Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»
Предмет «Информатика» входит в обязательную предметную область «Математика и информатика». Информатика - это естественно научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно научного мировоззрения.
Цели изучения информатики на уровне основного общего образования:
- формирование информационной и алгоритмической культуры, представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях - информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значения и операциях;
- знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной, циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации;
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- совершенствовать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умения и способы деятельности в области информатики и ИКТ;
- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
- создать условия для овладения обучающимися способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- формировать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Курс информатики на уровне основного общего образования является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В данной программе учитывается то, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО, обучающийся к концу начальной школы должен обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, он закрепляет полученные технические навыки и развивает их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики на уровне основного общего образования опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании курса делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Информатика» для 7-9 классов рассчитана на 210 часов при нагрузке 2 часа в неделю (7 класс - 70 часов в год, 8 класс - 72 часа в год, 9 класс - 68 часов в год). Часы рассчитаны на основе учебного плана МБОУ «Лицей № 136».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Личностные результаты
Классы |
Личностные результаты |
7 |
- понимание роли информационных процессов в современном мире; - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; - способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
8 |
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; - владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; - ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
9 |
- понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности; - умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных, технических |
|
системах; - способность к анализу исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества; - способность к использованию информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ; - способность к анализу информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; - оперирование информационными объектами, их преобразование на основе формальных правил; - умение применять средства ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе; - принятие основных прав и обязанностей гражданина информационного общества; - наличие представления о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; - умение использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики. |
Метапредметные результаты
Классы |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
7 |
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
- умение использовать средства ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; |
- владение общепредметными понятиями: «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; |
8 |
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
- наличие навыков создания личного информационного пространства: обращение с ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание текстовых и звуковых сообщений; |
- владение информационнологическими умениями; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; |
|
|
|
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; |
9 |
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; - умение осуществлять наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; - умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
- умения создавать, воспринимать и использовать гипермедиасообщения; - способность к коммуникации и социальному взаимодействию; - способность к поиску и организации хранения информации, её анализу. |
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний; - умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаковосимволическую модель; - умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; - умение «читать» таблицы, графики, диаграммы и др.; - умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования. |
Предметные результаты
Класс |
Учащийся научится |
Учащийся получит возможность научиться |
7 |
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; - определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; - приводить примеры информативных и не информативных сообщений; - измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); |
- находить связь между информацией и знаниями человека; - выделять из множества действий информационные процессы; - различать естественные и формальные языки; - определять единицу измерения информации - бит (алфавитный подход); - определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие, |
|
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); - ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; - инициализировать выполнение программ из программных файлов; - просматривать на экране каталог диска; - выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; - использовать антивирусные программы; - набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; - выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; - сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать; - строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; - сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать; - создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. |
основные характеристики компьютера в целом и его узлов, структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти, принципы организации информации на внешних носителях, назначение программного обеспечения и его состав; - представлять символьную информацию в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); - выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод- редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами); - распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; - различать понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, графические редакторы, основные компоненты среды графического редактора растрового типа; - определять что такое мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера, основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. |
8 |
- осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сетью или с рабочими станциями одноранговой сети; - осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; - осуществлять просмотр веб-страниц с помощью браузера; - осуществлять поиск информации в сети Интернет, используя поисковые системы; - работать с одной из программ архиваторов; - приводить примеры натурных и информационных моделей; - ориентироваться в таблично организованной информации; - описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; - открывать готовую БД в одной из СУБД |
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; - владеть знаниями о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; - оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. - владеть знаниями о подходах к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных |
|
реляционного типа; - организовывать поиск информации в БД; - редактировать содержимое полей БД; - сортировать записи в БД по ключу; - добавлять и удалять записи в БД; - создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД; - открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных редакторов; - редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; - выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку; - получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; - создавать электронную таблицу для несложных расчетов. |
источников и в разные моменты времени и т. п.); - владеть знаниями о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; - понимать принципы действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
|
9 |
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; - пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; - выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя; - составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; - выделять подзадачи; - определять и использовать вспомогательные алгоритмы; - работать с готовой программой в Паскале; - составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования; - регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. |
- исполнять сложные (составные) алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; - по данному алгоритму определять задачу, для решения которой предназначен; - исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки двумерного массива чисел (суммирование всех элементов массива, суммирование элементов массива с определёнными индексами, суммирование элементов массива, с заданными свойствами; - определять количество элементов массива с заданными свойствами; - разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. |
Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Класс |
Разделы, темы |
Содержание темы |
7 |
Человек и информация |
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. |
Компьютер: устройство и программное обеспечение |
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. |
|
Текстовая информация и компьютер |
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтера ми при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). |
|
|
Графическая информация и компьютер |
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. |
Мультимедиа и компьютерные презентации |
Мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. |
|
Управление и алгоритмы |
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Алгоритмические структуры: «ветвление», «выбор», «цикл с условием», «цикл со счетчиком». Сложные (составные) алгоритмические структуры. |
|
Введение в программирование |
Структура программы на языке Паскаль. Правила записи операторов: присваивания, ввода, вывода. Понятие типов данных, ввод и вывод данных. Операции целого и вещественного типа данных. |
|
Итоговый контроль - 6 часов. (входная, итоговая, 4 четвертных контрольные работы) |
|
|
8 |
Передача информации в компьютерных сетях |
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - «Всемирная паутина». Поисковые системы |
|
|
Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. |
Информационное моделирование |
Понятие модели. Модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. |
|
Хранение и обработка информации в базах данных |
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. |
|
Табличные вычисления на компьютере |
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. |
|
Программирование |
Языки программирования высокого уровня, их классификация. Правила записи операторов: ветвления, циклов на языке Паскаль. |
|
9 |
Управление и алгоритмы |
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. |
Введение в программирование |
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивание, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. |
|
Информационные технологии |
Предыстория информационных технологий. |
|
|
и общество |
История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. |
Математические основы информатики |
Позиционные, непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, умножение, сложение), выражения, таблицы истинности. |
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс |
Разделы, темы |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
7 |
Человек и информация |
5 |
Аналитическая деятельность: приводить примеры символов, которые встречаются в книгах, написанных на русском языке, примеры общеупотребительных символов, которые, как правило, не встречаются в книгах, написанных на естественных языках (дорожные знаки и т. п.). Практическая деятельность: решение задач вида: - Сколько есть текстов данной длины в данном алфавите; - Перечислить все тексты длины 4 в алфавите из двух букв; - Найти наименьшее число к, для которого есть не менее 20 различных текстов длины к в 4-буквенном алфавите. |
Компьютер: устройство и программное обеспечение |
6 |
Аналитическая деятельность: анализировать различные гигиенические, эргономические и технические нормы эксплуатации средств ИКТ и ущерб от несоблюдения этих норм; приводить примеры носителей информации (электронных и неэлектронных); объяснять сравнительные преимущества и недостатки различных носителей информации. |
|
|
|
Практическая деятельность: исследовать компоненты компьютера; сравнивать характеристики различных однотипных устройств. |
Текстовая информация и компьютер |
9 |
Аналитическая деятельность: называть несколько команд обработки текстов, общих для различных текстовых редакторов. Практическая деятельность: создавать различные виды текстов в одном из редакторов. |
|
Графическая информация и компьютер |
6 |
Аналитическая деятельность: называть области применения компьютерной графики; иметь представление о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; называть назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа; называть несколько команд обработки рисунков, общих для различных графических редакторов. Практическая деятельность: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. |
|
Мультимедиа и компьютерные презентации |
6 |
Аналитическая деятельность: называть области применения и технические средства мультимедиа. Практическая деятельность: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. |
|
Управление и алгоритмы |
10 |
Аналитическая деятельность: анализировать системы команд и отказов учебных и арифметических исполнителей, придумывать аналогичные учебные исполнители и задачи по управлению ими; анализировать процессы, происходящие в различных системах; описывать обстановки этих исполнителей, команды-действия и команды-вопросы; составлять и записывать алгоритм решения для несложных задач; анализировать работу алгоритмов в зависимости от исходных данных алгоритмов. Практическая деятельность: решать задачи по управлению исполнителем, |
|
|
|
командуя им с помощью пульта; строить цепочки команд, дающих нужный результат при исходных данных для Робота, для вычисления значения арифметического выражения; записывать (неформально) план управления учебным исполнителем при решении простейших задач; записывать (формально) план управления в какой-либо реальной системе программирования; исполнять алгоритм при заданных исходных данных. |
Программирование на языке Паскаль |
15 |
Аналитическая деятельность: определять числовой тип данных по исходным данным и виду операции; последовательность действий в записи математического выражения на языке Паскаль; записывать сложные математические выражения на языке Паскаль. Практическая деятельность: составлять и записывать в среде программирования линейные программы с операторами ввода- вывода, присваивания; решать задачи с использованием функций div и mod. |
|
Итоговый контроль (входная, итоговая, 4 четвертных к/р) |
6 |
|
|
|
Резервное время на систематизацию и обобщение знаний |
7 |
|
8 |
Передача информации в компьютерных сетях |
8 |
Аналитическая деятельность: определять различие между локальными и глобальными сетями; описывать назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов, основных видов услуг глобальных сетей (электронной почты, телеконференций, файловых архивов). Практическая деятельность: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы; просмотр Web-страниц с помощью браузера; поиск информации в Интернете, используя поисковые |
|
|
|
системы; работать с одной из программ-архиваторов. |
Информационное моделирование |
4 |
Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи. Практическая деятельность: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. |
|
Хранение и обработка информации в базах данных |
10 |
Аналитическая деятельность: различать элементы реляционной БД (записи, поля, ключи), типы и форматы полей, структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных. Практическая деятельность: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. |
|
Табличные вычисления на компьютере |
10 |
Аналитическая деятельность: называть и находить в прикладной программе основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; необходимый тип данных для решения поставленной задачи из списка типов данных; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ. Практическая деятельность: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные |
|
|
|
операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. |
Программирование |
27 (8+19) |
Аналитическая деятельность: определять вид оператора (циклический, ветвление) необходимого для решения задачи в среде программирования Паскаль. Практическая деятельность: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; отлаживать и исполнять программы в системе программирования. |
|
Итоговый контроль (водная, итоговая, 4 четвертных к/р) |
6 |
|
|
Резервное время на систематизацию и обобщение знаний |
7 |
|
|
9 |
Управление и алгоритмы |
12 (5+7) |
Аналитическая деятельность: называть предмет и задачи науки «кибернетика»; описывать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью, назначение прямой и обратной связи в этой схеме; описывать свойства алгоритма, проверять конкретный алгоритм на соответствие данным свойствам. Практическая деятельность: определять механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций; строить и читать готовые линейные, ветвящиеся и циклические блок-схемы и программы на алгоритмическом языке; выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. |
Введение в программирование |
15 (5+10) |
Аналитическая деятельность: различать типы данных, операции доступные для каждого типа данных; находить ошибку в записи программы, уметь устранять ее. Практическая деятельность: составлять линейные, ветвящиеся и циклические программы на языке Паскаль; программы обработки |
|
|
|
|
одномерных массивов; отлаживать и составлять программы в системе программирования. |
Информационные технологии и общество |
4 |
Аналитическая деятельность: называть этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, этапы развития ЭВМ и программного обеспечения; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. |
|
Математические основы информатики |
24 |
Аналитическая деятельность: выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличие в разных позиционных системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинное значение логического выражения. |
|
Итоговый контроль (водная, итоговая, 4 четвертных к/р) |
6 |
|
|
Резервное время на систематизацию и обобщение знаний |
7 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебники/Учебно-методические пособия
№ п/п |
Название |
Авторы, издательство, год выпуска |
Классы |
Наличие электронного приложения |
1. |
Учебник «Информатика» |
Семакин И.Г. - М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013. |
7-9 |
|
2. |
Задачник-практикум (в 2 томах) |
Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. - М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011. |
7-9 |
|
3. |
Методическое пособие для учителя |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011. |
|
|
4. |
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011. |
|
+ |
5. |
Набор плакатов |
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010 |
5-9 |
|
Учебное оборудование
№ п/п |
Название учебного оборудования |
1. |
Бесплатно распространяемая среда программирования PascalABC |
2. |
Бесплатно распространяемый клавиатурный тренажер «Руки солиста» |
3. |
Бесплатно распространяемая учебная среда «Кумир» |
4. |
Лицензионная операционная система Windows |
5. |
Пакет лицензионных программ MS Office |
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№ п/п |
Название учебного оборудования |
1. |
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) |
2. |
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки, МФУ) |
3. |
Проектор |
4. |
Интерактивная доска |
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п |
Наименование учебного оборудования |
Авторы |
1. |
Набор электронных плакатов по информатике |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. - М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013. |
2. |
Периодические издания «Первое сентября», журнал «Информатика» |
Издательство «Первое сентября» |
Свободные образовательные Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование |
1. |
http://sc.edu54.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
2. |
http://metodist.lbz.ru - сайт издательства «БИНОМ» |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса учебного предмета «Информатика»
Выпускник научится
Информация и способы ее представления:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использование типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Основы алгоритмической культуры:
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
- понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением, записанные на алгоритмическом языке.
Использование программных систем и сервисов:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Работа в информационном пространстве:
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- организовывать личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интерне-сервисов и др.; соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник получит возможность научиться Информация и способы ее представления:
- развивать представление о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и об их роли в современном мире;
- развивать представление о моделировании как методе научного познания; компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- владеть приёмами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Основы алгоритмической культуры:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять всевозможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать в среде формально исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- Использование программных систем и сервисов:
- систематизировать знания о принципах файловой системы, основных возможностях графического интерфейса;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов.
Работа в информационном пространстве: соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.