Рабочая программа по технологии для 1-4 классов по УМК "Школа России" для общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями к рабочей программы и включает в себя основные разделы: пояснительную записку, цели и задачи программы, сроки реализации, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование уроков для 4 класса.
РП технология 1-4.doc
Авторсоставитель: Фадеенко В.И., учитель
начальных классов Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
ФГОС начального общего образования;
программы «Технология» авт.: Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова, Москва,
«Просвещение» 2014г.;
примерной программы по технологии, сборник «Примерные программы по учебным
предметам», Москва, «Просвещение» 2014 г.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В
современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения
технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир
технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Учебный предмет «Технология» имеет практикоориентированную
направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о
технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой
либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической
документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и
внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении
практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего
развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также
формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями
и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к труду и людям
труда.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения
следующих задач:
духовнонравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и
социальноисторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоциональноценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат
своего труда;
многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовнопсихологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии
процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и
познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования
с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийнологического и образнохудожественного мышления в
процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при
замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений на
основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии
изготовления любых изделий;
развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего
плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять
план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к
пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в
формате и логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические
знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой,
тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для
выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила
работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях,
каталогах, библиотеке,
умений проверки, преобразования, хранения, передачи
имеющейся информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений
в процессе реализации проектной
деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со
своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения
положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными
группами. Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
1
2
Разделы, темы
Общекультурные и
общетрудовые
компетенции. Основы
культуры труда,
самообслуживания.
Технология ручной
обработки материалов.
Элементы графической
грамоты.
моделирование
3 Конструирование и
4 Практика работы на
компьютере
Итого
Количество часов
Авторск
ая
програм
ма
Рабочая
програм
ма
Рабочая программа
по классам
1
кл.
2
кл.
3
кл.
4 кл.
38
11
10
8
9
68
17
12
16
20
18
14
3
3
1
3
6
2
7
4
135
135
33
34
34
34
2.Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они
строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно
практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте
необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и
интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и
пространственного воображения).
Организация продуктивной преобразующей
творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес
вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин
снижения учебнопознавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете
низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках
технологии является основой формирования познавательных способностей младших
школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и
семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки
обеспечения учащихся сведениями о техникотехнологической картине мира. При
соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может
стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в
начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта,
умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.)
предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практикоориентированная направленность содержания учебного предмета
«Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении
других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально
практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ
всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч., из них в 1 классе 33
ч.,(1 ч. в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч. во 2, 3 и 4 классах (1 ч. в неделю, 34
учебные недели в каждом классе).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы
в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная
трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными
числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на
основе законов и правил декоративно прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных
форм и конструкций как универсального источника инженернохудожественных идей
для мастера, природы как источника
сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя
материальнокультурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия,
материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении
плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях,
обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру
профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и
других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации,
интереса к предметнопреобразующей, художественноконструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и
умений; развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметнопреобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование
(умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач),
прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
5. Результаты изучения учебного предмета
Личностными
результатами изучения технологии являются воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций,
ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил
межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными
результатами изучения технологии является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными
результатами изучения технологии являются доступные по
возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда,
об основах культуры труда, элементарные умения предметнопреобразовательной
деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире
профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате первого года изучения учебного предмета «Технология» ученик
научится:
организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально
осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами и иглой;
понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных
−
размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;
−
−
технологических операций;
экономно расходовать используемые материалы;
−
выполнять изделия по образцу, шаблонам;
−
анализировать устройство изделия, определять в нем детали;
−
называть технологические операции при работе над изделием;
−
определять основные этапы создания изделий с опорой на рисунки и план работы;
−
узнавать и называть основные свойства бумаги, картона, пластичных,
−
текстильных и природных материалов и использовать эти свойства в работе над
изделием;
−
декоративных композициях;
−
аппликация, мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов);
использовать информацию, представленную в разных формах (текст,
−
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) для изготовления изделий;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах.
составлять композиции, используя различные техники (аппликация, рваная
собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в
В результате второго года изучения учебного предмета «Технология» ученик выполнять изделия по образцу, рисункам, фотографиям, шаблонам, заданным
анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их
осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой и другими
понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных
научится:
организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально
характеризовать технологические операции при работе над изделием;
различать виды ниток, отмерять длину нитки, выполнять 2–3 вида строчек
−
размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;
−
инструментами;
−
технологических операций;
−
условиям (описанию, теме), вносить творческие изменения в создаваемые изделия;
−
соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;
−
−
стежков, использовать их при создании декоративных композиций;
−
составлять композиции, используя различные техники (аппликация, плетение,
мозаика, симметричное вырезание, конструирование из различных материалов, оригами);
−
−
декоративных композициях;
−
−
края и России;
−
природных материалов; объяснять выбор материала для конкретного изделия;
приводить примеры наиболее распространенных профессий, оценивать их значимость в
жизни человека.
использовать различные виды орнамента при изготовлении и отделке изделий;
называть и характеризовать традиционные народные промыслы и ремесла своего
выполнять изделия, имеющие 1–2 оси симметрии;
собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в
характеризовать основные свойства бумаги, картона, пластичных, текстильных и
В результате третьего года изучения учебного предмета «Технология» ученик
научится:
использовать условные обозначения при выполнении различных технологических
осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой, циркулем,
−
планировать и организовывать рабочее место в зависимости от вида работы,
удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим
физиологическим возможностям;
−
шилом и канцелярским ножом;
−
операций;
−
изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, инструкционным
картам, простейшим чертежам, эскизам и схемам, заданным условиям (описанию, теме);
−
анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их
соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;
−
−
строчек стежков, использовать их при создании декоративных композиций;
−
использовать основные свойства конструкторов, текстильных, нетканых и
природных материалов при изготовлении объемных изделий, создании декоративных
композиций;
подбирать для конкретного изделия необходимые технологические операции;
отмерять длину нитки, закреплять нитку на ткани, выполнять несколько видов знать и называть сферы использования компьютеров;
знать и называть основные устройства персонального компьютера (монитор,
пришивать пуговицы 1–2 способами, используя их для украшения одежды и
уметь выполнять простейшие чертежи, эскизы, развертки, вычерчивать
−
создания декоративных композиций;
−
окружности, использовать эти умения при изготовлении изделий;
−
−
клавиатура, системный блок, принтер, мышь и др.);
−
−
тексты), выводить созданный продукт на принтер;
−
воспроизведения необходимой информации.
знать и выполнять правила безопасной работы на компьютере;
работать на компьютере в текстовом редакторе (создавать и править небольшие
использовать технические возможности компьютера для поиска, хранения и
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Технология» ученик
осознанно соблюдать технику безопасной работы с инструментами;
использовать условные обозначения при выполнении различных технологических
научится:
−
планировать и организовывать рабочее место в зависимости от вида работы,
удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим
физиологическим возможностям;
−
−
операций;
−
изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, инструкционным
картам, простейшим чертежам, эскизам и схемам, заданным условиям (описанию, теме);
−
анализировать конструкцию изделия, предлагать возможные варианты изменения
вида конструкции, способа соединения деталей;
−
работе над изделием;
−
пластичных,
текстильных, нетканых и бросовых материалов при создании объемных моделей и
макетов, игрушек, декоративных композиций;
−
композиции из ниток и лент на канве и ткани, украшая одежду;
−
−
презентаций, выводить созданный продукт на принтер;
−
воспроизведения необходимой информации.
называть самые значимые технические достижения страны (мира);
работать на компьютере в текстовом редакторе и программе для создания
использовать многообразие швов и декоративных элементов, создавая
использовать знание технологических операций для освоения новых техник при
использовать технические возможности компьютера для поиска, хранения и
использовать свойства бумаги,
картона,
конструкторов,
6.Основное содержание обучения
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практикоориентированную
направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как
средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных
качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и
универсальных учебных действий.
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и
Содержание курса (135 ч) способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (38ч)
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных
ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь
ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты (68ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным
свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная
разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и
выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью
линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование и др.), формообразование
деталей (сгибание, складывание и др.), сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное,
винтовое и др. виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные,
бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно
прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники. Чтение условных
графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование (17ч)
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;
виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
различные
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико
технологическим, функциональным, декоративнохудожественным
4. Практика работы на компьютере (12ч)
и пр.).
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие
приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.
Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из
ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Виды учебной деятельности
Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их
обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели,
условиям использования и области функционирования предмета, техническим
условиям1);
решение доступных конструкторскотехнологических задач (определение
области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра
возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач
(общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой
информации, окончательный образ объекта определение особенностей конструкции и
технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов
их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии,
проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы). Содержание
учебного
предмета, курса
Тематическое
планирование
1
кл.
2
кл.
3
кл.
4
кл.
Характеристика
деятельности
обучающихся.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умени и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания 38ч
Рукотворный
мир как результат
труда человека
Трудовая
деятельность в
жизни человека.
Основы культуры
труда
Природа в
художественно
практической
деятельности
человека
11
10
8
9
Человек творец и
созидатель, создатель
духовнокультурной и
материальной среды
Ремёсла и их роль
в культуре народов
мира; мастера, их
профессии и виды
изготавливаемых
изделий в за
висимости от условий
конкретной
местности; традиции
и творчество мастера
в создании
предметной среды.
Организация
рабочего места,
рациональное разме
щение на рабочем
месте материалов и
инструментов.
Соблюдение при
работе безопасных
приёмов труда
Выражение связи
челове а и природы
через
предметную
среду,
декоративно
прикладное
искусство.
Гармония
предметного мира и
природы, её отраже
ние в народном быту и
творчестве.
Использование
форм и образов
природы в создании
предметной среды (в
Наблюдать связи
человека с природой и
предметным миром,
предметный мир
ближайшего окружения,
конструкции и образы
объектов природы и
окружающего мира,
традиции и творчество
мастеров родного края.
Сравнивать
конструктивные и де
коративные особенности
предметов быта,
отмечать их связь с
выполняемыми
утилитарными
функциями, понимать
особенности
декоративноприкладных
изделий и материалов для
рукотворной
деятельности.
Анализировать
предлагаемые задания:
понимать поставленную
ель, отделять известное
от неизвестного,
прогнозировать
получение практических
результатов в
зависимости от характера
выполняемых действий,
находить и
использовать в соответ
cтвии с этим
оптимальные средства и
способы работы. Природа и
техническая
среда
аппликации,
лепке,
мозаике и пр.)
Человек
и
наблюдатель
изобретатель.
Машины и
механизмы
помощники человека,
их
назначение,
характерные
особенности
конструкций.
Человек в
информационной
среде (мир звуков и
образов, компьютер и
его возможности).
Проблемы
экологии.
Дизайн в
художественной и
техническои
деятельности
человека (единство
формы, функции
оформления, стилевая
гармония)
Дом и семья.
Само
обслуживание
Декоративное
оформление
культурнобытовой
среды.
Самообслуживание
(поддержание
чистоты, опрятность),
хозяйственнопракти
ческа я помощь
взрослым.
Коммуникативная
культура, предметы и
изделия, обладающие
коммуникативным
смыслом (открытки,
сувениры, подарки и
т. п.).
Растения и
Искать, отбирать и
использовать
необходимую
информацию (из учеб
ника и других
справочных и дидакти
ческих материалов,
использовать ин
формационно
компьютерные техноло
гии)
Планировать
предстоящую практи
ческую деятельность в
соответствии с её целью,
задачами, особенностями
выполняемого задания,
отбирать оптимальные
способы его выполнения.
Организовывать свою
деятельность:
подготавливать своё
рабочее место,
рационально размещать
материалы и
инструменты,
соблюдать приёмы
безопасного и
рационального труда;
работать в малых
группах, осуществлять
сотрудничество, ис
полнять разные
социальные роли (уметь
слушать и вступать в
диалог, участвовать в
коллективном обсуж
дении, продуктивно
взаимодействовать и
сотрудничать со
сверстниками и
взрослыми).
Исследовать
конструкторскотехно животные в доме
(уход за растениями,
животными)
логические и
декоративнохудожест
венные особенности
предлагаемых изделий,
искать наиболее
целесообразные способы
решения задач приклад
ного характера в
зависимости от цели и
конкретных условий
работы.
Оценивать результат
деятельности: проверять
изделие в действии, кор
ректировать при
необходимости его
конструкцию и
технологию изготов
ления.
Обобщать (осознавать,
структурировать и
формулировать) то но
вое, что усвоено
20
18
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 68ч.
Материалы, их
свойства,
происхождение и
использование
человеком
16
14
Материалы, их
конструктивные и
декоративные
свойства.
Выбор материалов
по их свойствам и в
зависимости от
назначения изделия.
Подготовка
материалов к работе.
Бережное
использование и
экономное
расходование
материалов.
Способы
обработки материалов
для получения раз
личных декоративно
художественных
эффектов
Исследовать
(наблюдать, сравни
вать, сопоставлять)
доступные материалы: их
виды, физические
свойства (цвет, фактура,
форма и др.), техноло
гические свойства
способы обработки
материалов (разметка,
выделение деталей,
формообразование,
сборка, отделка),
конструктивные
особенности
используемых
инструментов (ножницы,
канцелярский нож),
чертёжных инструментов
(линейка, угольник, Инструменты и
приспособления
для обработки
материалов
Общее
представление о
технологическом
процессе
Правила
рационального и
безопасного
использования
инструментов и
приспособлений
Представление об
устройстве и
назначении изделий,
подборе материалов и
инструментов (в
зависимости от на
значения изделия и
свойств материала),
последовательности
практических
действий и
технологических
операций
Технологические
операции ручной
обработки
материалов (из
готовление
изделий из
бумаги, картона,
ткани и др.)
Подбор материалов и
инструментов.
Разметка (на глаз,
по шаблону,
трафарету, лекалу,
копированием, с
помощью линейки,
угольника, циркуля).
Выделение деталей
(отрывание, резание
ножницами,
канцелярским
ножом), фор
мообразование
деталей (сгибание,
складывание и др.).
Выполнение отделки в
соответствии с
особенностями
декоративных
циркуль), приёмы работы
приспособлениями
(шаблон, трафарет,
лекало, выкройка и др.) и
инструментами.
Анализировать
конструкторско
технологические и
декоративнохудо
жественные особенности
предлагаемых изделий,
выделять известное и
неизвестное,
осуществлять информа
ционный, практический
поиск и открытие нового
знания и умения; ана
лизировать и читать
графические
изображения (рисунки,
простейшие чертежи и
эскизы, схемы).
Создавать мысленный
образ конструкции с
учётом поставленной
конструкторско
технологической задачи
или с целью передачи
определён
ной художественно
стилистическо~
информации; воплощать
м_ысленныи образ в
материале с опорои (при
необходимости) на
графические изобра
жения, соблюдая приёмы
безопасного и
рационального труда.
Планировать
последовательность
практических действий
для реализации замысла,
поставленной задачи;
отбирать наиболее
эффективные способы
решения конструкторско
технологических и
декоративно орнаментов разных
народов России
(растительный,
геометрический и
другой орнамент).
Сборка изделия
(клеевое, ниточное,
проволочное, вин
товое и другие виды
соединения)
художественных заfJ.ач в
зависимости от
конкретных условии.
Участвовать в
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов: принятие идеи,
поиск и отбор
необходимой ин
формации, создание и
практическая реализация
окончательного образа
объекта, определение
своего места в общей
деятельности.
Осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.
Обобщать (осознавать,
структурировать и
формулировать) то но
вое, что открыто и
усвоено на уроке
Графические
изображения в
технике и
технологии
Отделка изделия или
его деталей
(окрашивание, вы
шивка, аппликация и
др.).
Виды условных
графических
изображений:
рисунок, простейший
чертёж, эскиз,
развёртка, схема.
Линии чертежа.
Чтение условных
графических
изображений.
Разметка с опорой
на доступные
графические изоб
ражения
З. Конструирование и моделирование 17ч. 3
1
6
7
Изделие и его
конструкция
Элементарные
представления о
конструкции
Изделие, деталь
изделия. Конструкция
изделия; виды
конструкций и
способы их сборки;
изготовление изделий
с различными
конструктивными
особенностями.
Основные
требования к изделию
(соответствие мате
риала, конструкции и
внешнего оформления
назначению изделия)
Конструкция изделия
(разъёмная,
неразъёмная,
соединение
подвижное и
неподвижное)
Конструирование
и
моделирование
не
сложных
объектов
Конструирование и
моделирование
изделий на основе
природных форм и
конструкций
(например, образы
животных и растений
в технике оригами,
аппликациях из
геометрических фи
гур и пр.),
простейших тех
нических объектов
(например, модели
качелей, ракеты,
планера и т. д.).
Проектирование
Сравнивать различные
виды конструкций и
способы их сборки.
Характеризовать
основные требования к
изделию.
Моделировать
несложные изделия с
разными
конструктивными
особенностями,
используя разную
художественную технику
(в пределах изученного).
Конструировать
объекты с учётом
технических и
художественнодекора
тивных условий:
определять особенности
конструкции, подбирать
соответствующие
материалы и
инструменты, читать
простейшую техническую
документацию и
выполнять по ней
работу.
Проектировать изделия:
создавать образ в
соответствии с замыслом,
реализовывать замысел,
используя необходимые
конструктивные формы и
декоративно
художественные образы,
материалы и виды
конструкций, при не
обходимости
корректировать
конструкцию и
технологию ее
изготовления.
Планировать
последователь
ность практических
действий для реализации
замысла, поставленной доступных по
сложности конструк
ции изделии
культурнобытового и
технического назна
чения
задачи; отбирать
наиболее эффективные
способы решения
конструкторскотехно
логических и
декоративнохудожест
венных задач в
зависимости от кон
кретных условий.
Участвовать в
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов: принятие идеи,
поиск и отбор
необходимой ин
формации, создание и
практическая реализация
окончательного образа
объекта, определение
своего места в общей
деятельности.
Осуществлять
самоконтроль и кор
ректировку хода работы
и конечного результата.
Обобщать(структуриро
вать и формулировать)
то новое, что открыто и
усвоено на уроке
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)
12ч 3
3
2
4
Знакомство с
комьпьютером
Работа с
информацией
Назначение основных
устройств
компьютера для
ввода, вывода и
обработки
информации.
Включение и
выключение и
подключение к нему
устройств.
Запуск программы.
Завершение
выполнения
программы.
Клавиатура, общее
представление о
правилах
клавиатурного
письма, пользование
мышью.
Соблюдение
безопасных приёмов
труда при работе на
компьютере.
Файлы. Папки
(каталоги).
Имя файла.
Простейшие операции
над файлами и
папками. Простые
информционные
объекты (текст,
таблица, схема,
рисунок).
Работа с ЦОР
(цифровыми
образовательными
ресурсами), готовыми
материалами на
электронных
носителях (CD):
активация диска, чте
ние информации,
выполнение
предложенных
заданий
Наблюдать мир образов
на экране компьютера,
образы информационных
объектов различной
природы (графика,
тексты, видео,
интерактивное видео),
процессы создания
информационных
объектов с помощью
компьютера.
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
материальные и
информационные
объекты;
инструменты
материальных и
информационных
технологий;
элементы
информационных
объектов (линии, фигуры,
текст, таблицы); их
свойства: цвет, ширина и
шаблоны линий; шрифт,
цвет, размер и начертание
текста; отступ, интервал
и выравнивание абзацев;
технологические
свойства способы
обработки элементов
информационных
объектов: ввод, удаление,
копирование и вставка
текстов.
Проектировать
информационные
изделия: создавать образ
в соответствии с
замыслом,
реализовывать замысел,
используя необходимые
элементы и инструменты
информационных Компьютерное
письмо
Правила
клавиатурного
письма.
Создание небольших
текстов и печатных
публикаций с
использованием
изображений на
экране компьютера.
Оформление текста
(выбор шрифта,
размера, цвета
шрифта,
выравнивание абзаца)
технологии,
корректировать замысел
и готовую продукцию в
зависимости от
возможностей
конкретной
инструментальной среды.
Искать, отбирать и
использовать
необходимые составные
элементы ин
формационной
продукции (изображения,
тексты, звуки, видео).
Планировать
последовательность
практических действий
для реализации замысла,
поставленной задачи;
отбирать наиболее
эффективные способы
реализации замысла в
зависимости от
особенностей конкретной
инструментальной среды.
Осуществлять
самоконтроль и кор
ректировку хода работы
и конечного результата.
Обобщать
(осознавать, структу
рировать и
формулировать) то но
вое, что открыто и
усвоено на уроке
Планируемые результаты по учебному предмету
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых
умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании
о простых и доступных правилах создания
общечеловеческой культуры,
функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства
(удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и
окружающей среды);
знание
используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и
назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические
соответствующую возрасту технологическую компетентность: операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и
инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных
результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку,
отделку изделия; проверку изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение
доступных графических изображений, использование чертежных инструментов
(линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на
рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию,
воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование
конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их
изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в
задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий,
прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической
деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной
деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в
своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать
собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей
группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
доброжелательность,
трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и
одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
развитие личностных качеств:
любознательность,
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся начального общего образования.
Содержание
№
п\
п
предмета, курса
1 Общекультурные и
учебного
общетрудовые
компетенции.
Основы культуры
труда,
самообслуживания.
Количество часов
1кл
7
2кл
10
3кл
9
4кл
8
Характеристика деятельности
обучающихся
Наблюдать связи человека с
природой и предметным миром,
предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и образы
объектов природы окружающего
мира, традиции и творчество
мастеров родного края.
Сравнивать конструктивные и
декоративные особенности
предметов быта, отмечать их связь
с выполняемыми утилитарными
функциями.
Понимать особенности
декоративноприкладных изделий и
материалов для рукотворной
деятельности.
Анализировать предлагаемые
задания: понимать поставленную цель, отделять известное от
неизвестного, прогнозировать
получение практических
результатов в зависимости от
характера выполняемых действий,
находить и использовать в
соответствии с этим оптимальные
средства и способы работы.
Искать, отбирать и использовать
необходимую информацию из
учебника и других справочных и
дидактических материалов,
использовать информационно
компьютерные технологии.
Планировать предстоящую
практическую деятельность в
соответствии с ее целью, задачами,
особенностями выполняемого
задания, отбирать оптимальные
способы ее выполнения.
Организовывать свою
деятельность: подготавливать свое
рабочее место, рационально
размещать материалы и
инструменты, соблюдать приемы
безопасного и рационального
труда; работать в малых группах,
осуществлять сотрудничество,
исполнять разные социальные роли.
Исследовать конструкторско
технологические и декоративно
художественные особенности
предлагаемых изделий, искать
наиболее целесообразные способы
решения задач прикладного
характера.
Оценивать результат
деятельности: проверять изделия в
действии, корректировать при
необходимости его конструкцию и
технологию изготовления.
Обобщать то новое, что усвоено.
23
11
12
2
Технология ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической
грамоты.
12 Исследовать
доступные
материалы: их виды, физические
свойства,
технологические
свойства – способы обработки
конструктивные
материалов,
используемых
особенности
инструментов,
чертежных
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.