РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
19.11.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100
2018-2019 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1 Личностные результаты: Требования ФГОС Достижение требований 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
окружающий мир ШКОЛА 2100.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ   2018­2019 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  1.1 Личностные результаты: Требования ФГОС  Достижение требований    1.   Формирование   основ   российской гражданской   идентичности,   чувства гордости   за   свою   Родину,   российский народ и историю России, осознание своей национальной этнической принадлежности; формирование   многонационального ценностей российского   общества;   становление гуманистических   и   демократических ценностных ориентаций  и         2.   Формирование   целостного,   социально ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном   единстве   и   разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. уважительного отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов    Формирование   4.   Овладение   начальными   навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности   формирование личностного смысла учения  и   6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе   в   информационной   деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,   социальной   справедливости   и свободе        осознаёт несмотря   друзьями; Ученик свою принадлежность   к   своей   стране   – России, к своему народу. Отвечает на вопросы:   Что   связывает   тебя   с родными,   с   родной природой,   с   Родиной?   Какой   язык   и какие   традиции   являются   для   тебя родными   и   почему?   Что   обозначает для   тебя   любить   и   беречь   родную землю, родной язык?  Знает   и   с   уважением   относится   к Государственным символам России.  Сопереживает   радостям   и   бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.  Ученик   воспринимает   планету   Земля как   общий   дом   для   многих   народов, принимает   как   данность   и   с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает   отношения,   общение   со сверстниками, на национальную   принадлежность,   на основе   общекультурных   принципов, уважать   иное   мнение  историю   и культуру других народов и стран, не   допускать оскорбления, высмеивания.  Ученик выстраивать добропорядочные   отношения   в учебном   коллективе,   в   коллективах дня, групп дополнительного   образования,   во временных творческих группах…   Ученик   воспринимает   важность (ценность) как интеллектуального   труда   и   познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, учебную мотивацию. Ученик активно участвует в   процессе   обучения,   выходит   на постановку собственных образовательных целей и задач.  Ученик осмысленно относится к тому что   делает,   знает   для   чего   он   это делает,   соотносит   свои   действия   и поступки   с   нравственными   нормами. Различает   «что   я   хочу»   и   «что   я могу».  Осуществляет   добрые   дела, продлённого отражают учёбы умеет     их 1.2 Метапредметные результаты:  Требования ФГОС  Достижение требований  1. Овладение способностью принимать и сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности,   поиска   средств   ее осуществления.  2.   Освоение   способов   решения   проблем творческого и поискового характера.  3.   Формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации; определять   наиболее   эффективные способы достижения результата.      Формирование   умения   понимать 4. причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности способности конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха.  5. познавательной и личностной рефлексии   начальных   форм   Освоение и           знания.  осуществляет Ученик   принимает   учебную   задачу, соотносит   свои   действия   с   этой задачей,   ищет   способ   её   решения, осуществляя пробы.  Ученик отбор источников   информации   для   поиска нового   Самостоятельно отбирает   для   решения     предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные   диски;   сопоставляет     и отбирает информацию, полученную из различных   источников   (словари, энциклопедии, справочники, Интернет,   компетентные   люди   – библиотекарь,   учитель   старших классов), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.  Ученик намечает действия при работе в   паре,   составляет   простой   план действий   при   написании   творческой работы, создании проектов.  В   диалоге   с   учителем   вырабатывает критерии   оценки   и   определяет степень успешности выполнения своей работы   и   работы   всех,   исходя   из имеющихся   критериев,   может совершенствовать критерии оценки и пользоваться   ими   в   ходе   оценки   и самооценки.  В ходе представления проекта может дать   обоснованную   оценку   его результатов.  Сопоставляя   свои   действия   и результат,   понимать   причины   своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.  Ученик   должен   уметь   отвечать   на вопросы:   Что   мне   удалось?   Что   не удалось? И почему?  Как,   каким   способом   действовал? Какой   способ   сложнее   (удобнее, подходит или нет) и почему? … Ученик   может   перевести   в   устный текст   данные   из   таблицы,   схемы, диаграммы,   может   дополнить   или достроить   их,   использовать   эти средства   для   записи   текстовой информации.   Активно   использует   модели   при   слов, решении предложений, математических   задач.   Активно использует словари при анализе слов.  анализе при       Ученик   соблюдает   в   повседневной жизни   нормы   речевого   этикета   и правила устного общения (обращение, вежливые   слова).   Может   решать разные   коммуникативные   задачи, адекватно   используя   имеющиеся   у него   языковые   средства   (просьба, отказ, поздравление, доказательство…) Умеет   презентовать   результаты   своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.  Ученик использовать компьютерную   технику   для   решения поисковых   задач,  в  том   числе   умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме   измеряемые   величины   и анализировать   изображения,   звуки, готовить   своё   выступление   и выступать   с   аудио­,   видео­   и графическим   сопровождением;   при этом   от   нормы информационной   избирательности, этики и этикета.  соблюдает умеет       6. Использование знаково­символических средств   представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач. 7. Умение работать в материальной   и   информационной   среде начального   общего   образования   (в   том числе   с   учебными   моделями)   в соответствии с содержанием конкретного учебного   предмета,   формирование начального уровня культуры пользования словарями   в   системе   универсальных учебных действий.  8.   Активное   использование   речевых средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (далее   – ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач.      анализа, задачами 9.   Использование   различных   способов поиска   (в   справочных   источниках   и открытом   учебном   информационном пространстве   сети   Интернет),   сбора, обработки,   организации, передачи и интерпретации информации в соответствии   с   коммуникативными   и познавательными и технологиями учебного предмета; в том числе   умение   вводить   текст   с  помощью клавиатуры,  фиксировать  (записывать)   в цифровой форме измеряемые величины и анализировать   изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с   и   аудио­, графическим   видео­ сопровождением;   соблюдать   нормы информационной избирательности, этики и этикета. 10.   Овладение   навыками   смыслового чтения   текстов   различных   стилей   и жанров   в   соответствии   с   целями   и задачами;   осознанно   строить   речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации   и   составлять   тексты   в устной и письменной формах.  11.   Овладение   логическими   действиями сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации родовидовым признакам,   установления   аналогий   и причинно­следственных связей, построения   рассуждений,   отнесения   к известным понятиям.  по       12.   Готовность   слушать   собеседника   и вести   диалог;   готовность   признавать возможность   существования   различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  13. Определение общей цели и путей ее достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в совместной   деятельности;   осуществлять взаимный   контроль   в   совместной деятельности,   адекватно   оценивать собственное   поведение   и   поведение окружающих.  14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.        описание, родовидовым   Ученик   предъявляет   смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь   и   речевые   средства   для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной   жизни,   он   может составлять   тексты   в   устной   и письменной   форме   на   определённую тему с использованием разных типов речи:   повествование, рассуждение.  На изученном предметном материале предъявляет   овладение   логическими действиями   сравнения,   анализа, синтеза,   обобщения,   классификации по признакам, установления   аналогий   и   причинно­ следственных   связей,   построения рассуждений,  отнесения  к   известным понятиям.  Ученик умеет  вести диалог, учитывая разные   мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению;  умеет  задавать   вопросы, уточняя   непонятое   в   высказывании; умеет   доказательно  формулировать собственное мнение.  Ученик   активно   участвует   в коллективном диалоге по постановке общей   цели   и   путей   её   достижения, умеет о распределении  функций и ролей  при работе   в   паре,   в   творческой   группе; умеет   взаимный контроль и в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,  адекватно   оценивать собственное   поведение   и   поведение окружающих.  Ученик   проявляет   готовность   к решению   конфликта   посредством учета сторон   и стремиться   к сотрудничества, осуществлять   договариваться   интересов      оказывать 15. Овладение начальными сведениями о сущности   и   особенностях   объектов, процессов   и   явлений   действительности (природных,   социальных,   культурных, технических   и   др.)   в   соответствии   с содержанием   конкретного   учебного предмета.  16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими   существенные   связи   и отношения   между   объектами   и процессами.    координации   различных   позиций   при работе в паре.  Ученик   предъявляет   освоенность начальных   сведений   о   сущности   и особенностях   объектов,   процессов   и явлений в соответствии содержанием конкретных учебных предметов.  действительности с           предметных Ученик   предъявляет   освоенность базовых и межпредметных понятий, отражающих   существенные   связи   и отношения   между   объектами   и процессами.      1.3 Предметные результаты:  1 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;  2 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  3 осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  4 освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества (наблюдение,   запись,   измерение,   опыт,   сравнение,   классификация   и   др.,   с получением   информации   из   семейных   архивов,   от   окружающих   людей,   в открытом информационном пространстве);  5 развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные связи в окружающем мире.  В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся при получении начального   общего   образования   получат   возможность   расширить, систематизировать   и   углубить   исходные   представления   о   природных   и социальных   объектах   и   явлениях   как   компонентах   единого   мира,   овладеть основами   практикоориентированных   знаний   о   природе,  человеке   и   обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  В   результате   изучения   курса   выпускники   заложат   фундамент   своей экологической   и   культурологической   грамотности,   получат   возможность научиться   соблюдать   правила   поведения   в   мире   природы   и   людей,   правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.  Человек и природа  Выпускник научится:  •узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; •описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;  •сравнивать   объекты   живой   и   неживой   природы   на   основе   внешних признаков   или   известных   характерных   свойств   и   проводить   простейшую классификацию изученных объектов природы;  •проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать   инструкциям   и   правилам   техники   безопасности   при   проведении наблюдений и опытов;  •использовать естественно ­ научные тексты (на бумажных и электронных носителях,   в   том   числе   в   контролируемом   Интернете)   с   целью   поиска   и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;  •использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;  •использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;  •обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;  •определять   характер   взаимоотношений   человека   и   природы,   находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   здоровье   и безопасность человека;  •понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.  Выпускник получит возможность научиться:  •использовать   при   проведении   практических   работ   инструменты   ИКТ (фото­ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  •моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с использованием   виртуальных   лабораторий   и   механизмов,   собранных   из конструктора;  •осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за   её   сохранение,   соблюдать   правила   экологичного   поведения  в   школе   и   в быту   (раздельный   сбор   мусора,   экономия   воды   и   электроэнергии)   и природной среде;  •пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для сохранения   здоровья;   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила рационального питания и личной гигиены;  •выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  •планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания   окружающего   мира   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации.  Человек и общество  Выпускник научится:  •узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;  •различать   прошлое,   будущее;   соотносить   изученные исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком;   находить   место изученных событий на «ленте времени»;    настоящее, •используя   дополнительные   источники   информации   (на   бумажных   и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; •оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;  •использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии)   и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на   вопросы,   объяснений,   для   создания   собственных   устных   или   письменных высказываний.  Выпускник получит возможность научиться:  •осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими социальными группами;  •ориентироваться   в   важнейших   для   страны   и   личности   событиях   и фактах   прошлого   и   настоящего;   оценивать   их   возможное   влияние   на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;  •наблюдать   и   описывать   проявления   богатства   внутреннего   мира человека   в   его   созидательной   деятельности   на   благо   семьи,   в   интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;  •проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми   и   сверстниками   в   официальной   обстановке;   участвовать   в коллективной   коммуникативной   деятельности   в   информационной образовательной среде;  •определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её достижения;   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  2. Содержание учебного предмета  Человек и природа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и   живая   природа.   Признаки   предметов   (цвет,   форма,   сравнительные размеры и др.).  Примеры   явлений   природы:   смена   времен   года,   снегопад,   листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.  Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:  соль,   сахар,   вода,   природный   газ.   Твердые   тела,   жидкости,   газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о   форме   и   размерах   Земли.   Глобус   как   модель   Земли.   Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Важнейшие   природные   объекты   своей   страны,   района. Ориентирование на местности. Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг   Солнца   как   причина   смены   времен   года.   Смена   времен   года   в родном крае на основе наблюдений.  Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.  Формы   земной   поверхности:   равнины,   горы,   холмы,   овраги   (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).  Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.  Вода.   Свойства   воды.   Состояния   воды,   ее   распространение   в   природе, значение   для   живых   организмов   и   хозяйственной   жизни   человека. Круговорот воды в природе.  Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2– 3 примера).  Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,   семя).   Условия,   необходимые   для   жизни   растения   (свет,   тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям. Растения   родного   края,   названия   и   краткая   характеристика   на   основе наблюдений.  Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности   питания   разных   животных   (хищные,   растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение   человека   к   животным.  Животные   родного   края,  их   названия, краткая характеристика на основе наблюдений.  Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,   вода,   почва,   растения,   животные).   Круговорот   веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние   человека   на   природные   сообщества.   Природные   сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).  Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек   –   часть   природы.   Зависимость   жизни   человека   от   природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком   законов   жизни   природы   посредством   практической деятельности.   Народный   календарь   (приметы,   поговорки,   пословицы), определяющий сезонный труд людей.  Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей   местности).   Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки,   их   роль   в   охране   природы.   Красная   книга   России,   ее   значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.  Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов (опорнодвигательная,   кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем   органов.   Измерение   температуры   тела   человека,   частоты   пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья   окружающих   его   людей.   Внимание,   уважительное   отношение   к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.  Человек и общество  Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны   друг   с   другом   совместной   деятельностью   во   имя   общей   цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.  Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее   представление   о   вкладе   в   культуру   человечества   традиций   и религиозных   воззрений   разных   народов.   Взаимоотношения   человека   с   пищеварительная,   дыхательная, другими   людьми.   Культура   общения   с   представителями   разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения   прислушиваться   к   чужому   мнению.  Внутренний   мир   человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Семья   –   самое   близкое   окружение   человека.   Семейные   традиции. Взаимоотношения   в   семье   и   взаимопомощь   членов   семьи.   Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого   человека.  Хозяйство   семьи.   Родословная.   Имена   и   фамилии членов   семьи.   Составление   схемы   родословного   древа,   истории   семьи. Духовно­нравственные   ценности   в   семейной   культуре   народов   России   и мира.  Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.   Оценка   великой   миссии   учителя   в  культуре   народов   России   и мира.   Классный,   школьный   коллектив,   совместная   учеба,   игры,   отдых. Составление режима дня школьника.  Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная   ответственность   человека   за   результаты   своего   труда   и профессиональное мастерство.  Общественный   транспорт.   Транспорт   города   или   села.   Наземный, воздушный   и   водный   транспорт.   Правила   пользования   транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.  Наша   Родина   –   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный  герб России, Государственный флаг России,   Государственный   гимн   России;   правила   поведения   при прослушивании   гимна.   Конституция   –   Основной   закон   Российской Федерации. Права ребенка.  Президент   Российской   Федерации   –   глава   государства.   Ответственность главы   государства   за   социальное   и   духовно­нравственное   благополучие граждан.  Праздник   в   жизни   общества   как   средство   укрепления   общественной солидарности   и   упрочения   духовно­нравственных   связей   между соотечественниками.   Новый   год,   Рождество,   День   защитника   Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники   и   памятные   даты   своего   региона.   Оформление   плаката   или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России.  Москва   –   столица   России.   Святыни   Москвы   –   святыни   России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и   др.   Характеристика   отдельных   исторических   событий,   связанных   с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города   Золотого   кольца   России   (по   выбору).   Святыни   городов   России. Главный   город   родного   края:   достопримечательности,   история   и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.  Россия   –   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие   Россию,   их обычаи,   характерные   особенности   быта   (по   выбору).   Основные   религии народов   России:   православие,   ислам,   иудаизм,   буддизм.   Уважительное отношение   к   своему   и   другим   народам,   их   религии,   культуре,   истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.  Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,   край,   республика):   название,   основные   достопримечательности; музеи,   театры,   спортивные   комплексы   и   пр.   Особенности   труда   людей родного   края,  их   профессии.  Названия   разных   народов,  проживающих   в данной   местности,   их   обычаи,   характерные   особенности   быта.   Важные сведения из истории родного края.  Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР, Российская   Федерация.   Картины   быта,   труда,   духовно­нравственные   и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.  Страны   и   народы   мира.   Общее   представление   о   многообразии   стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   название,   расположение   на   политической карте, столица, главные достопримечательности.  Правила безопасной жизни  Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения   и   укрепления   здоровья.   Личная   ответственность   каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.   Номера   телефонов   экстренной   помощи.   Первая   помощь   при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу,  на   водоеме   в  разное  время   года.  Правила   пожарной  безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.  3. Тематическое   планирование   с   указанием   количества   часов, отводимых на освоение каждой темы.  1 класс  Тема урока Количество часов Что изучает предмет «Окружающий мир». Природа. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Имена и фамилии членов семьи. Родословная. Составление схемы  родословного древа, истории семьи Устройство школьного здания. Правила поведения в школе, на уроке.  Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре  народов России и мира. Профессии работников школы Классный школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.  Необходимость бережного отношения к школьному имуществу Во дворе школы. Устройство школьного двора Во дворе школы. Устройство школьного двора Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),  определяющий сезонный труд людей Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),  определяющий сезонный труд людей Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном) Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время  года Составление режима дня школьника Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты  птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза Младший школьник Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств)  Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма Гигиена систем органов Общее представление о строении тела человека Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;  личная гигиена Повторение по теме: «Режим дня школьника, чередование труда и  отдыха в режиме дня; личная гигиена» Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1 2 3 4  5 6 7 8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 сохранения и укрепления здоровья Личная ответственность каждого человека за сохранение и  укрепление своего физического и нравственного здоровья Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего  мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей,  сопереживать им Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и  безопасности окружающих людей Повторение по теме: «Значение внимательности и наблюдательности  в жизни человека» Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и  живая природа Вещество. Первые представления о воде и воздухе. Вода. Свойства  воды Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства воздуха. Воздух  – смесь газов Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в  жизни растений и животных Повторение по теме: «Простейшие практические работы с  веществами, жидкостями, газами» Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Деревья, кустарники, травы Деревья, кустарники, травы Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Животные, их разнообразие 45 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 46 47 48 49 50 51 52 53 Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,  пища) Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные Правила поведения в природе. Зависимость жизни человека от  природы Повторение по теме: «Посильное участие в охране природы. Личная  ответственность каждого человека за сохранность природы» Наша Родина – Россия, Российская Федерация Государственная символика России: Государственный герб России,  Государственный флаг России, Государственный гимн России;  правила поведения при прослушивании гимна Дом, домашний адрес. Дом, домашний адрес. Общее представление о  городе и селе Семья – самое близкое окружение человека. Статус ребёнка в семье  (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Взаимоотношения в семье и  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 взаимопомощь членов семьи Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с  газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура  поведения в школе и других общественных местах Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный,  воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом  (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным Повторение по теме: «Смена времен года в родном крае на основе  наблюдений» Повторение по теме: «Родной край – частица России. Проведение  спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов  своего края» Повторение по теме: «Родной город (населенный пункт), регион  (область, край, республика): название, основные  достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.» Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» Проверочная работа Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс  Тема  Количество часов, отводимых на освоение темы Природа.   Природные   объекты   и   предметы,   созданные   человеком. Неживая и живая природа. Природа.   Природные   объекты   и   предметы,   созданные   человеком. Неживая и живая природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Твердые тела, жидкости, газы. Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование на местности. Компас Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.  Глобус как модель Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.  Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света  и тепла для всего живого на Земле. Звезды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).  Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. года в родном крае на основе наблюдений. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).  Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света  и тепла для всего живого на Земле. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).  Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Народный календарь (приметы,  поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Звезды и планеты. Проверочная работа по теме «Земля и солнце» Географическая карта и план. Географическая карта и план. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Проверочная работа по теме «Глобус как модель Земли. Географическая карта и  план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.   Неживая и живая природа. Контрольная работа «Природа.  Природные объекты и предметы, созданные человеком.  Неживая и  живая природа.» Водоемы,   их   разнообразие   (океан,   море,   река,   озеро,   пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Круговорот воды в природе Формы   земной   поверхности:   равнины,   горы,   холмы,   овраги   (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).  Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте).   Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);  использование человеком. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);  использование человеком. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,  растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки,  их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение,  отдельные представители растений и животных Красной книги. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,  растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки,  их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение,  отдельные представители растений и животных Красной книги. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте).  Проверочная работа по теме «Формы земной поверхности» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для   животных;   животные   –   распространители   плодов   и   семян растений. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,   пища).   Животные   родного   края,   их   названия,   краткая характеристика на основе наблюдений. Круговорот веществ   Положительное   и Влияние   человека   на   природные   сообщества. отрицательное   влияние   деятельности   человека   на   природу   (в   том числе   на   примере   окружающей   местности).   Посильное   участие   в охране природы. Правила поведения в природе. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Грибы: съедобные и ядовитые. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы). Горы. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на   природу   изучаемых   зон,   охрана природы).  Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила  поведения в природе. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности).  Природные зоны России: общее представление, основные природные  зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и  быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана  природы). Проверочная работа по теме «Природные зоны» Правила поведения в природе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70.   название,   название,   название,   название,   название,   название, Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   расположение   на политической карте, столица, главные достопримечательности. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России.   Россия   –   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Государственная  символика  России:  Государственный   герб  России, Государственный   флаг   России,   Государственный   гимн   России; правила   поведения   при   прослушивании   гимна.   Конституция   – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Правила поведения в природе. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и  океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны,   их   названия,   расположение   на   глобусе   и   карте. Проверочная работа по теме «Части света» Россия на карте, государственная граница России Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила  поведения в природе. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Правила поведения в природе.  Контрольная работа по теме «Человек и общество» Комплексная работа. Личная ответственность каждого человека за сохранение и  укрепление своего физического и нравственного здоровья. Первая  помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,  перегреве   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № п/п Тема урока Кол­во часов Обитатели Земли. Вещество и энергия. 1 2 3 4 5 6 7 Вещество   –   то,   из   чего   состоят   все   природные   объекты   и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Из   чего   состоит   вещество.  Твердые   тела,   жидкости,   газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Что   такое   энергия.  Значение   труда   в   жизни   человека   и   общества. Безопасный   путь   в   школу.   Движение   пешеходов   по   улицам, тротуарам, обочине. (Практическое занятие).  Превращение   энергии.   Дорога   от   дома   до   школы,   правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном) в разное время года. Проверочная работа по теме «Тела и вещества». Оболочка планеты, охваченная жизнью. Оболочки   Земли.   Значение   воздуха   для   растений,   животных, человека. Вода, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот   веществ.  Взаимосвязи   в   природном   сообществе: растения   –   пища   и   укрытие   для   животных;   животные   – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на   природные   сообщества.   Природные   сообщества   родного края.  9 8 Живые участники круговорота веществ. Роль растений в природе и жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям.  Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Обмен веществ в организме. Горение и дыхание. Перекрёстки и их виды. Как живые организмы запасают энергию Солнца. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Обобщение   по   теме   «Вещество   и   энергия.   Оболочка   планеты, охваченная   жизнью».   Правила   безопасного   поведения   в   лесу,   на водоеме в разное время года. Контрольная   работа   по   теме   «Вещество   и   энергия.   Оболочка планеты, охваченная жизнью». 12 10 11 Экологическая система. 14 13 Жизнь экосистемы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,   воздух,   вода).   Условия,   необходимые   для   жизни   животных (воздух, вода, тепло, пища). Почва,   ее   состав,   значение   для   живой   природы   и   для хозяйственной   жизни   человека.   Плодородие   как   главное свойство почвы. Природные сообщества (водоём). Водоемы, их разнообразие (океан, море,   река,   озеро,   пруд);   использование   человеком.  Водоем   – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экосистема озера.  Водоем   –   единство   живой   и   неживой   природы   (солнечный   свет, 16 15 35 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 воздух,   вода,   почва,   растения,   животные).   Экосистема   болота. Правила безопасного перехода улиц и дорог.  Природные   сообщества   (луг).   Луг   –   единство   живой   и   неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экосистема луга. Природные   сообщества   (лес).   Лес   –   единство   живой   и   неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Лесные производители. Растения, их разнообразие. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,   почва,   растения,   животные).  Животные,   их   разнообразие. Потребители и разрушители экосистемы леса. Этическое   и   эстетическое   значение   природы   в   жизни   человека. Освоение   человеком   законов   жизни   природы   посредством практической деятельности. Экосистема   поля.  Дикорастущие   и   культурные   растения.  Правила перехода дороги при высадке из общественного транспорта: автобуса, трамвая, троллейбуса.  Аквариум   –   маленькая   искусственная   экосистема.  Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  1 1 1 1 1 1 Живые участники круговорота веществ. 13 17 18 19 20 21 22 23 Растения, их многообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).  Растения родного   края,   названия   и   краткая   характеристика   на   основе наблюдений.  24 Животные,   их   разнообразие.   Одноклеточные   и   многоклеточные животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. 25 Животные,   их   разнообразие.   Членистоногие   и   ракообразные. 26 Размножение животных (насекомые).  Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Рыбы и земноводные. Размножение животных (рыбы). 27 Животные, их разнообразие. Пресмыкающиеся. Правила безопасного поведения в природе. Размножение   животных   (птицы).  Правила   поведения   в   природе. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Насекомые,   рыбы,   птицы,   звери,   их   отличия.   Млекопитающие. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (звери).  Дикие   и   домашние   животные. Правила   поведения   в   природе. Животные   родного   края,   их   названия,   краткая   характеристика   на основе наблюдений.  Прирожденные разрушители. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пассажиров). Обобщение   по   разделу   «Живые   участники   круговорота   веществ». Заповедники,   национальные   парки,   их   роль   в   охране   природы. Красная   книга   России,   ее   значение,   отдельные   представители растений и животных Красной книги. Контрольная   работа   по   теме   «Экологическая   система.   Живые участники круговорота веществ». Учимся решать жизненные задачи.  Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Охрана  природных  богатств:  воды,  воздуха,  полезных  ископаемых, растительного и животного мира. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Экскурсия в краеведческий музей «Природные сообщества родного края. Разнообразие растений и животных» (ознакомление с природой родного края). Моё Отечество. Твои родные и твоя родина в потоке времени.   истории   семьи. Родословная.   Имена   и   фамилии   членов   семьи.   Составление схемы   родословного   древа,   Духовно­ нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.  Что   такое   история.   Исторические   источники.   История Отечества.  Россия на карте, государственная граница России. Счет лет в истории. Век и эра. Наша   Родина   –   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­ смысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество», «Отчизна». России: Государственный  герб России,  Государственный флаг России, Государственный   гимн   России;   правила   поведения   при прослушивании гимна.  Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране   памятников   истории   и   культуры   своего   края.   Личная ответственность   каждого   человека   за   сохранность   историко­ культурного наследия своего края.  Государственная     символика   Времена Древней Руси. IX – XIII века. Древняя   Русь.   Создание   Древнерусского   государства.   Принятие христианства. Крещение Руси. Князь Владимир Святославич. Древняя   Русь.   Города   –   центры   культуры   Древней   Руси.  Святыни городов   России.  Монастыри.   Летописи   и   рукописные   книги. Наиболее яркие и важные события общественной и культурной жизни страны. Культурное богатство Древней Руси. Картины быта, труда, духовно­ нравственные и культурные традиции людей в Древней Руси. Защита   русской   Земли.   Богатырские   заставы.   «Ледовое   побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. Времена Московского государства. XIV – XVII века. Куликовская   битва.   Освобождение   от   ордынской   зависимости. Объединение русских княжеств.  Выдающиеся люди Московского государства как носители базовых национальных ценностей (С. Радонежский, А. Рублёв, Д. Донской). Картины быта, труда, духовно­нравственные и культурные традиции людей в Московском государстве. Характеристика   отдельных   исторических   событий,   связанных   с Москвой   (основание   Москвы,   строительство   Кремля   и   др.).   Герб Москвы.   Московский   Кремль   –   памятник   времён   Московского государства. Соборы Московского Кремля. Смутное время. Народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение   Москвы.   Спасение   Отечества.  День   народного единства. История праздника. 1 35 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Контрольная   работа   по   теме   «Времена   Древней   Руси.   Времена Московского государства». Времена Российской Империи. XVIII – начало XX века. Российская   Империя.   Пётр   Великий.  Новая   столица   ­   Санкт­ Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Святыни городов России. Рождество. Новый год. История праздника.  Екатерина II. А.В. Суворов – великий русский полководец. Крепостное право. Города Золотого кольца России. Святыни городов России. Достижения   российской   культуры   во   времена   империи.   М. Ломоносов – «наш первый университет». А.С. Пушкин – создатель русского   литературного   языка.   Лучшие   произведения   русской архитектуры и живописи. Отечественная война 1812 года. Единство народа перед лицом врага. Бородинская битва. М.И. Кутузов. Император ­ освободитель. Время правления Александра  II. Отмена крепостного права. Времена Советской России и СССР. Распад империи. Картины быта, труда, духовно­нравственные и  культурные традиции людей в начале ХХ века. Николай II.  Революция 1917 г. Гражданская война в России. В.И. Ленин. Образование советского государства. Символы СССР:  красный флаг, герб. История праздников: День защитника Отечества,  Международный женский день, День весны и труда.  Вторая мировая война и Великая Отечественная война. Герои  Великой Отечественной войны. День памяти выдающегося земляка:  Водопьянов М.В., Папин П.А., Газин В.П. Полководцы Великой Отечественной. Победа над фашизмом.  Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной  солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между  соотечественниками. День Победы. История праздника. Достижения науки и техники в СССР. Космическая эра.  Первый  искусственный спутник Земли. Ю.А. Гагарин – первый космонавт.  День космонавтики. Современная Россия.    60 61 62 Российская Федерация. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. История праздника: День России. Что такое демократия? Конституция – основной закон Российской Федерации. День Конституции.  Права ребенка.  История праздника: День   защиты   детей.   Государственная   власть   в   России.   Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства   за   социальное   и   духовно­нравственное   благополучие граждан.  Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Как вести себя на улице?  63 Москва – столица России. Расположение Москвы на карте. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.  Основные религии народов России:   православие,   ислам,   иудаизм,   буддизм.   Уважительное отношение   к   своему   и   другим   народам,   их   религии,   культуре, 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 истории.  64 Комплексная контрольная работа. 65   музеи,   основные   достопримечательности; Родной   край   –   частица   России.   Родной   город,   регион   (область): название,   театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их   профессии.   Названия   разных   народов,   проживающих   в   данной местности,   их   обычаи,   характерные   особенности   быта.   Важные сведения из истории родного края.  Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Святыни родного края. 66 67 Контрольная   работа  по   теме   «Времена   Российской   империи, Советской России и СССР. Современная Россия». 68 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения   и   укрепления   здоровья.   Проведение   спортивного праздника   на   основе   традиционных   детских   игр   народов липецкого края.  Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранение   и укрепление   своего   физического   и   нравственного   здоровья.   Номера телефонов   экстренной   помощи.   Правила   безопасного   поведения   в лесу, на водоеме в разное время года. 69 70 Мы   –   юные   инспектора   дорожного   движения.  Дорога   от   дома   до школы,   правила   безопасного   поведения   на   дорогах,   на   транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном) в разное время года. 4 класс  Тема урока Человек и природа. Раздел 1.  Как работает организм человека.  Общее представление о строении тела человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизнедеятельности организма. Дорога   от   дома   до   школы,   правила   безопасного   поведения   на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном). Кожа. Строение кожи. Роль кожи в жизнедеятельности организма. Гигиена кожи. Безопасный путь в школу и новые маршруты. Опорно   –   двигательная   система   органов,   её   роль   в жизнедеятельности организма.  Первая помощь при травмах (ушиб, вывих, перелом).  Органы   пищеварения.   Роль   пищеварительной   системы   органов   в жизнедеятельности организма. Правила здорового питания. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Органы   дыхания. жизнедеятельности организма. Кровеносная   система   органов,   её   роль   в   жизнедеятельности   Роль   дыхательной   системы   органов   в № п/п 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 15 1 1 1 1 1 1 1 организма. Круги кровообращения. Кровь и её транспортная функция внутри организма. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование   труда   и   отдыха   в   режиме   дня;   личная   гигиена. Проверочная   работа   №   1  по   теме   «Как   работает   организм человека». Нервная   система:   мозг   и   нервы.   Головной   и   спинной   мозг.   Роль нервной системы органов в жизнедеятельности организма. Органы   чувств,   их   роль   в   жизнедеятельности   организма.   Глаза   – органы зрения. Строение глаза. Защита зрения. Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Орган равновесия.  Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Гигиена органов чувств. Размножение – свойство живых организмов. Правила перехода улиц. Движение по улице группой. Гигиена   систем   органов.   Измерение   температуры   тела   человека, частоты   пульса.   Личная   ответственность   каждого   человека   за состояние   своего   здоровья   и   здоровья   окружающих   его   людей. Внимание,   уважительное   отношение   к   людям   с   ограниченными возможностями здоровья, забота о них.  Проверочная   работа   №   2  по   теме   «Как   работает   организм человека». Происхождение человека. Наши предки – древесные жители. На заре человечества. Обобщение по теме «Как работает организм человека». Мы – юные помощники ГАИ. Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека». Раздел 2.  Рукотворная природа   8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 29 Приручение   и   разведение   домашних   животных,   разведение культурных растений. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.  На службе у человека.  Водоемы, их разнообразие и использование человеком. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Вода.   Свойства   воды.   Изменение   свойств   воды   при   нагревании   и охлаждении. Как человек использует свойства воды.  Сообщающиеся   сосуды   –   устройство   водопровода.  Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Воздух   –   смесь   газов.   Свойства   воздуха.  Как   человек   использует свойства воздуха. Проверочная работа № 3 по теме «Рукотворная природа». Горные породы и минералы, их использование человеком.  26 27 28 Металлы, их свойства, добыча и использование. Способы обработки металлов.  Торф,   каменный   уголь,   нефть   и   природный   газ   –   ископаемое топливо, его происхождение. 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение   людей   к   полезным   ископаемым.   Полезные   ископаемые родного края Ракетный двигатель. Невидимая сила. Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа». Человек   проникает   в   тайны   природы.   Правила   безопасного поведения в природе. Наземный,   воздушный   и   водный   транспорт.   Правила   пользования транспортом.  Правила   безопасного   дорожного   движения   (в   части, касающейся пешеходов). Обобщение по курсу «Человек и природа». Освоение человеком законов   жизни   природы   посредством   практической деятельности.   Народный   календарь   (приметы,   поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.  Человек и его внутренний мир. Человек   –   член   общества,   носитель   и   создатель   культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и   каждого   его   члена.   Общее   представление   о   вкладе   в   культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Внутренний   мир   человека:   общее   представление   о   человеческих свойствах и качествах.  Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.  Семья   –   самое   близкое   окружение   человека.   Семейные   традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Взаимоотношения   человека   с   другими   людьми.   Праздники   и памятные даты липецкой области. Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов липецкого края. Раздел 3. Человек и общество. Общество   –   совокупность   людей,   которые   объединены   общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя   общей   цели.   Духовно­нравственные   и   культурные   ценности   – основа жизнеспособности общества.  Культура   общения   с   представителями   разных   национальностей, социальных   групп:   проявление   уважения,   взаимопомощи,   умения прислушиваться к чужому мнению. Правила   взаимоотношений   со   взрослыми,   сверстниками,   культура поведения   в   школе   и   других   общественных   местах.   Внимание   к сверстникам,  одноклассникам,  плохо  владеющим  русским  языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Права человека в обществе. Конституция­основной закон Российской Федерации. Права ребенка.  Обобщение по теме «Человек и мир людей». Контрольная работа № 3 по теме «Человек и его внутренний мир. Человек в мире людей.». 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Раздел 4.  Человек и прошлое человечества Первобытный мир – первые шаги человечества. Счет лет в истории. Первобытный мир – первые шаги человечества. Древний мир – рождение первых цивилизаций. Древний мир – рождение первых цивилизаций. Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем. Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем. Новое время – торжество Европы. История Отечества.  Новое   время–торжество   Европы.  Охрана   памятников   истории   и культуры. Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. Картины быта, труда, духовно­нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.   Посильное   участие   в   охране   памятников   истории   и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.  Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества». Раздел 5.  Человек и многоликое человечество. Короли, президенты и граждане. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан Расы и народы Земли. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Общее представление о многообразии религий на Земле.  Культура общения   с   представителями   разных   национальностей,   социальных групп:   умения прислушиваться к чужому мнению. Пути духовных исканий.  Праздник в жизни общества как средство укрепления   общественной   солидарности   и   упрочения   духовно­ нравственных связей между соотечественниками Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.    проявление   уважения,   взаимопомощи, Раздел 6.  Человек и единое человечество. Мировое   хозяйство.  Средства   массовой   информации:   радио, телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании средствами   массовой   информации   в   целях   сохранения   духовно­ нравственного здоровья. Мировое сообщество государств. Правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном). Контрольная работа № 4 по теме «Человек и человечество». Обобщение   по   теме   «Человек   и   единое   человечество».  Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Всероссийская проверочная работа. Что  человечество  ценит  больше   всего.  Выдающиеся  люди   разных эпох   как   носители   базовых   национальных   ценностей.   Посильное 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 70 участие в охране памятников истории и культуры своего края. Экскурсия   в   краеведческий   музей   «Знакомство   с   особенностями быта народов региона». 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ УМК 2100
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018