Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая классика» разработана в соответствии с:
• ФЗ от 29 октября 2012№ 273 –ФЗ « Об образовании в Российской федерации»
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год; МКОУ Дивинская СОШ
Данная программа является дополнением к основному курсу литературы. Программа рассчитана на 34 ч.
внеурочка.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дивинская СОШ»
Болотнинского района Новосибирской области
«Рассмотрено»
Протокол № _____
от «__»_____________2019 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
____________ И.И. Баркова
«___»_______________ 2019 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Дивинская СОШ»
_____________ Ю.С. Сурдина
Приказ № _____
от «___»_____________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Живая классика»
Направление: художественно – эстетическое
Срок реализации 1 год
Авторсоставитель программы:
Сиволова Валентина Андреевна,
учитель
русского языка и литературы 1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая классика» разработана в
соответствии с:
ФЗ от 29 октября 2012№ 273 –ФЗ « Об образовании в Российской федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования на 20192020 учебный год; МКОУ Дивинская СОШ
Данная программа является дополнением к основному курсу литературы. Программа
рассчитана на 34 ч.
Цели
Основными целями курса внеурочной деятельности «Живая классика» в системе основного
общего образования являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Задачи:
воспитывать духовноразвитую личность, осознающую свою принадлежность к
родной культуре, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; прививать любовь к русской литературе и
культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогащать духовный мира
школьников, их жизненный и эстетический опыт;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
устной и письменной речи учащихся; формировать читательскую культуру, представления
о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
осваивать знания о русской классической литературе, ее духовнонравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять
в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
формировать читательский кругозор и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности; нравственные представления о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной и
зарубежной культуре
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Живая классика»
.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие
активное сотворчество воспринимающего.
Занятия по курсу внеурочной деятельности «Живая классика» осуществляются по 4
направлениям: духовно – нравственное, общекультурное, социальное и
общеинтеллектуальное, которые содействуют формированию разносторонне развитой,
гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, развитию творческих
способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на занятиях внеурочной
деятельности необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными
ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью.
Формы организации курса внеурочной деятельности «Живая классика»:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
3.
Результаты курса внеурочной деятельности «Живая классика» Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивно и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать обсуждении прочитанного,
сознательно планировать своё досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3.
Содержание курса внеурочной деятельности «Живая классика»
Тема 1: Вводное занятие (1 час)
Тема 2: Путешествие по страницам любимых книг
Беседа о любимых художественных произведениях. Л. Улицкая. Рассказы о войне .(2 час)
Тема 3: К. Булычев «Приключения Алисы». Читаем, думаем, спорим (2 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения в
них изобразительновыразительных средств.
Тема 4: Книга и подросток (1 час)
Обзор новинок современной художественной литературы для подростков.
Тема 5: Удивительный мир кино . Просмотр и обсуждение кинофильма «Чучело». (3 часа)
Тема 6: Час поэзии (1 час)
Беседа о современных поэтах. Чтение и анализ стихов современных авторов.
Тема 7: Р. Фраерман «Дикая собака Динго». Читаем, думаем, спорим.
Образы главных героев (3 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения в них изобразительновыразительных средств.
Тема 8: Валентина Осеева «Бабка», Елена Пономаренко «Леночка»
Тема 9: Д. Сабитова «Три твои имени». Читаем, думаем, спорим.
Образы главных героев (3 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения в
них изобразительновыразительных средств.
Тема 10: Конкурс «Живая классика» (3 часа)
Практическая работа: подготовка к конкурсу чтецов, участие в школьном конкурсе
«Живая классика».
Тема 11: Театральная гостиная (2 часа)
Просмотр и обсуждение спектакля «Путешествие в счастье»
Тема 12: Г. Гордиенко «Подарок ко дню рождения». Читаем, думаем, спорим.
Образы главных героев (3 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения в
них изобразительновыразительных средств.
Тема 13: А. Линдгрен «Мио, мой Мио!». Читаем, думаем, спорим.
Образы главных героев (2 часа)
Тема 14: Моя любимая книга (1 час)
Практическая работа: отзыв на прочитанное произведение по предложенному учителем
плану.
Тема 15: А.Вампилов «Свидание» (2 часа)
Практическая работа: инсценирование.
Тема 16: Литературная викторина «Мир литературных героев» (1 час)
Тема 17:Что можно прочитать летом (1 час)
Анализ списка литературы для самостоятельного чтения
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Живая классика»
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
план
Дата факт.
1.
Вводное занятие
Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к
прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных
родов литературы (лирика, эпос, драма).
6.09
23
Л. Улицкая. Рассказы о войне.
Путешествие по страницам любимых книг. Беседа о любимых художественных
произведениях. Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования).
13.09
20.09
45
К. Булычев «Приключения Алисы».
Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством
учителя). Устный рассказ о писателе.
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
Нравственная, оценка героев повести.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
27.09
4.10
5
Книга и подросток. В. Железняков «Чучело»
Обзор новинок современной художественной литературы для
подростков. Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством
учителя). Устный рассказ о писателе.
11.10
68
Просмотр и обсуждение кинофильма «Чучело»
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
Нравственная, оценка героев повести.
18.10
25.10
8.11
9
Час поэзии Беседа о современных поэтах. Чтение и анализ стихов современных
авторов. Устные рассказы о поэтах на основе самостоятельного поиска
материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Выразительное чтение поэзии XX века.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
15.11
1012
Р. Фраерман «Дикая собака Динго». Читаем, думаем, спорим
Образы главных героев (3 ч.)
Образы главных героев (3 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения в
них изобразительновыразительных средств
22.11
29.11
6.12
13
Валентина Осеева «Бабка»
Образы главных героев. Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
Нравственная, оценка героев повести.
13.12
14
Елена Пономаренко «Леночка»
Образы главных героев. Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
20.12
1517
Д. Сабитова «Три твои имени». Образы главных героев .
Образы главных героев. Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
27.12
10.01
17.01
1820
Подготовка к конкурсу «Живая классика»
Практическая работа: подготовка к конкурсу чтецов, участие в школьном конкурсе
«Живая классика».
24.01
31.01
7.02 2122
Театральная гостиная (2 часа)
Просмотр и обсуждение спектакля «Путешествие в счастье»
Просмотр и обсуждение спектакля «Путешествие в счастье»
14.02
21.02
2325
Г. Гордиенко «Подарок ко дню рождения».
Образы главных героев (3 часа)
Практическая работа: чтение с остановками и анализ рассказа на предмет определения
в них изобразительновыразительных средств.
28.02
7.03
14.03
2628
А. Линдгрен «Мио, мой Мио!».
Образы главных героев (2 часа)
21.03
4.04
29
Моя любимая книга.
Практическая работа: отзыв на прочитанное произведение по предложенному учителем
плану.
11.04
3031
А.Вампилов «Свидание»
Чтение по ролям. Практическая работа: инсценирование.
18.04
25.04
3233
Литературная викторина «Мир литературных героев»
2.05
16.05 34
Что можно прочитать летом
Анализ списка литературы для самостоятельного чтения
23.05
6.Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:
5
класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7е изд. – М.: Просвещение, 2011
2.Литература. 59 классы: диалоговые формы обучения / авт.сост. Л.В. Перепелицына. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
3. Литература в таблицах : 511 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ:
Астрель,
2011.
4.Учебнометодический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 58 классы: В помощь
учителю. Сборник / И. Бурж, К. СухаревДериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.:
МККК – 160 с.
5. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
6. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3е изд., испр. – М.:
Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
7.Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод.
рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
8.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие
школьников. – Л., 1974.
9.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение,
1985г.
10.Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль,
вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета,
1987. – 605 с.
11.Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. –
175 с.: ил. – Б. ц.;
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим...: 5 класс: Дидактические материалы по
литературе. —2 4 0 с.: и л. — Обл.
2.Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: 7 класс: Дидактические материалы по литературе. —256 с.: ил. —Обл.
3.Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: 6 класс: Дидактические материалы по
литературе. —224 с.: ил. —Обл.
4.Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
5.Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
6.Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
7.Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа,
8.Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для учся. М.: Просвещение, 1979.
9.Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
10.Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом
Мещерякова, 2008.
Интернетресурсы для ученика и учителя
Художественная литература:
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
2. http://www.100bestbooks.ru/index.php?tag_id=1 — Лучшие
классические книги
Справочноинформационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение
к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
wikipedia
www.
www.k
rugosvet
www.
slovari
www.
rubricon
.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
.ru Электронные словари
.ru Энциклопедия «Рубрикон»
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.