Рабочая программа по VIII виду 1 вариант
Оценка 4.6

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Оценка 4.6
Домашнее обучение +1
docx
Междисциплинарный 5
1 кл
16.11.2018
Рабочая программа по VIII виду 1 вариант
Публикация является частью публикации:
Программы учебных предметов для Ярика.docx
Программы учебных предметов  I­IV классы РУССКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка Обучение   русскому   языку   в   дополнительном   первом   классе   (11)  I– IVклассах   предусматривает   включение   в   примерную   учебную   программу следующих   разделов:   «Подготовка   к   усвоению   грамоты»,   «Обучение грамоте»,   «Практические   грамматические   упражнения   и   развитие   речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика». В   младших   классах   изучение   всех   предметов,   входящих   в   структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:   Уточнение   и   обогащение   представлений   об   окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);  Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно­речевых навыков; ― ― ― ― ― ―  Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;   Формирование   основ   навыка   полноценного   чтения   художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;  Развитие навыков устной коммуникации;   Формирование   положительных   нравственных   качеств   и   свойств личности. Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка   к   усвоению   первоначальных   навыков   чтения.  Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование   произносительной   стороны   речи.   Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на   части.   Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.   Выделение   на   слух   некоторых   звуков. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зри­ тельных представлений и пространственной ориентировки на плоскости лис­ та. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных   инструкций.   Обогащение   словарного   запаса   за   счет   слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из   3­4   слов)   на   основе   различных   опор   (совершаемого   действия,   простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.   Формирование   элементарных   коммуникативных   навыков диалогической   речи:   ответы   на   вопросы   собеседника   на   темы,   близкие личному   опыту,   на   основе   предметно­практической   деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. Обучение грамоте Формирование элементарных навыков чтения. Звуки   речи.   Выделение   звуки   на   фоне   полного   слова.   Отчетливое произнесение.   Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.   Определение   места   звука   в   слове. Различение   гласных   и   согласных   звуков   на   слух   и   в   собственном произношении. Обозначение   звука   буквой.   Соотнесение   и   различение   звука   и   буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.   закрытых   и   открытых   двухбуквенных   слогов, Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,   закрытых трёхбуквенных   слогов   с   твердыми   и   мягкими   согласными,   со   стечениями согласных   в   начале   или   в   конце   слова).   Составление   и   чтение   слов   из усвоенных   слоговых   структур.   Формирование   навыков   правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Формирование элементарных навыков письма. Развитие   мелкой   моторики   пальцев   рук;   координации   и   точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.   Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических   норм.   Овладение   разборчивым,   аккуратным   письмом. Дословное   списывание   слов   и   предложений;   списывание   со   вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение   приёмов   и   последовательности   правильного   списывания   текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое   усвоение   некоторых   грамматических   умений   и орфографических   правил:   обозначение   на   письме   границ   предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Речевое развитие. Использование   усвоенных   языковых   средств   (слов,   словосочетаний   и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей   класса.   Пересказ   прослушанных   и   предварительно   разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух­трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. Практические грамматические упражнения и развитие речи Фонетика.  Звуки   и   буквы.   Обозначение   звуков   на   письме.   Гласные   и согласные.   Согласные   твердые   и   мягкие.   Согласные   глухие   и   звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие  название предметов. Различение слова и предмета. Слова­предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?,   расширение круга   слов,   обозначающих   фрукты,   овощи,   мебель,   транспорт,   явления природы,   растения,     животных.   Слова   с   уменьшительно­ласкательными суффиксами. Имена   собственные.   Большая   буква   в   именах,   фамилиях,   отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. «Слова­друзья». «Слова­враги». Слова,   обозначающие  название  действий.   Различение   действия   и   его названия. Название действий по вопросам  что делает? что делают? что делал?   что   будет   делать?  Согласование   слов­действий   со   словами­ предметами. Слова,   обозначающие  признак   предмета.   Определение   признака предмета   по   вопросам  какой?   какая?   какое?   какие?  Название   признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Имена   собственные  (имена   и   фамилии   людей,   клички   животных, названия городов, сел, улиц, площадей). Правописание.   Правописание   сочетаний   шипящих   с   гласными. Правописание   парных   звонких   и   глухих   согласных   на   конце   и   в   середине слова.   Проверка   написания   безударных   гласных   путем   изменения   формы слова. Родственные   слова.   Подбор   гнёзд   родственных   слов.   Общая   часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Предложение.  Смысловая   законченность   предложения.   Признаки предложения.  Главные   и  второстепенные  члены  предложений.  Оформление предложения   в   устной   и   письменной   речи.   Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме,   по   опорным   слова.   Распространение   предложений   с   опорой   на предметную   картинку   или   вопросы.   Работа   с   деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи.  Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из   нескольких   предложенных.   Различение   текста   и   «не   текста».   Работа   с деформированным   текстом.   Коллективное   составление   коротких   рассказов после   предварительного   разбора.   Коллективное   составление   небольших   по объему изложений и сочинений (3­4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Чтение и развитие  речи Содержание   чтения  (круг  чтения).   Произведения   устного   народного творчества   (пословица,   скороговорка,   загадка,   потешка,   закличка,   песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей  о природе  родного края,  о жизни детей и взрослых, о  труде,  о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная   тематика   произведений:   произведения   о   Родине,   родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое   разнообразие:   сказки,     рассказы,   стихотворения,   басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки,  потешки. Навык чтения:  осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение   целыми   словами   вслух   и   про   себя.   Формирование   умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа   с   текстом.  Понимание   слов   и   выражений,   употребляемых   в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста   на   части,   составление   простейшего   плана   и   определение   основной мысли   произведения   под   руководством   учителя.   Составление   картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Внеклассное   чтение.   Чтение   детских   книг   русских   и   зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.   Ответы   на   вопросы   о   прочитанном,   пересказ.   Отчет   о прочитанной книге. Речевая практика Аудирование   и   понимание   речи.  Выполнение   простых   и   составных устных   инструкций   учителя,   словесный   отчет   о   выполненных   действиях. Прослушивание   и   выполнение   инструкций,   записанных   на   аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение   речи   и   изображения   (выбор   картинки,   соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио­носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение   и   его   значение   в   жизни.  Речевое   и   неречевое   общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,   нежелательное   обращение   (по   фамилии).   Ласковые   обращения. Грубые   и   негрубые   обращения.   Бытовые   (неофициальные)   обращения   к сверстникам,   ласковые   обращения. Функциональные   обращения   (к   продавцу,   к   сотруднику   полиции   и   др.). Специфика   половозрастных   обращений   (дедушка,   бабушка,   тетенька, девушка,   мужчина   и   др.).   Вступление   в   речевой   контакт   с   незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.   в   семье.   Именные,   бытовые, Знакомство,   представление,   Формулы   «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).   приветствие. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,   «здравствуйте»,   «до   свидания».   Развертывание   формул   с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Неофициальные   разговорные   формулы   «привет», Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».   «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных   формул,   использованных   невоспитанными   взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы,   сопровождающие   ситуации   приветствия   и   прощания   «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником   …»   и   их   развертывание   с   помощью   обращения   по   имени   и отчеству. Пожелания   близким   и   малознакомым   людям,   сверстникам   и   старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный   разговор.   Формулы   обращения,   привлечения   внимания   в телефонном   разговоре.   Значение   сигналов   телефонной   связи   (гудки, обращения   автоответчика   сотовой   связи).   Выражение   просьбы   позвать   к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить   (позвать)…»).   Распространение   этих   формул   с   помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке   или   на   перемене.   Обращение   с   просьбой   к   незнакомому   человеку. Обращение   с   просьбой   к   сверстнику,   к   близким   людям.   Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы   «Очень   приятно»,   «Я   очень   рада»   и   др.   как   мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление»,   «Я   тоже   поздравляю   тебя   (Вас)».   «Спасибо,   и   тебя   (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без   него.   Правильная   реакция   на   замечания.   Мотивировка   извинения   («Я нечаянно»,   «Я   не   хотел»   и   др.).   Использование   форм   обращения   при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение,   комплимент.   Одобрение   как   реакция   на   поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я   за   порогом   дома»   (покупка,   поездка   в   транспорте,   обращение   за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу). Темы   речевых   ситуаций   формулируются   исходя   из   уровня   развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.   Например,   в   рамках   лексической   темы   «Я   за   порогом   дома»   для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые   ситуации   «Давайте   познакомимся!»,   «Знакомство   во   дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация,   уточнение   и   расширение   словарного   запаса   о   теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление   устного   текста   (диалогического   или   несложного монологического) по теме ситуации. МАТЕМАТИКА Пояснительная записка Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в   образовательных   организациях,   осуществляющих   обучение   учащихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения   математике   является   подготовка   обучающихся   этой   категории   к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально­ трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:  формирование   доступных   умственно   обучающимся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и   умений,   необходимых   для   решения   учебно­познавательных,   учебно­ практических,   житейских   и   профессиональных   задач   и   развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;  коррекция   и   развитие   познавательной   деятельности   и   личностных качеств   обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их   возможностей;  формирование   положительных   качеств   личности,   в   частности   самостоятельности, аккуратности, терпеливости,   умений   планировать   свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.   настойчивости,   любознательности,   трудолюбия, Пропедевтика. Свойства предметов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,   больше,   меньше,   равные,   одинаковые   по   величине;   равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий   (широкий,   узкий,   высокий,   низкий,   глубокий,   мелкий,   толстый, тонкий);   длиннее,   короче   (шире,  уже,   выше,  ниже,  глубже,  мельче,   толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение   трех­четырех   предметов   по   длине   (ширине,   высоте,   глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести   (равного,   одинакового,   такого   же   веса).   Сравнение   трех­четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение   предметных   совокупностей  по  количеству   предметов,   их составляющих Сравнение двух­трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение   количества   предметов   одной   совокупности   до   и   после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение   небольших   предметных   совокупностей   путем   установления взаимно   однозначного   соответствия   между   ними   или   их   частями:   больше, меньше,   одинаковое,   равное   количество,   столько   же,   сколько,   лишние, недостающие предметы. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение   предметов   в   пространстве,   на   плоскости   относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее,   вверху,   внизу,   выше,   ниже,   далеко,   близко,   дальше,   ближе,   рядом, около,   здесь,   там,   на,   в,   внутри,   перед,   за,   над,   под,   напротив,   между,   в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);   верхний,   нижний,   правый,   левый   край   листа;   то   же   для   сторон: верхняя,  нижняя,  правая,   левая   половина,   верхний   правый,   левый,  нижний правый, левый углы. Единицы измерения и их соотношения Единица   времени   —   сутки.   Сутки:   утро,   день,   вечер,   ночь.   Сегодня, завтра,   вчера,   на   следующий   день,   рано,   поздно,   вовремя,   давно,   недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус. Нумерация.   Счет   предметов.   Чтение   и   запись   чисел   в   пределах   100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Единицы   измерения   и   их   соотношения.   Величины   и   единицы   их измерения.   Единица   массы   (килограмм),   емкости   (литр),   времени   (минута, час,   сутки,   неделя,   месяц,   год),   стоимости   (рубль,   копейка),   длины (миллиметр,   сантиметр,   дециметр,   метр).   Соотношения   между   единицами измерения   однородных   величин.   Сравнение   и   упорядочение   однородных величин. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных   целых   чисел.   Названия   компонентов   арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические   действия   с   числами   0   и   1.   Взаимосвязь   арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое   выражение.   Скобки.   Порядок   действий.   Нахождение   значения числового   выражения.   Использование   свойств   арифметических   действий   в вычислениях   (переместительное   свойство   сложения   и   умножения). Алгоритмы   письменного   сложения,   вычитания,   умножения   и   деления. Способы проверки правильности вычислений. Арифметические   задачи.   Решение   текстовых   задач   арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на   несколько   единиц.   Простые   арифметические   задачи   на   нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение   в   несколько   раз,   уменьшение   в   несколько   раз.   Простые арифметические   задачи   на   нахождение   неизвестного   слагаемого.   Задачи, содержащие   отношения   «больше   на   (в)…»,   «меньше   на   (в)…».   Задачи   на расчет   стоимости   (цена,   количество,   общая   стоимость   товара).   Составные арифметические задачи, решаемые в два действия. Геометрический   материал.   Пространственные   отношения.   Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева —справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,   прямоугольник,   квадрат,   окружность,   круг.   Замкнутые   и незамкнутые   кривые:   окружность,   дуга.   Ломаные   линии   —   замкнутая, незамкнутая.   Граница   многоугольника   —   замкнутая   ломаная   линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар. МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Пояснительная записка. Основная   цель   предмета  «Мир   природы   и   человека»   заключается   в формировании   первоначальных   знаний   о   живой   и   неживой   природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс   «Мир   природы   и   человека»   является   начальным   звеном   пропедевтическим   этапом   анализировать, формирования   естествоведческих   знаний, формирования   у   учащихся   умений   наблюдать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание   дисциплины   предусматривает   знакомство   с   объектами   и явлениями   окружающего   мира   и   дает   возможность   постепенно   раскрывать причинно­следственные   связи   между   природными   явлениями   и   жизнью человека. При   отборе   содержания   курса   «Мир   природы   и   человека»   учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально   волевой   регуляции,   поведения   младших   школьников   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Программа   реализует   современный   взгляд   на   обучение естествоведческим   дисциплинам,   который   выдвигает   на   первый   план обеспечение:  полисенсорности восприятия объектов;   практического   взаимодействия   обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности   в   натуральном   виде   и   в   естественных   условиях   или   в   виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ― ― ― ―  накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через   взаимодействие   с   различными   носителями   информации:   устным   и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения   учебно­познавательных   задач,   в   совместной   деятельности   друг   с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;  закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации   знаний   и   накоплению   опыта   взаимодействия   с  предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ―   постепенного   усложнения   содержания   предмета:   расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.   Основное   внимание   при   изучении   курса   «Мир   природы   и   человека» уделено   формированию     представлений   об   окружающем   мире:   живой   и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и   общества   с   природой.   Практическая   направленность   учебного   предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой  природе,  об  особенностях  человека   как   биосоциального  существа для   осмысленной   и   самостоятельной   организации   безопасной   жизни   в конкретных условиях. Структура   курса   представлена   следующими   разделами:   «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение   эффективности   усвоения   учебного   содержания   требует организации   большого   количества   наблюдений,   упражнений,   практических работ,  игр,  экскурсий   для   ознакомления     и   накопления   опыта   первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения Временные   изменения.  День,   вечер,   ночь,   утро.   Сутки,   время   суток. Время   суток   и   солнце   (по   результатам   наблюдений).   Время   суток   на циферблате часов.  Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.   Времена года: Осень. Зима.   Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека)   Месяцы   осенние,   зимние,   весенние,   летние.   Порядок   месяцев   в ― Осень   начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ­ начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). сезоне; в году, начиная с января. Календарь Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием   подробности   описания   качественных   изменений:   температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений);   солнце   (яркое   –тусклое,   большое   –маленькое,   греет,   светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая ­холодная вода), почвы (сухая ­влажная –заморозки). Солнце и изменения в неживой  и живой  природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны   года.   Сбор   листьев,   плодов   и   семян.   Ознакомление   с   названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,   погоды,   предполагаемых   занятий   (игры,   наблюдения,   спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд   людей   в   сельской   местности     и   городе   в   разное   время   года. Предупреждение  простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)   Неживая природа Солнце,   облака,   луна,   звезды.   Воздух.   Земля:   песок,   глина,   камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы  по основным параметрам: внешний вид, наиболее  существенные  и  заметные  свойства (выделяемые  при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и  Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природа Растения Растения   культурные.  Овощи.   Фрукты.   Ягоды.   Арбуз,   дыня,   тыква. Зерновые   культуры.   Внешний   вид,   место   произрастания,   использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения   комнатные.  Название.   Внешнее   строение   (корень,   стебель, лист).   Уход.  Растения   дикорастущие.  Деревья.   Кустарники.   Травянистые растения.   Корень,   стебель,   лист,   цветок,   плод   и   семена.     Первичные представление   о   способах   размножения.   Развитие   растение   из   семени   на примере   гороха   или   фасоли.   Значение   растений   в   природе.   Охрана, использование человеком. Грибы Шляпочные   грибы:   съедобные   и   не   съедобные.   Название.   Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место   в   жизни   человека   (для   чего   содержат   животное),   забота   и   уход   за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные   дикие.  Звери.   Птицы.   Змеи.   Лягушка.   Рыбы.   Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины  и уединенности птиц на природе). Охрана   природы:  наблюдения   за   жизнью   живой   природы,   уход   за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим   растениям,   правили   сбора   урожая   грибов   и   лесных   ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой,   сбор   веток   в   период   гнездования,   ознакомление   с   видами   помощи диким животным, и т.п. Человек Мальчик   и   девочка.   Возрастные   группы   (малыш,   школьник,   молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена  полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).   Значение в жизни человека (ознакомление   с   жизнью   вокруг,   получение   новых     впечатлений).   Гигиена органов   чувств.   Бережное   отношение   к   себе,   соблюдение   правил   охраны органов     работы   и   отдыха.   Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).   чувств,   соблюдение   режима   Здоровый   образ   жизни:   гигиена   жилища   (проветривание,   регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Человек   –   член   общества:   член   семьи,   ученик,   одноклассник,   друг.. Личные   вещи   ребенка:   гигиенические   принадлежности,   игрушки,   учебные вещи,   одежда,   обувь.   Вещи   мальчиков   и   девочек.     Профессии   людей ближайшего окружения ребенка Магазины   («овощи­фрукты»,   продуктовый,   промтоварный   (одежда, обувь,   бытовая   техника   или   др.),   книжный).   Зоопарк     или   краеведческий музей.   Почта.   Больница.   Поликлиника.   Аптека.   Назначение   учреждения. Основные профессии людей, работающих  в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые   и   грузовые,   метро,   маршрутные   такси,   трамваи,   троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.   Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты.  Правила поведения. Наша Родина ­ Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб,   Гимн   России.   Президент   России.   Наша   национальность.   Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна.   Праздники   нашей   страны.     Достижение   нашей   страны   в   науке   и искусствах. Великие люди страны или края.  Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний   (гриппа)   –прием   витаминов,   гигиена   полости   носа   и   рта, предупреждение   контактов   с   больными   людьми.   Поведение   во   время простудной   (постельный   режим,   соблюдение   назначений   врача)   и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка  белья, прием  лекарств по   назначению  врача,  постельный   режим). Вызов врача из  поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,   элементарное   описание   ситуации   приведшей   к   травме   и   своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила   поведения   человека   при   контакте   с   домашним   животным. Правила поведения человека с  диким животным  в зоопарке, в природе.   Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скоройпомощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила   поведения   на   улице.   Движения   по   улице   группой.   Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному   переходу).   Правила   безопасного   поведения   в   общественном транспорте. Правила   безопасного   использование   учебных   принадлежностей, инструментов для   практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.     Правила   обращения   с   горячей   водой   (в   кране,   в   чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (дополнительный первый (11)­V классы; I­V классы) Пояснительная записка Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности   обучающегося   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)   в   процессе   приобщения   его   к   художественной   культуре   и обучения   умению   видеть   прекрасное   в   жизни   и   искусстве;   формировании элементарных знаний  об  изобразительном  искусстве,  общих и  специальных умений   и   навыков   изобразительной   деятельности   (в   рисовании,   лепке, аппликации),   величины, конструкции,   цвета   предмета,   его   положения   в   пространстве,   а   также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.   развитии   зрительного   восприятия   формы, Основные задачи изучения предмета:  Воспитание интереса к изобразительному искусству.  Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека  Воспитание   в   детях   эстетического   чувства   и   понимания   красоты окружающего мира, художественного вкуса.  Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного   Расширение   художественно­эстетического искусства   искусствах. кругозора;  Развитие   эмоционального   восприятия   произведений   искусства,   умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.  Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.  Обучение   изобразительным   техникам   и   приёмам   с   использованием различных   материалов,   инструментов   и   приспособлений,   в   том   числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.  Обучение   разным   видам   изобразительной   деятельности   (рисованию, аппликации, лепке).  Обучение   правилам   и   законам   композиции,   цветоведения,   построения орнамента   и   др.,   применяемых   в   разных   видах   изобразительной деятельности.  Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.  Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.  Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей   изобразительной   деятельности   («коллективное   рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция   недостатков   психического   и   физического   развития обучающихся   на   уроках   изобразительного   искусства   заключается   в следующем:   коррекции   познавательной   деятельности   учащихся   путем систематического   и   целенаправленного   воспитания   и   совершенствования   у ― ― них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения   в   пространстве,   умения   находить   в   изображаемом   объекте существенные   признаки,   устанавливать   сходство   и   различие   между предметами;  развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование   умения   ориентироваться   в   задании,   планировать художественные   работы,  последовательно   выполнять   рисунок,  аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;   коррекции   ручной   моторики;   улучшения   зрительно­двигательной координации   путем   использования   вариативных   и   многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного ― ― ― мышления, представления и воображения. Примерное содержание предмета Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период   обучения»,   «Обучение   композиционной   деятельности»,   «Развитие умений   воспринимать   и   изображать   форму   предметов,   пропорции, конструкцию»;   «Развитие   восприятия   цвета   предметов   и   формирование умения   передавать   его   в   живописи»,   «Обучение   восприятию   произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: ―  рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по   памяти,   представлению   и   воображению;   рисование   на   свободную   и заданную тему; декоративное рисование.  лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры   или   по   образцу,   по   памяти,   воображению;   лепка   на   тему;   лепка декоративной композиции; ―  выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей   на   изобразительной   поверхности   («подвижная   аппликация»)   и   с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея)   с   натуры,   по   образцу,   представлению,   воображению;   выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;   проведение   беседы   о   содержании   рассматриваемых   репродукций   с картины   художников,   книжной   иллюстрации,   картинки,   произведения народного и декоративно­прикладного искусства. Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации   рабочего   места;   материалы   и   инструменты,   используемые   в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Подготовительный период обучения Формирование   организационных   умений:  правильно   сидеть,  правильно держать   и   пользоваться   инструментами   (карандашами,   кистью,   красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное   воспитание:   различение   формы   предметов   при   помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,   называние   и   отражение   в   аппликации   и   рисунке   цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие   моторики   рук:   формирование   правильного   удержания карандаша   и   кисточки;   формирование   умения   владеть   карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения   (его   замедление   и   ускорение),   прекращения   движения   в   нужной точке; направления движения. Обучение  приемам  работы  в  изобразительной  деятельности  (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: ―  отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; ―  размазывание по картону; ―  скатывание, раскатывание, сплющивание; ―  примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы   работы   с  «подвижной   аппликацией»   для   развития   целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:   складывание   целого   изображения   из   его   деталей   без   фиксации   на Приемы выполнения аппликации из бумаги: ― ―  приемы работы ножницами;  раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг   друга   в   соответствии   с   пространственными   отношениями:   внизу, наверху, над,  под, справа от …, слева от …, посередине;   приемы   соединения   деталей   аппликации   с   изобразительной поверхностью с помощью пластилина.   приемы   наклеивания   деталей   аппликации   на   изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ―  рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).   рисование   разнохарактерных   линий   (упражнения   в   рисовании   по ― плоскости листа;   совмещение   аппликационного   изображения   объекта   с   контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;   расположение   деталей   предметных   изображений   или   силуэтов   на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;   составление   по   образцу   композиции   из   нескольких   объектов   без фиксации на плоскости листа. ― ― ― ― ― ― клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);  рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы   нажима   на   карандаш.   Упражнения   в   рисовании   линий.   Рисование предметов несложных форм (по образцу);  штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); рисование  карандашом линий и предметов несложной формы двумя ― ― ― руками. Приемы работы красками:  ― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;  ― приемы   трафаретной   печати:   печать   тампоном,   карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; ­ приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ― ―  правила обведения шаблонов;   обведение   шаблонов   геометрических   фигур,   реальных   предметов несложных форм, букв, цифр. Обучение композиционной деятельности Развитие   умений   воспринимать   и   изображать   форму   предметов, пропорции, конструкцию Формирование   понятий:   «предмет»,   «форма»,   «фигура»,   «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие   форм   предметного   мира.     Сходство   и   контраст   форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование   предметов,   выделение   их   признаков   и   свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение   формы   предметов   с   геометрическими   фигурами   (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача   движения   различных   одушевленных   и   неодушевленных предметов. Приемы   и   способы   передачи   формы   предметов:   лепка   предметов   из отдельных   деталей   и   целого   куска   пластилина;   составление   целого изображения   из   деталей,   вырезанных   из   бумаги;   вырезание   или   обрывание силуэта   предмета   из   бумаги   по   контурной   линии;   рисование   по   опорным точкам,   дорисовывание,   обведение   шаблонов,   рисование   по   клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.  Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,   геральдический   и   т.д.   Принципы   построения   орнамента   в полосе,   квадрате,   круге,   треугольнике   (повторение   одного   элемента   на протяжении   всего   орнамента;   чередование   элементов   по   форме,   цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое   применение   приемов   и   способов   передачи   графических образов в лепке, аппликации, рисунке.    Развитие   восприятия   цвета   предметов   и   формирование   умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета   солнечного   спектра   (основные,   составные,   дополнительные). Теплые   и   холодные   цвета.   Смешение   цветов.   Практическое   овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения   на   палитре   основных   цветов,   отражение   светлотности   цвета (светло­зеленый, темно­зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,  его   эмоционального   состояния  (радость,  грусть).  Роль   белых   и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы   работы   акварельными   красками:   кистевое   письмо   ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое   применение   цвета   для   передачи   графических   образов   в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.   Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное   искусство   в   повседневной   жизни   человека.   Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды   изобразительного   искусства».   Рисунок,   живопись,   скульптура, декоративно­прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова,  А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин  и т.д. «Как   и   о   чем   создаются   скульптуры».   Скульптурные   изображения (статуя,   бюст,   статуэтка,   группа   из   нескольких   фигур).   Какие   материалы использует   скульптор   (мрамор,   гранит,   глина,   пластилин   и   т.д.).   Объем   – основа   языка   скульптуры.   Красота   человека,   животных,   выраженная средствами   скульптуры.   Скульпторы   создали   произведения   скульптуры: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д. «Как   и   для   чего   создаются   произведения   декоративно­прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища,   предметов   быта,   орудий   труда,   костюмы).   Какие   материалы используют художники­декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных   форм   в   прикладном   искусстве   (цветы,   раскраска   бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями   народных   художественных   промыслов   в   России   с   учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). РУЧНОЙ ТРУД Пояснительная записка Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная   цель   изучения   данного   предмета  заключается   во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   в   процессе   формирования трудовой   культуры   и   подготовки   его   к   последующему   профильному обучению   в   старших   классах.   Его   изучение   способствует   развитию созидательных   возможностей   личности,   творческих   способностей, формированию   мотивации   успеха   и   достижений   на   основе   предметно­ преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ―  формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно­преобразующей деятельности человека.  формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.  расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно­ исторических традициях в мире вещей.   расширение   знаний   о   материалах   и   их   свойствах,   технологиях использования.   формирование   практических   умений   и   навыков   использования различных материалов в предметно­преобразующей деятельности.  формирование интереса к разнообразным видам труда.  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, ― ― ― ― ― ― ― ― воображения, мышления, речи). классификация, обобщение).   развитие   умственной   деятельности   (анализ,   синтез,   сравнение,   развитие   сенсомоторных   процессов,   руки,   глазомера   через формирование практических умений. развитие   регулятивной   структуры   деятельности   (включающей целеполагание,   планирование,   контроль   и   оценку   действий   и   результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).   формирование   информационной   грамотности,   умения   работать   с различными источниками информации. ― ― ― ―   формирование   коммуникативной   культуры,   развитие   активности, целенаправленности,   инициативности;   духовно­нравственное   воспитание   и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция   интеллектуальных   и   физических   недостатков   с   учетом   их возрастных особенностей, которая предусматривает: ―   коррекцию   познавательной   деятельности   учащихся   путем систематического   и   целенаправленного   воспитания   и   совершенствования   у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения   в   пространстве,   умения   находить   в   трудовом   объекте существенные   признаки,   устанавливать   сходство   и   различие   между предметами;   развитие   аналитико­синтетической   деятельности,   деятельности сравнения,   обобщения;   совершенствование   умения   ориентироваться   в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; ―   коррекцию   ручной   моторики;   улучшение   зрительно­двигательной координации   путем   использования   вариативных   и   многократно повторяющихся   действий   с   применением   разнообразного   трудового материала. ― Работа с глиной и пластилином Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).   Глина     строительный   материал.   Применение   глины   для изготовления   посуды.   Применение   глины   для   скульптуры.   Пластилин   ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.   Лепка   из   глины   и   пластилина   разными   способами: конструктивным,  пластическим,   комбинированным.   Приемы   работы: «разминание»,   «отщипывание   кусочков   пластилина»,   «размазывание   по картону»   (аппликация   из   пластилина),   «раскатывание   столбиками» (аппликация   из   пластилина),   «скатывание   шара»,   «раскатывание   шара   до овальной   формы»,   «вытягивание   одного   конца   столбика»,   «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических   тел   (брусок,   цилиндр,   конус,   шар).   Лепка   из   пластилина, изделий   имеющих   прямоугольную,   цилиндрическую,   конусообразную   и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные   понятия   о   природных   материалах   (где   используют,   где находят,   виды   природных   материалов).   Историко­культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами   (шило,   ножницы)   и   правила   работы   с   ними.   Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей   (пластилин,   острые   палочки).   Работа   с   засушенными   листьями (аппликация,   объемные   изделия).   Работа   с   еловыми   шишками.   Работа   с тростниковой   травой.   Изготовление   игрушек   из   желудей.   Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Элементарные   сведения   о   бумаге   (изделия   из   бумаги).   Сорта   и   виды бумаги   (бумага   для   письма,   рисовальная, впитывающая/гигиеническая,   крашеная).  Цвет,   форма   бумаги   (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:   бумага   для   печати, Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: ­ разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.   Порядок   обводки   шаблона   геометрических   фигур.   Разметка   по шаблонам сложной конфигурации; ­ разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).   Понятия:   «линейка»,   «угольник»,   «циркуль».   Их   применение   и устройство; ­   разметка   с   опорой   на   чертеж.   Понятие   «чертеж».   Линии   чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила   обращения   с  ножницами.  Правила   работы   ножницами.  Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез   по   длинной   линии»;   «разрез   по   незначительно   изогнутой   линии»; «округление   углов   прямоугольных   форм»;   «вырезание   изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии   (кругу)».   Способы   вырезания:   «симметричное   вырезание   из   бумаги, сложенной   пополам»;   «симметричное   вырезание   из   бумаги,   сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание   бумаги.   Разрывание   бумаги   по   линии   сгиба.   Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание   треугольника   пополам»,   «сгибание   квадрата   с   угла   на   угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание   углов   к   центру   и   середине»;   «сгибание   по   типу   «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание   и   скатывание   бумаги  в   ладонях.   Сминание   пальцами   и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия.  Клеевое соединение. Правила работы с клеем   и   кистью.   Приемы   клеевого   соединения:   «точечное»,   «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно­переплетные работы Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства   картона.   Картонажные   изделия.   Инструменты   и   приспособления. Изделия   в   переплете.   Способы   окантовки   картона:   «окантовка   картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами Элементарные сведения  о  нитках  (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх­ вниз», Вышивание.   Что   делают   из   ниток.   Приемы   вышивания:   вышивка «прямой   строчкой»,  вышивка   прямой   строчкой   «в  два   приема»,  «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные   сведения  о  тканях.   Применение   и   назначение   ткани   в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая   и   изнаночная   сторона   ткани;   шероховатые,   шершавые,   скользкие, гладкие,   толстые,   тонкие;   режутся   ножницами,   прошиваются   иголками, сматываются   в   рулоны,   скучиваются).   Цвет   ткани.   Сорта   ткани   и   их назначение   (шерстяные   ткани,   хлопковые   ткани).   Кто   шьет   из   ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения   игл.   Виды   работы   с   нитками   (раскрой,   шитье,   вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой   деталей   из   ткани.   Понятие   «лекало».   Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из   ткани,   прямой   строчкой,   строчкой   «косыми   стежками   и   строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).   Процесс   ткачества   (основа,   уток,   челнок,   полотняное переплетение). Скручивание   ткани.   Историко­культурологические   сведения (изготовление кукол­скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом   и   т.д.).   Пришивание   пуговиц   (с   двумя   и   четырьмя   сквозными отверстиями,   с   ушком).   Отделка   изделий   пуговицами.   Изготовление   и пришивание вешалки Работа с древесными материалами Элементарные   сведения   о   древесине.   Изделия   из   древесины.   Понятия «дерево»   и   «древесина».   Материалы   и   инструменты.   Заготовка   древесины. Кто   работает   с   древесными   материалами   (плотник,   столяр).   Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы   обработки   древесины   ручными   инструментами   и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы   обработки   древесины   ручными   инструментами   (пиление, заточка точилкой). Аппликация   из   древесных   материалов   (опилок,   карандашной   стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Работа металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа   с   алюминиевой   фольгой.   Приемы   обработки   фольги:   «скатывание»,   «скручивание»,   «сжимание», «сминание»,   «сгибание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение   проволоки   в   изделиях.   Свойства   проволоки   (толстая,   тонкая, гнется).   Инструменты   (плоскогубцы,   круглогубцы,   кусачки).   Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание   в   спираль»,   «сгибание   вдвое,   втрое,   вчетверо»,   «намотка   на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Работа с металлоконструктором Элементарные   сведения   о   металлоконструкторе.   Изделия   из металлоконструктора.   Набор   деталей   металлоконструктора   (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы;  бумага, пластилин;  бумага, нитки;  бумага, ткань;  бумага, древесные материалы;  бумага, пуговицы;  проволока, бумага и нитки;  проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант

Рабочая программа по VIII виду 1 вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018