Рабочая программа по учебному предмету Информатика ФГОС 5-9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету Информатика ФГОС 5-9 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
информатика
5 кл—9 кл
15.09.2018
Рабочая программа по учебному предмету Информатика ФГОС 5-9 класс
Рабочая программа по учебному предмету Информатика для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.документ pdf
Рабочая программа по учебному предмету Информатика ФГОС 5-9 класс.pdf

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»

(основное общее образование, ФГОС) Пояснительная записка

Предмет «Информатика» входит в обязательную предметную область «Математика и информатика». Информатика - это естественно научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно научного мировоззрения. 

 Цели изучения информатики на уровне основного общего образования:

-    формирование информационной и алгоритмической культуры, представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; 

-    развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

-    формирование представления об основных изучаемых понятиях - информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

-    развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; 

-    развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; 

-    формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значения и операциях; 

-    знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной, циклической;

-    формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

-    формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

-    Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации; 

-    развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

-    формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; 

-    совершенствовать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умения и способы деятельности в области информатики и ИКТ; 

-    развивать навыки самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.); 

-    организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

-    создать условия для овладения обучающимися способами и методами освоения новых инструментальных средств; 

-    формировать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Курс информатики на уровне основного общего образования является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В данной программе  учитывается то, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  обучающийся к концу начальной школы должен обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, он закрепляет полученные технические навыки и развивает их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики на уровне основного общего образования опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

В содержании курса делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Информатика» для 7-9 классов рассчитана на 210 часов при нагрузке 2 часа в неделю (7 класс - 70 часов в год, 8 класс - 72 часа в год, 9 класс - 68 часов в год). Часы рассчитаны на основе учебного плана МБОУ «Лицей № 136».

 

Личностные,      метапредметные         и        предметные        результаты  освоения учебного предмета «Информатика» Личностные результаты

 

Классы

Личностные результаты  

7

-                   понимание роли информационных процессов в современном мире;

-                   развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-                   способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

-                   способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

-                   способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

8

-                   наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

-                   владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

-                   ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

-                   готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

-                   способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

-                   способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

9

-                   понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;

-                   умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных, технических

 

системах;

-                   способность к анализу исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества;

-                   способность к использованию информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;

-                   способность к анализу информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;

-                   оперирование информационными объектами, их преобразование на основе формальных правил;

-                   умение применять средства ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе;

-                   принятие основных прав и обязанностей гражданина информационного общества;

-                   наличие представления о таких методах современного научного познания, как системно-информационный           анализ,           информационное      моделирование, компьютерный эксперимент;

-                   умение использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики.

 

Метапредметные  результаты

 

Классы

Метапредметные результаты  

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные  

7

-                   умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

-                   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-                   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.  

- умение использовать средства ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

-                              владение

общепредметными понятиями: «объект», «система», «модель»,

«алгоритм»,

«исполнитель» и др.;

8

-       владение    основами

самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- наличие навыков создания личного

информационного пространства: обращение с

ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание текстовых и звуковых сообщений;

-                   владение информационнологическими умениями;

-                   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

 

 

 

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

9

-                   владение             основными универсальными умениями информационного характера:

постановка                       и

формулирование

проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

-                   умение осуществлять наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

-                   умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  

-                   умения             создавать, воспринимать           и использовать 

гипермедиасообщения;  

-                   способность к коммуникации и социальному взаимодействию;  

-                   способность к поиску и организации хранения информации, её анализу.  

-                   владение

информационным моделированием       как основным      методом приобретения знаний;

-                   умение преобразовывать       объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаковосимволическую модель;

-                   умение            строить

разнообразные информационные структуры для описания объектов;

-                   умение            «читать» таблицы,        графики, диаграммы и др.;

-                   умение выбирать форму представления

информации в зависимости от стоящей задачи,             проверять адекватность модели объекту             и          цели моделирования.  

 

Предметные  результаты

 

Класс

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться  

7

-                   приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

-                   определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

-                   приводить примеры информативных и не информативных сообщений;

-                   измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

-               находить связь между информацией и знаниями человека;

-               выделять из множества действий информационные процессы;

-               различать       естественные             и

формальные языки;

-               определять единицу измерения информации - бит (алфавитный подход);

-               определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие,

 

 

-                   пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); - ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

-                   инициализировать выполнение программ из программных файлов;

-                   просматривать на экране каталог диска;

-                   выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

-                   использовать антивирусные программы;

-                   набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

-                   выполнять      основные       операции             над

текстом, допускаемые этим редактором;

-                   сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

-                   строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

-                   сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать;

-                   создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

основные характеристики компьютера в целом и его узлов, структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти, принципы организации информации на внешних носителях, назначение программного обеспечения и его состав;

-               представлять символьную информацию в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

-               выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-

редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

-               распознавать способы представления изображений в памяти компьютера;

-               различать понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, графические редакторы, основные компоненты среды графического редактора растрового типа;

-               определять что такое мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера, основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

8

-                   осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сетью или с рабочими станциями одноранговой сети;

-                   осуществлять            прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

-                   осуществлять просмотр веб-страниц с помощью браузера;

-                   осуществлять поиск информации в сети Интернет, используя поисковые системы;

-                   работать         с          одной из             программ архиваторов;

-                   приводить      примеры        натурных             и

информационных моделей;

-                   ориентироваться                   в             таблично организованной информации;

-                   описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

-                   открывать готовую БД в одной из СУБД

-               проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;  

-               владеть знаниями о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной

безопасности;  

-               оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.  

-               владеть знаниями о подходах к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных

 

реляционного типа;

-                   организовывать поиск информации в БД;

-                   редактировать содержимое полей БД;

-                   сортировать записи в БД по ключу;

-                   добавлять и удалять записи в БД;

-                   создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;

-                   открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных редакторов;

-                   редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой

электронной таблице;

-                   выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;

-                   получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

-                   создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

источников и в разные моменты

времени и т. п.);  

-               владеть знаниями о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;  

-               понимать принципы действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

 

9

-                   при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной

связи;

-                   пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном

алгоритмическом языке;

-                   выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

-                   составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

-                   выделять подзадачи;  

-                   определять     и          использовать вспомогательные алгоритмы;

-                   работать с готовой программой в Паскале;

-                   составлять     несложные     линейные,

ветвящиеся, циклические программы;

-                   составлять     несложные     программы

обработки одномерных массивов;

-                   отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

-                   регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

-               исполнять сложные (составные) алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;  

-               по данному алгоритму определять задачу, для решения которой

предназначен;  

-               исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки двумерного массива чисел (суммирование всех элементов массива, суммирование элементов массива с определёнными индексами, суммирование элементов массива, с заданными свойствами;

-               определять количество элементов массива с заданными свойствами;

-               разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

 

Содержание учебного курса

Для каждого раздела указано общее количество учебных часов,  а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

 

Класс

Разделы, темы

Содержание темы  

 

7

Человек и информация

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Компьютер: устройство и программное обеспечение

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС.

Файловая структура внешней памяти.  

Текстовая информация и компьютер

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтера ми при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

 

Графическая информация  и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о  дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Мультимедиа и компьютерные презентации

Мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Управление и алгоритмы

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Алгоритмические структуры:

«ветвление», «выбор», «цикл с условием», «цикл со счетчиком». Сложные (составные) алгоритмические структуры.

Введение в программирование

Структура программы на языке Паскаль. Правила записи операторов: присваивания, ввода, вывода. Понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Операции целого и вещественного типа данных.

Итоговый контроль - 6 часов.

(входная, итоговая, 4 четвертных контрольные

работы)

 

8

Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - «Всемирная паутина». Поисковые системы

 

 

 

Интернет.      Архивирование        и             разархивирование файлов.  

Информационное моделирование

Понятие модели. Модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Хранение и обработка информации  в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции.

Поиск, удаление и сортировка записей.

Табличные вычисления  на компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Программирование

Языки программирования высокого уровня, их классификация. Правила записи операторов: ветвления, циклов на языке Паскаль.

9

Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивание, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Информационные технологии  

  Предыстория        информационных       технологий.

 

и общество

История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Математические основы информатики

Позиционные, непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, умножение, сложение), выражения, таблицы истинности.

 

Тематическое планирование  

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

 

Класс

Разделы, темы

Количество  часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

7

Человек и информация

5

Аналитическая деятельность: приводить примеры символов, которые встречаются в книгах, написанных на русском языке, примеры общеупотребительных символов, которые, как правило, не встречаются в книгах, написанных на естественных языках (дорожные знаки и т. п.).

Практическая         деятельность: решение задач вида:

-                   Сколько есть текстов данной длины в данном алфавите;

-                   Перечислить все тексты длины 4 в алфавите из двух букв;

-                   Найти наименьшее число к, для которого есть не менее 20 различных текстов длины к в 4-буквенном алфавите.  

Компьютер:  устройство и

программное обеспечение

6

Аналитическая деятельность: анализировать различные гигиенические, эргономические и технические нормы эксплуатации средств ИКТ и ущерб от несоблюдения этих норм; приводить примеры носителей информации (электронных и неэлектронных); объяснять сравнительные преимущества и недостатки различных носителей информации.  

 

 

 

 

Практическая деятельность: исследовать компоненты компьютера; сравнивать характеристики различных однотипных устройств.

Текстовая информация  и компьютер

9

Аналитическая        деятельность: называть несколько команд обработки текстов,          общих             для             различных текстовых редакторов.

Практическая         деятельность: создавать различные виды текстов в одном из редакторов.  

Графическая информация и компьютер

6

Аналитическая деятельность: называть области применения компьютерной графики; иметь представление о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; называть назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа; называть несколько команд обработки рисунков, общих для различных графических  редакторов.

Практическая деятельность: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Мультимедиа  и компьютерные презентации

6

Аналитическая деятельность: называть области применения и технические средства мультимедиа.

Практическая деятельность: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Управление и алгоритмы

10

Аналитическая деятельность: анализировать системы команд и отказов учебных и арифметических исполнителей, придумывать аналогичные учебные исполнители и задачи по управлению ими; анализировать процессы, происходящие в различных системах; описывать обстановки этих исполнителей, команды-действия и команды-вопросы; составлять и записывать алгоритм решения для несложных задач; анализировать работу алгоритмов в зависимости от исходных данных алгоритмов.

Практическая деятельность: решать задачи по управлению исполнителем,

 

 

 

 

командуя им с помощью пульта; строить цепочки команд, дающих нужный результат при исходных данных для Робота, для вычисления значения арифметического выражения; записывать (неформально) план управления учебным исполнителем при решении простейших задач; записывать (формально) план управления в какой-либо реальной системе программирования; исполнять алгоритм при заданных исходных данных.  

Программирование  на языке Паскаль

15

Аналитическая деятельность: определять числовой тип данных по исходным данным и виду операции; последовательность действий в записи математического выражения на языке Паскаль; записывать сложные математические выражения на языке Паскаль.

Практическая деятельность: составлять и записывать в среде программирования линейные программы с операторами ввода-

вывода, присваивания; решать задачи с использованием функций div и mod.

Итоговый контроль

(входная, итоговая,  

4 четвертных к/р)

6

 

 

Резервное время  на систематизацию  и обобщение знаний

7

 

8

Передача информации  в компьютерных сетях

8

Аналитическая деятельность: определять различие между локальными и глобальными сетями; описывать назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов, основных видов услуг глобальных сетей (электронной почты, телеконференций, файловых архивов).

Практическая деятельность: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы; просмотр Web-страниц с помощью браузера; поиск информации в Интернете, используя поисковые

 

 

 

 

системы;        работать         с          одной             из программ-архиваторов.

Информационное моделирование

4

Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи.

Практическая деятельность: приводить примеры натурных и информационных моделей;  ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных

10

Аналитическая деятельность: различать элементы реляционной БД (записи, поля, ключи), типы и форматы полей, структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных.  

Практическая деятельность: открывать готовую БД в одной из

СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления на компьютере

10

Аналитическая деятельность: называть и находить в прикладной программе основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; необходимый тип данных для решения поставленной задачи из списка  типов данных; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ.

Практическая деятельность: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные

 

 

 

 

операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Программирование

27

(8+19)

Аналитическая деятельность: определять вид оператора (циклический, ветвление) необходимого для решения задачи в среде программирования Паскаль.

Практическая деятельность: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Итоговый контроль

(водная, итоговая,  

4 четвертных к/р)

6

 

Резервное время  на систематизацию  и обобщение знаний

7

 

9

Управление и алгоритмы

12 (5+7)

Аналитическая деятельность: называть предмет и задачи науки «кибернетика»; описывать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью, назначение прямой и обратной связи в этой схеме; описывать свойства алгоритма, проверять конкретный алгоритм на соответствие данным свойствам.

Практическая деятельность: определять механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций; строить и читать готовые линейные, ветвящиеся и циклические блок-схемы и программы на алгоритмическом языке; выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Введение  в программирование

15 (5+10)

Аналитическая деятельность: различать типы данных, операции доступные для каждого типа данных; находить ошибку в записи программы, уметь устранять ее.

Практическая деятельность: составлять линейные, ветвящиеся и циклические программы на языке Паскаль; программы обработки

 

 

 

одномерных массивов; отлаживать и составлять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество

4

Аналитическая деятельность: называть этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, этапы развития ЭВМ и программного обеспечения; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность: регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Математические основы информатики

24

Аналитическая деятельность: выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличие в разных позиционных системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинное значение логического выражения.

Итоговый контроль

(водная, итоговая, 4 четвертных к/р)

6

 

Резервное время  на систематизацию  и обобщение знаний

7

 

 

          

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательной деятельности Учебники/Учебно-методические пособия

 

п/п

Название

Авторы, издательство,  год выпуска

Классы

Наличие электронного приложения

1.

Учебник «Информатика»

Семакин И.Г. - М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.

7-9

 

2.

Задачник-практикум (в 2 томах)

Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. - М., «БИНОМ.

Лаборатория знаний», 2011.

7-9

 

3.

Методическое пособие для учителя

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011.

 

 

4.

Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения  по информатике в основной школе

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011.

 

 

+

5.

Набор плакатов

«БИНОМ.                 Лаборатория

знаний», 2010

5-9

 

 

Учебное оборудование

 

п/п

Название учебного оборудования

1.

Бесплатно распространяемая среда программирования PascalABC

2.

Бесплатно распространяемый клавиатурный тренажер «Руки солиста»

3.

Бесплатно распространяемая учебная среда «Кумир»

4.

Лицензионная операционная система Windows

5.

Пакет лицензионных программ MS Office

 

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

 

п/п

Название учебного оборудования

1.

Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

2.

Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки, МФУ)

3.

Проектор

4.

Интерактивная доска

 

Электронные образовательные ресурсы

 

п/п

Наименование учебного оборудования

Авторы  

1.

Набор электронных плакатов по информатике

Босова Л.Л., Босова А.Ю. - М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.

2.

Периодические издания «Первое сентября», журнал «Информатика»

Издательство  «Первое сентября»

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

 

п/п

Наименование  

1.  

http://sc.edu54.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.  

http://metodist.lbz.ru - сайт издательства «БИНОМ»

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета  

В результате изучения курса учебного предмета «Информатика» 

Выпускник научится  

Информация и способы ее представления:

-    декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

-    анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

-    перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

-    выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

-    строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использование типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Основы алгоритмической культуры:

-    понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; 

-    понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

-    исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

-    составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

-    исполнять   записанный         на      естественном       языке          алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

-    исполнять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением, записанные на алгоритмическом языке.

Использование программных систем и сервисов:

-    называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

-    описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

-    оперировать объектами файловой системы;

-    применять основные правила создания текстовых документов;

-    визуализировать соотношения между числовыми величинами;

-    использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Работа в информационном пространстве:

-    составлять запросы для поиска информации в Интернете;

-    организовывать личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интерне-сервисов и др.; соблюдать нормы информационной этики и права.

Выпускник получит возможность научиться Информация и способы ее представления:

-    развивать представление о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и об их роли в современном мире;

-    развивать представление о моделировании как методе научного познания; компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

-    владеть приёмами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

-    научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Основы алгоритмической культуры:

-    исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

-    составлять всевозможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

-    разрабатывать в среде формально исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

-    Использование программных систем и сервисов:

-    систематизировать знания о принципах файловой системы, основных возможностях графического интерфейса;

-    подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

-    использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов.

Работа в информационном пространстве: соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

 

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (основное общее образование,

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (основное общее образование,

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

В данной программе учитывается то, что в соответствии с требованиями

В данной программе учитывается то, что в соответствии с требованиями

ИКТ; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; - способность и готовность к…

ИКТ; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; - способность и готовность к…

ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; - владение общепредметными понятиями: «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др

ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; - владение общепредметными понятиями: «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др

Предметные результаты

Предметные результаты

Кб, Мб, Гб); - ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; - инициализировать выполнение программ из программных файлов; - просматривать…

Кб, Мб, Гб); - ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; - инициализировать выполнение программ из программных файлов; - просматривать…

БД в одной из СУБД - проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; - владеть знаниями о компьютерных сетях распространения и обмена…

БД в одной из СУБД - проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; - владеть знаниями о компьютерных сетях распространения и обмена…

Паскале; - составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования; - регулировать…

Паскале; - составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования; - регулировать…

Паскале; - составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования; - регулировать…

Паскале; - составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования; - регулировать…

Интернет. Архивирование и разархивирование файлов

Интернет. Архивирование и разархивирование файлов

Интернет. Архивирование и разархивирование файлов

Интернет. Архивирование и разархивирование файлов

Человек и информация 5

Человек и информация 5

Человек и информация 5

Человек и информация 5

Робота, для вычисления значения арифметического выражения; записывать (неформально) план управления учебным исполнителем при решении простейших задач; записывать (формально) план управления в какой-либо реальной системе программирования;…

Робота, для вычисления значения арифметического выражения; записывать (неформально) план управления учебным исполнителем при решении простейших задач; записывать (формально) план управления в какой-либо реальной системе программирования;…

Передача информации в компьютерных сетях 8

Передача информации в компьютерных сетях 8

Передача информации в компьютерных сетях 8

Передача информации в компьютерных сетях 8

Хранение и обработка информации в базах данных 10

Хранение и обработка информации в базах данных 10

Программирование 27 (8+19)

Программирование 27 (8+19)

Название Авторы, издательство, год выпуска

Название Авторы, издательство, год выпуска

Периодические издания «Первое сентября», журнал «Информатика»

Периодические издания «Первое сентября», журнал «Информатика»

Использование программных систем и сервисов: - называть функции и характеристики основных устройств компьютера; - описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; - оперировать объектами…

Использование программных систем и сервисов: - называть функции и характеристики основных устройств компьютера; - описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; - оперировать объектами…

Использование программных систем и сервисов: - систематизировать знания о принципах файловой системы, основных возможностях графического интерфейса; - подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; - использовать…

Использование программных систем и сервисов: - систематизировать знания о принципах файловой системы, основных возможностях графического интерфейса; - подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; - использовать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018