РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Класс 7
1 час в неделю, 34часа в год
Составитель:
Сушкова Лариса Сергеевна.,
учитель русского языка и литературы
2017г.
Планируемые результаты освоения курса
Цель и задачи программы
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.
Формы организации занятий
Требования к планируемым результатам изучения программы
Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности “Занимательный русский язык” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Содержание курса
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
I.Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
II.От слова к тексту (7ч )
Тема 10. В глубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты
смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание.
Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты (2ч.)
Стилистика как
наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами.
Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный,
художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в
тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические.
Практическая часть: определение стилевой
принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность
мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
III.От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16. Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Форма |
Краткое содержание |
Общее время |
Теория |
Практика |
Плановые сроки |
Примечание |
1. |
Вводное занятие. «Слово о нас» |
Беседа |
Проведение диагностики словарного запаса учащихся.
|
1ч |
0,5 |
0,5 |
8.09 |
|
I.Путь к слову 13ч. |
||||||||
2. |
Слово о слове |
Тренинг
|
Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
|
2 |
1 |
1 |
15.09 22.09 |
|
3. |
Слово о словарях |
Экскурсия в школьную библиотеку |
«Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
29.09
|
|
4. |
К истокам слова |
Лингвистическая игра |
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.10 |
|
5. |
Культура слова |
Викторина |
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
|
1 |
0,5 |
|
13.10 |
|
6. |
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова |
Групповой проект |
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
|
2 |
1 |
1 |
20.10 27.10 |
|
7 |
Слова-омонимы и многозначные слова |
Игра
|
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
10.11 |
|
8. |
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы |
Групповой проект
|
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
17.11 |
|
9. |
Слово во фразеологических оборотах |
Фразеологический КВН.
|
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
|
2 |
1 |
1 |
24.11 1.12 |
|
10. |
Роль слова в тексте 1)Слово в устном народном творчестве 2)Слово в названиях произведений классической и современной литературы 3)Слово в текстах художественной литературы |
Индивидуальный проект |
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
|
2 |
1 |
1 |
8.12 |
|
II.От слова к тексту 7ч |
||||||||
11. |
В глубь текста |
Игра
|
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
|
2 |
1 |
1 |
15.12 22.12 |
|
12. |
Типология текстов |
Анализ текстов |
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
12.01 |
|
13. |
Стили текста. Основные черты |
Лекция
|
Стилистика
как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми
средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой,
публицистический, научный, художественный) и их особенности.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. |
2 |
1 |
1 |
19.01 26.01 |
|
14. |
Языковые особенности разных стилей речи |
Работа с текстом |
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
|
1 |
0,5 |
0,5 |
2.02 |
|
15. |
Жанр текста 1)Жанры художественного и публицистического стиля 2)Жанры официально-делового и научного стиля |
Индивидуальный проект
|
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
9.02 |
|
III.От готового текста – к собственному тексту 12ч |
||||||||
16. |
Модель создания речевого высказывания |
Конкурс юных ораторов
|
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
|
2 |
1 |
1 |
16.02 23.02 |
|
17. |
Творческое изложение |
Индивидуальный проект |
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
|
1 |
|
1 |
2.03 |
|
18. |
Обучение написанию сочинения-миниатюры |
Индивидуальная, групповая |
Сбор материала к сочинению, его систематизация
|
1 |
0,5 |
0,5 |
9.03 |
|
19. |
Сочинение-анализ поэтического текста |
Групповая, работа в парах |
Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору). |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.03 |
|
20. |
Сочинение-анализ эпизода |
Индивидуальная, групповая |
Комплексный анализ прозаического текста.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
6.04 |
|
21. |
Нетрадиционные жанры сочинений. 1)Письмо 2)Дневниковые записи 3)Отзыв 4)Аннотация 5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля |
Индивидуальная, групповая |
Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника). Смысловые и структурные особенности жанра отзыва. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
|
6 |
1 |
5 |
13.04 20.04 27.04 4.05 11.05 18.05 |
|
22. |
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» |
Групповой проект
|
Выступления учащихся – защита проектов.
|
2 |
|
2 |
25.05 |
|
Итого: |
35 часов |
Оценка образовательных достижений учащихся
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- соревнования;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение открытых уроков для родителей;
- проведения конкурсов чтецов.
Список литературы:
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
5. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
9. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
12. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
13. Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286
15. Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
8. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
12. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
14. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
15. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
16. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
17. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
18. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
19. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
20. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
21. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
22. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
23. Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
24. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
26. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
27. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
28. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
29. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
30. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
31. Словарь лингвистических терминов 2012. http://linguistic-dictionary.info/word/jA/Jazk-179.html
32. Словарь современного русского литературного
языка: В 17 т. /АН
СССР. М., 1950-1965.
33. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
34. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
35. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
36. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
37. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
38. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с.
39. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.