Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Филипповой Н.А. для обучающихся по организации и проведении лабораторных работ на уроках химии с цифровыми лабораториями, - М.: Полимедиа, 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
естественных наук
Протокол №___от "___" _______2018 г
Руководитель ШМО Т.В. Бабакова
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
_______Мишутина Т.П.
Утверждаю
Приказ №______ от "_____"_________2018г
Директор школы _______О.Н.Косолапенкова
Рабочая программа
по цифровым лабораториям на уроках
химии
9 класс
Разработала
Зябкина Ольга Алексеевна,
учитель высшей квалификационной категории
2018 2019 учебный годРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897;
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Филипповой Н.А. для
обучающихся по организации и проведении лабораторных работ на уроках химии с цифровыми
лабораториями, М.: Полимедиа, 2015 г.
1. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Основные личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
развитие опыта экологически ориентированной
экологического мышления,
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
2. Метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования различными поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
3. Предметные результаты обучения:
Обучающийся научится:
характеризовать виды цифровых лабораторий и их назначение в практике химических
исследований;
различать виды измерительных датчиков, уметь пользоваться ими на практике;
проводить эксперимент по теме по установленному плану;
читать графики по результатам исследований и анализировать их;
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты;
Обучающийся получит возможность научиться:
применять на практике результаты полученных исследований;
бережно относиться к окружающей среде;
прогнозировать экологические риски для здоровья людей, безопасности жизни,
качества окружающей среды;
безопасно и эффективно использовать цифровое и лабораторное оборудование,
проводить точные измерения и адекватно оценивать полученные результаты,
представляя обоснованные аргументы своих действий, основанных на межпредметном
анализе учебных задач.
понимать возрастающую роль естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянный процесс эволюции научного знания, значимость
международного научного сотрудничества;
применять научные подходы к решению различных задач;2. Содержание учебного предмета
Цифровые лаборатории в исследованиях.
Содержание
Исследование физических показателей микроклимата
помещений.
Анализ и оценка измеренных физических показателей
микроклимата.
Сравнение теплотворной способности двух видов топлива.
Анализ и оценка измеренных показателей теплотворной
способности.
Тепловой эффект эндотермической реакции. Взаимодействие
лимонной кислоты и соды.
Анализ полученных полученных измерений эндотермической
реакции.
Презентация продуктов исследований.
Итоговое тестирование по изученному разделу.
Исследование нарушения кровообращения при наложении
жгута
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Исследование выделительной и терморегуляторной функции
кожи.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Исследование регуляции температуры человека при потере
тепла потоотделением: измерение потерянного тепла на
кончиках пальцев.
Формы организации и виды деятельности
Анализ многообразия цифровых лабораторий, практическое освоение основных
принципов работы с оборудованием
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Отчет работы групп по результатам проведенных исследований
Итоговый тест
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторийАнализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние шумовых загрязнений на здоровье человека
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние физической нагрузки на ЧСС
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Тематическое тестирование по изученному разделу
Экзотермические реакции. Растворение щелочей в воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Окислительновосстановительные реакции. Реакция хлорида
алюминия с медью.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Растворение нитрата аммония в
воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Реакции между кристаллическим
гидроксидом бария и роданидом аммония.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Аддитивность теплоты реакции. Закон Гесса.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Итоговый тест
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей поТематическое тестирование по изученному разделу
Исследование пламени свечи
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Замерзание и плавление воды
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Оформление результатов исследованием с построением графика, анализом и
формулировкой выводов
Проведение лабораторных исследований по теме путем замера показателей по
плану эксперимента с применением цифровых лабораторий
Итоговый тест
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п.п.
Название раздела,
темы
Количество
часов на его
освоение
Форма контроля
Раздел 1: «Общее знакомство с цифровыми лабораториями
и практикой проведения экспериментов»
Цифровые лаборатории в исследованиях.
Исследование физических показателей микроклимата
помещений.
Анализ и оценка измеренных физических показателей
микроклимата.
Сравнение теплотворной способности двух видов топлива.
Анализ и оценка измеренных показателей теплотворной
способности.
Тепловой эффект эндотермической реакции. Взаимодействие
лимонной кислоты и соды.
1
2
3
4
5
6
9
1
1
1
1
1
1
Деловая игра «Я – сотрудник научной лаборатории»
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Анализ полученных полученных измерений эндотермической
реакции.
Презентация продуктов исследований.
Итоговое тестирование по изученному разделу.
Раздел 2: «Исследовательский практикум с цифровой
лабораторией»
Экзотермические реакции. Растворение щелочей в воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Окислительновосстановительные реакции. Реакция хлорида
алюминия с медью.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Растворение нитрата аммония в
воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Реакции между кристаллическим
гидроксидом бария и роданидом аммония.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Аддитивность теплоты реакции. Закон Гесса.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Тематическое тестирование по изученному разделу
Исследование пламени свечи
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Замерзание и плавление воды
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние природы реагирующих веществ на скорость
протекания реакции
1
1
1
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Защита проектной работы в группах
Тест по изученной теме
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Тест по изученной теме
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние фермента каталазы на пероксид водорода
Влияние катализатора на скорость химической реакции
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Определение водородного показателя в растворах различных
веществ.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Работа с графиками. Чтение графиков. Анализ графиков.
Групповая подготовка проекта к презентации.
Парад проектов
Тематическое тестирование по изученному разделу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по проведенному эксперименту
Оформление краткой схемы – отчета по проводимым
измерениям в тетрадях
Итоговый отчет по выбранному проекту. Дневник
проекта.
Представление результатов одного из проектов по
группам
Тест по изученной теме
№ п/п
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
Календарно – тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год
Раздел, тема урока
Тип, форма урока
Раздел 1: «Общее знакомство с цифровыми лабораториями и
практикой проведения экспериментов»
Цифровые лаборатории в исследованиях.
Исследование физических показателей микроклимата помещений.
Анализ и оценка измеренных физических показателей микроклимата.
Сравнение теплотворной способности двух видов топлива.
Анализ и оценка измеренных показателей теплотворной способности.
Урок изучения нового материала
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тепловой эффект эндотермической реакции. Взаимодействие лимонной
кислоты и соды.
Анализ полученных полученных измерений эндотермической реакции.
Презентация продуктов исследований.
Итоговое тестирование по изученному разделу.
Раздел 2: «Исследовательский практикум с цифровой лабораторией»
Экзотермические реакции. Растворение щелочей в воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Окислительновосстановительные реакции. Реакция хлорида алюминия с
медью.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Растворение нитрата аммония в воде.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Эндотермические реакции. Реакции между кристаллическим гидроксидом
бария и роданидом аммония.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Аддитивность теплоты реакции. Закон Гесса.
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Тематическое тестирование по изученному разделу
Исследование пламени свечи
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Замерзание и плавление воды
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние природы реагирующих веществ на скорость протекания реакции
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Влияние фермента каталазы на пероксид водорода
Влияние катализатора на скорость химической реакции
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Определение водородного показателя в растворах различных веществ.
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок – презентация результатов
Зачетно тематический урок
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Зачетно тематический урок
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум31
32
33
34
35
Анализ и оценка измеренных показателей. Выводы.
Работа с графиками. Чтение графиков. Анализ графиков.
Групповая подготовка проекта к презентации.
Парад проектов
Тематическое тестирование по изученному разделу.
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Урок анализа и оценки результатов
Урок практикум
Зачетно тематический урок