03-02
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-
Карасульская средняя общеобразовательная школа
п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область
СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 31.08.2016
|
СОГЛАСОВАНО Методист ______________З.А. Изулина 31.08. 2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая Карасульской СОШ ____________ Т.В. Гинтер 31.08. 2016г. Приказ №___ |
Рабочая программа
по учебному предмету «География» 5 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель Юрова Светлана Николаевна
п.Октябрьский
2016
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерной программы по географии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова.и авторской программы Бариновой И.И., Герасимовой Т.П. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Цели изучения предмета:
География - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей.
Обучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения географии на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ в 2016-2017 учебном году на изучение географии в 5 классе отводится 1ч в неделю (34 часа за год), из них 10% на региональный компонент.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные:
1) сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
2) овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
3) овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
4) осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
6) овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
8) формирование мотивации в изучении наук о природе;
9) сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность;
10) осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
11) овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
12) формирование целостного мировоззрения;
13) формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
14) овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
15) осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
1) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
2) осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
3) эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
4) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
5) уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
1) способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
2) умения управлять своей познавательной деятельностью;
3) умение организовывать свою деятельность;
4) определять её цели и задачи;
5) выбирать средства и применять их на практике;
6) оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
1) формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
2) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
2) добывать недостающую информацию с помощью карт атласа;
3) выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение);
4) уметь отображать информацию в графической форме;
5) продолжить обучение в эвристической беседе;
6) систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы;
7) устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;
8) формировать навыки индивидуальной работы;
9) добывать недостающую информацию с помощью вопросов;
10) формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
11) организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Предметные:
1) формирование
представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в
том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета.
Развитие географических знаний о Земле. (10 часов).
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Региональный компонент (Р.К.) Явления природы нашего края. Первооткрыватели Сибири. Открытие Сибири.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (9 часов).
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности. (4 часа).
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.
Региональный компонент. (Р.К.) Особенности нашей местности.
Природа Земли. (10 часов).
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Облака и атмосферные осадки. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата.Погода и климат. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Региональный компонент.
Особенности водных объектов нашего края.
Особенности климата и погоды нашего края.
Особенности природы нашего края.
Экологические проблемы нашего края.
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс» – 1 час.
Темы практических работ
1. Работа с картой «Имена на карте».
2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
3. Ориентирование на местности.
4. Составление плана местности.
График контрольных работ:
№ п/п |
Номер урока |
Дата |
Тема |
1. |
19 |
Контрольная работа № 1 по разделу «Земля во Вселенной» |
|
2. |
33 |
|
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли». |
График практических работ:
№ п/п |
Номер урока |
Дата |
Тема |
1. |
6 |
Работа с картой «Имена на карте». |
|
2. |
9 |
|
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. |
3. |
21 |
|
Ориентирование на местности. |
4. |
22 |
|
Составление плана местности. |
Тематическое планирование
№п/п |
Темы |
Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Контрольные работы |
Практикум |
Развитие географических знаний о Земле. |
10 |
Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Р.К. Явления природы нашего края. Р.К. Первооткрыватели Сибири. Р.К. Открытие Сибири. |
Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. |
2 |
||
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. |
9 |
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. |
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых. |
1 |
|
|
Изображение земной поверхности. |
4 |
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Р.К. особенности нашей местности. |
Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
2 |
||
Природа Земли |
10 |
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши. Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Облака и атмосферные осадки. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Р.К. Особенности водных объектов нашего края. Р.К. Особенности климата и погоды нашего края. Р.К. Особенности природы нашего края. Р.К. Экологические проблемы нашего края. |
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
1 |
|
|
Итоговый урок |
1 |
|
||||
Итого 34 часа |
2 |
4 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Дополнительная литература:
1. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
Карты по географии:
1. Карта Мирового океана.
2. Физическая карта полушарий.
3. Физические карты материков.
4. Карта великих географических открытий.
Интернет ресурсы:
1. www. drofa.ru
2. http: //school-collection.edu.ru
3. http: //www.ancient.ru/
4. http: //ancientrome.ru/
5. http: //cyrill.newmail.ru
6. http: //artclassic.edu.ru
7. http: //vm.kemsu.ru
Технические средства обучения:
№ |
Наименование ТСО |
Марка |
1 |
Ноутбук |
lenovo |
2 |
Мышка |
zalman |
3 |
Мультимедиа-проектор |
Infocus |
4 |
Экран |
|
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Ученик научится:
· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· описывать погоду своей местности;
· уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
Ученик получит возможность научиться:
· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока
|
Стандарты содержания
|
Ожидаемые результаты |
Кодификатор |
||||
По плану |
коррекция |
||||||||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
|||||||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч) |
|||||||||
1. |
|
|
Мир, в котором мы живём. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
Введение. Что изучает география. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Р.К. Явления природы нашего края. |
Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. |
К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь объяснять особенности планеты Земля.
|
1.1 |
|
2. |
|
|
Науки о природе. |
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. |
Формирование мотивации в изучении наук о природе; овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
овладение основными навыками нахождения, использования географической информации. |
К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; выбирать средства и применять их на практике. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь выделять сходство естественных наук. |
1.1 |
|
3. |
|
|
География – наука о Земле. |
Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию. |
К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: умения управлять своей познавательной деятельностью; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь выявлять различия двух частей географии. |
1.1 |
|
4. |
|
|
Методы географических исследований |
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров. |
К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: умение организовывать свою деятельность; применять методы информационного поиска. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; показывать ценность географической информации для человечества. |
1.1 |
|
5. |
|
|
Обобщение по разделу «Что изучает география» |
Понятие география, явления природы, методы исследования |
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: определять цели и задачи; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь объяснять роль географии в изучении Земли. |
1.1 |
|
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.) |
|
||||||||
6. |
|
|
Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1. Работа с картой «Имена на карте».
|
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Р.К. Первооткрыватели Сибири. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование целостного мировоззрения. |
Овладение
основными навыками нахождения, использования географической информации; |
К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: оценивать достигнутые результаты; применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. |
1.2 |
|
7. |
|
|
Важнейшие географические открытия. |
Эпоха Великих географических открытий, их значение (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия).
|
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Овладение
основными навыками нахождения, использования географической информации; |
К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; ыяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. |
1.2 |
|
8. |
|
|
Открытия русских путешественников. |
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Р.К. Открытие Сибири. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Овладение
основными навыками нахождения, использования географической информации; |
К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. |
1.2 |
|
9. |
|
|
Практическая работа № 2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. |
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. |
К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: выбирать средства и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. |
1.2 |
|
10. |
|
|
Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю».
|
Важнейшие географические открытия. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. |
К: формировать навыки индивидуальной работы. Р: умения управлять своей познавательной деятельностью; применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
1.2 |
|
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) |
|
||||||||
11. |
|
|
Как древние люди представляли себе Вселенную. |
Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. |
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. |
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; объяснять представления древних людей о Вселенной. |
1.2 2.1 |
|
12. |
|
|
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
Научиться читать и понимать текст. |
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. |
1.2 2.1 |
|
13. |
|
|
Соседи Солнца. |
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование познавательного интереса к предмету изучения. |
Научиться составлять характеристику планет по плану. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; объяснять главное отличие Земли от других планет. |
2.1 |
|
14. |
|
|
Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Научиться выделять признаки планет. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. |
2.1 |
|
15. |
|
|
Небесные тела. |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты». |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; объяснять особенности различных небесных тел. |
2.1 |
|
16. |
|
|
Мир звёзд. |
Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Научиться находить на звёздном небе созвездия. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. |
2.1 |
|
17. |
|
|
Уникальная планета – Земля. |
Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. |
2.1 |
|
18. |
|
|
Современные исследования космоса. |
Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Научиться составлять презентацию о космонавтах. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; изучить важнейшие события в освоении космоса. |
1.2 2.1 |
|
19. |
|
|
Контрольная работа № 1 по разделу «Земля во Вселенной».
|
Современные представления о строении Вселенной. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: оценивать достигнутые результаты; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. |
1.2 2.1 |
|
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) |
|
||||||||
20. |
|
|
Стороны горизонта |
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Горизонт. Стороны горизонта. |
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Научиться определять стороны горизонта. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; находить основные и промежуточные стороны горизонта. |
1.1 |
|
21. |
|
|
Практическая работа № 3. Ориентирование на местности. |
Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу, Солнцу, звездам и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Р.К. особенности нашей местности. |
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров. |
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: выбирать средства и применять их на практике; П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; формулировать алгоритм работы с компасом. |
1.1 |
|
22. |
|
|
Практическая работа № 4. Составление плана местности. |
План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Р.К. особенности нашей местности. |
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Овладение
элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров; |
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: выбирать средства и применять их на практике; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. |
1.1 |
|
23. |
|
|
Обобщающий урок «Виды изображений поверхности Земли»
|
Виды изображений поверхности Земли |
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Закрепление и отработка предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: оценивать достигнутые результаты; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. |
1.1 |
|
Раздел 5. Природа Земли (10 ч.) |
|
||||||||
24. |
|
|
Как возникла Земля. |
Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. |
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; выделять различия в гипотезах возникновения Земли. |
2.1 |
|
25. |
|
|
Внутреннее строение Земли. |
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. |
Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. |
К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. |
2.2 |
|
26. |
|
|
Землетрясения и вулканы.
|
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. |
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
Научиться обозначать объекты на контурной карте. |
К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. |
2.2 |
|
27. |
|
|
Путешествие по материкам.
|
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
|
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь характеризовать природу шести материков Земли. |
3.1 |
|
28. |
|
|
Вода на Земле. |
Гидросфера. Строение гидросферы. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Р.К. Особенности водных объектов нашего края. |
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Научиться подписывать реки на контурной карте. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. |
2.3 |
|
29. |
|
|
Воздушная одежда Земли.
|
Состав и строение атмосферы. Движение воздуха. Облака и атмосферные осадки. Явления в атмосфере. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Р.К. Особенности климата и погоды нашего края. |
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». |
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». |
2.4 |
|
30. |
|
|
Живая оболочка Земли. |
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Р.К. Особенности природы нашего края. |
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. |
2.5 |
|
31. |
|
|
Почва – особое природное тело. |
Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Р.К. Особенности почвы нашего края. |
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Научиться определять тип почв по натуральным образцам. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. |
2.5 |
|
32. |
|
|
Человек и природа. |
Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Р.К. Экологические проблемы нашего края. |
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. |
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. |
2.6 |
|
33. |
|
|
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли».
|
|
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
Закрепление и отработка предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту |
К: формировать навыки индивидуальной работы. Р: оценивать достигнутые результаты; применять методы информационного поиска. П: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. |
1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
|
34. |
|
|
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс». |
|
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. |
Научиться самодиагностике. |
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
|
Контрольная работа № 1
по разделу «Земля во Вселенной»
1 вариант.
Часть I.
1. Скопление звезд от 100 млрд. до 1 трлн. – это:
1) Вселенная 3) Солнечная система
2) Галактика 4) Созвездие
2. Планета Земля расположена в Галактике:
1) Большое Магелланово Облако; 2) Туманность Андромеды;
3) Млечный Путь; 4) Малое Магелланово Облако.
3. Количество больших планет, входящих в состав
Солнечной системы: 1) 8; 2) 12; 3) 5; 4) 15.
4. Небесные тела, называемые «малыми планетами», это:
1) метеоры; 2) кометы; 3) метеориты; 4) астероиды.
5. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
1) Земля; 2) Марс; 3) Венера; 4) Меркурий.
6. Самая большая планета Солнечной системы – это:
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
7. Отличительная черта планеты Земля от других планет
Солнечной системы: 1) шарообразность; 2) вращение вокруг Солнца;
3) осевое вращение; 4) наличие жизни.
8. Какое утверждение о планетах-гигантах является неверным?
1) находятся дальше от Солнца; 2) имеют большие размеры;
3) состоят из твердого вещества; 4) быстро вращаются вокруг оси.
9. Период вращения Земли вокруг своей оси:
1) 365 суток; 2) 24 часа; 3) 128 суток; 4) 72 часа.
10. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
1) наклон земной оси к плоскости орбиты; 2) осевое движение Земли;
3) форма Земли; 4) размеры Земли.
11. Смена времен года на Земле обусловлена:
1) осевым вращением Земли; 2) действием приливных сил;
3) вращением Земли вокруг Солнца; 4) притяжением Луны и Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
2. Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
3. Г. Галилей открыл спутники Юпитера.
4. Все планеты – гиганты имеют твёрдую поверхность.
5. Астероиды – это малые планеты.
6. Ядро кометы неплотное, газообразное.
7. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
8. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
9. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
10. Наша галактика неподвижна.
Часть III.
1. Что такое солнечная система?
2. Какую форму имеют орбиты планет солнечной системы?
3. Назовите планеты расположенные до планеты Земля, какая по счету Земля?
4. Отличие планет земной группы от планет-гигантов.
5. Что называют сутками.
6. Следствия вращения Земли вокруг своей оси.
7. Какова продолжительность одного земного года?
8. Какое расстояние больше от центра земли до полюса или до экватора?
9. Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?
10. Что вы знаете о планетах земной группы?
11. Чем метеор отличается от метеорита?
12. Назовите известные вам созвездия (не менее 3).
2 вариант.
Часть I.
1. Галактика – это: 1) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
2) несколько звезд; 3) гигантское скопление звезд, звездная система;
4) газовые и пылевые туманности.
3. Полярная звезда находится в созвездии: 1) Южный Крест; 2) Пегас;
3) Малая Медведица; 4) Большая Медведица.
4. Солнце – это: 1) планета; 2) звезда; 3) спутник; 4) созвездие.
5. Ближайшей к Солнцу планетой является: 1) Меркурий; 2) Уран; 3) Земля; 4) Сатурн.
6. Планетой –гигантом является: 1) Плутон; 2) Юпитер; 3) Венера; 4) Марс.
7. Луна является спутником: 1) Земли; 2) Марса; 3) Венеры; 4) Солнца.
8. Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы являются:
1) Сатурн и Юпитер; 2) Марс и Венера; 3) Юпитер и Марс; 4) Венера и Меркурий.
9. Какое утверждение о планетах Земной группы является неверным?
1) находятся ближе к Солнцу; 2) имеют небольшие размеры;
3) состоят из твердого вещества; 4) быстро вращаются вокруг оси.
10. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
1) с запада на восток; 2) в зависимости от времени суток;
3) с востока на запад; 4) в зависимости от сезона года.
11. Смена дня и ночи на Земле является следствием:
1) вращением Земли вокруг Солнца; 2) действием приливных сил;
3) действия центробежных
сил; 4) осевого вращения Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой поместил Землю.
2. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская.
3. Марс – самая маленькая планета земной группы.
4. Только на Земле имеется водная оболочка.
5. Самая большая планета Солнечной системы – Уран.
6. Астероиды – это звёзды.
7. Метеориты – упавшие на Землю космические тела.
8. Солнце неподвижно.
9. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
10. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.
Часть III.
1. Какие космические тела входят в состав солнечной системы? 2.
Что такое орбита планеты?
3. Между какими планетами распложена Земля?
4. Отличие планет-гигантов от планет земной группы. 5. Что
называют годом?
6. Следствия вращения Земли вокруг Солнца. 7. Какова продолжительность одних
земных суток?
8. Какое расстояние больше от центра земли до экватора или до полюса?
9. Какой вклад внёс Г. Галилей в изучение строения Вселенной?
10. Что вы знаете о планетах – гигантах? 11. Чем звёзды отличаются от планет?
12. Назовите известные вам галактики (не менее 3).
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли».
1 вариант
I. Выберите верный ответ
1. Как называют древний единый материк?А) Пангея; Б) Лавразия; В)Гондвана.
2. Платформы имеют обычно…..строение:
А) одноярусное; Б)трехъярусное; В) двухъярусное.
3. При движении от полюсов к экватору угол падения солнечных лучей…
А) увеличивается; Б) не изменяется; В) уменьшается.
4. Повышенное атмосферное давление возникает тогда, когда воздух:
А) поднимается; Б) опускается; В) движется горизонтально.
5. Максимальное количество осадков выпадает:
А) на экваторе; Б) на полюсах; В) в тропиках.
6. В умеренном климатическом поясе летом господствуют …..воздушные массы
А) арктические; Б) экваториальные; В) тропические.
7. Главнейший фактор формирования климата-…..А) географическая широта;
Б) подстилающая поверхность; В) циркуляция воздушных масс.
8. Скорость течения реки зависит от…А) климата; Б) притоков; В) рельефа.
9. Бразильское плоскогорье располагается на материке:
А) Южная Америка;; Б)Африка В) Северная Америка.
10. К топливным полезным ископаемым относиться…
А) поваренная соль; Б) уголь; В) железные руды.
II. Определите природную зону по описанию.
11.Здесь дождь идет каждый день, растениям не надо накапливать влагу. Однако есть исключения-те из них, которые селятся на стволах деревьев, например орхидея. Густые заросли деревьев пропускают мало света, поэтому видовой состав трав беден, а животных обитающих среди ветвей, наоборот, очень много. Те, кто может жить на земле должны быть сильными и крупными (слоны, носороги).
III. Установите соответствие
12. Воздушные массы Атмосферное давление
1.умеренные А.низкое
2.тропические Б.высокое
3.арктические
4.экваториальные
13. Озеро Материк
1.Ньяса А.Евразия
2.Мертвое море-озеро Б.Африка
3.Виктория В.Южная Америка
4.Поопо
5.Танганьика
14. Почвы Природная зона
1.Черноземные А.саванны
2.Красно-бурые Б.степи
3.Подзолистые В.тайга
IV. Географический диктант
15.Устойчивые блоки земной коры – это...
16.Природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов - это…
17.Территория, с которой вод стекают в данный океан - это….
18.Разнообразие видов живых организмов в биосфере - это…
19.Совокупность видов животных - это…
20.Многолетний режим погоды - это…
2 вариант
I. Выберите верный ответ
1. Лавразия - это…А) Южный материк; Б) Северный материк; Г) единый материк.
2. К каким горным породам относится известняк?
А) осадочным; Б) магматическим; В) метаморфическим.
3. При движении от экватора к полюсам угол падения солнечных лучей…
А) увеличивается; Б) не изменяется; В) уменьшается.
4. Пониженное атмосферное давление возникает тогда, когда воздух:
А) поднимается; Б) опускается; В) движется горизонтально.
5. Самые сухие широты на Земле -…А) экваториальные; Б) умеренные; В) тропические.
6. В умеренном климатическом поясе зимой господствуют ….. воздушные массы
А) арктические; Б) антарктические; В) тропические.
7. Какой из ниже перечисленных поясов относятся к переходным:
А) умеренный; Б) субтропический; Г) экваториальный.
8. Водность реки зависит от….А) климата; Б) рельефа; В) географической широты.
9. Западно-Сибирская равнина располагается на материке
А) Африка; Б) Евразия; В) Северная Америка.
10. К нерудным полезным ископаемым относится…
А) сера; Б) нефть; В) полиметаллические руды.
II. Определите природную зону по описанию.
11.Здесь резко выражен сухой и влажные сезоны, деревья растут отдельно или группами. Основное же место занимают травы, отсюда обилие травоядных (носороги, буйволы, слоны). Много быстроногих животных, способных преодолевать большие расстояния в поисках воды-антилопы, зебры, жирафы, страусы, гепарды.
III. Установите соответствие
12. Название океанического течения По температуре
1.Северо-Атлантическое А.теплые
2.Гольфстрим Б.холодные
3.Западных Ветров
4.Южное пассатное
13. Река Материк
1.Амазонка А.Северная Америка
2.Миссисипи Б. Южная Америка
3.Амур В.Евразия
4.Парана
5.Хуанхэ
14. Почвы Природная зона
1.каштановые А.влажные экваториальные леса
2.красно-желтые ферраллитные Б.степи
3.серые лесные В.широколиственные леса
IV. Географический диктант
15. Места выхода кристаллического фундамента на поверхность - это….
16. Территория, пригодная для расселения людей и размещения их хозяйственной деятельности - это…
17. Постоянные потоки поверхностных вод, текущие в выработанном им углублении-…
18. Общая масса живых организмов - это…
19. Совокупность видов растений - это…
20. Горизонтальный перенос огромных масс воды из одного места океана в другое – это…
Ответы
1вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
в
а
б
а
в
а
в
а
б
11.влажные экваториальные леса
12.
1
2
3
4
а
б
б
а
13.
1
2
3
4
5
б
а
б
в
б
14.
1
2
3
б
а
в
15.литосфера
16.минеральные вещества
17.речной бассейн
18.биоразнообразие
19.фауна
20.климат
2вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
а
в
а
в
а
б
а
б
а
11.саванны
12.
1
2
3
4
а
а
б
а
13.
1
2
3
4
5
б
а
в
б
в
14.
1
2
3
б
а
в
15.щит
16.земельные ресурсы
17.реки
18.биомасса
19.флора
20.течения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.