РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательный русский язык» для учащихся 7 класса.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.документ
рабочая программа по внеурочке.doc
по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательный русский язык» Цель и задачи программы
Цель создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
Планируемые результаты освоения курса
развитие и формирование языковой личности;
развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии,
синтаксису);
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом
замысла, адресата и ситуации общения;
Воспитывающие:
Развивающие:
воспитание любви и уважения к родному языку;
формирование умения слушать и понимать текст;
воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
развивать представления о прекрасном в языке и речи;
приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностноориентированный, системнодеятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению
языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со
словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова
интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”,
“...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
2 Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и
это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация,
рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство
текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе
ведётся работа с текстами, способствующими духовнонравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников,
вместе с тем содержащими чтото новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это
могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они
говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения
собственного состояния, настроения невозможно научить детей понастоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека
самое интересное, в конечном счёте, это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст
позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество –
норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников,
обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для
учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к какимлибо
явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить
развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной
заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик ценность разработанной программы.
Формы организации занятий
лекции, беседы, тренинги;
экскурсии в библиотеку;
игрыконкурсы, викторины, КВН;
практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например,
“Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми,
самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Требования к планируемым результатам изучения программы
3 Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и
умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной
деятельности “Занимательный русский язык” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального
общения, консолидации и единения народов России;
4 понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также
роли русского языка в процессе самообразования;
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным стилям;
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
5 Содержание курса
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
I. Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели,
поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический
словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы.
Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими
словарями. Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «словародственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская
работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?)
Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Словаомонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и
омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Словаблизнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словамисинонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем
антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении
паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Словадрузья»
6 Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения»,
«афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских
народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия,
проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный
проект «Русские сказочники».
II.От слова к тексту (7ч )
Тема 10. В глубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства
создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение.
Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя смысла целого или крупных частей прочитанного
произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания
при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для
последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор
иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение
описание. Сочинениерассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико
композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты (2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль поразному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально
деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительновыразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
7 Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в
различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического
стиля статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля статья, лекция, монография, учебник; 4) официальноделового приказ, заявление, служебная
записка.
Практическая часть: творческие задания
III.От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового
выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текстапослания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16. Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочиненияминиатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18. Сочинениеанализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинениеанализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном
обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные
произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
8 Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г.
Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Календарнотематическое планирование
№ Тема
Форма
Краткое содержание
Общее
время
Теория Практика Плановые
сроки
Примечание
1.
Вводное занятие. «Слово о
нас»
Беседа
Проведение диагностики словарного
запаса учащихся.
1ч
0,5
0,5
1.09
2.
Слово о слове
Тренинг
3.
Слово о словарях
Экскурсия в школьную
библиотеку
I.Путь к слову 13ч.
Уточнение понятия о лексическом
значении слов. Обогащение словарного
запаса учащихся. Писатели, поэты и
учёные о богатстве и выразительности
русского слова.
«Знакомство со словарями».
Орфографические задачи, тесты,
кроссворды, ребусы. Нахождение слова
в разных словарях.
4.
К истокам слова
Лингвистическая игра Рассказ о науке этимологии. Строение
словарной статьи этимологического
словаря. Работа с различными
9
2
1
1
1
1
0,5
0,5
8.09
15.09
22.09
0,5
0,5
29.09 5.
Культура слова
Викторина
6.
Слово и «слова
родственники». «Чужие»
слова
Групповой проект
7
Словаомонимы и
многозначные слова
Игра
8.
Слово и его синонимы,
антонимы, паронимы
Групповой проект
0,5
6.10
0,5
1
1
13.10
20.10
0,5
0,5
27.10
0,5
0,5
10.11
1
2
1
1
этимологическими и историческими
словарями.
Знакомство с современными нормами
русского литературного произношения.
Орфоэпический словарь, его основные
свойства и функции.
Знакомство с особенностями строения
словарной статьи словаря иностранных
слов. Введение понятия «устойчивые
обороты». Исследовательская работа
со словарем иностранных слов и
определением значения этих слов.
Рассказ о свойстве « многозначность
слова», о строении словарной статьи
толкового словаря. Выделение
отличительных признаков
многозначности и омонимии. Работа с
толковыми словарями.
Изучение особенностей
синонимического ряда слов. Работа со
словамисинонимами и правильным
употреблением их в речи. Работа со
«Словарем антонимов русского языка».
Знакомство с понятием «паронимы».
Виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном
употреблении паронимов в устной и
письменной речи.
9.
Слово во фразеологических
Фразеологический КВН.
Изучение особенностей
2
1
1
17.11
10 оборотах
Индивидуальный
проект
10. Роль слова в тексте
1)Слово в устном народном
творчестве
2)Слово в названиях
произведений классической
и современной литературы
3)Слово в текстах
художественной литературы
11. В глубь текста
Игра
2
1
1
24.11
1.12
8.12
2
1
1
15.12
22.12
фразеологических сочетаний. Беседа о
правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Понятия
«крылатые выражения», «афоризмы».
Понимание роли слова в устном
народном творчестве (пословицах и
поговорках, загадках, скороговорках,
притчах, легендах, приметах, в русских
народных песнях, сказках). Знакомство
со сказителями сказок. Слово в
названиях произведений классической
и современной литературы (поэзия,
проза). Слово в текстах
художественной литературы. Понятия:
живая народная речь, литературный
язык, анализ литературных образцов.
II.От слова к тексту 7ч
Тема, основная мысль, авторская
позиция. Смысловые части текста,
микротема, абзац. План текста:
простой, сложный, тезисный. Способы
связи предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте.
Лексические средства связи
(контекстуальные синонимы).
Морфологические средства создания
выразительности текста
(существительные, прилагательные).
Типы связи. Цепная и параллельная
связь. Интонация и логическое
ударение. Смысловая связь.
11 12. Типология текстов
Анализ текстов
13. Стили текста. Основные
черты
Лекция
14. Языковые особенности
Работа с текстом
разных стилей речи
15.
Жанр текста
1)Жанры художественного и
публицистического стиля
2)Жанры официально
делового и научного стиля
Индивидуальный
проект
0,5
0,5
12.01
1
1
19.01
26.01
0,5
0,5
2.02
0,5
0,5
9.02
1
2
1
1
Определение типа текста
(повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного
типа. Сочинениеповествование.
Сочинениеописание. Сочинение
рассуждение.
Стилистика как наука, позволяющая
выразить мысль поразному,
различными языковыми средствами.
Определение стилей (разговорный,
официальноделовой,
публицистический, научный,
художественный) и их особенности.
Изобразительновыразительные
средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические.
Характеристика каждого
функционального стиля: а) сфера
применения; б) основные функции; в)
ведущие стилевые черты; г) языковые
особенности; д) специфические формы
(жанры).
Жанры: 1) художественного стиля
рассказ, повесть, роман, стих, сонет,
драма, сказка, трагедия, комедия,
гимн, ода и др.; 2) публицистического
стиля статья, репортаж, очерк; 3)
научного стиля статья, лекция,
монография, учебник; 4) официально
делового приказ, заявление,
12 служебная записка.
III.От готового текста – к собственному тексту 12ч
16. Модель создания речевого
высказывания
Конкурс юных ораторов
2
1
1
Постижение основ риторики, умение
отбирать материал, выделяя главное,
опуская детали, избирая наиболее
желательную форму языкового
выражения. Знакомство с мастерами
ораторского искусства, составление
плана выступления.
17. Творческое изложение
Индивидуальный
проект
Сжатое изложение текстов
публицистического характера.
18. Обучение написанию
сочиненияминиатюры
Индивидуальная,
групповая
Сбор материала к сочинению, его
систематизация
19. Сочинениеанализ
поэтического текста
Групповая, работа в
парах
20. Сочинениеанализ эпизода Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
21.
Нетрадиционные жанры
сочинений.
1)Письмо
2)Дневниковые записи
3)Отзыв
4)Аннотация
5)Эссе как жанр
сочинения. Особенности
построения, языка, стиля
Комплексный анализ поэтического
текста. Анализ стихотворения Ф.И.
Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Комплексный анализ прозаического
текста.
Обобщение знаний о структуре писем.
Языковые особенности построения
письма. Общественная значимость
письма в современном обществе.
Основные правила ведения, три
разновидности использования дневника
(собственно дневник, дневник
писателя, литературные произведения
13
1
1
1
1
6
1
0,5
0,5
0,5
5
0,5
0,5
0,5
1
16.02
23.02
2.03
9.03
16.03
6.04
13.04
20.04
27.04
4.05
11.05
18.05 в форме дневника). Смысловые и
структурные особенности жанра
отзыва. Формирование представления о
структуре аннотации. Осознание
учащимися её актуальности и ценности
в общественной жизни как жанр
сочинений. Формирование у учащихся
представления об эссе как
публицистическом жанре, его
особенностях.
22. Итоговое занятие «Как наше
слово отзовётся…»
Групповой проект
Выступления учащихся – защита
проектов.
ИТОГО
25.05
25.05
2
35
14
2
21
Оценка образовательных достижений учащихся
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
выставки творческих работ;
соревнования;
проведение интеллектуальных игр;
проведение открытых уроков для родителей;
проведения конкурсов чтецов.
14 Список литературы:
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебнопедагогическое
издательство Министерства просвещения РСФСР Москва1963
3. Асмолов А.Г. Системнодеятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
5. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,
1988. – 207 с.
6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.:
Просвещение, 2008.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
9. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 56 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А.
Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
12. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.сост. Н.М. Лебедев. – М.: ВербумМ, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная
школа)
13. Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. 544 с., ил.
14. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286
15. Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Инт рус. яз. им. А.С.
Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. М.: Сов. Энциклопедия, 1969. 600 с.
15 3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. М.:
ШколаПресс, 1994. 209 с.
4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1974. 448 с.
5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 2е изд. М.: Просвещение, 1996. 240 с.
6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.216 с.
7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. –
426с.
8. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. СПб.: Просвещение, 1994. 268 с.
9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. 679 с.
10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. Ростов н/Д.: Издво Рост, унта, 1994. 275 с.
11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
12. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык Медиа, 2006.
14. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. Л., 1975. 463 с.
15. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. 447 с.
16. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. М.: Рус. яз., 1987.
448с.
17. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. М, 1976. 467с.
18. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.416 с.
19. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1972. 670 с.
20. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
21. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. М.: Просвещение, 1978. 437 с.
22. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. 272 с.
23. Максимов С. Крылатые слова. М.: Худ. литра, 1969. 528 с.
24. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школапресс, 1993.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И.
Скворцова. – 28е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКСЛИТ», 2012. – 1376 с.
26. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматикоорфографический словарь русского языка. 3е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
288с.
27. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
28. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
29. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
30. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Инт рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2е изд., перераб. и доп. – Ленинград:
Наука, 1981. – 696 с.
31. Словарь лингвистических терминов 2012. http://linguisticdictionary.info/word/jA/Jazk179.html
16 русского
современного
литературного
32. Словарь
СССР. М., 19501965.
33. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
34. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
35. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. 250с.
36. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. 38е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. 224 с.
37. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
38. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова.М.:Сов.Энциклопедия, 1968.543
с.
39. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
17
В
языка:
т.
/АН
17
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.