03-02
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-
Карасульская средняя общеобразовательная школа
п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область
СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________ О.Г.Зуева 31.08.2016
|
СОГЛАСОВАНО Методист ______________З.А. Изулина 31.08. 2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая Карасульской СОШ ____________ Т.В. Гинтер 31.08. 2016г. Приказ №___ |
Рабочая программа
по учебному предмету «География» 6 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель Юрова Светлана Николаевна
п.Октябрьский
2016
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерной программы по географии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», фундаментального ядра содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова.и авторской программы Бариновой И.И., Герасимовой Т.П. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Цели изучения предмета:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
· актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
· развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
· научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
· научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
· включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
· Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
· Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
· Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения географии на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ в 2016-2017 учебном году на изучение географии в 6 классе отводится 1ч в неделю (34 часа за год), из них 10% на региональный компонент.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные:
· умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность;
· формирование ответственного отношения к учебе;
· формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
· сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности;
· осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей;
· гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
· осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
· осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
· представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
· осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
· осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
· умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
· патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
· уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· понимать учебную задачу;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность их выполнения;
· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения, оценивать достигнутые результаты;
· ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
· строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы;
· описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям;
· выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты;
· уметь показывать на карте и определять географическое положении;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
· выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения;
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
· составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
· вычитывать все уровни текстовой информации;
· уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
· участвовать в коллективном поиске и обсуждении проблем; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи;
· обмениваться мнениями, понимать позицию партнера;
· принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
· высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Предметные:
Учащийся должен уметь:
· называть методы изучения Земли;
· называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
· приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом;
· наблюдать действующую модель (теллурий, движение Земли вокруг Солнца);
· приводить примеры географических следствий движения Земли;
· объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы» «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
· приводить примеры географических следствий движения Земли;
· называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
· приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
· находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
· читать план местности и карту;
· называть существенные признаки плана на местности, приводить примеры разных видов масштаба.
· научаться определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба, распознавать описывать объекты, изображенные на плане в масштабе с помощью условных знаков.
· производить простейшую съемку местности;
· классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
· ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
· определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
· называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
· объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
· называть и показывать основные географические объекты;
· работать с контурной картой;
· называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
· приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
· определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
· классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
· объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
· измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц;
· составлять краткую характеристику равнин, моря, реки, озера по плану;
· описывать погоду и климат своей местности;
· называть и показывать основные формы Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
· называть меры по охране природы;
· рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
· приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
· составлять описание природного комплекса;
· приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
· анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при расселение его по Земле, регионов проживания различных рас.
Содержание учебного предмета.
Введение (2ч).
Развитие географических знаний о Земле – 1ч.
Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия – 1ч.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
Изображение земной поверхности (12ч).
Виды изображения земной поверхности: план местности, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Региональный компонент (РК). План местности. Изображение здания школы в масштабе. Географические координаты нашей местности.
Практикумы.
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Природа Земли (17 ч).
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера – 5ч. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера – 5ч. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера – 5ч. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера – 2ч. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Природные комплексы своей местности.
Региональный компонент (РК). Особенности рельефа нашей местности. Реки Тюменской области. Внутренние воды Тюменской области. Температуры Тюменской области. Давление, ветры, атмосферные фронты Тюменской области. Особенности атмосферных осадков Тюменской области. Погода и климат Тюменской области. Растения и животные нашей местности.
Практикумы.
5. Составление описания форм рельефа.
6. Составление описания внутренних вод.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Население Земли. (2ч).
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Региональный компонент (РК). Население Тюменской области.
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс» (1ч).
График контрольных работ:
№ п/п |
Номер урока |
Дата |
Тема |
1. |
14 |
«Виды изображений поверхности Земли». |
|
2. |
24 |
|
«Литосфера. Гидросфера». |
3. |
33 |
|
«Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Население Земли». |
График практических работ:
№ п/п |
Номер урока |
Дата |
Тема |
1. |
4 |
Изображение здания школы в масштабе. |
|
2. |
5 |
|
Определение направлений и азимутов по плану местности. |
3. |
7 |
|
Составление плана местности методом маршрутной съемки. |
4. |
13 |
|
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам |
5. |
18 |
|
Составление описания форм рельефа. |
6. |
23 |
|
Составление описания внутренних вод. |
7. |
26 |
|
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. |
8. |
27 |
|
Построение розы ветров. |
9. |
28 |
|
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. |
10. |
31 |
|
Составление характеристики природного комплекса (ПК). |
Тематическое планирование
№п/п |
Темы |
Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Контрольные работы |
Практикум |
1. |
Развитие географических знаний о Земле. |
1 |
Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. |
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географии и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий Х.Колумба, Ф.Магеллана, Ф.Дрейка, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Работать с контурной картой. |
|
|
2. |
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. |
1 |
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. |
Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом. Наблюдать действующую модель (теллурий, движение Земли вокруг Солнца). |
|
|
Изображение земной поверхности. |
12 |
Виды изображения земной поверхности: план местности, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. РК. План местности. Изображение здания школы в масштабе. Географические координаты нашей местности. |
Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты, сравнивать их. Определять направления и расстояния между географическими объектами по картам с помощью масштаба разного вида, абсолютную высоту горных вершин и глубину впадин. Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по координатам. Обозначать местонахождение объектов на контурной карте по их географическим координатам. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории. Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
1 |
4 |
|
Природа Земли. |
17 |
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. РК. Особенности рельефа нашей местности. Реки Тюменской области. Внутренние воды Тюменской области. Температуры Тюменской области. Давление, ветры, атмосферные фронты Тюменской области. Особенности атмосферных осадков Тюменской области. Погода и климат Тюменской области. Растения и животные нашей местности. |
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли. Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой. Анализировать тематические карты для получения знаний об основных частях и компонентах оболочек Земли. Составлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные способности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира. Овладевать навыками использования простых приборов и инструментов. Организовывать наблюдения: за температурой воздуха и направлением ветра, облачностью и другими метеорологическими явлениями. Составлять перечень условных знаков состояния основных элементов погоды. Формировать и развивать творческие способности учащихся. Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. Объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона». Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. Определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей. Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы. Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану. Описывать погоду и климат своей местности. Называть и показывать основные формы Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли. Составлять описание природного комплекса. |
1 |
6 |
|
Население Земли. |
2 |
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. РК. Население Тюменской области. |
Называть меры по охране природы; рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при расселение его по Земле, регионов проживания различных рас. |
1 |
|
|
Итоговый урок. |
1 |
|
||||
Итого |
34 |
3 |
10 |
Учебно-методический комплект утвержден приказом заведующей филиалом МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульской СОШ от 31 мая 2016 №22/2:
1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения)
2. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин).
3. География.
Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова).
Дополнительная литература:
1. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс . 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
3. География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание.
Карты по географии:
1. Карта Мирового океана.
2. Физическая карта полушарий.
3. Физические карты материков.
4. Карта великих географических открытий.
Интернет ресурсы:
1. www. drofa.ru
2. http: //school-collection.edu.ru
3. http: //www.ancient.ru/
4. http: //ancientrome.ru/
5. http: //cyrill.newmail.ru
6. http: //artclassic.edu.ru
7. http: //vm.kemsu.ru
Технические средства обучения:
№ |
Наименование ТСО |
Марка |
1 |
Ноутбук |
lenovo |
2 |
Мышка |
zalman |
3 |
Мультимедиа-проектор |
Infocus |
4 |
Экран |
|
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Ученик научится:
· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· описывать погоду своей местности;
· уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
Ученик 6 класса получит возможность научиться:
· создавать простейшие географические карты различного содержания;
· моделировать географические объекты и явления;
· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Календарно- тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока
|
Стандарты содержания
|
Ожидаемые результаты |
Кодификатор |
|||||
По плану |
коррекция |
|||||||||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||||
Введение 2 ч |
||||||||||
1. |
|
|
Открытие, изучение и преобразование Земли. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. |
Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. |
Называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
|
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.
|
1.2 |
|
|
2. |
|
|
Земля - планета Солнечной системы.
|
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. |
Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. |
Объяснять значение понятия: «солнечная система». Объяснять следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; называть методы изучения Земли; приводить примеры географических следствий движения Земли.
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. |
2.1 |
|
|
Изображение земной поверхности (12ч) |
|
|||||||||
3. |
|
|
Понятие о плане местности. Масштаб. |
Виды изображения земной поверхности: план местности, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Научатся читать план местности и карту; называть существенные признаки плана на местности, приводить примеры разных видов масштаба. Получат возможность научиться определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба, распознавать описывать объекты, изображенные на плане в масштабе с помощью условных знаков. объяснять значение понятий: «план местности», «масштаб». |
Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. |
1.1 |
|
|
4. |
|
|
Практическая работа №1. Изображение здания школы в масштабе. |
Как составить план местности. Условные знаки. РК. Изображение здания школы в масштабе. |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
Определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности.
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. |
1.1 |
|
|
5. |
|
|
Стороны горизонта. Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности. |
Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. РК. План местности. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. |
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации; выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. |
1.1 |
|
|
6. |
|
|
Изображение на плане неровностей земной поверхности. |
Условные знаки. Относительная высота. Абсолютная высота. Рельеф. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
Приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой. |
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. |
1.1 |
|
|
7. |
|
|
Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. |
Как составить план местности. Условные знаки. Определение направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. РК. План местности. |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
Производить простейшую съемку местности; называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе.
|
Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
1.1 |
|
|
8. |
|
|
Форма и размеры Земли. |
Форма и размеры Земли. Глобус – модель земного шара. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
Называть и показывать основные формы Земли. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность их выполнения. Познавательные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения познавательных задач. |
2.1 |
|
|
9. |
|
|
Географическая карта. |
Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; объяснять значение понятий: «географическая карта». |
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. |
1.1 |
|
|
10. |
|
|
Градусная сеть на глобусе и картах. |
Градусная сеть: параллели и меридианы. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
Называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности и значение. |
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
1.1 |
|
|
11. |
|
|
Географическая широта и долгота. |
Географические координаты: географическая широта и долгота. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе. |
Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. |
1.1 |
|
|
12. |
|
|
Географические координаты. |
Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний по карте. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе. |
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
1.1 |
|
|
13. |
|
|
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. |
Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний по карте. РК. Географические координаты нашей местности.
|
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе. |
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
1.1 |
|
|
14. |
|
|
Контрольная работа №1. «Виды изображений поверхности Земли». |
Виды и способы изображений поверхности Земли. |
Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. |
Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные: выделять существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам. |
1.1 1.2 2.1 |
|
|
Природа Земли (17 ч) Литосфера – 5ч. |
|
|||||||||
15. |
|
|
Земля и ее внутреннее строение. |
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. |
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. |
Объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые». |
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, корректировать план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; ставить и формулировать цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
2.2 |
|
|
16. |
|
|
Движение земной коры. Вулканизм. |
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. |
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. |
работать с контурной картой;
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; качественно и количественно описывать объект; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.2
|
|
|
17. |
|
|
Рельеф суши. Горы. |
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Называть и показывать основные географические объекты; объяснять значение понятий: «горы», «равнины».
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям; работать с текстом и внетекстовыми компонентами, выделять главную мысль, находить определения понятий; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.2
|
|
|
18. |
|
|
Равнины суши. Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа. |
Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. РК. Особенности рельефа нашей местности. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Составлять краткую характеристику равнин по плану; называть и показывать основные географические объекты; объяснять значение понятий: «горы», «равнины». определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей. |
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. |
2.2
|
|
|
19. |
|
|
Рельеф дна Мирового океана. |
Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. |
Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. |
Объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. |
2.2
|
|
|
Гидросфера – 5ч. |
|
|||||||||
20. |
|
|
Вода на Земле. Части Мирового океана. |
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. |
Объяснять значение понятий: «гидросфера», «Мировой океан», «море», называть методы изучения земных недр и Мирового океана; называть и показывать основные географические объекты. |
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. |
2.3 |
|
|
21. |
|
|
Движение воды в океане. |
Движение воды в океане – волны, течения. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
Называть и показывать основные географические объекты. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям; работать с текстом и внетекстовыми компонентами, выделять главную мысль, находить определения понятий; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.3 |
|
|
22. |
|
|
Подземные воды. Реки. |
Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. РК. Реки Тюменской области. |
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. |
Называть и показывать основные географические объекты; объекты вод суши.
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; качественно и количественно описывать объект; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.3 |
|
|
23. |
|
|
Озера. Ледники. Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод. |
Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. РК. Внутренние воды Тюменской области. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. |
Называть и показывать основные географические объекты; объекты вод суши.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, корректировать план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
2.3 |
|
|
24. |
|
|
Контрольная работа № 2. «Литосфера. Гидросфера». |
Характеристика компонентов литосферы и гидросферы. |
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. |
Называть и показывать основные географические объекты.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные: выделять существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.2. 2.3 |
|
|
Атмосфера – 5ч. |
|
|||||||||
25. |
|
|
Атмосфера: строение, значение, изучение. |
Строение воздушной оболочки Земли. |
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. |
Объяснять особенности циркуляции атмосферы. измерять (определять) атмосферное давление.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, корректировать план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
2.4 |
||
26. |
|
|
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. |
Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. РК. Температуры Тюменской области. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. . |
Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц.
|
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
2.4 |
|
|
27. |
|
|
Атмосферное давление. Практическая работа №8. Построение розы ветров. |
Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. РК. Давление, ветры, атмосферные фронты Тюменской области. |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
Измерять (определять) направление ветра за сутки, месяц.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. |
2.4 |
|
|
28. |
|
|
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. |
Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. РК. Особенности атмосферных осадков Тюменской области. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей.
|
Измерять (определять) облачность. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; качественно и количественно описывать объект; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.4 |
|
|
29. |
|
|
Погода. Климат. |
Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. РК. Погода и климат Тюменской области. |
Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности.
|
описывать погоду и климат своей местности.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, корректировать план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
2.4 |
|
|
Биосфера. Географическая оболочка – 2 ч. |
|
|||||||||
30. |
|
|
Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. РК. Растения и животные нашей местности. |
Формирование ответственного отношения к учебе; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. |
Объяснять значение понятий: «биосфера», «географическая оболочка».
|
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; качественно и количественно описывать объект; классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.5 |
|
|
31. |
|
|
Практическая работа №10. Составление характеристики природного комплекса (ПК). |
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. РК. Природные комплексы своей местности. |
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. |
Объяснять значение понятий: «природный комплекс», «природная зона». |
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
2.6 |
|
|
Население Земли. (2ч) |
|
|||||||||
32. |
|
|
Население Земли. |
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. РК. Население Тюменской области. |
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. |
Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при расселение его по Земле, регионов проживания различных рас.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. |
3.2 4.3 |
|
|
33. |
|
|
Контрольная работа №3. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Население Земли». |
Характеристика компонентов атмосферы и биосферы. Характеристика географической оболочки. |
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества. |
Составлять описание природного комплекса; анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при расселение его по Земле, регионов проживания различных рас.
|
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные: выделять существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам. |
2.4 2.5 2.6 |
|
|
34. |
|
|
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс». |
Основные понятия курса. |
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). |
|
Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения. |
1.1 1.2 2.1 2.2. 2.3 2.4 2.5 2.6 3.2 4.3 |
|
|
|
Контрольная работа №1. «Виды изображений поверхности Земли».
Вариант № 1.
1. Дайте определения следующим понятиям: топографический план, рельеф, параллель.
2. Какие виды масштаба вам известны? Приведите примеры.
3. Если численный масштаб карты 1:25000, то это значит, что:
а) в 1см – 25000км; б) в 1см – 250м; в) в 1см – 25км.
4. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называют:
а) меридианами; б) экватором;
в) полюсами; г) параллелями.
5. Найдите соответствие:
а) экватор; 1. дуга;
б) меридиан; 2. окружность;
в) параллель; 3. 3600;
4. 1800.
6. Какую широту имеет северный полюс? а) 900 с.ш.; б) 00 с.ш.
7. Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 430 с.ш. и 790 з.д.; б) 350 ю.ш. и 590 з.д.
8. Определите координаты следующих объектов:
а) г. Якутск; б) гора Килиманджаро; в) г. Каир.
Вариант № 2.
1. Дайте определения следующим понятиям: масштаб, относительная высота, географическая широта.
2. Какие вы знаете способы ориентирования на местности? Дайте им характеристику.
3. Если именованный масштаб в 1см – 100км, это значит, что:
а) 1:100; б) 1:10000000; в) 1:100000.
4. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это:
а) меридианы; б) экватор;
в) полюса; г) параллели.
5. Найдите соответствие:
а) экватор; 1. 20000 км;
б) меридиан; 2. 40000 км;
в) параллель; 3. различной длины.
6. Может ли быть долгота 1830 в.д.? а) да; б) нет.
7. Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 190 ю.ш. и 270 в.д.; б) 640 с.ш. и 180 з.д.
8. Определите координаты следующих объектов:
а) вулкан Везувий; б) г. Берлин; в) гора Народная.
Вариант № 3.
1. Дайте определения следующим понятиям: азимут, абсолютная высота, географическая долгота.
2. Расскажите о глазомерной съёмке. Какие её виды бывают?
3. Какой масштаб мельче:
а) 1:85000; б) 1:8500; в) 1:850000; г) 1:8500000.
4. Длина параллелей от экватора к полюсам:
а) уменьшается; б) увеличивается;
в) не изменяется.
5. Определите, какая точка расположена:
а) дальше всех от экватора; 1. 400 с. ш.;
б) ближе всех к экватору; 2. 200 с. ш.;
в) самая северная; 3. 100 с. ш.;
4. 500 с. ш.
6. Какую широту имеет экватор? а) 900 с.ш.; б) 00 с.ш.
7. Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 300 с.ш. и 320 в.д.; б) 160 ю.ш. и 520 в.д.
8. Определите координаты следующих объектов:
а) г. Рим; б) гора Белуха; в) г. Москва.
Вариант № 4.
1. Дайте определения следующим понятиям: ориентирование, меридиан, географические координаты.
2. Что такое градусная сетка? Где она находится? Для чего она нужна?
3. Какой масштаб крупнее:
а) 1:350000; б) 1:350000000; в) 1:350; г) 1:35000.
4. Направление север-юг указывает:
а) экватор; б) меридиан;
в) параллель.
5. Определите, какая точка расположена:
а) самая южная; 1. 400 с. ш.;
б) ближе всех к экватору; 2. 200 с. ш.;
в) дальше всех от экватора; 3. 100 с. ш.;
4. 500 с. ш.
6. Может ли быть широта 950 с.ш.? а) да; б) нет.
7. Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 00 с.ш. и 500 з.д.; б) 340 ю.ш. и 200 в.д.
8. Определите координаты следующих объектов:
а) г. Сидней; б) вулкан Кения; в) г. Лондон.
Контрольная работа № 2. «Литосфера. Гидросфера».
1.Как называется верхний твердый слой Земли?
а) осадочный слой;
б) земная кора;
1. в) ядро;
2. г) мантия.
2. К обломочным горным породам относятся:
а) песок и гравий;
б) гранит и мрамор;
3. в) песок и базальт;
4. г) гравий и известняк.
3. К магматическим горным породам относится:
а) мрамор;
б) пемза;
5. в) известняк;
6. г) торф.
4. Как называется прибор, фиксирующий состояние земной коры?
а) компас;
б) нивелир;
7. в) барометр;
8. г) сейсмограф.
5. Как называется канал, по которому магма поднимается внутри вулкана?
а) кратер; б) труба; в) жерло; г) конус.
6. Что такое «гидросфера»? Каков состав гидросферы?
7. В отличие от большого круговорота в малом круговороте воды не принимают участие: а) Мировой океан; б) Водяной пар атмосферы; в) реки
8. Назовите океан, который находится во всех полушариях.
а) Уступает только Тихому
б) Превосходит Тихий, Индийский и атлантический
в) Превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому и Индийскому
г) Уступает только Индийскому
1. Как называется место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение пластов горных пород?
а) очаг;
б) эпицентр;
в) район;
г) регион.
2.Как называется периодически фонтанирующий природный горячий источник?
а) вулкан;
б) водопад;
в) родник;
г) гейзер.
3. Укажите самую высокую горную систему на Земле.
а) Кавказ;
б) Урал;
в) Гималаи;
г) Саяны.
4. Какая гора является высочайшей вершиной суши?
а) Килиманджаро;
б) Эльбрус;
в) Аконкагуа;
г) Джомолунгма.
5. Самая обширная равнина на Земле:
а) Западно-Сибирская; б) Амазонская; в) Индо-Гангская; г) Ла-Платская.
6. Какие движения воды в Мировом океане вы знаете? Назовите причины возникновения каждого из видов движения?
7. Сколько океанов выделяют в Мировом океане? Перечислите их.
8. По средней глубине вторым после Тихого океана является
а) Атлантический океан
б) Северный Ледовитый океан
в) Индийский океан
9. Море отличается от залива
а) Меньшей глубиной
б) Положением на окраине океана
в) Большей площадью территории
г) Особенностями свойств воды, течениями и организмами.
10. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»
а) Красное А) Тихий
б) Карибское Б) Северный ледовитый
в) Баренцево В) Индийский
г) Южно-Китайское Г) Атлантический
Контрольная работа №3. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Население Земли».
Вариант № 1.
Выполните тест.
1. Расположите этапы нагрева в правильной
последовательности:
a) нагрев воздуха; б) солнечные
лучи; в) нагрев земной
поверхности.
2. В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура
воздуха: а) в полдень; б) до полудня; в) после полудня.
3. Заполните пропуск: При подъёме в горы атмосферное давление … каждые 10,5 м
на 1 мм рт.ст.
4. 22 июня лучи солнца падают под прямым углом:
а) на экватор; б) на северный тропик; в) на южный тропик.
5. Смена времен года вызвана:
а) вращением Земли вокруг своей оси;
б) вращением Земли вокруг Солнца;
в) наклоном земной оси;
г) орбитой годового вращения Земли.
6. Слово «биосфера» в переводе означает
А) природная сфера В) сфера жизни человека
Б) сфера жизни Г) окружающая среда
7. Почва — результат воздействия и на литосферу
А) атмосферных факторов Б) объектов гидросферы В) атмосферных факторов и
объектов гидросферы Г) атмосферы,
гидросферы и биосферы
8. К взаимосвязанным компонентам природы не относятся
А) рельеф Б) климат В) планеты Солнечной системы Г) животные
Решите задачи.
9. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720
мм рт. ст. Каково давление у подножия?
10. Сколько водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха
при его нагревании от 00С до +100С?
11. По радио передали: при t=+100C относительная влажность воздуха
50%. Сколько граммов воды содержит 1 м3 воздуха?
12. В течение суток были зафиксированы следующие данные: максимальная
температура +20С, минимальная -80С. Определите амплитуду
и среднесуточную температуру.
13. Постройте розу ветров за месяц, используя следующие данные:
С- 5 дней; С-В – 3 дня; В – 5 дней; Ю-В – 1 день; Ю – 4 дня; Ю-З – 6 дней;
З – 2 дня; С-З – 3 дня; безветренная погода – 2 дня.
14. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом
«Нет»:
1. Роль бактерий заключается в разложении органических остатков и
превращении в питательные вещества для растений.
2. Различают низшие, средние и высшие растения.
3. Четвёртое царство живой природы образуют животные.
4. Грибы – это растения.
5. Южнее зоны арктических пустынь находится зона тундры.
6. Почти все животные лесной зоны ведут древесный образ жизни.
7. Экологическая опасность связана с хозяйственной деятельностью человека.
8. Львы, гепарды и антилопы – типичные животные пустынь.
9. Верхний предел жизни находится на высоте около 20000 метров.
15. Найдите лишнее. Объясните свой выбор: плавательный бассейн, пчела,
болото, человек, пальма.
16. Расположите природные зоны по порядку начиная от экватора:
А) пустыня Б) влажные экваториальные леса В) тундра Г) тайга Д) степь Е) смешанные леса
17. Установите соответствие:
1. белка А) влажные экваториальные леса
2. ягуар Б) лесостепи
3. белый медведь В) степная зона
4. суслик Г) лесная зона
5. кабан Д) пустыня
6. анаконда Е) тундра
7. полярная сова Ж) арктическая пустыня
8. жираф 9. пингвин 10. северный олень 11. гепард 12. верблюд
13. волк 14. орел
ВАРИАНТ №2.
Выполните тест.
1. Процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода характерен
для: а) бактерий; б) растений; в)
животные; г) бактерий.
2. Верхняя граница биосферы находится:
а) в стратосфере; в) в тропосфере;
б) в озоновом слое; г) на высоте Эвереста.
3. Крупнейшим природным комплексом Земли является:
а) атмосфера; б) геосфера; в) Тихий океан; г) литосфера.
4. В какое время летом при ясной погоде наблюдается
наименьшая температура воздуха? а)
в полночь; б) перед восходом
Солнца; в) после захода Солнца.
5. Заполните пропуски: При подъёме вверх температура воздуха уменьшается на
каждые … км на…0С.
6. 23 марта лучи Солнца падают под прямым углом:
а) на экватор; б) на северный
тропик; в) на южный тропик.
7. Смена времён года вызвана:
а) вращением Земли вокруг своей оси;
б) вращением Земли вокруг Солнца;
в) наклоном земной оси; г)
орбитой годового вращения Земли.
8. Определите, какое выражение является существенным признаком полярной ночи:
a) солнце бывает в зените; б) с этой
параллели начинается полярные дни и ночи; в)
граница смены суток.
Решите задачи.
9. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст., у
поверхности земли – 760 мм рт. ст. Найдите глубину шахты.
10. Является ли воздух насыщенным, если при температуре +200С 1 м3
его содержит 9 г водяного пара?
11. Если при t=+100C в воздухе содержится 5г воды, вычислите
относительную влажность воздуха.
12. В течение суток были зафиксированы следующие данные: максимальная
температура +100С, минимальная +10С. Определите амплитуду
и среднесуточную температуру.
13. Постройте розу ветров за месяц, используя следующие данные:
С- 0 дней; С-В – 4 дня; В – 3 дней; Ю-В – 4 день; Ю – 6 дня; Ю-З – 3
дней; З – 6 дня; С-З – 1 день; безветренная погода – 4 дня.
14. Отметьте правильные высказывания словом «Да»,
неправильные - словом «Нет».
1. Чем плодороднее почва, тем она темнее.
2. Почва – это плодородный слой, обеспечивающий жизнь и развитие растений.
3. В процессе возникновения и развития почвы участвуют все природные оболочки.
4. Почти все животные лесной зоны ведут древесный образ жизни.
5. Грибы – это отдельное царство живой природы.
6. Более 75% всех видов животных и растений обитает во влажных экваториальных
лесах.
7. Львы, гепарды и антилопы – типичные животные тундры.
8. Различают низшие, средние и высшие растения.
9. Человек оказывает на биосферу чаще всего отрицательное влияние.
15. Найдите лишнее. Объясните свой выбор: озеро, сосна, шмель,
фонтан, кабан.
16. Расположите природные зоны по порядку начиная от экватора:
а) смешанные леса; б) влажные экваториальные леса; в) степь; г) тайга;
д) тундра; е)
пустыня.
17. Установите соответствие:
1. белка А) влажные экваториальные леса
2. ягуар Б) лесостепи
3. белый медведь В) степная зона
4. суслик Г) лесная зона
5. кабан Д) пустыня
6. анаконда Е) тундра
7. полярная сова Ж) арктическая пустыня
8. жираф 9. пингвин 10. северный олень 11. гепард 12. верблюд 13.
волк 14. орел
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.