ. Соответствующие работы проводятся в форме
учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить
соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала. Для более глубокого освоения этого раздела следует организовывать летнюю
технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из
компонента образовательного учреждения. Тематически практика может быть
связана с ремонтом учебных приборов и наглядных пособий, классного
оборудования, школьных помещений и санитарнотехнических коммуникаций, а
именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление или замена
кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт
санитарнотехнических устройств, запорных механизмов и др.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает
построение образовательного процесса на основе использования межпредметных
связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и
графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных
материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных
материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов
современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий
традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных
занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на
этапе основного общего образования должен включать в 5 классе — 68 ч, из расчета
2 ч в неделю, что по годовому календарному графику МБОУ «Лицей №2»
составляет 34 недели.
Учебное планирование по технологии
направление «Индустриальные технологии»
№
п/п
1
2
3
4
Раздел, тема
Технологии
обработки
конструкционных и поделочных
материалов
домашнего
Технологии
хозяйства
Электротехника
Современное производство и
профессиональное образование
5 кл.
30 (4)
10 (2)
4 (4) 5
6
Технологии исследовательской и
опытнической деятельности
Резерв
Всего
7 (7)
51(17)
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
•
т
рудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для
создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими свойствами;
•
у
мениями ориентироваться в мире профессий,
оценивать свои
профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
•
н
авыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного
отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или
раздела получает возможность:
познакомиться:
•
основными технологическими понятиями и характеристиками;
•
с
с
назначением и технологическими свойствами материалов;
•
с
назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
•
с
видами, приемами и последовательностью выполнения технологических
операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения
продукции на окружающую среду и здоровье человека;
•
с
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции
и работы:
•
ационально организовывать рабочее место;
•
аходить необходимую информацию в различных источниках;
•
р
н
п
рименять конструкторскую и технологическую документацию;
•
с
оставлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
•
онструировать, моделировать, изготавливать изделия;
к
•
в
ыполнять по заданным критериям технологические операции с
использованием ручных инструментов,
машин,
оборудования, электроприборов;
приспособлений,
•
с
облюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и электрооборудованием;
•
о
существлять доступными мерительными средствами, измерительными
приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
•
аходить и устранять допущенные дефекты;
н
•
п
роводить разработку творческого проекта изготовления изделия или
получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов;
•
п
ланировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
•
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: •
онимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
•
ормирования эстетической среды бытия;
п
ф
•
р
азвития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности человека;
•
п
олучения техникотехнологических сведений из разнообразных источников
информации;
•
о
рганизации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
•
и
зготовления изделий декоративноприкладного искусства для оформления
интерьера;
•
и
зготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
•
к
онтроля качества выполняемых работ с применением мерительных,
контрольных и разметочных инструментов;
•
в
ыполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности,
санитарии и гигиены;
•
ценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
•
остроения планов профессионального образования и трудоустройства.
о
п
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
«Технология. Технологии ведения дома»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического
технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться
самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
•
в
сформированности целостного представления о техносфере, которое
основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях
и способах деятельности;
•
в
приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и
самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
•
в
формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и
материального производства;
•
в
готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
•
с
тановление у школьников целостного представления о современном мире и
роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы
окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды, используя для этого техникотехнологические знания;
•
р
азвитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
•
ф
ормирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание
ценности технологического образования, значимости прикладного знания для
каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и
технологий, отношения к технологии как возможной области будущей
практической деятельности;
•
п
риобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности,
опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых
компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых
навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса
«Технология» являются:
•
п
роявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
•
в
ыражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
•
р
азвитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
•
о
владение установками, нормами и правилами научной организации умственного
и физического труда;
•
с
амооценка умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
•
с
тановление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
•
п
ланирование образовательной и профессиональной карьеры;
•
о
сознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
•
ережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
•
б
г
отовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
•
п
роявление техникотехнологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
•
с амооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технического труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы
программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
о
•
ценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
•
о
риентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда;
•
в
ладение алгоритмами и методами решения организационных и технико
технологических задач;
•
к
лассификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной
среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
•
р
аспознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
•
в
ладение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
•
п
рименение общенаучных знаний по предметам естественноматематического
цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности;
•
в
ладение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
•
п
рименение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
•
п ланирование технологического процесса и процесса труда;
•
п
одбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
•
п
роведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья,
материалов и проектировании объекта труда;
•
п
одбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материальноэнергетических ресурсов;
•
п
роектирование последовательности операций и составление операционной
карты работ;
•
в
ыполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;
•
с
облюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
•
с
облюдение трудовой и технологической дисциплины;
•
о
боснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
•
в
ыбор и использование кодов, средств и видов представления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
•
п
одбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
•
к
онтроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
•
в
ыявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления; •
окументирование результатов труда и проектной деятельности;
•
асчет себестоимости продукта труда;
д
р
•
п
римерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
•
о
ценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
•
о
ценивание своей способности и готовности к предпринимательской
деятельности;
•
в
ыраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере
услуг;
•
с
огласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями
других участников познавательнотрудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
•
н
аличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
•
с
тремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
•
д
изайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая
организация работ;
•
м
оделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
•
азработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
•
р
э стетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
•
р
ациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
•
ф
ормирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности
интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
•
в
ыбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
•
о
формление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих нормативов и стандартов;
•
убличная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
•
азработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
•
п
р
п
отребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиологопсихологической сфере:
•
р
азвитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
•
д
остижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
•
с
облюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с
учетом технологических требований;
•
с
очетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
Содержание учебного предмета.
Раздел № 1. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ И
ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Тема 1: Технологии ручной обработки древесины и древесных
материалов
Древесина и ее применение. Виды древесных материалов их характерные
признаки и свойства. Природные пороки древесины. Области применения
древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование.
Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением
лесных массивов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический
рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок детали. Эскиз детали и изделия.
Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о
сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на
технической и технологической документации. Правила чтения сборочных
чертежей. Технологическая карта и ее назначение.
Виды контрольноизмерительных и разметочных инструментов для
изготовления изделий из древесины. Точность измерений, и допуски при
обработке.
Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для
обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические
операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их
выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей
изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и
изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными
инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических
форм ручными инструментами.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных
пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и
древесных материалов.
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей
различной формы. Использование ЭВМ для подготовки графической
документации. Определение последовательности изготовления деталей и сборки
изделия по технологической документации.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами
применения контрольноизмерительных и разметочных инструментов. Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными
инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам,
чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали
(изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при
использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего
места.
Тема 2: Технологии машинной обработки древесины и древесных
материалов
Сверлильный станок: устройство, назначение. Инструменты и оснастка для
работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила
безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок и его устройство. Организация рабочего места токаря.
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей на токарном
станке. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на
токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные
инструменты: виды, назначение область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных
материалов, автоматизация процессов производства.
Экология заготовки, производства и обработки древесины и древесных
материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных
материалов.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических работ.
Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с
видами и способами применения контрольноизмерительных и разметочных
инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на
сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка
для обработки древесных материалов. Организация рабочего места для
выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу. Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными
инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах.
Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам,
эскизам, чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали
(изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе на
станках. Уборка рабочего места.
Тема № 3: Технологии ручной обработки металлов и искусственных
материалов
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физикомеханические
свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Основные
технологические свойства металлов. Виды, способы получения и обработки
слитков металла, проката. Исследование технологических свойств металлов.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение
и область применения искусственных материалов в машиностроении.
Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность
при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из металлов и
искусственных материалов. Сборочные чертежи. Спецификация составных частей
и материалов. Допуски и посадки, их обозначение в технической документации.
Правила чтения сборочных чертежей. Применение ЭВМ при проектировании и
разработке графической документации на детали и изделия.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно
измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с
металлами и искусственными материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и
современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на
станках.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные
инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных
материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические
операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация
инструментов, особенности выполнения работ. Основные технологические операции обработки искусственных материалов
ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения
работ.
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и
отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и
защитных покрытий.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных
материалов. Исследование твердости и пластичности металлов. Оценка
возможности их использования с учетом вида и предназначения изделия. Подбор
заготовок для изготовления изделия.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из
тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов.
Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической
документации.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление
дефектов и их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности
труда.
Тема № 4: Технологии машинной обработки металлов и
искусственных материалов
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения
слесарных работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на
сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с
металлом.
Токарновинторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к
работе, приемы управления и выполнения работ. Инструменты и приспособления
для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и
особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных
материалов. Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и
приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной
обработки и особенности их выполнения.
Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным
управлением. Роботизированные комплексы.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и
искусственных материалов.
Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их
классификация и способы выполнения. Особенности выполнения сборочных
работ.
Правила безопасности труда при выполнении работ на станках.
Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из
металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обработкой металлов.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических работ.
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и
инструментов.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий,
изготовляемых на станках. Определение последовательности изготовления детали
и изделия по технической документации.
Изучение устройства токарного и фрезерного станков. Проверка работы
станков на холостом ходу. Регулировка станков (вспомогательные механизмы и
приспособления). Установка режущего инструмента на станках.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление
дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.
Тема № 5: Технологии художественноприкладной обработки
материалов
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты и на
элементах быта и одежде, художественноприкладные изделия.
Традиционные виды декоративноприкладного творчества и народных
промыслов России. Региональные виды декоративноприкладного творчества
(ремесел). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию.
Понятия о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для
Основные средства художественной
художественноприкладных работ.
выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративноприкладного творчества и народных
промыслов с древесиной и древесными материалами в России.
Традиционные виды декоративноприкладного творчества и народных
промыслов с металлами в России.
Технологии художественноприкладной материалов различными видами
инструментов (23 вида технологий по выбору учителя). Разработка изделия с
учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей
документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными
инструментами, механизма технологическими машинами.
Правила безопасности труда при выполнении художественноприкладных
работ с древесиной, древесными материалами и металлами.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических работ.
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно
прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов
изделий и их декоративного оформления (направлениям художественной
обработки материалов).
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и
технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение
последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ
по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной
обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Раздел № 2: ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Тема № 1: Технологии ремонта и ухода за деталями интерьера,
одеждой и обувью
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и
мягкой мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за
мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и
обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и
препаратов в быту
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами.
Способы утепления окон в зимний период.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Выполнение мелкого ремонта обуви,
восстановление
лакокрасочных покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Соблюдение правил безопасности и гигиены.
мебели,
Тема № 2: Эстетика и экология жилища
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения,
теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном)
домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме.
Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и
состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки.
Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с
учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических работ.
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой
электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор
бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения
бытовых приборов.
Тема № 3: Бюджет семьи
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека.
Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская
корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской
деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа
потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи.
Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой
техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской
корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.
Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее
состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в
бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа
совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам
потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности:
обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Тема 4: Технологии ремонтноотделочных работ
Виды ремонтноотделочных работ. Современные материалы для выполнения
Инструменты и
ремонтноотделочных работ в жилых помещениях.
приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии
наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтноотделочных и строительных
работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении
ремонтноотделочных и строительных работ.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку:
заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня
инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев
по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка
различных типов обоев (на лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием
декоративных растений.
Тема 5: Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и
канализации
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система
канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Виды инструментов и приспособлений для санитарнотехнических работ. Их
назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов,
вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных
бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации.
Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарнотехнических или ремонтно
отделочных работ.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и
дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями.
Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых
шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными
буксами. Учебные работы по замене прокладок и установке новых
герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.
Раздел № 3: ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Тема № 1: Электромонтажные и сборочные технологии
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды
источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические
обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее
принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных
работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных
проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с
электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных
работ.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из
деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы
цепи при различных вариантах ее сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования
электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому
оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Подсоединение проводов к электропатрону, выключателю, розетке.
Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными
инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление
удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка
пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.
Тема № 2: Электротехнические устройства с элементами автоматики
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических
предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых
приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и
стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения
нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии
электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические
сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение
автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических
устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду
и здоровье человека.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной
проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка и испытание модели автоматической сигнализации, достижения
(из деталей
максимального уровня жидкости или температуры
электроконструктора).
Тема № 3. Бытовые электроприборы
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в
быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная
эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему
напряжению.
Пути экономии
электрической энергии в быту.
Виды электронагревательных приборов.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп
дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о новых электрофизических методах нагрева, о бытовых
микроволновых печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о
принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и
стиральных машин.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ.
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов,
подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование
соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп.
№
Раздел
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
4:
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
Тема 1: Сферы производства и разделение труда
Сферы и отрасли современного индустриального производства. Основные
Основные структурные подразделения
составляющие производства.
производственного предприятия.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и
технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные
направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере
регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования.
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности
работника. Виды сквозных профессий по отраслям индустриального
производства. Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Тема 2: Профессиональное образование и профессиональная карьера
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы
индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и
его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Профессиональные качества личности. Профессиональный отбор кадров.
Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному
виду профессиональной деятельности.
Источники получения информации о профессиях и путях и уровнях
профессионального образования. Выбор и характеристика по справочнику
условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Примерный перечень лабораторнопрактических и практических
работ. Ознакомление по Единому тарифноквалификационному справочнику с
массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для
региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке
труда.
Поиск информации о возможностях получения профессионального
образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика
склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального
образования и трудоустройства.
Раздел № 5:
ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
Тема 1: Исследовательская и созидательная деятельность
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей
и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия,
возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции,
инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Творческие
методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных
объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений. Методы поиска научнотехнической информации. Применение ЭВМ для
поиска информации и формировании базы данных
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования.
Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
Применение ЭВМ при проектировании ИЗДДЕЛИЙ.
Классификация
производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на
производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия.
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда.
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы
проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Примерный перечень практических работ. Обоснование выбора
изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе
маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с
использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных
учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайнпроектирование
изделия с использование компьютера, определение состава деталей. Выполнение
эскиза, модели изделия. Подготовка чертежа или технического рисунка.
Составление учебной инструкционной карты.
Подготовка технической и технологической документации с использованием
ЭВМ. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия.
Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной
рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной
записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты тематики проектов
Изделия из древесины и поделочных материалов. Предметы обихода и
интерьера, шахматы, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для
салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, конструкторы, модели
автомобилей, судов и т.п, спортивные тренажеры.
Изделия из сплавов металлов и пластмасс.
Ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, спортивные
тренажеры,
подставки для цветов, приборы для проведения физических
экспериментов, модели машин и механизмов, наглядные пособия, оборудование
для лабораторных работ. Электрифицированные изделия.
Примерные темы проектов для индустриальных технологий: 1. Сменная (универсальная) рукоятка для надфилей, напильников,
отверток.
2. Письменныйприбор.
3. Подставкадлякарандашей.
4. Брелокдляключей.
5. Подставкадляхранениясверл.
6. Подставка для хранения разметочного инструмента.
7. Подставка (укладка) для хранения слесарных инструментов.
8. Подставка (планшет) длярисования.
9. Декоративныйподсвечник.
10. Кухонный набор (разделочная доска, скалка и др.).
11. Подставка под горячее.
12. Изделия, выпиленныеизфанеры.
13. Ящикдлякомнатныхцветов.
14. Подсвечник, вешалка, газетница с использованием проволоки
(стальной, медной полосы).
15. Двернаяручка.
16. Полка для книг, для телефона.
17. Солонка, хлебница.
18. Шкатулка с резьбой.
19. Сушилкадлябелья.
20. Школьныйрубанок.
21. Столикжурнальный.
22. Кашпо.
23. Абажур, декоративныйсветильник.
Характеристика оценочных средств по предмету
«Технология. Технологии ведения дома».
Принцип дифференциации обучения включает в себя индивидуально
личностный подход при организации контроля знаний и умений.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля:
1. Предварительный контроль – изучается перед изучением раздела, темы. Цель –
определение познавательной возможности, диагностики исходного уровня. 2. Текущий контроль – проводиться на всех этапах обучения (усвоение,
закрепление, обобщение, систематизация). Цель обеспечение мотивации,
стимулирование деятельности учащихся, активизация обучения на каждый урок.
3. Тематический (периодический контроль) – осуществляется периодически по
мере прохождения темы, раздела. Цель – проверка и систематизация знаний на
всех уровнях усвоения, позволяет определить эффективность этапа обучения.
4. Итоговый контроль – проводиться после изучения материала в конце четверти,
полугодия, года. Цель обобщить и систематизировать знания по предмету
(мониторинг).
Формы, методы проверки знаний и умений:
1. Устный (эвристическая беседа, репродуктивный опрос).
2. Письменный контроль (карточки, кроссворды, вопросы, диктант).
3. Тестовый контроль (тесты).
4. Взаимоконтроль (карта учета по критериям).
5. Самооценка (карта учета самого ученика).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всего курса технологии в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного /
письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным
темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Оценка тестовых заданий.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка
выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
91100%
7690%%
5175%%
менее 50%
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной
работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на
практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей,
допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о
определения;
нечетком представлении рассматриваемого объекта;
кардинально на знания определенные программой обучения;
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является
обязательный минимум содержания технологии.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 12
областях выставляете отметка:
мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 12 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере
(незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных
обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее
рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не
избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по
усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными
выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного
опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение
проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания
учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию технологии как учебной
дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены одиндва недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей
программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому
материалу; отказался отвечать на вопросы учителя.
Учебнометодическое обеспечение программы.
Общая характеристика кабинета технологии.
Образовательные ресурсы сети Интернет
Дидактические таблицы по курсу технологии
Верстак столярный
Верстак слесарный
Станок токарный по дереву
Станок токарный по металлу
Станок фрезерный
Станок сверлильный
Электроточило
Электродрель
Электролобзик по дереву
Инструмент для обработки металла и древесины Тематическое планирование
Учитель Добычин Сергей Вячеславович
Предмет Технология
Класс 5 а,б,в,г,д
2 ч. в неделю, 68 ч. Примеча
ние
Кол
во
часо
в
2
№ п\п
урока
Класс
Тематическое планирование 5 класс.
Характеристика
деятельности
учащихся
Тема раздела,
урока
Вводное занятие. (2ч)
1,2
Вводный урок. Формировать
к
интерес
трудовой
деятельности.
Раскрывать
значение
термина
«Технология».
организовывать
рабочее место.
Соблюдать
правила
безопасности
труда.
Рационально
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. (10 ч)
3,4
2
5,6
Древесина как
природный
конструкционн
2
Урок
творчес
тва
Оборудование
рабочего места
для ручной
обработки
древесины
Работать в
малых группах
по
дифференцирова
нным заданиям
на понимание и
осмысления
нового
материала.
Прививать
любовь
природе,
к ый материал
Понятие об
изделии
и
детали.
Графическая
документация
Пиление
столярной
ножовкой
7,8
9,10
Читальн
ый зал
2
2
окружающему
миру.
Комментировать
и
формулировать
понятия:
древесина,
пороки,
пиломатериалы.
Распознавать
материалы по
внешнему виду.
Формирование
мотиваций
к
конструировани
ю
и
моделированию.
Комментировать
и
формулировать
понятия чертеж,
изделие, деталь
Читать
и
оформлять
графическую
документацию.
Комментироват
ь
и
формулировать
понятия:
пиление,
скалывание.
Выполнять
упражнения с
ручными
инструментами.
Соблюдать
правила 1114
Строгание
древесины
4
безопасности
труда.
Комментироват
ь
и
формулировать
понятие:
строгание.
Выполнять
упражнения с
ручными
инструментами.
Соблюдать
правила
безопасности
труда.
Технологии машиной обработки древесины и древесных материалов. (2ч)
15,16
2
Технологии руч. обработки металлов и искусственных материалов.(8 ч)
17,18
2
Конкурс
«Юный
Мастер»
Столова
я
Современные
технологическ
ие машины для
обработки
древесины
Рабочее место
для ручной
обработки
металла
к
Проявить
интерес
техническим
устройствам
Комментировать
и
формулировать
понятия:
механизм,
машина.
Сформировать
интерес
к
трудовой
деятельности.
Организовывать
рабочее место.
Соблюдать
правила
безопасности
труда.
19,20
Тонколистовой Комментироват 2 металл
проволока
и
21,22
Разметка
заготовки из
тонколистовог
о металла и
проволоки
и
ь
формулировать
понятия:
проволока,
прокат,
волочение.
Распознавать
виды
материалов.
Оценивать их
технологические
возможности.
Работать
в
малых группах
по
дифференцирова
нным заданиям
на понимание и
осмысления
нового
материала.
и
Составлять
выполнять по
нормативам
последовательно
сть операций.
Обсуждение и
оформление
технологической
документации.
Выполнять
действия
основе
технологической
документации.
Контролировать
качество
на
2 23,24
Сгибание
тонколистовог
о металла и
проволоки
2
результатов
деятельности
Выполнять
упражнения с
ручными
инструментами.
Соблюдать
правила
безопасности
труда.
Технологии машиной обработки металлов и искусственных материалов.
(4ч)
25,26
2
Устройство
сверлильного
станка
и
приемы работы
на нем
27,28
Современные
технологическ
ие машины для
обработки
металла
Управлять
сверлильным
станком.
Соблюдать
правила
безопасности
труда.
Получить новую
информацию
,
проявлять
интерес
техническим
,
устройствам
делать записи,
работать
с
учебной
литературой.
к
Уважать
национальные
традиции.
Анализировать
особенности
различных видов
декоративно
2
2
Урок
творчес
тва
Читальн
ый зал
Технологии художественноприкладной обработки материалов.(6ч)
29,30
2
Традиции,
обряды,
семейные
праздники
31,32
Защитная и
декоративная
отделка 33,34
изделия
Основы
технологии
резьбы
дереву
по
прикладного
творчества.
Комментировать
и
формулировать
понятие:
прорезная
резьба.
Оптимизировать
приемы выпол
нения
работ.
Используя
информацию
видеофильма,
презентации,
составить
собственный
эскиз изделия
Выбирать
материалы и
средства
для
выполнения
технологическог
о
процесса.
Планировать
технологические
операции.
Соблюдать
правила
без
опасности труда.
Технологии домашнего хозяйства. 10(2)ч
3538
Технологии
ремонта
ухода
деталями
интерьера
и
за
Выполнять
мелкий ремонт
обуви,
мебели,
восстанавливать
лакокрасочные
покрытия
и
2
4 39,40
и
Эстетика
экология
жилища
2
сколы.
Осваивать
технологические
операции
по
удалению пятен
с одежды и
обивки мебели
Оценивать
микроклимат в
доме. Проводить
диагностику
места положения
скрытой
электропроводк
и. Разрабатывать
план размещения
осветительных
приборов.
Подбирать
параметры
бытовой техники
по рекламным
проспектам.
Разрабатывать
варианты
размещения
бытовых
приборов
41,42
Бюджет семьи Ознакомление с
2
понятием
бюджет,
экономика.
Проведение
подсчетов
эффективных
для семьи.
Осуществлять
оптимальную
4
4346
Технологии
ремонтно Электротехника. 4(4)ч
47,48
49,50
5154
2
2
4
Конкурс
«Юный
техник»
Аукцион
знаний
Читальн
ый зал
отделочных
работ
и
Электромонта
жные
сборочные
технологии
Электротехнич
еские
устройства с
элементами
автоматики
Бытовые
электроприбор
ы
подготовку
рабочего места
для
эффективной
деятельности.
Подбирать
инструменты.
Выбирать краски
по каталогам.
Читать схемы.
Собирать
электрические
цепи по схемам.
Контролировать
работу цепи.
Тренироваться
в
использовании
инструментов и
приспособлений.
Овладевать
умениями по
выполнению
технологических
операций.
Проектировать
и изготавливать
электрифициров
анные
установки.
Контролировать
результаты
труда.
Выполнять
правила
безопасности Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
5558
4
Основы
проектировани
я
труда
и
электробезопасн
ости
и
Осуществлять
коллективный
анализ
возможностей
изготовления
изделий
публичную
презентацию, и
защиту проекта
изделия.
Работать
в
малых группах
по
определенному
заданию.
5962
6366
Последователь
ность
выполнения
творческого
проекта
Выявление
потребности
семьи
или
потребительск
ого спроса
67,68
Защита
Выбирать виды
изделий.
Создавать
эскизы и модели.
Графически
оформлять
проект,
составлять
технологическу
ю карту.
Оценивать
себестоимость
изделия.
Разрабатывать
варианты
рекламы.
Подготавливать
4
4
2
Работа
на
компьют
ере.
«Юные
искатели
»
Кабинет
информа
тики
Выставк
а «Парад
мастеров
»
Актовый
зал творческого
проекта
пояснительную
записку.
Оформлять
проектные
материалы.
Проводить пре
зентацию
проекта
Резерв
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.